После 1919 г. А. Д. м. был закрыт, братия выселена. По рассказам жителей окрестных селений, после закрытия обители один из ее насельников, иером. Иов, скрывался в близлежащих селах, тайно совершая крещения и отпевания. В помещениях обители нек-рое время находилась психиатрическая больница, затем бокситогорский комбинат «Глинозём» и санаторий-профилакторий. В 20-х гг. XX в. была закрыта, затем разрушена ц. Рождества св. Иоанна Предтечи; в кон. 30-х гг. XX в. закрыт, в 1956-1961 гг. разобран Свято-Троицкий собор, а также стены и башни мон-ря. Сохранились только странноприимный корпус и остов колокольни. Началом возобновления мон-ря стало установление в 1994 г. стараниями прихожан Петропавловской ц. с. Сомина креста на берегу Дымского оз. 30 янв. 1997 г. представители комбината «Глинозём» передали ключи от странноприимного корпуса насельникам Тихвинского Большого мон-ря. 30 окт. 1997 г. А. Д. м. был возобновлен как приписной скит Тихвинского мон-ря. В марте 2001 г. в А. Д. м. было 2 насельника, строитель - мон. Варфоломей (Ковалёв). Планировалось возведение часовни на берегу Дымского оз., а также храма в честь Казанской иконы Божией Матери на территории мон-ря. Арх.: [Описи А. Д. м. 1682, 1689 гг.]//Архив СПбФИРИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Ед. 609. Ист.: [Опись мон-ря 1583 г.]//ВОИДР. 1850. Кн. 6. С. 89. Лит.: Иоанн, иером. Историко-статистическое описание Дымского монастыря. СПб., 1861; Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Б. м., 1907; Мордвинов И. П. Письмо в редакцию//Новгородский Север. 1915. 33; он же. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Тихвин, 1925; Мильчик М. И., Варакин Е. П. Иконография деревянного Антониева монастыря и его графическая реконструкция//Народное зодчество: Сб. науч. тр. Петрозаводск, 1992. С. 141-154; Белоброва О. А. Две редакции жития Антония Дымского//ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 281-292; Беловолов Г., свящ. Преподобный Антоний Дымский - ученик Варлаама Хутынского//София. Новгород, 1998. 2. С. 32-34; Румянцева И., Кудряшев С. Монастыри С.-Петербургской епархии. СПб., 2000. С. 72-79.

