Собор получился очень красивым: красно - кирпичным, в византийском стиле, с узорчатыми карнизами, оконными арками и уступчатыми нишами. В 1899 году его освятили, а Тихомиров за строительство получил орден Святой Анны. А через год у него родилась дочка. Казалось бы, судьба баловала его, как могла: храм, орден, рождение малышки. Но… ещё через год Николай Михайлович скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг. Похоронили его здесь же, в ограде собора, с почестями, при большом скоплении народа. А через 30 лет ту часть, где стоял храм Александра Невского, решили реконструировать, и в процессе реконструкции надгробие снесли, а могила оказалась закатанной под асфальт. Его слова оказались пророческими: его жена Мария жила долго и умерла только в 1961 году. Том самом, когда горожане последний раз видели проступающий сквозь асфальт прямоугольный контур. Только через много лет жители города поняли, что причиной тому странному явлению была пожилая женщина, которая приходила каждый год на могилу мужа, закатанную в асфальт, и чистила единственное, что осталось, - надгробную табличку… Вот такая история. А храм простоял все эти годы, и на нем, несмотря на годы советского лихолетья, действительно не появилось ни одной трещины! Библиотека им. Н.Г. Гарина - Михайловского. Информационно-краеведческий центр. Загадки Новосибирска. http://garina-m.cbstolstoy.ru/zagadki Александро-Невский собор города Новосибирска выстроен в псевдовизантийском стиле, получившем немалую популярность в России на рубеже XIX-XX веков. Псевдовизантийский стиль ориентировался на византийскую храмовую архитектуру VI-VIII столетий, повторяя основные её мотивы. Главные черты псевдовизантийского стиля легко обнаружить и в новосибирском храме. Это, прежде всего, " приземистый " центральный купол который опирается на широкий низкий барабан, снабжённый оконной аркадой. Малые купола теряют традиционную и привычную нам форму - они выступают из храма лишь наполовину, превращаясь в конхи. Существенной особенностью византийского храмового зодчества было чередование тёмных и светлых полос в кладке стен.

http://sobory.ru/article/?object=04430

Статус русского монастыря как общего для всех русских иноков на Афоне дома именно при игуменстве отца Андрея достиг своей максимальной высоты. А почетное и высокое звание игумена всех русских святогорцев, приобретенное благодаря заслугам игумена Макария, перешло и к сему его преемнику, не по наследству только, но и по достоинству, как истинному и чадолюбивому общему отцу. Единство и сплоченность русского Афона, неожиданный всплеск духовного развития вызывали искреннюю радость у разумных и сочувствующих всякому доброму делу людей. У кого-то, однако, это вызывало страх и опасения. Враг готовил новые искушения... Вселенский Константинопольский Патриарх Иоаким, после первого своего патриаршества (1878–1884) проживший на покое на Афоне почти двенадцать лет (1889–1901), был очень расположен к отцу Андрею. Действительным доказательством сего служила пожалованная им игумену священная панагия с изображением на ней распятия Господа нашего Иисуса Христа, с особой по этому случаю его собственноручной грамотой. Эта панагия с тех пор стала неотъемлемым атрибутом игуменской интронизации Пантелеимонова монастыря. Удостоился он и Высочайших государственных наград: Государь Император Николай Александрович изволил пожаловать ему золотой наперсный крест из собственного кабинета и ордена Святой Анны степени и святого Владимира степени; сербский король Александр И, лично посетивший Афон и русскую обитель в марте 1896 года, пожаловал ему орден Святого Саввы степени. Даже турецкий султан Абдул-Гамид пожаловал ему орден Меджидие степени со звездой. Характера отец Андрей был миролюбивого, снисходительного, искренне благожелательного, доверчивого, постоянно желал сделать все для всех и каждого, только бы отпустить с миром, успокоенным, утешенным. Для посетителей обители он всегда был неподдельно любвеобилен. При обращении к нему за какими-нибудь нуждами он одинаково был слугой как старшему, так и младшему и хотел, чтобы ни у кого ни в чем не было недостатка, и редки были случаи его отказов в необходимом. Часто он сам ободрял новоначальных и несмелых всегда одинаковым образом, спрашивал: «А еще что? А еще что?» И так до тех пор, пока пришедший не набирал чего надо и чего не особенно надо.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

