Ганнибал 58, 442, 443    Гвемар V, князь салернский 454    Гвидо, сын Роберта Гвискара 182, 184, 349—351, 353, 361, 362, 517, 518, 600, 601    Гвидо Бьяндрате 581    Гвискар, см. Роберт Гвискар    Гектор 283    Гельцер Г. 9    Генесий 588    Генрих I, король английский 587    Генрих IV, германский король 21, 30, 81, 83, 84, 458—460, 486, 488, 489, 502, 503, 530, 578    св. Георгий, Сикеот 166, 307    Георгий, сын Декана 244, 245, 381    Георгий Василаки 330, 331    Георгий Евфорвин 204, 206, 267    Георгий Кедрин 454    Георгий Куцомит 209    Георгий Левун 390, 407, 408    Георгий Манган, Манган 108, 110, 470    Георгий Маниак, Маниак 63, 171, 447, 509    Георгий Месопотамит 245, 546    Георгий Мономахат, Мономахат 88—90, 134, 138, 462, 489    Георгий Палеолог, Палеолог 28, 102, 105, 110—113, 118, 134, 138, 141—144, 146—148, 156, 176, 177, 205, 208, 212, 213, 230, 231,236, 267, 299, 392, 468, 470, 473,495, 534, 535    Георгий Пирр 168, 223    Георгий Торник, Торник 13, 15—19, 33, 34, 36, 37    Геракл 44, 61, 74, 138, 285, 355, 356, 444, 451    Герман, племянник Роберта Гвискара 134, 486, 488    Герман, слуга Никифора III Вотаниата 10, 88, 91, 96, 462, 464    Геродот 18, 556    Гиберт Ножанский 558    Гизульф II, князь салернский 454    Гийан Р. 27, 442, 475, 595    Гилпракт 110, 111    Гиппархия 19    Гирард 460    Глика, см. Михаил Глика    Гликаци-Арвайе Г. 557    Голубовский П. 529    Гомер 18, 54, 75, 111,182, 206, 221, 265, 280, 288, 344, 385, 392, 404, 406, 473, 508, 596, 607    Горгона 119, 477    Готфрид IV Бульонский 277, 283, 284, 286—289, 293, 307—309, 560, 565—567, 570, 572, 577, 578, 580, 581    Готфрид Бурель 562    Готье П. 527, 528, 536    Грегуар А. 47, 553, 564    Григорий Бакуриани, Бакуриани 43, 97, 145, 150, 160, 201, 465, 466    Григорий Гавра, Гавра 243—245, 594, 601    Григорий Генесий 131    Григорий VII Гильдебранд, папа 30, 455, 456, 458, 459, 486    Григорий Каматир 259, 550    Григорий Маврокатакалон 205, 208    Григорий Назианский 602

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

С 1203 г., после начала осады К-поля участниками 4-го крестового похода, И. К. был вовлечен в политическую борьбу вокруг визант. престола. Одни партии требовали от патриарха твердо защищать империю от латинян, другие - вступить с ними в союз и в т. ч. признать примат Папского престола. Патриарх был вынужден искать компромиссные решения. Весной 1203 г. он совместно с имп. Алексеем III направил письмо кор. Калояну Болгарскому с просьбой помочь в борьбе с крестоносцами. Однако ответа не было, летом 1203 г. Алексей III бежал из К-поля. В 1204 г. И. К. стал свидетелем захвата и разорения К-поля крестоносцами; он покинул столицу и удалился в Дидимотих. После признания власти Феодора I Ласкаря визант. городами в М. Азии И. К. весной 1206 г. был приглашен в новую столицу Никею, но отказался от переезда и отрекся от Патриаршего престола По предположению Х. Г. Бека, перу И. К. могут принадлежать 3 небольших анонимных полемических сочинения против латинян, написанные в Византии на рубеже XII и XIII вв. ( Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 664-665). Однако эта гипотеза представляется необоснованной. Ист.: PG. 119. Col. 889-893; PL. 214. Col. 756-765; Niceph. Callist. Catalog.//PG. 147. Col. 464; Georg. Acrop. Chron. P. 11; Nicet. Chon. Hist. P. 514-517. Лит.: Три статьи неизвестного греч. писателя нач. XIII в. в защиту Православия и обличения новостей латинских в вере и благочестии/Изд.: еп. Арсений (Иващенко). М., 1892; Papadakis A., Talbot A. M. John X Camaterus Confronts Innocent III: An Unpublished Correspondence//Bsl. 1972. Vol. 33. P. 26-41; Beck. Kirche und theol. Literatur. 1977. S. 343, 664-665; Browning R. An Unpublished Adress of Nicephoros Chysoberges to Patriarch John X Kamareros of 1202//BSEtB. 1978. T. 5. 