Великий Новгород. Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Богородицы - основное сооружение Антониева монастыря. До наших дней собор дошел с переделками и перестройками (авторы реставрации Л.М. Шуляк, Д.М. Федоров). Вместо узких с полуциркульным завершением окон пробиты широкие. Над сводчатым покрытием устроена шатровая железная кровля. Главки получили характерную для позднего времени луковичную форму. Галереи паперти, окружающие собор, также пристроены позднее. Уничтожены древние хоры. В композиции здания интересно ассиметричное расположение трех глав, одна из которых венчает выдвинутую из общего объема круглую башню. В этой башне заключена лестница, ведущая на " полати " - современные хоры собора. В 1975 г. Г.М. Штендлер и В.М. Ковалевой было проведено дополнительное исследование собора, из которого видно, что это был одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный крестово-купольный храм. Современные западные столбы - это остатки стены. Сохранились фрагменты фресковой росписи в алтаре. Обнаружена фигура, над головой которой надпись " Петр " . Предполагается, что это портрет мастера Петра - строителя собора. Здесь совершился, впервые в древней Руси, отход от канона - трехнефного шестистолпного здания, в котором опорные столбы всегда имели крестчатое сечение. Нет и пилястр, соответствующих крайним столбам с западной стороны. Пилястры на северной и южной стенах впоследствии были срублены. По книге И.И. Кушнир Архитектура Новгорода. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991. Новое движение начинается в Новгороде с построением Богородице-Рождественского собора Антониева монастыря. Его облик настолько гипнотизировал исследователей принципиальной схожестью с остальными постройками, что уже много десятилетий держится гипотеза о создании его тем же мастером Петром. Лишь в последнее время начали отдавать себе отчет в том, как много нового в этом памятнике, причем того нового, которому принадлежит будущее. История возведения здания сама по себе не совсем обычна. Это монастырский собор, и заложен он игуменом; по существу он является первой некняжеской постройкой…

http://sobory.ru/article/?object=00171

Юрьево. Юрьев мужской монастырь. Собор Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты Георгиевский собор был заложен в 1119 г. по приказу князя Всеволода (в крещении Гавриила). Это удивительное по красоте, простоте силуэта и гармоничности форм сооружение. Оно кажется высеченным из единого куска белого камня. Сорор шестистолпный, трехнефный. Фасады расчленены мощными лопатками и имеют два пояса двухступенчатых ниш, чередующихся с поясами окон. Три барабана, несущих три мощные шлемовидные главы, украшены аркатурными поясками. К северо-западному углу собора в одну линию с западным фасадом, примыкает башня, составляющая с ним единое целое. В ней находится спиральная каменная лестница, ведущая на хоры, устроенные для пребывания князя и его семьи. Здесь же, на хорах, располагалось два придела - Благовещения Пречистой Богородицы и святых страстотерпцев Бориса и Глеба.  Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному - все многочисленные разновременные пристройки, возникшие у его стен за восемь веков, были разобраны при реставрационных работах 1931-1935 гг. Но в 1130 г. храм был выше более чем на метр, вместо нынешней четырехскатной кровли имел покрытие, повторяющее форму сводов - позакомарное, в нишах написаны были большие настенные иконы. Фрески 12 века, покрывавшие стены, своды и арки, были сбиты, новая штукатурка покрыта поздней живописью, сохранились только небольшие фрагменты орнаментальных украшений оконных откосов в основном объеме собора и роспись маленького храма, находящегося в северо-западной башне. Строил собор мастер Пётр, строитель Никольского собора на Ярославовом дворище и Рождественского собора Антониева монастыря. В древние времена собор служил усыпальницей. В южной его части под плитами древнего пола находились каменные княжеские гробницы 12 и 13 веков. Тут были похоронены мать Александра Невского Феодосия Мстиславовна, претендент на великокняжеский престол Дмитрий Шемяка и другие. В западной части собора в деревянных колодах были обнаружены погребения посадников: Мирошки и его сына Дмитра Мирошкинича и внука Дмитра – посадника Семена Борисовича, убитого во время восстания 1230 года.

