Нападение на Иерусалим лжепророка, по свидетельству сочинения «Начало и конец нашего земного мира…», проиллюстрировано в пророчестве Даниила о семидесяти седминах. Результатом этого вторжения станет разрушение города и святилища, отмена богослужения и установка на кровле святилища идола антихриста с. 213]. Вот как об этом свидетельствовал Даниил: «город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения» ( Дан.9:26–27 ). Нельзя пройти тихой тенью и мимо пророчества о будущем завоевании Египта, Ливии, Эфиопии, зафиксированном в 11-й главе Книги пророка Даниила. Заметим, что поражение царей этих стран прочно связывается древним преданием с завоеванием власти антихристом над Римской империей (подробнее этот вопрос будет исследован ниже). Диапазон предполагаемых толкований названного провозвестия довольно широк. Из всех известных нам толкований уместно выделить два доминирующих смысла. В упомянутом пророчестве речь идёт о презренном, неслыханно наглом, превозносящемся царе, нарушающем не только Божественные, но и человеческие уставы, совершающем то, чего не совершали ни его отцы, ни его деды и прадеды, отвергающем не только Единого Бога (что свойственно всем грубым язычникам), но и всякое божество. В ближайшем хронологическом измерении, о чём свидетельствовали некоторые отцы, это пророчество сбылось (но только отчасти) на личности Антиоха Епифана, злостном богохульнике, ненавидевшем иудейскую веру лютою ненавистью, надругавшемся над святилищем, запятнавшем свой трон кровью Израильских мучеников. Однако, к этому грозному властелину совершенно не приложимо речение об отвержении всякого божества. Наоборот, Антиох Епифан был язычником и по крайней мере внешне, формально чтил своих богов ( 2Мак.6:2 ). Кроме того, о презренном царе Даниил сообщает, что он «не уважит» желания жен. Это также противоречит образу Антиоха. Как известно, на женщин он смотрел с чувством необузданного сладострастия, как и другие женонеистовые цари, обладавшие всеми необходимыми возможностями для организации сексуальных утех. Одной из своих наложниц он даже отдал в дар Тарсян и Маллотов ( 2Мак.4:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Наши же полагают, что все это есть пророчество об антихристе, который будет в последнее время. И так как им, по-видимому, ставится следующее возражение: почему пророческая речь опустила столько событий от Селевка до конца мира, то они отвечают, что и в предшествующей истории, где говорилось о персидских царях, она указала лишь на четырех царей после Кира персидского и, опустив многое в средине, вдруг перешла к Александру, царю македонскому, и что Священное Писание обыкновенно не обо всем повествует, но излагает, по-видимому, лишь то, что более важно. А так как многое, что впоследствии мы будем читать и изъяснять, может быть применимо к лицу Антиоха, то они полагают, что он был образом антихриста и что бывшее с ним было отчасти предшествием того, что вполне должно исполниться на антихристе. Священное Писание имеет также такой обычай, что предварительно представляет истину будущего в образах, подобно тому, что говорится в семьдесят первом псалме, который в надписании приписывается Соломону, но все то, что о нем говорится, не может быть применимо к Соломону; ибо он не пребывал с солнцем и прежде луны рода родов (ст. 5), и не обладал от моря до моря и от реки до конец вселенныя (ст. 8), и не все народы служили ему (ст. 11), и имя его не пребывало прежде солнца, и не были благословляемы в нем все племена земные и не все народы ублажали его (ст. 17). Но в Соломоне отчасти и как бы в тени и образе истины было предпослано то, что совершеннейшим образом исполнилось на Господе Спасителе. Поэтому как Спаситель имеет Соломона и прочих святых образами пришествия Своего, так справедливо следует верить, что и антихрист имел своим образом наихудшего царя Антиоха, преследовавшего святых и осквернившего храм. Теперь мы последуем порядку изложения и вкратце отметим, соответственно тому и другому роду толкования, мнения противников и наших. Восстанет, говорит, на место Селевка брат его, Антиох Епифан, которому сначала приверженцами Птоломея в Сирии не воздавались царскит почести, но который впоследствии чрез притворную доброту овладел царством сирийским.