В октябре 1863 года по своему прошению Архиепископом Казанским и Свияжским Афанасием был рукоположен во священника к Троицкой церкви пригорода Новошешминска. Здесь духовенством 3-го округа Чистопольского уезда в мае 1869 года был избран в благочинного. В 1874 году по прошению был перемещен в настоятеля Спасской церкви г. Чистополя, в которой более 20 лет прослужил его отец Лука Фомин Воецкий. В 1874–1878 годах был законоучителем Чистопольского уездного училища. В отличие от отца священник Евгений Лукин Воецкий направил свою энергию на участие в уездной и епархиальной общественной жизни. Он состоял членом Чистопольского уездного училищного совета (1874–1875), членом комитета по устройству в 1878­–1880 гг. Успенского женского монастыря г. Чистополя, помощником благочинного по 1-му благочинническому округу Чистопольского уезда (1881–1884), помощником благочинного по Чистопольскому городскому благочинию (1884–1888), членом Чистопольского уездного комитета для сбора и распределения пожертвований в пользу пострадавших от голода по случаю неурожая (1891–1892). Проходил должности: законоучителя Чистопольского городского 2-х классного училища (с 1878), члена правления Чистопольского духовного училища (с 1875), члена ревизионного комитета над епархиальным складом свеч в г. Чистополе (с 1883), члена Чистопольского уездного отделения Казанского епархиального училищного совета (с 1888), секретаря и казначея оного (с 1888), заведующего Чистопольским складом учебных для чуваш изданий переводческой комиссии Братства Святителя Гурия (с 1892). Имел награды: набедренник (1864), скуфью (1872), неоднократные денежные поощрения, камилавку (1876), наперсный золотой крест от Святейшего Синода (1880), Знак красного креста от Главного управления общества попечения о раненых и больных воинах за пожертвования и за содействие в сборе денег на нужды войны 1877–78 гг. (1882), орден Святой Анны 3-й степени «за прослужение с особенным усердием 12 лет сряду в должности члена Правления Чистопольского духовного училища» (1888), золотой с драгоценными украшениями наперсный крест от граждан г. Чистополя «в знак их любви и уважения» с разрешения Его Высокопреосвященства Павла Архиепископа Казанского и Свияжского (1890), Святую Библию от Святейшего Синода «за ревностную и исполнительную службу по должности секретаря Чистопольского уездного отделения Казанского епархиального училищного совета» орден Святой Анны 2 степени «за отлично усердную и полезную службу по духовному и гражданскому ведомствам» (1894), серебряную медаль в память царствования Александра III (1896), сан протоиерея «за заслуги по духовному ведомству» (1897), орден Святого Равноапостольного князя Владимира 4 степени «за отлично усердную службу по ведомству Министерства народного образования»

