поиск:   разделы   рассылка Священник Петр Коломейцев Анна Белла Изабелла Источник:  Фома В связи с уходом из земной жизни Беллы Ахмадулиной хочется не писать некролог, а вспоминать и рассказывать о ней. Для меня она была таинственной Прекрасной Дамой, несмотря на то, что дома о ней говорили просто и называли " Бэлкой " . Моя бабушка, капитан таможни, работала с ее мачехой. Мама девочкой ходила с ней на демонстрацию. И все разговоры о ней были как о самом простом, обычном человеке. Для меня же, видевшего ее выступление и читавшего ее стихи, она была сродни волшебной фее из " Золушки " , которая из тыквы могла сделать сверкающую карету. Она поражала меня своей странной манерой одеваться, произносить слова нараспев, читать стихи на какой-то высокой электрической ноте, как будто внутри нее была дрожащая струна, вибрирующая от прикосновения невидимого смычка. Для литературоведов Ахмадулина – одно из самых крупных явлений в литературе, наряду с Ахматовой и Цветаевой. Но даже у самых маститых из них мы не найдем глубокого анализа ее творчества. Ее дар – для многих загадка. Стихи, словно без труда слетевшие на бумагу, сочетающие легкость и простоту с изысканной высокопарностью, содержащие многоуровневые философские смыслы, граничащие с пророчеством, кажутся чудом, которым надо любоваться, но не анализировать. Свою фамилию Белла унаследовала от отца, татарина Ахата Ахмадулина, имя Изабелла – от матери-итальянки из рода Стопани, а при крещении она выбрала себе имя Анна в честь Анны-пророчицы и в память об Ахматовой. Уже в 13 лет она писала взрослые стихи, старшеклассницей работала корреспондентом газеты " Метростроевец " . Не поступив на филфак, с легкостью прошла в Литинстинут им. Горького. Но через год была отчислена за отказ участвовать в травле Пастернака, потом с трудом восстановилась и закончила с блестящей дипломной работой. Уже второй сборник ее стихов был опубликован в Германии эмигрантским издательством " Посев " , что в те годы могло быть расценено как измена Родине. За публикацию в альманахе " Метрóполь " (самиздатский сборник неподцензурных текстов известных литераторов) на два года была лишена права публикаций и публичных выступлений, то есть практически – заработка. А ведь у нее было двое детей (сначала появилась приемная дочь Анна, а потом Бог дал и свою, Елизавету). Она была бесстрашна и удивительно свободна и в мыслях, и в поступках, например, ездила в ссылку к Сахарову, рискуя репутацией и карьерой. Она умела покорять мир, не прилагая к этому специальных усилий, например, стала академиком американской Академии литературы. Даже сумела сняться в кино у Шукшина в картине " Живет такой парень " .

