Ибо святой Антипа был епископом Пергамской церкви Из этих слов откровения Иоаннова видно, каков верный свидетель Христов был Антипа и каковы были жители города Пергама, который был жилищем сатаны. Среди них святой Антипа был как свет среди тьмы, как роза среди терния, как золото в грязи или, лучше сказать, в огненной печи по написанному: «испытал их как золото в горниле» (Прем.Сол.3:6). Там и закон природы не соблюдался и не было никакой рассудительности, но каждый мстил за себя и сильный обижал слабого, и тот считался мужественным, добрым и праведным, кто бил или умерщвлял христиан. И когда неверные так притесняли и беспокоили общество христианское, блаженный Антипа, муж непоколебимый в вере и постоянный в добродетели, ни мало не смущался, но, как бы переменивши естество человеческое на Ангельское, крепко и небоязненно стоял против врагов. Пренебрегая угрозами мучителей он часто выходил в народ, и среди него сиял, как заря, и светом чистой и правой веры прогонял тьму идолопоклоннического заблуждения. Поэтому бесы (которых эллины считали за богов) все бежали оттуда, и ни один из них не смел пребывать в городе Пергаме, в коем жил святой Антипа. Бесы являлись своим жрецам в сновидениях и говорили, что они уже не вкушают жертв их и не обоняют курения жертвенного, так как их прогоняет начальник христиан. Тогда эллины разгневались и устремились на Антипу и, схвативши его, повлекли на то место, где они обыкновенно приносили свои скверные жертвы. И сказал ему правитель: — Ты ли тот Антипа, который и сам не исполняет царских повелений и других учит тому же, и так препятствует нашим жертвоприношениям, что ни одному из богов не дает насытиться туком жертвенным? Из-за тебя боги оставили наш город, и есть опасность, как бы какая беда не постигла его, так как они не захотят более охранять его. Довольно тебе коснеть в христианском волшебстве; теперь покайся и подчинись нашим законам, чтобы боги, обладающие сим прекрасным городом, не перестали иметь о нас попечение и охранять нас. А если не захочешь этого сделать, и не отречешься от своей веры и будешь презирать наше богопочитание, то по римскому закону подвергнешься достойному наказанию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Возбужденные до ярости словами святителя язычники, схватив его, повлекли в храм богини Артемиды и там, раскалив медного быка, бросили в него исповедника веры. Осеняя себя крестным знамением, св. мученик предал свою душу Богу. II. Возлюбленные братия и чада о Христе! Мы видели, какой мучительной смерти предан был св. священномученик Антипа! Но этой мученическою кончиною его только завершился ряд его страданий за Христа то в борьбе с своею плотию, то в борьбе с миром и в особенности нечестивыми язычниками, среди которых он жил, как светильник посреди тьмы, как роза посреди терния, то в борьбе с врагом нашего спасения – диаволом. Труден был путь его жизни, жестокая борьба; много препятствий, он преодолел, чтобы достигнуть царствия Божия. Но без трудов и подвигов нельзя достигнуть царствия Божия. Об этом учит слово Божие, это свидетельствуют все святые и в том числе ублажаемый ныне св. священномуч. Антипа. а) Слово Божие говорит нам, что царствие небесное нудится и нуждницы восхищают е , т.е. царствие небесное, как величайшее благо, требует со стороны человека постоянного понуждения себя к исканию его, постоянной внутренней борьбы против греха, постоянного упражнения во всем богоугодном, спасительном, а потому только те сподобятся вечного блаженства, которые сопротивляются греху и деятельно стремятся к святости. Из сказанного очевидно, что мы имеем назначение в этом мире не для наслаждения земною жизнию, не для веселья, а для борьбы, в которой главные наши враги: грехолюбивая плоть наша, лукавый обольстительный мир, и дух злобы – диавол, ярость коего против нас неописанна, ее невозможно и изобразить. Слово Божие уподобляет его «рыкающему льву, ищущему кого бы поглотить». А мы осуетившиеся, живущие беззаботно, кому подобны? Подобны мы людям воображающим, что они прогуливаются по бесконечной равнине, тогда как стоят они на краю стремнины, но не видят этого и видеть не хотят. Душевная наша слепота закрывает от нас опасность положения нашего: мы только и думаем, что об удовлетворении своих суетных желаний, об удовольствиях этой жизни и о прочем подобном, а мысль о висящей над головою нашею беде, о