Прежде латиняне пришли в лавру св. Афанасия, потом в Иверскую лавру, в Ватопедскую обитель. За неповиновение беззаконникам многие иноки приняли мученические венцы, а обители были преданы разрушению и сожжению. Затем они перешли на другую сторону Горы и достигли обители св. вмч. Георгия, именуемой Зограф. По приказу Михаила слуги папы обрушились на Зографский болгарский монастырь. Когда инокам было предъявлено требование принять унию, никто из них не хотел даже слушать о католичестве. Большинство зографцев покинуло обитель, а самые твердые, числом 26, остались в монастырской башне. Это были: игумен Фома, иноки Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и четыре мирянина. Святые мученики за веру православную были сожжены в монастырской башне 10 октября 1284 года. Память пострадавших преподобномучеников празднуется вместе со всеми святыми, подвизавшимися на Святой Горе, — в Неделю, следующую по Неделе Всех Святых. Но празднуется и отдельно память преподобномучеников: Иверских — в Ивере (13/26 мая), Ватопедских — в Ватопеде (4/17 января), Зографских — в Зографе (10/23 октября). Октябрь 11 Феофан Печерский, преподобный Преподобный Феофан, называемый Постник, подвизался в Киево–Печерской обители в XII b. Название преподобного Постником показывает, что он угодил Господу строгим постом и воздержанием. Однако в древних сказаниях совершенно не описываются его труды и подвиги. Святые мощи прп. Феофана открыто почивают в Ближней, Антониевой, пещере Киево–Печерской лавры. Память празднуется общецерковно. Октябрь 12 Амфилохий Глушицкий, преподобный О жизни и подвигах прп. Амфилохия Глушицкого дошло до нас очень мало сведений. Где родился прп. Амфилохий, кто были его родители, как прошли детские годы подвижника — обо всем этом не сохранилось никаких известий. Известно, что преподобный подвизался в одном из монастырей города Устюга Великого и подвизался, вероятно, немалое время, потому что там он получил сан священника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

В.Д. Сарабьянов, чьи исследования чрезвычайно важны для рассматриваемого вопроса, также предполагает, что кельи на хорах и в башнях древнерусских домонгольских храмов устраивались для лиц, обладающих высоким духовным авторитетом, и даже могли являться прерогативой заказчиков строительства и настоятелей. Исследователь считает, что именно функция затвора для осуществления «личного молитвенного подвига» могла быть главной для помещений в башнях соборов Антониева и Георгиевского монастырей в Новгороде и на хорах соборов Мирожского монастыря во Пскове и Евфросиньева монастыря в Полоцке Северо-западная башня собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде, заложенного либо в 1116 г., либо в 1117 г. (по данным разных летописей), ведет сначала на хоры собора, а затем в купол, где был устроен придел, согласно житию Антония, освященный во имя отшельников Онуфрия Великого и Петра Афонского c. 181]. В толще стыка западной стены собора и окружности башни перед хорами расположена небольшая ниша-келья. В.Д. Сарабьянов считает, что изображение монаха-столпника, расположенное вплотную с нишей, не оставляет сомнений в характере ее использования и что именно она является тем местом, где, по преданию, Антоний провел свои последние годы c. 183]. Ее пол значительно ниже уровня ступеней лестницы, а верхняя часть ранее была частично замурована, так что оставался лишь небольшой проем, открытый на лестницу. В нише есть маленькое окошко наружу. В башне Георгиевского собора Юрьева монастыря, заложенного в 1119  г., по ходу подъема в главу были размещены четыре ниши. Но по мере подъема меняется их конфигурация. Первая ниша, в основании башни, задумана для коленопреклоненной молитвы, две средние вмещают человека в рост, но закрывают по пояс и по плечи. Четвертая ниша расположена перед входом в придел, размещенный в куполе, и полностью открыта. По мнению В.Д. Сарабьянова, «ниши Георгиевского собора, вероятнее всего, служили своего рода сопровождением в подъеме монахов в церковь , своеобразно отмечая ступени покаяния и молитвенного восхождения по духовной лестнице, руководством к которому для любого монаха служила «Лествица» Иоанна Синаита» с. 537].

http://azbyka.ru/monastyrskaja-arhitektu...