http://sobory.ru/article/?object=05348

Антоний Великий , после Павла Фивейского, начальник отшельнической-монашеской жизни, в Египте 85 . После богатых родителей своих, он по гласу Евангельскому, раздал имение нищим и на 19 году, по совету прп. Павла, поселился в уединенной пещере, невдали от места рождения, (Кома в Гелиополе среднего Египта); здесь пищей его был хлеб и соль, питьем – вода, притом никогда дважды в день, а иногда чрез день и два; сон его был короткий на голой земле; занятием были молитва , псалмопение и рукоделие. В 285 г. он удалился для большего уединения, на берег Черного моря, где в полуразрушенной башне на горе провел 20 лет, два раза в год заготовляя на полугодие пищу; с 305 г. стал он принимать к себе ревнителей благочестия; Иларион, в последствии Великий, основатель монашеской жизни в Палестине, был первый, которого принял Антоний для изучения подвигов отшельничества; с того времени пустыня Антониева стала населяться более и более. Затяжкою борьбой со врагами спасения, следовал в жизни великого ряд чудотворений. Слава необыкновенных подвигов, чудес, душеспасительных наставлений, привлекала весьма многих в пустыню Антония, и он одним указывал жить не вдали от Арсинои (ныне Суэца в нижнем Египте), другим на той же горе, где сам жил. В жестокое гонение Максимина в 311 г. Он приходил в Александрию с тем, чтобы делить с прочими крестные страдания, и одних укреплял на подвиги, за других ходатайствовал пред судьями; около года провел он в этих подвигах. По возвращении в пустыню, обеспокоиваемый множеством посетителей, он отошел на другую гору Колцим (доныне известную с именем горы Антония Великого ) и жил попеременно в трех ее пещерах. Когда открылась ересь Ария, Антоний опять явился защитником истины; в 335 г. он письмом ходатайствовал у императора Константина за пастыря Александрийского Афанасия, тогда изгнанного 86 ; арианский епископ Григорий и гражданский правитель Александрии также арианин получали от него обличительные письма; Антоний бегал от ариан с своей горы как от ядовитых змей, как от предтечей антихриста. Тем не менее они были столько бесстыдны, что подкрепляли свои мысли именем Антония. По возвращении Афанасия на свою кафедру, Антоний явился в Александрии, и в св. собрании пред всеми обличил бесстыдство и нечестие ариан. Это путешествие 104 летнего Антония было торжеством и для Православия, и для Антония; толпы народа следовали за ним, как за великим человеком Божиим, ожидая благословения и чудес. В начале 356 г., на 105 г. жизни, Великий скончался, заповедав, никому не сказывать о месте погребения его 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАВДИЙ ЛИСИЙ [греч. Κλαδιος Λυσας; лат. Claudius Lysias], рим. военачальник, упомянутый в кн. " Деяния св. апостолов " , к-рый спас ап. Павла от гнева рассерженной толпы иудеев во время проповеди в Иерусалиме (Деян 21-23). К. Л. командовал рим. гарнизоном (когортой), расположенным в Антониевой башне , на северо-западе от храма. В задачу гарнизона входило поддержание порядка в храме и в городе. К. Л. именуется «тысяченачальником» (χιλαρχος), этот греч. титул - аналог лат. tribunus militum (трибун воинов - Fitzmyer. 1998. P. 699). Его родовое имя указывает на то, что К. Л. был по происхождению не римлянином, а скорее греком; возможно, он взял имя Клавдий в честь императора при покупке рим. гражданства (Деян 22. 28; Barrett. 1998. P. 1082-1083). Когда ап. Павел и его спутники находились в Иерусалимском храме для ритуального очищения, иудеи из М. Азии спровоцировали толпу, чтобы учинить над ними расправу, обвинив апостола в кощунстве. Стремясь предотвратить самосуд, К. Л. приказал воинам арестовать ап. Павла и доставить в Антониеву башню (Деян 21. 27-36). По всей видимости, К. Л. полагал, что Павел был одним из т. н. египтян (т. е. сикариев) - последователей егип. лжепророка, чье учение спровоцировало восстание, жестоко подавленное прокуратором Иудеи Антонием Феликсом (ок. 52-59) (Деян 21. 38; Ios. Flav. De bell. II 13. 5 Приняв ап. Павла за раба, К. Л. обратился к весьма изуверскому способу дознания его вины - приказал бить его плетьми, однако остановил наказание, испугавшись заявления Павла, что он рим. гражданин (Деян 22. 24-29). К. Л. знал, что за бичевание (лат. verberatio; нередко приводило к тяжелым травмам - Fitzmyer. 1998. P. 711) рим. гражданина (civis romanus) без суда он сам может стать обвиняемым (Деян 22. 27-29). На следующий день К. Л. передал апостола на суд синедриона для предварительного расследования его вины (Деян 22. 30-23. 10). Возможность военного трибуна по своему приказу созвать синедрион заставляет некоторых библейских критиков усомниться в историчности этого отрывка ( Barrett. 1998. P. 1053-1054), однако использовать синедрион К. Л. мог исключительно как совещательный орган, без реальных судебных полномочий, что позволяет рассматривать этот рассказ как достоверный ( Fitzmyer. 1998. P. 716). После речи ап. Павла произошла ссора между саддукеями и фарисеями, и К. Л. был вынужден под защитой стражи забрать его обратно в крепость, оградив тем самым от ярости толпы (Деян 23. 10).