http://religare.ru/2_84350.html

Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, что в Моховой ул. в С.-Петербурге. СПб., 1913; Фомин И. А. Земцов Михаил Григорьевич//Кат. Ист. выставки архитектуры при V Всерос. Съезде зодчих в Москве, 1913. [М., 1914]. С. 14-15, 53-54; Дубяго Т. Б. Летний сад. М.; Л., 1951. С. 28-45, 60, 70; она же. Русские регулярные сады и парки. Л., 1963. С. 68-72, 76, 91, 99, 162, 214, 260; Шилков В. Ф. Архитекторы-иностранцы при Петре I//Рус. архитектура 1-й пол. XVIII в. М., 1954. С. 129, 140, 154, 163; Бронштейн С. С., Грозмани М. В. Неизвестные проекты М. Г. Земцова и И. Бланка//Очерки и мат-лы по истории строительно-архит. дела в России. Л., 1956. С. 99-122; они же. Неизвестный проект М. Г. Земцова: Проект Троицкого собора в Петербурге, XVIII в.//Сообщ. Ин-та истории искусств. М., 1956. Вып. 7: Архитектура. С. 70-79; Бронштейн С. С. Петербургская архитектура 20-30-х гг. XVIII в.//История рус. искусства/Ред.: И. Э. Грабарь. М., 1960. Т. 5. С. 122-150, 183; Борисова Е. А. Архитектурное образование в Канцелярии от строений во 2-й четв. XVIII в.//Ежег. Ин-та истории искусств. М., 1961. [Вып.] 1960: Архитектура и живопись. С. 97-131; она же. «Архитектурные ученики» петровского времени и их обучение в командах зодчих-иностранцев в Петербурге//Рус. искусство 1-й четв. XVIII в.: Мат-лы и исслед./Ред.: Т. В. Алексеева. М., 1974. С. 69-80; Вздорнов Г. И. Архитектор П. А. Трезини и его постройки//Рус. искусство XVIII в.: Мат-лы и исслед. М., 1968. С. 139-156; Борисова Е. А., Калязина Н. В. Лепной декор в жилом интерьере Петербурга 1-й четв. XVIII в.//Там же. С. 112, 116-118; Иогансен М. В. Михаил Земцов. Л., 1975. С. 24, 26, 28-29; она же. К истории строительства Итал. дворца в Петербурге//Рус. искусство барокко: Мат-лы и исслед./Ред.: Т. В. Алексеева. М., 1977. С. 212-215; она же. Здание «мазанковых коллегий» на Троицкой пл. Петербурга//От Средневековья - к Новому Времени: Мат-лы и исслед. по рус. искусству XVIII - 1-й пол. XIX в. М., 1984. С. 80, 84; она же. М. Земцов//Зодчие С.-Петербурга: XVIII в.

http://pravenc.ru/text/199723.html

2:6—8), — если действием слепого счастья и кругом течения звезд одни возвышаются от земли на высоту, а другие низводятся до земли? Если истинны слова Анны пророчицы, то вера в счастье и несчастье — ложь, как изобретение неверных, а не учение и предание святых. Поэтому мы, как истинно верующие, должны устроять свою жизнь и украшать ее похвальными обы­чаями и благоверным учением. К тому же, если на­стоящая жизнь есть «село, а доброе семя суть сынове» небес­ного «царства, а плевелы суть семя лукаваго» то есть делатели всякого беззакония: то из этих божественных слов явствует, что не силою движения звезд одни бывают любителями добродетели, а другие-преданными злу; но это зависит от того, что одни, повинуясь Богу, бывают добрыми, а другие, последуя злокозненному де­мону, делаются злыми. Не будем же искать лучшего против сказанного уверения; ибо нет никого премудрее Бога. К тому же, если Бог создал человека по образу Своему и по подобии, то есть свободным и самовластным, чтобы он по собственному произволению стремился восходить ко всякому богоугодному жительству; затем, как бы рас­каявшись, подчинил его крепкому и принудительному влиянию звездного течения, и этим, как негодного плен­ника, гонит его к совершению всяких непристойных страстей, и за это опять сильно гневается на нас, зачем мы их исполняем: то окажется, что Он Сам Себе не согласует, тогда как Он-источник всякой премуд­рости. Итак, не круг слепого счастья и не звезды, но Сам преблагий и Единый праведнейший, всем царствующий, Своим всевидящим божественным предведением все, касающееся нас, премудро и праведно устрояет и правит так, как нам полезнее. «Аз» сам «убию», и я же опять «жити сотворю» (Втор. 32:39), говорит Царствующий над всеми. «Всяко даяние благо и всяк дар совершен», не просто «свыше есть сходяй», но от Самого «Отца светов» (Иак. 1:17) и от собезначального Ему Сына и Святого Духа, Коим превосходно все управляется. Виновником же всякого зла бывает диавол, да и мы, без ума по­винующиеся ему. Будучи исполнен зависти и всякой злобы, низверженный с неба по своей гордости, он не может терпеть, когда видит, что мы расположены к мИру между собою; но, как бешеный пес, кого бы ни встретил, всякого кусает, одинаково на всех злится: так и этот всепагубный, будучи свергнуть с высоты и подвержен крайнему бесчестию, видя человека, которого прежде имел подчиненным себе и которого посрамил всякими нечистыми делами, теперь же (в лице Иисуса Христа), как Бога вышнего прославляемого всеми и восседающего на отеческих десных престолах, раз­рывается от зависти, неистовствует и постоянно скрежещет зубами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3607...

