1–3 ст. Среди описанных выше бедствий церковь Божия в народе избранном подвергнется не только тяжкому испытанию, но даже великой опасности – совсем погибнуть и, только благодаря помощи Божией, избегнет этой опасности: бедствия коснутся главным образом тех, которые по суду Божию заслужат того; все же записанные в книге спасутся. «В то время восстанет Михаил, великий князь, стоящий (заступник) за народ твой: наступит тогда время такой скорби, каковой не было еще со времени создания человека на земле до того времени, и тогда спасутся только те все, которые найдены будут записанными в книге (1 ст.). И многие из спящих в прахе земном восстанут, одни – для жизни вечной, а другие – на вечное поругание (на укоризну) и посрамление (2 ст.). После этого разумные (смыслящии) просветятся как сияние (светлость) тверди небесной, а другие из многочисленных праведников – как звезды небесные (будут сиять) во веки и навсегда» (3 ст.). Бедствия народа Божия во времена гонений Антиоха, как уже замечено выше, были самые ужасные, о которых действительно можно было сказать, что подобных им не было еще от создания человека. И если не все иудеи погибли среди этих бедствий, то потому только, что это не входило в планы Божественного промышления. Сам Господь охранял избранных Своих рукою арх. Михаила, и поэтому погибли только те, которые достойны были этой участи, все же записанные в книге спаслись. Эти последние после смерти Антиоха, своего злейшего врага, как бы воспрянули из праха земного, как бы из мертвых воскресли и продолжали благоденствовать; а те, которые во время гонений Антиоха оказались отступниками, подверглись вечному сраму и поруганию (Св. Ефр. Сир.). Но все бывшее тогда служит лишь тенью и прообразом того, что имеет быть при конце мира во времена антихриста. Бедствия того времени, по свидетельству Св. Писания, будут действительно беспримерными, каких от создания человека на земле не было и не будет до того дня, и прекратятся они только силою Божией избранных ради, ибо антихрист поражен будет духом уст Иисуса Христа ( Мф. 24:21–22 ; 2Сол. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

«Антиох написал (т. е. издал эдикт) всему царству своему, чтобы все были одним народом, и чтобы каждый оставил свой закон…», т. е. поступился своими национальными особенностями. Указ был явно направлен против иудеев. Это было не простое увлечение несбыточной мечтой всеобщего уравнения народов и слияния их в один идеальный народ, уступки в пользу какового столько же требовались бы от иудейства, как и от язычества. Для последнего эти уступки не представляли ничего чувствительного, в виду его космополитически равнодушного отношения и безразличия ко всяким своим и чужим богам и обычаям. Но для иудеев, с их исключительным религиозным мировоззрением, это было полным уничтожением их веры и убеждений и самой возможности жить и существовать. После Иеговы они не могли ни в каком случае поставить никакого другого бога, и подле Его закона, проникавшего всю их не только духовно-церковную, но и гражданскую жизнь, они не смели следовать никаким языческим законам и обычаям. Для Антиоха, знавшего все это – однако, не казалось совершенно непреодолимым это препятствие. – «Все царство его», кроме Иудеев, уже было тем, о чем он мечтал; остававшийся противник этим мечтаниям казался слишком одиноким и слабым в своем сопротивлении; и если бы даже это сопротивление стоило иудеям слишком дорого, тем лучше казалось для Антиоха, который являлся не только жертвою печального увлечения, но и злобным мстителем за прежние счеты с иудейством и ненавистником их. Наконец, немало должно было окрылять надежды Антиоха на успех и то обстоятельство, что среди самих иудеев уже создалось движение в сторону эллинизма, давшее и до эдикта столь характерные случаи отпадений, а после эдикта принявшее даже и довольно серьезный характер. Эдикт издается по всему царству – как для того, чтобы эллинистический идеал представился в более ярком свете и непререкаемом авторитете, так и в тех соображениях, чтобы он мог найти иудеев по всем областям царства, которые они тогда уже достаточно засеяли своим рассеянием. 