Песнь 3. Ирмос: Силою Креста Твоего Христе, утверди мое помышление, во еже пети и славити спасительное Твое вознесение. Возшел еси Жизнодавче Христе ко Отцу, и вознесл еси род наш Человеколюбче, неизреченным благоутробием Твоим. Чини ангельстии Спасе, человеческое естество видевше совосходящее Тебе, непрестанно удивляеми воспеваху Тя. Ужасахуся ангельстии лицы Христе, зряще Тя с телесем вознесшася, и воспеваху святое Твое вознесение. Естество человеческое Христе, тлением падшее возставил еси, и восходом Твоим вознесл еси, и с Собою нас прославил еси. Богородичен: Моли непрестанно Чистая, Произшедшаго от ложесн Твоих, избавитися прелести диаволи, поющим Тя Матерь Божию. Ин. Ирмос: Твоя песнословцы Богородице: Возмите врата небесная, се прииде Христос Царь твари, в тело оболкся земное, горнейшим глаголаху силам дольнейшия. Взыскав Христе, прельщеннаго прелестию змиевою Адама, яко в сего оболкийся, возшел еси, и сел еси одесную, яко сопрестолен Отцу, поющим ангелом Тебе. Слава: Земля празднует и ликует, радуется и небо, вознесением днесь Творца твари, предъявленно соединившаго разстоящаяся хотением. И ныне: Богородичен: Смерти родивши Разрушителя, Единаго безсмертнаго Бога, Дево Мати Всечистая: Того присно умоли, умерщвляющия моя страсти уморити, и спасти мя. Катавасиа : Разверзе утробы нечадствовавшия узы, досаду же неудоботерпиму благочадствующия, едина молитва пророчицы древле Анны, носящия дух сокрушен, к Сильному, и Богу разумов. Седален , глас 8. Подобен: Премудрости: Всед на облаки небесныя, оставив мир сущим на земли, возшел и сел еси одесную Отца, яко Единоносущен Сему сый и Духу. Аще бо и во плоти явился еси, но непреложен пребыл еси: темже чаеши совершения конец, судити грядый на землю миру всему. Правосуде Господи, пощади души наша, прегрешений оставление даруя, яко Бог милостив, рабом Твоим. Слава, и ныне: тойже. И чтение праздника. Песнь 4. Ирмос : Услышах слух силы Креста, яко рай отверзеся им и возопих: слава силе Твоей Господи. Вознеслся еси во славе, ангелов Царю, Утешителя нам от Отца послав. Темже вопием: слава Христе вознесению Твоему.

http://pravmir.ru/sluzhba-vozneseniya-go...

Для достижения этой цели он пользуется несколькими приёмами. Наиболее распространённым приёмом, который встречается во всех беседах, служит обращение эпического повествования в повествование личное и драматическое. Проповедник часто обращается от себя лично с вопросом к лицам, о которых повествуется в изъясняемых текстах, и заставляет их отвечать на поставленные вопросы также в личной форме. В беседе на Рождество автор обращается с вопросами к пророку Исайе и влагает в его уста ответ на них (Orat. I, 36 С – 37 С). Иногда он заставляет действующих лиц вступать в разговор между собой. Таков, например, диалог между Симеоном и Девой Марией (Orat. II, 56 В – 57 В), или разговор Иисуса Христа с Марфой (Orat. III, 61 В – 64 А). Иногда проповедник влагает в уста библейских лиц целые речи. Такова, например, речь Анны пророчицы (Orat. II, 52 С – 53 В), речь Иисуса Христа к иудеям (Orat. III, 64В, С; Orat. IV, 81 С – 84 D). От лица грешницы Амфилохий излагает её размышления (Orat. IV, 73 С-76 В). Иногда от своего собственного лица Амфилохий обращается с порицанием к фарисею (Orat. IV, 80 D-81 А) 8 . Амфилохий как догматист Догматические воззрения Амфилохия сложились под непосредственным влиянием каппадокийцев, с которыми он был связан родственными или дружественными узами. Но в них обнаруживается и индивидуальная печать личности Амфилохия. По сравнению с каппадокийцами он был философски гораздо менее образован и совершенно чужд философских интересов. Изучение языческих писателей, по его мнению, полезно только в том отношении, что формально подготавливает к занятию богословскими вопросами и оказывает известное влияние на нравственность. По существу же языческая философия содержит только басни и является пустой болтовнёй (Ad Seleuc., 49 ff). Подобные мысли высказывали и другие писатели, что не мешало им, однако, подчиняться этой философии и по существу. Амфилохий свободен от такой зависимости. Это сказывается, прежде всего, в его полном равнодушии к спекулятивному богословию Оригена , которое так ценили и под влиянием которого в большей или меньшей степени находились каппадокийцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