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Манифест 6 августа 1905 г. об учреждении Государственной Думы и законы о выборах предусматривали для духовенства активное и пассивное избирательное право. Избирательные права духовенство получало в качестве: 1) городских жителей, владевших недвижимостью или собственным жилищем; 2) владельцев земельных участков определенного размера; 3) государственных служащих; 4) представителей Церкви с правом распоряжаться землей 71 . III Государственная Дума 1 апреля 1911 г. утвердила законопроект о правоограничениях, связанных с лишением или добровольным снятием сана 72 . Предполагалось исключить из закона ограничения прав бывших священников при поступлении на государственную службу, когда добровольно сложившие с себя сан сохраняли права по происхождению, а также приобретенные путем пожалования, однако император не утвердил законопроект 73 . К преимуществам, предоставленным клиру, относилась особенная привилегированная подсудность: духовенство признавалось подсудным исключительно церковной власти во всех гражданских и уголовных делах. Только в случае особенно тяжкого преступления, за которое в светских законах определялось уголовное наказание, преступник предварительно лишался духовного сана и затем передавался для совершения над ним уголовного наказания в руки светской власти. К началу XX в., как, впрочем, и ранее, полагалось предавать духовных лиц суду своей иерархии только по проступкам и преступлениям против обязанностей их звания, определяемых церковными, а не государственными законами. Почетное положение духовенства в обществе выражалось в том, что оно в различных церковных собраниях занимало перед мирянами первое место и имело право первого голоса. В обыкновенной же жизни обычай предписывал мирянам оказывать своим духовным пастырям особые внешние знаки почтения, состоявшие в принятии от них благословения и в целовании благословляющей руки. Государственные законы предоставляли духовным лицам различные преимущества чести в сфере государственного права. В России представители духовной иерархии по статусу приравнивались к высшим государственным чиновникам. Духовным лицам всех степеней в России со времен императора Павла I жаловались государственные ордена. В том случае, когда орден предполагал получение личного или потомственного дворянства, эта норма распространялась и на духовенство. В 1872 г. вышло распоряжение, по которому за 12 лет безупречной службы священникам полагался орден Святой Анны III степени. Диаконы получали этот орден за 25 лет служения, но после десятилетней службы они, так же, как и псаломщики, могли награждаться медалью с изображением императора на Александровской ленте 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дискуссия, развернувшаяся на страницах церковных журналов в 1871–1873 гг., показала, как горячо духовенство интересовалось судебной реформой. В журнале «Православный собеседник» в эти годы было напечатано исследование профессора Казанской Духовной Академии П. Знаменского «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра Великого», в котором использовались многие неопубликованные материалы. Рассматривая правовое положение духовенства, автор приводит целый ряд фактов, проливающих свет на непростые отношения между духовенством и церковной администрацией в прошлом. При этом стала понятнее и современная ситуация, сложившаяся после 60-х гг. и настоятельно требовавшая реформ. Профессор церковного права Московского университета Н. К. Соколов рассмотрел в 1870 г. в журнале «Православное обозрение» вопрос о судебной реформе с канонической точки зрения. Не молчали и противники реформы. Несмотря на актуальность этого вопроса, официальные власти снова обратили на него внимание только в связи с учреждением Предсоборного Присутствия в 1905–1906 г., впрочем, его работа практических результатов также не д) Среди украинского духовенства XVIII в. было много выходцев из дворянского сословия, бывали такие случаи и в Великоросии. Кроме того, иногда лицам духовного звания даровалось потомственное дворянство —например, духовнику императрицы Елизаветы протоиерею Дубянскому или брату митрополита Платона протоиерею Александру В качестве особого знака отличия Павел I ввел награждение духовных лиц орденами, означавшее в то же время причисление к ордену (как к сообществу его кавалеров.— Ред.). В том случае, когда орден предполагал получение личного или потомственного дворянства, эта норма распространялась и на духовенство. В 1872 г. вышло распоряжение, по которому за 12 лет безупречной службы священникам полагался орден святой Анны III степени. Диаконы получали этот орден за 25 лет служения, но после десятилетней службы они, так же как и псаломщики, могли награждаться медалью с изображением императора на Александровской В 1885 г. по личному распоряжению императора Александра III духовенству было запрещено носить ордена на облачениях во время

