Верующие призываются к «верности до смерти», т. е. мученичеству за Христа, обещающему за то «венец жизни», очевидно, в будущем веке. Естественно, что такое обетование даётся Христом как «Первым и Последним», Который «был мертв и се жив», воскресший и воскреситель. Он «Духом Своим» говорит церквам: «побеждающий не потерпит вреда от смерти второй» (о ней речь будет ниже, 21:8). Итак, церковь исторически и духовно призывается к готовности к мученичеству и к неустрашимости пред ним (ср. Мф. 16:17–18 ). Этот общий призыв подтверждается в отношении к Пергамской церкви, чрез предварение об особой силе и тягости испытаний веры, здесь явленных (а следовательно, наибольшая сила его, проявленная в умерщвлении «верного свидетеля Моего Антипы»); кто бы ни был исторически этот Антипа, чего мы в точности и не знаем, но это имя может быть принято и как нарицательное, родовое для подобных испытаний, в которых речь идет о последних испытаниях веры («содержишь Имя Мое и не отрекся от веры» 2:13). Естественно, что это откровение подаётся от Христа как имеющего обоюдоострый меч (2:12), это – знамение побеждающей истины. Впрочем, даже и исключительная твердость в вере одних не устраняет наряду с этим и возможностей соблазнов для других в той же самой среде: здесь называются «держащиеся учения Валаама», «который научил Валака» ( Числ. 22:24 ), не вполне ясный намек на этот исторический эпизод, и снова называются «держащиеся учения Николаитов». Под этим общим именем могут разуметься разные лжеучения, как религиозно-мистические, так и оккультические, соответственно особой духовной разрыхлённости, свойственной этому месту («где живет сатана»). Ангелу Фиатирской церкви пишется об откровении явившегося в величии Своём «Сына Божия, у Которого очи как пламень огненный и ноги подобны халколивану», Он говорит, как судья, имеющий власть и взвешивающий «дела, любовь и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых» (2:18–19). По-видимому, дело идет не о частных подвигах и искушениях, но об итоге и деле всей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Господь говорит, что ничего не нужно бояться, потому что Он с нами, Он умер и воскрес, значит, и мы воскреснем. Господь предупреждает: «Вас будут бросать в тюрьму за имя Мое». За этим стоит диавол, ополчающийся на Церковь в попытках ее истребить. Та ненависть, которую имели язычники и иудеи к Церкви Божией, необъяснима просто человеческими измышлениями и усилиями. Это усилия сатаны, старающегося истребить Церковь физически. Но мы знаем, что это ему никогда не удастся. Хотя это сделать на самом деле не так уж и сложно: убей всех епископов – и не будет Церкви. Но Христос предупреждает: «будете иметь скорбь дней десять». Здесь под десятью днями подразумеваются десять эпох гонений. Десять лет, с 303 по 313 год, шла непрерывная кровавая бойня, когда каждый день казнили по несколько десятков тысяч человек. И далее Господь говорит: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ), то есть если верен будешь Христу до самой смерти, то получишь награду – венец жизни, дающийся праведникам. 21 Как говорил святой XIV века Николай Кавасила , Дух Святой является венцом жизни для тех, кто достиг спасения, кто верен до конца. «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» ( Откр.2:11 ). Побеждающему не грозит вторая смерть. Если победите, то вам не страшна никакая смерть. Смерть первая – это отлучение души от тела, а вторая смерть – это вечное отделение от Бога. И она наносит величайший вред человеку, так как он остается со своим телом в вечности, но далек от Бога и пребывает в вечной гибели, в стране «мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» ( Иов.10:22 ). Кто победит, при условии верности Христу, того смерть обойдет, тот будет избавлен от второй смерти. Таким образом, Господь дважды говорит, что мы не должны ни в каком случае волноваться, потому что в раю нет проигравших: или ты с Богом, или ты против Него. «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» ( Откр.2:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Д. Мак-Фейден указывает: «Количество жертв не может быть определено; довольно много аристократов потеряло жизнь или имущество... То, что гонение не ограничилось нобилитетом, но распространилось также и на простонародье, рабов и отпущенников, которые составляли основную массу христианской общины, можно считать установленным» 350 . Единственная возможность если не установить истину, то хотя бы приблизиться к ней заключается в том, чтобы вновь обратиться к тем самым источникам, которые заставляют исследователей приходить к взаимоисключающим выводам. Для начала возьмём те, где прямо говорится о мученичестве христиан. Допустим, Откровение Иоанна действительно было создано Апостолом в ссылке на Патмосе в конце правления Домициана, как на это под 94 годом по Р.