После успеха в битве с Никанором победы продолжаются, Иуда захватывает ряд крепостей. Где, точно не известно, но можно предположить, что в Идумее. Немалое значение имеет известие, что Никанор, прибыв в Антиохию, сообщил царю о наличии у Иудеев Заступника, делающего иудеев фактически неуязвимыми. Этот отрывок важен тем, что автор сообщает читателю о заступничестве Бога за иудеев, – отныне они прощены и беды их закончились. В то время как беды их противников – только начинаются. Главный противник иудеев, царь Антиох Епифан, тяжко заболевает. Автору понадобилось показать силу и мощь гнева Божьего, так что он не смущается противоречием, которое появляется в связи с существованием двух версий гибели Антиоха Епифана. Царь заболевает, едва произнеся угрозы и хулу в адрес Израиля, и мстителем в тексте выступает Сам Господь: «но всевидящий Господь, Бог Израилев, поразил его неисцельным и невидимым ударом: как только кончил он эти слова, схватила его нестерпимая болезнь живота и жестокие внутренние муки… тогда случилось, что он упал с колесницы, которая неслась быстро, и тяжким падением повредил все члены тела» ( 2Мак.9:5, 7 ); царь начал гнить заживо. Такого рода смерть – признак Божественного проклятия. Так, согласно христианским и античным историкам и писателям, умирали Ирод Великий, Ирод Агриппа, император Галерий. Это описание смерти Антиоха Епифана можно назвать «хрестоматийной смертью (или болезнью) правителя-тирана». Желая вымолить у Бога пощады, Антиох Епифан якобы обещался принять иудаизм и идти проповедовать его другим народам ( 2Мак.9:14–17 ) и написал письмо к иудеям, в котором заверял их, что они не будут притесняемы со стороны его наследника, царя Антиоха Евпатора. Несмотря на все старания и мольбы, Антиох Епифан умер в горах, в чужой земле ( 2Мак.9:28 ). Это второй вариант смерти Антиоха, описанный во 2-й книге Маккавеев. Первый раз смерть его описывается в первой главе ( 2Мак.1:14–16 ) вот каким образом. Во время пребывания в Персеполе, Антиох решил сочетаться браком с Богиней Нанеей, а храмовые сокровища взять в качестве приданого. Чтобы избежать фактического ограбления храма, жрецы заперли двери храма и через отверстия в потолке камнями забросали Антиоха и его воинов. Тела обезглавили и выбросили на поругание толпе. Однако, такое описание смерти царя не проявляет Божественного гнева и заступничества за народ Израилев.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Ст. 10. …И вышел от них корень греха – Антиох Епифан…, т. е., от одного из военачальников Александровых произошел Антиох Епифан. Здесь, очевидно, разумеется Селевк Никатор, объявивший себя властителем Сирии, по смерти Александра, и положивший начало фамилии Селевкидов (около 312 г. до Р. X.). От него-то, в пятом поколении 1093 и произошел Антиох, прозванный Епифаном, т. е. знаменитым, за некоторые свои деяния. Но за характер его – подозрительный и жестокий – историки дали ему подобнозвучное прозвание Епимана, т.е. яростного или бешеного. Библейское название «корень греха» вполне обрисовывает свирепый нрав Антиоха. Он был сын …царя Антиоха и был заложником в Риме... Антиох IV Епифан был младшим сыном Антиоха III-ro, прознанного великим. По смерти этого государя (в 187 г. до Р. X.), парствовал сначала старший сын его, Селевк IV-й Филопатор (187–176 до Р. X.), Антиох же Епифан отправлен был заложником в Рим, после несчастной битвы при Магнезии. Впоследствии же, Селевк, желая вызвать к себе брата, послал к нему в Рим на смену сына своего Димитрия, но сам был вскоре отравлен. Тогда-то и воцарился Антиох Епифан (176 г. до Р. X), отняв царство у законного наследника, т. е. у племянника своего, Димитрия. ... и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского... Эти 137 лет считаются от того года, когда Селевк Никатор, поразив Антигона, полководца Александрова, овладел Сузианой и Мидией, и возвысил царство сирийское на высшую степень могущества. Это случилось в 312-м году до Р. X. Таким образом, 137-й год греческого