Вот такой был великий старец Лаврентий, что все мог видеть. Я была этому свидетель в день моего Ангела Симеона Богоприимца и пророчицы Анны». У батюшки была безграничная любовь к людям. Однажды зашел к батюшке Пимен Никитич, который жил рядом с монастырем. Он был верующий мастеровой мужик. Он принес свою скрипку и хотел показать свое искусство. Начал играть псалмы. Но у него хорошо не получалось. Он нервничал, расстраивался. Батюшка заметил это, да и говорит: «А ну, давай, заиграй ,,Казачка“». Эта вещь зазвучала у него отлично. Похвалил его батюшка, и тот с радостью ушел домой. Батюшка часто плакал – и во время молитвы, и во время пения. Не раз слезно повторял такие слова: «Здесь, на этом свете, Господь даровал каждому человеку свободу. Он может слушать пение, наслаждаясь им, хвалить Господа устами и сердцем. А в будущей жизни будет не так. Только тот будет слышать и наслаждаться, кого Господь сподобит, потому что многие за свою грешную и нерадивую жизнь лишатся этого навеки». Когда рукополагали во священники, батюшка обливался слезами. Его однажды спросили сестры, почему он так плачет. Батюшка ответил, что многие и многие погибнут из этих священников за свою небрежность и нерадивую жизнь духовную. Они не будут думать о своем спасении, а тем более о других. Но священника отца Димитрия, который был в то время настоятелем Троицкого храма, он одобрял за его искренние проповеди, наставления и правильные исповеди и говорил, что он за свое усердие не будет отвечать перед Богом за своих чад. И Господь его спасет». Он потом был рукоположен во архиепископа и до конца своей жизни был большим ревнителем благочестия. При владыке Борисе была возможность тайно брать подрясники в мир, если батюшка на это давал благословение. Одна женщина, получив «извещение» о смерти мужа, в скорби пришла к старцу отцу Лаврентию за благословением на подрясник. А батюшка ей: «Да, как говорится, когда придет твой, как его звать, Василь? (Женщина утвердительно кивнула головой.) Вот, когда придет Василь, что тогда будем делать?» «Да он не придет, он погиб... Я получила «извещение» – со слезами сказала женщина. «Да, да, а если придет? Тогда что же делать? Нельзя, лучше подождать», – твердо настоял на своем батюшка.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Возвращаюсь к прерванному рассуждению о библейских песнях. Способ исполнения библейских песен сводится к следующему. Каждая библейская песнь поется сначала постишно на двух клиросах до тех пор, пока в ней не останется известное количество стихов, к которым должны присоединяться ирмосы и тропари канонов. Если же служба праздничная или воскресная (также в пред- и попразднства), то она вся поется с припевами тропарей канона, и тогда число стихов каждой песни значительно сокращается (в несколько раз), остаются наиболее содержательные и глубокие по мысли и поэтичности 150 . Будничное исполнение песней носит название «Господеви поем», праздничное  –  «поем Господеви» 151 . Стихи песней, которыми разделяются между собою тропари канонов, очень умилительны, богословски глубоки, художественны, образны. Например: Господь мертвит и живит, Низводит во ад и возводит, Господь убожит и богатит, Смиряет и высит. (Из песни Анны Пророчицы) Воскреснут мертвии и востанут иже во гробех, И возрадуются иже на земли; Роса бо, яже от Тебе, изцеление им есть 152 , Земля же нечестивых падет. (Из песни прор. Исаии) Благословен еси, Господи, Боже отец наших, И препетый и превозносимый во веки, И благословено имя славы Твоея святое, И препетое и превозносимое во веки. Благословен еси во храме святыя славы Твоея, И препетый и превозносимый во веки. Благословен еси, Видяй бездны, Седяй на херувимех, И препетый и превозносимый во веки. (Из песни трех отроков) Вот эти-то и подобные им стихи и заменяются у нас, исключая Великий пост , известными припевами. Причем, так как в церковно-богослужебных книгах почти не содержится готовых припевов, то благодаря этому «открывается широкое поле для произвола каждого чтеца и для непризванного творчества» 153 . Но будем, по крайней мере, придерживаться тех немногих образцовых припевов, которые изредка встречаются в богослужебных книгах, и по ним строить новые... 154 Скажем теперь немного о самом исполнении (музыкально-певческом) канона. Поют канон, по Уставу, оба клироса попеременно. Поэтому число стихов песней Писания или число тропарей всегда четное, при этом припев (например, воскресный: «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему») и отдельный тропарь считаются за одно целое. Тропари по напеву однородны с ирмосами. Этим объясняется помещение в начале каждого канона ирмоса с известным гласом, хотя бы сами ирмосы и не пелись 155 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