1Мак.1:43 . И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Бедствия своего народа, которые постигли иудейский народ, он целиком относил за счет греховности народа, когда народ отходил от Бога, а победы объяснял помощью Божией. Автор книг был человек, ревнующий о Боге, в полной мере сознающий, что борьба между языческими влияниями и обычаями Израиля ведется за то, чтобы восторжествовало истинное богопочитание. Поэтому он выступает, как противник всякой эллинизации, восхищается теми людьми, которые отдают свою жизнь за закон, за Храм и отвоевавшие религиозную свободу. Он своего рода летописец борьбы, который описывает то, как народ Божий очищался перед пришествием в мир Мессии. Александр Македонский царствовал 12 лет и умер и слуги его были владыками каждый в своем месте. И по смерти его возложили на себя венцы, и после смерти их сыновья их и, как сказано, умножили зло на земле. «И вышел от них корень греха — Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который был заложником в Риме, и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского» (1 Мак.1, 10). 1 и 2 глава говорят о том, что после завоевания Александра Македонского и разделения монархии сразу приходит гонение Антиоха Епифана. Описывается история иудеев в годы 324 по 176, т.е. в период подчинения Птолемеям, а десятилетие подчинения Селевкидам опускается. Автор начинает повествование с религиозно нравственной характеристики иудеев накануне восстания. Согласно этому описанию, религиозное общество, многие иудеи приняли нравы и обычаи эллинизма. В Иерусалиме образовалось греческое училище и многие оставили обряд обрезания. Когда воцарился Антиох Епифан, он решил совсем уничтожить все негреческие религии, в том числе иудейскую религию своей монархией. Возвращаясь из похода на Египет, он занял Иерусалим и разграбил все сокровища храма. Это 170-й год до Р.Х. А через год один из его начальников вновь осаждает Иерусалим, берет его штурмом и вновь предает грабежу и насилию. Иерусалим запустел, Храм был осквернен. Затем вышел указ Антиоха о введении единой греческой религии у всех, подвластных ему народов. Многие из иудеев, предав закон Моисея, приняли эти языческие обычаи, а надзиратели начали повсеместно возводить алтари греческим богам.

http://sedmitza.ru/lib/text/432144/

Глава XIII Поход Антиоха Евпатора на Иудею ( 2Мак.13:1–2 ). Бесчестная смерть Менелая ( 2Мак.13:3–8 ). Приготовление иудеев к битве ( 2Мак.13:9–14 ). Разгром сирийского лагеря. Неудача врагов при осаде Вефсуры. Победа Иуды и заключение мира ( 2Мак.13:15–26 ). Тождество описываемого в настоящей главе похода с описанным в 1Мак.6:28–62 всеми признается. Не столь существенные отличия в некоторых подробностях обоих рассказов – или кажущиеся, или объясняются из различия планов и целей той и другой книги. Очевидная непримиримая неправильность выступает лишь в указании года ( 2Мак.13:1 ) и числа войск неприятельского войска ( 2Мак.13:2 ; ср. 1Мак.6:30 ). 2Мак.13:1 В сто сорок девятом году дошел слух до бывших с Иудою, что Антиох Евпатор идет на Иудею со множеством войска «В 149 году…» э. Сел. – По 1Mak VI: 20–28 и д., этот поход предпринят был в 150 году. Эта разница может быть объяснена только ошибкою писателя нашей книги, может быть, стоящею в связи с другим ошибочным показанием, что запустение храма продолжалось только два, вместо трех, года (Х: 3 ср. с 1Mak IV: 52 ). 2Мак.13:2 и с ним Лисий, опекун и государственный правитель, и у каждого Еллинское войско, сто десять тысяч пеших, пять тысяч триста конных, двадцать два слона и триста колесниц с косами. О Лисии – см. 2Мак.11:1 и к 1Мак.3:32 . Число сил неприятеля (не только в удвоенном, но и в одиночном количестве), очевидно, преувеличено. 2Мак.13:3 Присоединился к ним и Менелай, с большим притворством побуждая Антиоха, не ради спасения отечества, но в надежде получить начальство. Менелай – бывший первосвященник, IV: 24 и д.; V: 15. – «Побуждая Антиоха», т. е. к уничтожению всех правоверующих партий в Иудействе, уверяя, что только этим путем достижимо полное успокоение Иудеи (ср. IV: 8, 10). – «С большим притворством» – поясняется далее через добавление – «не ради спасения отечества, но в надежде получить начальство». От этой должности он отставлен был, очевидно, вместе с восстановлением храма и храмового Богослужения Иудою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далее пророк Даниил предсказывает о неизбежном разделении царства Александра на четыре части ( Дан. 8:8 ) и чрезвычайном расширении и умножении одного из них, расположенного «к югу и к востоку и к прекрасной стране» ( Дан. 8:9 ). Так Даниил указывает на победу царя Антиоха Епифана. Не довольствуясь истреблением евреев, Антиох Епифан вознесся на вождя воинства небесного, что проявил в