Г.В. Маркелов Указатель изображений Атласа Александр Невский 1–5 Александр Ошевенский 6 Александр Свирский 7–14, 17, 18 Александр Свирский и избранные святые 15 Алексий митрополит 22–25 Алексий митрополит, Антоний Римлянин, Екатерина великомученица 26 Алексий митрополит и Симеон преподобный 21 Амфилохий и Дионисий Глушицкие 27 Андрей Смоленский Переяславский 19 Андроник Московский (предположи­тельно) 28 Анна Кашинская 20, 29, 30 Антоний Дымский, Ксения преподобная, Артемий мученик 31 Антоний Дымский с монастырем 32, 33 Антоний и Исаия Сийские (предположительно) 43 Антоний Печерский 41 Антоний Римлянин с монастырем 34, 35 Антоний Сийский 36–40, 42 Артемий Веркольский 44, 46 Артемий Веркольский, Антипа мученик и Власий священномученик 49 Артемий Веркольский и Симеон Столпник 45 Артемий Веркольский и Успение святой Анны 47 Артемий Веркольский с монастырем 48 Белозерские чудотворцы: Мартиниан, Кирилл, Кирилл Новоезерский, Ферапонт (предположительно) 50 Богоматерь – Боголюбская и Иосиф Волоцкий 52 ---- и князь Андрей Боголюбский 51 -- – с предстоящим в молении на­родом 57 -- – с предстоящими Леонтием Ростовским и (предположительно) Андреем Боголюбским 152 -- – с предстоящими митрополитами Петром, Алексием, Ионой и Филиппом Московскими 54 –Никитская с предстоящими Ники­той Новгородским и неизвестными святыми 181 –  Петровская с изображением мит­рополитов Петра, Ионы и Алек­сия 211 –  Печерская с предстоящими Анто­нием и Феодосием Печерскими 212, 213 –  с избранными русскими святыми 53, 55, 56 Борис, князь 58 Борис и Глеб 60–69 Борис, Владимир и Глеб 70, 71 Варлаам Хутынский 72, 73 Василий Блаженный 75, 76, 128 Василий Блаженный и Максим Юродивый 74 Василий Блаженный (предположительно), Прокопий Устюжский и неизвестный святой 77 Василий и Константин Ярославские 78 Владимир и Агриппина Ржевские 81, 82 Владимир Равноапостольный 79, 80 Всеволод-Гавриил Псковский 83, 84, 86 Всеволод-Гавриил   Псковский и Антипа священномученик 85 Геннадий Костромской Любимоградский и Макарий Калязинский 87

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Преподобные жены: Мария (в иночестве Марфа) († 1206), Феодосия (в иночестве Евфросиния) († 1244), Евфросиния Суздальская († 1250), Васса (в иночестве Феодора) Нижегородская († 1378), София († 1542), Феодосия Муромская (XVII b.). Мученики: Авраамий Болгарский († 1229), Митрофан архиепископ († 1238), Патрикий священномученик († 1411). Праведные: Георгий и Иулиания Муромские († 1604), Карп Медушский, Ковровский (XVII b.), Савва Мошокский († 1592). Блаженные, Христа ради юродивые: Киприан († 1622), Евдокия († 1776), Парфений († втор. пол. XVI b.) Суздальские. Антоний и Иоанникий Заоникиевские, преподобные Преподобные Антоний и Иоанникий подвизались в обители преподобного Иосифа Заоникиевского († 21 сентября 1612 г.) и были после него игуменами. Июнь 24 Иаков и Иоанн Менюжские, Новгродские, праведные отроки Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские были братьями по плоти, дети благочестивых супругов Исидора и Варвары, живших в 60-ти верстах от Новгорода. В рукописных святцах праведные братья названы мучениками; по обстоятельствам времени и места это означает, что они умерщвлены были злодеями: святой Иаков в трехлетнем возрасте, а святой Иоанн — в пятилетнем. Мученическая кончина их последовала около 1566–1569 гг., при святом митрополите Московском Филиппе († 1569). Между 1682–1689 гг. обретены их нетленные мощи и положены под спуд в Троицкой церкви села Менюж на реке Менюге, в Новгородской епархии, на месте бывшего здесь когда-то