Николай III Кирдиниат Грамматик (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111 –1134) Лев Стип (1134–1143) Михаил II Куркуас (1143–1146) Косьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151 –1153) Неофит I (1153–1154) Константин IV Хлиарин (1154–1157) Лука Хрисоверг (1157–1169) Михаил III Анхиал (1170–1178) Харитон Евгенион (1178–1179) Феодосий I Ворадиот (1179–1183) Василий II Каматир (1183–1186) Никита II Мунтан (1186–1189) Досифей Иерусалимский (1189) Леонтий Феотокит (1189) Досифей Иерусалимский (1189–1191, 2–й раз) Георгий II Ксифилин (1191 –1198) Иоанн X Каматир (1198–1208) Михаил IV Авториан (1208–1214) Феодор II Ириник (1214–1216) Максим II (1216) Мануил I Сарантин (1217–1222) Герман II (1222–1240) Мефодий II (1240) Мануил II (1244–1254) Арсений Авториан (1256–1259) Никифор II (1260) Арсений Авториан (1261 –1265, 2–й раз) Герман III (1265–1267) Иосиф I (1267–1275) Иоанн XI Векк (1275–1282) Иосиф I (1282–1283, 2–й раз) Григорий II Кипрский (1283–1289) Афанасий I (1289–1293) Иоанн XII Косьма (1294–1303) Афанасий I (1303–1309, 2–й раз) Нифонт I (1309–1314) Иоанн XIII Глика (1315–1319) Герасим I (1320–1321) Исайя (1323–1332) Иоанн XIV Калека (1334–1347) Исидор I (1347–1349) Каллист I (1350–1353) Филофей Коккин (1353–1354) Каллист I (1354–1363, 2–й раз) Филофей Коккин (1363–1376, 2–й раз) Макарий (1376–1379) Нил (1379–1388) Антоний IV (1389–1390) Макарий (1390–1391, 2–й раз) Антоний IV (1391 –1397, 2–й раз) Каллист II Ксанфопул (1397) Матфей I (1397–1410) Евфимий II (1410–1416) Иосиф II (1416–1439) Митрофан II (1440–1443) Григорий III Мамм (1443–1453) Афанасий II (1450) Геннадий II Схоларий (1453–1456) Римские папы XII-XV веков 1202 Урбан II (1088–1099) Пасхалий II (1099–1118) Теодерих (1100), антипапа Альберт (1102), антипапа Сильвестр IV (1105), антипапа Геласий II (1118–1119) Григорий VIII (1118), антипапа Каликст II (1119–1124) Гонорий II (1124–1130) Целестин II (1124), антипапа Иннокентий II (1130–1143) Анаклет II (1130), антипапа Виктор IV (1138), антипапа

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Мурзуфл был провозглашен императором. Крестоносцы, потеряв со смертью Алексея IV всякую надежду получить обещанное, решились сами вознаградить себя взятием и разграблением Константинополя. К этому же подстрекало их и латинское духовенство в видах подчинения Восточной Церкви папе. Они вторично осадили Константинополь и скоро взяли его. Алексей Мурзуфл, патриарх Иоанн Каматир и тысячи греков бежали. Крестоносцы же эти, по выражению одного современного описываемому событию историка 266 , мужи крови, предали Константинополь огню и мечу. Они убивали поголовно всех греков, не различая ни пола, ни возраста, грабили церкви и монастыри, расхищая драгоценные церковные сосуды, оклады с икон и одежды; грабили даже святые мощи, древние рукописи и книги, которые затем переправляли на Запад. К такого рода насилиям и жестокостям крестоносцы присоединили еще поругания – бесчестили монахинь, вводили в церкви лошаков, бросали иконы на землю и, сидя на них, пиршествовали и играли в карты. Латинское духовенство не только не останавливало буйных крестоносцев, но даже помогало им в грабеже и поругании святыни. Словом, латиняне на этот раз поступили с Константинополем так же варварски, как впоследствии поступили с ним османские турки. Еще до взятия Константинополя между крестоносцами и привезшими их венецианцами заключен был договор как относительно раздела добычи, так и устройства новой империи, избрания императора и патриарха. Поэтому вскоре по