http://sedmitza.ru/lib/text/439977/

Во время путешествия на Восток, проводившегося при финансовой поддержке министерства просвещения Саксонии, в 1844 г. обнаружил в Синайском монастыре часть древней Библии и приобрел ее для саксонского короля. В феврале 1859 г., в ходе второго путешествия, за счет русского правительства, с целью отыскания и приобретения для России древних рукописей, нашел в том же монастыре большую часть этого же кодекса – древнейшего и уникального по полноте списка греческого текста Библии. Братия выразила желание поднести книгу в дар Александру II. Заручившись гарантийным письмом русского посла в Константинополе князя А.Б. Лобанова-Ростовского и согласием братии, он 16 сентября 1859 г. вывез рукопись из монастыря. В 1862 г., после издания, к тысячелетию России, роскошной четырехтомной Синайской Библии, вручил оригинал императору Александру II. Тем не менее вопрос о переходе рукописи в полную собственность русского монарха оставался нерешенным еще несколько лет. В 1869 г. новый архиепископ Синайский Каллистрат и братия монастыря подписали официальный документ, удостоверяющий дарение русскому царю. В ответ российское правительство пожертвовало 9000 рублей и наградило орденами архиепископа Каллистрата и нескольких монахов. 285 Лобанов-Ростовский Алексей Борисович (1824–1896), князь – государственный деятель, дипломат и историк. Советник посольства (1856–1859), затем посланник в Константинополе (1859–1863). В 1867–1878 гг. – товарищ министра внутренних дел. В 1878–1879 гг. вновь посол в Турции. 286 На полях пометка: Тишендорф полагал купить пароход особой конструкции, который стоит не более 8 или 10 т. рублей. 287 Испрашивались: архиепископу Синайскому Каллистрату – орден святой Анны I степени, архиепископу Филадельфийскому Иоасафу – тот же орден II степени с короной, протосинкеллу Синайского монастыря Корнилию и ризничему Григорию – тот же орден той же степени (без короны), иеромонаху Порфирию – наперсный крест. 288 Корф Модест Андреевич (1800–1876), барон, с 1872 граф – директор Императорской публичной библиотеки (1849–1861), председатель Бутурлинского комитета, главноуправляющий Вторым отделением (1861–1864).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Дискуссия, развернувшаяся на страницах церковных журналов в 1871–1873 гг., показала, как горячо духовенство интересовалось судебной реформой. В журнале «Православный собеседник» в эти годы было напечатано исследование профессора Казанской Духовной Академии П. Знаменского «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра Великого», в котором использовались многие неопубликованные материалы. Рассматривая правовое положение духовенства, автор приводит целый ряд фактов, проливающих свет на непростые отношения между духовенством и церковной администрацией в прошлом. При этом стала понятнее и современная ситуация, сложившаяся после 60–х гг. и настоятельно требовавшая реформ. Профессор церковного права Московского университета Н. К. Соколов рассмотрел в 1870 г. в журнале «Православное обозрение» вопрос о судебной реформе с канонической точки зрения. Не молчали и противники реформы. Несмотря на актуальность этого вопроса, официальные власти снова обратили на него внимание только в связи с учреждением Предсоборного Присутствия в 1905–1906 г., впрочем, его работа практических результатов также не принесла  . д) Среди украинского духовенства XVIII в. было много выходцев из дворянского сословия, бывали такие случаи и в Великоросии. Кроме того, иногда лицам духовного звания даровалось потомственное дворянство —например, духовнику императрицы Елизаветы протоиерею Дубянскому или брату митрополита Платона протоиерею Александру Левшину  . В качестве особого знака отличия Павел I ввел награждение духовных лиц орденами, означавшее в то же время причисление к ордену (как к сообществу его кавалеров. — Ред.). В том случае, когда орден предполагал получение личного или потомственного дворянства, эта норма распространялась и на духовенство. В 1872 г. вышло распоряжение, по которому за 12 лет безупречной службы священникам полагался орден святой Анны III степени. Диаконы получали этот орден за 25 лет служения, но после десятилетней службы они, так же как и псаломщики, могли награждаться медалью с изображением императора на Александровской ленте  . В 1885 г. по личному распоряжению императора Александра III духовенству было запрещено носить ордена на облачениях во время богослужения  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

С одной стороны — награждать героических батюшек было надо (и сами видите — было за что), с другой стороны, когда представляют к награде, затем выписывают «квитанцию»: «Примите поздравления… Оплатите в кассу». К счастью, так было не всегда. Но… было. Вот несколько фотографий орденов, которыми награждались полковые священники: Орден святого Владимира Святой Анны 2-й, 3-й и 4-й степени Крест на Георгиевской ленте Крест 1812 года Наперсный крест с украшениями Орден Святого Станислава Теоретически, военный священник мог иметь наград даже более, чем офицер, так как офицера, по вполне понятным причинам, не могли наградить камилавкой или набедренником. Но вот приобрести дорогой орден мог далеко не каждый… И тут мы подходим к интересному, но довольно печальному моменту из истории жизни полковых священников. В наше время только глухой не слышал воплей атеистов о «баснословных богатствах священников»… Что ж, обратимся к фактам. Когда, согласно «Уставу» Петра Первого, при каждом полку и на каждом корабле должен был быть священник, денежный вопрос власти попросту игнорировали. Священнику выплачивались такие гроши, что по возвращении из похода он был разорен окончательно и бесповоротно. Как известно, священника кормит его приход. Он молится за людей, крестит-венчает-отпевает, часто учит не только Закону Божьему, но и грамоте-арифметике, а община берет на себя расходы по содержанию его семьи и ремонту церкви. Не стоит забывать, что в свои и без того большие семьи священники, как правило, берут еще и приемных детей. «Изъятие» из семьи кормильца означало голод. Но правительство на Руси испокон веку умело решать денежные вопросы, не затрагивая… денежных вопросов. И выход был найден! Сначала на корабли и в полки решено было набирать вдовцов, но где взять столько вдовцов? И тут вспомнили о монахах. «Обет нестяжания давали? Давали. Стало быть, деньги вам вовсе не нужны! Вперед, честные отцы, за Веру, царя и Отечество!» И батюшки, натянув под рясы тельняшки, бороздили студеные моря, имея возможность сходить с корабля на берег лишь раз в неделю (но только до захода солнца).

