Святой Антипа, епископ Пергамский [ 137 ], также пострадал за апостольскую проповедь о Христе [ 138 ]. О нем Сам Господь Иисус Христос в Откровении святого Иоанна Богослова, сказал так: «Антипа, свидетель мой верный, был убит» (Откр.2:13). Святой Димитрий, о котором упоминает святой апостол Иоанн Богослов в своем третьем послании (1:12). Святой Димитрий был епископом в Асийском городе Филадельфии [ 139 ].   Кондак, глас 2: Христовых учеников лик седмьдесят, божественно вернии, в песнех восхвалим: теми бо вси навыкохом Троицу почитати нераздельную, и пребывают светильницы божественныя веры. Святой Евстафий жил и подвизался во второй половине тринадцатого столетия, в дни благочестивого сербского короля Стефана Ypoшa II Милутина, правившего Сербией с 1262 года по 1320. Родился он в области Будимльской [ 2 ] от благочестивых родителей. Горячо любя своих родителей, он с раннего детства укреплялся в любви к Богу: избегая суетных забав, он старался усваивать добрые нравы, постоянно ходил в церковь и с наслаждением внимал божественному пению и чтению, запоминал слышанное, и старался уразуметь смысл оного. Раз он приходит к своим родителям и говорит: — У меня возгорелось сильное желание учиться, отдайте меня на изучение словес книжных. Родители, слыша такие слова, возрадовались, возблагодарили Бога, внушившего такое благое желание их детищу, подыскали учителя, отдали ему своего сына на обучение книжной мудрости. Споспешествуемый благодатью Святого Духа, он вскоре выучился, так что, будучи молодым учеником, он являлся сведущее многомудрых учителей. Юноша нисколько не думал и не заботился о еде, питье, одежде, мало думал даже о родителях, но, всецело направив ум свой на божественное учение, всю свою сердечную любовь и упование возложил на Господа. Достигнув же большей зрелости и строго размыслив о своем призвании, он решил оставить родительский дом и идти в путь Господень. Он отправился в область Зетскую [ 3 ], в монастырь архангела Михаила, где находилась Зетская епископская кафедра. Здесь от епископа Неофита он принял пострижение в иноческий чин и начал жизнь подвижническую, строго выполняя монашеские обеты. Отличаясь воздержанием и чистотою жизни, изнуряя себя постом и бдением, он неукоснительно спешил в церковь на дневные и ночные службы, строго соблюдал келейное молитвенное правило, а в остальное время предавался богомыслию и умной молитве. Не имея никакой собственности, он старался сберегать от урочной своей монастырской доли в пище и одежде для раздачи нищим. Подвизаясь в монастырской тишине с полным смирением, он скоро, однако, сделался известным по всей той стране, как великий подвижник, подражавший древним отцам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

– Боже, явивший нам сокровенную от века тайну Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого Ты открыл нам недоведомые глубины совета Твоего, благодарю Тебя за все благодеяния Твои, – за то, что Ты спасаешь нас, уповающих на Тебя, и сподобил меня чести в час сей быть вписанным в число святых мучеников, пострадавших за имя святое Твое. Приими дух мой, отходящий ныне от жизни сей, и дай мне обрести благодать у Тебя и у Единородного Сына Твоего, – и не только меня, но и тех, которые будут жить после меня, сделай участниками милости Твоей, да всеми славится имя Твое святое во веки. Аминь. Сими и подобными словами долго молился святой Антипа, мучимый в раскаленном воле. Потом, сотворив молитву и обо всем мире, он предал дух в руки Божии, как бы уснув сладким сном, и восшел на небо, украшенный славным мученическим венцем 2501 . Благочестивые мужи взяли святые мощи его и с честью похоронили их в том же городе Пергаме, и истекло от них миро, исцеляющее всякие болезни человеческие во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь. Тропарь, глас 