На фоне высокоразвитого инструментального музыкального искусства Новгорода русские превратили даже позаимствованные через ирландское посредничество колокола превратили в музыкальные инструменты. Скорее всего, первые колокола появились как раз вместе с переселенцами из Европы. 103 Образцы этих западных колоколов сегодня можно видеть в Новгородском музее, а архитекторы-реставраторы на башне Рождественской церкви нашли звонничные проемы, где крепились эти полюбившиеся русским инструменты. Заманчиво бы было видеть причастность и к этому, ставшему высоким национальным искусством начинанию, музыкально одаренного Кирика. Как известно, частично сохранившаяся роспись собора Рождества Богородицы, завершенная в 1125 г., содержит изображения четырех святых целителей – Кира и Иоанна, Флора и Лавра на предалтарных столбах храма. Центральное положение изображений этих святых в убранстве собора не случайно: основатель монастыря преподобный Антоний Римлянин вместе со своими сподвижниками организовал при монастыре лечебницу, где несли послушание служители монастыря. Монастырь и в последующем специализировался на целительстве, которое позднее сосредоточилось вокруг чудесного камня Антония. 104 Судя по всему, вместе с гуманитарными знаниями монахи принесли в Новгород из Европы и некоторые лекарские навыки, и в таком случае пополнение обители из числа местного населения должно было перенимать эти навыки у переселившихся их Европы образованных монахов. Не исключено также использование в стенах Антониева монастыря и традиционных новгородских методов лечения, в том числе и магических, о чем свидетельствует использование во врачевательских целях главной святыни монастыря – камня, на котором приплыл Антоний. По причине такой специализации обители Кирик Новгородец мог также получить еще и определенную медицинскую подготовку. Чрезвычайно ясный и компактный стиль изложения «Учения о числах» говорит и о знании риторики, и об умении применять ее правила на практике. Итак, в круг знаний Кирика Новгородца входили богословие, философия, риторика, арифметика, музыка, астрономия, вероятно геометрия, а также, возможно, и медицина. Это объем знаний не меньший, а, скорее, превышающий объем знаний выпускника западноевропейского средневекового учебного заведения. На этом основании многие считают Кирика Новгородца уникальной по своей образованности личностью. Но раз в Новгороде имелся центр, дававший уровень подготовки, близкий к университетскому, то из стен Антониева монастыря могли выйти и другие высоко образованные личности. Просто сведений об их жизни и деятельности не сохранилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Логичней выглядит ход мыслей и система доказательств Штендера-Ковалевой. Высказывалось предположение, что достройка может соответствовать летописному свидетельству об устройстве трапезы в 1127 г. 62 Но площадь для коллективной монастырской трапезы под хорами явно недостаточна. Скорее в летописи речь шла о возведении для этих целей отдельной постройки, о чем говорится и в «Житии». Последнее отождествляет каменную трапезную с более поздней трапезной церковью Сретенья, но она могла быть топографически привязана к древнейшей каменной трапезной. Согласно монастырской описи 1730 г., опубликованной Амвросием, Антонию приписывается возведение в 1130 г. каменной церкви под колокольней и надвратной церкви с западного (со стороны реки) входа в монастырь. Архитектурноархеологическими изысканиями Г.М. Штендера был обнаружен ярус проемов для звонов в северной башне собора, что позволяет связывать круглую форму башни с ее приноровлением к колокольне. К тому же этим ее функциональное назначение не ограничивалось. Установлено, что северо-западная лестничная башня храма являлась не только ходом на хоры и звонницей – под ее куполом действительно располагался придел, который, по монастырскому преданию, был посвящен Онуфрию Великому и Петру Афонскому. Таким образом, можно говорить о появлении древнейшей в Новгороде колокольной звонницы, что также является результатом западного культурного влияния. «Подтягивание» главного храма Антониева монастыря под новгородские стереотипы являлось вполне логичным в связи с подчинением обители Нифонту. Однако вопреки достигнутому в результате достройки сходству плановых решений собора Рождества Богородицы с Никольским и Георгиевским соборами Новгорода монастырский храм на этом фоне выделялся целым рядом только ему присущих черт: необычной организацией внутреннего комбинированного пространства, круглой башней-звонницей, а также суровым обликом, поскольку стены его отличались грубостью кладки. 63 Получается, что в результате достройки, которая осуществлялась еще при жизни Кирика и первого поколения монахов, характерные для Антониева монастыря черты индивидуальности не были полностью снивелированы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