50 Здесь и далее буквой М помечается перевод архимандрита Макария (Глухарева). 51 Она припоминает подвиг прежнего судии, который убил шестьсот филистимлян, но все-таки не освободил Израиля от врагов. 52 Предполагают, что это была подобно Деворе, судия, только малоизвестная; но вернее всего это убийца Сисары, и пророчица в этих поэтических словах намекает, что убийство Иаили не много прибавило к победе израильтян под ее предводительством. 53 Другие колена не упоминаются в песни: нет сомнения, что они были слишком удалены от поля войны и именно по этой причине не могли принять участие во вспыхнувшем восстании. 54 Здесь и далее буквой М помечается перевод преподобного Макария (Глухарева), буквой С — перевод отца А. Сергиевского. — Ред. 55 Дочерью Божией еврейская женщина называется в приведенных словах песни. 56 Прежде только Авраам называется пророком во сне царю Герарскому, и то не в прямом смысле орудия Божественного вдохновения, а в смысле человека Божия, которого молитвы Бог слышит. 57 Еврейские женщины любили украшения. Это мы видим еще в Ревекке. Украшения и драгоценности были непременными подарками женихов невестам. Может быть, у многих женщин эти подаренные вещи были единственным достоянием. Мы должны понять и оценить религиозную ревность еврейских женщин в этом деле устроения храма Иегове. 58 Соблюдение субботы было известно между евреями и прежде ( Исх.16:23,26 ); при Синае оно было только подтверждено. 59 Мы это видели в истории Анны, матери Самуила. 60 И вообще вся глава объясняет сущность назорейских обетов. 61 Собственно зеркала женщин, служивших при дверях скинии, были употреблены на слитие медного таза для омовений. 62 На конечное истребление были осуждены народы, занимавшие самый центр Ханаанской земли, как-то: хеттеи, аморреи, хананеи, ферезеи, евеи и иевусеи ( Втор.20:17 ). 63 История Авраама и посольство в Месопотамию за супругой для своего сына, скорбь, какую причиняли Иакову и Ревекке хананеянки-жены Исава — все это было для евреев весьма памятно и поучительно.

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

Анна Пророчица во храме святом без уныния шестьдесят годов провела, Богу себя по смерти мужней предав; оставшись вдовою, душу свою обручила нетленному Жениху. […] Господа возлюбила вместо мужа своею, Господу послужила в доме Господа своего; отрешась от уз, Господу предала себя, и Он свободной сделал ее. Уже под конец двенадцатой строфы, как мы видим, возникает тема свободы человека, как бы его «суверенности», его, говоря специальным богословским языком Древней Руси, «самовластия» (греч. ατεξουσα, сир. sultana, также salitUta и msaltuta — тот же семитский корень, что и в арабском титуле «султан»), то есть царственной призванности к акту воли, к выбору. Свобода эта двояка: во–первых, свобода выбора, дающая человеку шанс покориться Богу не как верховной силе, но добровольно и доброхотно, из любви; во–вторых, свобода после выбора (правильного), свобода от греха, «свобода славы детей Божьих» (Послание к римлянам, 8, 21). Все это само по себе — общепатристическая ортодоксальная доктрина. Однако если на латинском Западе полемика с Пелагием побудит Августина акцентировать момент «благодати» и детерминирующего «предопределения», а греческое богословие, неизменно признавая свободу воли, все же преимущественно занято другими проблемами, то сирийские теологи говорят о «самовластии» человека с особым ударением . Ефрем посвящает вопросу о свободе воли тринадцатую и четырнадцатую строфы: Свободною волей как Владыку своего приняла Бога, не понуждавшего ее; всякую свободу вверил нам Бог, да свободу нашу Ему поручим и соделаемся наследниками Царства Его. Доколе свободная воля людей лишь себе внимает, пребудет рабой; когда же Богу вверит себя, поистине станет свободной вполне; господство бо Господа благо есть. Заключительные слова четырнадцатой строфы еще раз намечают ключевое понятие, которому предстоит составлять собою центр длинного, обстоятельного размышления; в целом десятке строф — с семнадцатой по двадцать шестую, речь будет идти о правильном выборе воли, распознающей «благо» и отличающей его от «зла». Но движение медитации снова прерывается. Прощаясь с образом Анны Пророчицы, Ефрем хочет с возможной энергией запечатлеть в воображении своих девиц этот пример сосредоточенности и любви к Богу, поверяя такой мерой их совесть и укоряя нерадивых и несобранных; этому посвящены пятнадцатая и шестнадцатая строфы:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=779...

