Робинсон говорит, что она занимала всю северную часть нынешнего Гарама. Золотые ворота, кажется, отвечают башне в семьдесят локтей 43 вышиной, господствовавшей над пространством, занятым храмом и зданиями, входившими в ограду крепости; северо-западный же угол, по-видимому, занят был собственно цитаделью, построенной на скале в пятьдесят локтей вышины, с крутыми обрывами во все стороны. С севера она отделялась от холма Везефы глубоким рвом, остатки которого Робинсон видит в яме, считаемой ныне за древнюю Вифезду. Южным концом Антониева крепостца прилегала к северным портикам храма, и хотя оба эти здания были часто смешиваемы под одним общим названием, однако же рассказ об осаде Тита свидетельствует, что портики храма представляли вторую оборонительную линию, параллельную крепостце Антония. Тит разрушил впоследствии до основания помянутую крепостцу, и, вероятно, к этому времени должно отнести увеличение ограды, которая позже приведена в правильные очертания, в каких видим ее ныне в Гарам эш-Шерифе. Здания, примыкающие теперь к северо-западной части стены Гарама, воздвигнуты на остатках древней цитадели, бывшей во времена Спасителя резиденцией Пилата. Следы входа в его палаты заметны поныне. Симметрически перемешанные плиты красного и желтого мрамора, карниз из белого мрамора и арка из простого камня, позднейшего дела, вошли в состав уличной стены, находящейся по левую сторону от входа в город. Сохранилась также последняя ступень от круглого крыльца, выходившего на улицу; ступени лестницы были одеты белым мрамором. Они перенесены крестоносцами в Рим, где помещаются теперь в особом здании, именуемом La Scala Santa, близ базилики Иоанна Латеранского. Вверху лестницы устроено в помянутом здании несколько часовен, для обыкновенного сообщения с которыми служат две боковые лестницы. Scala Santa («Святая лестница’), по которой всходил Искупитель к нечестивому судилищу и спускался окровавленный и поруганный, чтобы идти на казнь, состоит из двадцати восьми ступеней, по которым дозволяется теперь подниматься не иначе как на коленях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

109 Мощи святого Нифонта почивают в Антониевой пещере. Память его празднуется повсеместно, по установлению митрополита Макария (в XVI в.). 111 Святой Илия-Иоанн был поставлен в сан епископа без пострижения в монашество (см.: в «Прибавления к Творениям святых Отцов за 1862 год», статью о сане епископском, стр. 369). 112 Изображение Спасителя, перед которым молился святой Илия-Иоанн, находится на каменной стене притвора, или сеней, перед входом в Грановитую палату, в Иоанновском корпусе Новгородского архиерейского дома. В недавнее время устроена в этой палате церковь во имя святителя Иоанна. 113 По народному преданию, вынесенная святителем икона поставлена на Белой башне, которая одна только из всех наружных укреплений Новгорода сохранилась до нашего времени. 114 Чудотворная икона Знамения Божией Матери находится в Знаменском соборном храме, воздвигнутом в честь ее новгородцами в 1355 и перестроенном в1682 году. Под левым оком изображения заметно небольшое пятно от поражения стрелой. На украшение иконы употреблено более 12 фунтов золота. – Знамение Богородицы изображалось на печати Владык Новгородских. 115 Выражение из рукописного жития святого Иоанна. (Сборник в библиотеке Святотроицкой Сергиевой Лавры, 692, л. 8). 117 Мощи святителя Иоанна обретены в 1440 году и почивают в богатой серебряной раке в Предтеченском приделе Софийского собора. Брат и преемник его, блаженный архиепископ Гавриил, также удостоенный архиерейства без пострижения, после шестилетнего святительства принял на себя схиму с именем Григория и почил 24 мая 1193 года. На гробнице его, под помостом Предтеченского придела, положено изображение святителя в рост. 118 Нетленные мощи святого князя Мстислава почивают открыто у южной стены соборного алтаря св. Софии в бронзовой раке, которой подножием служит аспидная (красноватого шифера) гробница святого князя Владимира. Время открытия мощей и переложения их из апсидной в бронзовую раку неизвестно. 