http://pravenc.ru/text/1841223.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Благовещение Пресвятой Богородицы Московская Хотя торжественное празднование дня Благовещения началось в IV веке, но иконы, отображающие это событие, появились в христианской церкви несравненно раньше. Уже в римских катакомбах, в усыпальнице святой Прискиллы, можно найти стенное изображение Благовещения, относящееся к началу II века: здесь бескрылый ангел преклонил колена пред Девой; одну руку он простер к Ней, а в другой держал свиток. Пресвятая Дева изображена сидящей, на лице Ее – выражение удивления и страха. Позднее на иконе изображался архангел Гавриил с крыльями и райской ветвью, как символом радостного приветствия, в руках, а Богоматерь – сидящей или стоящей и читающей книгу, на которой иногда была видна надпись: «Се Дева во чреве приимет». На древнерусских иконах, таких, как, например, мозаичное изображение в киевском Софийском соборе на двух столбах, поддерживающих алтарную арку, или в новгородской Борисоглебской церкви Антониева монастыря Благовещение изображено в другом виде: Пресвятая Дева держит в руках веретено, или початок, и прядет. В московском Успенском соборе или в новгородской Мироносицкой церкви – не Сама Богоматерь прядет, а девы, сидящие при Ее ногах, или дева, сидящая за Ней. Из икон Благовещения, прославившихся своей чудотворной силой, известны две, находившиеся в Москве: в Успенском соборе («Устюжская») и в церкви Благовещения, что на бывшем Житном царском дворе в Кремле. Житницы эти примыкали к безымянной башне, служившей местом заключения преступников. Предание говорит, что сюда при Иоанне Грозном был заключен один оклеветанный воевода. Узник, перенося терпеливо свое несчастье, усердно молился о своем избавлении. И вот однажды ему явилась Богоматерь и приказала просить царя о свободе. Он не решался, боясь увеличить гнев царя. Тогда Царица Небесная вторично явилась ему и обещала Свою помощь. Воевода повиновался. Посланные от царя люди, подойдя к тюрьме, были поражены, увидев на стене башни самописанную икону Благовещения. Царь, узнав об этом чуде, освободил воеводу, а при образе приказал воздвигнуть деревянную часовню. Императрица Анна Иоанновна в 1731 году построила здесь храм таким образом, что внешняя стена башни с иконой стала внутренней южной стеной церкви. Образ этот, изображенный на штукатурке, был украшен великолепным киотом. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Благовещение Пресвятой Богородицы Московская " .

http://pravicon.com/info-15

В 1944 г., при проведении работ по укреплению древней штукатурки, в башне собора была открыта уникальная светская роспись XII в. (напомним, что и в одном из древнейших храмов на Руси, в Софии Киевской, светские фрески тоже расположены в лестничных башнях, ведущих на хоры – место молитвы знатных верующих). Стенопись исполнена красно-коричневой охрой без каких-либо теней и нанесена на розовато-кремовую, хорошо отполированную поверхность. В Антониевском соборе рисунки расположены достаточно бессистемно, и трудно понять, что задумано автором в целом, и задумано ли. Где-то лев изображен, где-то – существо, похожее на китовраса (кентавра). В любом случае эти рисунки представляют исключительный интерес: ведь именно в башне, в одной из ниш-келий, сделанных прямо в стене, провел свои последние годы сам Антоний. Сейчас монастырский комплекс включает помимо Рождественского собора с его поздними пристройками монастырскую стену с проездными арками, Настоятельский и Казначейский корпуса (XVII-XIX вв.), церковь Сретения с трапезной (XVI в.). Во дворе монастыря играют в футбол студенты. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 6 мая, 2022 27 марта, 2022 16 августа, 2011 5 сентября, 2014 20 июля, 2015 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 27 марта, 2022 16 августа, 2011 5 сентября, 2014 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/antoniev-monastyir-chu...

