Из множества параллелей к этой мысли св. Григория, которые нетрудно найти среди поздневизантийских авторов, возьмем не самую очевидную – из «Второго слова об исхождении Св. Духа» Георгия Акрополита. Опираясь на Ин 16 Акрополит говорит, что Дух от Сына «...воспринимает проявление (τν κανσιν), дарование (τν δσιν), уделение (τν χορηγαν)» 88 . Все это – не способ Его сущностного бытия (τς... οσιδους πρξεως): соответствующие выражения указывают на «какоето другое своеобразие тропоса (способа) (διοτροπας)» 89 . Акрополиту не хватает четкости формулировок, свойственной учениям Григория Кипрского и Григория Паламы . Вместе с тем, стремясь сохранить традиционное, восходящее к Фотию, разделение между исхождением Св. Духа и Его воссиянием по энергии, он стремится – параллельно Влеммиду и практически в те же 50-е гг. XIII в. – возвести различие между этими актами к самой от века совершающейся внутритроичной жизни Ипостасей. В какой-то мере (учитывая сложность философско-богословского учения Акрополита и малоизвестность этого учения после смерти Михаила VIII Палеолога) Георгий также может считаться одним из предтеч учения Паламы. Но допустимо ли распространить известную мысль Григория Паламы и на римско-католическое учение о примате папы во Вселенской Церкви? Как представляется, органично вырастающая из бегло очерченной нами традиции византийской сотериологии XI–XIV вв. византийская же зрелая традиция полемики с учением о примате, сформировавшаяся в XIII – середине XIV вв. (ее опорные представители – Иоанн Х Каматир, св. Нил Кавасила и Варлаам Калабрийский), не позволяет дать положительный ответ на поставленный вопрос. И причина этого – в неудовлетворительности (на взгляд византийских полемистов) римского учения о примате именно с точки зрения православной пневматологии и сотериологии в их неразрывном единстве ( Церковь – Тело Христово, сочетаемое воедино и приводимое в движение благодатными энергиями Св. Троицы, уделяемыми верным Св. Духом). Рассмотрим поздневизантийскую полемику с учением о примате на примере указанных мыслителей – Иоанна Х Каматира, св. Нила Кавасилы и Варлаама Калабрийского. Важнейшая роль сотериологии и пневматологии как краеугольных камней в здании этой критики нами будет подчеркиваться особо. 1.2. Иоанн Х Каматир, св. Нил Кавасила и Варлаам Калабрийский: от триадологии и пневматологии – к соборному учению о Церкви и критике римского примата

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Антоний III 974–979. Вдовство церкви 979–983. Св. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Св. Сергий II 999–1019. Св. Евстафий 1019 или 1020–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Беруларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063 Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Св. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084 Николай Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Св. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147 или 1148–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156 – 1169. Михаил III 1169 – 1177. Харатон 1177–1178. Феодосий I 1178 – 1183. Василий II Каматир 1183 – 1186. Никита II Мунтан 1186 –1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцов 7). Домифей втор. 1190 – 1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198 – 1206. Михаил IV Ставрион 1206 – 1212. Феодор II Ириник 1213 – 1215. Максим I 1215 – 1216 (6 месяц.). Мануил I 1217 – 1222. Герман II 1222 – 1240. Мефодий