История передает, что он провёл в посте сорок дней и сорок ночей, питаясь только молитвою и надеждою на Бога. «Постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не сойду отсюда ни есть, ни пить». Таковы деяния этого праведника! Почему же не избрала она покойной комнаты в доме своем, чтобы здесь поведать Богу тайны свои и принести Ему скорбную молитву свою? Потому, что в таком случае она не могла вполне осуществить своего желания. В душе ее было много такого, что намеревалась она излить в молитве. Между тем в комнате ей нельзя было предстать пред Бога совершенно чистою, частью по причине шума домашних, а частью от докук приходящих соплеменников. По той же причине не пошла она и в храм, чтобы здесь вознести ко Владыке молитвенные глаголы, несмотря на то, что храм был установленным для всех единоплеменников ее местом молитвы. И он не представлял ей искомой ею степени уединения, но многим заставлял предполагать, что ей помешают там. Она размышляла: «Если иудеи, приносившие прежде дары вместе с нами, в то время, когда я и муж мой делали приношения Богу и благодетельствовали всему народу, из зависти обидели нас укоризною и прогнали нас от храма, то каких колкостей не придумают они против меня теперь, когда увидят, что я постоянно пребываю там в молитве одна и не в урочные часы? Препятствий к тому, чтобы иудейское безумие обвинило и ее, если бы она поставила себя в такое положение, или в расстройстве ума, или в опьянении, не было никаких. Так те, которые должны бы, по-видимому, превосходить прочих справедливостью, как носившие сан священства, со строгостью восстали против блаженной и пророчицы, соименницы нашей, Анны, разумею древнюю Анну, и порицали ее, называя молитву ее состоянием пьяного человека ( 1Цар.1:9–14 ). В самом-то деле Анна воссылала пламенную молитву с горячим расположением и трезвенным умом, а те почли трезвенность ее опьянением, а богословие ее пустословием. Новая же и благоразумнейшая всех Анна, опасаясь, чтобы не потерпеть ей чего-либо такого, когда будет возносить прилежную молитву, уклоняется как от домашних стен, так и от храма, и избирает самое уединенное, по причине тишины, место в саду, где, по мудрому предусмотрению своему, могла вознести желанную молитву свою без всякой помехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рим.12:7–8. Аще ли служение, в служении: аще учай, во учении: аще утешаяй, во утешении. Слово «служение», означает и благовестие веры по сему выражению: «мы же в молитве и служении слова пребудем» (Деян.6:4). Однако же, поелику Апостол после него тотчас полагает и слово «учение», коего первый предмет есть благовестие веры: то отсюда видно, что он называет здесь служением всякое служение, споспешествующее общей пользе братий, каково, например, было служение семи диаконов, служащих в ежедневной трапезе, также Апостола Павла, который собирал милостыню для бедных и приносил ее во Иерусалим, и старейшине Иерусалимских служащих нуждам бедных, в которых Антиохияне послали собранную милостыню рукою Варнавлею и Савлею (Деян.11:30). Утешением же он здесь называет побуждение к делам добродетели, также и утешение печальных. Ибо все Апостолы словом, а некоторые и писаниями возбуждали верующих к добродетели, и утешали их в скорбях, какие они тогда претерпевали от неверных. Ежели вы, говорит, имеете дар служения, то не гордитесь в делах служения вашего: ежели кто имеет дар учения, то да не превозносится изяществом и силою учительных своих слов: если кто имеет дар возбуждать других к добродетели и утешать оскорбленных: то да не высокомудрствует, видя успехи своего учения. Таким образом будучи толкуемы сии Апостольские слова согласуют со словами оными Пророчицы Анны, которая молясь говорила: «да не хвалится премудрый премудростию своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим»(1Цар.2:10). Рим.12:8. Подаваяй, в простоте: предстояй2), со тщанием: милуяй, с добрым изволением. Подающий не имеет по-видимому никакого различия от милующего: почему же Апостол различает их между собою, и подающему завещает простоту, а милующему доброе изволение? Судя по внешнему их действию они поистине ни мало не различествуют один от другого: ибо действие как первого, так и второго есть одно и то же, т. е. подаяния: что ж касается до внутреннего расположения души: то они имеют немалое различие.