119 Этот храм, построенный преподобной Евфросинией, в просторечии называется Спас-Юревичи (Спас-Георгиев); он сохраняет доселе как снаружи, так и внутри, неизглаженные временем признаки священной древности. На стенах церкви уцелело стенное писание в древнем византийском вкусе, а на хорах – две крестообразные кельи, место молитвы преподобной Евфросинии и сестры ее Градиславы. В 1832 году эта церковь , бывшая в руках униатов, передана в духовное ведомство православного исповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Антоний Великий , после Павла Фивейского, начальник отшельнической-монашеской жизни, в Египте 85 . После богатых родителей своих, он по гласу Евангельскому, раздал имение нищим и на 19 году, по совету прп. Павла, поселился в уединенной пещере, невдали от места рождения, (Кома в Гелиополе среднего Египта); здесь пищей его был хлеб и соль, питьем – вода, притом никогда дважды в день, а иногда чрез день и два; сон его был короткий на голой земле; занятием были молитва , псалмопение и рукоделие. В 285 г. он удалился для большего уединения, на берег Черного моря, где в полуразрушенной башне на горе провел 20 лет, два раза в год заготовляя на полугодие пищу; с 305 г. стал он принимать к себе ревнителей благочестия; Иларион, в последствии Великий, основатель монашеской жизни в Палестине, был первый, которого принял Антоний для изучения подвигов отшельничества; с того времени пустыня Антониева стала населяться более и более. Затяжкою борьбой со врагами спасения, следовал в жизни великого ряд чудотворений. Слава необыкновенных подвигов, чудес, душеспасительных наставлений, привлекала весьма многих в пустыню Антония, и он одним указывал жить не вдали от Арсинои (ныне Суэца в нижнем Египте), другим на той же горе, где сам жил. В жестокое гонение Максимина в 311 г. Он приходил в Александрию с тем, чтобы делить с прочими крестные страдания, и одних укреплял на подвиги, за других ходатайствовал пред судьями; около года провел он в этих подвигах. По возвращении в пустыню, обеспокоиваемый множеством посетителей, он отошел на другую гору Колцим (доныне известную с именем горы Антония Великого ) и жил попеременно в трех ее пещерах. Когда открылась ересь Ария, Антоний опять явился защитником истины; в 335 г. он письмом ходатайствовал у императора Константина за пастыря Александрийского Афанасия, тогда изгнанного 86 ; арианский епископ Григорий и гражданский правитель Александрии также арианин получали от него обличительные письма; Антоний бегал от ариан с своей горы как от ядовитых змей, как от предтечей антихриста. Тем не менее они были столько бесстыдны, что подкрепляли свои мысли именем Антония. По возвращении Афанасия на свою кафедру, Антоний явился в Александрии, и в св. собрании пред всеми обличил бесстыдство и нечестие ариан. Это путешествие 104 летнего Антония было торжеством и для Православия, и для Антония; толпы народа следовали за ним, как за великим человеком Божиим, ожидая благословения и чудес. В начале 356 г., на 105 г. жизни, Великий скончался, заповедав, никому не сказывать о месте погребения его 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Китоврас. Фрагмент резьбы браслета XII–XIII вв. (ГРМ) Китоврас. Фрагмент резьбы браслета XII–XIII вв. (ГРМ) Наряду с другими фантастическими существами кентавры могли упоминаться в Житиях св. отшельников. Напр., в иконографии прп. Антония Великого отражен эпизод из его Жития, когда святой встретил в пустыне указующего ему путь кентавра. Этот сюжет представлен в росписи Спасо-Преображенского собора Евфросиниева полоцкого монастыря (3-я четв. XII в.), в