разграблении Константинополя они устроили в нем свою, так называемую латинскую, империю; императором выбран был Балдуин, граф фландрский, а патриархом один венецианец, Фома Мозорини. Папа Иннокентий III, прежде угрожавший крестоносцам отлучением от Церкви за нападение на греческие города, когда ему донесли о взятии Константинополя, благословил дело крестоносцев и приказал как им, так и латинским епископам вводить в Константинопольской Церкви латинство. Таким образом Церковь Константинопольская попала в руки ла­тинян. В ней учреждено было несколько латинских митрополий и епископий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАТФЕЙ Матфей, еп. Крутицкий, совершает отпевание кн. Юрия Васильевича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 962. Л. 509) Матфей, еп. Крутицкий, совершает отпевание кн. Юрия Васильевича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 962. Л. 509) († 19.08.1220), митр. Киевский (не ранее 1199 - до 1210-1220). М. был поставлен на Киевскую митрополию после кончины митр. Никифора II (не ранее 1199). Между Никифором II и М. в перечнях рус. митрополитов, сохранившихся в летописных сводах XV-XVI вв., указаны Дионисий и/или Гавриил, в др. источниках не упомянутые. Как показал А. Поппе ( Поппэ. 1996. С. 463. Прим. 10), их имена представляют собой искусственную вставку, внесенную русскими книжниками для восполнения временного пробела между зафиксированной в летописании деятельностью Никифора II и М. О происхождении и деятельности М. до его поставления на Киевскую кафедру ничего не известно. Хиротонию М. мог возглавить К-польский патриарх Иоанн Х Каматир (1198-1206), к-рый после взятия столицы Византии крестоносцами в 1204 г. во время 4-го крестового похода и до самой своей кончины, последовавшей в 1206 г., пребывал во Фракии. Возможно также, что М. был поставлен Никейским патриархом Михаилом IV Авторианом (1208-1212). По мнению Поппе, «вполне допустимо предположение, что вследствие крушения Византии Киевская кафедра несколько лет пустовала» ( Поппэ. 1996. С. 463). Матфей, митр. Киевский, поставляет инока Кирилла во епископа Ростовского. Миниатюра Лицевого Летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 775 об.) Матфей, митр. Киевский, поставляет инока Кирилла во епископа Ростовского. Миниатюра Лицевого Летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 775 об.) Не позднее 1210 г. М. прибыл в Киев. За неск. лет до этого, 1 янв. 1203 г., вероятно в т. ч. из-за отсутствия на Руси митрополита, к-рый мог и должен был способствовать примирению князей, Киев был захвачен и разорен кн. Рюриком Ростиславичем с половцами. По словам новгородского летописца, большой урон был нанесен Церкви: «...а кого доидеть рука, цьрньца ли, цернице ли, попа ли, попадье ли, а ты ведоша в поганыя», т. е. монахов, монахинь, священников с семьями уводили в плен к половцам; кроме того, были ограблены купцы-иноземцы, искавшие убежища в церквах, «а что по манастырем и по всем церквама, вся узорочья и иконы одраша и везоша погании в землю свою, а град пожгоша» (НПЛ. С. 45, 240). По владимирскому летописцу, «такого зла не было от Крещенья над Кыевом... Не токмо одино Подолье взяша и пожгоша, ино Гору взяша, и митрополью Святую Софью разграбиша, и манастыри вси...» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 418). Поэтому одной из первых задач М. должно было стать восстановление разоренного митрополичьего двора и киевских мон-рей; кроме того, вероятно, необходимо было организовать выкуп духовных лиц, монашествующих и мирян, уведенных половцами.