4: Идольския лести упразднил еси Антипо, и диавольскую поправ силу, пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси. Темже со ангельскими чины в вышних водворяяся, Владыце всех славословие принося, и о нас молебное благодарение предлагаеши, благодать цельбы даруя. Сего ради тя чтим священномучениче Антипо, моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак, глас 4: Апостолов сопрестольник, и святителей украшение был еси блаженне, мученически прославився, возсиял еси якоже солнце, всех просвещая Антипо священнее, разрушил еси безбожия нощь глубокую, сего ради тя почитаем яко божественнаго суща священномученика, и целеб подателя. 2498 Патмос бесплодный, скалистый остров в Эгейском море, на юго-западе от Ефеса, между Санопом и Наксосом 2499 Пергам – город в великой Мизии (в северо-западной части Малой Азии) был столицею Пергамского царства. В древности он славился богатством, роскошью и обширной библиотекой, также изобретением, или, вернее, усовершенствованием обработки пергамента (кожи для письма). Впоследствии этот город был присоединен к Римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Основанный, по преданию, сыном Геракла Телефом, Пергам стал столицей государства Атталидов в эллинистическое время, а в римскую эпоху – одним из важнейших городов провинции Азия, крупным административным и религиозным центром 265 . На пергамском Акрополе находились всемирно известный алтарь и храм Зевса, святилища Афины, Деметры, Диониса. Отдельно надо отметить храм бога врачевания Асклепия, особенно популярный в III в. до н. э. – II в. н. э. С этим храмом связаны имена знаменитого врача Галена, начавшего в нем в 16 лет изучение медицины 266 , и ритора Элия Аристида, который провел там несколько лет и посвятил речи находившимся на его территории источникам и потомкам Асклепия. Кроме того, Пергаму и Никомедии в 29 г. до н. э. было разрешено построить храмы в честь Августа и богини Ромы 267 . Во II в. был построен храм в честь Траяна и Адриана, и Пергам стал городом, имевшим двух неокоров (жрецов императора), а после того как там, вероятно, появился храм Каракаллы – трех (к этому надо добавить еще храм Фаустины Младшей) 268 . В городе существовала иудейская община: о ней сообщают Иосиф Флавий (AJ, XIV, 247 sqq.) и Цицерон (Pro Flacc., 62); кроме того, нам известно о наличии в Пергаме так называемых «боящихся Бога» – язычников, интересовавшихся иудаизмом, но не ставших прозелитами 269 . Очевидно, именно эти «боящиеся Бога» и стали ядром пергамской христианской общины. Скорее всего, церковь в Пергаме появляется в 50–60 гг., но ни в Деяниях апостолов, ни в Посланиях Павла Пергам не упоминается. Возможно, основателем местной общины был апостол Иоанн, во всяком случае, Евсевий говорит о том, что жребий проповедовать христианство в Азии выпал ему (НЕ, III, I) 270 . В «Откровении Иоанна» Пергамская церковь появляется среди семи малоазийских общин, к которым обращены послания (2:12–17). Пергамская община удостаивается похвалы за то, что держится Христа и не отрекается от веры, хотя живет у самого «престола сатаны» 271 . Там же сообщается, что во время гонений погиб мученик Антипа (13).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По историческим сказаниям известно, что Пергам славился множеством языческих храмов, из числа которых наиболее знаменит был храм Эскулапа, бога врачебной науки. Вместе со множеством врачебных суеверий, жрецы Эскулапа владели и научными медицинскими знаниями, которыми и привлекали в Пергам множество идолопоклонников. И эти жрецы и находившиеся под их владением Пергамские язычники, как туземные, так и стекавшиеся во множестве из других городов, могли быть только ярыми противниками христианства. По их-то наущению и убит был, вероятно, священномученик Антипа, которого считают не без основания