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-p...

632 Кроме того, пред Слава тебе, Христе Боже... не неуместно возглашать: Премудрость, и петь Честнейшую херувим... (см. книгу молебных пений); но можно и прямо говорить: „Слава тебе, Христе“... и т. д., (ср. сказанное выше об отпусте вечерни во вторн. Сырн. седм.). 633 В понед. 1-й и Страст. седмиц Вел. поста служба храма не поется, но переносится в первом случае на нед. Сыроп. (хр. гл. 30, Тип., л. 317 на об.), а во втором случае на неделю Ваий (храм. гл. 45, Тип., л. 424). 635 При изображении порядка и содержания вседневной полунощницы во св. Четыредесятницу, 49 гл. Типикона после молитвы: Владыко Боже Отче Вседержителю..., не указывает тех двух молитв (1. Господи Вседержителю…, и 2) Тя благословим...), о которых в Часослове замечено, что они глаголются от 22 сентября до недели Ваий. В этой гл. говорится именно так: „таже молитву: Владыко Боже Отче Вседерж... Посем: Приидите поклонимся; 3 поклоны; Возведох очи мои“... Но так как 49 гл. Тип. содержит в себе только сокращенное изображение порядка вседневной полунощницы то нет основания опускать эи молитвы во дни св. Четыредесятницы. 638 Разумеются стихиры святых, положенные на Господи, возвах (см., напр., 7 февр., где имеются стихиры святителя и особо преподобного). Первые поются в вечерних стихирах на Господи, воззвах, а вторые в утренних хвалитн. стихирах. В Типиконе о стихирах святаго на хвалитех замечено: „аще есть“. Эта оговорка сделана потому, что иногда при двух святых нет отдельных стихир каждому, напр. 3 февр. есть одни только стихиры святаго (Симеона), но нет иных стихир (Анны Пророчицы). В понедельник и среду Крестопоклонной седмицы на 1 часе после богородична (Что тя наречем...) из алтаря (обыкновенно чрез царские двери) выходит священник и „крестообразно от четырех стран кадит“ лежащий на аналое крест; поется: Кресту твоему поклоняемся... (вместо Стопы моя направи...), также стихиры кресту: Приидите, вернии..., и совершается обряд поклонения кресту. То же самое бывает и в пяток Крестопокл. седмицы, только не на 1 часе, а „по отпусте часов“ (Тип., л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

На Пасху 1895 года маленький Коля, старательно вырисовывая каждую букву, писал любимым дяде и тете: «Христос Воскресе. Папа крестный, тетя Анна Федоровна. Проздравляю с праздником. Цалую Вас и желаю Вам быть здаровыми». А через год, ко дню Анны-пророчицы, уже не только поздравлял с днем ангела, но и сообщал о чрезвычайных событиях и подробностях своего нехитрого житья-бытья: «Милый папа крестный! Поздравляю вас со именинницею, а вас, милая тетя, с Ангелом. Папа и мама кланяются и тоже поздравляют вас с ангелом, а папу крестного со именинницею. Я болен с 29-го числа ушного болезнею, называемою свинкою. Учусь я слава богу во II отделении. Ис Каломны мы получили письмо что Лида больна скарлатиной. Затем прощайте, остаюсь любящий вас крестник». Крестный отец – это не номинальное звание, служащее к укреплению родственных связей. Это, прежде всего, принятие на себя ответственности за духовное развитие крестника и своего рода опекунство над ним. Вскоре Сергего Петровичу предстояло проявить эту ответственность в полной мере. Гимназия Окончание сельской школы (как правило, четырехклассной) для выходцев из низших сословий являлось и завершением образования, дальше предстояла трудовая деятельность. Родители, как и многие рабочие люди того времени, с религиозным благоговением относились к знаниям (в пореформенном обществе постоянно возникали различные просветительские школы, кружки, куда тянулись низы в поисках цельного мировоззрения). У Клавдии Петровны изначально было заветное желание, чтоб ее сын, в которого столько вложено любви, «пошел по духовному пути». Созрела решимость положить все силы, чтобы добиться права определить мальчика в среднее учебное заведение. Гимназия... Она давала разнообразные знания, и качество преподавания было весьма добротный. Отпрыск простолюдина, окончивший гимназию, повышал свой социальный статус, перед ним открывались двери в культурное общество, появлялась возможность служебной и научной карьеры, расширялись перспективы деятельности и личного жизнеустройства.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

