И Господь говорит: «Но имею немного против тебя» . Господь не хочет даже, чтобы и такое небольшое отступление было в нашей жизни. Мы во всем должны быть верны Иисусу Христу, и не преклоняться перед вечным огнем. У нас есть своя форма почитания погибших, мы строим часовни, строим храмы, ставим кресты. Но слуги, апостолы Люцифера хитрым образом внедряют свою демоническую религию. Но нам нельзя сообразовываться ни с какими формами гибнущего в грехах мира. Сказано: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). Для многих людей идолом становится золотой телец. Это – стремление к обогащению. И человек, современный человек, современный россиянин, так называемые «новые русские», – это такие люди, которые своим богом имеют только золотого тельца. Для них главное – это деньги. Они даже не догадываются, что после смерти они сразу окажутся на Суде Божием и им придется отвечать за каждую копейку, которую они незаконно, не имея на то права, присвоили себе. Итак, мы, христиане, должны жить так, чтобы никак не быть связанными с этим порочным миром. Священномученик Антипа, по преданию Православной Церкви, помогает людям, у которых болят зубы. Я не знаю, почему так получилось, и я не очень понимаю, почему вот именно за зубы он отвечает, но скажу честно: когда у меня однажды заболел зуб, я стал молиться священномученику Антипе, и боль сразу прошла. Это не значит, что священномученик Антипа занимается только нашими зубами. Мы можем просить у любого святого о самых разных вещах, обращая к ним любые прошения. Но вот как-то так получается, что от головной боли Иоанн Креститель помогает. Известно, что святой Трифон помогает находить пропавшие вещи. А священномученик Антипа, папа римский, исцеляет зубную боль. Некоторые считают, что это народные суеверия, – приписывать святым какое-то конкретное врачевание, но в Писании сказано: «По вере вашей да будет вам» ( Мф.9:29 ). Закон веры – это закон, который действует всегда. Я поверил в то, что Антипа может исцелить зубную боль, и она после молитвы к нему прекратилась без всякого вмешательства со стороны врача. Но это такое небольшое отступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Разъяренные жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. 24 апреля. ПРАВМИР.Церковь чтит память священномученика Антипы Пергамского. Священномученик Антипа — ученик святого апостола Иоанна Богослова, был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54 — 68). Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам. Святитель Антипа спокойно ответил, что не станет служить богам-бесам, которые бегут от него, смертного человека, что он поклоняется и будет поклоняться Господу Вседержителю, создавшему все, и Его Единородному и Единосущному Сыну и Святому Духу. Разъяренные жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. Он отошел ко Господу спокойно, как бы уснув (+ ок. 68). Ночью христиане взяли не тронутое огнем тело священномученика Антипы и с честью похоронили в Пергаме. Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 января, 2021 18 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 4 апреля, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 18 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Добравшись до Афона, молодой чернец нашел там двух своих соотечественников, которые подвизались в одной из пустынных келий. Новопостриженный инок хотел было поступить к ним учеником. Но молдаване-иеросхимонахи Нифонт и Нектарий хорошо знали правоту святоотеческих наставлений, которые предписывали приступать к пустынному житию не ранее, чем пройдет человек искус общежительный, ибо пустыня требует «ангельской силы», а преждевременное пустынное безмолвие бывает причиной многих падений, в частности, высокоумия. Так, кстати, наставлял и старец Паисий Величковский . А кто-то из афонских подвижников говорил: «В монастыре борьба как с голубями, а в пустыне – как со львами». Поэтому опытные отцы сказали иноку Алипию следующее: – Ты совсем недавно был облечен в монашескую мантию, и тебе следует сперва потрудиться на послушаниях в монастыре... По их совету, молодой монах поступил в греческий монастырь Есфигмен (то есть утесненный горами, которые обступают его со всех сторон). Трудился он около четырех лет в поварне и в течение целого года пребывал в тяжелейшем и опаснейшем для подвижника состоянии, когда отступила от него умная молитва и он лишился всех благодатных утешений, которые она давала душе. По его позднейшему признанию, это искушение было попущено ему за один лишь его помысел