http://pravenc.ru/text/115846.html

Тверской Епархии находится на берегу реки Мологи в пустоши Теребенке. До Штатов за этой пустынью было крестьян 77 душ, земли пахотной и сенокосной – 600 десятин и две пустыни приписные: Спасская Забережская и Воротилова, а Настоятельство Игуменское. По Штатам же 1764 года состоит на своём содержании. Терехов Воскресенский монастырь Мужской упразднённый, находился в Рязанской Епархии и приписан был к Савину Сторожевскому монастырю. О нём в Большом Чертеже, изданном в 1792 году, на стр. 193 упоминается так: «а ниже Переславля Рязанского (что ныне Губернский город, Рязань именуется) 30 вёрст на Оке Старая Рязань. А ниже Старой Рязани на Оке – Терехов монастырь; от Рязани до Терехова монастыря – 50 вёрст». Терехтемировский Крестовоздвиженский монастырь Мужской 85 упразднённый, находился в Киевском Воеводстве в Панстве Князя Понятовского, при бывшем в старину городе Терехтемирове на Днепре с правой стороны, ниже города Ходорова против Переяславля к югу в 22 вёрстах, от Терехтемирова города к востоку в 2, от Киева вниз по течению Днепра в 50 вёрстах. В летописи о Малороссии повествуется, что Стефан, Король Польский, около 1575 года отдал Запорожским казакам для пристани и зимнего пребывания город Терехтемиров с монастырём. Следовательно, этот монастырь существовал ещё в XVI веке. В Июле 1639 года упоминается Игумен Порфирий Борецкий, а в 1660 году Игумен сего монастыря Иоасаф приезжал в Москву с прошением о дозволении избрать в Киев Митрополита. Терешковский монастырь Мужской. Упоминается в привилегии Короля Польского Августа II, данной в 1720 году, Ноября 28 дня, в Польше. В 1743 году, Ноября 6 дня, превращён в Униатский. См. Историческое Известие о возникшей в Польше Унии, изд. 1805 года, стр. 191 и 448. Терский монастырь Мужской Игуменский. Упоминается в Астраханской Епархии. См. Спасский Терский. Тешевский Богородицкий Задонский монастырь См. Задонский Богородицкий монастырь. Тиксенская Спаса Нерукотворного Образа пустынь Давно уже упразднённая, была в Вологодской Епархии в Тотемском уезде между реками Тиксной и Вопрой близ озера Семенкова, в нынешней Тиксенской волости от города Тотьмы в 50 вёрстах к западу. Она основана была в 1603 году Преподобным Вассианом, который был родом из земледельцев села Бурцова, а в бельцах именовался Василий. Пострижен в Тотемском Спасосуморине монастыре, а преставился в созданной им обители в 1633 году, Сентября 12, и мощи его почивают в Тиксенской Преображенской, ныне приходской, церкви. Почитание его началось со времени заразительной язвы, бывшей в тех местах в 1647 году. Тихвин Антониев Дымский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Далее Казанский храм монастыря прошел несколько этапов своей строительной истории. В начале 1740-х годов началось строительство в камне первого этажа Казанского храма на уже существующем каменном же подцерковье. Затем строительство продолжилось в 1760-1761 годах, пока окончательно храм не был закончен отделкой и 24-25 февраля 1806 года при игумене Герасиме (Гайдукове) освящен во имя Св. Троицы (верхний главный храм). Мощи при этом оставались на прежнем месте под спудом даже тогда, когда он был окончательно разобран в конце 1950-х годов. В рукописи тихвинского краеведа И. П. Мордвинова «Монастырь Антониев на Дымях» (1924) мы находим описание Казанского храма: " В центре монастыря стоит главный каменный собор, именуемый ныне Троицким, с находящеюся на нем колокольнею. Построен он в 1735–40 годах, по архитектуре тяжел, безвкусен, представляет собою вытянутый ящик с двумя низкими полукруглыми алтарями с восточной стороны. Колокольня приземиста и давит собою переднюю часть здания. Крыша четырехскатная, довольно высокая. Шейки глав устроены в виде четырехугольных призм, расписанных фальшивыми окнами. Всех глав пять, но расположены они неудачно и представляют собою подобие сплющенной купы; имеют вид довольно плоских луковиц, иногда окрашенных в синий цвет и разделенных позолоченными звездами. В нижнем этаже помещаются приделы Казанский и Антония Великого. Низкие тяжелые своды, арки и глубокие окна дают впечатление старины по крайней мере XVII века. В арке между приделами помещается надгробие Антония Дымского под балдахином. Около гробницы на особой тумбочке лежит железная шляпа с широкими полями и низкой тульей, по преданию принадлежавшая преподобному, но в старых описях она не упоминается, появилась не ранее XVIII века и принадлежала какому-нибудь аскетически настроенному монаху этого времени. В ризнице монастыря еще сохраняется шапка из плоского широкого железа с открытым верхом, который пересечен крестообразно двумя железными полосами. Ранее, в 80-х годах XIX века, шапка эта также находилась при надгробии. Кроме того, сохраняются вериги неизвестного подвижника, состоящие из полос толстого железа с железными же крестами-лямками.

http://sobory.ru/article/?object=07774

В 1450 г. в Л. м. иноком Геронтием была составлена несохранившаяся летопись, упомянутая и кратко описанная в Новгородской 2-й летописи. В следующей статье сказано, что автор летописи в 1572 г. оказался в Л. м., где, очевидно, и сделал выписку из рукописи 1450 г.: «В лето 7000 восмъдесятага. Месяца февраль въ 5, вторник, а служилъ того дни в манастыри на Лисьи горе обидню и смотрил в манастыри книгы литопистца церковнаго. А сказывал, что литописець Лесицкои добри сполна, ажо не сполна, развие написано в летописце в Лесуцкомъ владыкы Навгороцькые не вси сполна, писаны развие до владыкы Еуфимия Навгороцького. А смотрилъ въ кельи у старца у келаря у Деонисия» (ПСРЛ. Т. 30. С. 194-195). Речь здесь идет, очевидно, об архиеп. Новгородском Леониде , который 8 авг. 1572 г. побывал в Л. м., «говорил часы да и молебны пел въ церкви при игумени Пемине» (Там же. С. 193-194). Традиции летописания в обители сохранялись и позже: в 1679 г. боярский сын Суздальского архиепископа И. Кичигин переписал здесь летописные известия до нач. XVII в. (РНБ. Погод. 1953; см.: Азбелев. 1960. С. 260-261). Особая роль принадлежит Л. м. в распространении общежительной реформы. В источниках монахами с Лисьей горы названы преподобные Арсений Коневский , Ксенофонт Робейский и Антоний Дымский . В 1477 г., когда войска вел. кн. Московского Иоанна III Васильевича окружали Новгород, «з городцкие стороны велел великий князь стати князю Василью Михайловичю Верейскому на Лисье горе в монастыре» (Разрядная книга 1475-1598 гг. С. 18; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 267; Т. 12. С. 178; Т. 20. С. 326). 6 мая 1654 г. царь Алексей Михайлович пожаловал «вовеки неподвижно» Л. м. со всеми его вотчинами патриарху Никону , который владел им до 1667 г. ( Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 130, 411). В 1673 г. был изготовлен серебряный потир с надписью: «Сей потиръ Рождества пречистыя Богородицы Лисья монастыря, а сделанъ при настоящем власти тоя честныя обители при игумене Ермогене лета 7181 году» ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 2. С. 198). В 1722-1727 гг. Л. м. был приписан к Хутынскому мон-рю. За это время обители был нанесен невосполнимый ущерб. В 1764 г. Л. м. был закрыт, имущество передано в Сковородский мон-рь. Каменная Богородице-Рождественская ц. обращена в приходскую, в 1818 г. упразднена ( Петрова и др. 2000. С. 153). Во 2-й четв. XIX в. разрушились последние постройки обители. К 2016 г. на месте Л. м. на холме поставлен деревянный крест. Экономическое положение

