Для послевизантийского периода православного богословия характерны многочисленные исповедания веры, патриаршие послания, катехизисы и проч. Почти все они, кроме катехизисов, имеющих преимущественно учебно-школьный характер, выражают реакцию православного богословия на протестантские и римо-католические вероучения, с которыми Православной Церкви пришлось в этот период непосредственно столкнуться. Поэтому православные богословские памятники этой эпохи имеют полемический, антипротестантский или антилатинский характер. В борьбе с латинством и протестантством православное богословие вооружилось западным схоластическим богословским оружием, что привело к опасному влиянию на православное богословие не свойственных ему богословских терминов и идей. Это был период значительного отрыва от святоотеческого Предания в научном богословии (однако, не в литургической и не в аскетической жизни Церкви) и вместе с тем понижения уровня школьного богословия при всем внешнем развитии богословской науки и учености. Прежде всего, следует указать на три послания Константинопольского патриарха Иеремии II к лютеранским виттенбергским богословам Тюбингенского университета, пославшим ему текст Аугсбургского исповедания. Эта переписка была начата по инициативе лютеран в 1573 г. и продолжалась до 1581 г. Это была первая непосредственная православно-богословская оценка протестантизма. К символическим текстам православного богословия 17–19 вв. относятся: 1 . Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви Восточной (1662 г.); 2 . Окружное послание патриархов Иеремии III Константинопольского, Афанасия III Антиохийского, Хрисанфа Иерусалимского и 7-ми архиереев Константинопольского Синода христианам Антиохии против римо-католиков и униатской пропаганды (1722 г.); 3 . Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723 г.); 4 . Исповедание веры Константинопольского Синода под председательством патриарха Паисия II Константинопольского с участием Сильвестра, патриарха Антиохийского и Хрисанфа Иерусалимского, и 11-ти архиереев Константинопольского Синода (1727 г.). Направлено также против римо-католиков. Автором этого, как и предыдущего, документа является Иерусалимский Патриарх Хрисанф;

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Содержание Доклад Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима на Поместном Соборе 31 мая 1971 года об отмене клятв на старые обряды Клятвы Антиохийского Патриарха Макария и Собора 1656 года Клятвенные запреты Большого Московского Собора 1667 года История вопроса об отмене клятв Патриарха Антиохийского Макария и Московских Соборов 1656 и 1667 гг. Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их     Более трехсот лет минуло с тех пор, как в Русской Православной Церкви возник раскол старообрядчества, а последствия этого печального явления церковной жизни продолжают сказываться и до настоящего времени. Много усилий с обеих сторон – и новообрядческой, и старообрядческой – было потрачено в прошлом на то, чтобы доказать неправоту другой стороны. Трезвомыслящие церковные люди обеих сторон понимали всю пагубность и никчемность взаимных раздоров, глубоко скорбели о разделении русских православных христиан. Предпринимались попытки на определенных условиях достичь соединения. Наибольший успех выпал на долю так называемого единоверия, хотя оно окончательно и полностью не решило проблемы прекращения раскола. Другие предложения и действия, предпринятые для разрешения этой проблемы, также не дали положительных результатов. Главным препятствием на пути к возможному взаимному сближению Русской Православной Церкви и старообрядцев служат клятвы Большого Московского Собора 1667 года. Возможна ли отмена этих клятв вообще? И если да, кто правомочен окончательно решить этот вопрос, чтобы он был приемлем и для старообрядцев? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо остановиться на истории возникновения клятв, выяснить причины их и понять их истинное содержание, а также отметить, в каком направлении решался вопрос о клятвах Высшей Церковной властью раньше, и на основании всего этого сделать соответствующий вывод. Непосредственным поводом к возникновению в Русской Православной Церкви старообрядческого движения, а затем раскола послужили, как известно, реформы Патриарха Никона (1652–1658) по исправлению богослужебных книг и церковных обрядов, предпринятые им в целях достижения единообразия между русской и греческой церковно-богослужебной практикой.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/ob-o...