епископом Пергамским. … побеждающему дам ясти от манны сокровенныя, и дам ему камень бел, и на камени имя ново написано, егоже никтоже весть, токмо приемляй ( Откр. 2:17 ). Что есть манна сокровенная? Это есть тот хлеб истинный с небесе, которым называет себя сам Господь Иисус Христос ( Ин. 6:32 ), и прообразованием которого служила манна, хранившаяся в скинии моисеевой ( Исх. 15:31, 32 ). Святилище небесное пока скрывает от наших взоров нашего Спасителя, но придет некогда тот невечерний день царствия небесного, когда мы будем истее причащатися сего хлеба небесного и сей манны сокровенной, т. е. будем находиться в живом общении со Христом Спасителем. Сия-то награда и обещается всем в лице Пергамских победителей чувственных вожделений, которыми прельщали и увлекали в свое общество тамошние Николаиты. Что есть камень белый и нем чудное имя? Метафорическое выражение о камне белом иметь свое основание в том обычае древности, что победителям на общественных играх и состязаниях вручались белокаменные таблички, которые они предъявляли потом для получения присужденных им наград. В устах св. тайноведца Иоанна белый камень символически означает чистоту и невинность христиан, за которую они приобретут бессметную и нескончаемую награду в будущем веке. Таинственное имя, написанное на белом камне, есть имя детей и наследников Божиих. С этим именем соединено столь высокое блаженство в будущем, что понять его пока никто не может, хотя мы и теперь уже имеем право называться чадами Божиими ( Ин. 1:12 ), но еще не у явися, что будем ( 1Ин. 3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Государственном историческом музее пройдет выставка икон, спасенных из разоренных храмов Ярославля 30.01.2019 Государственный исторический музей и Ярославский художественный музей представляют выставку " Обретение " , посвященную спасенным иконам из разоренных храмов Ярославля . На ней экспонируется 36 икон XVI — начала XX в. в., многие из которых никогда ранее не выставлялись, сообщает сайт Исторического музея. В ходе гонений на Русскую Православную церковь после революции 1917 года множество произведений религиозного искусства было уничтожено. Частично иконы из разрушенных или закрытых храмов Ярославля поступали в хранилища реставрационных мастерских. Опасаясь за судьбу памятников, находившихся в переполненных хранилищах, реставраторы решили спрятать иконы на чердаке здания Митрополичьих палат. В октябре 1930 г. реставрационные мастерские в Ярославле были закрыты. С апреля 1933 г. в бывших Митрополичьих палатах открылась картинная галерея, а с 1959 г. здесь разместилось культпросветучилище. В 1977 г. Митрополичьи палаты вернули художественному музею. По воспоминаниям главного хранителя Ярославского художественного музея Т. Л. Васильевой, во время подготовки здания к размещению в нем экспозиции на чердаке была обнаружена 81 икона. Они были уложены на деревянные перекрытия лицевой поверхностью вниз, сверху толстым слоем лежала земляная засыпка и мелкий строительный мусор. Иконы, найденные на чердаке Митрополичьих палат, реставрировались с 1990х гг. специалистами из Ярославля и Москвы. Среди найденных икон — уникальные произведения редкой иконографии: " Воскресение с Сошествием во ад " ; " Священномученик Антипа Пергамский " , " Святая княгиня Ольга " , образцом для которой стала фреска работы М. В. Нестерова из Владимирского собора Киева. Икона " Архидиакон Филипп " служила дверью в диаконник Вознесенской церкви Ярославля 1682 г., что является довольно редким явлением для храмовых интерьеров. Редакция текста от: 30.01.2019 20:01:25

http://drevo-info.ru/news/24612.html

