Ибо никто из иудеев, кроме антихриста, никогда не царствовал над всею землею. И он будет иметь замыслы против самых твердых помышлений святых, и все будет совершать до времени, пока воля Божия попустит ему совершать это.    Ст. 25—26. Потом возбудится сила его и сердце его с многочисленным воинством против царя южного. И царь южный будет вызван на войну со многими и чрезвычайно сильными подкреплениями; но не устоят, потому что против него направят умыслы. И евшие хлеб вмести, с ним погубят его, и войско его будет разбито и надет много убитых.    Это Порфирий объясняет в отношении к Антиоху, который с большим войском отправился против Птоломея, сына сестры своей. Также и царь южный, то есть вожди Птоломея, выступили на войну со многими и чрезвычайно сильными подкреплениями, но не могли противустоять коварным планам Антиоха, который прикрывался миром с сыном сестры и ел вместе с ним хлеб, а после того захватил Египет. Наши же соответственно предшествующему объяснению все истолковывают в отношении к антихристу, который родится из народа иудейского, и придет из Вавилона и прежде всего победит царя египетского, то есть один из трех рогов, о которых мы уже прежде говорили.    Ст. 27—28. Но оба царя будут иметь на сердце совершение зла, и за одним столом будут говорит ложь, но не будут иметь успехи, потому что конец еще [отложен] до другого времени. И возвратится он в землю свою со многими богатствами.    Никто не сомневается в том, что Антиох заключил мир о Птоломеем и был участником трапезы его и замышлял козни, но не имел успеха, потому что не мог овладеть царством его, но был изгнан вождями Птоломея. Но так как Писание теперь говорит, что были два царя, сердце которых было коварным, так что они стремились делать зло друг другу, то это не может быть доказываемо по историческому способу толкования. Ибо Птоломей был малолетним и, будучи обольщен коварством Антиоха, какое зло он мог замышлять против него? Поэтому наши утверждают, что все это относится к антихристу и к царю египетскому, которого тот первого победил.    Ст. 28—30. И сердце его против святого завета, и он исполнит [свои планы] и возвратится в землю свою. В определенное время он опять пойдет на юг, но последний [поход] не такой будет, как прежний. И придут на него корабли и римляне, и он потерпит поражение (percumiemur), или, как другой перевел: и пригрозят ему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ибо Птоломей, именуемый Филопатором, потеряв, вследствие измены Феодотия, Сирию, собрал многочисленное войско и выступил против Антиоха Великого, который теперь называется северным царем соответственно положению Египта и иудейской страны; потому что одна и та же местность в отношении к одной стране, смотря по ея положению, находится на юге, а в отношении к другой на севере. Так наприм. если мы говорим об Иудее, то она для египтян находится на севере, а для сириян на юге. Таким образом, вступив в бой близ города Рафии, служащего преддверием к Египту, Антиох потерял все войско и, бежав чрез пустыни, едва не был взят в плен. Когда же он оставил Сирию, то война закончилась союзом и некоторыми условиями. Это именно и означают слова Писания: «низложит многия тысячи Птоломей Филопатор, но не будет сильнее», потому что он не мог взять противника в плен. Далее следует: Дан. 11:13, 14 . И возвратится царь северный, и приготовит войско гораздо больше прежнего, и в конце времен и годов быстро придет с большим войском и громадными богатствами. И многие в те времена восстанут против южного царя. Это указывает на Антиоха Великого, который, презирая беспечность Птоломея Филопатора, утратившего певицу Агафоклею (или Агафоклиду) и имевшего вместо наложницы брата ее, также Агафокла, которого он впоследствии поставил правителем (ducem) Египта, собрал в верхних частях Вавилонии многочисленное войско, и по смерти Филопатора, нарушив союз, выдвинул войско против сына его, которому было тогда четыре года и