Троицкого монастыря. В этом храме был устроен придел во имя святых праведных отроков Иакова и Иоанна. Антоний Дымский, Новгородский, преподобный Преподобный Антоний Дымский родился в 1157 году в Новгороде. Богобоязненные родители с детства научили его правилам христианского благочестия. Святой Антоний избегал детских игр, празднословия и смеха. Он ежедневно посещал храм Божий и неленостно молился, стоя вдали от людей. Однажды во время службы ему особенно запали в душу слова Святого Евангелия: Аще кто хощет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет (Мф. 16, 24). Размышляя о словах Спасителя, святой Антоний решил оставить родительский дом и стать монахом. Он пришел в Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, игумен которого преподобный Варлаам Хутынский († 1192; память 6/19 ноября) постриг его в монашество.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Более распространенная иконография А. Д., известная по сохранившимся памятникам иконописи, складывалась не ранее 2-й пол. XVII в. одновременно с составлением жития святого, вероятно под влиянием иконографии прп. Варлаама Хутынского. Описание облика А. Д. имеется в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. в основном старообрядческого происхождения. В одном указано, что преподобный «подобием аки Варлаам Хутынский, брада руса, схима на плечах» (РНБ. O.XIII.1. Л. 124 об., 3-я четв. XVIII в.); в др. отмечено, что «в схиме, брада аки Александра Ошевенскаго» (БАН. Двин. 51. Л. 260, кон. XVIII в.), в 3-м - «рус, брада аки у Василия Кесарийскаго, на конце остряя, на плечах схима, риза преподобническая, ряска вохра» (РНБ. Погод. 1931. Л. 138 об., 20-е гг. XIX в.). В текстах подлинников отсутствует упоминание, а на иконах - изображение железной шляпы, хранившейся у раки А. Д. Образ А. Д. на фоне своей обители (типичный для основателя мон-ря иконографический извод) представлен, напр., в иконах посл. четв. и кон. XVII в. (ГРМ; МИИРК): А. Д. изображен в схимническом одеянии, с куколем на голове, без свитка, в молении Иисусу Христу в небесном сегменте, на фоне густого леса, озера и панорамы деревянного мон-ря, окруженного высокой оградой. К данному изводу относится икона из ризницы Антониева Дымского мон-ря, описанная в 1907 г. К. К. Романовым (не сохранилась): «Образ преподобного Антония Дымского старого письма. На нем изображен монастырь Дымский, обнесенный деревянною стеною с деревянными башнями, деревянной церковью и кельями внутри. Церковь изображена шатровая с папертью, над которой две главки, над шатром главка, а за нею еще две также над шатрами» (ИИМК. Ф. 29. Ед. 472. Л. 4-4 об.). Подобное изображение деревянного мон-ря (отстроенного ок. 1655 игум. Филаретом) соответствует описанию его построек в описях 1682 г. и 1689 г. после пожара 1687 г. (СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Ед. 609. Л. 3), при этом изображение 2 глав на соборной церкви, очевидно, восходит к облику мон-ря в XVI в., согласно его древнейшей описи 1583 г. (ВОИДР. С. 89). Во 2-й четв. XIX в. появились иконы, на к-рых А. Д. с развернутым свитком в руке обращен в молении к Казанской иконе Божией Матери (этому образу был посвящен соборный храм обители) на фоне панорамы каменного мон-ря, архитектурный облик к-рого сложился к 30-40-м гг. XIX в. (деревянной оставалась лишь ц. во имя св. Иоанна Предтечи), напр., на иконе ок. 1815 г. (ГМЗК), на гравюре 1815 г. (частное собрание), иконах 1-й трети XIX в. (частное собрание. С.-Петербург), 1842 г. (ГРМ), сер. XIX в. (ГРМ), сер. XIX в. (частное собрание. Тихвин).