владычества в Сирии, т. е. год воцарения Антиоха Епифана, падает на 176-й год пред Р. X. Ст. 14. …Они (т. е. иудеи, изменившие вере отцов), построили в Иерусалиме училище, по обычаю языческому... Это была, так называемая, гимназия в греческом вкусе, т. е. место, где молодые люди занимались в обнаженном виде телесными упражнениями, как то: борьбой, бегом, прыжками и т. п. Здесь же устраивались игры в честь богов языческих. Ст. 20. …После поражения Египта, Антиох возвратился о сто сорок третьем году (т. е. в 169 г. до Р. X.); и пошел против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением… Побуждением к сему нападению, грабежу и убийствам, было то, что Иудеи обнаружили сильнейшую радость, по случаю распространившейся вести о смерти Антиоха. Весть оказалась ложной, – между тем, Антиоху стало известно, какие чувства имеют к нему Иудеи 1094 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 7. ...и слух о мужестве Иуды Маккавея разносился повсюду... Должно припомнить здесь, что незадолго до событий, рассказываемых в сей главе, Иуда одержал знаменитые победы над сирийскими вождями: Аполлонием и Сироном 1177 . Об этих-то победах молва пронеслась по всей Палестине. Ст. 20. Иуда в речи к своим воинам рассказал …и о бывшем в Вавилоне сражении против Галатов, как они пришли на брань в числе только восьми тысяч с четырьмя тысячами Македонян, и когда Македоняне смешались, то эти восемь тысяч погубили сто двадцать тысяч бывшею им с неба помощью... Трудно определить с надлежащей точностью, к какому времени относится рассказываемое здесь событие, и что это было за событие в еврейской истории. Известно только, что в царствование Антиоха Великого Галаты были весьма могущественным народом в Азии, и, что иудеи, со времен Александра Македонского, служили, обыкновенно, в войсках сирийских. Македонянами здесь называются, конечно, греческие или сирийские воины, которым, вместе с отрядом войск иудейских, вверена была охрана границ Вавилонских. Ст. 22. В числе братьев Иуды Маккавейского здесь упоминается и Иосиф . Но его нет в счете братьев Иудиных 1178 ; почему, иные полагают, что именем Иосифа здесь называется брат Иудин – Иоанн, другие же, с большей естественностью, полагают, что Иосиф был только близкий родственник Иуды, напр., двоюродный его брат. Глава 9 1179 . Смерть Антиоха Епифана а) Постыдное возвращение Антиоха из Персии и ярость его на Иудеев при вести о поражении его полководцев (ст. 1–4). б) Приключившаяся Антиоху мучительная и зловонная болезнь утробы (ст. 5–10) в) Смирение его пред Богом Израилевым, обещание украсить храм Иерусалимский и принять Иудейскую веру (ст. 11–17). г) Ласковое письмо к Иудеям с объявлением наследника престолу (ст. 18–27). д) Примечание о бесславной смерти Антиоха и перевезение тела его в Антиохию Филиппом, бывшим совоспитанником Антиоховым (ст. 28–29). Ст. 25. …сверх того, замечая, что окрестные владетели и соседние с нашим государством наблюдают время и выжидают, какой будет исход, я назначил царем сына моего Антиоха... Это был Антиох Евпатор, имевший тогда не более девяти лет. Очевидно, что бывший мучитель евреев и узурпатор сирийского престола, Епифан – перед смертью сильно беспокоился о том, утвердится ли за его потомством царство Сирийское. Он, не без основания, опасался, что законный наследник сирийского престола Димитрий, сын Селевка 1180 , постарается воспользоваться смертью Епифана, чтобы выгнать из Сирии сына его. Потому-то он и усиливается приобрести дружбу народа Иудейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1Мак.6:15 и дал ему венец и царскую одежду свою и перстень, чтобы он руководил Антиоха, сына его, и воспитывал его для царствования. «Дал ему… и перстень…» – τ δακτλιον, которым запечатывались все письменные распоряжения и указы царя. 1Мак.6:16 И умер царь Антиох в сто сорок девятом году. «Умер царь Антиох в 149 году…» э. Селевк. – 164 г. до Р. Х. Через вручение царских регалий Филиппу, Антиох объявлял его и узаконил правителем царства и опекуном