http://pravenc.ru/text/2110554.html

В 1690 г. А. Д. м. был приписан к новгородскому Софийскому собору. До 1764 г. мон-рь владел 120 дес. земли, к нему было приписано 111 крестьян. В 1764 г. упразднен, в его помещениях проживали клирики Новгородской епархии. 1 сент. 1794 г. по ходатайству архим. Тихвинского Большого муж. мон-ря Игнатия указом митр. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила (Петрова) А. Д. м. был восстановлен как общежительный, в него были переведены насельники Тихвинского мон-ря (ок. 30 чел.). Мон-рь стал управляться строителями. Устав возрожденной обители из 20 пунктов составил сам митр. Гавриил (Петров), прислав его спустя год - 11 окт. 1795 г. Восстановленный мон-рь был 3-классным, получал ежегодное содержание в размере 85 р. 71 к., в общей сложности его доходы не превышали 110 р. в год. А. Д. м. также пользовался озером, пашней, огородами, луговой землей и дровяным лесом. К кон. XIX в. в А. Д. м. было 2 храма. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами свт. Николая Чудотворца и прп. Антония Великого, устроенным над гробом прп. Антония Дымского, был воздвигнут в 1655/56 г. трудами строителя мон. Филарета. В результате реконструкции (февр. 1806) и ремонта (1840) был надстроен 2-й этаж собора с главным престолом, освященным во имя Св. Троицы, и с приделом прп. Антония Дымского. 1-й ярус собора состоял теперь из 2 приделов: Казанской иконы Божией Матери (освящен 28 авг. 1849) и прп. Антония Великого (освящен 10 июля 1850). В кон. XVIII в. был построен деревянный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 г. архим. Тихвинского Большого мон-ря Евфимием. В 1839 г. при игум. Амфилохии мон-рь был обнесен каменной оградой с 4 башнями, Св. вратами и часовней. В 1840 г., при игум. Иларии, построен 1-этажный братский корпус, в 1846 г.- 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней, в 1849 г.- 2-этажный паломнический корпус, в 1850 г.- хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня. Особо почиталась в обители Казанская икона Божией Матери (местонахождение после 1917 неизвестно); рядом с деревянной позолоченной ракой прп. Антония в Троицком соборе хранилась железная шляпа святого (весом более 3 кг). Ежегодно 24 июня, в день преставления преподобного, совершался крестный ход из мон-ря на Дымское оз. Благодаря частным пожертвованиям, а также дару Оптиной пуст . к сер. XIX в. в А. Д. м. собралась небольшая б-ка (ок. 300 книг). Архив обители, по описи 60-х гг. XIX в., сохранился лишь с 1794 г.