http://pravenc.ru/text/116056.html

The icon «The Council of All Russian Saints», 200 x 120 cm. E. Dorofeeva, C. Prokhorova, the chapel of All Russian Saints Икона Божией Матери «Умиление» со Святыми, 60 х 40 см, X. Прохорова, частная коллекция The Icon of the Mother of God «The Tenderness» with Saints, 60 x 40 cm, C. Prokhorova, the private collection Иоанн Предтеча, 178 х 70 см. X. Прохорова. Воскресенский Новодевичий монастырь. Санкт-Петербург St. John the Baptist 178 x 70 cm. C. Prokhorova, the Novo-Devichi convent of the Resurrection, St. Petersburg Дьяконские двери, 180 х 80 см. X. Прохорова. Воскресенский Новодевичий монастырь. Санкт-Петербург The deacons’ doors. 180 х 80 cm, С. Prokhorova, the Novo-Devichi convent of the Resurrection, St. Petersburg Преподобный Антоний Дымский, 130 х 70 см. В. Жданова, Антониево-Дымский монастырь. Ленинградская область St. Anthony of Dymsk, 130 x 70 cm. V. Zdanova, the convent of St. Anthony of Dymsk. Leningrad region Влахернская икона Божией Матери, 65 х 50 см. И. Кусов, частное собрание The Mother of God of Blachernae, 65 x 50 cm. I. Kusov, the private collection Киккская икона Божией Матери, 60 х 45 см. И. Кусов, частное собрание The Mother of God of Kykkos, 60 x 45 cm. I. Kusov, the private collection Архидьякон Лаврентий, 140 х 74 см, И. Кусов, собор иконы Феодоровской Божией Матери. Санкт-Петербург The Archdeacon Laurentius, 140 х 74 cm. I. Kusov, the church of the icon of the Mother of God of St. Theodor, St. Petersburg Пророк Даниил, 150 х 66 см. И. Кусов, Воскресенский Новодевичий монастырь. Санкт-Петербург Daniel the Prophet, 150 х 66 cm. I. Kusov, Novodevichy Monastery of the Resurrection. St. Petersburg Настенные росписи, Святогорская Успенская Лавра, часовня Святых преподобных Арсения и Германа, Украина The wall-painting. Sviatogorsky Uspensky Lavra, the chapel of Sts. Venerable Arsenius and German. Ukraine Читать далее Источник: Современная православная икона=Modern orthodox icon : [Альбом]/[Авт.-сост.: Кутейникова Н.С.]. – Санкт-Петербург : ИЦ Коломенская Верстка, 2013. - 165 с., цв. ил.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/modern-o...

Видя умножения братий в своей пустыне, преподобный соорудил для них малую деревянную церковь во имя Преображения Господня на память того небесного света, который осенил это место, и несколько келий. При освящении сей церкви в 6-й день августа месяца 1192 года, в великий праздник Преображения Господня, св. Григорий архиепископ Новгородский рукоположил его в сан священства и назначил игуменом основанной им обители Хутынской. И преп. Варлаам, в течении своего многолетнего игуменства или настоятельства так прославился своею подвижническою жизнью, что, вместе с преп. Антонием Римлянином, удостоился названия отца иноков и насадителя иночества в пределах Новгородских, как Антоний и Феодосий Печерские на юго-западе и великий Серий Радонежский на северо-востоке России. Пример строгой подвижнической жизни Варлаама, как настоятеля и учителя, весьма благотворно действовал на учеников его, а потому и они, по смерти его, разошедшись по разным пустыням области Новгородской, основали свои обители, продлив еще на многие годы назидательный пример своего блаженного учителя. Так, преемник игуменства Варлаамова в Хутынь монастыре препод. Антоний Дымский воздвиг в последствии Дымский монастырь, что в 15-ти верстах от города Тихвина при озере Дымском. Другой ученик Варлаама преп. Ксенофонт, основал Троицкую пустынь в 18 верстах от Новгорода на речке Робейке, а третий – Константин, с сотрудником своим Косьмою, основал монастырь Косинский