das Griechische Schisma. 3 т. Регенсбург, 1867–1869); См. еще: Яреда Г. (иером. Герасим). Отзывы современников о Ф.//Христианское чтение. 1872–1873); Лебедев А. П. , проф. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной церкви в IX, X и XI вв. 2-е изд. М., 1902; Его же. История разделения церквей в IX, X и XI вв. М., 1900; Иванцов-Платонов А.//Журн. Мин. нар. просв. 1892. Т. 280, 281, 283; Успенский Ф. И. Очерки по истории Византийской образованности. СПб., 1891. ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО – см. Беато Анджелико. ФРАНК СЕМЕН ЛЮДВИГОВИЧ (1877–1950) – русский религиозный философ и психолог, один из крупнейших мыслителей «русского духовного ренессанса», участник сборников: «Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины», представитель философии всеединства, автор метафизики «непостижимого»; профессор Московского и Саратовского университетов; в 1922 г. был выслан из России; социальную философию строил на идее Богочеловечества как основе гармонического всеединства мира. ФРАНЦ БААДЕР (1765–1841) – немецкий религиозный мыслитель, рассматривавший дух и тело как глубоко взаимосвязанные начала в человеке. Взаимодействие духа и материи состоит, по его мнению, во взаимном проникновении, в претворении одного в другое, в органическом единстве. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ , св. (лат. Franciscus Assisiensis Джованни Бернардоне; 1182–1226) – итальянский проповедник, подвижник и мистик. В 1207–1209 гг. основал братство миноритов («меньших братьев») с целью проповедовать в народе аскетизм и любовь к ближнему. Братство, преобразованное позже в орден францисканцев, положило начало нищенствующим орденам Католической церкви. Канонизирован в 1228 г. Рассказы, легенды о нем собраны в анонимном сборнике «Цветочки Св. Франциска Ассизского». ФРЕЙД ЗИГМУНД (1856–1939) – австрийский психолог, основоположник психоанализа, ставивший душевную жизнь человека в зависимость от реализации или подавления инстинкта самосохранения и сексуального инстинкта. ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ (1804–1860) – богослов-мирянин, религиозный философ, поэт, публицист, один из столпов славянофильства, член-корреспондент Петербургской АН (1856), служил в гусарском полку, принимал участие в нескольких сражениях и за храбрость получил орден Святой Анны с бантом, вышел в отставку.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Члены св. Синода, при многочисленном духовенстве, в великолепных облачениях, вышли для богослужения из собора крестным ходом с возженными восковыми свечами. Духовенство совершало торжественно молебен. Царь стоял шагах в пятидесяти от алтаря в том самом наряде, который был на нем в день полтавского сражения. Царица с придворными дамами находилась на небольшом балконе, устроенном перед входом в Троицкий собор. Пели придворные певчие. К концу богослужения приехал с дороги герцог голштинский Карл Фридрих, жених Анны Петровны. Бывший при нем, камер-юнкер Берхгольц (Дневн. стр. 68) рассказывает, что когда богослужение приходило к концу, то один из духовных читал молитву (благодарственного молебного пения) из книги в золотом переплете, которую другой держал перед ним на бархатной подушке. В продолжение этого чтения, царь и все присутствовавшие (исключая иностранцев) стояли на коленях. По окончании же всего, духовные, в предшествии распятия, с восковыми свечами в руках, возвратились в церковь . Установив ордена ради наивысшего отличия и ободрения в подданных усердия к отечеству, заслуг и дарований, государь по христиански праздновал в Санкт-Петербурге их учреждение. Первым между ними, по времени, был орден св. Андрея Первозванного. Он установлен 30 августа 1698 года. Государь учредил орден в честь этого св. апостола, потому что он, по преданию, первый проповедовал в России св. евангелие. В этом смысле, на поперечных концах орденского креста поставлены начальные буквы S. A. P. В. следующих латинских слов: Sancmus Andreas, Pamronus Russiae т. e., по-русски: святой Андрей, покровитель России. Установление ордена праздновалось 30 ноября, в день св. ап. Андрея. Его Величество со всеми наличными кавалерами слушал в этот день божественную литургию и молебен апостолу. При окончании службы, производилась, по обычаю всех празднеств, пушечная пальба в крепости и адмиралтействе. После богослужения, в дом одного из кавалеров был обед, на котором первый тост провозглашали в честь и славу св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