О. В. широко почитался на всех слав. землях. На Руси его почитание зафиксировано в домонг. период, о чем свидетельствуют иконографические источники (см. разд. Иконография); особенно ярко оно выражено на территории Галицко-Волынского княжества. В XV в. во Львове был основан мон-рь во имя О. В. (место захоронения первопечатника И. Фёдорова), известно неск. др. мон-рей во имя О. В. на территории Украины, Белоруссии, Польши (подробнее см.: Войтенко. 2017. С. 86-89). В России придел во имя О. В. был в Спасо-Елеазаровом монастыре (основан в 1424/25 г., совр. Псковская обл.), в дальнейшем продолжилась традиция посвящать преподобному приделы храмов. Особенности почитания О. В. на Руси связывают с представлениями о нем как об избавляющем от внезапной смерти, помогающем в сложных и опасных случаях деторождения и исцеляющем тяжело больных детей ( Å kerman Sarkisian. 2007; Трубачёва. 2005. С. 31; C. 50-51). С этим связывают устройство рус. царицами с XVII в. особого придела в честь О. В. в домовой церкви вмц. Екатерины в Московском Кремле. В народных эсхатологических представлениях О. В. замещает собой прор. Еноха и вместе с прор. Илией выступает посланцем Бога накануне Страшного Суда ( Федотов Г. Стихи духовные. М., 1991. С. 106). Одним из давних центров почитания О. В. был также Вел. Новгород. Посвященные преподобному престолы известны в мон-рях этого города и его округи с XII в.: в лестничной башне собора Рождества Богородицы Антониева мон-ря (посвящен О. В. в паре с прп. Петром Афонским, возможно, был молельней самого основателя мон-ря, прп. Антония Римлянина, см.: Димитрий (Сперовский), еп. О внутреннем устройстве храмов новгородского Антониева мон-ря в XVII ст. по сравнении с наст. их состоянием//Тр. XV Археол. съезда в Новгороде 1911 г. М., 1914. Т. 1. С. 238; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII вв. СПб., 2004. С. 150). Деревянный обыденный (построенный за день) храм с престолом во имя О. В. был возведен в 60-70-х гг. XV в. в Отенском мон-ре в округе Вел. Новгорода по инициативе постриженика и ктитора мон-ря, свт. Ионы, архиеп. Новгородского. Изображение О. В. часто встречается в росписях новгородских храмов; появившееся после 1528 г. оно составляет пару с изображением прп. Макария Египетского на поле чудотворной иконы «Знамение» Божией Матери (ныне в соборе Св. Софии).

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Великий Новгород. Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Рождества Богородицы - основное сооружение Антониева монастыря. До наших дней собор дошел с переделками и перестройками (авторы реставрации Л.М. Шуляк, Д.М. Федоров). Вместо узких с полуциркульным завершением окон пробиты широкие. Над сводчатым покрытием устроена шатровая железная кровля. Главки получили характерную для позднего времени луковичную форму. Галереи паперти, окружающие собор, также пристроены позднее. Уничтожены древние хоры. В композиции здания интересно ассиметричное расположение трех глав, одна из которых венчает выдвинутую из общего объема круглую башню. В этой башне заключена лестница, ведущая на " полати " - современные хоры собора. В 1975 г. Г.М. Штендлер и В.М. Ковалевой было проведено дополнительное исследование собора, из которого видно, что это был одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный крестово-купольный храм. Современные западные столбы - это остатки стены. Сохранились фрагменты фресковой росписи в алтаре. Обнаружена фигура, над головой которой надпись " Петр " . Предполагается, что это портрет мастера Петра - строителя собора. Здесь совершился, впервые в древней Руси, отход от канона - трехнефного шестистолпного здания, в котором опорные столбы всегда имели крестчатое сечение. Нет и пилястр, соответствующих крайним столбам с западной стороны. Пилястры на северной и южной стенах впоследствии были срублены. По книге И.И. Кушнир Архитектура Новгорода. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991. Новое движение начинается в Новгороде с построением Богородице-Рождественского собора Антониева монастыря. Его облик настолько гипнотизировал исследователей принципиальной схожестью с остальными постройками, что уже много десятилетий держится гипотеза о создании его тем же мастером Петром. Лишь в последнее время начали отдавать себе отчет в том, как много нового в этом памятнике, причем того нового, которому принадлежит будущее.

