Орден Святой Анны вошел в число государственных наград России с апреля 1797 года, хотя Петр Ульрих, шлезвиг-голштинский герцог, начал жаловать этим орденом с 1742 года, когда прибыл в Санкт-Петербург. В этот год императрица Елизавета Петровна объявила его наследником российского престола под именем великого князя Петра Федоровича. Младшая дочь Петра I была бездетна, но она очень любила сестру Анну и надеялась, что племянник будет достойным продолжателем дел великого деда. Поэтому ко времени, когда Петр Федорович был провозглашен императором Петром III, уже десятки российских вельмож носили на красной ленте с желтой каймой орден Святой Анны. После недолгого царствования Петра III на российский престол взошла его жена Екатерина II. Она оставила орден Святой Анны в числе российских наград как знак отличия, правда, по значению он уступал другим русским наградам. Их малолетний сын, великий князь Павел Петрович, стал голштинским герцогом, но в 1767 году императрица от его имени отказалась от герцогства, однако орден Святой Анны остался в России. Его гроссмейстер Павел Петрович имел право награждать им подданных российского государства, но только формально, фактически все награждения осуществляла императрица, а он лишь подписывал грамоты на орден. Однажды, желая наградить своих гатчинских друзей, Павел Петрович вызвал к себе придворных вельмож Н.М. Свечнина и Ф.В. Растопчина. Вручив им два секретно изготовленных маленьких Аннинских крестика с винтами, он сказал: «Жалую вас обоих Аннинскими кавалерами. Возьмите эти кресты и привинтите их к шпагам, только на заднюю чашку, чтобы не узнала императрица». Н.М. Свечнин и Ф.В. Растопчин поблагодарили наследника, однако сильно испугались гнева императрицы, которая не жаловала Аннинских кавалеров. Правда, Н.М. Свечнин все же привинтил орденский крестик к эфесу своей шпаги, а Ф.В. Растопчин обратился за советом к своей тетке – близкой приятельнице Екатерины II. Та рассказала обо всем императрице, на что не лишенная чувства юмора Екатерина II разрешила Растопчину носить орден безбоязненно, она как будто не будет этого замечать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Варсонофий награжден орденом святой Анны октября 2014 Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  награжден орденом святой Анны. Церемония состоялась 5 октября в Александро-Невской лавре в присутствии наместника монастыря епископа Кронштадтского Назария, секретаря епархиального управления протоиерея Сергия Куксевича и протоиерея Александра Ткаченко. Орден вручил учредитель и председатель Императорского фонда исследований онкологических заболеваний великий Князь Георгий Михайлович, который приехал в Санкт-Петербург по случаю столетия со дня рождения его бабушки - великой княгини Леониды Георгиевны, покоящейся в Новой усыпальнице Петропавловского собора. Панихиду в тот же день по благословению правящего архиерея совершил епископ Назарий. " В прошлом году, когда мы торжественно отмечали 400-летие Дома Романовых, мы показали, какой вклад они внесли в историю России, и в том числе в историю православия. Много сделано нашими государями для строительства храмов, святых обителей, утверждению учебных заведений. Церковь благодарно молится о всех, кто внес большой вклад в развитие нашего Отечества и нашей Церкви. Мы поминаем и всех ныне здравствующих Романовых, чтобы Господь дал им сил и милости служить нашему народу. Слава Богу, что есть возможность осуществлять в нашей стране благотворительные проекты " , - сказал владыка. Императорский фонд исследований онкологических заболеваний учрежден 7 мая 2014 года. Он способствует развитию научного потенциала молодых исследователей, спонсирует ученых, поддерживает научно-исследовательские учреждения. Его директором назначен клирик Санкт-Петербургской епархии  протоиерей Александр Ткаченко  - руководитель петербургского  Детского хосписа . По благословению Святейшего Патриарха Кирилла священнослужители могут награждаться орденами в знак особого служения Родине и Церкви. Орден святой Анны был учрежден в 1735 году герцогом Карлом Фридрихом Гольштейн-Готторпским в память супруги Анны Петровны, дочери императора Петра I. Позже сын императрицы Анны Петровны и Карла Фридриха Карл Петр Уильрих был провозглашен бездетной императрицей Елизаветой Петровной наследником российского престола под именем Петр Федорович (Петр III). Он привез этот орден в Россию. Его вручали выдающимся россиянам, среди награжденных - великие полководцы Александр Суворов и Михаил Кутузов. После 1917 года орден был официально упразднен, но продолжил существование среди потомков царской семьи в эмиграции. 