клейме житийной иконы XVI в. (Византийский музей, Афины), на гравюре киевского мастера XVII в. ( Ровинский. Словарь граверов. С. 34, 410). В Др. Руси наиболее ранние изображения К. связаны с искусством Вел. Новгорода. Так, на резной деревянной колонне, найденной при археологических раскопках и датированной XI в., К. показан не с конскими, а со звериными ногами. Он держит себя за хвост, вплетенный в окружающий его орнамент. Среди рисунков, выполненных красной охрой по штукатурке на стенах лестничной башни Рождественского собора Антониева мон-ря в Вел. Новгороде (XII в.), присутствует образ существа с человеческой головой и со звериным телом, возможно К. В. Д. Сарабьянов предположил, что отличающиеся строгим, аскетическим стилем рисунки на стенах лестницы в башне, к-рая вела в помещение для закрытых монашеских богослужений, связаны с символикой смирения и покаяния, а образ К. мог пониматься «как символ отказа от мира ради обретения высшей мудрости, постигаемой в уединении, что было созвучно идеям монашеской аскезы» ( Сарабьянов В. Д. Помещения 2-го этажа в древнерус. церквах, их богослужебная функция и иконография//Искусство Др. Руси и стран визант. мира: Мат-лы 2-й науч. конф., посвящ. 75-летию… В. А. Булкина. СПб., 2012. Вып. 2. С. 30). Лит. сборник XVIII в. упоминает некое изображение К. (в короне, со скипетром и с сосудом в руках) на «святом образе» в Спасо-Преображенской ц. Вел. Новгорода (РНБ. Мих. 532Q. Л. 147 об.). Китоврас. Миниатюра из сб. мон. Евфросина. 90-е гг. XV в. (РНБ. КБ 111088. Л. 127) Китоврас. Миниатюра из сб. мон. Евфросина. 90-е гг. XV в. (РНБ. КБ 111088. Л. 127)

http://pravenc.ru/text/1841151.html

Юрьево. Юрьев мужской монастырь. Собор Георгия Победоносца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Георгиевский собор был заложен в 1119 г. по приказу князя Всеволода (в крещении Гавриила). Это удивительное по красоте, простоте силуэта и гармоничности форм сооружение. Оно кажется высеченным из единого куска белого камня. Сорор шестистолпный, трехнефный. Фасады расчленены мощными лопатками и имеют два пояса двухступенчатых ниш, чередующихся с поясами окон. Три барабана, несущих три мощные шлемовидные главы, украшены аркатурными поясками. К северо-западному углу собора в одну линию с западным фасадом, примыкает башня, составляющая с ним единое целое. В ней находится спиральная каменная лестница, ведущая на хоры, устроенные для пребывания князя и его семьи. Здесь же, на хорах, располагалось два придела - Благовещения Пречистой Богородицы и святых страстотерпцев Бориса и Глеба.  Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному - все многочисленные разновременные пристройки, возникшие у его стен за восемь веков, были разобраны при реставрационных работах 1931-1935 гг. Но в 1130 г. храм был выше более чем на метр, вместо нынешней четырехскатной кровли имел покрытие, повторяющее форму сводов - позакомарное, в нишах написаны были большие настенные иконы. Фрески 12 века, покрывавшие стены, своды и арки, были сбиты, новая штукатурка покрыта поздней живописью, сохранились только небольшие фрагменты орнаментальных украшений оконных откосов в основном объеме собора и роспись маленького храма, находящегося в северо-западной башне. Строил собор мастер Пётр, строитель Никольского собора на Ярославовом дворище и Рождественского собора Антониева монастыря. В древние времена собор служил усыпальницей. В южной его части под плитами древнего пола находились каменные княжеские гробницы 12 и 13 веков. Тут были похоронены мать Александра Невского Феодосия Мстиславовна, претендент на великокняжеский престол Дмитрий Шемяка и другие. В западной части собора в деревянных колодах были обнаружены погребения посадников: Мирошки и его сына Дмитра Мирошкинича и внука Дмитра – посадника Семена Борисовича, убитого во время восстания 1230 года.

