В Одессе, где паства подверглась чужеземным влияниям, им учреждено было Братство святого апостола Андрея Первозванного. Здесь же им было основано женское епархиальное училище. Немало было сделано митрополитом Платоном и в Киеве для просвещения вверенной ему паствы. Он постоянно заботился о церковно-приходских школах и особенно о духовной семинарии и академии, преобразовал Братство святого князя Владимира, основал и открыл два женских училища. За свою долголетнюю и полезную деятельность награжден орденами: святого Андрея Первозванного с алмазами, святого князя Владимира I степени, святого Александра Невского, святой Анны I степени и двумя панагиями, украшенными драгоценными камнями. Из иностранных орденов он имел: сербский орден Uakoba I степени, Черногорский орден князя Даниила I степени, болгарский орден Александра I степени. Преосвященный Платон состоял членом многих ученых и благотворительных обществ и учреждений. Митрополит Платон отличался чрезвычайной ласковостью, добротой, сердечным, живым отношением ко всем, кто только обращался к нему с какой-либо нуждою. В 1888 году пожертвовал пятнадцать тысяч рублей на возобновление Киевского Межигорского Спасо-Преображенского монастыря, упраздненного после пожара. Митрополит Платон пользовался большой известностью не только как энергичный деятель, но и как талантливый проповедник. Труды: Пастырское послание к глаголемым «старообрядцам». – Киев. 1888. См. также: Церковные ведомости. – 1888, 31–32, 33. – С. 823, 886. Речь, предшествующая благодарственному молебствию по случаю избавления благоверного государя императора Александра Николаевича от угрожающего ему убийства в 19 день ноября 1879 г. Пастырское вразумление посылающим безымянные письма. – Киев. 1885. Слова и речи на разные случаи. Христос Воскресе! (Слово на Святую Пасху). – Киев. 1890. Три слова о ходатайстве святых. – Киев. 1883. Слова и речи, сказанные во время управления Херсонской епархией. – Киев, 1883. Избранные слова и беседы, произнесенные в разные годы на дни воскресные и праздничные. – Киев. 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

На место архимандрита Антония, по представлению митрополита, назначен 26-го февраля 1888-го года настоятель Тихвинского Большого монастыря, архимандрит Иннокентий. Сын священника Курской епархии, в мире Иван Александрович Данилов, он учился в Курской Семинарии. По случаю смерти отца, для содержания семьи, вышел из низшего отделения Семинарии, имея 20 лет от роду, и поступил в 1868-м году в диаконы. Овдовев, через 10 лет поступил в Киево-Михайловский Монастырь, здесь в 1870-м году принял пострижение и был рукоположен во иеромонаха. В 1874-м году переведен в Лавру, служил во флоте на фрегате Адмирал Грейг, был благочинным в Лавре соборным экономом, в 1879-м году возведен в сан архимандрита. Настоятелем в Тихвинском Монастыре он состоял с 1885-го года. Он выделялся крупною своею фигурой и имел 3 награды за распорядительность при пожарах: за самоотвержение и геройскую неустрашимость при выгрузке пороха во время пожара на фрегате Олаф в Копенгагене – драгоценный крест, поднесенный командиром и экипажем за распорядительность при пожаре лесопильного завода, угрожавшем кирпичному, лаврскому заводу – благословение от митрополита и, по представлению бывшего градоначальника Баранова, орден святой Анны 3-й степени. В 1899-м году архимандрит Иннокентий назначен был управляющим Алеутской епархией. По возврашении из Америки был настоятелем в Псково-Печерском Монастыре. Скончался в лаврской больнице и погребен в Лавре 4071 . После архимандрита Иннокентия назначен наместником 1-го марта 1890-го года эконом, архимандрит Исаия, в мире Иван Бунин, или Булин. Он был сын мещанина Опеченского посада Новгородской губернии, домашнего образования; поступил послушником в лаврскую Киновию 20-ти лет, в 1848-м году, в 1853-м году перешел в Лубенский Монастырь, но через год вернулся в Лавру и пострижен в 1856-м году, во иеромонаха рукоположен в 1865-м году и с 1867-го года был экономом и с 1871-го года архимандритом. Он имел драгоценный крест от великого князя Константина Николаевича, в церкви которого совершал Богослужения, крест Гроба Господня от патриарха Иерусалимского, орден святого Владимира 3-й степени, Греческий орден Спасителя, Черногорский Даниила 4072 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