  Когда входишь в божественный сей храм—ты, рачитель непогрешительного благоверия, то думай, что входишь в самые пречистые дворы Вышняго, где возглашается непрестанно ангельская песнь. Смотри же, как входишь! Если душа твоя вполне чиста от лжи, зависти, помысла злопомнения и беззаконных похотей и ты украшаешься смиренными одеждами, приличествующими христианам, всею душою гнушаясь всякого одеяния нечестивых, то ты освятился божественным страхом и любовью. И если так стараешься входить, то ты блажен и в жизни сей, и когда перейдешь в будущую жизнь. Если же не так, то ты напрасно входишь: каким ты пришел, таким и выходишь, ничего отнюдь не приобретя, как и больной, который не слушается советов опытного врача, никогда не исцелится и не будет здоров.   53. КАНОН БОЖЕСТВЕННОМУ И ПОКЛАНЯЕМОМУ ПРЕСВЯТОМУ ДУХУ ПАРАКЛИТУ   Глас 4. Песнь 1. Ирмос: «Божественнным покровен медленноязычный мраком, извитийся зова Богописанный законы тину бо оттряс очесе умнаго, видит Сущаго, и научается Духа разуму, хваля Божественными песньми». Припев: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни всесвятаго: яко да о нем Богоугодно служу ти выну. Со бесплотными Твоими слугами, смея припеваю ти и аз, земля сый и пепел, трисвятого гласа пение, Троице таяжде и Единице преблагая. Всегда бурями губительных страстей и духов возмущаем душею, тебе всеблаженному Параклиту, яже о моем спасении, яко Богу возлагаю. Нестроением всяческих беззаконных помыслов омрачаем люте, губительного сего, молю тя, избавити мя изволи недуга. Глубиною неразумия, и лютого нерадения дреманием потопляем бедне, к тебе всепречистому вопию: душевные сея тли избави мя. Слава: Во чрев заченши девственнем, егоже из чрева прежде век Отец роди, чревными сладострастии порабощение твоею крепкою свободи мя силою. И ныне: Земля ты едина свята воистинну, яко рождшая всех Божественный живот: землю плодоносну душу мою твоему Сыну покажи, Богородице. Песнь 3. Ирмос: «Разверзе утробы нечадствовавшия узы, досаду же неудоботерпиму благочадствующия, едина молитва Пророчицы древле Анны, носящия дух сокрушен, к сильному и Богу разумов».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