Х. указывает в «Хронике» Евсевий, ссылаясь на Иринея: «...et sub ео (sc. Domitiano) apostolus Iohannes in Patmum insulam relegatus apocalypsin vidit, quam [h] Irenaeus interpretatur» (Euseb. Chron. 274 F. Cp.: id.: HE. III. 18.1). В Апокалипсисе указан один мученик, умерщвлённый в Пергаме, центре римской провинции Азия. Христос устами автора Откровения говорит: И Ангелу Пергамской церкви напиши: ...знаю твои дела, и что ты живешь там., где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живёт сатана, умерщвлён верный свидетель Мой Антипа (Κα τ γγλ τς ν Пεργμ κκλησας γρψον οδα τ ργα σου κα πο κατοικες που θρνος το σαταν κα κρατες τ νομ Μου, κα οκ ρνσω τν πστιν Μου κα ν τας μραις ας ντπας μρτυς Μου πιστς, ς πεκτνθη παρ μν, που σατανς κατοικε) ( Откр.2:12–13 ). Из текста и, в частности, из употреблённой в нём там, где речь идёт об убийстве Антипы, пассивной формы аориста глагола ποκτενω не ясно, кто был виновником убийства, идёт ли речь о самосуде традиционно враждебной христианам толпы или же о казни по приговору римского наместника. Судя по тому, что критическая для христиан обстановка существовала не один день (ν τας μραις), первое представляется более вероятным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Документы истории говорят с такой силой, что никакая позднейшая риторика ничего не может прибавить к их свидетельству. Чего стоит контраст между пророческим и трагическим голосом святителя Тихона – и безжизненно закругленными интонациями иных позднейших документов, где фразеология передовиц «Правды» соседствует с конвенциональными семинаризмами! Но заметить это – слишком легко. Документы приглашают задуматься над той реальностью, которая в них запечатлена, но не вмещена; над реальностью сугубо человеческой, конкретно-исторической и, одновременно, для верующего сердца, более чем человеческой, метаисторической, то есть эсхатологической. Православная трезвость возбраняет, вместе с самочинными догадками о «временах и сроках» ( 1Фес. 5:1 ), стилизацию событий под неадекватно – чувствительно, литературно, морализаторски етс. понятый Апокалипсис. Однако все, что церковный человек может помыслить и сказать о Церкви, само собой, хотим мы этого или нет, укладывается в матрицы парадигм, заданных именно Откровением св. Иоанна Богослова (речения Сына Человеческого Ангелам семи малоазийских церквей, повесть о последней борьбе между Агнцем и Зверем). Церковь , невеста Агнца, есть явление эсхатологическое от самого своего начала, со дня Пятидесятницы, применительно к которому апостол Петр вспоминал слово пророка Иоиля о «последних временах» ( Деян. 2:16–17 ). На языке Православия уже о временах земной жизни Христа говорится как о «последних», и ни одного здравомысленного верующего это не смущает, хотя по человеческому счету с тех пор прошли два тысячелетия (и пройдет еще столько тысячелетий, или годов, или только дней, сколько Богу будет угодно). Мы уже очень давно – «эсхатон». И вот мы раскрываем последнюю книгу Нового Завета и читаем, в числе другого, слова, обращенные к Ангелу Пергамской церкви: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» ( Откр. 2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Как будто лично к святителю Хризостому и тем, кто пострадал вместе с ним, адресованы слова Христа: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть…»  11 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.  «не потерпит вреда от второй смерти» – вторая смерть есть вечное отпадение души от Бога и гибель в геенне.  «не потерпит вреда»  – этими словами Христос утешает Свою невесту – гонимую страдающую Церковь. Он говорит христианам, что, даже если вам придется претерпеть на земле смерть, не надо этого бояться, ибо вторая смерть не имеет над вами власти, и потому смерть тела не есть для вас смерть, но жизнь. Как период истории послание к Смирнской церкви соответствует эпохе гонений на христиан – от апостолов до Константина Великого. Продолжительность эпохи составляет около 250 лет.  12 И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: Пергам ко времени написания Апокалипсиса уже около трех веков являлся политической столицей провинции Асия, и в нем находилась резиденция римского проконсула. Город славился как крупный культурный центр, в нем была знаменитая библиотека, по количеству книг – 200 тысяч – уступавшая только крупнейшей в античном мире библиотеке александрийской. 23 23  По имени города был назван изобретенный там более совершенный, чем папирус, материал для письма – пергамент. Пергам также был одним из крупных религиозных центров язычества и местом широкого паломничества для греков и римлян.  «Имеющий острый с обеих сторон меч» – см. комм. на 1, 16. В контексте настоящего послания слова могут иметь, кроме прочего, еще следующий смысл: римский проконсул, управлявший провинцией, имел т. н. «jus gladii»,  право меча, – то есть мог предавать граждан смерти по своему усмотрению. Однако последнее слово, последний истинный суд принадлежит только Христу, а не земным властям. Следовательно, этого последнего Божия Суда и нужно прежде всего бояться.  13 знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Обращение к Пергамской Церкви начинается такими словами (Откровение, вторая глава с 12-го по 17-й стих): Откр.2:12–13 . «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа». Как я уже говорил вам, братья и сестры, любое библейское пророчество имеет значение для тех времен, когда оно произносилось, для всех последующих периодов истории Церкви, и особенно пророчество имеет значение для самых последних времен. По поводу послания к Пергамской Церкви святой Андрей, архиепископ Кесарийский, пишет: «Город, к которому обращает эту речь, восхваляя верных за твердое перенесение искушений, был идольский, мечом обоюдоострым называет или Евангелие, образующее сердца людей и разделяя верующих от нечестивых, или же осуждение, отсекающее нечестивых от Церкви». Итак, послание Ангелу Пергамской Церкви. Сказано: место, где престол сатаны. Возможно, это покажется вам странным, но в начале XIX века в Пергаме немецкими археологами производились раскопки, и археологи обнаружили капище сатаны, из красного мрамора. Этот алтарь был перевезен в Германию, где его вместе со многими статуями и рельефными изображениями языческих богов можно увидеть в Пергамон-музее в Берлине. Куда, в какие страны и в какие столицы были привезены другие камни престола сатаны из древнего Пергама, и куда потом их вставили или растащили, доподлинно никто не может утверждать. Известна только судьба того камня, который находится на Красной площади в Москве. Это было ритуальное и мистическое действо, бесовская мистика. По учению блаженного Августина , она существует со времен грехопадения рода человеческого. Параллельно существуют два народа. Помните, у Адама и Евы было два сына: Каин и Авель. Каин – это родоначальник линии каинитов. Авель был убит, и вместо благочестивого Авеля Господь послал нашим прародителям Сифа. Сиф – это родоначальник сифитов. Каиниты – это сторонники зла, убийств, идолопоклонства и культа сатаны. Потому что сатана и есть первый человекоубийца от начала, как сказано в Писании. Потому, что сатана, совратив наших прародителей, духовно умертвил и Адама, и Еву, лишив их благодатного общения с Богом в Раю.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