И что интересно, забегая вперед, чтобы закончить вопрос о его награждении: он, с детских лет знавший в России ордена святой Анны, святого Владимира, святого Андрея Первозванного (Андрея Первозванного и Александра Невского он так и не получил в своей жизни, а Анну и Владимира имел, и не один); и вот здесь он будет украшен четырьмя орденами Трудового Красного знамени. Сначала в 1946 году, и это очень интересно. Это период, когда Сталин проводил курс на поддержание Церкви и использование Церкви. Затем, обратим на это внимание, 8 ноября 1952 года – а 1952 год это период новых гонений на Церковь в последние годы жизни Сталина. Но что интересно – дата 8 ноября. Почему так? Если мы вспомним дату его рождения, 27 октября 1878 года по старому стилю, то мы увидим, что речь шла о дне рождения. Третий орден Красного знамени он получает 8 ноября 1962 года, в период хрущевских гонений – и опять-таки в годовщину своего рождения, что очень характерно. В 1952 году ему исполнилось 75 лет, в 1962 году, соответственно, 85 лет. А четвертый орден Трудового Красного знамени он получит 6 ноября 1967 года, в связи с пятидесятилетием Великой Октябрьской социалистической революции, которую он, конечно, можно сказать, «чаял» со своих детских лет. И вот что здесь поражает? Ведь эти ордена он получает в такие разные периоды существования Церкви: два в период гонений, два в период некоторого послабления в религиозной политике властей. Но это еще впереди, а тогда в 1946 году он, наверное, не без удивления примерял к своей дворянской груди орден Трудового Красного знамени, ибо, согласно советской конституции 1936 года, духовенство считалось нетрудовым элементом. А что же было дальше? А дальнейших событиях мы поговорим уже в следующий раз. Часть 2 Дальше говорить о деятельности Патриарха Алексия очень сложно, потому что, говоря о его деятельности как Патриарха, нужно, конечно же, говорить о его деятельности как Предстоятеля Церкви. Действительно, на второй встрече со Сталиным, уже в качестве Патриарха, весной 1945 года, он был удивлен тем, что Сталин поставил перед Русской Православной Церковью очень важные внешнеполитические задачи. После того, как Советская армия заняла территорию Западной Украины, где действовала униатская церковь , и после отказа пятерых попавших в руки советских властей униатских архиереев перейти в Московскую Патриархию, за что все они были отправлены в лагеря, был организован силами духовенства, вернее, той его малой части, которая пошла на сотрудничество с советскими властями, церковный Собор во Львове в марте 1946 года. Этот собор состоял лишь из священников, и этот собор объявил о ликвидации униатской церкви и о переходе всего духовенства, которое участвовало в соборе в юрисдикцию Московской Патриархии. Те, кто отказался участвовать в этом соборе, были арестованы и отправлены в лагеря. Так была ликвидирована Униатская Церковь на Украине, и более трех тысяч униатских приходов было передано Московской Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта история упоминалась в литературе еще до появления воспоминаний Пурлевского: Н. А. Некрасовым в «Отрывках из путевых записок графа Гаранского» (1853), А. И. Герценом в заметке «По части помещичьего псолюбия» (1860). Однако именно рассказ Пурлевского стал источником аналогичного эпизода в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1880). Там его рассказывает Иван Карамазов в беседе с Алешей (кн. V, гл. «Бунт»), ссылаясь на то, что прочитал его «в одном из сборников наших древностей, в „Архиве“, в „Старине“, что ли». Финал трагического происшествия у Достоевского иной: «Мрачный, холодный, туманный осенний день, знатный для охоты. Мальчика генерал велел раздеть, ребеночка раздевают всего донага, он дрожит, обезумел от страха, не смеет пикнуть… „Гони его!“ — командует генерал. „Беги, беги!“ — кричат ему псари, мальчик бежит… „Ату его!“ — вопит генерал и бросает на него стаю борзых собак. Затравил в глазах матери, и псы растерзали ребенка в клочки!.. Генерала, кажется, в опеку взяли» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Л., 1976. Т. 14. С. 221). Упомянуты следующие лица: братья Баташевы — Андрей Родионович (1728–1799) и Иван Родионович (1741–1821) и генерал-лейтенант Дмитрий Дмитриевич Шепелев (1771–1841). Упомянуты следующие лица: братья Баташевы — Андрей Родионович (1728–1799) и Иван Родионович (1741–1821) и генерал-лейтенант Дмитрий Дмитриевич Шепелев (1771–1841). Анна на шее — орден Святой Анны 2й степени, которым награждались за успехи в гражданской службе. Анна на шее — орден Святой Анны 2й степени, которым награждались за успехи в гражданской службе. Антики — предметы старины. Антики — предметы старины. Кяхта, город в Забайкалье, на русско-китайской границе; до середины XIX был единственным перевалочным пунктом при торговле с Китаем. Через Кяхту шли основные поставки чая. Кяхта, город в Забайкалье, на русско-китайской границе; до середины XIX был единственным перевалочным пунктом при торговле с Китаем. Через Кяхту шли основные поставки чая. То есть из Вереи, уездного города в Московской губернии.