Епископ Омский Гавриил (Голосов) , ходатайствующий в начале XX в. в Св. Синод об открытии в Омске духовной семинарии, был сыном псаломщика — быть может, оттуда фамилия Голосов. В списке архиереев Омской епархии мы находим фамилии, отсылающие нас к давней, но устойчивой традиции бытования духовных фамилий: сщмч. Андроник (Никольский) (1870–1918), архиепископ Пермский и Кунгурский, родился в семье дьячка, впоследствии диакона; сщмч. Сильвестр (Ольшевский) (1860–1920), архиепископ Омский и Павлодарский, из семьи диакона Киевской губернии; Виктор (Богоявленский) (ок. 1854–1928), архиепископ Омский и Павлодарский; Филипп (Ставицкий) (1884–1952), архиепископ Астраханский и Саратовский; Вениамин (Новицкий) (1900–1976), архиепископ Чебоксарский и Чувашский и др. В публикациях «Омских епархиальных ведомостей» конца XIX века мы находим упоминание таких фамилий духовенства, которые отражают вышеобозначенные способы образования подобных фамилий: свщ. села Троицкого Петропавловского уезда Николай Кипарисов (1898, 17), свщ. Христофор Спасский, о. протоиерей Евлампий Правдин (1899, 9), свщ. Илия Тихомиров, свщ. Фома Копацинский (от латинского сарах, capacis — «способный»), свщ. Алексий Гусев (1899, 11) и т.д. Сегодня, как ни удивительно, эти тенденции сохраняются. И если в современной действительности нет возможности поменять фамилию только потому, что ты учишься в духовной семинарии, то это легко сделать в социальных сетях, чем и пользуются семинаристы. Анализ принадлежащих семинаристам профилей в соцсетях показал, что многие заменяют свою родовую фамилию (в никах) по одному из исторически сложившихся вариантов фамилиеобразования и тогда появляются Константин Воскресенский, Владислав Сибирский, Иван Добровольский. Социолингвистический анализ фамильных антропонимов (в частности, фамилий духовенства), обозначение их формальных признаков дает общее представление о культурных процессах, которые находят отражение и в русских фамилиях, и в общественных явлениях страны. Безусловно, фамилии духовенства представляют собой интереснейший лингвистический и культурный феномен, отражающий социально-политические изменения, ведь они тесно связаны и с историей, и с культурой. Этимологический анализ антропонимов позволяет ставить вопросы и находить ответы в прошлом и настоящем, раскрывать тайны и значение языковой и культурной деятельности наших предков. Фамильные имена духовенства несут значительную историческую, культурную, социальную, языковую информацию. Библиографический список:

http://azbyka.ru/familii-duhovenstva-kak...

повсеместно распространял почитание «святителей Церкви Великопермстей» - сщмч. Герасима, свт. Питирима и свт. Ионы, местное празднование к-рым (в с. Усть-Вымь, в 1796-1918 гг. относившемся к Яренскому у. Вологодской губ.) восходит к 1607 г. 29 янв. 1907 г. Н. устроил празднование в честь 300-летия их канонизации (в кафедральном соборе Н. сослужил еп. Киотоский сщмч. Андроник (Никольский) , остановившийся в Перми на неск. дней по пути в Японию). Архиерей распорядился, чтобы в честь этих святых освящались новые храмы и престолы (предложение от 10 марта 1907 г. см.: Пермские ЕВ. 1907. 9. Ч. офиц. С. 123) и чтобы в каждой церкви епархии имелся их образ (предложение от 30 апр. 1907 г. см.: Там же. 13. Ч. офиц. С. 197). В мае 1907 г. в сопровождении келейника совершил поездку на богомолье в Усть-Вымь. Узнав, что в Томске имеется частица мощей свт. Стефана Пермского, списался с архиеп. Томским Макарием (Невским), и тот благословил передать ее в Пермь. Частица была доставлена 20 июня 1907 г. В 1908 г. день памяти свт. Стефана (26 апр.) впервые отмечался в Перми как общегородское торжество, с крестным ходом по городу по особому расписанию. На остановках под открытым небом проповедовали привлеченные Н. лучшие духовные ораторы Перми: епархиальный миссионер А. Г. Куляшов и преподаватель семинарии Н. И. Знамировский (впосл. архиеп. Стефан ). По поводу крестных ходов у Н. возникали «недоразумения» с пермским губернатором А. В. Болотовым (в монашестве Амвросий; 1866-1938), к-рый, запретив митинги и демонстрации в связи с политической обстановкой, не приветствовал и религ. шествия. Н. освятил церковь Серафимо-Алексеевского скита Белогорского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря и 22 июня 1905 г. рукоположил белогорского иеродиак. Серафима (Кузнецова) во иерея, Успенскую ц. (21 нояб. 1905) на Старом кладбище в Перми, кладбищенскую Илиинскую ц. (2 дек. 1907) на Юговском заводе и др. Правые круги («истинные патриоты») Перми видели в епископе выразителя своих национально-политических взглядов, о чем свидетельствует поднесение ему в нояб.

http://pravenc.ru/text/2565316.html

11-13 мая 1996 г. в связи с празднованием 600-летия со дня преставления свт. Стефана Пермского в Пермской епархии находился патриарх Алексий II. Предстоятель Русской Церкви совершил молебен на городской эспланаде, посетил Троицкий кафедральный собор и воскресную школу, храм Вознесения Господня, Николаевский муж. мон-рь и храм Всех святых в Кунгуре, часовню в Пермском высшем ракетном уч-ще. После визита патриарха власти города передали Пермской епархии храм-часовню во имя свт. Стефана Пермского. По благословению патриарха Алексия II 2 июля 1998 г. в Николаевском Белогорском мон-ре состоялся чин прославления в лике местночтимых святых священномучеников Феофана (Ильменского), еп. Соликамского, Варлаама (Коноплёва), архим. Белогорской обители, и 26 пострадавших насельников мон-ря. 17 янв. 1999 г. в Троицком кафедральном соборе был совершен чин прославления в лике местночтимых святых сщмч. Андроника (Никольского), архиеп. Пермского и Кунгурского, были составлены его Житие, тропарь и кондак новопрославленному святому. Имена названных святых, а также имена 55 мучеников, ранее не прославленных, были внесены в Собор новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. К 2000 г. в Пермской епархии действовало более 190 часовен, храмов и мон-рей, в клире епархии состояли 259 священников, 50 диаконов. 13 марта 2002 г. архиеп. Афанасий по собственному прошению был уволен на покой, вскоре скончался. 12 марта 2002 г. епископом Пермским определен иером. Иринарх (Грезин) , 16 марта он был возведен в сан архимандрита, 14 апр. 2002 г. состоялась его архиерейская хиротония. В 2002 г. при Пермском епархиальном управлении был образован ряд комиссий: ревизионная, имущественная, духовного образования, искусствоведческая, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, миссионерская, каноническая, богослужебная; были организованы совет духовников Пермской епархии и отдел по делам молодежи. В 2004 г. начался ремонт Троицкого собора, 23 нояб. состоялось великое освящение главного престола, к 2010 г. в храме были восстановлены росписи, отреставрирован фасад, собору возвращен первоначальный архитектурный облик. В 2005 г. был учрежден правосл. религиозно-философский клуб «Логос», прошли первые правосл. краевые образовательные Феофановские чтения, посвященные памяти сщмч. Феофана (Ильменского). В 2004-2006 гг. по согласованию с руководством Пермской епархии преподаватели и учащиеся миссионерского фак-та Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та совершили несколько миссионерских поездок на север Пермского края. В 2008 г. возобновилась работа Пермского отд-ния имп. Палестинского православного об-ва. В авг. 2009 г. состоялся I съезд правосл. молодежи Прикамья. В епархии росло число воскресных школ: в 2003 г. действовало 25 школ, в 2005 г.- 48, в 2009 г.- 74 школы. В 2009 г. в клире епархии состояли 258 священников, 35 диаконов.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Петрович Соколов (2.03. 1874, Калужская губ.- сент. 1918, г. Кунгур Пермской губ.), сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи потомственных священнослужителей. После учебы в Мещовском ДУ поступил в 1889 г. в Калужскую ДС, к-рую окончил по 2-му разряду в 1896 г. Был назначен законоучителем в народную школу с. Давыдова Медынского у. Калужской губ. В 1897 г. переведен законоучителем второклассной церковно-учительской школы в г. Красноуфимск Пермской губ. 30 янв. 1900 г. рукоположен во иерея. Назначен на должность 3-го священника в храм во имя св. апостолов Петра и Павла пос. Нязепетровский Завод Красноуфимского у. (ныне г. Нязепетровск Челябинской обл.). 