http://pravenc.ru/text/115846.html

Под надгробием сделано отверстие, из которого верующие берут на память белый песок, обычно добываемый в Дымском озере. Перед гробницею стоит старинный образ Антония Великого (XVIII века) новгородского письма. В иконостасе Казанского придела замечателен старинный образ Казанской Божией Матери, чрезвычайно чтимый богомольцами. В нижнем же этаже помещается монастырская ризница, в отношении достопримечательностей уже давно значительно облегченная. В верхнем этаже два придела – Троицы и Антония Дымского – кажутся совершенно новыми. Кое-где по стенам паперти и церкви развешены в одиночку иконы старинного иконостаса, но подновленные и заолифенные " . На первом этаже было два придела - справа Казанский, слева преподобного Антония Великого, и на втором этаже - Троицкий храм. К концу XIX века на втором этаже слева был устроен четвертый придел - в честь преподобного Антония Дымского. Троицкий собор в последний раз упоминается как действующий в качестве приходского храма в 1931 году, когда сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина. В советское время храм долгое время использовался в качестве склада. Храм был окончательно разобран в 1950-х годах. К концу ноября 1993 года от храма остался стоять лишь полуразрушенный остов четырехъярусной колокольни Троицкого. Еще до восстановления собора, когда от него оставался лишь остов колокольни, мощи преподобного Антония были обретены 14 июня 2001 года в третий раз. С 2000 года было начато восстановление храма и вскоре для богослужений был благоустроен Казанский придел. 28 декабря 2010 года были освящены и подняты на колокольню храма восемь колоколов. В настоящее время храм восстанавливается. Регулярные Богослужения совершаются в Казанском приделе. Комментарии и обсуждение В данный момент правильно: соборная церковь во имя иконы Казанской Божией Матери. В процессе активного восстановления (закончена кирпичная кладка второго этажа, ведутся работы по сооружению кровли с одним световым барабаном). 28 декабря 2010 года будут подняты и установлены колокола.

http://sobory.ru/article/?object=07774

Во время секуляризации монастырских земель, после указа Императрицы Екатерины II о монастырских штатах, в 1764 году монастырь был упразднен, соборный храм стал приходским и 30 лет в обители служили белые священники. XIX век стал временем расцвета Дымского монастыря. За это столетие обитель была отстроена фактически заново. Большинство деревянных построек заменены каменными. При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень. Накануне 1917 года в Дымском монастыре подвизалось 55 насельников. В 1919 году монастырь был упразднен. Местные жители до сих пор передают рассказ о том, как из Тихвина был прислан броневик, с которого «пламенные революционеры» объявили о закрытии обители, увековечив свой «подвиг» переименованием этого места в поселок «Красный броневик». В 1921 году уездный собес разместил в монастырских помещениях «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с тем же названием — «Красный броневик». Однако «производство», как вскоре оказалось, состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате «производства кирпича» были постепенно разобраны практически все монастырские строения. Троицкий собор упоминается как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма. Сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина, когда в городе были закрыты все церкви. В конце XX века Дымский монастырь представлял из себя жалкое зрелище: ни храмов, ни монастырских врат, ни стен. К началу 1990-х годов на монастырском холме от комплекса монастыря сохранились: остов четырёхъярусной соборной колокольни с зияющими проемами для звона, пустующий игуменский двухэтажный корпус (1846 год), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867 год), здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных монастырских построек. Древнейший монастырь Петербургской епархии был разрушен практически до основания. Смотрите также: Историко-статистическое Дымскаго монастыря съ подвижническаго начальника онаго преподобнаго (1861 год, 33 страницы) Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Антониево-Дымс...

В июне 2008 г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Богословские и исторические аспекты богослужения Постной Триоди». 21 октября 2008 г. на основании решения Священного Синода от 6 октября 2008 г. ( журнал 88 ) утвержден настоятелем Антониево-Дымского мужского монастыря. 21 ноября митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром возведен во игумена Антониево-Дымского монастыря с вручением игуменского жезла. 5 августа 2009 г. назначен настоятелем и председателем приходского совета Покровской церкви на Боровой улице г. Санкт-Петербурга подворья Антониево-Дымского монастыря. 11 октября 2010 г. назначен духовником Введенского женского монастыря г. Тихвина Ленинградской области. С апреля 2013 г. — член епархиального совета Тихвинской епархии , председатель аттестационной комиссии Тихвинской епархии; с августа 2013 г. — председатель богослужебной комиссии. Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. ( журнал 11 ) избран епископом Армавирским и Лабинским. 21 марта 2014 г. в Покровском храме подворья Антониево-Дымского монастыря г. Санкт-Петербурга  епископом Тихвинским и Лодейнопольским Мстиславом возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 12 апреля 2014 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 13 апреля за Литургией в Храме Христа Спасителя. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. ( журнал 111 ) освобожден от должности игумена Антониево-Дымского мужского монастыря Бокситогорского района Ленинградской области. В мае 2020 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла отстранен от управления Армавирской епархией . Решением Священного Синода от 25 августа 2020 г. ( журнал 59 ) освобожден от управления Армавирской епархией. Местом пребывания определен Свято-Троицкий Антониево-Дымский монастырь. Решением Высшего общецерковного суда от 3 марта 2021 г. , утвержденным Святейшим Патриархом Кириллом, запрещен в священнослужении. Местом пребывания определен Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь Вологодской епархии , под наблюдением митрополита Вологодского и Кирилловского. Образование:

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198991...