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-pod-z...

Сегодня также день памяти участника Белого движения, генерал-лейтенанта князя Сергея Константиновича Белосельского-Белозерского, скончавшегося в 1951 году. Он родился 13 июля 1867 г. По окончании Пажеского Его Императорского Величества корпуса в 1887г. произведён в корнеты и выпущен в Лейб-гвардии Конный полк. Продолжая числиться в нём, был прикомандирован к российскому посольству в Берлине, а затем в Париже. В 1894 г. князь вышел в отставку, но через два года вернулся на действительную службу, состоял адъютантом великого князя Владимира Александровича. В 1906 г., уже в чине полковника, Белосельский-Белозерский вновь в Лейб-гвардии Конном полку. В августе 1908 г. был назначен командиром 3-го драгунского Новороссийского полка и зачислен в Свиту Его Величества. Вскоре произведён в генерал-майоры и принял Уланский Её Величества лейб-гвардии полк, а в конце 1913 г. - 1-ю бригаду 2-й гвардейской кавалерийской дивизии, в составе которой воевал на фронтах Первой мировой войны, командовал дивизиями. С 1917 г. по распоряжению военного министра генерал-лейтенант Белосельский-Белозерский служил в штабе Маннергейма, участвовал в войне белой финской армии с Красной. Князь имел следующие награды: Орден Святого Станислава III степени, орден Святой Анны III степени, орден Святого Владимира III степени. В 1919 г. князь был назначен представителем в Финляндии лондонской Особой военной миссии по оказанию материальной помощи армиям генералов Е.К.Миллера, Н.Н.Юденича, А.И.Деникина и адмирала А.В.Колчака. Он также участвовал в формировании и снабжении Северо-Западной армии. Затем выехал в Англию и до роспуска Особой миссии состоял её членом. Сергей Константинович прожил в Англии более сорока лет, где и скончался в 1951 г. В этот день 1960 года отошла ко Господу Великая княгиня Ксения Александровна Романова. Она родилась 25 марта 1875 г. в Санкт-Петербурге. Дочь Императора Александра III и родная сестра последнего Императора Николая II. С 25 июля 1894 г. состояла в супружестве с Великим князем Александром Михайловичем, внуком Государя Николая Первого. В память её бракосочетания был открыт Ксениевский институт в Санкт-Петербурге. От этого брака родилось семеро детей. С апреля 1919 г. Вел. Кн. Ксения Александровна находилась в эмиграции. Умерла в Великобритании.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/20/de...