37-68; Spiteris J. La critica bizantina del primato romano nel secolo XII. R., 1979. P. 261-299; RegPatr, N 1193-1202a; ODB. Vol. 2. P. 1054-1055, 1098; Angold M. Church and Society in Byzantium under the Comneni (1081-1261). Camb., 1995; Gastgeber Chr. Sprachliche und übersetzungstechnische Beobachtungen zu dem in den Kanzleiregistern Papst Innocenz " III. überlieferten Schreiben des Patriarchen Ioannes X. Kamateros von Konstantinopel. 1: Einf., Besonderheiten der Übers., Bibelzitate, Ed.//RHM. 1996. Bd. 38. S. 85-127; Hakkarainen M. Der Rhetor Johannes Kamateros: Eine prosopographische Notiz//BZ. 1996. Bd. 89. N 2. S. 377-378; Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. М., 20012. С. 197-202; Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-латинских споров IX-XII вв. М., 2006. С. 487-492.

http://pravenc.ru/text/469596.html

Мы не думаем, что­бы самостоятельно могли появиться подобные споры в Ви­зантии, ибо Греки сами по себе не расположены были вносить эмпирический элемент при решении богословских вопросов. Напротив на Западе не только не чуждались такой разработки религиозных вопросов, но и прямо ста­вили вопрос о „тленности“ и „нетленности» евхаристи­ческих даров. Споры эти давно уже начались на Западе и не прекращались и в конце XII века. В IX веке на Западе появились лжеучители, которые утверждали, что принимаемая нами Евхаристия подлежит тем же процес­сам, как и обыкновенная пища. Против них писал Пасхазий Ратберт 341 . В первой половине XII века про­тив таких же лжеучителей полемизировал Алгер из Люттиха, называя подобное заблуждение: haeresis foedissima stercoranistarum 342 . На Западе не прекращались разбира­емые споры и около того времени, когда они появились и на Востоке. Так, знаменитый папа Иннокентий III (1198– 1216 г.) в сочинении «De mysteriis missae» разрешает между прочим вопрос  и  о том, что происходит с евхаристическим хлебом после того, как он принят нами внутрь, в таинстве; он отвечает, что как скоро «тело Христово принято нами, то оно теряет все признаки чувственности и становится духовным: Христос через уста верующего переходит в сердце верующего " 343 . – Мы полагаем, что споры  о тленности и нетленности евхаристического тела и крови Христовой имеют в Византии внешний характер. Появление крестоносцев на Востоке легко могло служить к ознакомлению греков с такими сторонами латинского богословия, о которых они раньше ничего не знали. Главным представителем учения о «тленности» приемлемой нами Евхаристии был в Византии какой-то сначала маг, а потом монах и писатель по имени Михаил Сикидит 344 . Из кого состояли его при­верженцы-неизвестно. Особенной ревностью в борьбе с лжеучителем Сикидитом и его приверженцами заявил себя тогдашний патриарх Иоанн Каматир 345 . В своих катехизических поучениях Иоанн старался указать на то, что предмет настолько таинствен, что он превышает силы ограниченного разума человеческого; вообще он раскрывал в борьбе с заблуждением, что таинство потому и есть таинство, что его смысл и действие «вышеестественны».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Феофилакт не питал отвращения к тому, чтобы сопровождать свои просьбы скромными дарами. Эти «гостинцы» совсем необязательно расценивать как откровенные взятки – у византийцев было в обычае вместе с письмами посылать подарки. Чаще всего он посылал рыбу – лакомство постное и вполне приличествующее архиепископу и иноку. Правителю Фессалоники кесарю Никифору Мелиссину он, видимо, дважды отправлял дары, в первый раз – пятьдесят рыбин, частью рассольных, частью запеченных в небольших хлебах, во второй – двести некрупных рассольных рыбин. Губернатору и дуке Иоанну Комнину он послал сотню рассольных рыбин. Маленькие партии от­сылал он Константину Дуке, губернатору Вардарского округа, и Ни­кифору Вриеннию, дуке Диррахия. Вероятно, то была знаменитая форель из Охридского