Слыша в приветствии Елисаветы повторение Архангельского благовестия Ей, Мария отсюда узнает, что Елисавете свыше открыто о Ее Благовещении. Обрадованная и возвышенная душа Пренепорочной спешит ответом, выраженным Ей в словах многознаменательной песни, и ныне поемой на всенощном бдении перед 9–й песней канона. «И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его» ( Лук. 1:46,50 ). Эта величественная песнь Приснодевы, по характеру подобная песни Анны, Матери Самуила ( 1Цар. 2:1 и след.), Моисея и Мариамны ( Исх. 15:1 и след.), пророчицы Девворы ( Суд. 5:1 и след.) и Давида ( 2Цар. 22 и след.; псал. 113 и 126), прославляет Божью милость (ст. 48, 50, 54), всемогущество (ст. 49, 51), святость (49, 51, 54), правду (52, 53) и, в особенности, верность Бога Иеговы завету Своему (54, 55) 37 . Мария, смиреннейшая из всех жен, видит во всем происходящем с ней только одну милость Божию, а посему и величания, предпосланные Ей Елисаветой, относит всецело к величию и всемогуществу Божию. И, вдохновленная свыше, отвечает на приветствие Елисаветы высоко знаменательной песнью. «Дух Святый, Которому предалась Она в восторге молитвы, замечает Учитель Церкви, просветил в сие время Ее ум подвигнув Ее уста, и Она изрекла то, что предопределил о Ней Бог» 38 . Но и мало того, Она, движимая благодатью Святого Духа, действующего в Ней, кратко, но ясно в своей ответной речи к Елисавете – священной песни изображает всю ветхозаветную историю народа Божия, вспоминая все важные исторические события, постепенно предуготовлявшие народ к принятию Мессии. Продолжая далее свою высокую по содержанию песнь, Мария, восхваляя всепромышляющее правосудие Божие, говорит Елисавете: «Явил силу мышцы Своей, рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, а боготящихся отпустил ни с чем ( Лук. 1:51–53 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:18, 20 24. Блаженной Ксении Петербургской Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 25. Святителя Григория Богослова Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 151. Аллилуия, глас 2 Стих: Внимай, народ мой, закону моему, склоните ухо ваше к речам уст моих. Стих: Открою я в притчах уста мои, изреку загадки изначальные. Пс 77:1, 2 27. Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 318а. Аллилуия, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 30. Собор святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 334. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою — в собрании святых. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6, 8а Февраль 2. Сретение Господне Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 316. Аллилуия, глас 8 Стих: Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром. Стих: Свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля. Лк 2:29, 32 3. Праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Таким образом, всю жизнь мы должны готовиться к этой встрече. Наша жизнь должна соответствовать евангельскому учению. Мы должны быть христианами не только по званию, не только по имени, но и быть таковыми по жизни, дорожить своим святым и высоким званием. Святой праведный Симеон, взявший ныне на руки Владыку и Спасителя и потому названный Симеоном Богоприимцем, своей жизнью подвигнувший нас к размышлению о наших встречах с Богом, учит тому, что нужно, чтобы и наша встреча с Богом была радостной, мирной и благодатной. Всю свою долгую жизнь он был исполнен веры в грядущего Спасителя, ею жил и укреплялся. Святое Евангелие говорит о нем: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святым был на нем» Будем и мы, возлюбленные о Господе братия и сестры, по молитвам праведного Симеона и пророчицы Анны преуспевать в вере, праведности и благочестии, чтобы и нам стяжать благодать Святого Духа и, встретившись с Господом, услышать голос праведного Судии: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Аминь. На Благовещение Пресвятой Богородицы Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! С нами Бог! Разумейте, язьщы, и покаряйтеся… яко с нами Бог! Дорогие братия и сестры! Сегодня мы вместе со всей Православной Церковью празднуем один из самых великих и радостных праздников в году — Благовещение Пресвятой Богородицы. Это праздник весны — не потому что он совершается в весеннее время, а потому что он относится к весне нашего спасения. По повелению Божию архангел Гавриил явился в Назарете Пресвятой Деве Марии и возвестил Ей и всему