Утешением же он здесь называет побуждение к делам добродетели, также и утешение печальных. Ибо все Апостолы словом, а некоторые и писаниями возбуждали верующих к добродетели, и утешали их в скорбях, какие они тогда претерпевали от неверных. Ежели вы, говорит, имеете дар служения, то не гордитесь в делах служения вашего: ежели кто имеет дар учения, то да не превозносится изяществом и силою учительных своих слов: если кто имеет дар возбуждать других к добродетели и утешать оскорбленных: то да не высокомудрствует, видя успехи своего учения. Таким образом будучи толкуемы сии Апостольские слова согласуют со словами оными Пророчицы Анны, которая молясь говорила: «да не хвалится премудрый премудростию своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим» ( 1Цар.2:10 ). Рим.12:8 . Подаваяй, в простоте: предстояй 2 , со тщанием: милуяй, с добрым изволением. Подающий не имеет по-видимому никакого различия от милующего: почему же Апостол различает их между собою, и подающему завещает простоту, а милующему доброе изволение? Судя по внешнему их действию они поистине ни мало не различествуют один от другого: ибо действие как первого, так и второго есть одно и то же, т. е. подаяния: что ж касается до внутреннего расположения души: то они имеют немалое различие. Подающий не всегда имеет в сердце своем расположение к милостыне, то есть к сострадательности и человеколюбию: ибо он иногда благотворит для того, чтобы приобрести любовь и дружество облаготворенных, иногда, чтобы в случае нужды самому воспользоваться от них благодеяниями, а иногда, чтобы заставить их почитать себя яко человека щедрого и благотворительного: следовательно цель его благодеяний не есть простая, но многообразная и многоразличная. Истинно же милующий благотворит бедным, всегда будучи побуждаем сострадательностью и человеколюбием, никакого земного за то воздаяния себе не ожидая, и не имея в виду ничего другого, кроме исполнения заповеди: посему-то премудрый Апостол Господень предписывает подающему простоту, научая тем его, при оказании благодеяний, иметь одну только простую цель сию, то есть, чтобы подать утешение и вспомоществование бедным: а милующему завещает иметь доброе изволение, научая его, чтобы он миловал не по принуждению, налагаемому на него законом, и не скорбя, но творил бы дело милостыни по собственному произволению, с радостию и веселием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Какие же события произошли в этом году? Под этой датой («въ лето 6864») Рогожский летописец помещает следующее известие: «Тое же зимы на Москве вложишеть дьяволъ межи бояръ зависть и непокорьство, дьяволимъ наоучениемь и завистью оубьенъ бысть Алексий Петровичь тысятьскии месяца февраля въ 3 день, на память святаго отца Семеона Богоприемьца и Анны пророчици, въ то время егда заоутренюю благовестять, оубиение же его дивно некако и незнаемо, аки ни оть кого же, никимь же, токмо обретеся лежа на площади» 276 . Речь в данном отрывке идет о видном московском боярине Алексее Петровиче Хвосте. Историки связывают его убийство с борьбой за власть внутри столичного боярства за пост московского тысяцкого, являвшегося по сути начальником городского ополчения. Как известно, при Иване Калите московским тысяцким был Протасий Вельяминов, которого сменил на этом посту его сын Василий. Последний умер в промежуток между 1347 и 1356 г. и должность тысяцкого стала предметом борьбы, в которой Вельяминовых одолел Алексей Петрович Хвост. Однако эта победа стоила ему жизни. «Летописцы, – отмечает академик С. Б. Веселовский, – рассказывают об этом крупном московском событии как-то сбивчиво, загадочно, с недомолвками. Одни говорят, что Алексей Петрович был убит «боярскою думою», т.е. боярским заговором, другие выражаются менее определенно: «всех общею думою... яко же Андрей Боголюбивый от Кучковичь, тако и сий от своея дружины пострада» 277 . Убийство было действительно «дивно», т.