своего сына на время его несовершеннолетия. Сопоставляя это с III: 32–34 находим странным, что эти полномочия царь передал не Лисию, а Филиппу. – Как кажется, Филипп постарался и успел войти в доверие упавшего духом царя насчет далекого Лисия, против которого Антиох и без того был настроен после понесенных им в Иудее поражений. Впрочем, если принять во внимание то, что Филипп был совоспитанником Антиоха, и, следов., стоял в отношении к царю едва ли не столь же близко, если не ближе, происходившего из царского рода Лисия, то можно будет допустить, что – назначением Филиппа правителем царства и воспитателем своего сына – Антиох вовсе и не имел в виду оскорбить Лисия. И если это назначение повело, однако, к междоусобной войне, то виновато в этом было более честолюбие Лисия, который не подчинился последней воле царя и не ограничился властью над одною половиною царства, а захотел захватить теперь и все царство. – Местом смерти Антиоха Поливий называет Tabae в Персии; блаж. Иероним – и Дah XI – Tabes oppidum Persidos. По Курцию V, 13 – этот город лежал in Paraetacene ultima, т. е. в местности, которая простиралась на север от Персии и восточнее от Сузианской провинции к Мидийской. 1Мак.6:17 Когда Лисий узнал, что царь умер, то поставил вместо него на царство сына его, Антиоха, которого воспитывал в юности его, и назвал его именем Евпатора. По Аппиану (46 и 66) – новый царь, Антиох Евпатор, имел при вступлении на престол всего 9 лет, по Евсевию (chron. armen. р. 187) – 14 лет; первое показание представляется более правильным. 1Мак.6:18–20 Между тем находившиеся в крепости теснили Израиля вокруг святилища и всегда старались делать ему зло, а язычникам служить опорою; тогда Иуда решил выгнать их и созвал весь народ, чтобы осадить их. Все собрались и осадили их в сто пятидесятом году, и устроил он против них стрелометательные орудия и машины.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Ст. 20. И восстанет на место его ничтожнейший и недостойный царской славы (decore), но после немногих дней он погибнет, и не от раздражения [народного] и не от гнева.    Говорит о Селевке, по прозванию Филопаторе, сыне Антиоха Великого, который не сделал ничего достойного Сирии и властительства отца [своего], и погиб бесславно, без всяких войн. Порфирий утверждает, что это не Селевк, но Птоломей Епифан, который замышлял козни против Селевка и приготовил против него войско, а потому был отравлен вождями своими. Ибо когда один [из них] спросил его, где он возьмет денег для осуществления таких замыслов, то он ответил, что друзья составляют для него богатство. Когда это разгласилось в народе, то в вождях возникло опасение, чтобы он не отнял у них состояние их, а потому они умертвили его коварным образом. По каким образом на место Антиоха Великого может восстать Птоломей, который совсем не делал этого, тем более, что LXX толковников перевели: и восстанет от корня его отпрыск, то есть от отрасли и семени его, наносящий удар достоинству царства, и после немногих дней погибнет без раздражения и без войны? Евреи полагают, что под ничтожнейшим и недостойным царской славы царем разумеется Трифон, который, будучи опекуном отрока , присвоил себе тираническую власть.    Ст. 21—24. И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царской почести, но он придет незаметно и чрез лукавство овладеет царством. И мышцы ведущаго войну будут побеждены им и сокрушены, и сверх того вождь союза. И после дружбы с ним, он будет действовать обманом, и одержит верх с малым народом. Он войдет в богатые и большие города и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его: расточит награбленное имущество, добычу и богатство их и направит замыслы против самых твердых помышлений, но [только] до времени.    