отнятии у Него ежедневной жертвы и поругании места святыни Его. Выражая желание, чтобы все его подданные были одним народом и оставили прежний закон (религиозный), он, как говорится в первой книге Маккавейской (1, 41–53), предъявил подобные требования и к евреям, запретив им приносить всесожжения и жертвы, совершать возлияния Иегове и праздновать субботу. Иудеи исполнили его требования. «В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники» ( 1 Макк. 1, 54). Это нечестие, согласно пророчеству Даниила, должно было простираться на «две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» ( Дан. 8:14 ) или, как сказано в Библии на славянском языке, что ближе к греческому оригиналу, «даже до вечера и утра дней две тысячи и триста» ( Дан. 8:14 ). «Вечер, – пишет блаженный Феодорит, – у пророка назван началом бедствий, а утром – конец их, потому что скорбное уподобляется ночи и тьме. Вот сколько времени, – говорит святой, – от настоящего начала зла и до конца. Дни же сии, вычисленные по еврейскому календарю, составляют шесть лет и шесть месяцев, ибо столько времени продолжалось бедствие иудеев» 202 . Царь Антиох умер в 164 г. В книгах Маккавейских говорится, что со 169[п] по 164 г. (до Р.Х.) 203  Израиль претерпел великие бедствия, причиненные царем Антиохом, продолжались они 2300 дней, или шесть с лишним лет. Если от начала этих бедствий – нападение Антиоха в 169 г. (до Р.Х.) на иудеев – прибавить к этому году шесть лет, то получится дата смерти Антиоха – 164 г. (до Р.Х.). А теперь попробуем понять, что есть общего между историей развития свидетелей Иеговы в Соединенных Штатах и пророчеством восьмой главы книги Даниила. Даниил пишет: «отнята была у Него ежедневная жертва и поругано место святыни Его» ( Дан. 8:11 ). В 1918 г. руководителей свидетелей Иеговы, подозревая в шпионаже, посадили в тюрьму (есть и другие версии). Книга пророка Даниила, по мнению свидетелей Иеговы, ясно пророчествует об этом. Ну не абсурд ли данная аналогия?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

иеромонах Иов (Гумеров) В Книге пророка Даниила (11:3–10) говорится о борьбе между Сирийским (Северным) и Египетским (Южным) царствами, которые были основаны полководцами Александра Македонского – Селевком Никатором и Птоломеем I. – И восстанет царь могущественный (11:3). Весной 334 г. Александр Македонский вступил в пределы Персидской империи. Начался победоносный восточный поход. Через восемь лет, в мае 326 года, Александр Македонский дошел до Индии и покорил ее восточную область. Возникает обширнейшая империя, включающая Македонию, Грецию, Египет, Малую Азию, Месопотамию и часть Индии. – Но когда он восстанет, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам небесным, и не к его потомкам перейдет…; ибо раздробится царство его и достанется другим, кроме этих ( Дан. 11:4 . 13 июня 323 г. завоеватель умирает в Вавилоне после двух недель болезни (предположительно от малярии), не дожив несколько недель до своего 33-летия. Хотя трон перешел к слабоумному сводному брату Александра Арридею, а сопровителем стал малолетний его сын от Роксаны, однако полководцы поделили империю на четыре царства: Фракийское, Македонское, Сирийское и Египетское. Из них с течением времени усилились Северное (Сирийское) и Южное (Египетское), постоянно враждовавшие между собой. Находившаяся между ними Палестина страдала от их распрей. Поэтому пророчество касается только этих двух государств из четырех. – И усилится южный царь и один из князей его пересилит его и будет владычествовать, и велико будет владычество его ( Дан. 11:5 . Птоломей I Египетский. Палестина подпала под власть династии Птоломеев, правивших в Египте. Продолжалось это до 198 г. до Р.Х. – Но через несколько лет они сблизятся, и дочь южного царя придет к царю северному, чтобы установить правильные отношения между ними( Дан. 11:6 . Ради прекращения многолетней вражды и сближения царь Птоломей Филадельф выдал свою дочь Веренику за правителя Северного царства Антиоха II. В качестве приданного он отдал Антиоху Палестину. Антиох был к этому времени женат на Лаодике и имел от нее двух сыновей: Селевка Каллиника и Антиоха. Хотя Лаодика ко времени свадьбы была удалена из столицы, но по смерти Птоломея Филадельфа была возвращена во дворец. Она отравила своего мужа Антиоха II, велела убить Веренику и ее малолетнего сына, а на сирийский престол поставила своего сына Селевка Каллиника. Так исполнилось пророчество книги