13 янв. 1903 г. переведен на должность 2-го священника той же церкви. 31 дек. 1903 г. назначен настоятелем нязепетровского Петропавловского храма. Совмещал священническое служение с преподаванием Закона Божия в 2-классном народном и 4-классном городском уч-щах Нязепетровского Завода; был заведующим Нязепетровской (с янв. 1903), Майчагинской и Гривенской (с окт. 1910) церковноприходскими школами. Избирался кандидатом в члены совета 3-го благочиннического округа г. Красноуфимска, членом комиссии по ревизии денежной части. 7 июня 1911 г. переведен в г. Кунгур настоятелем храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Был помощником благочинного городских церквей. Преподавал Закон Божий в кунгурских жен. гимназии и реальном уч-ще; был заведующим 2-классной Успенской церковноприходской школой. Состоял штатным членом и делопроизводителем Кунгурского уездного отделения Епархиального училищного совета. Избирался кандидатом в депутаты на епархиальные съезды. Награждался набедренником (22 марта 1903), скуфьей (19 мая 1909), камилавкой (6 мая 1912), наперсным крестом от Синода (29 июня 1917). Казнен в Кунгуре в сент. 1918 г. во время массовых репрессий после объявления в стране красного террора. Похоронен предположительно вместе с др. казненными в братской могиле у Тихвинского храма. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Память празднуется 7 июня, в день памяти сщмч. Андроника (Никольского) , архиеп. Пермского. Лит.: Пермские ЕВ. 1919. 1. С. 14; Дамаскин. Кн. 2. С. 113; ЖНИР. Июнь. С. 188. Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2581863.html

Слева направо: епископ Соликамский Феофан, епископ Барнаульский Гавриил (Воеводин), епископ Пермский Андроник (Никольский), епископ Петропавловский Мефодий (Красноперов), епископ Глазовский Павел (Поспелов). 26 февраля 1917; Набережная Камы, г. Пермь. Фото Александра Иванова. Ил.: Сщмч. Феофан Ильменский (Соликамский), икона//Фома. - – декабрь 2021. – С.28-31. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Священномученик Феофан родился 20 сентября 1867 года в селе Окатная Маза Саратовской губернии в семье псаломщика, Петра Степановича Ильменского и в крещении был наречен Сергием. В 1882 году Сергей окончил Саратовское духовное училище, в 1888-м — Саратовскую духовную семинарию, в 1892 году — Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 10 сентября 1892 года Сергей Петрович был назначен в Саратовское епархиальное женское училище преподавателем педагогики. В училище среди учениц он встретил свою будущую супругу, и 11 сентября 1894 года они обвенчались. 7 октября епископ Саратовский Николай (Налимов) рукоположил его во священника к Александро-Невскому кафедральному собору города Саратова. 28 октября 1895 года у отца Сергия и его супруги родилась дочь, которую они назвали Марией, но вскоре он овдовел и уже в дальнейшем сам воспитывал дочь до ее совершеннолетия. 1 сентября 1907 года епископ Саратовский Гермоген (Долганев) назначил отца Сергия настоятелем церкви святой равноапостольной Марии Магдалины при Мариинском институте благородных девиц и преподавателем педагогики в институте. 15 мая 1909 года епископ Гермоген назначил его благочинным домовых церквей города Саратова. 14 мая 1911 года отец Сергий был возведен в сан протоиерея и 1 сентября того же года назначен главным редактором «Саратовского духовного вестника». 14 августа 1914 года в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря отец Сергий был пострижен в монашество с именем Феофан и 14 сентября возведен в сан архимандрита.. В 1916 году он был назначен ректором Пермской духовной семинарии. 26 февраля 1917 года архимандрит Феофан был хиротонисан во епископа Соликамского, викария Пермской епархии.