«Ангелу Пергамския церкви напиши: такое глаголет имеяй меч обоюду изощрен. Вем дела твоя, и где живеши идеже престол сатанин; и держиши Имя Мое, и не отверглся еси веры Моея, и в Моя дни, в няже Антипас свидетель Мой верный, ижу убиен бысть в вас, идеже живет сатана. Но имам на тя мало яко имаши ту держащих учение Валаамово ижу учаше Валака положити, положити соблазн пред сынами Исраилевыми, ясти жертвы идольския, и любы творити. Тако имаши и ты держащыя учение Николаитско, Егоже ненавижу. Покайся; аще ли ни, приду тебе скоро и брань сотворю с ними мечем уст моих. Имеющий ухо слышати да слышит, что Дух глаголет церквам: побеждающему дам ясти от манны сокровенныя и дам ему камень бел, и на камени имя ново написано Егоже никтоже весть, токмо приемляй». В сих таинственных глаголах, под именем престола сатаны, вероятно разумеется храм Эскулапов и поклонение Пергамцев этому идолу. Ерест николаитов, которые имели в своих мнениях много общего с гностиками и керинфейцами, была особенно распространена в Ефесе и Пергаме. Они отделяли Творца мира от Бога и говорили, что Божественное естество Спасителя соединилось с ним при его крещении, а при его распятии снова отделилось и возвратилось к своему началу. Евангелист Иоанн, по свидетельству св. Иринея, в опровержение таковых пагубных заблуждений, написал начало своего Евангелия. За поименованными нам епископами Пергама следовали: св. Феодот, который на собранном из семи епископов соборе, предал анафеме еретика Колорбазия. Св. мученик Карп, который вместе с диаконом Папилием был схвачен в Фиатире за проповедь Христову и казнен в Пергаме. Последний из епископов, правивших церквоью Пергама, был Арсений, тот самый, который при Андронике Палеологе старшем был послан синодом, вместе с Патриархом Алесандрийским и епископом Кандийским к Патриарху Константинопольскому Иоанну Косму, сложившему с себя свой сан, – с предложением разрешить вопрос: в каком случае Патриарх может сложить с себя свой сан, и о силе присяги, обязывающей его при постановлении на Патриаршество?  233 . Святые епископы, каковыми были Гаий, Антипа, Феодот, Карп, вняли Духу, глаголющему церквам, они вкусили сокровенную манну, обещанную Сыном Божиим и многие запечатлели святое служение своею кровию, оградив Пергам от правденого меча уст Божиих  234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

(СПГИАХМЗ) вид монастырских храмов с въездными воротами показан в облаках. К кон. 60-х гг. XIX в. облака перестали изображать и в пространство икон и картин ввели натурные элементы. Так, на литографии 1869 г. (СПГИАХМЗ) композиция расположена на поверхности естественного холма. На литографированных иконах такой извод сохранялся до кон. XIX в., варьируясь в деталях - напр., на тоновой литографии 1882 г. И. И. Старченкова (СПГИАХМЗ) пейзажный фон приобрел условный характер, фигуры помещены в ложбине среди холмов. Мн. литографии лаврской мастерской использовались для изготовления дешевых икон: наклеивались обычно на липовую или кипарисовую доску, реже на картон, раскрашивались акварелью и покрывались лаком, более дорогостоящие дополнительно пропечатывались золотой краской, фон мог быть с тиснением. Традиц. иконы этого извода, предназначавшиеся в основном для раздачи и продажи паломникам, выполнялись в небольших размерах в лавре, Хотьковском мон-ре и заказывались в иконописных слободах Владимирской губ. (Мстёра, Холуй). Сохранившиеся иконы из собраний ЦМиАР (см.: Прп. Сергий Радонежский. 1992. С. 115, 266. Ил. 61; на обороте штамп ТСЛ), ГЭ ( Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 84, 167. Кат. 100), ГИМ (из ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве; см.: Тысяча лет рус. паломничества: [Кат. выст.]