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Неблагодарный Димитрий не исполнил однако ничего, из обещанного им Первосвященнику, во дни опасности, и Ионафан принял сторону Антиоха, который , с своей стороны, послал к нему богатые дары и сосуды для храма, утвердил и умножил царственные и святительские права его. Ионафан вышел к нему на помощь, с вооруженной силой, покорил Аскалон и Газу, сразился с полками Димитрия в Галилеи, и оставленный своими в начале битвы, молитвой одержал победу. Пользуясь временем благоприятным, Первосвященник отправил от себя посланников в Рим и Спарту, чтобы обновить и заключить с ними дружественный союз. Между тем, слыша о вооружении некоторых военачальников бывшего Царя Дмитрия, он рассеял полчища их, одним страхом имени своего, и победил Арабов в окрестностях Дамаска; брат его Симон успешно действовал против приверженцев Димитрия, в Аскалоне и Иопии. Первосвященник возвысил и укрепил стены Иерусалимские; но посреди славного своего правления сделался жертвой измены. Трифон, воцаривший Антиоха, умыслил сам похитить его престол, и зная верность Ионафана, искал умертвить его. Первосвященник встретил Трифона, сперва с сильным ополчением, но потом, обманутый его льстивой речью, последовал за ним в Птолемаиду, только с тысячью воинов; там ожидала их измена, ибо Трифон, заключив врата города, умертвил всех бывших с Ионафаном, и послал преследовать остаток дружины его в Галилее, но она спаслась. Горько плакал весь Израиль о своем великом вожде; окрестные народы надеялись опять покорить беззащитных. Тогда Симон услышав, что Трифин собрал многочисленное войско, дабы сокрушить землю Иудину, взошел в Иерусалим и ободрил смутившийся народ: «вы знаете, сказал он, сколько я и братья мои, и весь дом отца моего, позвизались за храм и законы, и сколько видели брани и бедствий; все братья мои погибли ради Израиля и я остался один; ныне, во время скорби, да не пощажу души моей, ибо я не лучше братьев моих; буду защищать народ мой и святыню, и жен и детей наших, ибо собрались народы сокрушить нас, по своей вражде.» При сих словах возгорелся дух народа и все единодушно воскликнули: «будь вождем нашим, вместо Иуды и Ионафана, братьев твоих, сражайся за нас, и все, что повелишь, исполним.» Симон поспешил собрать воинов и укрепить стены Иерусалимские, послал дружину и в Иоппию, отколе изгнал неприятельскую стражу.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Он говорит, что Иисус, сын Иоседеков, один из возвратившихся пленников, занял в то время пост первосвященника, и его потомки в числе 15-ти человек до Антиоха Евпатора управляли (πολιεοντο) народом. 284 В частности об Онии, сыне Симона Праведного, сообщается, что он имел в своих руках управление народом ( ποστασα το λαο). 285 Вообще нужно заметить, что иудейский первосвященник всегда является главой народа; он, прежде всего, ведает нужды государства, заботится о его благоустроении, 286 к нему относится иностранное правительство, через него оно дает распоряжения и предложения народу, 287 через него требует себе дани. 288 И общественное мнение видело в нем законного представителя государства. Вот выражения Сираха о первосвященнике, какие находим в греческой Библии. Бог дал ему заповедь и власть в постановлениях судебных; 289 с ним постановлен завет мира, чтобы быть ему предстоятелем святых и народа своего, 290 и судить народ справедливо. 291 Эти полномочия первосвященника писатель относит и к имени его. 292 Тоже положение правителей народа занимали и первосвященники Маккавеи. Ионафан в 152 г. получил первосвященническое достоинство, и в силу этого, он формально становится главой государства, как это видно из письма Антиоха. « Предоставляю тебе, – пишет царь, – первосвященничество, и поставляю тебя над четырьмя областями, и ты будешь в числе друзей царских.» 293 А в народном решении, определяющем первосвященническое и княжеское достоинство, наследственном в фамилии Симона Маккавея, прямо воспрещается « противоречить словам его или без него созывать собрания в стране.» 294 С этого времени политическое значение первосвященника еще более возрастает. До смерти Антигона княжеское и первосвященническое достоинство были соединены в одном лице: первосвященник был князем Иудеи, ее светским правителем. Даже тогда, когда Иудейское государство потеряло свою независимость и политическая власть сосредоточилась в руках Антипатра и его сыновей, первосвященник Гиркан II имел, хоть и номинально, в своих руках управление народом (ποστασαν το ϑνου).