II 1240 – 1240 (3 месяца). Вдовство церкви 1240 – 1243. Мануил II 1243 – 1255. Арсений 1255 – 1260. Никифор 11 1260 – 1260. Арсений втор. 1261 – 1266. Герман III 1266 – 1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I втор. 1282 – 1283. Григорий II Кипрский 1283 – 1289. Афанасий I 1289 – 1293. Иоанн XII 1294 – 1303. Афанасий втор. 1303 – 1311. Вдовство церкви 1311 – 1313. Нифонт I 1313 – 1315. Иоанн XIII Глкис 1316 – 1319. Герасим 1 1320 – 1321. Вдовство церкви 1321 – 1323. Исаия 1323 – 1333. Иоанн XIV 1333 – 1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350 – 1354. Филофей 1354 – 1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1376. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395 или 1396. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидор II 1460–1465. Софроний 1 1465 1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон I 1470–1473 Дионисий I 1473–1478.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Софии - специалисты по Евангелиям, Апостольским посланиям и Псалтири. Их роль в Патриархии КПЦ соответствовала роли экспертов в той или иной сфере. Одновременно создавались условия для привлечения к деятельности в КПЦ большого числа интеллектуалов (риторов, философов) и роста образовательного уровня церковного клира. Важным мероприятием патриарха Николая стало также ограничение влияния обычая харистикариата (см. Харистикии ), поскольку в прежние годы мн. мон-ри, переходившие в управление светских патронов, постепенно попадали под влияние светских нравов, богатства, теряли свой аскетический облик и в конечном счете разваливались. Теперь внутренний распорядок жизни и внешние связи всех мон-рей независимо от источников их дохода должны были строго контролироваться Патриархией или епархиальными архиереями. Т. о., имп. Алексей и патриарх Николай III на рубеже XI и XII вв. сумели на практике вернуться к реализации визант. идеологии союза сильного гос-ва и сильной Церкви, поддерживавших друг друга, сплотить иерархию и клир КПЦ, способствовали сохранению ведущего положения КПЦ в Византии эпохи Комнинов. В то же время имп. власть неизменно поддерживала контроль над делами КПЦ и использовала свои многочисленные возможности для регулирования кадровой политики, отставок нежелательных лиц и выдвижения тех, кто зарекомендовали себя с лучшей стороны. Те же основы церковной политики сохранялись до нач. XIII в. Имп. Мануил I Комнин (1143-1180) в 40-50-х гг. XII в. неск. распоряжениями утвердил статус иммунитета для всех церковных владений; светские чиновники не имели права вмешиваться в управление ими либо в сбор налогов. Ряд патриархов проявили себя как союзники имп. власти и в то же время обладали высоким духовным авторитетом: Иоанн IX Агапит (1111-1134), Михаил II Куркуас (1143-1146), Константин IV Хлиарин (1154-1157), Лука Хрисоверг (1157-1170), Михаил III Анхиал (1170-1178), Василий II Каматир (1183-1186), Георгий II Ксифилин (1191-1198), Иоанн X Каматир (1198-1206) и др. КПЦ активно участвовала в развитии визант.