После того как мы осмотрели место, которое традиционно считают преторием, и находящуюся напротив него францисканскую часовню Бичевания, мы подошли к древнейшей церкви Св. Анны, совсем недавно восстановленной после долгого периода запустения. У нее богатое прошлое, большей частью печальное. По всей вероятности, ее возникновение связано со временем царствования Елены: вполне естественно было в ставшем христианским Иерусалиме возвести церковь во имя матери Марии, которая была прославлена еще во II веке в так называемом Протоевангелии 60 , приписываемом Иакову. Со времен Крестовых походов о церкви часто упоминается в рассказах паломников, в частности, как об очень высокой базилике. После того как жена Балдуина I, принужденная своим царственным супругом постричься в монахини, оказалась в монастыре Св. Анны, там возник орден сестер-бенедиктинок, благодаря которому монастырь обрел дополнительную славу. Однако это процветание монастыря и церкви длилось недолго: с приходом Саладина в 1187 году на ее месте была устроена мечеть с престижной мусульманской школой. При этом христианская постройка не была разрушена, но только преобразована. Несмотря на эти изменения, важнейшей целью для паломников в последующие столетия оставалась подземная часовня, считавшаяся местом рождения Девы Марии. В их рассказах, однако, встречаются жалобы на осквернение бывшего монастыря Св. Анны. Например, в 1522 году, по словам французского путешественника Салиньяка, некий старый магометанин предавался там бесчинству вместе с гаремом из шестидесяти женщин. В новое время, насколько можно судить, помещение ее вовсе перестало использоваться, так что груды мусора, лежавшие здесь повсюду, вырастали все выше и выше. Тем легче было для прежнего султана оказать услугу своим христианским союзникам с Сены после Крымской войны. В 1854 году, при провозглашении догмата о непорочности зачатия Матери Господа, имя святой Анны, которая так поздно была признана Римом, оказалось в первом ряду католических святых 61 , по поводу чего живейшую радость выказал Наполеон III, дав при этом понять султану, что следует вернуть христианам древнюю церковь Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правда, увенчивается она не традиционным шатром, а тонким шпилем, что было уже свойственно петровскому Петербургу. Стены церкви и первого этажа колокольни декорированы пилястрами римско-дорического ордера. Выше, на ярусах колокольни и на барабане купола, применены более лёгкие ионический и коринфский ордеры. Боковые входы обозначали балконы, покоящиеся на парных колоннах. Внутренний объём трапезной делился пилонами на три нефа. В 1730-х годах храм был причислен к придворным, и в высокоторжественные дни здесь собиралось всё городское духовенство. Павел I присвоил церкви орден Святой Анны, деревянный знак которого укрепили над главным входом. По правую сторону алтаря было устроено для императора особое место, украшенное малиновым бархатом. С 1802 года церковь перешла из придворного в епархиальное ведомство, вследствие чего место императора и орден были сняты. Своеобразным напоминанием о былом значении храма долгое время оставалась царская корона, укреплённая вместо шара на куполе под крестом. В 1802-1808 годах к северной стене церкви была сделана каменная пристройка для ризницы. На углу Моховой и Симеоновской улицы (ныне ул. Белинского) возведена каменная часовня, позднее, как и помещение для ризницы, перестроенная архитектором Г. И. Винтергальтером. Она дополнила церковный ансамбль. К святыням храма принадлежали образ Рождества Спасителя голландского письма, исполненный в 1630 году, и икона Божией Матери, именуемая " Троеручица " . Запрестольный образ " Моление о чаше " написал А.Е. Егоров. В церкви часто бывал поэт Я.П. Полонский, живший поблизости, на набережной Фонтанки. С 1991 года в храме, возвращённом верующим, возобновились богослужения. Из книги: Крюковских А.П. Петербургские храмы. - Санкт-Петербург. Издательство: " Паритет " , 2008 Симеоновская церковь каменная, с таковою же колокольнею. Первоначально построена была в 1712 г. деревянная по повелению императора Петра I тщанием сына его цесаревича Алексея Петровича в честь тезоименитства старшей дочери императора цесаревны Анны Петровны.

http://sobory.ru/article/?object=01538

- Вообще-то наградная система Российской империи складывалась постепенно и в некотором смысле слова случайным образом. Пожалуй, по-настоящему «значимыми» можно назвать лишь наименования орденов в честь Андрея Первозванного, Александра Невского, Владимира Святого и Георгия Победоносца: русскому человеку не нужно специально объяснять, что значат эти имена и эти Божии угодники для Руси - России - русского народа. Орден Святой Екатерины обязан своим названием не особенному почитанию этой великомученицы, а тому, что тезоименитой ей была супруга Петра I, разделившая с ним тяготы неудачного Прутского похода русской армии . Орден Святой Анны - вообще по происхождению иностранный, голштинский, и попал в число русских наград вследствие династических браков и тонкостей наследования престола. Ордена Святого Станислава и Белого Орла - польские и были «унаследованы» после распада единого Польского государства, их знаки были просто дополнены русскими двуглавыми орлами. Польским был и военный орден VirtutiMilitari - «военного достоинства», но награждал им лишь император Николай I за... подавление польского восстания 1831 года (иногда в этом видят «черный юмор» русского царя, но, учитывая, что Николай Павлович даже короновался польским королем, он имел все права и основания наградить своих верных подданных так, как считал нужным). Можно упомянуть еще об одном малоизвестном факте: при императоре Павле I все русские ордена были как бы сведены в один и с тех пор считались «классами» единого «кавалерского ордена», праздником которого был Собор Архангела Михаила (8 ноября по старому стилю), так что и небесного Архистратига, очевидно, следует включить в тот «иконостас», который представляла собою русская орденская система. И надо сказать, что на протяжении двух столетий она, дополняясь и развиваясь, в общем, удовлетворяла потребностям государства и не требовала непременного учреждения новых орденов, хотя, конечно, имя святителя Николая, столь любимого русским народом Чудотворца, было бы в ней более уместно, чем, скажем, католического епископа Станислава.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010