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он непохож был на прочих зверей, которых я видел прежде (вульг. прежде него). Ибо в прочих зверях отдельные признаки были страшными, а в этом – все. И имел он десять рогов. Порфирий двух последних зверей, [относящихся к царствам] македонян и римлян, относит к одному македонскому царству, и разделяет их, утверждая, что под барсом разумеется сам Александр, а под зверем, непохожим на прочих зверей, четыре преемника Александра, и затем перечисляет до Антиоха, называемого Епифаном, десять царей, бывших наиболее жестокими; но самых царей не берет из одного царства, например из Македонии, Сирии, Азии или Египта, а из различных царств составляет один ряд царей, так что слова: «уста, говорящия высокомерно» признаются сказанными не относительно антихриста, а относительно Антиоха. Дан. 7:8 . Я смотрел на рога, и вот вышел из средины их еще небольшой рог, и три из первых рогов были исторгнуты им. И вот в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. Порфирий не основательно полагает, что небольшой рог, вышедший после десяти рогов, есть Антиох Епифан, и что три рога, исторгнутые из десяти рогов, это шестой [царь] Птоломей, по прозванию Филометор, седьмой – Птоломей Евергет и Артарксия, царь армянский, из которых первые умерли гораздо ранее, нежели родился Антиох, а Артарксия остался на прежнем царстве, хотя, как мы знаем, против него и воевал Антиох. Поэтому мы должны сказать то, что предали все церковные писатели, – что при конце мира, когда будет разрушено царство римское, будет десять царей, которые разделят между собою мир римский, и восстанет одиннадцатый царь, небольшой, который победит трех из десяти царей, то есть царя египетского, африканского и эфиопского, как мы далее скажем об этом яснее. По умерщвлении их также и семь других царей подчинятся победителю. «И вот, – говорит, – в этом роге были глаза, как глаза человеческие». Поэтому мы не должны считать его, как полагают некоторые, за диавола или демона, но за одного из людей, в котором весь сатана будет жить телесно. «И уста, говорящие высокомерно». Ибо это человек греха, сын погибели, так что он дерзнет сидеть в храме Божием, выдавая себя за Сына Божия ( 2Сол. 2:3, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Отравленный своими приближенными через два года после воцарения, он ничего не успел предпринять против Египта. Керавну последовал брат его Антиох, который, желая присоединить к своему царству Келе-Сирию и Финикию, начал войну против Египетского царя Птоломея Филопатора. Во время этой войны он завладел Селекией при Оронте, Тиром и Птолемаидой, дважды доходил до города Дора, лежавшего в двух милях к северу от Кесарии, подверг его осаде и, наконец, заключил четырехмесячное перемирие. По возобновлении военных действий, он предпринял в 218 г. новый поход против Египта, во время которого запер египетские войска в Сидоне и завладел Галаадом, Самарией и Финикией. Но в начале следующего 217 г. выступил против Антиоха с войском в 70 000 пехоты, 5 000 конницы и 73 слонами Птоломей Филопатор и нанес ему при Рафии, недалеко от Газы, страшное поражение. Потеряв в битве 10 000 пехоты и 300 конницы, Антиох спасся от смерти бегством; война, впрочем, кончилась миром. Через 18 лет после поражения при Рафии, Антиох, пользуясь малолетством преемника Птоломея Филопатора – Птоломея Епифана, внутренними беспорядками в Египте, возникшими из-за жестокости и дурного правления регента Агафокла, и, наконец, помощью Филиппа Македонского, выступил против Египта и успел прежде всего завладеть Финикией и Южной Сирией ( Дан.11:16 ). Дан.11:14 . В те времена многие восстанут про­тив южного царя, и мятежные из сынов твоего народа поднимут­ся, чтобы исполнилось виде­ние, и падут. Дан.11:15 . И при­дет царь северный, устро­ит вал и овладеет укреплен­ным городом, и не устоят мышцы юга, ни отборное войско его; недостанет силы про­тивостоять. Дан.11:16 . И кто выйдет к нему, будет дей­с­т­во­­вать по воле его, и никто не усто­ит перед­ ним; и на славной земле по­ставит стан свой, и она по­страдает от руки его. В войне Антиоха с Египтом его сторону приняла некоторая часть палестинских иудеев, забывших оказываемые им Птоломеями благодеяния. Они вышли навстречу Антиоху, соединились с его войсками и помогали им в нападениях на гарнизон, оставленный на иерусалимской горе египетским полководцем Скопой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Помни об этом и благодари Бога за неисчислимое множество Его благодеяний, которые Он сотворил и творит нам. Тем, кто, как кажется, благоденствует в мирской жизни, какое благо приносит мир? Одни только труды и бесчисленные житейские заботы. Женился