До сего места идет порядок исторический, и между Порфирием и нашими (или нами) не возникает никакого разногласия. Прочее, что далее следует, до конца книги, он объясняет в отношении к лицу Антиоха, именовавшегося Епифаном, брата Селевкова, сына Антиоха Великого, который после Селевка одиннадцать лет царствовал в Сирии, и овладел Иудеею, и при котором происходило, как повествуется, преследование закона Божия и Маккавейские войны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глава V Кровопролитие в Иерусалиме, произведенное Иасоном, и постыдный конец жизни этого беззаконника ( 2Мак.5:1–10 ). Неистовства Антиоха в Иерусалиме (ср. 1Мак.1:16–28 ) ( 2Мак.5:11–20 ). Угнетение народа жестокими приставниками Антиоха ( 2Мак.5:21–27 ). 2Мак.5:1 Около этого времени Антиох предпринял другой поход в Египет. О походе Антиоха в Египет – ср. 1Мак.1:17 и д. 2Мак.5:2–3 Случилось, что над всем городом почти в продолжение сорока дней являлись в воздухе носившиеся всадники в золотых одеждах и наподобие воинов вооруженные копьями, и стройные отряды конницы, и нападения и отступления с обеих сторон, обращение щитов, множество копьев и взмахи мечей, бросание стрел и блеск золотых доспехов и всякого рода вооружения. О подобном небесном явлении повествует Иосиф Флавий («О войне Иуд.» VI, 5, 3) перед последнею Иудейскою войною и разрушением Иерусалима, что подтверждает также другой, языческий, писатель Тацит (Hist. V, 3: visae per coelum concurrere acies, rutilantia arma, et subito nubium igne collucere templum). Было ли такое небесное явление, – которое народная фантазия толкует, как предзнаменование тяжких войн и политических бедствий, – чистым плодом возбужденной силы воображения, или действительно представляет результат какой-то необъяснимой связи между небом и землею, между высшим духовным миром и низшим, материальным, – это, при ограниченности наших знаний, остается недоступно окончательному объяснению. 2Мак.5:4 Почему все молились, чтобы это явление было ко благу. «Все молились, чтобы это явление было ко благу…», т. е. к победе Иудейского народа, так как оно во всяком случае возвещало войну. 2Мак.5:5 Когда потом разнесся ложный слух, будто Антиох умер, Иасон, собрав не менее тысячи мужей, сделал внезапное нападение на город; когда они взошли на стену и наконец город был взят, Менелай убежал в крепость. Иасон пользуется для нападения на Менелая слухом о смерти Антиоха – естественно потому, что в этом Антиохе была вся опора Менелая. Взятие города только одной тысячей человек является вполне возможным при том условии, что нападение было внезапное, а также ввиду того, что Иасон имел в самом городе немало сторонников, которые много помогали ему в этом деле, по представлении Флавия (Арх XIII, 5, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда настало утро, иудеи, по совету Иудифи, повесили голову Олоферна на стену и вышли из города, делая вид, что они хотят напасть на неприятелей. Увидав их, (ас)сирияне известили об этом своих начальников, а эти пошли к высшим вождям, которые отправились к палатке Олоферна и велели Вагою разбудить военачальника. Но вошедши в шатёр, Вагой увидел, что Олоферн мёртвый лежит у порога и голова его снята с него. Весть о позорной смерти военачальника быстро пронеслась по всему лагерю. (Ас)сирияне, объятые ужасом, пришли в страшный беспорядок и обратились в бегство 254 . Ветилуяне, пригласив жителей Ветомесфема, Виваи, Ховаи, Холы 255 и других городов, погнались за бегущими и «со всех сторон наносили им большое поражение, пока не прошли за Дамаск и за пределы его», т. е. пока не достигли стран, составлявших центр неприятельских (сирийских) владений 256 . Народ в продолжение тридцати дней расхищал богатый (ас)сирийский лагерь 257 . Первосвященник и старейшины пришли из Иерусалима в Ветилую посмотреть, какое благо сотворил Господь для Израиля, и видеть Иудифь и приветствовать её, – и все единодушно восхваляли и благословляли её. А женщины, во главе с Иудифью составили из себя хор в честь её ( Иудиф.14–15 ). Книга Иудифь оканчивается прекрасною, полною высокого чувства·и поэзии хвалебною песнью, которую воспела Иудифь при участии народа, и замечанием о последних днях благочестивой жизни Иудифи, остававшейся вдовою до