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-224...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Данилович Зверев († 27.08.1918, между Пермью и Вяткой), мч. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), миссионер. Род. в крестьянской семье, служил миссионером в Московской епархии. В 1917 г. избран делегатом от мирян на Поместный Собор РПЦ 1917-1918 гг. Направлен в Пермь в составе комиссии Собора для расследования обстоятельств убийства сщмч. Андроника (Никольского) , архиеп. Пермского. Когда, окончив расследование, комиссия возвращалась в Москву, в вагон ворвались красноармейцы, убили всех членов комиссии и выбросили их тела из поезда. Материалы расследования и средства, собранные на нужды Собора, были похищены. Местные крестьяне нашли тела мучеников и похоронили их. На могилу началось паломничество, власти вырыли тела и сожгли. А. прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 202. Л. 25-28. Лит.: Пермские ЕВ. 1919. 1. С. 13-19; Ильинский П. Всемирные заговорщики. Новониколаевск, 1919. С. 63; Агафонов П. Н. Архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Владимир Никольский). Пермь, 1995. С. 60. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ († 1918), мч. (29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/64624.html

В дополнение к курсу второклассных церковноучительских школ в 1917 г. еп. сщмч. Андроник распорядился открыть при архиерейском доме 2-годичный законоучительско-псаломщический курс; он должен был начать работу с осени 1917 г. (Пермские ЕВ. 1917. Отд. неофиц. 14/15. С. 287). Духовно-просветительную деятельность вело Стефаново братство, Об-во ревнителей Православия, епархиальное Церковно-археологическое об-во, об-ва трезвости. В задачи церковноприходских попечительств входило распространение грамотности, устройство церковноприходских школ, складов религиозно-нравственных книг. Б-ки действовали при всех духовных учебных заведениях епархии. В 1866 г. консистория распорядилась организовать при каждой церкви б-ку душеполезной литературы (ГАПК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 6. Л. 30). Если в 1892 г. в Пермской епархии существовало 248 церковных б-к, то в 1912 г. их насчитывалось 327 (ППБЭС. Т. 2. Стб. 1796). Наряду с библиотеками возникали книжные склады. Единоверие и миссионерство до 1917 г. В 1-й пол. XIX в. численность старообрядцев на территории Пермской епархии увеличилась. Еп. Иустин (Вишневский) выяснил, что в ряде приходов (в т. ч. в Усть-Миасской слободе) православные уклонялись в старообрядчество по причине пьянства и грубости священников ( Шестаков И., свящ. 1899. С. 110). В 1823 г. к старообрядчеству присоединились многие жители Юго-Кнауфского завода (ныне с. Калинино Кунгурского р-на). В это же время в Перми действовала старообрядческая часовня. В Екатеринбурге проживало много ревнителей «старой веры». В 1803 г. местный купец Я. Ф. Толстиков обратился к еп. Иустину (Вишневскому) с прошением о строительстве единоверческого храма. «Толстиковская» Спасская ц. была заложена в 1805 г., 1-й придел (Никольский) освящен 29 марта 1806 г., главный придел - 23 июня 1813 г. Этот храм стал крупным единоверческим центром не только для Пермской, но и для соседних губерний. В 1805 г. учрежден единоверческий приход в демидовском Бымовском заводе Осинского у. (ныне с. Бым Кунгурского р-на). При еп. Дионисии (Цветаеве) 3 священника в екатеринбургском и бымовском приходах духовно окормляли 1992 единоверца.