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Миркович («На 1909 г. штат преподавателей составлял 28 человек, учителя были высокой квалификации. Закон Божий преподавал профессор богословия Томского университета Иаков Яковлевич Галахов, русский язык и словесность – преподаватель Томского учительского института Александр Матвеевич Орлов, физику и космографию – директор Томского технического железнодорожного училища Сергей Ильич Болотов, французский язык выпускница Петербургских высших женских курсов Александра Васильевна Ливеровская, математику – учительница Томской Мариинской гимназии Надежда Алексеевна Красина, урожденная Монякова. Рисование вели известные в Томске художники – выпускник Московского училища Живописи Ваяния и Зодчества Михаил Михайлович Щеглов, окончившие Академию художеств Лидия Павловна Базанова и Августа Степановна с 1913 года являлся преподавателем богословия Сибирских Высших женских курсов в В 1916 по выслуге 25-летнего срока по учебной части с разрешения Министра народного просвещения профессор протоиерей И.Я. Галахов был оставлен на дальнейшей службе в должности профессора богословия Томского В связи с упразднением кафедры богословия в январе 1918 г. протоиерей И. Галахов стал доцентом по кафедре церковной истории Томского Преподавание в Томском Императорском университете профессором – протоиереем было тесно связано с активной общественно-церковной деятельностью, которая была значительна и заметна. Его участие во многих сферах общественной и церковной жизни говорит об обладании им достаточными знаниями, умениями, огромной энергией, духовными силами и бесспорным авторитетом среди народа Сибири. Вся его деятельность была направлена на искреннее служение Церкви, укрепление веры и благочестия среди православного народа Томска. Свидетельством тому являются многочисленные награды. К 1917 году И.Я. Галахов имел все предусмотренные для протоиерея награды (наперсный крест, камилавка, скуфья, включая крест от Святейшего Синода и орден святой Анны II-й (1914 г.), орден святой Анны III-й степени (1911 г.), также был награжден серебряной медалью в память царствования Императора Александра III и светло-бронзовой медалью в память 300-летия царствования Дома Участие протоиерея Я.Я.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Ну, Геннадий Борисыч, на те деньги, что мы тут собрали, такого добра не накупить, – заметил Протозанов. – Склад помогал ликвидировать, – скромно ответил Москаленко, вытаскивая со дна ящика два серебряных горлышка, – шампанское! А вас, Григорий Трофимович, какой-то офицер спрашивает. Я ему сказал коня у ограды привязать. Офицер уже заходил. Оживленно отряхивал полушубок, растирал замерзшие уши, топал ногами, стряхивая с сапог снег. Черные американские усики, гладко выбрит – по случаю праздника, видно, глубоко посаженные светлые глаза. Малиновые погоны. Дроздовец. – Ваня! – радостно встает навстречу Григорий Трофимович. – Вот не ждал! Господа, разрешите представить, – мой двоюродный брат, штабс-капитан Иван Платонович Магдебург. – Капитан, – заинтересовался генерал Протозанов, – дроздовские части уже в городе? – Сегодня встали у Мокрого Чалтыря, в двух верстах от Ростова. Я услышал, что переправу держит ваше училище, и подумал, что могу найти Григория – Рождество встретить в семейном кругу. – К столу, к столу, – потирая руки, позвал Барбович и разлил шампанское по стаканам. Москаленко приладил елочку на лавке в красном углу хаты. От отмерзшей, расправившей лапы хвои повеяло на них домом, детским весельем, разноцветными свечками, щелкунчиком, ватными слюдяными игрушками… – Всем хороша елочка, да украсить нечем, – Москаленко отступил на шаг, с сомнением оглядывая деревце, – и звезды Рождественской нет. – Звезды, говоришь. – задумчиво произнес Григорий Трофимович, отстегнул орден Анны и одел на колючую ветку. Сверкала, переливалась огнями, бликами елка. Сияли на ней светом взошедшей звезды и воинской славой два персидских Льва с бриллиантами, Белый Орел, ордена Святой Анны, Станислава с мечами, Святого Владимира с мечами и бантом, Святой Анны с надписью «За храбрость», Святого Николая Чудотворца, Святого Георгия… Помедлив, прикрепил Москаленко на зеленую макушку над всеми офицерскими орденами своего Егория. Ростов переходит то к красным, то к белым. Белые срывают красные тряпки с балконов и набившие оскомину лозунги, ростовчане мгновенно открывают рестораны, шашлычные, цирк. Красные развешивают на фонарях буржуев – игрушки к сочельнику, как горько шутят притаившиеся за закрытыми дверьми горожане. На станциях горят эшелоны с сахаром, табаком, обмундированием.