/Сост.: Е. М. Юхименко. М., 2009. С. 244-245. Кат. 704), РГИАХМЗ (со штампом ТСЛ и с указанием цены на обороте), ЦАК МДА, частных собраний датируются в пределах 2-й пол. XIX - нач. XX в. Действие представлено на фоне пейзажа с видом Хотьковского мон-ря или интерьера с колонной; в верхней части изображалась икона Покрова Пресв. Богородицы, поддерживаемая ангелами, или Нерукотворный образ Спасителя. В 2008 г. редкая икона большого размера (2-я пол. XIX в., 108×72 см) была передана из Толгского мон-ря в Хотьковский (находится на хорах Никольского собора обители). На полях могли помещаться приписные святые, тезоименитые заказчикам иконы. Так, на иконе кон. XIX в. (СПГИАХМЗ; см.: Черкашина Г. П. Образ прп. Сергия в иконописи, шитье и мелкой пластике//Прп. Сергий Радонежский - великий подвижник земли Русской: Альбом-кат. М., 2004. С. 101. Кат. 84) прп. Сергий у гробов показан на фоне условной архитектуры, на полях написаны арх. Михаил, мч. Косма, свт. Антипа Пергамский, ап. Марк, мч. Дамиан, вмч. Пантелеимон. На одной из икон, с мч. Тимофеем на поле (кон. XIX - нач. XX в., частное собрание), монашеское имя М. подписано как «Eфpocihi». Редким примером совмещения этого сюжета с образами избранных святых является икона сер.- 2-й пол. XIX в. (ТОКГ): в левой части композиции написаны свт. Арсений и блгв. кн. Михаил Тверские, причем стоящий справа прп. Сергий обращен к ним, а не к гробам К. и М. под Казанским образом Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/1840437.html

Одних из хрис­тиан Домициан предавал смерти, других ссылал в заточение. Так, например, он предал смерти одного консула-христианина, Флавия Климента, а жену его, Домициллу, также христианку, отправил в ссылку. Не ограничиваясь преследованием христиан римских, Домициан вызывал к себе на суд последователей Христа и из отдаленных провинций. Так, около 96 года он вызвал из Ефеса в Рим святого Иоанна Богослова, приказал ввергнуть его в котел с кипящим маслом и, когда он остался невредим, сослал в заточение на остров Патмос. В гонение же Домициана святой Антипа, епископ Пергамский, сожжен был в медном быке. Чтобы отнять у иудеев всякую надежду на явление Мессии-царя, Домициан приказал разыскать в Палестине и привести к нему потомков Давида. Такими потомками оказались родственники Господа Иисуса Христа по плоти, внуки апостола Иуды, брата Господня, которые и были приведены в Рим. Но подозрительный царь скоро отпустил их, не сделав им никакого вреда, так как увидел перед собой людей бедных, с загрубелыми от земледельческих работ руками, а из ответов их узнал, что они ожидают Царства Христова – небесного, а не земного. После Домициана императором был Нерва (96–98 гг.). Этот добрый государь возвратил из заточения всех сосланных его предшественником, между прочим, и христиан. Он не любил доносов, которые были в ходу при Домициа­не, и даже издал против них эдикт, особенно запрещавший доносы рабов на господ. Вследствие этого христиане в его правление не были тревожимы даже и доносчиками, но христианство все-таки и при нем оставалось религией недозволенной. § 18. Гонение на христиан со стороны языческого правительства в первой половине II века С наступлением II столетия положение христиан в Римской империи снова изменилось к худшему. После Нервы императором был Траян (98–117 гг.). Этот государь считается лучшим правителем империи; тем не менее он был гонителем христиан, так как смотрел на них со своей языческой точки зрения. Заботясь о спокойствии в империи, Траян в 99 году возобновил закон, запрещавший тайные общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Остановимся несколько на заблуждениях адвентизма. В толковании 2-го периода (Смирна, 100–323 г.) адвентисты обясняют слова «будете иметь скорбь дней десять» ( Откр.2:10 ); по их мнению, они означают 10 лет (302–312) гонения Диоклетиана 51 Гонения эти начались в 303 году и окончились в 311 году. Не подходит, но сектанты, очевидно, не смущаются недостачей 2-х лет 52 . Потом, – собственное имя Антипа по толкованию сектантов означает anmi – papas, класс людей, восстававших против папства 53 . Адвентистские учители производя это имя с латинского ошибаются, ибо в латинском языке апте значит пред, а ντ слово греческое. В тексте 2, 10 должно разуметь кратковременное гонение на смирнских христиан в царствование Домициана 54 , а о мученике Антипе известно, что он был замучен около 93 года по P. X. и был до того епископом Пергамским 55 . Вообще же, нужно сказать, что адвентисты толкуют сказанное 7-ми мало-азийским церквам в отношении к истории церкви – положительно на свою голову. 