http://pravenc.ru/text/2562670.html

Составив опровержение, он позволил себе распространиться сверх должной меры и заслужил порицание за многословие. Вследствие чего учение проклятого Сикидита и епископа Пафосского сделалось предметом соблазна и образования партий, так что великое и страшное таинство стало обсуждаться на улицах и перекрестках сбродной толпой. Ο πολς ν μσ χρνος α ϑνσει μν , Ξιφιλνος Γεργιος ρχιερατεσας τη πτ, προχειρζεται δ μετ’ ατνπατριρχης Καματηρς ωννης α γνεται μ μνον τς ρχιερατις αϑδρας διδοχος λλ α τς δξης προστετης, ν Ξιφιλνος π τος ϑεοις δροις εσφερεν, ρτο τονυν α πλιν τ ντδοξα μρη ϑερμτερα πρς διλεξιν. Скоро умер Георгий Ксифилин, пробыв семь лет на патриаршем престоле, вместо него избирается Иоанн Каматир, который был не только преемником кафедры, но и мнения Ксифилина относительно таинства евхаристии, при нем религиозные партии опять вступили в жаркую борьбу. ς δ’ ντισται τ βασιλε λεξ τ χδην οτω α σχεδν παρ πσιν χαλινωττ γλττ διαλαλομενα, μεταλητν τϑησιν τν πατριρχην α τν παρατυχοσαν τ πλει τν ρχιερων μγυριν τος νατροις τ ϑεα πεμητο λγια, απολλνατρωϑεν λγων,.. μδοξος βασιλες α σμψηφος γνεται τος φϑαρτα λγουσιν τ ϑεα μυστρια α τν ρχιερων ο πλεους α λογιμτεροι, οτε σλλογος τν διανων α ξμπαν τς συγλτου τ πλρωμα, α υροται μ προβναι περαιτρω τν περ τν ϑεων μυστηρων συζτησιν, λλ’ ρεσθαι πντας τ ληϑς σμα α αμα Χριστο α εναι τατα α νομζεσϑαι πρ τς μν αινοπρεπς σωτηρας α λμενα α χεμενα, αϑς ατς πσταται μνος τελσας τατα... Ποιν δ πρς βασιλως α τς συνδου πσης π τος μ στοιχοσι τος υρωϑεσν ριστο τος μν ερωμνος αϑαρεσις, τος δ’ τς τρας μερδος δμευσις τν ντων α λασις σματος. Κα τ μν τς διλαλς τατης α τς υρσεως εσεβ α φιλϑεα α τν ρατς χντων πρς διαλξεις νασειρασμο α ταφρεαι δυσπρσοδοι. Когда же дошло до сведения царя Алексея, что так открыто и почти всеми без всякой осторожности обсуждаются религиозные вопросы, он приглашает патриарха и случившихся в столице архиереев во дворец... и после продолжительных с той и другой стороны объяснений царь заявил себя на стороне тех, которые признавали нетленными тело и кровь Христову в евхаристии, на этой стороне было большинство ученых архиереев, собор диаконов и весь сенат. Было определено не продолжать далее исследования о божественной тайне, но всем довольствоваться признанием, что это есть нетленное тело и кровь Христова, ради нашего спасения чудесно ломимое и изливаемое, как сам ведает, совершивший это. Наказание от царя и собора положено тем, которые не примут этого определения, следующее: людям священного сана – извержение, светским – конфискация имущества и телесное наказание. Таковы-то были благочестивые и боголюбивые плоды разговоров этих и определения, они послужили к обузданию людей невоздержных в состязаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Алтарь находился в середине здания, как в ранних мартириях. Поэт Константин Родосский (X в.) с восторгом писал о мозаичных изображениях семи чудес Константинополя и многофигурных сцен из священного писания, украшавших интерьер. В IX в. при церкви св. Апостолов была основана школа, в которой обучали предметам тривиума (грамматика, риторика, диалектика), арифметике, геометрии, музыке, физике и медицине. Предполагают, что в ней преподавал один из создателей славянской письменности Константин (Кирилл) после своего возвращения из миссии к хазарам. Школа приобрела большую популярность при патриархе Иоанне X Каматире (11981206). В ней не преподавалось богословие и студенты обучали себя сами, проводя дискуссии по каждому предмету. Фунцию арбитра выполнял Иоанн Каматир. В 847 г. в этой церкви был погребён патриарх Никифор, автор «Летописца вкратце» и «Бревиария». По образцу церкви св. Апостолов были построены церковь св. Иоанна в Эфесе, собор св. Марка в Венеции и St Front в Периге, во Франции. На месте константинопольской церкви, разрушенной турками, была сооружена мечеть Мехмеда II Завоевателя. Церковь св. Апостолов в