гордости и осуждения. С детства знал отец Алипий, как важно беречь чувства от оскверняющих их впечатлений, но неизмеримо труднее оказалось – что и постиг он теперь на опыте – хранить сердце свое от вторжения лукавых мыслей и страстей. И весь тот год ум и сердце молодого подвижника были исполнены мрачной скорби и уныния, едва только не доходивших до смертного греха отчаяния, от которого сохраняло его лишь твердое упование на милость и заступничество Царицы Небесной. Когда же кончилось время искуса в общежительном монастыре, молдавские старцы приняли отца Алипия, выдержавшего ужасное состояние богооставленности и духовно окрепшего, как своего собрата, на высшее, пустынное житие. Как и принято на Афоне, постриг над ним отец Нифонт совершил за Божественной литургией после пения тропарей и кондаков по малом входе, под антифоны великой схимы. Так инок Алипий стал отцом Антипой, получив свое святое великосхимническое имя в честь сожженного в медном быке священномученика Антипы, епископа Пергамской Церкви в Малой Азии. Святой Антипа, о котором говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов в Апокалипсисе, был одним из тех первых епископов, что были посвящены в сан самими апостолами Господа нашего. В переводе с греческого «Антипа» – значит «упорный, крепкий, против всего». И с этим именем преподобный отец наш Антипа навсегда вошел в историю Афона и Валаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 29 г. до н.э. в Пергаме был воздвигнут алтарь императору Августу и Риму. В 26 г. город проиграл Смирне право на строительство алтаря Тиберию, но удостоился чести в строительстве алтаря Траяну, который располагался на самом верху акрополя. Пергам первым из городов Малой Азии дважды удостоился титула «неокорос» (хранитель храма) за почёт, оказываемый императорам, и за верную службу империи. Но этого пергамцам показалось мало, и город вскоре переименовал храм Дионисия в храм Каракаллы, став «трижды хранителем храма». Именно так, путём самой грубой лести со стороны местной администрации, насаждался культ императора в городах Малой Азии (См.: H.Ingholt. The Prima Porta Statue of Augustus. – Archeology. –1969. – ) Еврейская община находилась в городе со II в. до н.э. и о ней есть упоминания Иосифа Флавия в книге «Иудейские древности» (XIV, 10.20). Цицерон в своей речи Pro Flacco (59 г. до н.э.) рассказывает об инциденте, произошедшем в 62 г. до н.э., когда римский губернатор Флакк из-за неурожая запретил иудеям провинции вывоз десятины для Иерусалимского храма. Это свидетельствует о том, что иудейская диаспора была в столице региона не только велика, но и богата. И исторические описания древнего Пергама, и археологические раскопки последних лет убедительно говорят о том, что в этом городе «концентрация» языческих антихристианских сил была особенно ощутима. При этом можно указать на четыре главные силы: культ Зевса и Афины (покровительницы города и библиотеки), культ популярнейшего в греческом мире бога-врача Асклепия, официальный культ императора и культ новых богов с Востока – Сераписа и Изиды. С ними пришлось вступить в противоборство пергамской христианской общине и засвидетельствовать свою веру фактами исповедничества. В этом городе мученически скончался Антипа, упомянутый апостолом Иоанном в книге Откровения ( Откр. 12 ). Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы негодовали на него за то, что он отвращает народ от поклонения отеческим богам, и требовали от него прекратить проповедь о Христе и принести жертву. Святитель Антипа был брошен в раскаленного медного вола в храме Артемиды (около 68 г.). Христианской общиной он был похоронен в Пергаме, а его гробница в скором времени стала местом паломничества. Согласно древней традиции, в городе мученически скончались Карп, Павел и Агафоник. Дата их смерти точно не определена – или во времена Марка Аврелия (161–180 гг.), или при Деции (249–251 гг.). Послание Пергамской церкви (Откр. 2,12–17)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Третья Церковь , к которой обращается Господь, – Пергамская. До наших дней сохранился город Пергам, известный тем, что там находился один из главных жертвенников Зевса 22 и языческий храм Асклепия, которого почитали под видом змеи 23 . Город Пергам был городом неистового идолопоклонства, там люди кланялись злым духам и нечистой силе. 24 Господь, обращаясь к Ангелу Пергамской Церкви, сказал: «Так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч» ( Откр.2:12 ). Меч – это слово Божие, которое разделяет людей. То