С 1849 года имена Георгиевских кавалеров отмечались золотом на мраморных досках в Георгиевском зале Большого Кремлевского Дворца в Москве. За полтора столетия со дня учреждения, полными кавалерами этого ордена стали только двадцать пять человек, в том числе прославленные полководцы Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов-Голенищев и Михаил Богданович Барклай де Толли, все получившие также и княжеский титул за боевые заслуги. Из русских монархов орден св. Георгия I степени имели только Екатерина II, как учредительница ордена, и Александр II за участие в освободительной войне на Балканах. С 1807 года были учреждены также кресты ордена св. Георгия для награждения солдат и унтер-офицеров. Однако награжденные ими не являлись кавалерами ордена, а лишь состояли при нем. Надо отметить, что награждение высшими Российскими орденами влекло за собой значительные расходы для награжденного. Он должен был, прежде всего, внести значительную сумму в казну, которая шла на благотворительные цели. Кроме этого, как правило, он становился попечителем одного из богоугодных заведений без получения жалования за труды по должности. Всего в России до 1917 года было двадцать два государственных ордена и не было ни одного церковного. Особо отличившиеся священнослужители награждались государственными орденами. Уже при императоре Павле I высшая российская награда орден св. Андрея Первозванного был пожалован за особые труды митрополиту Гавриилу (Петрову). С этого времени клирики и иерархи Русской Православной Церкви награждались описанными ранее орденами: святого Андрея Первозванного, святого Владимира (четырех степеней), святого Александра Невского, святой Анны (трех степеней), святого Георгия Победоносца. В годы советской власти государство сформировало новую наградную систему, состоявшую из революционно-трудовых и социалистических наград. При этом государственные награды дореволюционной России оказались не востребованы и забыты. Священноначалие Русской Православной Церкви озаботилось созданием собственной, церковной орденской наградной системы для поощрения мирян и клириков за понесенные ими труды на благо Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/423154.htm...

С 1849 года имена Георгиевских кавалеров отмечались золотом на мраморных досках в Георгиевском зале Большого Кремлевского Дворца в Москве. За полтора столетия со дня учреждения, полными кавалерами этого ордена стали только 25 человек, в том числе прославленные полководцы Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов-Голенищев и Михаил Богданович Барклай де Толли, все получившие также и княжеский титул за боевые заслуги. Из русских монархов орден Св. Георгия I степени имели только Екатерина II, как учредительница ордена, и Александр II за участие в освободительной войне на Балканах. С 1807 года были учреждены также кресты ордена Св. Георгия для награждения солдат и унтер-офицеров. Однако награжденные ими не являлись кавалерами ордена, а лишь состояли при нем. Надо отметить, что награждение высшими Российскими орденами влекло за собой значительные расходы для награжденного. Он должен был, прежде всего, внести значительную сумму в казну, которая шла на благотворительные цели. Кроме этого, как правило, он становился попечителем одного из богоугодных заведений без получения жалования за труды по должности. Всего в России до 1917 года было 22 государственных ордена, но не было ни одного церковного. Особо отличившиеся священнослужители награждались государственными орденами. Уже при императоре Павле I высшая российская награда – орден Св. Андрея Первозванного – был пожалован за особые труды митрополиту Гавриилу (Петрову). С этого времени клирики и иерархи Русской Православной Церкви награждались описанными ранее орденами: - Святого Андрея Первозванного; - Святого Владимира, четырех степеней; - Святого Александра Невского; - Святой Анны, трех степеней; - Святого Георгия Победоносца. В годы советской власти государство сформировало новую наградную систему, состоявшую из революционно-трудовых и социалистических наград. При этом государственные награды дореволюционной России оказались не востребованы и забыты. При таком положении дел священноначалие Русской Православной Церкви озаботилось созданием собственной, церковной орденской наградной системы для поощрения трудов, понесенных мирянами и клириками.