близ Старой Руссы, на острове, омываемом двумя речками – Полистью и Снежною. Пленившийся благолепием церквей и обрядов Греко-российского Богослужения в Новгороде Воряг, богатый купец, а потом величайший подвижник устюжский и чудотворец св. Прокопий, Христа ради юродивый, был также из числа учеников великого угодника Божия Варлаама, который крестил его в Хутынской обители и был ему ревностным наставником. Памятниками необычайных подвигов преп. Варлаама доселе служат железные вериги, надеваемые на себя многими притекающими к раке мощей его, тяжелая власяница и письменный устав обители, из которого, к сожалению, сохранилось только известие о том, как надлежало избирать настоятеля в Хутынской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Полностью уничтоженным оказалось монастырское кладбище, на котором были похоронены многие иноки и настоятели монастыря, а также многие известные люди, такие, как князь Симеон Прозоровский, защищавший обитель от шведов; князь Иван Иванович Шуйский, принц Иоанн Антонович Ульрих, русский историк Я. И. Бередников, А. П. Римский-Корсаков, исследователь тихвинской старины И. П. Мордвинов. В 60-е годы началась реставрация монастыря, в ходе которой восстановлены многие здания. С1968 г в некоторых из них находится музей. Летом 1995 г. по благословению ныне покойного владыки Иоанна возобновил свою деятельность Тихвинский Богородицкий монастырь. Возглавил его наместник иеромонах Александр (Гордеев). Возродилась традиция главного монастырского праздника – в честь Тихвинской иконы Богоматери. Особенно большое стечение гостей и паломников на монастырском празднике отмечалось в 1998 г, когда Божественную литургию в Успенском соборе служил митрополит Петербургский и Ладожский Владимир. В сентябре 1999 г. монастырю вновь был присвоен почетный статус первоклассного, а настоятелем обители утвержден иеромонах Евфимий (Шашорин). Колесникова О. Дымский монастырь// 42 С. 302–303. Примерно в 20 км от Тихвина находится Антониев Дымский монастырь. Издревле у богомольцев, идущих на поклонение к чудотворной Тихвинской иконе, существовал обычай прежде заходить в Антониев монастырь. Существовала поговорка: «Кто у Антония не бывал, того Тихвинская Божия Мать не принимает». См. Житие преподобного Антония Дымского – Сост. Березина Л. Д. Возвращение святыни// 68 С. 60–61, 91. В 2003 году было принято решение о возвращении Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь ко дню празднования в 2004 году: годы разлуки святыни с той землей, где она явилась более шестисот лет назад, завершаются! Протоиерей Сергий Гарклавс, хранитель чудотворного образа, приезжал в Тихвинский монастырь 9 января 2004 года, чтобы согласовать порядок торжеств. 12 января 2004 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с американской делегацией во главе с хранителем иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из этого, несомненно, следует, что приведённая запись одного списка одной позднейшей летописи есть или намеренный позднейший вымысел или ненамеренное позднейшее недоразумение. (За что говорят и её внутренние качества, ибо, во-первых, архиепископ Иоанн, т. е. собственно – Илия, в 1163г. ещё не был архиепископом; во-вторых она говорит о перенесении мощей неизвестно куда и зачем). С другой стороны как можно придумать побуждения для намеренного перенесения жизни святых из более раннего времени в более позднее, и не ясно ли, что заметка на Софийской рукописи, сделанная отдельно, принадлежит непосредственному или близкому современнику?