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Новейшие церковные историки признают Иоанна «опытным и искусным патриархом» 416 . Патриарх известен весьма удачной борьбой с лжеучителями, учившими неправильно относительно приемлемой нами Евхаристии и считавшими ее «тленной» (это был род стеркоранистов) 417 . Во главе этих лжеучителей стоял какой-то монах Михаил Сикидит 418 . Патриарх в борьбе с лжеучением воспользовался всеми зависящими от него средствами, между которыми видное место заняло его проповедничество с церковной кафедры. Без сомнения, только под влиянием патриарха император Алексей Ангел ко благу Церкви высказал себя против лжеучения Сикидита 419 . Обнаруживая ум и пастырскую ревность в делах религиозных, Иоанн Каматир обнаруживал те же качества и в общественных отношениях. Например, известен следующий факт. Один византийский банкир, Каломодий, человек чрезвычайно богатый, своим богатством возбуждал алчность в некоторых правительственных лицах, – дело дошло, наконец, до того, что царские казначеи раз схватили Каломодия и посадили под арест – с намерением воспользоваться золотом арестованного. Но этот беззаконный поступок вызвал народное волнение. Византийский народ обратился к патриарху с просьбой защитить Каломодия. Иоанн принял сторону Каломодия и спас несчастного от беды. Патриарх сказал народу красноречивое слово и утишил волнение; затем он написал сильное письмо императору, и патриарху удалось «возвратить Каломодия, как овча обретенное, и притом так, что похитившие его волчата не успели ни содрать с него золотой шкурки, ни даже остричь серебряную шерстку» 420 . Тот же Иоанн Каматир явил себя стойким борцом против папства. В ответе на приглашение папы Иннокентия III вступить в унию с латинянами патриарх отвечал письмами, в которых подвергал критике учение о папском главенстве в Церкви 421 . К сожалению, на долю Иоанна Каматира выпал тяжелый жребий – видеть завоевание Константинополя латинянами (в 1204 г.) и испытать на себе следствия этого народного несчастья. Никита Хониат , свидетель завоевания Византии крестоносцами, в следующих выразительных чертах описывает удаление патриарха из завоеванной столицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Иоанн VIII Палеолог (14251448) – предпоследний византийский император, известный своими династическими браками: он был женат на московской княжне Анне Васильевне, а после ее смерти в 1421 г. – на итальянке Софье Монферратской. Иоанн VIII был вдохновителем и участником Ферраро-Флорентийского собора 14381439 гг., часто встречался и беседовал с советником трапезундской делегации Георгием Амируци, сделавшим его одним из персонажей своего первого трактата. Подписание унии и признание византийской делегацией католического вероучения по всем основным пунктам расхождений вызвало бурю негодования в стране. Во взаимоотношениях с турками Иоанн VIII считал, что «лучшее средство для защиты от османов – это поссорить их между собой». Сея вражду между претендентами на турецкий престол, император нередко прибегал к подкупу. Однако это не помешало султану Мураду II овладеть Фессалоникой в 1430 г. Иоанн VIII принял участие в организации крестового похода 1444 г., закончившегося поражением крестоносцев под Варной и опустошением Мореи турками в 1446 г. Иоанн X Каматир (вторая половина XIIhaчaлo XIII вв.) – константинопольский патриарх (11981206), уделявший большое внимание школьному воспитанию и обучению. В годы его патриаршества возродилась и достигла больших успехов школа при церкви св. Апостолов, в которой преподавались предметы тривиума и квадривиума, но не было богословия. Студенты сами, без помощи преподавателя, изучали оба курса. Их знания оценивал патриарх, он же разрешал все спорные вопросы, возникавшие в процессе обсуждения предметов школьного курса. Основным средством обучения была дискуссия. Иоанн X Каматир вошел в историю культуры как автор