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

 В 2011 году Святейший Патриарх Кирилл удостоил меня ордена Святителя Макария Митрополита Московского III степени, а в 2015 году Святейший Патриарх Кирилл в связи с моим 60-летием наградил меня орденом Святого Благоверного Князя Даниила Московского II степени. В связи с началом трансляции программ Радио " Радонеж " в Украину в 2004 г. Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины за заслуги перед Украинской Православной Церковью удостоил меня ордена Преп. Нестора Летописца III ступени, а в 2014 Блаженнейший Митрополит Онуфрий удостоил меня ордена Преподобного Нестора Летописца Первой степени.  Председатель Попечительского Совета Войсковой Православной Миссии, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Иларион наградил меня Медалью «Митрополит Лавр» за активную миссионерскую деятельность в России и Зарубежье, личный вклад в объединение Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви. 24 декабря 2015 года Председатель Императорского Палестинского общества Сергей Вадимович Степашин за труды по восстановлению исторической правды и сохранение памяти Великого князя Сергей Александровича вручил мне высшую награду ИППО - " Орден Великого князя Сергея Александровича " . В 2005 году в связи с пятидесятилетием Великая Княгиня Мария Владимировна вручила мне орден Святой Анны. Я благодарю Бога за то, что Он дал мне возможность послужить Ему, полностью реализовав мои скромные таланты на благо нашей Церкви. Версия для печати ВЫПУСК 2 (361), 2024 Редакционный комментарий «Самый короткий месяц». Протоиерей Димитрий Смирнов «Великий Канон Андрея Критского». Протоиерей Михаил Дудко «Вся ли вода становится Святой на Крещение?». Виктор Саулкин «Молитва о Святой Руси». Протоиерей Александр Шаргунов «Время богословских споров закончилось». Сергей Худиев «Ученые и историчность Иисуса». Владимир Романович Легойда «Идентичность в камне». Протоиерей Александр Новопашин «За тех ли беспокоятся европарламентарии?». Юрий Вадимович Тавровский «Социализм китайских цветов». Протоиерей Александр Авдюгин «Прикосновение святости». Протопресвитер Владимир Диваков «Нам говорили, что с Церковью скоро будет покончено». Андрей Полонский «Звездная тусовка отстала от страны».