есть Пергамская Церковь времен Вселенских Соборов разделяла людей – правоверующих от неверующих. И действительно, в это время происходит великое разделение в Церкви, от нее откалываются целые народы, целые группы людей: армяне, эфиопы, копты, малабарские индийцы, ассирийцы, несториане. Тем самым Церковь отделяется от лжемудрствующих. Слово Божие разделяет все человечество, оно разделяет даже принявших христианство – а в это время христианство принимали массово, так как оно стало государственной религией империи, и многие приходили к нему неосознанно. Период с 313 по 787 год в Церкви известен под названием эпохи Вселенских Соборов. «Содержишь имя Мое, и не отрекся от веры» ( Откр.2:13 ), то есть главная заслуга христиан этой эпохи в том, что вера была сохранена Церковью во всей чистоте. В это время возникает великое множество ересей, начиная от ереси арианской, утверждавшей, что Христос не Бог. Далее была ересь Аполлинария, согласно которой Христос, воплотившись, принял только душу и тело человеческие, тогда как ум у Него – Божественный. Несторианская ересь представляла Христа человеком, в котором Бог жил, как в храме. 25 Ересь монофизитов признавала Христа настоящим Богом, но не признавала Его настоящим человеком. 26 Все эти ереси были опровергнуты и осуждены в эпоху Вселенских Соборов, православная вера сохранилась неповрежденной, и Пергамская Церковь удержала ее. «...В те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» ( Откр.2:13 ). Святой Антипа, упоминаемый здесь, – это христианский мученик конца I века.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

К епископу и простым верующим этой церкви Господь обращается с указанием на известный уже (1:16) свой эпитет: так говорит, имеющий острый с обеих сторон меч. Очевидно, этим выражением от пергамских христиан Господь требует того, чтобы они в последующих словах откровения обратили особенное внимание на то свойство Божественного слова, которое выражается во вразумлении, в предостережении и в призыве человека к покаянию и самоисправлению. Господь говорит, что Он видит всю жизнь пергамлян (твои дела), ценит то, что они живут там, где престол сатаны. Под этим престолом сатаны едва ли достаточно разуметь 181 простое, как и в других местах свящ. Писания, развитие языческой религии: тогда была бы излишня эта подробность. За более достоверное можно признать то объяснение, по которому здесь имеется в виду особое положение Пергама в распространении языческой религии. В Пергаме при храме Эскулапа было образовано обширное учено-религиозное учреждение, где жрецы являлись исключительными врачами всех болезней 182 . Сам Эскулап обыкновенно изображался сидящим на троне и носил название спасителя (σωτρ). Змей, будучи священным символом пергамского бога и обыкновенно содержавшийся живым в его храме, был для христиан предметом отвращения, как символ князя тьмы, виновника язычества. Так что самый город Пергам, где особенно были развиты грубое языческое суеверие и языческий фанатизм и где было, так сказать, средоточие религиозно-политической силы язычества, может быть назван по преимуществу престолом сатаны – дьявола 183 . Выходя из предыдущего, становится весьма понятным и выражение: содержишь Имя Мое (κρατες τ νομα Μο). Господь здесь восхваляет пергамских христиан за то, что они, несмотря на свое неблагоприятное положение среди самого грубого и фанатического языческого населения, оставались истинными христианами и свято блюли истинную веру. Указание частного исторического факта мученичества Антипы является наглядным подтверждением твердости веры пергамских христиан, а вместе с тем, и побуждением к сохранению этой веры в будущем. Под Антипою нужно разуметь не символическую 184 , но действительную историческую личность, хотя о нем и не упоминает историк Евсевий, – вероятно, по незнанию предания об этом мученике. О его действительном историческом существовании, кроме его мученических актов, ясно говорит Андрей кесар., замечая, что «Антипа был мужественный мученик в Пергаме, коего мучения я читал. О нем упомянул евангелист для доказательства терпения оных и жестокости заблуждающихся». По всей вероятности Антипа, занимавший место пергамского епископа, был замучен около 93 года, будучи сожжен во внутренности медного раскаленного быка. Христиане долгое время и после его смерти собирались к его гробнице и здесь возносили свои молитвы Богу. Его память и Православной Церкви совершается 11 апреля 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Мученики: Терентий, Африкан, Максим, Помпиий, Зинон, Александр, Феодор и др, всех числом 40, пострадали в Африке, в III веке, от правителя Фортуната. К правителю приведено было множество христиан, и многие из них, увидев приготовленные для мучения непослушных орудия казни, отреклись, но эти святые мученики решились на всякие муки ради Христа; тогда предали их жестоким мучениям и наконец всех умертвили. Во время страданий, по их молитве, идольской храм, находившийся близ места казни, вдруг разрушился, и все идолы в нем разбились. Мученики Иаков пресвитер, Азадан и Авдикий, диаконы, были замучены в Персии при царе Сапоре 2-м, около 380 г. Взяты были вместе с епископом Акепсимой (память его 3 ноября). 