двух астрологических поэм («О круге зодиака», «Введение в астрономию»), посвященных императору Мануилу I Комнину (11431180). Он использовал труды как античных («премудрого и прекрасного» Клавдия Птолемея), так и ранневизантийских авторов (Гефестиона Фиванского, Юлиана Лаодикейского, Ритория, Иоанна Лида и др.). В поэмах Каматира излагаются основные положения астрологии о планетах, неподвижных звёздах, о 12 знаках зодиака и приводятся различные методы составления гороскопов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

847 - 23.11.858, 23.11.867 - 23.10.877); свт. Фотий (25.12.858 - 23/25.09.867, 26.10.877 - 29/30.09.886); Стефан I (18.12.886 - 17/18.05.893); Антоний II Кавлея (08.893 - 12.02.901); Николай I Мистик (1.03.901 - 1.02.907, 15.05.912 - 15.05.925); Евфимий II (02.907 - 15.05. 912); Стефан II (29.06.925 - 18.07.927); Трифон (14.12.927 - 08.931); Феофилакт Лакапин (2.02.933 - 27.02.956); Полиевкт (3.04.956 - 5.02.970); Василий I Скамандрин (12.02.970 - 03.974); Антоний III Студит (после 03.974 - до 04. 979); Николай III Хрисоверг (04.979 - 16.12.991); Сисинний II (12.04.996 - 24.08.998); Сергий II (06/07.1001 - 07.1019); Евстафий (07.1019 - 1112.1025); Алексий Студит (15.12.1025 - 20.02.1043); свт. Михаил I Кируларий (25.03.1043 - 21.01.1059); Константин III Лихуд (2.02.1059 - 9/10.08. 1063); Иоанн VIII Ксифилин (1.01.1064 - 2.08.1075); Косма I Иерусалимит (08. 1075 - 8.05.1081); Евстратий Гарида (05.1081 - 07/08.1084); Николай III Грамматик (08.1084 - до 24.05.1111); Иоанн IX Агапит (24.05.1111 - 04.1134); Лев Стиппиот (05.1134 - 01.1143); Михаил II Куркуас Оксит (07.1143 - 03. 1146); Косма II Аттик (04.1146 - 26.02. 1147); Николай IV Музалон (12.1147 - 0304.1151); Феодот II (Феодосий; весна 1151/52 - 10.1153/54); Неофит I (10.1153/11.1154); Константин IV Хлиарин (11.1154 - 05.1157); Лука Хрисоверг (08/10.1157 - 11.1169/01.1170); Михаил III Анхиал (до 01.1170 - 03. 1178); Харитон Евгениот (03/08.1178 - 02/30.07.1179); Феодосий I Ворадиот (до 3.07.1179 - 08.1183); Василий II Каматир (08.1183 - 02.1186); Никита II Мундан (02.1186 - 02.1189); Досифей Иерусалимский (02.1189, 10.1189 - 10.09. 1191); Леонтий Феотокит (02/03 - 09/10.1189); Георгий II Ксифилин (10.09. 1191 - 7.07.1198); Иоанн X Каматир (5.08.1198 - 15.02.1206). Латинский Константинопольский патриархат . Томмазо Морозини (1204 - 06/07.1211); Гервасий (11.1215 - 8.11. 1219/20); Матфей (31.01.1221 - 11/12. 1226); Иоанн Альгрен (23.12.1226 - 09. 1227); Симон (1227 - 1232); Николай I Пьяченцский (1234 - 1251); Панталеон Джустиниани (15.02.1253 - 1261).

http://pravenc.ru/text/2057124.html

   Св. Трифон 928—931.    Вдовство церкви 931—933.    Феофилакт 933—956.    Св. Полиевкт 956—970.    Василий I 970—974.    Антоний III 974—979.    Вдовство церкви 979—983.    Св. Николай II Хрисоверг 983—996.    Сисиний II 996—999.    Св. Сергий II 999—1019.    Св. Евстафий 1019 или 1020—1025.    Алексий 1025—1043.    Михаил Беруларий 1043—1058.    Константин III Лихуд 1059—1063    Иоанн VIII Ксифилин 1064—1075.    Св. Косма I 1075—1081.    Евстратий 1081—1084    Николай Грамматик 1084—1111.    Иоанн IX 1111—1134.    Св. Лев Стипиот 1134—1143.    Михаил II 1143—1146.    Косма II Аттик 1146—1147.    Николай IV Музалон 1147 или 1148—1151.    Феодот 1151—1153.    Неофит I несколько месяцев.    Константин IV Лихуд 1154—1156.    Лука Хрисоверг 1156 — 1169.    Михаил III 1169 — 1177.    Харатон 1177—1178.    Феодосий I 1178 — 1183.    