http://sobory.ru/article/?object=05348

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАВДИЙ ЛИСИЙ [греч. Κλαδιος Λυσας; лат. Claudius Lysias], рим. военачальник, упомянутый в кн. " Деяния св. апостолов " , к-рый спас ап. Павла от гнева рассерженной толпы иудеев во время проповеди в Иерусалиме (Деян 21-23). К. Л. командовал рим. гарнизоном (когортой), расположенным в Антониевой башне , на северо-западе от храма. В задачу гарнизона входило поддержание порядка в храме и в городе. К. Л. именуется «тысяченачальником» (χιλαρχος), этот греч. титул - аналог лат. tribunus militum (трибун воинов - Fitzmyer. 1998. P. 699). Его родовое имя указывает на то, что К. Л. был по происхождению не римлянином, а скорее греком; возможно, он взял имя Клавдий в честь императора при покупке рим. гражданства (Деян 22. 28; Barrett. 1998. P. 1082-1083). Когда ап. Павел и его спутники находились в Иерусалимском храме для ритуального очищения, иудеи из М. Азии спровоцировали толпу, чтобы учинить над ними расправу, обвинив апостола в кощунстве. Стремясь предотвратить самосуд, К. Л. приказал воинам арестовать ап. Павла и доставить в Антониеву башню (Деян 21. 27-36). По всей видимости, К. Л. полагал, что Павел был одним из т. н. египтян (т. е. сикариев) - последователей егип. лжепророка, чье учение спровоцировало восстание, жестоко подавленное прокуратором Иудеи Антонием Феликсом (ок. 52-59) (Деян 21. 38; Ios. Flav. De bell. II 13. 5 Приняв ап. Павла за раба, К. Л. обратился к весьма изуверскому способу дознания его вины - приказал бить его плетьми, однако остановил наказание, испугавшись заявления Павла, что он рим. гражданин (Деян 22. 24-29). К. Л. знал, что за бичевание (лат. verberatio; нередко приводило к тяжелым травмам - Fitzmyer. 1998. P. 711) рим. гражданина (civis romanus) без суда он сам может стать обвиняемым (Деян 22. 27-29). На следующий день К. Л. передал апостола на суд синедриона для предварительного расследования его вины (Деян 22. 30-23. 10). Возможность военного трибуна по своему приказу созвать синедрион заставляет некоторых библейских критиков усомниться в историчности этого отрывка ( Barrett. 1998. P. 1053-1054), однако использовать синедрион К. Л. мог исключительно как совещательный орган, без реальных судебных полномочий, что позволяет рассматривать этот рассказ как достоверный ( Fitzmyer. 1998. P. 716). После речи ап. Павла произошла ссора между саддукеями и фарисеями, и К. Л. был вынужден под защитой стражи забрать его обратно в крепость, оградив тем самым от ярости толпы (Деян 23. 10).