11-е число Священномученик Антипа был учеником Иоанна Богослова и епископом пергамской Церкви в Малой Азии. Несмотря на то, что в его время страшно гнал христиан император Диоклетиан, св. Антипа усердно обращал ко Христу язычников. Император велел бросить его в раскаленного медного быка, в идольском капище. Тело его не сгорело от огня, и было погребено христианами. Св. Антипа обладал даром исцелять болезней, особенно зубную. Преподобный Фармуфий подвизался в одной из египетских пустынь в IV веке. Он приносил пищу св. Иоанну, 10 лет подвизавшемуся в пустом колодезе (память коего 29 марта). Мученики Прокесса и Мартиниан были надзирателями темницы в Риме в то время, когда свв. апостолы Петр и Павел были заключены тут. Видя чудеса апостолов, они крестились и выпустили самих апостолов из темницы. За это Нерон подверг их мучениям и, наконец, предал смерти. Мощи их находятся в Риме, в соборе св. ап. Петра, в приделе. Преподобный Иаков был дворянского происхождения и учеником св. преп. Сергия Радонежского. В 1392 г. поселившись в 30 верстах от г. Галича, Костромской губернии, в глухом лесу, или бору, у железных рудников, основал тут обитель при помощи великого князя московского Василия Дмитриевича, в благодарность за молитву об исцелении его супруги, почему и называется Железноборовским. В монастыре устроено было св. Иаковом строгое общежитие: иноки ничего не считали своею личной собственностью, и средства для обители добывали земледелием. Скончался св. Иаков в глубокой старости, в 1442 г. Как при жизни, так и по смерти прославился чудотворениями. Мощи его покоятся под спудом в его обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Умоли Господа Бога даровати в царствовании его крепкий и ненарушимый мир, благочиние, просвещение умов и сердец и земли плодоносне, пастырем святыню, законам правду и силу, военачальником мудрость и непобедимое мужество, градоначальником суд, воинству преданность вере, Царю и отечеству, и неодолимую храбрость, всем же православным христианам здравие и благочестие. Сохраняй обитель твою святую от всех наветов 114 вражиих, да словом и делом прославляется в ней всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь. (Из акаф. 1860 г.). 11-е число. Память свящ.-муч. Антипы Пергамского. Священномученик Антипа был учеником Иоанна Богослова и епископом Пергамской церкви в Малой Азии. Не смотря на то, что в его время страшно гнал христиан император Диоклетиан, св.. Антипа усердно обращал ко Христу язычников. Император велел бросить его в раскаленного медного быка, в идольском капище. Тело его не сгорало от огня и было погребено христианами. Св. Антипа обладал даром исцелять болезни, особенно зубную. Чудотвор., икона его с мощами находится в Москве в церкви его имени. Тропарь, гласа 4-й. Идольския лести упразднил еси, Антипо, и диавольскую поправше силу, пред богоборцы дерзновенно 115 Христа исповедал еси. Темже с Ангельскими чины в вышних водворяяся, Владыце всех словословие принося, и о нас молебное благодарение предлагавши, благодать цельбы даруя. Сего ради 116 тя чтим, священномучениче Антипо, моли Христа Бога, да спасет души наша. Молитва, О, преславный священномучениче Антипо и скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся 117 тебе от Господа дар болящия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради 118 к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный прибегаю и твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя небеснаго испроси мне болящему исцеление от удручающая мя зубныя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего: но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. (Из акаф. 1897 г.). 12-е число. Св. Василий епископ Рязанский. Сначала он был епископом в Муроме. Здесь по наветам духа злобы, горожане восстали против него, и он, став на разложенную на воде реки свою мантию, удалился в Рязань. Рязанский князь Олег принял его и имел к нему особенное уважение. Его уважал и св. Алексий, митрополит московский. Скончался он в 1360 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