Митрополит Иона призвал верующих Православной Церкви в Америке оказать помощь пострадавшим в результате военной операции в Газе 13 января 2009 г. 13:44 Международная православная благотворительная организация (International Orthodox Christian Charities, IOCC) оказывает помощь пострадавшим в ходе военной операции в секторе Газы. В опубликованном 12 января заявлении Митрополит Иона , Предстоятель Православной Церкви в Америке , митрополит Филипп, управляющий Антиохийской православной архиепископией Северной Америки, и другие иерархи Постоянной конференции православных епископов Америки (Standing Conference of Orthodox Bishops in America, SCOBA) призвали православных христиан оказать активную поддержку гуманитарной акции IOCC в Газе. «Как православные христиане, члены Православной Церкви в Америке глубоко солидарны со страдающим народом Ближнего Востока — христианами, мусульманами и евреями, — отмечается в заявлении Митрополита Ионы, опубликованном на официальном сайте ПЦА . — Сотни убитых и раненых мирных жителей в Газе и во всем регионе свидетельствуют в своем страдании о действительном значении военного и политического конфликта: именно ни в чем не повинные люди страдают больше всего. Правительства и политические лидеры Израиля, Газы, Палестинская администрация, равно как и руководители всего ближневосточного региона обязаны действовать в соответствии со своим моральным долгом, защищая мирное гражданское население, и находить политические компромиссы и решения, которые могут принести мир. Моральная ответственность Соединенных Штатов также очевидна. Всем должно быть ясно: если действовать как прежде, то лучших результатов достичь не удастся». Международная православная благотворительная организация основана в 1992 году как официальное гуманитарное агентство SCOBA. К настоящему времени IOCC осуществила гуманитарные проекты в 33 странах мира; их общий бюджет превысил 275 млн долларов. Подробнее о деятельности Международной православной благотворительной организации можно прочитать на  сайте IOCC . Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/524468.htm...

2 . Объединение потребует некоторого изменения позиций с обеих сторон. Нам будет необходимо решить проблему женатого епископата. Это решение будет выработано на предстоящей встрече митрополита и Синода Евангелической Православной Церкви. 3 . Введение в Антиохийскую архиепископию членов ЕПЦ, выражающих такое желание и отвечающих необходимым требованиям, должно осуществляться через миропомазание и рукоположение. 4 . Структура, являющаяся в настоящее время Евангелической Православной Церковью, будет продолжать свою миссию проповеди Православия американской общественности. 5 . Подчиняясь митрополиту, эта новая организация будет возглавляться Советом, руководимым его президентом. 6 . Митрополит назначит специального сотрудника, который будет осуществлять взаимодействие с управлением ныне существующей Евангелической Православной Церкви. Этот сотрудник будет давать рекомендации, и отвечать на вопросы, которые могут возникнуть у Совета, и после определенного периода его должность будет упразднена. 7 . Митрополитом будет сформирована специальная комиссия богословов, к которой Совет будет обращаться за разъяснением богословских и литургических проблем. 8 . Новая структура будет соблюдать правила финансовых взаимоотношений, установленные в настоящее время в архиепископии, и будет ежеквартально докладывать в епархиальное управление о своем финансовом положении. 9 . Новая структура архиепископии установит внутреннее литургическое единообразие, приемлемое для всех, на основе консультаций с богословской комиссией. Я должен был представить эту бумагу Синоду ЕПЦ в июне для обсуждения и выработки ответа. Мы прервались на ланч, а затем перешли в гостиную, чтобы закончить переговоры. – Ваше Высокопреосвященство, у меня есть к вам важная просьба, – сказал я, когда мы сели. – Я думаю, что наши люди согласятся с тем, что мы написали сегодня утром. Но если говорить о вхождении в Антиохийскую архиепископию. очень важно, чтобы все девятнадцать из нас имели возможность встретиться с Вами в скором времени с тем, чтобы услышать Вашу точку зрения на перспективы распространения Православия в Северной Америке и обсудить с вами лицом к лицу некоторые из связанных с этим вопросов. Могли бы мы после нашего июньского Синода, скажем, в конце лета, приехать сюда и провести с Вами день?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozvrash...