4-й период – Фиатира по их толкованию есть время гонений на «святых», а «святыми» по мнению адвентистов 7 дня считаются только адвентисты 7--го дня. Церковь Божия есть «свет миру» ( Мф.5:14 ) и, как таковая, она не могла быть скрытой и неизвестной. А беспристрастно судя: что может сказать история об адвентистах 7-го дня до 1844 года? Какие исторические свидетельства могут дать сами адвентисты о своем существовании до 1844 года? Никаких. Значит, «святые», упоминаемые в Откровении, ничего общего не имеют с людьми, община и учение которых были созданы последними 18 веков спустя после основания Христовой церкви. Этот вопрос, коим обычно миссионеры «заграждают уста» баптистов, не лишне применять и к обличению ложности адвентизма. Откровения 4–11 главы В Откровении с 4 главы действительно излагаются эсхатологические судьбы мира, пророчество «о народах и племенах и языках и царях многих» ( Откр.10:11 ). Изложение Апостола – апокалиптика и новозаветного пророка можно рассматривать, как несколько отдельных групп видений; или несколько «пророческих целей», как говорят адвентисты.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Когда отошли немного от восторгов, вскриков и причитаний, то спели молитву благодарственную и тут же начали судить да рядить, кого это они в роднике увидели, кто им знак подал и для чего явился на зорьке? Вот тут-то и вышла непонятная оказия: никто с уверенностью не мог сказать, что же это за святой был, из криницы на них смотревший; никому из богомольцев этот образ ранее не встречался. Пока размышляли да спорили, подошло время путь продолжать, и тут другие странности определились. С изумлением смотрели паломники на свои чистые, без царапин, ссадин и больных мозолей ноги. Ведь вчера вечером крутило и саднило стопы от дороги дальней, болело тело, покрытое незаживающими ранками и сведенной кожей… А нынче болячек и след простыл. Особенно радовались те, кого зубы донимали. Где его выдернешь, без коновала? Сейчас же улыбались богомольцы, чудесно освобожденные от изнуряющей боли. Не болели зубы! Всю оставшуюся дорогу, а шли еще больше двух недель, только и разговоров было, что о чуде у криницы. Воду же из источника каждый в котомке домой нес и берег тщательно вместе со святынями палестинскими. К уездному Богучару пришли через несколько дней к вечеру. Заночевали во дворе церковном, под навесом. Хотя то уже и не сон был — так, передохнули немного; дома-то родные рядом, день-два пути. Да и многие из местных жителей пришли посмотреть на ходоков-молитвенников, рассказы о святых местах послушать, узнать, что за морями делается да как иноземный и иноверный люд живет. Когда же наши богомольцы о чудном явлении, с ними недавно приключившемся, рассказывали, то многих сомнения одолевали, как это в наших краях да в такое время грешное чудеса происходят? Но слова те об удивительном источнике в памяти крестьян отложились, а наутро, когда перед дорогой паломники в храм Божий зашли, чудо недавнее и подтвердилось. В притворе храма, с левой стороны, со стены смотрел на них тот же епископ. В нимбе над ним церковнославянской вязью упавшие на колени богомольцы прочитали: «Святой священномученик Антипа, епископ Пергамский».

http://azbyka.ru/fiction/batjushkin-greh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010