Церковь св. Антипы Пергамского на Колымажном дворе На тихой Волхонке рядом с музеем притаилась скромная древняя церковь Антипы Мученика. Ее судьба оказалась связана с трагическими и славными страницами летописи русской истории. Веками москвичи возносили в ней молитвы, и, наконец, традиция, возобновилась. Неизвестно, почему в старой Москве и именно на этом месте церковь была освящена во имя св. Антипы, епископа Пергамского, ученика святого апостола Иоанна Богослова. Его пастырское служение пришлось на времена страшного императора Нерона, требовавшего неуклонного жертвоприношения языческим идолам, а ослушников ожидала казнь или ссылка. Сам св. Иоанн Богослов был тогда сослан на остров Патмос в Эгейском море. Проповедь святого Антипы удерживала его паству от поклонения «отечественным богам», в чем обвиняли его языческие жрецы. Они предали подвижника мученической смерти, бросив в раскаленную печь, но огонь не тронул тело мученика – по преданию, непрестанно молившийся святой словно уснул. Христиане захоронили его в Пергаме, и у гробницы начались исцеления. Особенно св. Антипа славится исцелениями при зубной боли. Причина посвящения церкви на Волхонке осталась тайной истории. Другой загадкой стало время ее возведения. Безоговорочно, она датируется 1530-ми годами, но есть версия, что первую деревянную церковь на этом месте выстроил сам Алевиз Фрязин в 1514 или 1519 году. Иногда считают, что он построил здесь другой храм, во имя св. митрополита Петра, а на его месте позднее построили (или перестроили) новую Антипьевскую церковь. Третьей загадкой оказалось имя храмоздателей. Единогласно ученые признают, что в устроении храма участвовала семья Скуратовых, чья усадьба вплотную примыкала к нему с восточной стороны, и иногда робко называют имя главного, знаменитого представителя этой фамилии - Григория Лукьяновича Бельского, более известного как Малюта Скуратов. Известно, что первоначально эта церковь появилась в слободе царских конюхов, живших тут, подле Кремля, еще с XIV века. После страшного пожара 1547 года сюда же был перенесен из Кремля и сам царский Конюшенный двор, отчего местная слободская церковь стала называться «что у Государевых больших конюшен». Прежде же царский Конюшенный двор находился в Кремле, около Комендантской башни, которая именовалась тогда Колымажной, - от колымаг, экипажей, которые делали для царского двора.

http://pravoslavie.ru/319.html

Разделы портала «Азбука веры» Тропарь, глас 4 Идольския лести упразднил еси, Антипо,/и, диавольскую поправ силу,/пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси./Темже со Ангельскими чины в Вышних водворяяся,/Владыце всех славословие принося,/и о нас молебное благодарение предлагаеши,/благодать цельбы даруя./Сего ради тя чтим,/священномучениче Антипо,/моли Христа Бога,//да спасет души наша. Перевод: Идольское обольщение ты прекратил, Антипа, и поправ диавольскую силу, с дерзновением исповедал Христа перед богоборцами. Потому с Ангельскими чинами поселяясь на Небесах и Владыке всех хвалебную песнь принося, и о нас молебное благодарение возносишь, даруя благодать исцеления. Поэтому мы почитаем тебя, священномученик Антипа, моли Христа Бога о спасении наших душ. Кондак, глас 4 Апостолов сопрестольник и святителей украшение/был еси, блаженне,/мученически прославився,/возсиял еси, якоже солнце, всех просвещая,/Антипо священне,/разрушил еси безбожия нощь глубокую./Сего ради тя почитаем,/яко Божественнаго суща священномученика//и целеб подателя. Перевод: Сопрестольник с апостолами и украшение святителям ты был, блаженный, мученически прославился и воссиял ты, как солнце, просвещая всех, святой Антипа, разогнав глубокую тьму безбожия. Поэтому мы почитаем тебя, как святого священномученика и подателя исцелений. Молитва 1я О, преславный священномучениче Антипо и скорый помощниче Христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз, немощный, прибегаю и, твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне, болящему, исцеление от удручающия мя зубныя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да, тако тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити всесвятое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Молитва 2я

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-svy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010