http://pravenc.ru/text/1841223.html

1050-1052, НГОМЗ). Внушительный размер иконной доски (236×147 см), нехарактерный для визант. иконописи, позволяет предполагать ее местное происхождение, однако этот вопрос остается дискуссионным, поскольку на иконе имеются многочисленные записи (Иконы Вел. Новгорода. 2008. Кат. 1). Не установлены пока точная датировка (от сер.- 3-й четв. XI в. до 3-й четв. XII в.) и происхождение (новгородское или киевское) полуфигурного изображения вмч. Георгия на 2-сторонней иконе с образом Богоматери «Одигитрия» на лицевой стороне (ГММК; Иконы Успенского собора Моск. Кремля XI - нач. XV в.: Кат. М., 2007. Кат. 1). Классическая красота лика с тонкими чертами, ясный взгляд больших глаз, чистые краски, выразительный и лаконичный силуэт ставят это произведение в один ряд с визант. иконами того времени. Вероятно, одновременно с росписью Георгиевского собора Юрьева мон-ря была создана икона «Вмч. Георгий» (ГТГ) с изображением св. воина в полный рост. Торжественность фигуры со слегка приземистыми пропорциями, а также крупный размер доски (230×142 см) указывают на храмовый характер «настолпного» образа. Контраст объемно написанного лика и уплощенной фигуры находит прямые аналогии с росписями в соборе Антониева мон-ря и в купольной церкви в башне Георгиевского собора Юрьева мон-ря; фронтальность и величественность позы, статичность и отсутствие позема дают возможность сопоставления с изображениями пророков в барабане Св. Софии. Открытым остается вопрос о происхождении иконы «Благовещение» (1-я треть XII в., ГТГ) с редким иконографическим изводом, где на лоне Богоматери помещается Младенец Христос (иллюстрация непорочного зачатия Девы Марии), а в полукруглом сегменте неба представлен образ Ветхого денми, осеняющего фигуру Богоматери лучом света (изображение луча не сохр.). Подобная трактовка образа Божией Матери встречается в иллюстрациях Акафиста на визант. миниатюрах ( Смирнова. 2002). Предполагается, что икона могла быть написана как для Георгиевского собора Юрьева мон-ря, так и для Благовещенской ц.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Что сейчас исполняется, есть ли те, кто может исполнять, есть ли школа? И. Коновалов: -  Русский православный колокольный звон - это прежде всего ритмическая основа. Большой колокол задает ритм или это делает звонарь от педали. На этот ритм накладываются четыре четверти переборы и трезвон. Русский звон не предполагает исполнения мелодий, хотя такие примеры в истории были. Один звонарь Данилова монастыря играл «Коробочку». Владыка Тихон ему говорил, что здорово, но богословие в звуках лучше. Опять напомню, что нигде нет указаний, можно или нет играть мелодии на колоколах. Возьмем храм Иоанна Богослова на реке Ишне. Там только 4 колокола - Чайковского не сыграешь. Звон и должен строиться из того набора, который есть. Для церковного звона достаточно и одного колокола. В Новгородской Софии на южной стороне нашли балку, где висел один колокол. Три висело в Софии Константинопольской. При освящении я нашел там несущие балки.  В лестничной башне я нашел отпиленные балочки, обложенные в арках, там же, где стоят балки в Антониевском соборе Рождества Богородицы в Новгороде. Колокола было слышно и в храме и наружу, они висели как раз на апсиду. Нашел колокол и в Ирине. Там тоже есть арка, где находился колокол, видно эту арку заложенную, балка читается спокойно. Е.Никифоров: -  Что такое богословие в звуках? И. Коновалов: -  Благозвучие колокола, который среди ряда обертонов не выдает никаких болезненных звуков. Как бежит сороконожка, а две ножки у нее заплетаются. Благо – звучие, гармония основных и дополнительных частот. Об этом написал впервые профессор Гарварда Эдвард Вильямс. Он у нас был в 82 году, мы виделись. Он описал русский колокол как звонкую или звонящую икону. Наши ярославские колокольные деятели продлили это: подбор колоколов – звучащий иконостас. Я могу согласиться! И ритмическая основа  - то, подо что идет торжественное шествие. В свое время я в Данилове играл «Христос Воскресе». Там были такие колокола. Но это вовсе не обязательно. Нужно иметь Карильон, который, кстати, есть в храме Вооруженных сил.  

http://radonezh.ru/2023/10/09/sosudy-zve...