Даниила:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но этот союз с сирийским царем не принес иудеям ничего, кроме вреда. Завоевание египетских областей Антиох начал с самой же Палестины, как владения южного царя; взял много городов, подвластных Египту и среди них Иерусалим. Ему не могли противостоять «мышцы юга», – египетские полководцы с отборным войском. Именно Скопа, успевший было завоевать Келе-Сирию, потерпел в 198 г. сильное поражение при Понсале, около истоков Иордана, благодаря чему вся Келе-Сирия и Палестина до Газы снова оказалась в руках Антиоха. Дан.11:17 . И воз­намерит­ся войти со всеми силами царства своего, и праведные с ним, и совершит это; и дочь жен отдаст ему, на по­гибель ее, но этот замысел не состо­ит­ся, и ему не будет по­льзы из того. Желая по возможности захватить и египетские владения «южного царя», Антиох стал действовать хитростью. После разгрома Палестины он заключил с Птоломеем мир и обручил с ним, семилетним мальчиком, свою дочь Клеопатру, надеясь при содействии ее погубить малолетнего царя и захватить Египет. Но Птоломей и его вельможи, раскрыв замыслы Антиоха, были очень осторожны; при этом и Клеопатра явно склонялась на сторону мужа, а не отца. Благодаря всему этому, коварные замыслы Антиоха «не состоялись» и пользы ему не принесли никакой. Дан.11:18 . Потом обратит лице свое к островам и овладеет многими; но некий вождь пре­кратит нанесен­ный им по­зор и даже свой по­зор обратит на него. Дан.11:19 . Затем он обратит лице свое на крепости своей земли; но споткнет­ся, падет и не станет его. Потерпев неудачу в попытке овладеть Египтом, Антиох удовлетворил свою страсть к завоеваниям удачным походом в 197 г. против островов и прибрежных областей Малой Азии: завоевал Родос, Самос, Колофон, Фокею и т. д. Конец его победам был положен римским консулом Сципионом Назикой ( «некий вождь») и его братом Сципионом Африканским. Посланные Римским правительством для защиты находившихся под римским протекторатом островов, они в 190 г. нанесли Антиоху страшное поражение при Магнезии. Заключив с победителями унизительный для себя мир, он возвратился в свою землю и скоро погиб во время народного возмущения, открывшегося по поводу ограбления царем храма Зевса, или Бела в городе Элимаисе, к югу от Каспийского моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«После поражения Египта Антиох возвратился в 143 году (Царства Еллинскаго) и пошел против Израиля» ( 1Мак.1:20 ). С 143 года началось бедствие иудеев. В 15-й день Хаслева 145 года на жертвеннике была устроена мерзость запустения ( 1Мак.1:54 ). В 148 году священники «очистили святилище» и 25-й день Хаслева 148 года принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений ( 1Мак.4:43 ; 1Мак.4:52–53 ). Царь Антиох умер в 149-м году ( 1Мак.6:16 ). Всевидящий Господь Бог Израилев поразил его невидимым и неизцельным ударом, схватила его нестерпимая болезнь живота и жестокие внутренние муки. После того, «случилось, что он упал с колесницы, которая неслась быстро, и тяжким падением повредил все члены тела». «И того, который незадолго пред тем мечтал касаться звезд небесных, никто не мог носить»... «Теперь то будучи сокрушен, начал он оставлять свое великое высокомерие»... «Так этот человекоубийца и богохульник... кончил жизнь» ( 2Мак.9:5–29 ). Период бедствий согласно историческим свидетельствам Маккавейских книг имел место в исторической жизни Израиля с 143 года по 149-й. Продолжительность бедствий, причиненных Антиохом, соответствует 2300-м дням. 2300 дней (считая год за 365 дней и месяц за 30) равны 6 годам 3 месяцам и 20 дням 29 . Считая временем начала бедствий Израиля нападение Антиоха в 143 году, присчитывая протекшее время этого года, и, прибавив 2300 дней, мы получим год смерти Антиоха – 149-й. Осквернение святилища и очищение его падает на промежуток этого времени. Окончательное очищение храма соединяет со смертью Антиоха в последовательную связь и 2-я книга Маккавейская ( 2Мак.10:5–9 ). Антиох Епифан умер по выражению 8-й главы книги Даниила, будучи сокрушен – «не рукою» (ст. 26). Таков непосредственный библейский смысл 8-й главы книги пророка Даниила. Какое отношение «малый рог» 8-й главы книги Даниила имеет к «малому рогу» 7-й главы? Иностранные комментаторы книги Даниила отмечают, что она не чужда повторений; это нисколько не умаляет ее богодохновенное значение, ибо Бог открывая волю Свою чрез пророка, не уничтожает личных свойств в душе провозвестника Его святой воли.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