человечеству радостную весть о рождении от Нее Сына Божия, принимающего на Себя человеческое тело и душу, без греха, чтобы в образе человека спасти людей от рабства диавола, греха и от осуждения на вечную смерть. Говоря о событии рождества Христова, святой евангелист Матфей пишет: «Все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который, говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (ст. 22–26). Евангелие многократно упоминает о Духе, Который пребывал на праведном Симеоне. Во-первых, сказано, что Симеон был муж праведный и благочестивый и Дух Святой был на нем. Во-вторых, ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. Далее в русском переводе сказано: «И пришел он по вдохновению в храм» (ст. 27), но славянский перевод мне кажется более правильным и точным, более соответствующим сути повествования: «И прииде Духом в церковь». Значит, Дух Святой и в церковь привел Симеона. Ведь он был уже, как говорит Предание, в глубокой старости, которую можно назвать даже сверхъестественной. Без нужды он, наверно, просто не имел возможности выходить из дому. Но по действию Святого Духа, может быть укрепляемый Им, Симеон пришел в храм. «И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (ст. 27–32). Эти всем известные слова повторяют каждый день во время вечернего богослужения. Каким образом праведный Симеон смог увидеть Бога, своего Владыку в том Младенце, Которого дала ему на руки Мать Господа, Пресвятая Дева? Мы знаем, что евреи остались безразличными не только к проповеди Симеона, Анны пророчицы, язычников-волхвов, но и ко многим непостижимым для человеческого разума чудесам, которые впоследствии сотворил Спаситель. После величайшего чуда воскрешения из мертвых Лазаря начальники иудейские искали повода убить Спасителя и устроил и заговор, чтобы уничтожить своего соперника. Они пренебрегли этим великим чудом.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   Так ли, как он, ревнуешь о преуспеянии в добродетели и благочестии, зная, что ты призвана к тому, чтобы «быть совершенной в доступной для тебя мере, как совершен Отец Небесный» (см. Мф. 5:48)?    Так ли жива твоя вера в пришедшего Христа, как Симеон веровал в грядущего? Так ли, как у него, пламенно твое желание общения с Христом, духовного и таинственного? Не с тугою и скукою готовишься ли каждый раз к соединению с Ним в Таинстве Тела и Крови Его?    Симеон желал продолжения своей жизни на этом свете только для того, чтобы дождаться Христа, и когда дождался, готов был с миром расстаться с жизнью, — жизнь уже не имела для него, после сего, ничего привлекательного. Вопроси себя, так ли ты любишь Христа, чтобы жить только для Него? Не привязывают ли тебя к этой жизни земные блага и удовольствия, а смерть не потому ли для тебя страшна, что тебе не хочется расстаться с ними, что они для тебя дороже, чем благо общения со Христом?    Анна пророчица неотступно была при храме. От нас никто не требует такого усердия к храму; по крайней мере, считаешь ли священным долгом хоть раз в неделю быть в храме и находишь ли сердечное удовольствие в исполнении этого долга? Не тяготишься ли им, скорее предпочитая воскресные и праздничные дни проводить в праздности или в одних мирских, опасных для нравственности, развлечениях? Она день и ночь служила Богу молитвой и постом. Непрестанная молитва заповедуется каждому из нас (см. 1 Фес. 5:17). Молиться непрерывно устами, конечно, нельзя, но непрестанно держать молитву на уме возможно без ущерба для всяких других занятий; ибо если во время житейских занятий мы можем, не отвлекаясь от них, разговаривать с людьми, то, без сомнения, возможно совмещать молитвенную беседу с Богом. Так ли настроена наша душа, чтобы в этом отношении мы подражали примеру Анны пророчицы? Житейские заботы не отвлекают ли нас не только от непрестанной, но вообще от молитвы?    С молитвой должен быть соединяем пост. Анна пророчица постилась непрестанно, а не во дни только положенные законом. Но мы не предаемся ли чревоугодию не только в непостные, но и в постные дни? Многие даже глумятся над заповеданными Церковью постами. Вообще пример праведных Симеона и Анны для многих христиан служит обличением, показывая, как многого не достает им в сравнении с деяниями и житием этих праведников. Горе тебе, душа, внегда будеши судитися, если жизнь твоя далека от соответствия этому примеру.