грехах наших, о суде Божием и о предстоящей нам бесконечной загробной жизни, не только далека от нас, но и вовсе ее нет у многих из нас. Пользуясь такою беспечностию нашею, хитрый враг так опутал нас сетями своими, что у нас, как говорится, что шаг, то грех: мы и лукаво делаем, и лукаво мыслим, все в нас проникнуто грехом, все порабощено грубой чувственности, а что хуже всего, это то, что мы не сознаем настоящего положения своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Восстанем мужественно, призовем на помощь Всемогущаго, разорвем сети диавольския, посрамим его, и обрадуем нашего ангела хранителя. Размыслим со вниманием, что ради спасения нашего Господь сошел с неба, претерпел страшные страдания, завершившиеся позорною на кресте смертию, а мы ради своего собственного спасения и пальцем не хотим пошевелить. Какое омрачение, какая пагубная беспечность!.. Надеемся спастись без малейшего труда. Но суетна наша надежда, ибо «многими скорбми подобает нам внити в царствие небесное». б) Все святые свидетельствуют, что без трудов нельзя спастись. Прочтем жития святых, угодивших Богу, и что в них увидим?... Иные труженики провели всю свою жизнь в пустынях в строгом постничестве, покаянии и денно-нощных слезных молитвах, лишали себя даже необходимаго; другие – посвятили себя на апостольское служение, спасение ближних, постоянно заботились не о своем благе, а о благе ближних своих, претерпевали безчисленные скорби и гонения, и самым делом исполнили заповедь Божию: «больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Наконец, видим безчисленные лики мучеников, которые кровию своею запечатлели любовь свою к Богу; да и самые ближайшие к Господу ученики Его, – не все ли они мученически скончались? кто был распят, кто обезглавлен, кто какою иною смертию умерщвлен! Итак пред нашими глазами страшная картина страданий!.. Пострадал Спаситель мира, пострадали и все близкие Его, все возлюбившие Его, почему и сказал Он: «иже не приимет креста своего, и вслед Мене грядет, несть Мене достоин». Как же мы хотим наслаждаться этою жизнию, и в весельи проводя дни свои, спасти душу? – Очевидно, что суетна наша надежда, напрасно наше ожидание. III. Если истинно хочем мы спастись, то должны, при помощи Божией, сопротивляться царствующему в нас греху, быть на стороже, как бывает в военное время, в опасении внезапного нападения врага; зорко следить за внушаемыми им помыслами злобы, гордости, сребролюбия, сластолюбия и многими иными; с гневом отгонять их от себя, как лютых наших врагов и понуждать себя непрестанно к любви, смирению, милосердию, воздержанию, покаянию и прочим душеспасительным добродетелям, внимательно следя за дурными своими привычками.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

342 Маргарет Уильямс замечает по этому поводу: «Что же касается христианской секты в Риме, то было бы преувеличением полагать, что власти достаточно интересовались её этническим составом с тем, чтобы чётко разграничивать её еврейских и нееврейских приверженцев. ...Гораздо более вероятным сценарием была неразборчивая атака, чем выборочная, систематическая операция» (Williams М.Н. Domitian, the Jews and the «Judaizers»: A Simple Matter of Cupiditas and Maiestas?//Historia. 1990. Bd. 39. H. 2. S. 202). 343 Hagenbach K.R. Die christliche Kirche der drei ersten Jahrhunderte. 2. Aull. Leipzig, 1857. S. 108. 345 См.: Knudsen J. The Lady and the Emperor: A Study of the Domitian Persecution//Church History. 1945. Vol. 14. No. 1. P. 31 f. 346 Christ. K. Geschichte der römischen Kaiserzeit. Von Augustus bis zu Konstantin. 4., durchges. u. aktualis. Aull. München, 2002. S. 283. 353 Краткий комментарий к Новому Завету//Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов в русском переводе, с приложениями. 4-е изд. Брюссель, 1989. С. 2253. Здесь же предполагается, что Антипа мог быть епископом пергамской Церкви. 354 См.: Hemer С. The Letter to the Seven Churches... P. 4. К. Гемер полагает, что «трон сатаны» может как относиться к месту, где отправлялся императорский культ, так и быть «сопутствующим намёком» на городские святыни Зевса Сотера (спасителя) и Асклепия Сотера. Атрибутом обоих божеств была змея, являющаяся в Библии символом сатаны. 355 Древнегреческо-русский словарь/Сост. И.Х. Дворецкий/Под ред. С.И. Соболевского. М., 1958. T. II. С. 1764. 