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В византийском и древнерусском искусстве Анна Пророчица изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или праведного Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. В православном Богослужении роль Анны в истории Спасения выражается в текстах песнопений праздника Сретения Господня: «Анна пророчица показася, Спаса Избавителя Израилю проповедающи» (Анна оказалась пророчицей, проповедуя Израилю Спаса Избавителя; стихира на литии); «Анна целомудренная провещает страшная, исповедающи Христа Творца небу и земли». На следующий день после Сретения празднуется день праведных Симеона и Анны, подобно «соборам» большинства других Господских двунадесятых праздников. Анна упоминается в стихирах и каноне на этот день. Тропарь, глас 1 Радуйся, Богоприимче старче Симеоне, во объятия приемый Спаса Господа. Веселися и ты, честная пророчице Анно, возвестивши пришествие в мир Христа Бога нашего, сокрушившаго державу вражию и подающего нам велию милость. Тропарь, глас 2 Пророчицы Твоей Анны, память, Господи, празднующе, той Тя молим: спаси души наша. Кондак, глас 8 Во избранных Божиих, блаженне старче Симеоне, на Небеси предстоиши пред лицем Христа Бога, Егоже во храме, яко Младенца руконосимаго, во объятия своя от всепречистых рук приял еси и со Анною пророчицею яко Бога исповедал еси. Темже похвальными гласы ублажаем вас: радуйся, Богоприимче старче Симеоне, радуйся, пророчице честная Анно, радуйтеся, Бога во Плоти познавшии. Орден Святой Анны Орден Святой Анны был учрежден в 1735 году как династическая награда и в 1797 году введен императором Павлом I в наградную систему Российской империи для отличия широкого круга государственных чиновников и военных. При этом орден Святой Анны, сопричисленный к государственным наградам Российской империи, был особой династической наградой дома Романовых. Статут ордена утвержден в 1829 году. Имел 4 степени, низшая IV степень предназначалась для награждения только за боевые заслуги (самый младший офицерский орден).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По старшинству орден стоял на ступень ниже ордена Святого Владимира и был самым младшим в иерархии орденов Российской империи до 1831 года. С 1831 года в иерархию государственных наград был введен орден Святого Станислава, ставший на ступень ниже по старшинству ордена Святой Анны. Орденом Святой Анны награждены сотни тысяч человек. Награжденные любой степенью ордена Святой Анны ранее автоматически становились потомственными дворянами, однако с 1845 года это положение было изменено. Было установлено, что впредь только I степень ордена сообщает потомственное дворянство награжденному, а остальные – только личное дворянство. Исключением являлись лица купеческого сословия и инородцы-мусульмане, которые при награждении любой из степеней ордена, кроме I степени, дворянами не становились, а получали статус «почетных граждан». После Октябрьской революции декретом ВЦИК об упразднении чинов и сословий в 1917 году награждение орденом Святой Анны (как атрибутом, сообщавшим награжденным сословные привилегии) было фактически прекращено. Сам же орден, который изначально был создан как династическая награда Голштейн-Готторпского дома, а потом существовал в таком же статусе как династическая награда дома Романовых, не мог быть упразднен никакими актами третьих лиц или институций. Поэтому орден продолжил существование в своем обычном статусе (как династическая награда) дома Романовых в эмиграции. Устав ордена с того времени изменений не претерпел, за исключением оснований для награждения. История возникновения этой награды особенная, и потому она представляет интерес даже среди историй учреждения других наград. А началась она в день бракосочетания любимой дочери Петра I Анны с голштинским герцогом Карлом Фридрихом. Анна уехала в Голштинию с мужем, который в свое время пытался сделать карьеру при русском дворе, но не смог противостоять «светлейшему князю» А.Д. Меншикову. Русская царевна тосковала на чужой стороне, однако приехать в Россию не могла, так как ждала ребенка. В феврале 1728 года Анна родила сына, которого назвали Петром Ульрихом, и вскоре стала собираться домой – показать себя и ребенка сестре Елизавете и племяннику Петру II.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сначала небольшая историческая справка. Александр Васильевич Суворов (1730 – 1800) – выдающийся русский полководец, один из немногих всенародно признанных национальных героев России. За свою долгую службу с 1748 по 1800 годы великий полководец награжден всеми из существующих на тот момент (!!!) орденами Российской империи, вручавшимися мужчинам. В его наградном списке орден Святого Апостола Андрея Первозванного, орден Святого Георгия всех трех степеней, орден Святого Владимира, орден Святого Александра Невского, орден Святой Анны, Мальтийский крест (орден Святого Иоанна Иерусалимского), он дважды обладатель Золотого оружия «За храбрость», приравниваемого к знакам воинского отличия. Кроме того, он – обладатель семи иностранных орденов: австрийского ордена Марии Терезии, прусского Ордена Черного орла, прусского Ордена Красного орла, баварского ордена Святого Губерта, сардинского ордена Святого Благовещенья, савойского ордена Святых Маврикия и Лазаря, французского ордена Кармельской Богоматери и Святого Лазаря Иерусалимского. Также Александр Васильевич получил еще и два высших иностранных военных звания – генерал-фельдмаршал Священной Римской империи (за совместные боевые действия) и великий маршал войск пьемонтских (за разгром французов). Такого количества регалий на момент смерти графа Суворова российская военная история еще не знала. А получены все эти ордена не за красивые позы и придворное шарканье по паркету, а за блестящие военные операции – сражение при Козлуджи (1774), Кинбурнскую баталию (1787), сражение под Фокшанами (1789), битву при Рымнике (1791), штурм Измаила (1790), штурм Праги (1794), сражение на реке Адда (1799), битва при Треббии (1799) и битву при Нови (1799). Ему пожалованы дворянские титулы: князь Италийский – за победы в Италии, граф Рымникский – за Рымникскую победу, князь с титулом Кузен короля и гранд Сардинского королевства. Безусловно, он был гениальный полководец, но только этим объяснить его непобедимость невозможно. Благочестие Александр Васильевич считал одним из необходимых качеств воина: « Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву».