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Лента ордена - красная с желтой каймой, шириной 10 см - носилась через левое плечо (со знаком ордена 1-й степени у бедра). Знак ордена - золотой красный эмалевый крест, по краям креста - золотая кайма. До 1816 г. кресты изготовлялись из «рубинового» полированного стекла. Пространство между сторонами креста заполнено золотым орнаментом, украшавшимся до 1828 г. драгоценными камнями. После 1828 г. знаками с алмазами награждались только иностранные подданные. В середине креста, на медальоне, на белом поле, изображена св. Анна , пророчица; на кресте ордена, жалуемого нехристианам, вместо св. Анны изображался российский гос. орел. На оборотной стороне медальона, на белом поле,- вензель начальных букв девиза ордена синего цвета. Звезда ордена - серебряная, восьмиконечная - носилась на правой стороне груди. В центральном медальоне звезды, на золотистом поле,- красный крест, вокруг креста, на красном эмалевом фоне,- девиз ордена. С 1855 г. на знаках и звезде ордена, жалуемых за военные отличия, помещались скрещенные через середину креста и звезды мечи. В 1829-1874 гг. в качестве детали, повышающей значение награды, над крестами 1-й и 2-й степени и над медальоном звезды помещалась имп. корона. А. с. о. 4-й степени, предназначенный только для награждения за военные заслуги,- красный эмалевый крест на золотом поле, заключенном в красный эмалевый круг, над крестом - золотая имп. корона. Знак носился на эфесе военного холодного оружия: шпаги, сабли, полусабли, палаша, кортика. При награждении знаком 4-й степени за военные подвиги на дужках эфеса или поперечнике кортика гравировалась надпись: «За храбрость». К холодному оружию был положен темляк из орденской ленты. Звезда ордена св. Анны 1-й степени. Кон. XVIII в. (ГИМ) Звезда ордена св. Анны 1-й степени. Кон. XVIII в. (ГИМ) Орденская одежда: 1) красная бархатная епанча, подложенная тафтой желтого цвета, с золотым глазетовым крагеном (воротником) и золотыми шнурками и кистями. На епанче, на правой стороне, нашита орденская звезда; 2) супервест серебряный, глазетовый; 3) красная бархатная шляпа с перьями и нашитым на ней крестом.

http://pravenc.ru/text/115644.html

Ин. Ирмос: Несть свят, якоже Ты Господи: Канон св. отцам. Ирмос: Нет святого,/как Ты, Господи Боже мой: Ток и страсть и сечение,/Арий безумный Рождеству Божественному/злочестно нечестивый прилагая,/сечительным отеческим мечем отсекается.  [Дважды.] Изменчивость, и страстность, и разделение/приписывая рождению божественному нечестиво,/Арий безумный нечестивец/острым мечом отцов отсекается.  (2) Якоже древле божественный Авраам,/ввоинившеся вси всечестнии богоглаголивии,/враги Твоя, Блаже, неистовныя,/Твоею силою крепко погубиша.  [Дважды.] Как в древности божественный Авраам, ведя войну,/все досточтимые богословесные отцы/врагов Твоих неистовых, Благой,/Твоею властью могущественно уничтожили.  (2) Слава:  Первое собрание собравшееся Твоих священных,/единосущна Тя, Спасе, безначальному Отцу,/и Творца всех, рождшагося благочестно проповедаша. Слава:  Первое собрание, составленное/из Твоих священнослужителей,/Тебя, Спаситель, единосущным безначальному Отцу,/и рожденным Творцом всего/благочестиво провозгласило. И ныне, Богородичен:  Не может слово земных,/ниже язык, Дево, восхвалити Тя достойно:/из Тебе бо без семене/Жизнодавец Христос воплотитися Пречистая благоволи. И ныне, Богородичен:  Не в силах ни слово смертных, ни язык/восхвалять Тебя достойно, Дева:/ибо из Тебя, Пречистая, Податель жизни Христос/воплотиться без семени благоволил. Катавасия: Разверзе утробы нечадствовавшия узы,/досаду же неудоботерпиму благочадствующия,/едина молитва пророчицы древле Анны,/носящия дух сокрушен,/к Сильному, и Богу разумов. Катавасия: Расторгла бездетного чрева узы/и прекратила наглость многодетной неудержимую/в древности одна молитва пророчицы Анны,/имевшей сокрушенный дух,/к Властителю и Богу ведения обращенная. Кондак самогласен, глас 6: Еже о нас исполнив смотрение,/и яже на земли соединив Небесным,/вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/никакоже отлучаяся,/но пребывая неотступный,/и вопия любящим Тя:/Аз есмь с вами, и никтоже на вы. Кондак Вознесению, глас 6 Исполнив весь замысел о нашем спасении,/и то что на земле соединив с небесным,/вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш,/совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно/и взывая любящим Тебя:/“Я – с вами и никто – против вас!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-7...