358 «Révélation gives a particularly bleak picture of the Christian view of the empire, refracted through the lens of Jewish apocalyptic ideology» (Humphries M. Early Christianity. P. 202). 359 Riddle D.W. First Clement and the Persecution of Domitian//Journal of Biblical Literature. 1924. Vol. 43. No. 3/4. P. 341. 362 В греческом оригинале: Δι τς αφνδους κα παλλλους γενομνας μν συμφνρς κα περιπτσεις «Нежданные события» (subitanei casus, αφνδιοι συμφορα) здесь, естественно, имеют негативный смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в оскорблении величества, на основании общих законов о государственном богопочитании. «Я видел» - говорит автор Апокалипсиса - «души убиенных за слово Божие и за свидетельство (μαρτυρα), которое они имели» (6:9). Христианская кровь начала литься на Востоке еще задолго до того, как император Траян издал первое распоряжение касательно христиан. Одного из таких первомучеников Апокалипсис называет по имени - это Антипа Пергамский, умерщвленный за имя Христово там, где живет сатана, т. е. в том Пергаме, где особенно сильно процветал культ цезарей и где был построен первый храм во имя царствующего императора. Случилось это, вероятно, в правление Домициана, т. е. в последнее десятилетие 1-го века, когда в самом Риме продолжали еще считать христианство отраслью иудейства, как это показывает процесс против Тита Флавия Климента.     II век. Другим замечательным документом, свидетельствующим о гонении на христиан ранее издания какого-нибудь закона о них, является известная переписка проконсула Плиния с императором Траяном. Плиний был наместником Вифинии с 111 г. и состоял в должности полтора года. Он написал Траяну всего 60 писем. Одно из них для нас чрезвычайно важно, мы приводим его полностью: «Для меня обычно, Государь, обращаться к тебе с вопросом о том, что возбуждает во мне недоумение. Ибо кто может направить меня лучше, когда я медлю, или научить, когда я оказываюсь незнающим? Я никогда не присутствовал на христианских процессах (cognitionibus de Christianis); поэтому не знаю, что именно и в какой степени подлежит тут наказанию и является предметом расследования. Я находился в немалом затруднении а) придавать ли какое-нибудь значение различию возрастов, или же несовершеннолетние не должны быть отличаемы от взрослых, б) давать ли за раскаяние прощение, или тому, кто был христианином и отречение не приносит пользы, в) подвергать ли христиан наказанию за самое имя, помимо каких-либо преступлений, или же за преступления, стоящие в связи с именем (nomen ipsum, si flagitiis careat, an flagitia cohaerentia nomini puniantur).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Арх. Феофилакт. Болг. Христианин не обязан искать крестов, но когда они сретят его, должен идти на них необинуяся. Иннокентий Арх. Херс. 10-го апреля Господь, по замечанию святого Киприана для того вопроси у Отца: вскую мя еси оставил? дабы мы вопросили самих себя и познали грехи свои. Ибо, преданный на страдание, для чего оставлен Господь? Дабы нам не быть оставленным Богом. Оставлен для искупления нас от грехов и вечной смерти, оставлен для показания величия любви к роду человеческому, оставлен для доказательства правосудия и милосердия Божия, для привлечения нашего сердца к Нему, для примера всем страдальцам. Да сподобимся принять тело Иисусово в Таинстве Причащения и положить оное во гробе, иссечённом из камня, т. е. в душе твердо памятующей и не забывающей Бога. Да будет душа наша иссечённою из камня, т. е. имеющею свое утверждение во Христе, который есть Камень. Да обвием сие тело плащаницею, т. е. и примем его в чистое тело, ибо тело есть как бы плащаница души. Божественное тело должно принимать не только в чистую душу, но и в чистое тело. Должно же именно обвить оное, т. е. покрыть, а не раскрывать, ибо Таинство должно быть покрыто сокровенно, а не раскрываемо. Благовестник. Ищите главную свою страсть. Её обличите, её выбросьте вон. Не требует от тебя Господь поста, когда страдаешь своекорыстием. Дай Ему простоту милостынеподаяния. Не требует от тебя Господь знатных и славных дел, когда ты заражен тщеславием. Дай ему смирение и самоуничижение. Так и во всём другом. Господь хочет, чтобы мы ту особенно страсть обличили в себе и победить пообещались, которая нас паче одолевает и в той особенно добродетели отличались, которая противоположна одолевающей нас страсти. Когда это сделаешь, тогда и все другие добродетели придут в строй и силу, а страсти ослабеют, ибо они держатся обычно около господствующей нашей страсти. Е. Ф. 11-го апреля Престарелый епископ Антипа был ещё при Апостоле Иоанне Богослове поставлен во епископа Пергамского. Он ревностно распространял веру в Распятого Христа среди многочисленных язычников той местности.