который назывался Антиохом Епифаном ( Επιφανς). Ибо Агафокл был настолько слаб и высокомерен, что восставали области, бывшие прежде подвластными Египту, и в самом Египте происходили мятежи и волнения. Также и Филипп Македонский вместе с Антиохом Великим, заключив союз между собою, сражались против Аиафокла и Епифана под тем условием, чтобы каждый из них присоединил к своему царству ближайшие к нему города от царства Птоломея. Об этом именно теперь и говорится, что многие восстанут против южного царя, то есть Птоломея Епифана, который был в детском возрасте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Из военачальников Эллинского царя южный властитель (египетский) будет силен; но другой, северный 108 (сирийский), будет еще сильнее ( Дан.11:5 ). С течением времени они попытаются заключить союз: дочь Южного Царя Береника, дочь Птолемея Филадельфа, выдана будет в замужество за Царя Северного – сирийского царя Антиоха Феоса. Береника принесет Сирии в приданое Палестину, но это не поведет к миру: она не удержит силы в руках своих, да и он с потомством своим не устоит ( Дан.11:6 ). По отвержении Береники, Южный Царь Птолемей Эвергет, ее брат, мстя за свою сестру, снова начнет войну против Царя Северного и подступит к укреплениям его; на некоторое время одержит победу, даже и богов их с истуканами их уведет в плен в Египет, так что попытка Северного Царя идти войною на южного будет неуспешна, но это будет только временно ( Дан.11:7–9 ). После сего Северный Царь – сын Селевка, Антиох Великий, возобновил войну против царя Египетского, Птолемея Филонатора, преемника Эверитова ( Дан.11:10 ). Тогда озлобится Южный Царь, сразится с Царем Северным и победит его (разумеется победа Филопатора в 217 г. при Рафии), хотя, с приобретением полчищ Северного Царя, южный не станет сильнее ( Дан.11:11–12 ). Но потом Северный Царь, с помощью других народов, одержит победу над преемником Филопатора, Птолемеем Епифаном; Иудеи, также вместе с сириянами, будут против египтян ( Дан.11:13–16 ). Он будет стараться хитростью овладеть Египтом (выдаст дочь свою за Епифана, чтобы погубить его), но напрасно ( Дан.11:17 ); он будет стараться удержать свою власть над островами Родосом и Самосом, но некий вождь (римский полководец Луций Сципион Азиатский – брат Сципиона Африканского) победит его (это было при Магнезии в Лидии в 190 г.) ( Дан.11:18 ), и он преткнется, падет, и не станет его ( Дан.11:19 ) (во время народного возмущения народ убивает его за разграбление храма Вила в Елимаиде). После него восстанет такой царь, который пошлет сборщика податей в царском великолепии; но и он чрез несколько дней погибнет, хотя и не от гнева народного и не в сражении ( Дан.11:20 ) (здесь разумеется Селевк Филопатор – брат Антиоха Епифана).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Из такого взгляда Блаженного Иеронима на отношение Антиоха Епифана к антихристу уже само собой вытекает и способ понимания им предсказания о «мерзости запустения». Изъясняя 31-й ст. 11-й гл. Даниила, он говорит: «Иные думают, что в этом месте указываются те, которые были посланы Антиохом спустя два года после того, как он обокрал храм, чтобы требовать от Иудеев податей, уничтожить служение Богу и в храме Иерусалимском поставить идола Юпитера Олимпийского и статуи Антиоха, которые тут и называются «мерзостью запустения», когда были изгнаны всесожжение и всегдашние жертвы. Наши же утверждают, что все это предварительно совершилось в образе антихриста, который сядет в храме Божием и будет выдавать себя за Бога» 1935 . —426— Учение двух знаменитых древнехристианских представителей экзегетической учености и таланта христианского Востока и христианского Запада, без сомнения, и само по себе имеет для нас большое значение. По их толкованию Даниилова пророчества «о мерзости запустения» имеет тем более силы, что оно и тогда было и доселе остается общепринятым в православной Церкви. Блаженный Иероним не раз выражает