http://ruskline.ru/opp/2023/10/16/blagoc...

По легенде, тщеславный чудак особенно мечтал получить орден святой Анны, не имея никаких наград. А ему хотелось отличиться с такими-то капиталами! Орден сей учредила императрица Анна Иоанновна: он представлял собой равноконечный крест из темно-рубинового стекла с круглым медальоном, в котором находилось изображение святой Анны. Концы креста были соединены ажурным орнаментом. Со временем Аннинский орден был полузабыт, и только Павел I восстановил его в день своей коронации в 1797 году. По преданию, одним из первых император наградил этим орденом Николая Дурасова. И будто бы, получив вожделенную награду, «свежий кавалер» купил Люблино и пригласил архитекторов Родиона Казакова и Ивана Еготова, которые тогда работали в Кузьминках, увековечить свою мечту в камне: выстроить дворец, символически запечатлевший орден святой Анны. В план трехэтажного дома положен равноконечный крест с кругом посередине, а концы креста соединены круглой колоннадой. Внутренняя планировка вторит общему замыслу сочетания креста и круга: в центре первого этажа находится круглый парадный зал, на втором этаже – такой же зал, но поменьше. От круглых залов с четырех сторон, как стороны креста, отходят боковые комнаты. Здание завершал большой купол, увенчанный статуей Аполлона – покровителя искусств, к которым был весьма склонен хозяин имения. Уникальность расположения и планировки дворца состояла и в том, что из всех его окон открывались дивные дальние панорамы: видны были Коломенское, Николо-Перервинский монастырь, Москва-река и даже кремлевские башни с куполами соборов. Дурасов не стал строить себе домовой церкви. Рядом был монастырь, а главное, хозяин не собирался здесь жить: по преданию, он даже ни разу не заночевал здесь. Он построил сугубо увеселительный дворец, «богатый приятностями и гостеприимством», где задавал свои роскошные пиры и балы. Ученые считают, что легенду про орден придумали следующие владельцы имения уже после смерти Дурасова – для привлечения публики в Люблино. Под сомнение ставят даже сам факт награждения Дурасова этим орденом, хотя и не опровергают его. Реальными прототипами люблинского дворца называют и сельские дома около Рима, и творения итальянца Андреа Палладио, и переработанный проект «храма изящных искусств» теоретика французского классицизма Жана-Франсуа Неффоржа, и даже проект «салона Аполлона» в Версале, созданный Никодемусом Тессином Младшим для короля-солнца Людовика XIV. И особенно «русский Версаль» – императорский Павловск.