…побеждающий… – устоявший во всех испытаниях. …не потерпит вреда от второй смерти. Первая смерть – разлучение души с телом; смерть вторая – разлучение с Богом на Страшном суде. Первая смерть – это временная разлука души с ее младшей сестрой – плотью; вторая – вечная потеря Бога. У тех, кто занимался Иисусовой молитвой как самым главным делом своей жизни, имя Иисуса Христа по смерти будет сиять в душе, подобно блеску молнии, так что темные духи на мытарствах не смогут приблизиться к ней. На Страшном суде это имя превратится в таинственное начертание лика Христа в сердце человека, как на иконе, а в Царстве Небесном оно облечет душу в белоснежные одежды, которых лишился Адам, вкусив от древа познания добра и зла. Часть 4 И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч ( Откр. 2, 12 ). Обоюдоострый меч – благодать Божия, которая защищает Церковь от врагов и лжеучителей, хранит Православие, как Херувим – врата Едема, поражает ангелов ада, отсекает от Церкви нераскаянных грешников, а на Страшном суде отделит детей Божиих от детей сатаны непроходимой бездной. Обоюдоострый меч – слово Божие, проникающее до глубины сердец. Этот меч – Евангелие, которое победило мир; он рассекает душу человека и обнажает ее сокровенные деяния. …знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа ( Откр. 2, 13 ). …ты живешь там, где престол сатаны… Пергам был одним из центров языческого оккультизма. Падшие ангелы, свергнутые с неба, нашли себе приют в подземных пропастях, языческих капищах и сердцах людей, преданных греху и поэтому ненавидящих Бога, людей, ставших для них, демонов, младшими братьями. В Пергаме стоял знаменитый языческий храм во имя Асклепия (Эскулапа), покровителя врачевания; его изображали в виде змеи. В храме, в его алтаре, держали живых змей и поклонялись им как богам. Служители Асклепия, маги, лечили больных заклинаниями, гипнозом – погружением в сон, наркотическими средствами, вызывавшими у человека яркие видения, так называемой священной пляской, во время которой жрецы приходили в состояние экстаза, демоническими ритуалами и тому подобным – тем, чем «пользуют» своих пациентов современные целители-колдуны, экстрасенсы и гипнотизеры. Общепринятой эмблемой медицины стала чаша, над которой изогнулась змея. Ее объясняют так: мудрость (змея) пьет чашу (здоровье). На самом деле, змея – это образ Эскулапа, который готовит в чаше свои снадобья. Змея обвилась вокруг чаши, как бы держит ее руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

«После обычного призыва к внимательности смирнским христианам сообщается и обещание награды», и награда эта есть естественный и необходимый плод такой «засвидетельствованной» (μρτυς) верности их: возвещается им от Духа «избавление от второй смерти. Вторая смерть – именно геенна (см.: Мф.5:29–30 ; Лк.12:5 ). Она есть смерть и вторая, и иная (особенная). Она наступает только для тех, которые уже подверглись действию первой смерти, т. е. разлучению души и тела, и состоит в окончательном лишении человека Божественной благодати», в полном отнятии у него Духа жизни. «Освобождение от этой-то вечной смерти, другими словами – от вечных мучений, и обещает Господь смирнским христианам, гонимым за веру» 83 . 12–13. И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. Пергам – третья малоазийская церковь , к ангелу которой обращается Господь в 12-м стихе, – в древности был главным городом в Мизии и некоторое время даже столицей Пергамского царства. В еще большей мере, чем Ефес, Пергам был видным и деятельным центром язычества. Два культа в особенности сосредоточивались в Пергаме: культ цезарей, тот религиозно­государственный культ, который всего более вредил христианству, ибо, благодаря ему, веру эту, принципиально не допускавшую никаких обожествлений, не исключая, конечно, и императоров, можно было трактовать государственным преступлением 84 , и еще больше культ Эскулапа, почитание которого было очень распространено в Римской империи. Эскулап так и назывался тогда Pergameus deus – бог пергамский. «Со времен знаменитого Галена при храме Эскулапа образовалось обширное учено-религиозное учреждение, напоминающее нынешние клиники, где право лечить было присвоено исключительно жрецам Эскулапа», чем, само собой понятно, закреплялась связь этой медицины с языческим идолослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Рано утром правитель велел заклинателям удалить из темницы змей, аспидов, ехидн и всех гадов своих, а мучеников привести на суд. Когда заклинатели пришли к темнице и стали говорить обычные свои заклинания, гады не послушали их, но с великою яростью все устремились из открытых дверей на своих заклинателей и поразили их до смерти, а также и всех бывших там людей. После сего святые были приведены в судилище, и правитель, увидев их невредимыми, пришел в ярость и приговорил их к