Китоврас. Фрагмент резьбы браслета XII–XIII вв. (ГРМ) Китоврас. Фрагмент резьбы браслета XII–XIII вв. (ГРМ) Наряду с другими фантастическими существами кентавры могли упоминаться в Житиях св. отшельников. Напр., в иконографии прп. Антония Великого отражен эпизод из его Жития, когда святой встретил в пустыне указующего ему путь кентавра. Этот сюжет представлен в росписи Спасо-Преображенского собора Евфросиниева полоцкого монастыря (3-я четв. XII в.), в клейме житийной иконы XVI в. (Византийский музей, Афины), на гравюре киевского мастера XVII в. ( Ровинский. Словарь граверов. С. 34, 410). В Др. Руси наиболее ранние изображения К. связаны с искусством Вел. Новгорода. Так, на резной деревянной колонне, найденной при археологических раскопках и датированной XI в., К. показан не с конскими, а со звериными ногами. Он держит себя за хвост, вплетенный в окружающий его орнамент. Среди рисунков, выполненных красной охрой по штукатурке на стенах лестничной башни Рождественского собора Антониева мон-ря в Вел. Новгороде (XII в.), присутствует образ существа с человеческой головой и со звериным телом, возможно К. В. Д. Сарабьянов предположил, что отличающиеся строгим, аскетическим стилем рисунки на стенах лестницы в башне, к-рая вела в помещение для закрытых монашеских богослужений, связаны с символикой смирения и покаяния, а образ К. мог пониматься «как символ отказа от мира ради обретения высшей мудрости, постигаемой в уединении, что было созвучно идеям монашеской аскезы» ( Сарабьянов В. Д. Помещения 2-го этажа в древнерус. церквах, их богослужебная функция и иконография//Искусство Др. Руси и стран визант. мира: Мат-лы 2-й науч. конф., посвящ. 75-летию… В. А. Булкина. СПб., 2012. Вып. 2. С. 30). Лит. сборник XVIII в. упоминает некое изображение К. (в короне, со скипетром и с сосудом в руках) на «святом образе» в Спасо-Преображенской ц. Вел. Новгорода (РНБ. Мих. 532Q. Л. 147 об.). Китоврас. Миниатюра из сб. мон. Евфросина. 90-е гг. XV в. (РНБ. КБ 111088. Л. 127) Китоврас. Миниатюра из сб. мон. Евфросина. 90-е гг. XV в. (РНБ. КБ 111088. Л. 127)