Василий II Каматир 1183 — 1186.    Никита II Мунтан 1186 —1189.    Досифей 9 дней.    Леонтий 1190 (месяцов 7).    Домифей втор. 1190 — 1191.    Георгий II Ксифилин 1191—1198.    Иоанн X Каматир 1198 — 1206.    Михаил IV Ставрион 1206 — 1212.    Феодор II Ириник 1213 — 1215.    Максим I 1215 — 1216 (6 месяц.).    Мануил I 1217 — 1222.    Герман II 1222 — 1240.    Мефодий II 1240 — 1240 (3 месяца).    Вдовство церкви 1240 — 1243.    Мануил II 1243 — 1255.    Арсений 1255 — 1260.    Никифор 11 1260 — 1260.    Арсений втор. 1261 — 1266.    Герман III 1266 — 1267.    Иосиф I 1267—1274.    Иоанн XI Векк 1275—1282.    Иосиф I втор. 1282 — 1283.    Григорий II Кипрский 1283 — 1289.    Афанасий I 1289 — 1293.    Иоанн XII 1294 — 1303. Афанасий втор. 1303 — 1311.    Вдовство церкви 1311 — 1313.    Нифонт I 1313 — 1315.    Иоанн XIII Глкис 1316 — 1319.    Герасим 1 1320 — 1321.    Вдовство церкви 1321 — 1323.    Исаия 1323 — 1333.    Иоанн XIV 1333 — 1347.    Исидор I 1347—1349.    Каллист I Святогорец 1350 — 1354.    Филофей 1354 — 1355.    Каллист I опять 1355—1362.    Филофей опять 1362—1376.    Макарий 1376—1378.    Нил 1378—1388.    Антоний IV 1388—1395 или 1396.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

257 Бертольд фон Катценелленбоген — немецкий граф-гибеллин; его участие в поджогах не доказано окончательно. 258 Императрица Маргарита — Маргарита Венгерская (1176-после 1207), дочь Белы III, вторая супруга Исаака II Ангела (с 1186 г.), в православии Мария. В 1204—1207 гг. — жена Бонифация II Монферратского, короля Фессалоник. 259 Феодор Ласкарис (ок. 1175—1222) — основатель и первый император Никейской империи с 1208 г., зять византийского императора Алексея III Ангела. В 1204—1205 гг. титуловался деспотом Никеи. 260 Никейская империя (1204—1261) — государство на северо-западе Малой Азии со солицей в Никее, созданное Феодором Ласкарисом (см. выше) после падения Константинополя. Перестало существовать с воссозданием Константинопольской империи. 261 Регент константинопольский — Генрих Фландрский (ок. 1174—1216), брат императора Латинского Балдуина I, которому наследовал после его смерти в 1206 г. 262 Патриарх Каматир — Иоанн Х Каматир, патриарх Константинопольский (1198—1206). Отказался признать верховенство католической церкви и созывать собор, посвященный объединению христианских церквей, вне Византии. Во время штурма Константинополя крестоносцами в 1204 г. бежал из столицы. Умер в изгнании. Был известен умом и красноречием. 263 Первая Новгородская летопись старшего извода (XIII в.). Соврем. изд.: Библиотека литературы Древней Руси. СПб. 1997. Т. 5. С. 70—72. 264 Бертольд фон Катценелленбоген — немецкий граф-гибеллин; его участие в поджогах не доказано окончательно. 265 Императрица Маргарита — Маргарита Венгерская (1176-после 1207), дочь Белы III, вторая супруга Исаака II Ангела (с 1186 г.), в православии Мария. В 1204—1207 гг. — жена Бонифация II Монферратского, короля Фессалоник. 266 Феодор Ласкарис (ок. 1175—1222) — основатель и первый император Никейской империи с 1208 г., зять византийского императора Алексея III Ангела. В 1204—1205 гг. титуловался деспотом Никеи. 267 Никейская империя (1204—1261) — государство на северо-западе Малой Азии со солицей в Никее, созданное Феодором Ласкарисом (см. выше) после падения Константинополя. Перестало существовать с воссозданием Константинопольской империи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3436...