– Владыка, а каков уровень этих международных площадок, где вам приходится принимать участие? – Важные международные мероприятия проходят в рамках официальных конференций и совещаний, а также в формальных и неформальных общениях с представителями международного сообщества. В истекшем 2018-м году к таким мероприятиям можно отнести три регулярных сессии Совета по правам человека ООН, которые проходят весной, летом и осенью в Женеве, а также совещание ОБСЕ по вопросам человеческого измерения. Эти площадки носят правозащитный характер, на них рассматривается общеполитическая и правозащитная тематика. В 2018-м году деятельность Представительства УПЦ при европейских организациях была сосредоточена на актуальных проблемах защиты прав верующих УПЦ, эти вопросы мы старались поднять на всех доступных для нашего участия площадках. – Приходилось ли вам за это время общаться с представителями Римо-Католической церкви или православными других Поместных Церквей? Как они реагируют на грубые вмешательства государства в дела Церкви, на нарушение 35-й статьи Конституции Украины? – Конечно, участвуя в разных мероприятиях, мы пересекаемся и с посланниками католической конфессии. К сожалению, вмешательство государства в дела Церкви в современном мире становится частым явлением, в том числе и в развитых странах. Поэтому представители религиозных сообществ, в том числе католических, настроены на совместное отстаивание прав своих членов и организаций. Что касается нарушений прав верующих УПЦ, то они постоянно вызывают международный резонанс, вопросы о правонарушениях поднимаются представителями многих правозащитных организаций. Откровенно говоря, я был даже немного удивлен, когда в сентябре прошлого года на ежегодном заседании ОБСЕ по человеческому измерению в Вене до момента моего выступления уже несколько участников успели высказаться на тему нарушений прав человека на Украине, в том числе и по религиозному признаку. Главы и иерархи Поместных Церквей оказывают Украинской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием всестороннюю поддержку. Известно, что на Священном Синоде Болгарской Православной Церкви еще в 2017-м г. было принято письменное обращение к Президенту Украины относительно недопустимости вмешательства в дела Церкви, а Предстоятель Польской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва сделал несколько официальных заявлений в нашу поддержку. Другие Поместные Церкви, такие, как Антиохийская, Сербская, Чешских земель и Словакии, также выступают в защиту нашей Церкви, они не разделяют позиции Фанара, с болью и состраданием взирают на религиозную ситуацию в нашей стране и стараются повлиять на изменение положения православных в лучшую сторону.

http://pravoslavie.ru/119582.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1). Доклад принять к сведению. 2). Благодарить руководство Церквей Ирака за радушный прием, оказанный делегации Русской Православной Церкви. 3). Поручить Представителю Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока по согласованию со Священноначалием Антиохийского Патриархата озаботиться разрешением вопроса о пастырском окормлении русскоязычной православной общины в Багдаде. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского КИРИЛЛА, Председателя Отдела внешних церковных связей, об участии делегации Русской Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Волгоградским и Камышинским Германом, в очередном богословском собеседовании представителей Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии, которое проходило 1 по 6 июня 2002 года в Мюль-хайме-на-Руре, Германия, по темам: «Религиозное образование и воспитание» и «Межцерковные отношения: ситуация и актуальные документы». ПОСТАНОВИЛИ: 1). Доклад принять к сведению. 2). Одобрить позицию представителей Русской Православной Церкви на богословских собеседованиях с представителями Евангелической Церкви в Германии СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о посещении им Брюсселя для встреч с высокопоставленными представителями Европейского Союза и Организации Североатлантического договора. Справка: 17-19 июня 2002 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и ряд других представителей Русской Православной Церкви встретились с руководством и сотрудниками различных структур Европейского Союза и Организации Североатлантического договора. В частности, имели место встречи с председателем Европейской комиссии Романо Проди, рядом членов Европейской комиссии и Европейского парламента. В ходе состоявшихся бесед митрополит Кирилл подтвердил готовность Русской Православной Церкви к участию в широком мировоззренческом диалоге с международными структурами, направленном на созидание многополярного и многоукладного миропорядка. Председатель ОВЦС МП выразил надежду, что духовные и мировоззренческие основы восточнохристианской цивилизации, ее ценности будут учтены при формировании корпуса общеевропейского права, включая законодательство о церковно-государственных отношениях, а также при созидании общеевропейской архитектуры безопасности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429514/