http://sedmitza.ru/lib/text/429628/

За успех в этом сражении Григорий Александрович получил орден Святого Георгия 3-й степени. Наградной лист императрица подписала 27 июля 1770 года, открыв его фамилией П.А. Румянцева, который был пожалован Георгиевским орденом 1-й степени36. Помимо этого, П.А. Румянцев был произведен Указом Екатерины в фельдмаршалы. Развивая наступление вниз по течению Прута, П.А. Румянцев 21 июня встретился с 80-тысячным войском турок и татар, стоявших лагерем у реки Ларги. 7 июля он атаковал их. В том сражении Потемкин вновь отличился. Армия двинулась к Кагулу, но в это время татары попытались отрезать противника от обоза с продовольствием. Чтобы воспрепятствовать захвату обоза, П.А. Румянцев приказал Г.А. Потемкину обеспечить его защиту и безопасность, напутствуя словами: «Григорий Александрович, доставьте нам пропитание наше на конце вашей шпаги». Генерал Г.А. Потемкин блестяще справился с задачей, однако это поручение помешало ему принять непосредственное участие в знаменитом Кагульском сражении. В последующем Г.А. Потемкин доблестно сражался при захвате Измаила, первым вступил в горевшее предместье Килии. Имя Потемкина становилось все более известным. Полученные по представлениям П.А. Румянцева награды – орден Святой Анны и Святого Георгия 3-й степени свидетельствовали о признании командующим заслуг Г.А. Потемкина. 9-го сентября 1770 года в рапорте императрице он докладывал: «В описаниях пришедшим действиям Ваше Императорское Величество видеть соизволили, сколько участвовал в оных своими ревностными подвигами генерал-майор Потемкин. Не зная, что есть быть побуждаемому на дело, он сам искал от доброй своей воли везде употребиться». В этом же рапорте фельдмаршал П.А. Румянцев докладывал, что он по просьбе Г.А. Потемкина направляет его в Петербург с тем, чтобы тот лично доложил о ходе и результатах кампании. Осенью 1770 года Г.А. Потемкин прибыл в Санкт-Петербург с докладом для императрицы, по достоинству оценившей его подвиги и заслуги. Г.А. Потемкин, влюбленный в Екатерину с момента их первой встречи в 1757 году, своими подвигами завоевывал и наконец-то завоевал ее сердце. В Санкт-Петербурге он принял участие в первом празднике георгиевских кавалеров (26 ноября), ставшем с тех пор традиционным, где ему как награжденному Георгиевским орденом были возданы соответствующие почести. Но самым главным результатом визита Г.А. Потемкина в Санкт-Петербург стало разрешение ему писать императрице лично. Считается, что их дальнейшие близкие отношения начинали складываться именно с этих писем.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/22/u_nego...

—   Всем хороша елочка, да украсить нечем, — Москален­ко отступил на шаг, с сомнением оглядывая деревце, — и звезды Рождественской нет. —   Звезды, говоришь. — задумчиво произнес Григо­рий Трофимович, отстегнул орден Анны и одел на колючую ветку. Сверкала, переливалась огнями, бликами елка. Сияли на ней светом взошедшей звезды и воинской славой два пер­сидских Льва с бриллиантами, Белый Орел, ордена Святой Анны, Станислава с мечами, Святого Владимира с мечами и бантом, Святой Анны с надписью «За храбрость», Святого Николая Чудотворца, Святого Георгия… Помедлив, прикрепил Москаленко на зеленую макушку над всеми офицерскими орденами своего Егория.  «Слово о полку Игореве» (перевод Николая Заболоцкого). Электронную версию книги Елены Зелинской «На реках Вавилонских» можно скачать на сайте «ЛитРес» . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 марта, 2018 13 декабря, 2017 27 ноября, 2020 14 ноября, 2020 7 февраля, 2020 1 декабря, 2018 29 августа, 2018 27 августа, 2018 22 июня, 2018 22 марта, 2018 13 декабря, 2017 27 ноября, 2020 14 ноября, 2020 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/rozhdestvo-na-reke-don...