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Вошедшие в Пермь части Сибирской армии А. В. Колчака пермское духовенство встретило как освободителей. Постановлением Высшего временного церковного управления Сибири (ВВЦУ Сибири) от 5 янв. 1919 г. временное управление Пермской епархией было поручено Чебоксарскому еп. Борису (Шипулину) , вик. Казанской епархии. 14 февр. 1919 г. он прибыл в Пермь. В этот же день состоялось епархиальное совещание под председательством архиерея, на котором было принято решение собрать данные о жертвах террора среди духовенства. 15 февр. архиепископ служил благодарственный молебен на площади кафедрального собора в честь установления власти Колчака. В 1-м обращении к пермской пастве владыка сказал, что «спасти Отечество может только Церковь» (цит. по: Агафонов. 2008. С. 10-11). 19 февр. 1919 г. архиеп. Борис приветствовал прибывшего в Пермь Колчака. 25 февр. в зале Стефанова братства прошел епархиальный съезд-совещание с 53 участниками. До съезда временный епархиальный совет принял решение о выплате единовременного пособия сиротам и вдовам погибших во время красного террора в размере 700 р. на семью. Пособия выплачивались из епархиальной похоронной кассы, к-рую удалось сохранить священнику Петропавловского собора В. Цветову. В февр. была образована комиссия по восстановлению епархиального уч-ща. Возобновились учебные занятия в ДС, временно исполнявшим обязанности ректора стал преподаватель А. Рыбаков, позднее - Николай Знамировский (см. Стефан (Знамировский) ). 8 апр. возобновил деятельность Союз приходских советов, созданный архиеп. сщмч. Андроником (Никольским). Еп. Борис преобразовал Союз приходских советов в Общественный союз, к-рым руководил епархиальный совет во главе с архиереем; председателем епархиального совета был избран прот. А. Сергеев. В янв. 1919 г. пермское епархиальное начальство рекомендовало священникам призывать прихожан к пожертвованиям для армии Колчака. Еп. Борис (Шипулин) внес 200 р. на Красный Крест и на лазарет им. Н. Пепеляевой, жены ген. А. Пепеляева. К апр. 1919 г. от прихожан Пермской епархии поступило 8087 р. 50 к. Журнал заседаний приходского совета Никольской ц. в Мотовилихе дает представление о деятельности приходов в период гражданской войны. В марте 1919 г. приходской совет постановил приготовить на средства прихожан пасхальное угощение солдатам, расквартированным в лазаретах прихода, передать 700 р. на пасхальные подарки солдатам Барабинского и Пермского полков и 150 р. на «армию вообще»; кроме того, выделили 300 р. нищим (ГАПК. Ф. 187. Оп. 1. Д. 7. Л. 2-10). В епархии проводились «вечера скорби» в память о павших от рук большевиков.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Во время пребывания на пермской земле я пытался понять логику событий, - почему именно в Перми открывается первое отделение Русского Собрания. Ведь это не может быть случайным. И, думаю, я нашел объяснение, обратившись к событиям нашего трагического прошлого. Мне, как и многим, известно пророчество святого праведного Иоанна Кронштадтского, который, кстати, был почетным членом Союза русского народа и участником Русского Собрания, о «черном кресте» над Пермью (батюшка сказал это делегации пермских купцов незадолго до своей кончины). Спустя 10 лет стало понятно, о каком черном кресте над городом говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, - три злодейских убиения представителей Дома Романовых были совершены на территории Пермской губернии - Екатеринбург, Алапаевск, Пермь. Вспоминая об этом, я сделал одно интересное наблюдение. В Перми в 1918 году на протяжении короткого промежутка времени состоялись три символических события - три расправы над устоями русской жизни. В ночь с 12 на 13 июня был убит Великий князь Михаил Александрович, последний законный правитель