самой смерти ( Иудиф.16 ) 258 . Историки, описывающие царствование Антиоха III, хотя говорят о неоднократных походах этого государя против Палестины, но не сообщают подробных сведении об этих походах. Также пророк Даниил, предвозвещая вторжение Антиоха III в Иудею, ограничивается лишь общим замечанием, что этот «царь северный [Ср. ( Иудиф.16:3 )] направит ногу на землю славы (Иудею) с погибелью в руке своей» ( Дан.11:15 ). Восполнение этого-то пробела и представляет книга Иудифь. Что во второй ( Иудиф.4–16 ), также как и в первой части, дело идёт о царствовании Антиоха III, это видно как из того, что описываемые здесь события не только не противоречат, но служат объяснением многих тёмных, неосвещённых историей пунктов из времени царствования Антиоха III, так в особенности из внутреннего характера книги, который, как мы уже заметили, вполне соответствует этому времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

На основании предшествующего исследования можно с полной уверенностью утверждать, что ни исторические факты, ни письменные памятники не дают никакого права сомневаться в существовании у иудеев после плена до времени Маккавеев мессианских ожиданий и определенных представлений о личности Мессии. Для нас это чрезвычайно важно: раз мессианская идея сохранилась у иудеев до гонений Антиоха Епифана, то после этого она уже не могла замереть, потому что теперь было слишком много благоприятных условий для её поддержания и развития. Если «дни гонений были всегда днями сильнейшего воодушевления и оживления мессианских надежд» 266 , то времена Антиоха Епифана должны быть прежде всего названы такими днями. Воздвигнутые на Моисеев закон гонения были, можно сказать, страшным периодом в жизни иудейства; читая 1 Маккавейскую книгу, написанную современником и очевидцем многих событий этого смутного времени, всюду чувствуешь глубокую скорбь и душевную муку автора за свой гонимый народ. К этому времени особенно усилилась и окрепла в народе ревность к закону, в котором по сознанию лучших представителей иудейства должно заключаться спасение и благо народа. И вот на это то высшее благо и было воздвигнуто страшное гонение со стороны Антиоха Епифана, которому автор 1-й Маккавейской книги не даром усвояет характерное наименование – «корень греха» ( 1Мак. 1:10 ). «Великий плач был в Израиле во всех местах, повествует историк. Стенали начальники и старейшины, изнемогли девы и юноши. Враги проливали неповинную кровь вокруг святилища и оскверняли его. Жители Иерусалима разбежались ради них, и он сделался жилищем чужих и стал чужим для своего рода. Святилище его запустело, как пустыня, праздники его обратились в плач, субботы его в поношение, честь его в уничижение. Антиох повелел, чтобы иудеи следовали указаниям, чужим для сей земли, и чтобы не допускались всесожжения, и жертвоприношения, и возлияние во святилище, чтобы ругались над субботами и праздниками, и оскверняли святилище и святых, чтобы строили жертвенники, храмы и капища идольские, и приносили в жертву свиные мяса и скотов нечистых, и оставляли сыновей своих необрезанными, и оскверняли души их всякой нечистотой и мерзостью для того, чтобы забыли закон и изменили все постановления» ( 1Мак. 1:25–26; 1:37–39; 1:45–49 ). Эту крайне мрачную картину дополняет автор 2 Маккавейской книги: «Тяжело и невыразимо было для народа наступившее бедствие. Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников, которые, обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самих притворах и вносили внутрь (храма) вещи недозволенные. Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться иудеем» ( 2Мак. 6:3–6 ). Гонения Антиоха Епифана, как видно отсюда, оскорбляли самые дорогие и святые чувствования иудеев: это было как бы намеренное издевательство над высшей святыней сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Ст. 13. …И все братья наши, бывшие в пределах Това, преданы смерти... Тов – страна, находившаяся в соседстве с Галаадом, в пределах пустыни Аравии. Ст. 23. Симон …взял с собою находившихся в Галилее и Арваттах [Иудеев]... По мнению некоторых, словом «арваттах» означаются здесь долины, или обитатели долин, от еврейского слова araboth – долина. Ст. 25. Иуду Маккавея встретили …Навуфеи... Это было арабское кочующее племя, жившее в соседстве с Галаадом. Ст. 40–41. ...