http://radonezh.ru/authors/nikiforov

По случаю рождения герцога Петра Ульриха в Киле проводились торжества и праздничная иллюминация. Герцогиня Анна, встав с постели, подошла к окну и распахнула его. В покои ворвался холодный февральский ветер, но на мольбы фрейлин закрыть окно герцогиня Анна насмешливо ответила, что Петрова дочь не боится стужи. На следующий день она слегла с жаром и через десять дней умерла. В 1735 году, в день десятилетия своей свадьбы с Анной Петровной, герцог голштинский Карл Фридрих в память о супруге учредил орден Святой Анны. Девиз ордена гласил: «Amantibus Justitiam, Pietateret, Fidem», что в переводе на русский язык означает: «Любящим правду, благочестие и верность». Однако латинский вензель синего цвета «A.J.P.F.», начертанный на белом медальоне на оборотной стороне орденского креста, имел еще и другой смысл: «Анна, дочь императора Петра». В середине красного с золотыми украшениями орденского креста, в круге, была изображена святая Анна. Орденский знак изготовлялся в то время из прямоугольных или овальных красных стекол на латунной позолоченной подложке с ажурными украшениями в углах. На внешней стороне каждого плеча креста располагалось по три круглых страза в оправе и по одному стразу на ажурных украшениях между плечами креста. Крест ордена Анны I степени носили на широкой красной с желтой каймой ленте через левое плечо, а серебряная орденская звезда помещалась на правой стороне груди. Орденский знак II степени – это такой же красный крест, но носили его на более узкой ленте на шее («Анна на шее»). Звезда ко II степени ордена Святой Анны не полагалась. Орденский знак III степени носился на оружии (шпаге или сабле). Это был кружок, увенчанный императорской короной, а на нем, в красном эмалевом кольце, помещался красный крестик – такой же, как в центральном медальоне орденской звезды. Аннинский парадный костюм – это красная бархатная мантия с большой шитой орденской звездой справа. Супервест, полагавшийся только кавалерам I степени, – из серого глазета с золотым галуном, бахромой и нашитым крестом в центре. На красной бархатной шляпе тоже был нашит крест, а также закреплялись страусиные перья – одно красное и два белых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Баранов Иван; 22.09. 1861-21.08.1918, близ Рыбинска), прмч. (пам. 8 авг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), иером. Из крестьянской семьи. Учился в начальном уч-ще. В 1892 г. поступил послушником в Толгский ярославский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь . В 1895 г. переведен в Варницкий во имя Святой Троицы Сергиев мужской монастырь , где принял монашеский постриг с именем Иосиф. В 1896 г. рукоположен во диакона, а через 4 месяца - во иерея. В 1900 г. направлен для исполнения пастырских обязанностей корабельным священником. С февр. по май 1900 г. служил на пароходе Добровольного флота «Киев», с июня по сент. того же года - на броненосце Черноморского флота «Георгий Победоносец». В июне 1901 г., по возвращении в Ярославскую епархию, был вновь принят в братию Толгского мон-ря. В 1914 г., с началом первой мировой войны, избран от епархии для несения пастырской службы в армии. Согласно инструкции ведомства военного и морского духовенства, от епархий избирали «священников незапятнанных, усердных; по доброму желанию, а не по неволе; с полным семинарским образованием». Несмотря на то что последнему требованию И. не отвечал, он был зачислен полковым священником 321-го пехотного Окского полка. С июля 1914 г. вместе с полком был на фронте. Неоднократно участвовал в тяжелых многодневных боях, находясь на передовой линии при перевязочном отряде. 10 мая 1915 г. был награжден орденом св. Анны 3-й степени за «труды, понесенные при взятии крепости Перемышль». 1 июня того же года был представлен полком к награждению орденом св. Анны 2-й степени. 1 нояб. 1915 г. был уволен из действующей армии и вернулся в Толгский мон-рь. 4 нояб. того же года полк направил представление к награждению И. наперсным крестом. Последние 2 награды И. получил в мон-ре: орден св. Анны 2-й степени - в 1916 г., наперсный крест - в февр. 1917 г.

http://pravenc.ru/text/578437.html

Вообще, к Балаклавскому монастырю Александр I проявлял что-то вроде отеческой заботы. И дело не только в том, что монастырь окормлял флот. Еще в 1818 году вдохновенно рассказанная венценосному гостю митрополитом Хрисанфом повесть об обретении в древней монастырской пещере храма Дианы, где жрица Ифигения чуть было не принесла в жертву своего брата Ореста, конечно же, произвела сильное впечатление на государя, вообще расположенного ко всякого рода мистическим совпадениям. Жертвенник Ифигении, ставший алтарем для христианских подвижников, являл собой символ прямого наследования Россией духовных сокровищ Греции–Византии. В обитель митрополит Агафангел прибыл летом 1825 года. А 27 октября он уже принимал там государя в сопровождении малочисленной свиты. Это была их последняя встреча. Впрочем, вступивший на престол Николай Павлович не обошел владыку монаршей милостью. С 1847 года митрополит Агафангел был пенсионером по разряду награжденных орденом святой Анны I степени. Имел он еще орден святого Владимира II степени и греческий орден Спасителя II степени – Большой Командорский Крест. В 1845 году, к 20-летию служения настоятелем Георгиевского монастыря, владыка удостоился чести получить алмазный крест для ношения на клобуке. В феврале 1835 года митрополит Агафангел принял российское подданство. За весь период настоятельства владыки качество монастырской жизни претерпело существенные перемены. В 1838 году по проекту известного крымского архитектора И. Колодина в обители возвели новую трапезную. «Попечением митрополита устроены следующие здания: два каменные двухэтажные корпуса для жилья братии, крытые железом и с красивыми балконами, устроенные в 1837 и 1842 годах; два корпуса каменные одноэтажные, покрытые железом, на скале для помещения богомольцев, с двадцатью нумерами, выстроенные в 1847–48 и 49 годах. Неподалеку от монастыря конюшенный двор с службами, а на углу двухэтажный гостиный дом и колодец, глубиною до десять сажень, устроенный в 1851 и 1852 годах. Независимо от сего митрополит заботился и о будущем поддержании монастыря. Для чего он, исходатайствовав у благотворительных лиц довольно значительные суммы, внес оные на вечные времена в Государственный банк», – писал архимандрит Никон.

http://pravoslavie.ru/4018.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010