Климента. 117 Такова церковь св. Георгия в Юрьеве Польском или Владимирском (ныне городской собор), построенная в 1230г. Святославом Всеволодовичем на месте бывшей каменной же церкви Юрия Долгорукого (план церкви в Собрании карт, планов и пр., лист XIII). 118 О башне Николо-Дворищенского собора, теперь застроенной и невидной, см. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях, архимандрита Макария I, 257. [Башни находились при всех или многих каменных церквах Владимирско-Суздальских и уничтожены только в позднейшее время (башня Владимирского Дмитриевского собора уничтожена, увы! при учёно-археологической его реставрации в 1835г.), см. Полевого Очерки русской истории по памятникам быта, II, стр. 222, примечание 96, со ссылкой на статью покойного Тихонравова: «Княгинин Успенский девичий монастырь во Владимире Кляземском», помещённую в Памятной книжке Владимирской губернии на 1862г.] 119 Ипатская летопись 1175г., 2 издание стр. 396: «столп позлати (Боголюбский) изовну церкви» (Владимирской); Лаврентьевская летопись под 1185г., 2 издание стр. 372: «терем». 120 См. в Чтениях Общества Истории и Древностей год третий, 1847й, Смесь, статью М. Маркова: О достопамятностях Чернигова, стр. 15–16. 121 Башня Софийского собора находится собственно не извне собора, а внутри его западной паперти, над кровлей которой (особой от кровли самого собора) возвышается только её верх. Из этого, между прочим, и видно, что паперть, заключающая и скрывающая в себе башню, которой бы должно быть снаружи, пристроена после. Верх башни над кровлей паперти смотрит как бы куполом, так что с этим недействительным куполом всех куполов на соборе шесть (наш купол, как мы сказали, ниже побочных действительных куполов примерно на аршин). На церквах Антониева и Юрьева монастырей, которые собственно суть однокупольные, в параллель к верхам башен, которые выглядят куполами (или главами), в позднейшее время поставлены на северо-западных углах (а башни на южной стороне у юго-западных углов) купола.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Подвижники эти, подобно мученикам трех первых веков, уже не боролись истязаниями своего тела с враждующими против них и Христа владыками мира, но на самих себя обратили исполинские силы своего духа, изгоняя себя в безлюдные пустыни, не изнемогая под бременем лет, хотя целые столетия лежали на их раменах, и только переходя из славы в славу, когда меняли одежду плоти на одежду нетления: ибо еще до смерти уже не принадлежали земле, вторя ликам Ангельским на небесах. Великий Антоний был их отцом. К его уединенной башне стали собираться бесчисленные ученики и поселились вокруг, в малых келиях, смазанных из глины на песках или иссеченных в камне. Это было в окрестностях Мемфиса и Вавилона, между Нилом и Чермным морем, в пустыне. Св. Афанасий, друг Антониев, был храмом, исполненным божественных ликов; вся жизнь отшельников протекала в чтении и пении псалмов, посте, бдении и молитве; вся их надежда – ожидание благ будущих, ибо они не имели на земле пребывающего града, но искали грядущего и жили в совершенной любви и единстве духа, питая себя и нищих трудами рук своих. Блаженные жители духовных оазисов вдали от мира и всех страстей его пеклись только о правде Божи-ей и благочестии, ревнуя друг для друга, как бы им достигнуть небесного наследия. Антоний поучал их не только примером, но и частыми беседами, внушая им иметь одну только цель – спасение, и не почитать за великое то, что оставили в мире, но полагать Царствие Божие внутрь себя и жить каждый день как бы уже последний. Сам он достиг такого совершенства, что мог сказать о себе великое слово: «Я уже не боюсь Бога, а только люблю Его». И проводил дни свои в непрестанном богомыслии, ночи же на молитве; нередко восходящее солнце заставало его еще молящимся с полуночи, и святой отшельник обращал к нему кроткий укор: «Зачем развлекаешь меня своими лучами, о солнце, как будто желая похитить у меня созерцание истинного света». Утомленный, однако же, множеством учеников и притекавших к нему за исцелениями, Антоний тайно их оставил и, по небесному внушению, погрузился во внутренность пустыни, где опять уединился на дикой горе Колзим, в двух тесных келиях: одна из них, на вершине утеса, служила ему приютом от толпы народной, ибо и там недолго мог он укрыться от искавших его учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010