Фессалонике – была основана, согласно сохранившейся надписи, константинопольским патриархом Нифонтом и монахом Павлом в 13121315 гг., хотя некоторые искусствоведы связывают с этими именами лишь восстановление храма. Это было пятикупольное, близкое в плане к квадрату сооружение с просторными угловыми и боковыми помещениями и низким обходом с северо-западной и южной стороны, отделенным от подкупольного пространства стенами. Центральный купол на высоком барабане был укреплен парусами, высокие арки которых опирались на четыре свободно стоящие колонны. По углам обхода располагались четыре купола меньших размеров. Барабаны всех пяти куполов были расчленены тремя уступами оконных ниш, украшенных тонкими колонками; стены с трехчастными окнами под низким обходом были отделаны, как и барабаны, узорной кирпичной кладкой; апсиды – орнаментальными полосами. Предполагают, что мозаики церкви были выполнены ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[lxxiii] См.: Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. С.89. [lxxiv] О том, что «наши паломники» (в том числе, Антоний) были руководимы, «очевидно, греками-гидами» писал еще тот же Н. П. Кондаков (Там же. С. 98). После него о «рассказах греческих проводников» постоянно упоминал Хр. М. Лопарев (см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). Спб., 1899. С. XXV, XXXII и др.), который даже подчеркивал, что «Антоний во многих случаях руководился показаниями греческих проводников, заносил в свою книгу не только то, что он видел лично, но и то, о чем он только слышал». О «византийском гиде» Добрыни Ядрейковича, «несколько спрямившим историю» при рассказе о гробнице мучеников Карпа и Папила в константинопольском мартирии (он приписал его строительство Константину Великому, тогда как, «согласно господствовавшей легенде», тот был построен его матерью, императрицей Еленой по образцу храма Гроба Господня), пишет и современный византинист. См.: Иванов С. А. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. М., 2011. С. 392. [lxxv] Кондаков Н. П. Византийские церкви ... С. 97. [lxxvi] См.: Савваитов П. И. Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце XII столетия. Спб., 1872. [lxxvii] Кондаков Н. П. Византийские церкви ...С. 99. [lxxviii] Там же. С. 122. Замечания и поправки Хр. М. Лопарева к топографии Константинополя у Антония Новгородского и ее интерпретации у Н. П. Кондакова см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). С. XXVIII-LXIV. [lxxix] Речь идет о византийском императоре Алексее III Ангеле (ок. 1153-1211). [lxxx] Имеется в виду патриарх Иоанн Каматир (1198-1206). [lxxxi] «В 1200 году Пасха праздновалась 9 апреля, - отмечает Хр. М. Лопарев, - 21 мая действительно приходилось на воскресенье (день недельный), тогда (7-е воскресенье по Пасхе) праздновался и собор 318 отцев Первого Вселенского собора» (см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). С. CXXVI). «Полный месяцеслов Востока» архиепископа Сергия (Спасского) (М., 1997. Т. II. С. 151-152; Т. III. С. 190-191) относит память Первого Вселенского (Никейского) собора 325 г., в котором участвовал император Константин и 318 епископов, среди которых были свт. Николай Чудотворец, свт. Спиридон Тримифунтский и др. святые отцы, не к 21, а к 29 мая, когда она и отмечается по сию пору. День памяти св. равноапостольного царя Константина и матери его Елены всегда отмечается 21 мая.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Из редакции этого определения видно, что Михаил в данном случае подтверждает распоряжение, сделанное на этот счет при патриархе Луке Хризоверге . 418 Патриарх Михаил решился уничтожить еще беспорядок, касающийся преимущественно священноиночества. Встречалось, и встречалось нередко, в практике Византийской церкви следующее явление: некоторые из белых священников (Ιερων λακν) делались монахами и однако же, несмотря на то, потом как будто бы они оставались бельцами, брали на себя различные церковно–административные должности 419 и почти ничем не отличались от обыкновенных белых священников. Патриарх отменил этот стародавний обычай, находя, что церковно–административные должности могут принимать на себя только обыкновенные священники, а монахи должны знать только свои монастыри . 