http://sobory.ru/article/?object=00171

Слушать их отовсюду стекалось бесчисленное множество народа; скорописцы тут же передавали их слова письменам, потом переписывали и продавали алкавшим духовного просвещения. Таким образом каждое их слово раздавалось во все концы вселенной. XXXVI. Пустынножители В тоже время привлекали сердца к правой вере примеры сиявших тогда святостью жизни пустынножителей. Слова Господа: «если хочешь быть совершен, продай все свое имение, раздай нищим и следуй за Мною», глубоко запали в души некоторых христиан, и вот они, оставив все в мире, уединились в пустынные места, чтобы избежать суеты мирской, там победить все вожделения плоти и всецело предаться душой Богу. Из таких людей, под сенью великих пастырей, защитников веры, образовался новый, внутренний мир иночества, чуждый внешнему только по уединению своих членов, но силою их веры, чудес и строгой жизни, имевший чрезвычайное влияние на вселенную. Египет был их начальным поприщем, и ему поет благодарная Церковь : «радуйся, Египет верный, радуйся Ливия преподобная, радуйся Фиваида избранная; радуйтесь всякое место, град и страна, воспитавшие граждан небесного царствия, возрастившие их в воздержании и болезнях, и показавшие их Богу совершенными мужами желаний; они явились светилами душ наших, просияв мысленно во все концы, зарею чудес и знамениями своих деяний». Великий Антоний был отцом сих подвижников. К его уединенной башне стали собираться бесчисленные ученики и поселились вокруг в малых кельях, смазанных из глины на песках, или иссеченных в камне. «Каждая из сих горных обителей, говорит св. Афанасий, друг Антониев, была храмом, исполненным божественных ликов; вся жизнь, отшельников протекала в чтении и пении псалмов, посте, бдении и молитве; вся их надежда – ожидание будущих благ, ибо они не имели на земле пребывающего града, но искали грядущего, и жили в совершенной любви и единстве духа, питая себя и нищих трудами рук своих. Блаженные жители сих духовных оазисов, вдали от мира и всех страстей его, пеклись только о правде Божией и благочестии, ревнуя друг для друга, как бы им достигнуть небесного наследия». Антоний поучал их не только примером, но и частыми беседами, внушая им иметь одну только цель – спасение, и не почитать за великое то, что оставили в мире, но полагать царствие Божие внутри себя, и жить каждый день как бы уже последний. Сам он достиг такого совершенства, что мог сказать о себе сие великое слово: «я уже не боюсь Бога, а только люблю Его», и проводил дни свои в непрестанном богомыслии, ночи же на молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

было, между прочим, сказано, что «главной заботой Комиссии служить поддержке и, если возможно, полной реставрация так называемой Водяной башни, во втором этаже которой помещалась домовая церковь Ростовских владык. Эта башня имеет непрерывную связь с древними митропольными хоромами, где жил с 1605г. знаменитый родоначальник Царствующего Дома Романовых, Ростовский митрополит Филарет, поступивший на Ростовскую кафедру, как известно, из иноков Холмогорского Антониева-Сийского монастыря. В 1609 г. он был взят поляками в Ростовском Успенском соборе. Современный Ростовский летописец XVII в. подробно и красноречиво описал эту, полную драматизма, историю. Дом знаменитого иерарха, хотя и поврежден новейшими переделками, но вполне возможен для реставрации в том виде, в каком он был, как жилище родоначальника Царствующей Фамилии. Особенно не трудно восстановить и примыкающую к этому дому, находящуюся в Водяной башне, Всехсвятскую церковь . Храм этот уже был реставрирован в начале прошлого века известным Ростовским епископом Досифеем, но в начале нынешнего столетия пострадал не столько от ветхости, сколько от невнимания к отечественным памятникам. Он был нарушен и иконостас продан в церковь села Никольского, что в Горах, где в недавнее еще время и этот иконостас, замененный новым, сожжен. Восстановлением Всехсвятской церкви будет, так сказать, поставлен памятник великому Русскому историческому деятелю. Всероссийскому патриарху Филарету, имя которого всецело принадлежит истории. Конечно, средств у Комиссии нет, но их не было и при самом ее учреждении, однако с 1883 г., благодаря просвещенной и христианской поддержке истинно русских людей – Королевых, Кекиных, Вахрамеевых, Рулева и др., Комиссия восстановила положительно из развалин: храм Григорьевского монастыря – Затвора, Иоанна-Богословскую, Одигитриевскую и Воскресенскую церкви; Белую Палату, Княжьи терема, часть стены и библиотечную башню. Русские люди всегда придут на помощь восстановлению храма Божия и такого знаменитого исторического памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Так окончился синедрионский и архиерейский суд над Христом. От людей, державших в своих руках тела и души народа, распоряжавшихся спасением и погибелью людей, владевших ключами царства Божия и по своей воле раздававших гнев или благоволение от Бога сынам Израиля, – Иуда конечно в праве был ожидать всестороннего и беспристрастного исследования дела, чтобы не оставалось сомнений в лжемессианстве Христа и в правоте судей. И что же? Даже и намека нет на требуемое законом «исследование». Все сводится лишь к подысканию и составлению, хотя бы даже на лжесвидетельствах основанного, смертного приговора преданному Учителю. И за отсутствием таких лжесвидетельств прибегают к беззаконному и бесчестному самосвидетельству судьи или судей – о богохульстве, достойном смерти. И, наверно, Христа тут же бы умертвили чрез побиение камнями, как Стефана и Иакова праведного брата Господня, если бы в Антониевой башне не присутствовал с римскими войсками Пилат, ревниво оберегавший права завоевателей римлян в покоренной провинции. Вопрос о Мессии совсем и не занимает судей, – на суде у Пилата выяснилось потом, что они и вовсе не верят в Мессию, а в Кесаря, – им нет дела до того, прав или неправ Обвиняемый, – им нужна только кровь Его – правая и невинная, все равно, – кровь, как политическое средство интриганов-нигилистов предотвратить или усмирить народное волнение и сохранить свои преимущества. «Разве не понимаете, что полезно вам, чтоб один человек умер за народ, а не вся нация погибнет» ( Ин. 11:50 ). Этот глубоко безнравственный мотив руководит Каиафою и в синедрионском суде над Христом. «Шипящий змей» бессовестно последователен и нагло верен себе... Насколько беззаконен был описанный евангелистами синедрионский суд над Христом, со всею наглядностью доказывается самими иудейскими свидетельствами об этом суде. В Вавил. Синедр. 43а Goldschm. 181, lin. I–8, к словам Мишны VI, 1: глашатай, идя впереди (ведомого на казнь), взывает и пр. в пример приводится такое сообщение: «В канун пасхи повесили Иисуса (вар. приб.: Назарянина). Сорок дней пред этим глашатай взывал: Он будет выведен для побиения камнями, ибо он занимался волшебством и прельстил Израиля и сделал его богоотступником. Кто имеет, что сказать в его защиту, пусть придет и скажет. Но ничего не было представлено в его защиту, и потому его повысили в канун пасхи. Ула возражал: думаешь ли, что вообще следовало искать для него защиты, если он был соблазнителем, о каковом Всемилостивый изрек ( Втор. 13:8 сл.): не щади его и не прикрывай его. Но по отношению к Иисусу (др. приб.: Назарянину) было иначе, так как он близок к царству был» (т. е. происходил из царского рода Давидова). 104