Глаза пылали у патриарха, тряслось лицо, тряслась узкая борода, лиловые руки. Бояре потупились, — слишком уж резко Иоаким взял, нельзя в таком деле — наотмашь… У Ромодановского глаза пучились, как у рака. Наталья Кирилловна, не поняв ничего, и по конце чтения продолжала кивать с улыбкой. Петр завалился на троне, выпятил губы, как маленький. Патриарх спрятал тетрадь и, проведя пальчиками по глазам: — Начнем великое дело с малого… При Софье Алексеевне по моей слезной просьбе схвачен на Кукуе пакостный еретик Квирин Кульман… На допросе сказал: «Явился-де ему в Амстердаме некто в белых ризах и велел идти в Москву, там-де погибают в мраке безверия… (Иоаким несколько помолчал от волнения.) И вы, — говорил он на допросе, — слепы: не видите, — моя голова в сиянии и устами говорит святой дух…» И приводил тексты из прелестных учений Якова Бема и Христофора Бартута… А сам, между прочим, соблазнил на Москве девку Марью Селифонтову, одел ее, — страха ради, — в мужское платье, и живет она у него в чулане… По вся дни оба пьяны, на скрипке и тарелках играют, он высовывается в окошко и кричит бешеным голосом, что на него накатил святой дух… И пришедшим к нему пророчит и велит целовать себя в низ живота… Господи, как минуту спокойным быть, когда здесь уже сатана ликует!.. Прошу великих государей указом вершить Квирина Кульмана, — сжечь его живым с книгами… Все повернули головы к Петру, и он понял, что дело с Квириным Кульманом давно приговорено. Он прочел это в спокойных глазах матери. Одни Ромодановский неодобрительно шевелил усами. Петр сел прямо, рука потянулась — грызть ноготь. Так в первый в жизни раз от него потребовали государственного решения. Было страшно, но уже гневный холодок подступил к сердцу. Вспомнил — недавние разговоры у Лефорта, полные достоинства умные лица иностранцев… Вежливое презрение… «Россия слишком долго была азиатской страной, — говорил Сидней (на следующий день), — у вас боятся европейцев, но для вас нет опаснее врагов, чем вы сами…» Вспомнил, как было стыдно слушать… (Велел тогда подарить Сиднею соболью шубу, и — чтобы к Лефорту более не ходил, ехал бы в Архангельск.) А что сказал бы англичанин, слушая эти речи? Срыть кирки и костелы в слободе? Вспомнил — летом в раскрытые окна доносилось дребезжание колокола на немецкой кирке… В этом раннем звоне — честность и порядок, запах опрятных домиков на Кукуе, кружевная занавеска на окне Анны Монс… Ты и ее тоже бы сжег, живой мертвец, черный ворон! Кучи пепла оставил бы на Кукуе! (Теперь уже Петр жег глазами патриарха.) Но сильнее гнева (не Лефортовы ли уроки?) — поднялись упорство и хитрость. Ладно, — бояре-правители, — бородачи! Накричать на них было недолго, — повалятся на ковер мордами, расплачется матушка, уткнется патриарх носом в колени, а сделают все-таки по-своему, да еще и с деньгами поприжмут…

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

Первые пророчицы, Мариамна и Девора, воспитанные в правилах Моисеева закона, более характеризуют собой Ветхий Завет, чем предчувствуют Новый Завет любви. Явившись в минуту, когда Израиль направлял все усилия, чтобы создать свое отечество и утвердить свою национальность, Мариамна и Девора были скорее строгими хранителями настоящего, чем апостолами будущего: они прославляют в своих песнях Бога ревнителя и мстителя; их воображение рисует Его в Его грозном величии, в Его молнийном блеске, именно Таким, Каким Он явился Моисею в купине хоривской и Своему народу на Синае. С течением времени представление о Боге начинает рисоваться с неменьшим величием, но вместе и с кротостью, с неменьшей правдою, но правдою, растворенной милостью. Хватающая за сердце нежная дума Анны, матери Самуила, прославляет Бога милосердного, Опору слабого и Судию человечества, которое будет возрождено Христом (см. 1Цар.2 ). Во времена бедствий при царе Иосии, пророчица Гульда сумела показать в Иегове Бога, Который наказывает человека в его преступлениях, щадит и помогает ему в его несчастиях. Как и в народных скорбях и надеждах, так и в своих личных страданиях и радостях женщины твердо помнили, что есть Провидение, которое испытует и милует, наказует и спасает ( 1Цар.2:5–8 ; Пс.148:12,13 ; Иоил 2:16 ). В общественных несчастиях они умоляли милосердие Божие и голоса их молитв переходили в стенания ( Иез.32:16 ). При народных торжествах они приносили благодарение Богу воинств, Господу Саваофу и своими нежными голосами выражали все упоение победами народных вождей над врагами народа Божия ( Суд.11:34 ; 1Цар.18:6,7 ). Но пророки, особенно Исаия, в своих вдохновенных видениях выходили из тесных пределов национальности: их мысль обнимала все человечество. Когда они, читая в будущем наказание, угрожающее врагам Израиля, возвещают его им, их взор блещет святым негодованием, их голос звучит как труба последнего суда. Но когда они созерцают опустошения тех, кому они угрожали, этот молниеносный взор обливается слезами. Все пророки согласно делают иностранцев гражданами нового Иерусалима, в котором Господь будет управлять всеми народами ( Ис.2 ; Иер.31:6; 50:5 ).

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010