к. вообще у бояр было обыкновение никуда не выходить без сопровождения вооруженных слуг, а здесь был покинут своей дружиной и убит не кто иной, как главнокомандующий Москвы и Московского княжения. Явно, что Алексей Петрович был предан и убит своими слугами, подкупленными его врагами из боярской среды. Последующие события показывают, что убийство было совершено не «всех общею думою», а боярской партией, которая встретила отпор со стороны третьей партии, настолько сильной, что эта последняя не позволила заговорщикам воспользоваться плодами своего преступления и поставила их под угрозу возмездия. Если они не были наказаны немедленно, то только потому, что великий князь был в это время в Орде» 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1672 г. 1-го сентября в домашнем театре боярина Артемона Сергеевича Матвеева была представлена «Коляда», баснословная комедия с песнями, славянскими и уральскими плясками и разными играми. Далее, в Хронике, в хронологическом порядке, указываются разные театральные пьесы, переводные и оригинальные, которые представлялись при Петре В., Анне Иоанновне, Елизавете Петровне и Екатерине II немецкими труппами Готфрида Грегори, Иоганна Куншта и Франца Фиршта, и русскими актерами. Мемуары, илн Записки современников. К замечательным мемуарам времени Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны относятся Записки княгини Долгорукой, князя Нащокина и Данилова. Записки княгини II. Б. Долгорукой. 322 Наталья Борисовна Долгорукая известна в истории своей удивительной судьбой, исполненной разных превратностей, и своим высоким, самоотверженным, героическим характером. Почти из царской обстановки жизни ей суждено было перейти в Березовский острог, а потом, после продолжительных страданий, окончить жизнь в монастырской келье. Долгорукая была дочь знаменитого фельдмаршала Петра В., Бориса Петровича, Шереметева, воспитана и выросла в полном довольстве и роскоши. Все родные и знакомые пророчили ей веселую и счастливую жизнь, особенно, когда она сделалась невестою любимца Петра II, кн. Ивана Алексеевича Долгорукого. «Думала я, замечает и сама она в своих Записках, что я первая счастливица в свете, потому что первая персона в нашем государстве был мой жених. При всех природных достоинствах, имел знатные чины при дворе и гвардии.... Вся императорская фамилия была на нашем сговоре, все чужестранные министры, наши все знатные господа, весь генералитет... Обручение наше было (совершено) в зале, духовными персонами, один архиерей и два архимандрита. После обручения все его сродники меня дарили очень богатыми дарами: бриллиантовыми серьгами, часами, табакерками и готовальнями и всякою галантереею; мои б руки не могли всего забрать, когда б мне не помогли принимать. Наши перстни были, которыми обручались, его в двенадцать тысяч, а мой в шесть тысяч» 323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Как говорит Церковное Предание, праведный Симеон Богоприимец умер вскоре после встречи с Младенцем Христом и Святым Семейством в Иерусалимском храме. Ему было 360 лет. Согласно отдельным историческим источникам, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара (сейчас — город Задар в Хорватии). Сегодня мощи покоятся в реликвариях в двух хорватских городах: в Задаре и Загорье. А в немецком городе Ахене хранится десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца. Десница праведного Симеона Богоприимца Десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца — это христианская реликвия, которая покоится в кафедральном соборе города Ахен в Германии. Раз в семь лет, по старой традиции, ее выставляют для поклонения верующих — это знаменитое на весь мир Ахенское паломничество. Хранится святыня в украшенном драгоценными камнями реликварии. Молитвы праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице Тропарь праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице глас 1 Радуйся, Богоприимче старче Симеоне, во объятия приемый Спаса Господа. Веселися и ты, честная пророчице Анно, возвестивши пришествие в мир Христа Бога нашего, сокрушившаго державу вражию и подающего нам велию милость. Кондак праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице глас 8 Во избранных Божиих, блаженне старче Симеоне, на Небеси предстоиши пред лицем Христа Бога, Егоже во храме, яко Младенца руконосимаго, во объятия своя от всепречистых рук приял еси и со Анною пророчицею яко Бога исповедал еси. Темже похвальными гласы ублажаем вас: радуйся, Богоприимче старче Симеоне, радуйся, пророчице честная Анно, радуйтеся, Бога во Плоти познавшии. Тропарь Симеону Богоприимцу глас 4 Симеон старец днесь веселится, восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога, от уз плоти разрешитися прося и вопия: видеста очи мои спасение Твое мирови. Кондак Симеону Богоприимцу глас 4 Старец днесь отрешитися от юз моляшеся сего жития тленнаго, Христа восприят на руки, Зиждителя и Господа. Иконография Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

http://foma.ru/simeon-bogopriimecz-i-ann...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010