усечению мечем. Тогда страстотерпцы исполнились неизреченной радости и, идя с веселием на смерть, пели: — Ты избавил нас, Господи, от обижающих нас, и посрамил ненавидящих нас. Слуги, приведши их на место казни, исполнили то, что им было приказано, и исповедники Христовы восприяли венец мученический. Благоговейные мужи убрали святые тела их и с честью погребли за два поприща от города во славу Спасителя нашего Иисуса Христа, Который живет и царствует во веки веков. Аминь. Кондак, глас 2: Мученическая честная память прииде днесь, веселящи всяческая, Терентия премудраго и дружины его. Тепле убо стецемся, да приимем исцеления: сии бо благодать от Бога прияша Духа Святаго, исцеляти недуги душ наших. В тот же день память святых мучеников Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов, в Персии, при Сапоре пострадавших около 380 года. Память 11 апреля Страдание святого священномученика Антипы, епископа Пергамского В царствование императора Домициана открылось великое гонение на христиан, и ко всем князьям и правителям были разосланы указы, чтобы христиане беспрекословно повиновались царским велениям, приняли языческую веру и поклонились идолам. Тогда явилось множество верных, небоязненно исповедывавших слово Божие, и открылось великое мужество мучеников, подвизавшихся за Христа Спасителя. В это время был заточен на остров Патмос и великий Апостол, святой Иоанн Богослов, — сей столп Церкви, основание христианской истины и проповедник предвечного божества Единородного Сына Божия. На Патмосе в откровении среди семи светильников явился ему Господь, и повелел написать семи Ангелам, т. е. епископам семи малоазийских церквей, и укрепить сонмы мучеников. При этом Господь воспомянул и о святителе Антипе, о котором предлежит настоящее повествование. «Сказал Господь Своему ученику «знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр.2:13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Этот опыт все еще недостаточно осмыслен нашей сознательной памятью. А наше подсознание именно поэтому не может от него до конца освободиться. У верующих, у духовенства, особенно у тех из нас, кто постарше, он сидит в костях, как непрерывная тупая боль. И нести нам эту боль до смертного часа. Но это — особая тема. «ТАМ, ГДЕ ПРЕСТОЛ САТАНЫ…» И простой эстетический такт, и тем паче христианская духовная трезвость решительно возбраняют, вместе с самочинными догадками о «временах и сроках» конца этого эона (1 Фес. 5:1), стилизацию событий под неадекватно — панически, патетически, литературно, морализаторскн etc. — понятый Апокалипсис. С другой стороны, однако, все, что церковный человек может помыслить и сказать о Церкви, само собою укладывается в матрицы парадигм, заданных именно Откровением св. Иоанна Богослова — речениями Сына Человеческого Ангелам семи малоазийских церквей, повестью о последней борьбе между Агнцем и Зверем. Церковь, Невеста Агнца, есть явление эсхатологическое от самого своего начала, со дня Пятидесятницы, применительно к которому апостол Петр вспоминал слова Иоиля о «последних временах» (Деян. 2:16–17). На литургическом языке Православия уже о временах земной жизни Христа говорится как о «последних», и ни одного здравомысленного верующего это не смущает, хотя по человеческому счету с тех пор прошли два тысячелетия (и пройдет еще столько тысячелетий, или годов, или только дней, сколько Богу будет угодно). Мы уже очень давно — «эсхатон». И вот читатель раскрывает последнюю книгу Нового Завета и находит, в числе другого, слова, обращенные Ангелу Пергамской церкви: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой, Антипа» (Откр. 2:13). Двойное повторение: «там, где престол сатаны», «где живет сатана». Слова падают тяжело, они очень весомы, очень серьезны. Если мы решаемся применить их для описания ситуации русского Православия, и, шире, христианства всех вероисповеданий, или, еще шире, веры в Бога как таковой, под бесконтрольной властью того, что именовало себя «воинствующим атеизмом», — то не ради упражнений в антикоммунистической риторике, по нынешним обстоятельствам превратившейся в занятие чересчур безопасное. Да нет, речь идет не о политике, и «сатана» — не метафора. Какие уж тут метафоры!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010