420 Патриарху Михаилу принадлежит несколько постановлений по части брачного права . 421 Наконец, Михаил Анхиал известен деятельностью в области искоренения народных суеверий. В Константинополе и некоторых других приморских городах было обыкновение под праздник «Ивана Купалы» (24 июня) устраивать разного рода гадания, причем ради ворожбы зажигались костры и допускалось много другого крайне суеверного. Михаил обратил внимание на этот «демонский обряд» и вступил в борьбу с ним. Он распорядился, чтобы впредь ничего такого не происходило. Распоряжение патриарха имело успех – вероятно, временный. Суеверие скрылось. Успеху патриаршего распоряжения содействовало то, что Михаил приказал ближайшим к месту суеверных гаданий начальникам и священникам всячески заботиться о прекращении нехристианского обычая . 422 Из прочих патриархов, управлявших Константинопольскою церковью в XII в. до завоевания Константинополя крестоносцами, заслуживают внимания только двое: Феодосий I и Иоанн Каматир. Феодосия (1178–1183) едва ли можно причислять к мужам, блещущим умом и образованием. Но зато несомненно – это была высоконравственная личность. О нем справедливо отзывались как «муже, выросшем среди добродетелей и дышавшем добром, как воздухом ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

показали Византии и КПЦ, что возможность заключения церковного союза вслед за политическим скорее призрачна, чем реальна. В эти годы на захваченных крестоносцами землях, к-рые входили в юрисдикцию Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей, была создана параллельная лат. иерархия, к-рую возглавил лат. Иерусалимский Патриархат. Кроме того, византийцы вскоре начали подозревать, что европ. рыцари могут захватить империю под предлогом паломничества. Тем не менее в течение XII в. продолжались контакты, обмен посольствами и диспуты на различные темы о вероучении латинян и КПЦ. Полемические сочинения против латинян писали богословы КПЦ Евстратий Никейский, патриархи Николай IV Музалон , Никита Сеид, еп. Николай Мефонский, Никита, митр. Фессалоникийский, Михаил Глика , Феодор Продром (см.: Бармин. 2006). Диспуты позволили обеим сторонам уточнить свои позиции и накопить большое число новых аргументов для отстаивания своей правоты. Тем не менее существенных положительных результатов в деле церковного примирения эти контакты не дали. Более того, к кон. XII в. соперничество Византии и Запада обострилось и переросло в открытый многолетний конфликт К-поля с итал. торговыми республиками, к-рых поддерживали Римский престол и норманнские гос-ва Италии. Военное противостояние завершилось захватом К-поля участниками 4-го крестового похода в 1204 г. И. Н. Попов Поздневизантийский период (1204-1453) В 1206 г. в занятой болгарами фракийской крепости Дидимотих умер патриарх-изгнанник Иоанн X Каматир. К-поль находился под контролем лат. императора, а в соборе Св. Софии расположился патриарх-католик венецианец Томмазо (Фома) Морозини . Однако мало кто из греков признавал светскую и духовную власть латинян, к-рые в свою очередь почти не пытались заручиться поддержкой местного населения, не скрывая своего презрительного отношения к «схизматикам» (см. Латинская империя ). На руинах распавшейся Византийской империи основными очагами военного сопротивления захватчикам стали Никея (см. Никейская империя ), Эпир (см.