человек – начало забот. Родился сын – одна забота. Родился другой – новые заботы. Умер сын – у родителей безутешное горе. А если ребенок вырастет злым, то причинит родителям больше горя, чем если б он умер. Наконец, когда настанет час смерти, человек скорбит о супруге, которая остается вдовой, и о своих детях, которые остаются сиротами. Смерть разлучает его с родными, и боль пронзает все его человеческое существо. От всего этого освободило нас иго Христово, благое и легчайшее. Более всего содействует в борьбе с унынием память о смерти. Поэтому, если нас смущает уныние, прежде всего нужно помолиться Богу, чтобы Он подал нам терпение и мужество, а затем утешить собственную душу, сказав ей: Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего ( Пс.42:5 ). Или нам всегда предстоит жить в этом мире? Послушай слова Писания: Странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои ( Пс.38:13 ). Подумай о тех, кто до тебя жил в монастыре, где ты сейчас живешь, и знай, что как они преставились в этой жизни, так и мы по воле Божией, пожив здесь, отойдем (в мир иной), ибо после смерти есть истинная жизнь. Поэтому Пророк, мечтая о иной жизни, восклицает: Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!... Когда приду и явлюсь пред лице Божие! ( Пс.41:2–3 ). Святые считали эту жизнь узилищем. Поэтому в другом месте сказано: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром ( Лк.2:29 ). Вот почему апостол тоже имел желание разрешиться и быть со Христом ( Флп.1:23 ). Если человек возненавидит этот мир и его заблуждения и будет стремиться к небесному, то он покажет себя рабом Господу от всего сердца и всей души и будет искать средства, как добиться желаемого. Поэтому его никогда не сможет одолеть малодушие и уныние. А пока душа видит перед собой земное, то множество соблазнов этого мира и бессмысленных наслаждений, доставляемых ей помыслами, расслабляют напряжение, и она поэтому унывает. Б. Из Антиоха Пандекта

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Последующие стихи (25–27) изображают удачную борьбу приобрётшего силу и власть, хитрого и коварного царя северного с царём южным. Так как под этим хитрым царём разумеется Антиох Епифан, вступивший на престол, хитро устранив законного наследника его, сына Филопаторова Димитрия, бывшего в это время заложником в Риме, уничтожив покушения на престол государственного казначея Илиодора, убийцы селевкова и предотвратив происки на тот же престол со стороны египетской царицы и вместе своей сестры Клеопатры в пользу сына её малолетнего, египетского царя Птоломея Филометора; то под войной северного царя с южным разумеется та война Антиоха Епифана с Птоломеем Филометором, которая с ясным указанием на ст. 25–27 откровения изображается в 1Макк. кн. (1:16–19). А она так изображается в откровении: достигнув власти и укрепившись в силе, «возбудит он (царь северный) силы свои (слав. и восстанет крепость его) и дух свой (собств. сердце своё, энергию свою) с многочисленным войском против царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и ещё более сильным войском, но не устоит; потому что будет против него коварство» (слав. и не станут, яко помышляют нань помышления), т. е. в среде самых приближенных царя составится измена против него, следствием которой и будет то, что борьба с царём северным кончится в пользу последнего, как это далее и разъясняется так: «и ядущие хлеб его погубят его (слав. и изъядят потребная его и сокрутат его) и (хотя) войско его разольётся» (своей многочисленностью наводнит всё), но из этого выйдет только то, что «падёт много убитых. И у обоих царей сих (т. е. у Антиоха, – северного царя и Птоломея Филометора, – южного) на сердце будет коварство, под маской притворной дружбы они будут думать только о том, как бы погубить один другого, поведут друг с другом мирные, но в существе дела весьма коварные и хитрые переговоры и, сидя за одним столом, будут говорить ложь, но успеха не будет» (слав. и не предуспеет), через все эти переговоры не удастся царю северному погубить царя южного и самому сделаться единым обладателем и севера и юга, и царь южный в свою очередь не сдержит тех обещаний, какие он лицемерно будет давать своему хитрому противнику – победителю 85 ; «потому что конец (сирийско-египетских войн и тесно связанных с этим страданий народа Господня, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