«Так этот человекоубийца и богохульник, – заключает библейский историк, – претерпев тяжкие страдания, какие причинял другим, кончил жизнь на чужой стороне, в горах, самою жалкою смертью» ( 2Мак. 9:28 ). Перед смертью он вполне обнаружил свое ненормальное умственное состояние, так как он назначил одного из своих доверенных лиц, Филиппа, регентом государства и опекуном своего юного сына Антиоха V, хотя он уже раньше предоставил неограниченное полномочие Лисию. Этим распоряжением он подвергал все свое государство опасности соперничества между двумя уполномоченными, и действительно его предсмертное завещание было роковым для Сирийско-Македонской монархии и вообще дома Селевкидов. Смерть Антиоха Епифана не принесла с собою какой-либо резкой перемены в положении иудеев. Лисий продолжал самовластно править как и прежде, считал себя уполномоченным опекуном молодого царя Антиоха V Евпатора и не предпринимал ничего против иудеев. Теперь у него было еще более оснований не раздроблять находившихся у него в распоряжении сил, так как ему угрожали два врага. С одной стороны, каждый день мог выступить против него Филипп, с целью заявить предоставленное ему на смертном одре Антиохом Епифаном право быть опекуном молодого царя и регентом государства и вытеснить его, и с другой стороны в Риме князь Димитрий, как известно было Лисию, находившийся в качестве заложника в Риме, добивался у сената и влиятельных лиц позволения возвратиться в Антиохию и занять собственно ему принадлежащий престол. Стоило бы только Риму сказать слово против Евпатора и он погиб бы. Поэтому Лисий и оставался совершенно в бездеятельном состоянии, чтобы не обратить на себя внимания могущественного Рима. Этою бездеятельностью сирийского регента воспользовался Иуда Маккавей, чтобы улучшить тяжелое внутреннее положение своего народа. Положение иудейского народа в действительности было чрезвычайно странным. В Иерусалиме по близости были два укрепленных места, из которых враждебные партии ежедневно причиняли друг другу разрушение и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Также сыновья отступников из народа твоего превознесутся, чтобы исполнить видение, и падут. Во время борьбы Антиоха Великого с вождями Птоломея Иудея, находившаяся между ними, разделялась на различные партии, потому что одни склонялись на сторону Антиоха, а другие на сторону Птоломея. Поэтому священник Ония вместе с весьма многими иудеями бежал в Египет и, принятый с почетом Птоломеем, получил ту страну, которая называлась Гелиополисом, и с дозволения царя построил храм в Египте, подобный иудейскому храму, существовавший до правления Веспасиана, в течение двухсот пятидесяти лет. Но самый город, называвшийся именем Ония, впоследствии, во время войны иудеев против римлян, был разрушен до основания, и не остается никакого следа ни от города, ни от храма. Таким образом, благодаря первосвященнику Онии, в Египет бежали безчисленные толпы иудеев. В то время он наполнился также множеством киринейцев. Ибо Ония утверждал, что он исполняет пророчество Исаии, писавшего: «будет жертвенник Господу в Египте и именование Господа в пределах его» ( Ис. 19:19 ). Об этом именно и говорится теперь: «сыновья отступников из народа твоего», которые оставили закон Господень, пожелав в другом месте, вопреки повелению, приносить жертвы Богу, превознесутся чрез высокомерие и будут хвастаться, что они исполняют видение, то есть заповедь Господню. Но они «падут " ибо и храм и город впоследствии будут разрушены. И когда Антиох владел Иудеею, Скопа Эфол, вождь Птоломеевой партии, посланный против Антиоха, овладел после мужественной битвы Иудеею и, уведши с собою знатнейших из приверженцев Птоломея, возвратился в Египет. Дан. 11:15, 16 . И придет царь северный, и устроит вал, и овладеет городами укрепленными, и не устоят мышцы юга, и восстанут избранные его, чтобы противустать, но не будет силы [у них]. И тот, кто придет на него, будет поступать по своей воле, и никто не устоит пред ним, и будет стоять в земле славной, и она будет обессилена (consumemur) от руки его. Ибо Антиох, желая снова овладеть Иудеею и многими сирийскими городами, вступил в бой с Скопою, вождем Птоломея, близ источников Иордана, где теперь построена Панея, обратил его в бегство и с десятью тысячами войска осадил его, запершегося в Сидоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010