Канон 2. Ирмос: Твоих песнопевцев, Богородица,/– живой и обильный источник,/устроивших духовный праздник, утверди/и в божественной Твоей славе/удостой венцов славы. Возмите врата небесная,/се прииде Христос Царь твари,/в тело оболкся земное,/горнейшим глаголаху силам дольнейшия. “Возвысьте врата небесные;/вот пришел Христос, Царь и Господь,/облекшийся в тело земное”, –/возглашали низшие Силы высшим. Взыскав Христе, прельщеннаго прелестию змиевою Адама,/яко в сего оболкийся,/возшел еси, и сел еси одесную, яко сопрестолен Отцу,/поющим ангелом Тебе. Взыскав хитростью змия обольщенного Адама,/Ты взошел, как облекшийся в него, Христе,/и воссел справа, как сопрестольный Отцу,/при пении Ангелов в Твою честь. Слава:  Земля празднует и ликует, радуется и небо, вознесением днесь Творца твари, предъявленно соединившаго разстоящаяся хотением. Слава:  Земля празднует и ликует,/радуется и небо/вознесению в сей день Создателя всего творения,/явно соединившего разделенное/по воле Своей. И ныне, Богородичен:  Смерти родивши Разрушителя,/Единаго безсмертнаго Бога,/Дево Мати Всечистая:/Того присно умоли,/умерщвляющия моя страсти уморити, и спасти мя. И ныне, Богородичен:  Родившая смерти разрушителя,/единого бессмертного Бога,/Дева-Матерь всечистая,/непрестанно Его моли/умертвить убивающие меня страсти/и спасти меня. Катавасия: Разверзе утробы нечадствовавшия узы,/досаду же неудоботерпиму благочадствующия,/едина молитва пророчицы древле Анны,/носящия дух сокрушен,/к Сильному, и Богу разумов. Катавасия: Расторгла бездетного чрева узы/и прекратила наглость многодетной неудержимую/в древности одна молитва пророчицы Анны,/имевшей сокрушенный дух,/к Властителю и Богу ведения обращенная. Седален, глас 8. Подобен: Премудрости: Седален, глас 8 Всед на облаки небесныя,/оставив мир сущим на земли,/возшел и сел еси одесную Отца,/яко Единосущен Сему сый и Духу./Аще бо и во плоти явился еси, но непреложен пребыл еси:/темже чаеши совершения конец,/судити грядый на землю миру всему./Правосуде Господи, пощади души наша,/прегрешений оставление даруя,/яко Бог милостив, рабом Твоим.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vozneseni...