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТИПА ПЕРГАМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священномученик Антипа Пергамский. Икона XVI в. Афон. Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам. Святитель Антипа спокойно ответил, что не станет служить богам-бесам, которые бегут от него, смертного человека, что он поклоняется и будет поклоняться Господу Вседержителю, создавшему все, и Его Единородному и Единосущному Сыну и Святому Духу. Жрецы возразили, что их боги существуют издавна, а Христос появился недавно и был распят при Пилате как злодей. Святитель ответил, что языческие боги созданы руками людей и все сказания о них исполнены беззаконий и пороков. Он твердо исповедовал веру в Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы. Разъяренные жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. Он отошел ко Господу спокойно, как бы уснув. Ночью христиане взяли не тронутое огнем тело священномученика Антипы и с честью похоронили в Пергаме . Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. Празднование святому Антипе в Константинополе проводилось в храме Иоанна Богослова в Диипионе (ν τ Διπ), куда, вероятно, были перенесены его мощи . Тропарь Идольския лести упразднил еси, Антипо,/и диавольскую поправ силу,/пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси:/темже со ангельскими чины в вышних водворяяся,/Владыце всех славословие принося,/и о нас молебное благодарение предлагаеши, благодать цельбы даруя./Сего ради тя чтим, священномучениче Антипо:/моли Христа Бога,/да спасет души наша. Использованные материалы   Первая дата согласно http://www.jmp.ru/svyat/apr11.htm . Вторая дата - у свт. Николая (Велимировича) в " Охридском прологе " , .   R. Janin. Églises et monastères de Constantinople. p.274 Редакция текста от: 21.05.2013 21:06:20 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/10145.html

11-е Св. священномученика Антипы, еп. Пергамского В апокалипсисе св. Апостола Иоанна сказано, что Господь в откровении св. Иоанну повелел ему писать к семи ангелам, т. е. епископам семи Мало-Азийских Церквей. При этом упоминается и о святителе Антипе, бывшем епископом Церкви Пергамской. «И ангелу Пергамской Церкви напиши, – слышался голос Иоанну, – знаю твои дела, и что ты живёшь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Моё, и не отрёкся от веры Моей, даже в те дни, в которые у вас, где живёт сатана, умерщвлён верный свидетель Мой Антипа» ( Откр.2:13 ). Из слов этих, относящихся к преемнику Антипы в Пергаме, видно, что Антипа предан был смерти за веру свою. Поставленный во епископа Иоанном Богословом в то время, когда ещё везде царило язычество, Антипа епископ должен был вести упорную и трудную борьбу с господствовавшим верованием. Наконец, во время гонения, воздвигнутого Домицианом, он был взят, как распространитель гонимого нового учения, и представлен правителю города. – Ты ли Антипа? – спросил его игемон, – который не только сам не повинуешься царским указам, но ещё и других учишь не почитать их... Жрецы доносят, что языческие храмы пустеют, они жалуются на оскудение жертв, говорят, что разгневанные боги перестали покровительствовать городу, в котором не воздаётся подобающая им почесть... – Бессильны те боги, которые требуют приношений от людей, – возразил Антипа, – и потому они – ложные боги; верить в них – заблуждение... Истина же в том, чтобы веровать в Бога Всемогущего, Христа, сшедшего с неба, чтобы спасти род человеческий... – Что это за новая вера? Вера во Христа, Которого Пилат распял, как злодея! Оставь, старец, эту веру, ради которой забыто древнее богопочитание, освящённое веками! Повинуйся царским повелениям... Отступи от вашей безумной веры. Подумай о том, чтобы дожить твой век спокойно и почётно, как это подобает твоим преклонным летам... – Безумием было бы то, если бы, приближаясь к кончине, я отрёкся от спасительной истины, которую постиг разум мой, просвещённый изучением Божественных писаний. Сознай сам эту истину, если не хочешь погибнуть...