Российской Империи, 19 июня был убит глава местной патриотической организации - Пермского отделения Союза русского народа рабочий Петр Рябов, а на следующий день был убит глава церковной иерархии Перми священномученик Андроник (Никольский). Вот так в течение недели были уничтожены руководители Русского государства, Русского общества и Русской Церкви. В Перми характер и масштаб национальной катастрофы отчетливо видны. Происходило действительно уничтожение России. После этого мне стало понятно, почему именно в Перми было создано первое региональное отделение Русского Собрания. После молебна на лестнице, по которой уводили на смерть сщмч. Андроника, с его иконой А.В.Вертинский, А.Д.Степанов, Н.И.Дозморов, О.И.Сыромятников Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 5. Русское собрание в Перми Рад, что, наконец-то, на Пермской земле открылось Ваше региональное отделениею. Это значит, что садомитам типа Гельмана будет еще труднее развращать нашу молодежь...

http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/03/v_...

В. активно руководил деятельностью братства св. кн. Михаила Черниговского (создано в 1888), основными задачами к-рого были духовное просвещение, миссионерство и благотворительность, а также сельскохозяйственная взаимопомощь, поскольку братчиками в основном были крестьяне. К 1916 г. в Черниговской губ. действовали 15 уездных отд-ний братства, 1059 сельских братств, в к-рых состояло до 20 тыс. чел. В целях укрепления миссионерской деятельности по предложению В. произошло объединение всех епархиальных миссионеров в об-во при братстве св. кн. Михаила, ставившее своей задачей борьбу с расколом и сектантством. 1 мая 1912 г. было учреждено братство св. Филарета Милостивого при жен. епархиальном уч-ще. В. придавал большое значение издательской деятельности. Летом 1911 г. в связи с намеченным на сент. посещением Чернигова св. имп. Николаем II под рук. В. была создана кн. «Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX вековой ее истории» (К., 1911). В 1912 г. в епархии начал выходить научно-богословский ж. «Вера и жизнь» . С 1914 г. братство св. кн. Михаила Черниговского издавало газ. «Черниговский церковно-общественный вестник» (сначала 3 раза в неделю, затем ежедневно). В 1913-1914 гг. В. присутствовал на заседаниях Синода. В июле 1916 г. назначен исполняющим обязанности председателя Издательского совета при Синоде. 5 окт. того же года возведен в сан архиепископа. После Февральской революции 1917 г. по распоряжению Черниговского губ. исполкома В. дважды арестовывали, 29 марта 1917 г. он был отправлен в Петроград, обвинен в узурпации власти и стремлении к наживе, освобожден за недоказанностью обвинений. 14 апр. того же года по указу Временного правительства освобожден от присутствия в Синоде, 6 мая уволен на покой, назначен настоятелем Теребенской во имя свт. Николая Чудотворца пуст. , 11 авг. переведен настоятелем в Заиконоспасский московский в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-рь . 20 июля 1918 г. Советом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В. был включен в состав Собора, 24 июля назначен благочинным ставропигиальных мон-рей. 14-17 авг. Патриарх св. Тихон и Синод постановили послать В., архим. Матфея (Померанцева) и мч. миссионера Алексия Зверева в Пермь для выяснения обстоятельств ареста Пермского архиеп. сщмч. Андроника (Никольского) . На обратном пути в вагон, где ехала делегация Собора во главе с В., ворвались красноармейцы, вывели членов делегации из поезда и расстреляли. В. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/150523.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010