мысль: чтó Порфирий относит к Антиоху, то наши толкуют об антихристе и об Антиохе, как образе антихриста. Действительно, многие отцы Церкви пророчество Даниила «о мерзости запустения» относили именно к антихристу. Мы приведем свидетельства некоторых из них для полноты и для подкрепления учения Феодорита и Иеронима, авторитет которых, как только учителей Церкви, иным может показаться и не достаточным. Так, Св. Ипполит, Епископ Римский и мученик, в своем сочинении: Сказание о Христе и антихристе, изъясняя пророчество книги Даниила о единой седьмине, говорит: «Он означил одну седьмину лет, последнюю, имеющую быть в последних временах, при конце всего мира» 1936 . А в течение этой одной седьмины, по пророчеству, и будет поставлена мерзость запустения на крыле святилища ( Дан.9:27 ). Несколько ниже, приведя слова Апокалипсиса (12:14), что даны были жене 1937 два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню от лица змея, и там питалась бы в продолжении времени, времен и полвремени. Св. Ипполит говорит, что «это суть тысяча двести и шестьдесят дней, в которые будет властвовать тиран, преследуя Церковь , бегущую от города в город, и в пустыне скрывающуюся в горах»… 1938 И на такое бедственное положение Церкви при антихристе Ипполит находит указание в словах Иисуса Христа: когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте..., тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы ( Мф.24 :

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Изображая грядущее, пророк прозревает будущее своего народа. Блаженный Феодорит на сей счет замечает: «В образец имеем Евангельское учение. Ибо когда Господь сказал Апостолам о храме Иерусалимском: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне: все будет разрушено» ( Мф. 24:2 ), а потом Апостолы спросили: «Когда это будет и какой признак Твоего Пришествия и кончины века?» ( Мф. 24:3 ). «Поскольку предложили они двоякий вопрос, – пишет блаженный Феодорит, – Господь дает ответ нераздельно, говоря о том, что будет при кончине мира. Но таинники божественного ясно различают присущее тем и другим временам. Так будем поступать и здесь, приводя на то надлежащие доказательства» 208 . Как в таком случае понимать 1290 и 1335 дней? Взятие Иерусалима Антиохом Епифаном произошло в 169 г. до Р.Х. Но в собственном смысле «великие гонения» 209  происходили в 167–164 гг., т.е. три с лишним года (1290 дней). Более трех лет не осуществлялось богослужение в Иерусалимском храме (1290 дней). Затем 45 дней длилась болезнь Антиоха, после которой он умер. Правильность такого толкования подтверждается тем, что в 1335 днях около четырех лет; прибавляя эту сумму к 167 г., получаем год смерти Антиоха – 164 г. Смерть эта для народа Божия является счастливым событием, на что указывает 12-й стих 12-й главы книги пророка Даниила. В заключение необходимо сказать о понятии «великой скорби». Двенадцатая глава Даниила говорит: «Восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа Своего, и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди» ( Дан. 12:1 ). По учению иеговистов, Михаил (Иисус Христос) уже воссел одесную Бога, однако время великой скорби наступит непосредственно перед Армагеддоном. Здесь мы опять сталкиваемся с искусственным разделением событий, которые в Библии взаимно обусловлены. Временем великой скорби как раз и будут три года власти Антихриста. Точнее, Библия говорит о 1290 днях, как в книге пророка Даниила, так и в Откровении Иоанна. Так что все это человечеству предстоит претерпеть. Ждут этого времени и иеговисты. Но, похоже, не дождутся, так как Михаил для них уже пришел. Только после всеобщего Воскресения откроются у них глаза, но исправить что-либо будет уже невозможно. Раздел XIII. Имя Божие

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