Мы уже упоминали, анализируя триадологию св. Василия Великого , что, согласно этому великому светильнику Церкви, сущность Божия не есть некий субстрат или «четвертый элемент» помимо Лиц Троицы. Она сливается с Ними от века благодаря тринитарной перихорезе 180 . С другой стороны, согласно базовому для Церкви учению св. Максима Исповедника , Ипостась Христа не есть нечто третье помимо двух Его естеств (из которых, в которых и которые есть Он Сам 181 ). В этом случае речь идет о христологической перихорезе естеств 182 (образом чего является раскалённое железо, которое колет и жжет). Более того, оба этих понятия – единство сущности Божией в трех Лицах и единство двух природ в Ипостаси Христа – тесно связаны между собой (восходя к Слову 39, 11 св. Григория Богослова ), как показал Ф. Хайнцер 183 . Каматир как знаток патристики не мог не знать данного Слова и подобных ему классических текстов. Удивительным образом и сам Иоанн Х Каматир в своем раскрытии догмата о Церкви следует основным линиям раскрытия в Церкви тринитарного и христологического догматов. Поэтому его письма, особенно Второе письмо Иннокентию III, следует признать весьма ценными источниками по истории раскрытия догмата о Церкви в позднем византийском богословии. Каковы же основные доводы Иннокентия III в пользу всемирного владычества папы и необходимости для греков (и вообще православных) подчиняться его тиаре? Вчитаемся в основные мысли, изложенные в начале письма: «Примат апостольского престола, учрежденный не человеком, но Богом, а еще точнее – Богочеловеком, был, в свою очередь, подтвержден многими свидетельствами Евангелия и апостолов, которые затем дали жизнь каноническим постановлениям, каковыми согласно возвещается, что святейшая Римская Церковь , освященная в блаженном Петре, главе апостолов, превосходит прочие Церкви как Наставница и Мать» 184 . Это обосновывается ссылкой на Мф.16:18–19 . О проблемах с признанием первенства Иерусалимской Церкви и значения таинств мы уже говорили. Сейчас же отметим, что доказательство приведенных положений потребовало от Иннокентия III обращения к достаточно своеобразной экзегезе новозаветных текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Чувство справедливости до известной степени удовлетворено тем, что крестоносцы жестоко поплатились за свою неправду против греков. Неужели в начале XII в. деяние латинян не представлялось никому зазорным? Во время осады и взятия Константинополя был там один новгородец, который потом и сообщил свои впечатления летописцу. В Новгородской летописи " подвиг " крестоносцев сведен с пьедестала и представлен как возмутительное злодеяние. Русская точка зрения выдвигает нравственные мотивы и клеймит эту авантюру, называемую крестовым походом, как позорное дело. " Крестоносцы возлюбили злато и серебро, пренебрегли наказом папы и сплели темную интригу, вследствие которой царство греческое погибло жертвой зависти и вражды к нему со стороны Запада " . Если изучение истории должно сообщать полезные уроки, то представленный в новгородской летописи урок гуманности, терпимости и любви к человеку нельзя не рекомендовать как национальное воззрение, которое тем больше ценно, что стоит совсем одиноко и оказывается в полном противоречии с хвалебными латинскими и французскими описаниями Четвертого похода. Патриарх Каматир — Иоанн Х Каматир, патриарх Константинопольский (1198-1206). Отказался признать верховенство католической церкви и созывать собор, посвященный объединению христианских церквей, вне Византии. Во время штурма Константинополя крестоносцами в 1204 г. бежал из столицы. Умер в изгнании. Был известен умом и красноречием. Первая Новгородская летопись старшего извода (XIII в.). Соврем. изд.: Библиотека литературы Древней Руси. СПб. 1997. Т. 5. С. 70-72. Бертольд фон Катценелленбоген — немецкий граф-гибеллин; его участие в поджогах не доказано окончательно. Императрица Маргарита — Маргарита Венгерская (1176-после 1207), дочь Белы III, вторая супруга Исаака II Ангела (с 1186 г.), в православии Мария. В 1204-1207 гг. — жена Бонифация II Монферратского, короля Фессалоник. Феодор Ласкарис (ок. 1175-1222) — основатель и первый император Никейской империи с 1208 г., зять византийского императора Алексея III Ангела.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010