В ходе встречи состоялось обсуждение вопросов организации работы курсов, особенностей преподавания дисциплин монашествующим, положительного опыта соискателей 2018-2020 годов. Комиссии были предоставлены документы курсов, учебный и календарный графики занятий. 27 мая в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре после молебна у чудотворной Тихвинской иконы состоялась беседа членов выездной комиссии с благочинным обители иеромонахом Ианнуарием (Рухловым), преподавателем курсов священником Дионисием Якименко и слушателями открывающихся курсов. Затем экспертная группа посетила Тихвинский Введенский женский монастырь г. Тихвина, где прошла встреча с настоятельницей обители игуменией Павлой (Васюковой), преподавателем курсов священником Дионисием Якименко и слушательницами Курсов. В продолжение работы члены комиссии посетили Духовно-просветительский центр Тихвинской епархии «Воскресение», где будут проводиться общие лекции для слушателей всех обителей епархии. Гости осмотрели музей, аудитории и мультимедийный класс-библиотеку с виртуальным читальным залом Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. Экскурсию провела директор центра Е.В. Акимова. В завершение дня члены комиссии посетили Антониево-Дымский мужской монастырь, где провели встречу с игуменом Адрианом (Дементьевым) и учащимся — монахом Силуаном (Евсеевым). В беседе также принял участие преподаватель курсов священник Дионисий Якименко. 28 мая в иконописном классе Покрово-Тервенического женского монастыря члены выездной группы провели беседу с будущими слушательницами курсов. Во встрече приняли участие также настоятельница обители игумения Лукиана (Рысева) и преподаватель курсов священник Роман Соколов. Члены комиссии посетили Введено-Оятский женский монастырь. Комиссию встречали игумения Иоанна (Егорова), священник Роман Соколов и сестры обители. Затем члены комиссии прибыли в Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь. Гостей встречали игумен обители архимандрит Пахомий (Трегулов) с братией обители и преподавателем курсов протоиереем Виталием Фонькиным.

http://patriarchia.ru/db/text/5817242.ht...

Удивительная судьба выпала Антониево-Дымскому монастырю! Четырежды он исчезал с лица земли - и четырежды возрождался. В первый раз это произошло в 1409 году во время похода темника Едигея на Русь. Татарские полчища добрались и до Антониево-Дымской обители. Её насельники успели скрыть обретённые в 1330 году мощи преподобного Антония в земле и опустить на дно озера всю церковную утварь, колокола и святыни. Но саму обитель татары сожгли. Позже монахи отстроили монастырь. Следующая трагедия датируется 1613 годом. Тогда шведские отряды Якоба Делагарди, раздосадованные своими неудачами в Тихвине, сполна отыгрались на незащищённой обители. От монастыря ничего не осталось. В 1626 году по повелению царя Михаила Фёдоровича " монастырь на Дымях " возобновили. В 1764 году обитель настигла новая беда. В ходе секуляризационной реформы её закрыли. В следующие тридцать лет соборный храм действовал в качестве приходского, а потом по ходатайству настоятеля Тихвинского Большого монастыря Дымская обитель была возрождена. Наконец, богоборческая революционная волна, накрывшая Россию в 1917 году не пощадила и Антониев монастырь. По рассказам местных жителей, " Для разгона монахов " пригнали броневик. В память о том событии обитель переименовали в населённый пункт " Красный броневик " . В 1921 году в монастырских помещениях был расположен " Приют для калек и престарелых " . Разгром монастыря совершила коммуна по производству кирпича, въехавшая на территорию монастыря в 1929 году. " Производство " заключалось в разборке монастырских строений. Троицкий собор действовал до конца 1930-х годов в качестве приходского храма. После Великой Отечественной войны в сохранившемся келейном корпусе и паломнической гостинице была организована школа трактористов. Затем в уцелевших зданиях расположилась психиатрическая больница. Позднее остатки бывшего монастыря были переданы бокситогорскому комбинату " Глинозём " , в бывшем монастырском странноприимном доме был размещён заводской санаторий-профилакторий. Главный монастырский собор использовался под склад. В 1956-1961 гг. он был окончательно разобран. К началу 1990-х гг. от комплекса монастыря сохранились: остов четырёхярусной колокольни, келейный двухэтажный корпус (1830), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867) и здание церковно-приходского училища. Все эти постройки находились в удручающем состоянии. В 1997 году территорию и все оставшиеся постройки, находящиеся на тот период в аварийном состоянии, вернули Русской Православной Церкви. С этого времени монастырь постепенно стал восстанавливаться.

http://sobory.ru/article/?object=06588

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010