Тимофей сказал своим военачальникам:... если Иуда с своим войском перейдет к нам через поток прежде, то мы не в силах будем устоять против него... Если же он... расположится станом по ту сторону потока, то мы превозможем его... Это было, своего рода, суеверное гадание языческого военачальника, искавшего счастливых предзнаменований. Господь обратил его гадание к славе иудейского оружия; ибо, неблагоприятным оборотом задуманного, Он привел в страх сирийского военачальника. В Писании, впрочем, есть примеры, что избранным мужам своим Господь давал благоприятные и действительные предзнаменования на войне 1113 . Ст. 42. …Как только подошел Иуда к потоку воды, то поставил при потоке народных писцов и проч… Это были лица при войсках, на обязанности которых лежало вести реестры воинов, собирать и распускать их, а также заготовлять провиант и проч. 1114 ст 67. …В то время пали в сражении священники, желавшие прославиться храбростью... По закону Моисееву, люди, облеченные священническим достоинством, беспрепятственно могли заниматься и военпыми делами. Сам Иуда Маккавей и братья его были священнического рода и происходили от Аарона. В противоположность сему, по новозаветному евангельскому закону, считается неприличным для священников браться за оружие и проливать кровь человеческую. Глава 6 1115 . Смерть Антиоха Епифана и война сына его Антиоха Евпатора против Иудеев а) Неудавшаяся попытка Антиоха Епифана ограбить храм Елимаисский в Персии (ст. 1–4). б) Удвоенная скорбь Антиоха при вести о поражении его войск в Иудее, и раскаяние его в злодеяниях, учиненных им в Иерусалиме (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Царь, Селевк IV, поручил Плиодеру проверить слова Симона, но храм был спасен от ограбления благодаря сверхъестественной помощи: Илиодор был поражен расслаблением. Тем не менее происки Товиадов-эллинистов против Онии увенчались успехом в том отношении, что он (Ония), по поводу смут, произведенных в Иерусалиме Симоном, вынужден был отправиться в Антиохию, где оставался до вступления на сирийский престол Антиоха IV Епифана и откуда более уже не возвращался в Иерусалим. Развязавши себе руки, эллинисты тотчас же ревностно принялись за уничтожение своих противников, находя себе поддержку со стороны сирийских чиновников 1254 , так что уже в это время об Иерусалиме, перешедшем в руки эллинистов, можно было сказать, что он стал «чужим для своих» 1255 ; но полное торжество эллинизма в нем наступило после вступления на престол Антиоха IV, известного под именем Епифана. «В те дни (в царствование Антиоха), читаем мы в первой книге Маккавейской, вышли из Израиля сыны беззаконные, и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия. И добрым показалось это слово в глазах их. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие» 1256 . Во главе этих «сынов беззакония» стояли Товиады, в лице которых Антиох нашел едва ли не самых ревностных эллинизаторов, какие только были в его царстве. Товиады не замедлили явиться к Антиоху, выставили себя перед ним приверженцами сирийского правительства и его стремлений, открыто заявив о своем желании усвоить религию и обычаи греков и эллинизировать иудейство, и, наконец, поднесли ему значительный денежный подарок в 440 талантов, обещая кроме того еще 150 талантов за право устроить гимназию в Иерусалиме и за звание антиохийского гражданства. Это как нельзя более соответствовало видам Антиоха, и потому он с готовностью удовлетворил всем просьбам эллинистов-Товиадов и даже назначил первосвященником представленного ими кандидата Иисуса, или Иасона, несмотря на то, что был еще жив Ония III 1257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010