12 января 1893 г. в монастыре была торжественно открыта церковноприходская школа. Благословляя детей иконой преподобного Кирилла Белозерского, архимандрит Иаков говорил: «Веру имейте, какую имел преподобный». За свой счет отец Иаков приобретал для школы учебники и письменные принадлежности. Первое время ученикам выдавали бесплатно хлеб на завтрак, а в праздники – булки, впоследствии для учеников в городе устроили бесплатную столовую, на покупку провизии для которой настоятель тратил около 300 р. из личных сбережений. Ученики обеспечивались также обувью и одеждой. Следуя примеру настоятеля, братия монастыря приняла решение выделять из братских сумм 30–40 р. в месяц для раздачи нищим. Кирилловский архимандрит оплачивал лекарства, которые раздавали неимущим в монастырской аптеке. В быту отец Иаков придерживался строгой нестяжательности. Иногда архимандриту, отдавшему все до последней копейки просителям, не на что было купить чаю, и он занимал его у своего келейника. Пастырская и просветительная деятельность преподобного Иакова была отмечена наградами: он получил благодарность вел. кнж. Марии Александровны за поднесение ей своих сочинений (10 февр. 1862), орден св. Анны 2-й степени, украшенный имп. короной (10 марта 1866), орден св. Владимира 3-й степени (16 апр. 1872), знак Красного Креста (13 марта 1879), золотой наперсный крест с драгоценными камнями (17 апр. 1882). За 30 лет настоятельства в Кирилло-Белозерском монастыре архимандрит Иаков приобрел глубокое уважение и любовь местного населения, которое почитало его как подвижника благочестия. Еще в 90-х гг. XX в. старожилы г. Кириллова рассказывали семейные предания о доброте и щедрости давно почившего архимандрита. Современник отца Иакова, святой прав. Иоанн Кронштадский высоко ценил его подвижническую жизнь. Совершая поездку в родное село Архангельской губернии, он посещал архимандрита Иакова и подолгу беседовал с ним. При последней их встрече, в 1895 году, тяжело больной отец Иаков сказал: «Желал бы я дожить до 500-летнего юбилея нашему монастырю», на что Святой, помолчав, ответил: «Желаю Вам предстать пред Господом в служении».

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Андрей Афанасьевич родился в 1732 году в Никитовке Ахтырского уезда; отец его Афанасий Самборский, священник из дворян, имел родственником Цареборисовского Сотника Андрея Самборского. Андрей Афанасьевич обучался в Киевской Академии и, по окончании образования духовного, послан был в Лондон, где в 1769 году сочетавшись браком с англичанкой, посвящён был во священника посольской церкви; любимым занятием его была здесь агрономия, которую изучил он отчётливо. В 1781 году Высочайше назначено ему было состоять в свите государя наследника во время путешествия по Европе. В 1784 году он избран был в духовника и наставника по закону Божьему и английскому языку великим князьям Александру и Константину Павловичам. В 1788 году определён в протоиерея придворной церкви города Софии. В 1797 году ему поручен был главный надзор за школою земледелия, открытой тогда близ Царского Села. В 1799 году император Павел избрал его в духовника для великой княгини и эрц-герцогини Австрийской Александры Павловны; при её особе находился он до самой кончины её. По предании же тела земле, он путешествовал по Черногории, Боккодикаттаро, Греции и островам Архипелага, был в Константинополе и Крыму. Отчёт о сём путешествии, которого целью было ближайшее знакомство с земледелием и торговлею разных мест, представлен был высшему начальству. Рескриптом от 4 марта 1797 года Высочайше пожалована ему Каменка в потомственное владение, и в ней он пробыл несколько времени, по возвращении из-за границы. Здесь он обратил всё внимание на нравственное и хозяйственное состояние черкасов Камянки: он завёл школу, больницу, аптеку и певчих, что всё поддерживается и поныне. По возвращении из-за границы, пожалован ему орден Иоанна Иерусалимского, а в 1799 году орден Святой Анны I степени с бриллиантовыми знаками. Ему дозволено было иметь квартиру в Михайловском замке. Здесь он скончался на 84 году жизни в 1815 году, хотя и приготовил было гроб с часовнею для своего вечного покоя в Камянке. Из сочинений его напечатаны: а) Речь Императрице Екатерине, по возвращении её с юга, Спб. 1787 года; б) Описание практического Англинского земледелия, М. 1781 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010