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Col. 464 A; Ephraemius. P. 408; Γεδεν. Σ. 365); Василий II Каматир (1183–1187) – диакон и хартофилакс Великой Церкви (Choniata. P. 339; Callistus. Col. 464 В; Ephraemius. P. 408); Никита II Мунтанис (1187–1190) – диакон и великий сакелларий Великой Церкви (Choniata. P. 530; Nicephorus Callistus. Col. 464 В; Ephraemius. P. 408); Георгий II Ксифилин (1192-июнь 1199) – диакон и великий скевофилакс патриархии (Choniata. P. 533; Callistus. Col. 464 D; Ephraemius. P. 409); Иоанн X Каматир (5 авг. 1199-февр. 1206) – диакон и хартофилакс Великой Церкви (Callistus. Col. 464 D; Ephraemius. P. 410); Михаил IV Авториан (20 мар. 1206–26 авг. 1212) – диакон и великий сакелларий Великой Церкви (Acropolites. P. 11; Callistus. Col. 464 A; Ephraemius. P. 410); Феодор II Приник [сент. 1212-февр. 1215] – диакон и хартофилакс Великой Церкви, ипат философов (Acropolites. P. 32; Callistus. Col. 465 А; Ephraemius. P. 410); Мануил I Сарантинос [дек. 1215-сент. 1222] – диакон патриархии, философ (Acropolites. P. 32; Callistus. Col. 465 С; Ephraemius. P. 411; Γεδεν. Σ. 383); Мануил II (1244-авг. 1255) – состоял в клире Большого царского дворца и был протопресвитером ( πρωτοπαπς) императора (Acropolites. P. 100; Callistus. Col. 465 D; Ephraemius, 411; Γεδεν. Σ. 388); Иоанн XI Векк (2 июн. 1275–26 дек. 1282) – хартофилакс Великой Христовой Церкви (Gregoras. Т. I. Р. 128, 130; Pachymeres. Т. I. P. 225: των αρχιερων τνες ευδοκον πι τω Βκκω. μα μν χαρτοφλακι ντι, μα δε και μεγλω σκευο– φλακι; Callistus. Col. 468 Β; Ephraemius. P. 414); Иоанн XIV Калека (1334–8 янв. 1347) – пресвитер Большого царского дворца (Gregoras. Т. I. Р. 496; Cantacuzenus. Т. I. Р. 432–433); Григорий III Мамма (1443–1450) – духовник и протосинкелл патриархии (Georgius Phrantzes. P. 200; Historia politica [c]onstantinopoleos. Bonnae, 1849. P. 10; Γεδεν. Σ. 466). 172 Именно: Стефан II [авг. 925–928 г.] – митрополит Амасийский, евнух (Continuatus. Р. 410; Cedrenus. Т. II. Р. 307; Zonaras. Т. IV. Р. 60; Symeon Magister.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Иоанн Кантакузин 507 Иоанн Комнин, сын Исаака Комнина 27, 240–242, 245, 252, 253, 279, 328, 488, 502, 544, 545 Иоанн Комнин, отец Алексея I 7, 10, 90, 146, 294, 439, 444, 463, 475, 476 Иоанн II Комнин, император 14, 16, 17, 35, 54, 328, 364, 365, 372, 439, 440, 522, 549, 550, 589, 601, 606, 609–611, 626–629 Иоанн VIII Ксифилин 120, 437, 477 Иоанн Мавропод 437, 484 Иоанн Скилица 447, 484, 543, 604, 613 Иоанн Соломон 174, 330–332, 512, 590 Иоанн Таронит 267, 334, 335, 341, 554, 593, 594, 597 Иоанн Таронит, куропалат 597 Иоанн Хрисостом 481 Иоанн Цец, Цец 17, 33, 472, 598 Иоанн I Цимисхий 395, 396, 425, 515, 613, 626 Иоаннаки, см. Василий Куртикий Иоанникий 71–73, 450, 451 Иоанну П. 613 Иов 417 Иосиф Траханиот 463 Ипатия 19 Иречек К. 48, 554, 556 Ирина, дочь Анны Комниной 17, 18 Ирина, см. Пирошка Ирина, жена Исаака Комнина 464, 467 Ирина, севастократрисса 33, 34 Ирина Дукена, жена Алексея I 10, 14–17, 43, 44, 53, 106, 118, 120–122, 206, 326, 433, 439, 452, 468, 469, 478, 534, 535, 589, 591, 609, 613, 627–630 Ирина Комнина, сестра Алексея I 554 Ирод 84, 460 Исаак II Ангел, император 494 Исаак I Комнин, император 7, 61. 106, 131, 132, 294, 439, 444, 463. 467, 470, 484, 485, 550, 554, 570, 598 Исаак Комнин, севастократор, брат Алексея I 10, 43, 90–95, 101, 104–106, 122, 124, 145, 158, 159, 175, 241–243, 266, 279, 327, 332, 362, 420, 441, 442, 451, 462–464, 470, 476, 478, 480, 488, 502, 544, 589, 592, 593, 621 Исаак Комнин, сын Алексея 116, 628 Исаак Контостефан, Контостефан 335–337, 341, 355, 356, 592, 595 Исангел, см. Раймунд Тулузский Исмаил 305, 306, 545 Исмаил, сын Агари 557 Исмаил, сын Бэрк-Ярука 305, 306 Исократ 392, 552 Итал, см. Иоанн Итал Италик, см. Михаил Италик Иуда Маккавей 613 Йорга Н. 529, 556 Кавасила, см. Александр Кавасила Кавасила Синадин 464 Кавасилы 538 Каждан А. 49, 484, 537, 565, 619 Калликл, см. Николай Калликл Каллиника 395, 515 Каллиопа 226, 392, 539 Каллипарий 250 Каматир, см. Григории Каматир Каматиры 12, 550 Камир, военачальник 166, 506 Камир 272

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010