– (Что ясно видно и из того, что он называет преподобного Сергия не преподобным, а просто старцем). Таким образом, должно быть признано за бесспорное, что основание Валаамского монастыря относится не ко времени Владимира и вообще до-монгольскому периоду, а к первой половине XIV века. Дымский Антониев, находящийся в 15 вёрстах от города Тихвина (Новгородской губернии), при деревне Дымях или Дымьях и озере Дымском, от которых получил название. Кто такой был и когда жил основатель монастыря преподобный Антоний Дымский, совершенно, ничего неизвестно. Какой-то литератор конца прошлого, а может быть и начала нынешнего века 1464 составил биографию Антония очень просто: из других нескольких Антониев области Новгородской он взял того, которого не оказывалось препятствий сделать Дымским, и из этого подходившего Антония и сделал своего Антония. Подходивший Антоний, взятый неизвестным литератором, был тот в теснейшем смысле Антоний Новгородский, который в миру назывался Добрыней Ядрейковичем и который после путешествия в Константинополь постригся в Хутынском монастыре и затем был Новгородским архиепископом (1211–1229, † 1232). Позднейшие редакции жития преподобного Варлаама Хутынского, в которых говорится об этом Антонии, делают его игуменом Хутынским после Варлаама (каковым он не был), но не знают и не говорят того, чтобы после Хутыни он был архиепископом Новгородским.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Сквозь лет завесу Преподобный Антоний Дымский Дымская обитель вполне устроилась еще при жизни ее основателя и после его смерти в 1273 году продолжила свое существование в веках русской истории. Этот многовековой путь Антониева монастыря с рачительным старанием отразил в Житии ее основателя агиограф. Так, рождение преподобного происходит в дни княжения в Новгороде Мстислава Удатного, благословенную грамоту на устроение обители вручает Антонию внук Мстислава Александр Невский, с которым преподобный познакомился, вероятно, на похоронах своего учителя Варлаама, а первое обретение его мощей происходит в годы правления Димитрия Донского, именно тогда была и местная канонизация Антония, возможно, создается первое житие. Описывая трагические события Смутного времени, агиограф горько сетует на низложение крамольниками Василия Шуйского, которое и привело к пагубному безвластию и навлекло бесчисленные беды на жителей Московского царства: «Бысть же и второе святая сия обитель в смутное время в России озлобляема… егда по крамолех низложен бысть Василий Иоаннович, шведы же, овладев Новгородом, многие монастыри и церкви разграбиша и опустошиша». Свидетельства Антониева Жития дополняют исторические документы. Так, писцовая книга Обонежской пятины 1496 года повествует об «Онтоньевском погосте в Дымском великаго князя деревни», в отказной книге 1573 года уже упоминаются крестьяне Дымского монастыря, а писцовая книга подьячего Семена Кузьмина за 1583 год рассказывает о погосте с деревянной церковью преподобного Антония и трапезной церковью Иоанна Предтечи, тринадцати кельях и деревянной ограде, за которой располагались конюшня и коровник. Обитель пережила разорение в 1408 году, во время похода Едыгея, когда пострадали и многие другие монастыри Московского царства. В те дни, когда преподобный Никон Радонежский вместе с Троицкой братией укрывался в дремучих ярославских лесах, иноки Антониевской обители спасали святыни монастыря в водах Дымского озера, погружая на его дно знаменитую железную шапку, которую когда-то освятил своим подвигом преподобный. Во времена Смуты благоустроенный Дымский монастырь приютил в своих стенах иноков Валаамского монастыря, изгнанных с места своего подвига иноверными интервентами.