http://pravenc.ru/text/1841151.html

было, между прочим, сказано, что «главной заботой Комиссии служить поддержке и, если возможно, полной реставрация так называемой Водяной башни, во втором этаже которой помещалась домовая церковь Ростовских владык. Эта башня имеет непрерывную связь с древними митропольными хоромами, где жил с 1605г. знаменитый родоначальник Царствующего Дома Романовых, Ростовский митрополит Филарет, поступивший на Ростовскую кафедру, как известно, из иноков Холмогорского Антониева-Сийского монастыря. В 1609 г. он был взят поляками в Ростовском Успенском соборе. Современный Ростовский летописец XVII в. подробно и красноречиво описал эту, полную драматизма, историю. Дом знаменитого иерарха, хотя и поврежден новейшими переделками, но вполне возможен для реставрации в том виде, в каком он был, как жилище родоначальника Царствующей Фамилии. Особенно не трудно восстановить и примыкающую к этому дому, находящуюся в Водяной башне, Всехсвятскую церковь . Храм этот уже был реставрирован в начале прошлого века известным Ростовским епископом Досифеем, но в начале нынешнего столетия пострадал не столько от ветхости, сколько от невнимания к отечественным памятникам. Он был нарушен и иконостас продан в церковь села Никольского, что в Горах, где в недавнее еще время и этот иконостас, замененный новым, сожжен. Восстановлением Всехсвятской церкви будет, так сказать, поставлен памятник великому Русскому историческому деятелю. Всероссийскому патриарху Филарету, имя которого всецело принадлежит истории. Конечно, средств у Комиссии нет, но их не было и при самом ее учреждении, однако с 1883 г., благодаря просвещенной и христианской поддержке истинно русских людей – Королевых, Кекиных, Вахрамеевых, Рулева и др., Комиссия восстановила положительно из развалин: храм Григорьевского монастыря – Затвора, Иоанна-Богословскую, Одигитриевскую и Воскресенскую церкви; Белую Палату, Княжьи терема, часть стены и библиотечную башню. Русские люди всегда придут на помощь восстановлению храма Божия и такого знаменитого исторического памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Возможны лишь два варианта ширины алтарной преграды Георгиевского собора: находясь в проеме триумфальной арки, она была около 480 см, располагаясь в пространстве между западными ветвями алтарных столбов – около 600 см 450 . В первом случае преграда могла иметь только две иконы. «Устюжское Благовещение» уже по своему иконографическому содержанию не может претендовать на эту роль. Что касается «Св. Георгия», то известны варианты, когда один из двух главных образов в программе преграды отводился под патрональ- иос изображение 451 . В таком варианте преграда могла иметь трехчастную компо- шцию. состоящую из равных проемов шириной около 140 см (при ширине иконы «Св. Георгий» 142 см), два из которых были заполнены иконами, а центральный врагами, и четырех столбцов шириной по 15 см, что в целом составляет 180 см. Но при таком составе икон отпадает наше предположение о копийном характере росписей башни собора, где образ патрона собора св. Георгия отодвину г от центра и расположен вслед за Богородицей. Возможен второй вариант, когда преграда имела четыре иконы, и в таком случае, казалось бы, получает право на расположение в ней и парное «Св. Георгию» «Устюжское Благовещение». Однако такой преграде не находится места, поскольку, размещая четыре иконы с шириной не менее 140 см в проеме между западными гранями алтарных столбов не остается пространства для царских дверей. Итак, изложенные данные показывают. что существующего материала, к сожалению, абсолютно недостаточно для реконструкции типа преграды Георгиевского собора, которая могла быть как закрытого, так и открытого типа, что же касается фрески в башне, то она, вероятнее всего, ориентировалась не на конкретный, а на обобщенный образец. Подчеркнуто иконный характер этих изображений показывает, что подобные парные образы, обрамлявшие вход в алтарь, были хорошо известны новгородцам. однако такие иконы могли располагаться не обязательно в самой алтарной преграде, а и на столбах по сторонам. Рассмотренные примеры новгородских алтарных преград XI и раннего XII в. не обладают тем объемом данных, которые позволили бы убедительно соотнести их с памятниками византийского мира. В целом они не противоречат, но и не подтверждают распространенное мнение, сформулированное М. Хадзидакисом, который, проанализировав многие памятники Греции, пришел к выводу, что практика заполнения ингерколумниев иконами появилась уже в XI в., а в XII столетии закрытая алтарная преграда стала повсеместным явлением, прокладывая путь к формированию высокого иконостаса 452 . Однако, если мы обратимся к анализу других новгородских храмов XII в., то перед нами предстанет куда более наполненная и системная, и в то же время чрезвычайно своеобразная картина. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Что сейчас исполняется, есть ли те, кто может исполнять, есть ли школа? И. Коновалов: -  Русский православный колокольный звон - это прежде всего ритмическая основа. Большой колокол задает ритм или это делает звонарь от педали. На этот ритм накладываются четыре четверти переборы и трезвон. Русский звон не предполагает исполнения мелодий, хотя такие примеры в истории были. Один звонарь Данилова монастыря играл «Коробочку». Владыка Тихон ему говорил, что здорово, но богословие в звуках лучше. Опять напомню, что нигде нет указаний, можно или нет играть мелодии на колоколах. Возьмем храм Иоанна Богослова на реке Ишне. Там только 4 колокола - Чайковского не сыграешь. Звон и должен строиться из того набора, который есть. Для церковного звона достаточно и одного колокола. В Новгородской Софии на южной стороне нашли балку, где висел один колокол. Три висело в Софии Константинопольской. При освящении я нашел там несущие балки.  В лестничной башне я нашел отпиленные балочки, обложенные в арках, там же, где стоят балки в Антониевском соборе Рождества Богородицы в Новгороде. Колокола было слышно и в храме и наружу, они висели как раз на апсиду. Нашел колокол и в Ирине. Там тоже есть арка, где находился колокол, видно эту арку заложенную, балка читается спокойно. Е.Никифоров: -  Что такое богословие в звуках? И. Коновалов: -  Благозвучие колокола, который среди ряда обертонов не выдает никаких болезненных звуков. Как бежит сороконожка, а две ножки у нее заплетаются. Благо – звучие, гармония основных и дополнительных частот. Об этом написал впервые профессор Гарварда Эдвард Вильямс. Он у нас был в 82 году, мы виделись. Он описал русский колокол как звонкую или звонящую икону. Наши ярославские колокольные деятели продлили это: подбор колоколов – звучащий иконостас. Я могу согласиться! И ритмическая основа  - то, подо что идет торжественное шествие. В свое время я в Данилове играл «Христос Воскресе». Там были такие колокола. Но это вовсе не обязательно. Нужно иметь Карильон, который, кстати, есть в храме Вооруженных сил.  

http://radonezh.ru/2023/10/09/sosudy-zve...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010