«При ближайшем рассмотрении оказывается, что почти все эти детали имеются в 28-й и 29-й главах Притчей Соломоновых и чуть ли не дословно повторяют описание бегства Антиоха IV Епифана из Персии. Тот «приказал правящему колесницею погонять и ускорять путешествие, тогда как небесный суд уже следовал за ним (.) Бог (.) поразил его неисцельным и невидимым ударом (.) Тогда случилось, что он упал с колесницы, которая неслась быстро, и тяжким падением повредил все члены тела (.) и несен был на носилках, показуя всем явную силу Божию (.) смрад же зловония от него невыносим был в целом войске». Описание бегства Антиоха завершается выводом: «Так этот человекоубийца и богохульник, претерпев тяжкие страдания, какие причинял другим, кончил жизнь на чужой стороне в горах самою жалкою смертью» (2 Макк.: 9. 4,5,8–9,28). Как видим, аналогия почти полная» . Находится ретроспективная аналогия и победителю Святополка – Ярославу Владимировичу, который отличался хромотой. В новгородской версии описания ночной битвы Ярослава со Святополком на Днепре в 1016 году Ярослав одерживает победу еще «до света», что дало И. Н. Данилевскому «возможность соотнести данное сообщение с рассказом книги Бытия о поединке, который происходит на берегу реки, причем один из участников его охромевает. Речь идет о борьбе праотца Иакова с ангелом в Пенуэле, на восточном берегу Иордана (Быт.: 32. 24–32). В этом случае новгородский летописец, по-видимому, сравнивает Ярослава с Иаковом» . Причем исследователь приводит и ряд других сопоставлений между Ярославом и Иаковом: «И того и другого пытался убить старший брат, но в обоих случаях героя предупреждает близкая ему женщина: Ярослава – сестра Предслава, а Иакова – мать Ревекка. От гнева брата оба бегут к родственникам матери, за пределы страны (Ярослав – за море, а Иаков – в Месопотамию). Там они женятся на дальних родственниках матери (Ярослав – на шведской принцессе Ингигерд, а Иаков – на дочерях Лавана, Лии и Рахили). (…) Упоминание Ярослава как хромца («Что придосте с хромьцемь сим? – спрашивает у новгородцев воевода Святополка) непосредственно перед битвой вполне может быть понято как намек на то, что Святополк в этом рассказе идентифицируется с Давидом, Киев – с Иерусалимом, а сам Ярослав – с хромцом, который не должен туда попасть».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Содействие или вспомоществование Божие тварям есть такое действие Божие, по которому Всеблагий, предоставляя тварям пользоваться собственными силами и законами, вместе с тем, оказывает им Свою помощь и подкрепляет их во время их деятельности. Это промыслительное действие Божие проявляется особенно по отношению к тварям разумно-свободным в преуспеянии их в жизни духовной; когда же разумно-свободные твари, по своей свободе, избирают и творят зло, то, со стороны Бога, здесь бывает только попущение, так как Бог творить зла не может. Иуда Маккавей и все верные иудеи, встав на защиту священного места и праотеческих учреждений (VIII, 17), победили войско Никанора, прогнали врагов язычников, «так как помощником их был Всемогущий» (VIII, 24). Все же дела злой воли человеческой, как-то: дела Иасона, Менелая, Лисимаха и, особенно, нечестивого Антиоха Епифана, описанные во 2-ой Мак. книге, только попускались Богом. Например, по учению книги, осквернение храма Иерусалимского Антиохом случилось только потому, что, за грехи обитающих в городе, осталось это место без призрения (V, 17, 20; IV, 16, 17). Но как только нечестивцев постигал суд всемогущего и всевидящего Бога (VII, 85), то, немедленно, дела злой воли этих людей прекращались и сами они умирали жалкою смертью; так кончились злые дела и умерли Антиох Епифан (IX, 28), Иасон (V, 6–10), Лисимах (IV, 42), Менелай (XIII, 4) и др. Третье действие Промысла Божия – управление состоит в том, что бесконечно Премудрый направляет деятельность разумных тварей к предназначенным им целям, исправляя и обращая, по возможности, самыя худые дела к добрым последствиям. Все мученики Маккавейской эпохи, в своих речах, исповедуют свою веру в управляющую-промыслительную деятельность Божию (VI и VII). Всевидящий Господь, Бог Израилев, наказал преступнейшего Антиоха Епифана неисцелимою болезнью. Антиох же, «будучи сокрушен», начал оставлять свое великое высокомерие и приходить в познание; когда же, по наказанию Божию, страдания его усиливались с каждою минутою, сам не могши сносить своего зловония, он так говорил: «Праведно покоряться Богу, и смертным не должно думать высокомерно быть равными Богу» (IX, 11, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010