Дорогой владыка! Вы — свидетель верности истине на протяжении уже стольких лет. Господь да укрепляет и благословляет Вас в Вашем служении вместе с замечательной общиной этого московского храма, для которой Вы являетесь добрым пастырем и отцом». Владыка Нифон поблагодарил за молитвы прихожан подворья, а также делегацию из Ливана, пожелав им благословенного паломничества к святыням русской земли. После богослужения на подворье Антиохийской Православной Церкви состоялся праздничный прием. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru , за темою В сиропусну, день пам " князя Московського, Кирил звершив в Даниловому в день пам " князя Московського в Даниловому У сиропусну, день пам " князя Московського, Кирил звершив в Даниловому Митрополит Каширський Феогност Божественну в в день пам " засновника У представник Церкви взяв участь у свята за календарем X у зв " язку з терористичним актом у «Крокус та звернення] Завершилося перебування голови церковних зв " Московського у Розпочалася робоча голови церковних зв " Московського до У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами престольне свято – Церква – –   новини Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Православна Церква в небаченого та насильства та поховання Болгарського Начальник в день його Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5478365...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Представник Церкви з Церкви у Дамаску для друку 29 вересня 2022 р. 19:07 28 сентября 2022 года представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока архимандрит Филипп (Васильцев) был принят епископом Армянской Апостольской Церкви в Дамаске Армашем Налбандяном в его резиденции в историческом центре сирийской столицы. В ходе встречи архимандрит Филипп рассказал епископу Армашу Налбандяну о деятельности Представительства Русской Православной Церкви в Сирии и выразил надежду на сотрудничество с епархией Армянской Апостольской Церкви в Дамаске. Со своей стороны епископ Армаш рассказал о деятельности епархии, показал гостю общеобразовательную школу при его резиденции, учебные классы. Была выражена надежда на помощь Представительства в организации обучения русскому языку воспитанников общеобразовательной школы при епархии Армянской Апостольской Церкви в Дамаске. В завершение встречи архимандрит Филипп подарил епископу Армашу Налбандяну несколько комплектов книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Свобода и ответственность» на арабском языке, сообщает сайт Представительства . Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою несуть до " я Церкви в пам " ять про жертви теракту в «Крокус У представник Церкви взяв участь у свята за календарем Звершено у посольському в Пакистану У громадах Церкви в моляться за жертв теракту в «Крокус Поздравление Католикоса Гарегина II Святейшему Патриарху Кириллу с 15-летием интронизации та звернення] центр «Книжкова палата в м. Москви та музей «Тапан» розпочинають В ЗЦАД представниками та Церкви Представник ВЗЦЗ взяв участь у Католикосу Нерсесу закликали до негайного та припинення вогню у Газа Великодне Кирила главам Церков : та звернення] Кирила Церкви з десятою : та звернення] Голова ВЗЦЗ з представником Церкви з ключовими словами – Апостольська Церква –   новини Митрополит Волоколамський з представниками Церкви документ «Про православне ставлення до практики благословення " пар, що перебувають у та одностатевих пар " у Представник Церкви Сходу направив Кирилу у зв " язку з в «Крокус перше у 2024 з Ради з об " при Церкви до Оновлено склади Церкви у з з Маланкарською Церквою та у з з Церквою До прибула Церкви перша у рамках програми ОЦАД вивчення спадщини   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5963997...