К Хасмонеям примкнули и набожные хасиды (см. §27), среди которых были люди «крепкие силою из Израиля, все верные Закону» . Впоследствии они разошлись с Хасмонеями, но в момент общей опасности действовали с ними заодно. Вскоре Маттафия, ослабевший в скитаниях по горам, заболел и почувствовал приближение смерти. Он собрал сыновей: Иоанна, Симона, Ионафана, Елеазара и Иуду, — и завещал им биться за свободу веры, доколе язычники не отступят. Власть военного вождя он передал Иуде, «сильному от юности своей», которого прозвали Маккавеем (евр. Маккаби — Молот). 2. Войны Маккавея и их результаты. Военачальники Антиоха на первых порах не придавали серьезного значения этим событиям. Восставшие были малочисленны и плохо вооружены. Идя против них, враги брали с собой работорговцев, рассчитывая сразу же продавать пленных. Иуда тоже сознавал, чтоб вступил в единоборство с силой, намного его превосходящей, но сказал своим людям: «Не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила. Они идут против нас во множестве надменности и нечестия, чтобы истребить нас и жен наших и детей наших, чтобы ограбить нас; а мы сражаемся за души наши и законы наши. Он Сам сокрушит их пред лицем нашим; вы же не страшитесь их» (1 Макк 3,19-22). К изумлению сирийцев, Иуда стал наносить им одно поражение за другим, забирая после битв оружие противника. Сначала был разбит Аполлоний у Бет-хорона, затем Лисий, а в декабре 164 года Маккавей двинулся на Иерусалим. Хотя ему не удалось взять цитадель Акру, почти весь город был очищен от язычников. Храм повстанцы нашли в жалком запустении. После дней траура Иуда назначил праздник освящения. Святыня была возрождена почти три года спустя после ее поругания. В честь этого события был учрежден праздник (см. Ин 10,22). По всему Иерусалиму зажигали светильники. Пророчество Даниила исполнилось. Весть о захвате Иудой Иерусалима привела Антиоха в ярость. Он клялся, что сделает город «еврейским кладбищем», сотрет его до основания, так, что даже имя его будет позабыто. Но для новой кампании ему нужны были средства. Поэтому он решил обобрать один из эламских храмов. Посланные за добычей получили суровый отпор; вскоре после этого Антиох умер. Историк Полибий утверждает, что смерть настигла его в состоянии помешательства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Когда речь идет о седьминах, то пророк всегда имеет в виду 7 лет, то есть здесь применяется принцип «день» за «год». Но слова: «И был вечер, и было утро: день один»; «И был вечер, и было утро: день второй» и т.д., которые мы встречаем в главе 1 Книги Бытия, указывают именно на дни творения, а не на годы, во что верят и современные адвентисты – то есть в буквальные дни творения мира. В Дан. 8:14 мы встречаем то же самое словосочетание, что и в Книге Бытия о «шестодневе»: «на две тысячи триста вечеров и утр ». Как в Книге Бытия дни творения «вечер… утро» – «σπρα κα... μρα» – это день ( Быт. 1:5 ), так и здесь у пророка Даниила «2300 вечеров и утр» – «σπρας κα… μραι» – это дни, а не годы. По истолкованию отцов Церкви, в данном пророчестве содержится указание на конкретные дни – а не годы, как рассчитал Миллер, – во время которых будет продолжаться осквернение Храма, совершенное Антиохом Епифаном. «По причине умножения грехов народа Божия Господь попустит Антиоху возобладать над Иудеями, чтобы рукой Антиоха вразумить их», – пишет об этом преподобный Ефрем Сирин . Читаем: «В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники» ( 1Мак. 1:54 ). В 169 году до Р.Х. Антиох напал на Иерусалим и осквернил Храм. Об этом было предсказано в пророчестве Даниила: «и поругано было место святыни Его» ( Дан. 8:11 ). Именно за это нечестие, согласно пророчеству, и должна была простираться власть Антиоха над иудеями на «две тысячи триста вечеров и утр» ( Дан. 8:14 ), или, как сказано в Библии на славянском языке, что ближе к греческому оригиналу: «даже до вечера и утра дней две тысячи и триста». «Вечер, – пишет блаженный Феодорит , – у пророка назван началом бедствий, а утром – конец их, потому что скорбное уподобляется ночи и тьме. Вот сколько времени, – говорит святой, – от настоящего начала зла и до конца. Дни же сии, вычисленные по еврейскому календарю, составляют шесть лет и шесть месяцев, ибо столько времени продолжалось бедствие иудеев».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