озера (Salmo ohridanus), которую гурманы всегда ценили. Каждый раз, упоминая количество отсылаемых рыбин, он с удовольствием раскрывает заключенный в цифрах благоприятный смысл: пятьдесят означает пятью десять, то есть пять чувств, помножен­ных на современнейшее из чисел, двести означает пять чувств, помно­женные на четыре добродетели и помноженные на десять. Письма его в Константинополь были разнообразны и с точки зрения этого исследования более содержательны. Писал он своим друзьям, ученикам, коллегам и тем официальным лицам, снискать благораспо­ложение которых считал необходимым. Самым могущественным из них был Григорий Каматир, начальник имперской канцелярии, и Ад­риан Комнин, брат императора и главнокомандующий византийскими войсками в Европе. Письма Феофилакта к Григорию, одновременно отеческие и почтительные, позволяют предположить, что Григории был либо его учеником, либо духовным сыном. Тон их комплиментарный: новый губернатор, назначенный хлопотами Григория, хорош настоль­ко, что лучше не бывает; некую деревню в нижнем течении Вардара сборщики налогов поставили на грань разорения – Феофилакт благодарит Григория за защиту интересов Церкви, но враги Феофилакта оружия не сложили и стараются убедить императора отменить свое решение, так пусть Григорий будет начеку и держится твердо.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Известная веселость нрава, приятный характер-отличаются как дорогое преимущество некоторых людей 239 . Эти качества уважались при дворе и в обществе. Остроумие уважал император Иоанн, веселыми людьми окружал себя Исаак 240 . I. Каматир, который умел и пропеть под звуки лиры и кифары, и проплясать кордак, был не только любимым гостем у императора Мануила, но и с успехом был употребляем в сношениях с иностранными властителями, которых он умел обворожить своим веселым нравом 241 . Эти качества, между прочим, упоминаются Никитою в числе таких, которые не дают покоя и мешают спать царям. Императоры считали для себя особенною честью, чтобы подданные признавали в них и философское образование и ораторский талант; для этого лучшие из них почетными дарами привлекали к своему двору людей образованных 242 . Образованность, красноречие и общительность признаются как бы отличием благородного римлянина: варвар не может усвоить себе этих плодов цивилизации 243 ; варвары не имеют, по крайней мере в одном лице, соединения подобных качеств. Телесная сила, хитрость, находчивость, крепость, свойственная «мужу кровей», придается в частности некоторым из них 244 . Непривлекательные черты человека недоступного, несообщительного, молчаливого и сосредоточенного в себе самом соединяются с таким нравственным уродством и бесчеловечием, что невольно заставляют предполагать соответствие между теми и другими в представлении писателя. Таким у него выведен I. Пуца, уничтоживший флот, поборами скопивший себе несметные богатства, обременивший государство непосильными налогами 245 . Любовь к интригам, двуязычие, хитрость, коварство и притворство уподобляют человека библейскому змию искусителю 246 ; сострадание, доступность и открытый нрав, напротив, делают его любимцем всех 247 . Мужество на войне и телесная красота. С совершенством нравственным соединяется совершенство физическое. Мужество на войне и красота суть характеристические черты сочувственных лиц в истории Никиты. Обыкновенный способ обозначать военные дарования у Никиты краток и точен: Просух – ου χ δρις τα πολε μια 248 , I.