Архиепископ Кипрский Хризостом: Синод древних Патриархатов будет решать вопросы общеправославного характера 8 июня, 2011. Новостная служба июня состоялось очередное заседание Священного Синода Кипрской Православной Церкви под председательством архиепископа Кипрского Хризостома. В числе прочих вопросов Синод заслушал сообщение председателя о созыве Константинопольским Патриархом Варфоломеем в последних числах августа Синода древних Патриархатов в Стамбуле. На Синод приглашены предстоятели Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской Поместных Церквей. Лимассол. 8 июня. ПРАВМИР — 7 июня состоялось очередное заседание Священного Синода Кипрской Православной Церкви под председательством архиепископа Кипрского Хризостома. В числе прочих вопросов Синод заслушал сообщение председателя о созыве Константинопольским Патриархом Варфоломеем в последних числах августа Синода древних Патриархатов в Стамбуле. На Синод приглашены предстоятели Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской Поместных Церквей. В своем сообщении архиепископ Хризостом особо подчеркнул, что Синод древних Патриархатов должен будет рассмотреть вопросы, имеющие отношение к будущему Всеправославному Собору. Таким образом, несмотря на попытки некоторых греческих, русских и сербских аналитиков заявить, что Синод древних Патриархатов созывается преимущественно для обсуждения политической ситуации на Ближнем Востоке и не претендует на формулировку общеправославных решений, один из непосредственных участников будущего Синода, архиепископ Кипрский Хризостом, прямо сказал, что важной задачей Синода древних Патриархатов станет рассмотрение вопросов о подготовке Всеправославного Собора. Напомним, что совсем недавно архиепископ Хризостом пояснял, что именно он понимает под «вопросами подготовки Всеправославного Собора». Прежде всего, это вопрос о месте Кипрской Церкви в общеправославных диптихах и преимущественном праве Константинопольского Патриарха в даровании новых автокефалий — т.е., речь идет о тех вопросах, о которых представителям Поместных Церквей не удалось договориться на Межправославной подготовительной комиссии в Шамбези в феврале этого года по причине возражений со стороны Русской Церкви. Другими словами, получают новое подтверждение прежние сообщения о том, что Синод древних Патриархатов будет рассматривать общеправославные вопросы и конкретно вопрос о нынешнем положении Русской Православной Церкви в общей структуре мирового Православия.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-kiprskij-x...

Не только Catechismus Захарии Герганоса вызвал у мелькитов столь страстную реакцию. Британский протестант Чайрман, представитель европейской колонии Халеба, в сотрудничестве с Афанасием Даббасом и Ильясом Фахром перевел Экфесис –полемический труд другого греческого богослова Гавриила Севера, митрополита Филадельфийского (1540/1–1616 гг.). Этот трактат был издан в Константинополе в 1624 г., дата арабского перевода остается неясной . Он вызвал опровержение диакона Абдаллаха Захера, интеллектуального лидера мелькитской католической общины. Его трактат Al-Tiriqal-šf minsammal-Filadelf («Исцеляющее противоядие от филадельфийской отравы»), написанный в 1720 г., разрушил карьеру автора при дворе Афанасия Даббаса . Конфликт православной и католической партий внутри Антиохийской Церкви вышел на поверхность после смерти Афанасия Даббаса и раскола патриархата на две ветви (1724 г.). Православный преемник Афанасия, патриарх Сильвестр (на кафедре в 1724–1766 гг.) почти полвека нес бремя противостояния католическому натиску. Этот человек не был ни талантливым полемистом, ни искусным политиком. Однако патриарх понимал, как следует бороться с унией. Сильвестр принадлежал одновременно к арабской и греческой культуре. Он осознавал духовные потребности арабской православной общины и потенциал греческой полемической литературы, системы образования и технологий книгопечатания. Традиционно в литературе распространено мнение, что Сильвестр был греком-киприотом и его правление стало началом греческой ксенократии в Антиохийской Церкви. Однако есть свидетельства, что мать Сильвестра имела арабское происхождение, принадлежала к влиятельному клану Ибн Даббас и приходилась сестрой прежнему патриарху Афанасию . Если это правда, то становится понятно, как Сильвестр стал доверенным лицом Афанасия. В любом случае, известно, что он хорошо говорил и писал по-арабски. Один из лучших примеров этого – запись патриарха в арабском Служебнике латинской печати 3 сентября 1760 г., адресованная его племяннику Сильвестру, митрополиту Латакии . Записка выполнена по-гречески, но несколько фраз написаны по-арабски арабскими или греческими буквами. Несомненно, что арабский являлся родным языком для патриарха, как и для его племянника, и Сильвестр мог неосознанно переходить с одного языка на другой, смешивая арабские и греческие слова в одной фразе.

http://sedmitza.ru/lib/text/9985740/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010