http://pravoslavie.ru/4344.html

В XVIII веке единственный известный нам случай прямого участия священника в битве отражен в «Деяниях Петра Великого». Там говорится, что «олонецкий поп Иван Окулов в 1702 году, собрав охочих людей до тысячи человек, ходил за шведский рубеж, разбил четыре неприятельских заставы, побил до 400 шведов и со взятыми рейтарскими знаменами, барабанами, оружием и лошадьми возвратился в торжестве; чего же забрать не смог с собою, то предал огню». В XIX веке нам известно несколько случаев прямого участия священнослужителей в битвах. В 1854 году монахи Соловецкого монастыря обороняли монастырь от нападения английской эскадры. В том же году священник Гавриил Судковский был награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте из кабинета Его императорского величества «за содействие в отражении англо­-французских пароходов, напавших на Очаковскую крепостную батарею 22 сентября 1854 года, когда под выстрелами благословлял каждого и сам заряжал орудия калеными ядрами». При этом позднее, служа в городе Николаеве отец Гавриил прославился как молитвенник и постник. Во время Первой мировой войны среди духовенства было много желающих добровольцами служить в армии с оружием в руках, и в 1915 году Святейшим Синодом было утверждено определение, категорически запрещающее священникам идти в армию не на духовные должности. В 1914–1917 годах священнослужители часто возглавляли пешие и конные атаки, но без оружия, только с крестом в руках. Во время русско-японской войны погибло 16 священнослужителей, было ранено и контужено не меньше 10 человек. Выявленные нами данные говорят о том, что к лету 1917 года на войне пострадал 181 священнослужитель. Из них были: убиты – 26, умерли от ран и болезней – 54, ранены – 48, контужены – 47, отравлены газами – 5 человек. Число убитых и умерших от ран и болезней составляет 80 человек. В Первую мировую войну к 1917 году в плену перебывало или продолжало находиться не менее 104 православных священнослужителей. Говоря о наградах духовенства, следует сказать, что к началу XX века порядок наград белых священнослужителей выглядел следующим образом: набедренник; фиолетовая скуфья; фиолетовая камилавка; наперсный крест от Святейшего Синода; орден святой Анны 3-й степени; сан протоиерея; орден святой Анны 2-й степени; орден святого Владимира 4-й степени; палица; орден святого Владимира 3-й степени; золотой наперсный крест из кабинета Его императорского величества; золотой наперсный крест с украшениями из кабинета Его императорского величества; орден святой Анны 1-й степени; митра. Для иеромонахов из вышеперечисленных наград исключались скуфья, камилавка, сан протоиерея и добавлялся сан игумена (дававшийся после получения ордена святого Владимира 4-й степени) и сан архимандрита (дававшийся после получения палицы или ордена святого Владимира 3-й степени). Благодаря наличию «духовных» наград (скуфьи, наперсного креста и т.д.), военные священники могли иметь значительное количество отличий и даже превосходить в этом показателе офицерский состав.

http://pravoslavie.ru/28242.html

Орден имел одну степень и состоял из золотого Андреевского креста, голубой ленты, звезды и золотой цепи. Крест ордена носился на широкой ленте через правое плечо у пояса, а в особо торжественных случаях – на особой грудной цепи из чередующихся звеньев: двуглавых орлов, картушей с вензелем Петра I и Андреевских крестов. В дальнейшем император Петр I учредил еще несколько государственных орденов. Среди них – орден Святой Екатерины, появившийся в 1714 году и ставший высшей женской наградой. Вторым по значению после ордена Св. Андрея Первозванного стал учрежденный 22 сентября 1782 года императрицей Екатериной II орден Святого равноапостольного князя Владимира . Им награждали как офицеров, так и гражданских лиц за боевые заслуги или за выслугу лет. С самого начала было учреждено четыре степени ордена. Знаки ордена Св. Владимира I и II степени представляли собой золотой с красной эмалью крест и восьмиконечную звезду, а III и IV степени – только крест. Изображение святого Владимира на кресте не помещалось. Лента ордена Св. Владимира красно-черная, но на практике кавалеры ордена I степени носили через правое плечо красную ленту. Звезды ордена I и II степени носились на левой стороне груди. Крест ордена I степени носился на черезплечной ленте на левой стороне груди, II и III степени на шее, на орденской ленточке, а IV степени – на груди. Третьим российским орденом, задуманным еще Петром I как военная награда, стал орден Святого благоверного великого князя Александра Невского . Его официальное учреждение состоялось при Екатерине I, которая 21 мая 1725 года, в день бракосочетания своей дочери Анны Петровны с герцогом Карлом-Фридрихом, возложила этот орден на жениха. Орден имел одну степень и жаловался как за военные заслуги, так и за гражданскую службу. Знаки ордена состояли из восьмиконечной серебряной звезды и золотого креста, в центре которого находился белый эмалевый медальон с живописным изображением св. Александра Невского на коне. Звезда ордена носилась на левой стороне груди, а крест на красной муаровой ленте, носимой через левое плечо.