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Большими считались корабли в 20–35 тысяч модиев (120–210 per. т), длиной 28–35 м (90–114 локтей) и высотой 2–3,5 м (6,5–11 локтей) 1788 . Херсон, как и раньше, несомненно, имел свои собственные суда, лодки, а значит, должен был располагать базой для их строительства, содержания, ремонта, оснастки. Отправляясь из города в дальнюю морскую и речную экспедицию, связанную с постройкой Саркела, императорский посланец Петрона Каматир не мог полагаться только на случай застать в порту Херсона достаточное для задуманного предприятия число грузовых, торговых судов, приплвших сюда по делам из столицы и побережья Южного Понта. Зная, что выделенные ему хеландии императорского флота и катепана Пафлагонии придется заменить на иные, менее крупные, пригодные для плавания по мелководью, он был осведомлен, что найдет у самих херсонитов два необходимых ему класса транспортных кораблей: часть так называемых «круглых» парусных судов (strongila сравнительно тихоходных, с закругленной передней частью, широким устойчивым корпусом, и, очевидно, все потребное количество гребных судов (kamatera karabia), рабочих, грузовых кораблей малой осадки, каждый из которых с помощью нескольких десятков гребцов мог двигаться на веслах против речного течения 1789 . Через 10–15 лет такие контакты с Хазарией затруднились на некоторое время в силу политических причин, но не исчезли совсем, а значит, можно подозревать сохранение в составе херсонесского городского флота не только strongyla но и другого, гребного, более дорогостоящего вида водного транспорта. Следовательно, херсониты имели не случайные суда. Знакомство с их разными типами свидетельствует о том, что местные корабелы усвоили представление о значении оптимальных форм обводов корпуса, о соотношении главных размерений, интерферренции волн, главных точках законченной корабельной конструкции (центре тяжести, общем центре и мегацентре), достигали прочности, плавучести, остойчивости своей продукции, то есть постигли опыт умелого кораблестроения. Морские суда той далекой эпохи не имели рангоутно-такеллажного оборудования (рей с брасами), парус крепили прямо к мачте и управление им было ограничено, что не мешало широко использовать этот вид транспорта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    893 Таким образом, Анна переходит к изложению событий 1094 г.     894 На самом деле Липений значительно дальше от Звенчана.     895 Дафнутий — к западу от Константинополя, около Регия (Ducange, In Alex., p. 589).     896 Ил., III, 34.     897 Указание Анны на то, что владения Дук находились во Фракии, очень интересно.     898 Никифор Диоген и Михаил Дука были сыновьями императрицы Евдокии, Никифор — от Романа Диогена, Михаил — от Константина Дуки.     899 Анна повествует о событиях начала 1094 г. Незадолго до этого Константин был низложен и вместо него соправителем Алексея назначен Иоанн (Предисл., стр. 14). Подчеркивая любовь Алексея к Константину, Анна стремится, видимо, оправдать отца и в то же время досадить Иоанну, наследовавшему престол вместо Константина.     900 История царствования Романа Диогена подробнее всего описана Пселлом (Psellos, Chronogr., II, рр. 152—172). Сведения о нем содержатся также в сочинениях Вриенния, Атталиата, Продолжателя Скилицы и др.     901 Вриенний упоминает также третьего сына — Константина; см. прим. 931.     902 В Киперудский монастырь (μον ν το Κυπεροδη). Продолжатель Скилицы называет монастырь Пиперудским. По словам Вриенния (Nic. Br., I, 20), Евдокия удалилась в богородичный монастырь, который она сама основала на берегу Босфора.     903 См. Бытие, IXL, 9. Этот образ нередко встречается и у византийских писателей XII в.     904 См. Еврипид, Телеф, фр. 722; Plut, Mor., 472Е, 602В. О переводе изречения: «Если тебе досталась Спарта, дорожи ею» см. Buckler, Anna Comnena..., р. 201.     905 См. Иеремия, XIII, 23.     906 См.прим. 313.     907 17 февраля (1094 г.).     908 Адриан был женат на Зое — дочери Константина Χ Дуки и Евдокии.     909 При Большом дворце был специальный ипподром, где императоры и их приближенные устраивали конные состязания, занимались гимнастическими упражнениями и играми в мяч. R. Janin, Constantinople byzantine, p. 119.     