Летописцу важно было указать не просто на братоубийцу, а на уже имеющийся в ветхозаветной истории прецедент рождения братоубийцы от " греховного плода " : " Ламехъ уби два брата Енохова, и поя собе жене ею " (С.64), от одной из них и родился Авимелех; Владимир убил своего брата Ярополка, силою взял в жены его жену - мать Святополка, уже беременную им. Ветхозаветный Авимелех выступил прообразом новозаветного Святополка. Изменилось время и исторический быт, но не исчез грех братоубийства. И кончина, т.е. наказание за преступление, Святополка находит библейскую аналогию. Разбитый Ярославом Владимировичем (Мудрым), вступившемся за своих менших братьев, Святополк бежал с поля битвы: " И бежащю ему, нападе на нь бесъ, и раслабеша кости его, не можаше седети на кони, и несяхуть и на носилехъ ... Онъ же глаголаше: " Побегнете со мною, женуть по насъ " . Отроци же его всылаху противу: " Еда кто женеть по насъ? " И не бе никого же вследъ гонящаго , и бежаху с нимь. Он же в немощи лежа, и въсхопивъся глаголаше: " Осе женуть, о женуть, побегнете " . Не можаше терпети на единомь месте, и пробежа Лядьскую землю, гонимъ Божьимъ гневомъ, прибежа в пустыню межю Ляхы и Чехы, испроверже зле животъ свой в томъ месте ... Суду нашедшю на нь, по отшествии сего света прияша мукы, оканьнаго (т.е. Окаянного - А.У.) ... и по смерти вечно мучимъ есть связанъ. Есть же могыла его в пустыни и до сего дне. Исходить же от нея смрадъ золъ " (С.63-64). " При ближайшем рассмотрении оказывается, что почти все эти детали имеются в 28-й и 29-й главах Притчей Соломоновых и чуть ли не дословно повторяют описание бегства Антиоха IV Епифана из Персии. Тот " приказал правящему колесницею погонять и ускорять путешествие, тогда как небесный суд уже следовал за ним Бог поразил его неисцельным и невидимым ударом Тогда случилось, что он упал с колесницы, которая неслась быстро, и тяжким падением повредил все члены тела и несен был на носилках, показуя всем явную силу Божию смрад же зловония от него невыносим был в целом войске " . Описание бегства Антиоха завершается выводом: " Так этот человекоубийца и богохульник, претерпев тяжкие страдания, какие причинял другим, кончил жизнь на чужой стороне в горах самою жалкою смертью " (2 Макк.9;4,5,8-9,28). Как видим, аналогия почти полная " .

http://pravoslavie.ru/5194.html

Маккавейское время должно было усилить еще более и сознание этого единства, и изучение кетубим наряду с первыми двумя частями Канона. Антиох Епифан думал уничтожить все списки Священного Писания, и вот «книги Закона, какие находили, разрывали, и сожигали огнем; у кого находили книгу завета, и кто держался закона, того по повелению царя предавали смерти» (1 Макк. I, 56–7). Вероятно, истребление книг Закона сопровождалось уничтожением и прочих древних, заботливо хранимых Писаний: все сколько-нибудь похожее на списки Закона обрекалось на гибель от рук солдат Антиоха. Но это самое преследование Антиоха увеличило в глазах иудейских патриотов цену сокровища, которым они владели в своих Писаниях; оно, подобно гонению Диоклетиана 303 г. по Р. Хр., только содействовало обнаружению пред обладателями Писания бесценного характера их наследия. Благодаря гонению и победам первых Асмонеев, палестинская община еще решительнее замкнулась в себя и свою досточтимую древность. Исторически осуществлявшиеся видения пророка Даниила должны были также повлиять на усиление благоговейного уважения к тому собранию свящ. книг, к которому принадлежала и книга Даниила. Собрание книг Иудою Маккавейским, о котором говорит 2 Макк. II, 14 – «Подобным образом и Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, все собрал, и оно есть у нас», вопреки мнению