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Всё это утверждает не какой-то легковерный человек, но Апостол, долго колебавшийся в вере и трижды отрекавшийся от Христа. Поэтому его свидетельство о воскресшем Господе и о значении Его Воскресения несказанно дорого [в серб, букв.: драгоценно. – Ред.] для нас. О Господи воскресший, Победитель смерти, исторгни из нас мертвое упование и насади в нас упование живое – молитвами святого Петра, апостола Твоего великого. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 11 апреля 1. Священномученик Антипа, епископ Пергамский , в [Малой] Азии. Упоминается в книге Откровения как верный свидетель Мой Антипа (2:13), умерщвленный у вас, где живет сатана , то есть в городе Пергаме. Жители этого города погрязали во мраке идолопоклонства и в крайней нечистоте; были они рабами страстей, клеветниками, насильниками, кровосмесителями, одним словом – служителями сатанинскими. И здесь, в их среде, жил Антипа, «как свет посреди тьмы, как роза в тернии, как золото посреди грязи». Добрым и праведным [в Пергаме] считался тот, кто мог схватить и убить какого-нибудь христианина. Вся языческая вера состояла в чародействе, в толковании снов, в служении демонам и в необузданном разврате. Устрашенные Антипой, как огнем, демоны явились во сне жрецам и признались, что боятся они Антипы, так что из-за него вынуждены бежать из города. Жрецы возбудили толпу народа против Антипы, начали его истязать, заставляя отречься от Христа и поклониться идолам. Антипа ответил им: «Если ваши так называемые боги, властелины вселенной, пугаются меня, смертного человека, и вынуждены бежать из этого города, разве не видите [в серб, букв.: не понимаете. – Ред.] вы из этого, что вся ваша вера – заблуждение?» И еще многое другое говорил им святитель о вере Христовой как единственно истинной и спасительной. Но они разъярились, как звери, и приволокли старца Антипу [на площадь] перед храмом Артемиды, на которой стоял отлитый из бронзы вол. Раскалили они вола огнем и бросили в него Божия служителя. Святой же Антипа[, пребывая] внутри, в раскаленном воле, славил Бога с благодарением, как некогда Иона в ките или три отрока в огненной печи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Бесы, поселившиеся в пергамских идолах, не могли оставаться жить в Пергаме, этом «жилище сатаны», по выражению Откровения, потому что там ярко горел светильник Христов – Антипа. Они стали являться во сне к языческим жрецам и, как бы от лица идолов, говорили: «Мы не вкушаем ваших жертв, не обоняем запаха и дыма жертвенного, потому что мы изгнаны из города защитником христиан Антипой». Когда жрецы передали о бывшем им видении народу, все возгорелись яростью на святителя Христова. Его схватили и повлекли на место, где обыкновенно приносили жертвы идолам. «Ты ли тот дерзкий Антипа, – обратился к нему военачальник Пергама, – который не только сам не слушает приказаний императора, но и других научает не слушаться? Зачем ты отвергаешь жертвы, приносимые нами богам? Мы боимся, чтобы город не постигло какое-нибудь несчастье, потому что боги наши перестали охранять его. Тебе же советую перестать упражняться в волшебстве христианском: покайся, подчинись нашим законам. Если же ты по-прежнему будешь презирать нашу веру и богов, то по римскому закону будешь подвергнут страшным мучениям». Антипа отвечал: «Я – христианин, и безумным и нечестивым приказаниям императора подчиняться не желаю. Но на твои вопросы мне все же следует дать ответ: если боги, которым вы поклоняетесь и которых называете владыками всей вселенной, боятся смертного человека и бегут от него, оставляя целый город на произвол случая, и если вы их считаете своими защитниками и отмстителями, между тем как они нуждаются в вашей же помощи, то как вы после этого не видите, что они за боги и как не поймете своего заблуждения? Если они не могут мстить за свои оскорбления и сами признаются, что их побеждает один человек, то как они могут избавлять от бедствий весь род человеческий или даже один какой-нибудь город? Поймите вы это и освободитесь, наконец, от пагубного неверия своего и заблуждения, уверуйте в Иисуса Христа Сына Божия, Который сошел с Небес для того, чтобы спасти род человеческий. Он воистину Спаситель и в конце веков придет судить всех и всем воздаст по делам их».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010