http://pravoslavie.ru/110268.html

Нельзя с уверенностью утверждать, что заложенная в 1185 г. церковь в честь свв. апп. Петра и Павла уже тогда была монастырской. В летописи сведений об этом нет. Приводимая автором дата не может быть верной, так как о поставлении (стало быть, деревянной) церкви в честь Рождества Христова летопись прямо сообщает под 1226 г. (Новгородская первая летопись. С. 65). Сведений о наличии при ней уже тогда монастыря нет. Различая Спасский Завеличский и Спасо-Мирожский монастыри во Пскове, высокопреосв. Макарий разделяет мнение еп. Амвросия, судя по всему ошибочное. Речь идет об одной и той же обители, основанной либо одновременно с каменной церковью св. Спаса в Мирожах в Завеличье (при епископе Новгородском Нифонте, т. е. до 1156 г.), либо несколько позже, но заведомо до 1188 г. (Новгородская первая летопись. С. 39). Нет надежных сведений о существовании в домонгольское время монастыря при храме св. Георгия в Ладоге. Прп. Антоний Дымский, основавший Антониев Дымский монастырь, не был учеником прп. Варлаама Хутынского. В данном случае владыка Макарий, следуя за составителем позднего жития прп. Антония Дымского, неверно отождествляет прп. Антония Дымского со свт. Антонием Новгородским (в миру Добрыней Ядрейковичем), действительно бывшим учеником прп. Варлаама Хутынского (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых. С. 144, 349; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1(2). С. 758–759). Нет никаких данных о существовании Антониева под Тихвином монастыря в домонгольское время. См. коммент. См. коммент. Эти установления, как видно из необходимости санкции великого князя, относятся уже ко времени после присоединения Новгорода к Московскому государству, т. е. к кон. XV или нач. XVI в. Такой вывод подтверждается и датировкой документа, приводимой у Герберштейна,— 7034, т. е. 1525/1526 сентябрьский год (Герберштейн С. Записки о Московии/Пер. с лат. и нем. А. И. Малеина и А. В. Назаренко; вступ. статья А. Л. Хорошкевич. М., 1988. С. 89). Вероятно, речь идет о документе, связанном с поставлением нового настоятеля после кончины в 1524 г. игумена Никифора. Надо полагать, Герберштейн принял имя Варлаама в названии монастыря за имя игумена, при котором была издана грамота.

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

П. собр. р. лет. 3. 17 Ист. росс. иерарх. 4. 310 П. собр. р. лет. 3. 12, 19; 4. 10 Ист. росс. иерарх. 4. 123; 5. 69 Об одном из этих Спасских монастырей упоминается в летописи (3. 19 П. собр. р. лет. 3. 20, 24, 25; 4. 17 Ист. росс. иерарх. 4. 136 Там же. 4. 71 Преподобный Антоний Дымский сделался игуменом Хутыня монастыря еще в 1193 г.; следовательно, мог основать свой Дымский монастырь в начале или, по крайней мере, в первое четыредесятилетие XIII в. О преподобном Герасиме рукоп. библ. СПб. Д. Акад. 270. Т. 2. Ст. 12 Карамз. 3. Прим. 186 Савваитов. Опис. устюжск. монаст. С. 34–40. СПб., 1848 Пергам. рукоп. Москов. Синод. библ. 320 . На обороте последнего листа рукописи находятся следующие приписки: «В лето 6678 постави Илия архиепископ и брат его Гаврил монастыр святыя Богородица Благовещение, а в лето 87 камену церковь постависта». Потом записаны годы смерти архиепископов Илии и Гавриила и заключено так: «Господи, молитвами рожьшия Тя и преподобною отцю нашею Иоанна и Григория и архангела Твоего Гаврила схрани, присещая, дом сий до сконьцания веку и нам даруй спасение обрести. Аминь». Эти приписки писаны рукою не тою, какою писана вся рукопись, но также очень древнею и дают основание заключать, что рукопись принадлежала некогда новгородскому Богородичному монастырю, хотя, быть может, первоначально и не для него была списана (снес.: этой «Истор.» Т. 1. Прим. 104 ). Herberstein. Rerum Moscovit. Comment. P. 20. Ed. Startschevsky П. собр. р. лет. 3. 42, 47 Комментарии «Архимандрит печерьский игумен» Поликарп встречал вместе с митрополитом в Киеве кн. Романа Ростиславича, вокняжение которого ошибочно помещено в Ипатьевской летописи под 1174 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 568); правильная дата — 1171 г. (Бережков Н. Г. Хронология. С. 188–189). В связи с чем печерский игумен возводится в сан архимандрита? А. Поппэ (Митрополиты Киевские. С. 199–200) видит в титуле архимандрита патриаршее пожалование, которое доставил новый Киевский митр. Михаил летом 1171 г. Согласно другому мнению, учреждение архимандритии в Печерском монастыре явилось инициативой княжеской власти (Щапов Я. Н. Государство и Церковь. С. 159–160).

http://sedmitza.ru/lib/text/435834/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010