Не владеть над нами, душа, поставлены звезды: но они устроены для того, чтобы светом своим разгонять ночную тьму; также – показывать мореплавателям путь безопасного плавания и земледельцам – время, когда пахать землю. Если же чрез насильственное влияние звезд одни бывают любителями добродетели, а другие – последователями зла; всякого же блага начало есть вера в Бога истинного, а всякого зла последнейшее зло есть неверие: то никакого осуждения не заслуживают те, которые нечествуют против Бога, равно как никакой награды и благодати не получат от Бога те, которые благочестно чтут Его. Ибо и то и другое бывает не произвольно, а по принудительному влиянию звезд, по которому одни влекутся к благочестию, а другие – к неверию. Какое же после этого значение будет иметь божественное изречение: нуждницы восхищают царство небесное? Также: и идут одни в нетленную жизнь, а другие в огненные муки преисподней ( Мф.25, 46 )? Ибо то, что делается по неволе, одинаково не заслуживает ни награды, ни наказания, будет ли то доброе или злое, как ясно богословствует честнейший и боговдохновенный божественный Иоанн Дамаскин , который говорит: «Эллины думают, что все, касающееся нас, зависит от влияния этих звезд, солнца и луны, востока и запада: в этом упражняется астрологическая наука. Но мы утверждаем, что они служат предзнаменованием дождя и бездождия, холода и тепла, засухи и ветров и тому подобнаго; а наших дел указанием нисколько они служить не могут. Ибо мы созданы Творцем самовластными, и властны в своих делах. Если же мы все делаем под влиянием звезд: то по принуждению делаем то, что делаем. А что бывает по принуждению, то не признается ни добром, ни злом. Если же мы не имеем ни добра, ни зла, то не заслуживаем ни похвал, ни наград, ни укоризны, ни мучений. Таким образом, Бог окажется несправедливым, подавая действием звезд одним благоденствие, а другим несчастье. Если же все идет и несется по нужде, то Бог не правит вселенною и никакого промышления не имеет о Своем создании. Каким же образом будут истинными слова Анны пророчицы, которая говорит, что Господь убожит и богатит, смиряет и высит, возставляет от земли убога и от гноища воздвизает нища, низводит во ад и возводит оттуда ( 1Цар. 2:6–8 ), – если действием слепого счастья и кругом течения звезд одни возвышаются от земли на высоту, а другие низводятся до земли? Если истинны слова Анны-пророчицы, то вера в счастье и несчастье – ложь, как изобретение неверных, а не учение и предание святых. Поэтому мы, как истинно верующие, должны устроять свою жизнь и украшать ее похвальными обычаями и благоверным учением. К тому же, если настоящая жизнь есть село, а доброе семя суть сынове небесного царства, а плевелы суть семя лукаваго, то есть делатели всякого беззакония: то из этих божественных слов явствует, что не силою движения звезд одни бывают любителями добродетели, а другие – преданными злу; но это зависит от того, что одни, повинуясь Богу, бывают добрыми, а другие, последуя злокозненному демону, делаются злыми».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nr...

Подготовка к исполнению силлабических песнопений начинается с разбора их словесного текста и музыкальных особенностей напева (или напевов, если есть варианты). Исходя из этих особенностей можно в каждом конкретном случае выбрать наиболее подходящий вариант напева, учитывая общий репертуарный контекст песнопений службы. Прот. Михаил Фортунато на конференции «Церковное пение в историко-литургическом контексте» 82 говорил, что осмысленное пение требует просмотра и понимания текстов и умения органично «накладывать» гласовый напев на конкретный богослужебный текст: «...готовясь к очередной службе, регент логически начинает со слова и заканчивает мелодией. Он разделяет стихиры по смысловым фразам и затем проверяет созданную им структуру текста в согласии с распевом. Опытный регент часто проделывает это интуитивно, эмпирически – одновременно, а логически – последовательно» 83 . § 1. Разбор словесного текста Анализ словесного текста включает два уровня – «смысловой» и «технический». «Смысловой» уровень . На первом из них нужно перевести текст, установить, насколько он сложен для понимания и есть ли в нем неясные места. В качестве примера сложных текстов можно указать ирмосы второго канона Пятидесятницы (глас 4): Пример 21 Песнь 3-я Перевод: «Одна молитва пророчицы Анны в сокрушенном духе к Могущественному и Богу знаний (так назван Бог в данном случае за то, что Он слышал мысленную молитву Анны) расторгла узы неплоднаго чрева и прекратила невыносимую укоризну многодетной (разумеется Фенанна, вторая жена Елканы после Анны)» 84 . Песнь 7-я Перевод: «Стройная игра музыкальных орудий загремела, приглашая почтить златокованый бездушный истукан; светоносная же благодать Утешителя устрояет такое чествование, чтобы взывать: благословенна Ты, Троица единая, равносильная, безначальная» 85 . После того, как текст переведен, рассматривается его смысловое и синтаксическое строение. Чаще всего богослужебные тексты цельны по содержанию, и смысловые разделы внутри них могут быть определены только условно. Обычно с этими разделами совпадает и грамматическая структура:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010