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Первым известным по имени отечественным математиком считают Кирика Новгородца (1110–1156/58). О жизнедеятельности Кирика известно немного. Жил в Великом Новгороде, был дьяконом и регентом Антониева монастыря. В 1136 году написал дошедшее до нас произведение «Учение о числах». Деятельность Кирика – яркий пример того, что в древнерусских монастырях вполне успешно развивалась и рационалистическая мысль. Кирик Новгородец, вероятней всего, из практических нужд вычисления дней празднования переходящих церковных праздников, особенно Пасхи, создаёт глубокое математическое сочинение, где излагаются основные положения календарного счета. При этом автор использует как линейную хронологию христианства, так и хронологию циклическую, характерную для античности. Знаменитый русский проповедник, крупнейший мыслитель и писатель Кирилл (1130–1182) родился в богатой семье в небольшом городке Турове (недалеко от нынешнего Минска). Получив прекрасное богословское образование, Кирилл Туровский отказался от светской карьеры. Позднейшее «Житие Кирилла» сообщает, что он рано постригся в монахи. В монастыре, стремясь к ещё большему подвигу во славу Божию, Кирилл заключился в столпе (башне), куда перенёс и свою библиотеку. Здесь он находит время не только для уединённых молитв, но и для литературного творчества. Авторитет монаха-схимника становится настолько велик, что в 1169 году по инициативе местного князя он был посвящён киевским митрополитом в епископы Турова. Творчество святого Кирилла Туровского по достоинству, количеству и разнообразию произведений по праву занимает одно из первых мест в истории древнерусской мысли. Недаром после смерти его назвали «Златоустом, паки всех просиявшим на Руси», а многие его произведения включались в рукописные сборники наряду с произведениями святых отцов. Прежде всего, Кирилл Туровский – превосходный мастер символического и аллегорического толкования притч, что роднит его с подходом Илариона. Святое Писание и Предание отцов Церкви предстают в его произведениях в ярких, запоминающихся и очень точных образах. Например, в «Притче о человеческой душе и о теле» (другое название «Слово о слепце и хромце»), в которой излагается притча о винограднике, хозяин которого нанял для его охраны слепца и хромца, но те не сохранили порученное, но, напротив, разграбили, хозяин олицетворён Кириллом с Богом, виноградник – с тем миром, который был дарован человеку Богом, хромцом выступает здесь тело человека, а слепцом – его душа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010