http://sedmitza.ru/lib/text/429628/

60 лет исполнилось Ивану Николаевичу Судосе января 2011 30 января исполнилось 60 лет начальнику Протокольного отдела Санкт-Петербургской епархии Ивану Николаевичу Судосе. 30 января исполнилось 60 лет начальнику Протокольного отдела Санкт-Петербургской епархии, преподавателю Литургики Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии и ответственному секретарю Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии Ивану Николаевичу Судосе. Юбиляр родился 30 января 1951 года в с.Красные Партизаны Черниговской области на Украине. После окончания средней школы и службы в армии он в 1973 году поступил во 2-й класс Ленинградской Духовной Семинарии, а затем в 1976 году в Ленинградскую Духовную Академию, которую окончил в 1980 году со степенью кандидата богословия за курсовую работу " Святой Ириней Лионский как представитель малоазийской школы богословия " . После окончания Духовной Академии он был направлен в Аспирантуру при Московской Духовной Академии. Параллельно с обучением в аспирантуре работал референтом в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата. Результатом обучения в Аспирантуре и работы в ОВЦС МП явился его 3-томный труд " Систематический указатель к ЖМП за 1931-1935 гг и 1943-1983 гг. " После окончания Аспирантуры был направлен в Ленинградскую епархию, где сначала работал референтом Ленинградского филиала ОВЦС МП, а с 1993 года начальником Протокольного отдела Епархии. В то же время, начал преподавать Литургику в 1-х классах Семинарии. В 2009 году был членом Поместного Собора РПЦ от Санкт-Петербургской епархии и работал в секретариате Собора. За свои многолетние труды Иван Николаевич награжден различными орденами и медалями: 1. Орден св. равноап. Кн. Владимира III ст. - 1988 год 2. Орден прп. Сергия Радонежского II ст. - 1996 год 3. Орден св. блгв. кн. Даниила Московского III ст. - 2001 год 4. Орден прп. Серафима Саровского III ст. - 2006 год 5. Орден св. Анны III ст. (Вел.кн. Мария Владимировна) - 2009 год 6. Орден свв. Кирилла и Мефодия (Чешская Церковь) - 2010 год 4 патриарших грамоты Медалями: 1. Серебряная медаль св. блгв. вел. кн. Александра Невского - 2001 год. 2. Медаль " 200 лет МВД России " - 2002 год 3. Медаль " В память 300-летия Санкт-Петербурга " - 2003 год 4. Медаль " В память 300-летия Российского флота " - 2003 год 5. Серебряная медаль апостола Петра - 2003 год. 6. " За жертвенное служение " (Общероссийское общественное движение " Россия Православная " ) Фото - aquaviva.ru Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=202...

В 1811 году И.Ф. Крузенштерн был определён инспектором классов морского кадетского корпуса. Большую помощь Иван Федорович оказал в подготовке последующих морских экспедиций, которые были совершены в под начальством Отто Ефстафьевича Коцебу (1815—1818), Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева (1819-1821), Федора Петровича Литке (1826-1829). И.Ф.Крузенштерн В 1827 году И.Ф. Крузенштерн был назначен директором Морского кадетского корпуса. За пятнадцать лет руководства И.Ф. Крузенштерн создал в Морском кадетском корпусе библиотеку и музей, ввел в обучение ряд новых дисциплин (химия, начертательная геометрия), создал корпусную эскадру учебных кораблей, принял активное участие в создании офицерских классов и отменил телесные наказания кадетов. В 1842 году в звании адмирала Иван Федорович подал в отставку. Уехав в свое именье, он продолжал трудиться. В 1845 году совместно с учеными Фердинандом Петровичем Врангелем и Федором Петровичем Литке, Иван Федорович принимал непосредственное участие в формировании Русского географического общества. Спустя определенный период времени, оно стало одним из крупнейших центров географических наук не только в России, но и в мире. Умер И.Ф. Крузенштерн 24 августа 1846 года и был похоронен в Домском соборе Таллина. Среди наград Крузенштерна, помимо ордена Святой Анны 2-й степени , орден Святого Георгия IV класса, орден Святого Владимира 3-й степени, орден Святого Александра Невского и Алмазные знаки к нему, орден Святой Анны 1-й степени, прусский Орден «Pour le Mérite» «За заслуги в науке и искусстве». Имя великого мореплавателя И.Ф.Крузенштерна носит большой парусный барк «Крузенштерн». В честь И.Ф. Крузенштерна были названы 13 географических объектов в разных частях света: 2 атолла, остров, 2 пролива, 3 горы, 3 мыса, риф и губа. В 1873 году на набережной Невы скульптором Иваном Николаевичем Шредером воздвигнут памятник, на котором выбиты слова как знак благодарности: «Первому русскому плавателю вокруг света адмиралу Ивану Федоровичу Крузенштерну».

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/18/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010