рационалистов 229 , конечно, в количественном отношении не привнесло ничего нового в Канон; но оно характерно обрисовывает положение иудейства, пережившего страшную бурю гонений, по отношению к своему единственно ценному сокровищу – собранию Свящ. Писаний. «Все собрал и оно есть у нас»: Канон уже не простое достояние архивной библиотеки, но неотъемлемая принадлежность, без которой палестинская община не мыслит своего существования, как и существования ей подобной общины александрийской: «если вы имеете в этом надобность (т. е. если у вас недостает списков с некоторых книг), пришлите людей, которые вам доставят». В жизни начинают играть важную роль собрания мужей – знатоков Писания: «К Алкиму-же и Вакхиду сошлось собрание книжников искать справедливости» (1 Макк. VII, 12). Неизвестно с определенностью, когда вошло в обычай в ночь бодрствования накануне дня Очищения чтение Первосвященником исключительно кетубим – Иова, Ездры, Неемии, Паралипоменон, Даниила, Притчей и т. д. 230 Неизвестно также, с какого времени по понедельникам, вторникам и за вечерним субботним богослужением начали читаться отделения – сидры не из Пророков, но Агиографов 231 : во всяком случае, думается, начала этих явлений нужно искать после Маккавейского времени, в связи с усилившимся изучением Писаний книжниками 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Мировые державы и их владыки предстают Даниилу в виде разнообразных зверей, их голов, крыльев, рогов и зубов. Появляются и исчезают лев (Вавилон), медведь (Персия), барс с четырьмя головами (держава Александра Македонского и эллинистические государства), затем – неизвестный зверь с железными зубами и множеством рогов, которые вырастают и исторгаются – это, очевидно, Рим. В другом видении ведут борьбу друг с другом козел (Македония) и овен (Персия); козел побеждает, потом у него вырастают четыре рога (как раньше было с головами у барса), а от одного из рогов появляется потом «небольшой рог», означающий Антиоха Епифана – «царя наглого и искусного в коварстве» ( Дан. 8:23 ). Это видение толкует Даниилу архангел Гавриил. Он же объясняет значение пророчества Иеремии о 70-летнем запустении Иерусалима ( Иер. 25:11 слл.): речь шла не о 70 годах, но о 70 «седминах», то есть должно пройти 490 лет – и тогда придет Мессия, или, по Даниилу, «Сын человеческий» – имя, которым чаще всего будет называть Себя Иисус Христос . «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, а царство Его не разрушится» ( Дан. 7:13–14 ). В конце времен грядет борьба «Михаила, князя великого, стоящего за сынов народа своего» ( Дан. 12:1 ) с врагами Господними. Эта апокалиптическая битва закончится воскресением мертвых и спасением праведников. Гибель Антиоха Епифана как бы не отделена у Даниила от этой последней битвы и гибели богоборцев, но такая «туманная перспектива» – общая черта всех пророческих книг и особенно апокалиптических писаний. Да и в самом деле, до пришествия Иисуса Христа оставалось менее двух веков – для истории это не так много. Пророчества Книги Даниила хронологически завершают Ветхий Завет. Те самые неполные два века, которые остались до земной жизни Иисуса Христа, из Священного Писания выпали. И пусть для мировой истории это небольшой отрезок времени, но для истории иудейского народа 2–1 вв. до Р. X. – время, чрезвычайно насыщенное событиями. Иудея освободилась из-под власти Селевкидов и стала, наконец, независимой, но мир не пришел на землю – усилились гражданские распри, а враги по-прежнему грозили со всех сторон. Окрепнувшая Римская держава – прежде союзница Иудеи в борьбе против сирийских Селевкидов – подчинила себе маленькую страну, и недавно обретенная независимость вновь отошла в прошлое. Затем более тридцати лет правит в принадлежащей Риму Иудее царь Ирод, прозванный Великим, но снискавший ненависть своего народа. Только конец царствования Ирода захватывает уже Новый Завет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010