910 Псалт., 126, 1.     911 Род Каматиров нередко упоминается в византийских источниках. Григорий Каматир, секретарь Алексея, — хорошо известная личность в истории Византии XII в. При Иоанне Комнине он был логофетом секретов и протасикритом. Григорий Каматир — адресат писем Феофилакта Болгарского, ему посвящены монодия Продрома и два стихотворения поэта XII в. Николая Калликла. Каматир упоминается Никитой Хониатом, известны также две его печати (см. Шандровская, Григорий Каматир..., стр. 173 и сл.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Петра от роли Богоматери при таком подходе, но отметим главное – св. Петр в изложении Иннокентия III затмевает Самого Христа. И это вызвало понятное возмущение у Иоанна Х Каматира. 2.3.2. Критика Иоанном Х Каматиром экклесиологии Иннокентия III Так, Иоанн Х Каматир подчеркивает, что все то, что будет споспешествовать ученикам (τ συνοσοντα), включая и благодать чудотворений, Господь им дал «на общих основаниях (κοινς)... и равночестно» 199 . Каматир удивляется своего рода партикуляризму Иннокентия III: «Если же ты отделяешь (πομερζεις) Петра от прочих апостолов и приписываешь ему особое учение, к которому оказывается непричастной (μθεκτος) остальная группа апостолов 200 , то сейчас настало самое время посмотреть, что из этого вытекает. Так вот, этим вводятся противоположность и инаковость в поучениях Христовых, если мы одни из них приписываем отдельным образом Петру, а прочие – остальным ученикам» 201 . Т. е., по мысли Константинопольского патриарха, Иннокентий достигает обратного эффекта – разрыва Церкви. Базовая идея, стоящая за этими словами, понятна: Петра не подобает возносить на особый сверхчеловеческий уровень, поскольку это противоположно и Преданию, и природе Церкви как таковой. Так, по словам митр. Солунского Нила Кавасилы, папа – преемник Петра, но не как епископ 202 . В чем разгадка этой фразы? Она нам кажется простой: не как епископ, но как восприемник равной для всех благодати, такой же точно у преемников других апостолов 203 . Немало мы удивились, заключает Иоанн Х Каматир, «как это, сказав вначале, что Основание Церкви – Христос, ты сам от себя догматически измыслил, будто второе Ее основание – это Петр...» 204 . Это противоположно как Евр.11:13 , так и Еф.2:19–21 205 . Зачем же распространять учение Петра на всю вселенную, а остальных апостолов запирать в описуемых местах? 206 Иначе говоря, Каматир как бы спрашивает: разве можно запереть благодать, которая одна во всей вселенной и исходит только от Бога (а не от папы)? Разве Бог описуем и ограничен только Римом? Ведь и Христос пришел на распятие не в ветхий (παλαιν) Рим 207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Иоанн Каматир составил две астрологические поэмы: «О круге зодиака» и «Введение в астрологию» которые были посвящены императору Михаилу I. В этих поэмах идет речь о 12 знаках зодиака, планетах, неподвижных звездах, методах составления гороскопов и основных положениях астрологии. Весь свой материал Иоанн Каматир заимствует, главным образом, из трудов Клавдия Птоломея, которого именует «премудрым и прекрасным» (Joh. Kam. S. 75). Наряду с сочинениями Птоломея, Каматир использует труды Гефестиона Фиванского, Ритория, Иоанна Лида. Предположительно из этого же столетия дошла до нашего времени астрологическая поэма посвященная севастократориссе Ирине. Поэма была опубликована в XIX в. под именем Феодора Продрома, однако в настоящее время в историографии утвердилось мнение относящее авторство поэмы к Константину Манассии (Hunger H. Op. cit. S. 242-243). Известно, что наряду с распространением астрологии среди интеллектуалов Византийской империи, вера в зависимость человеческих судеб от небесных светил была достаточно широко распространена среди простонародья, хотя отношение к ней было двусмысленным. С одной стороны, опасаясь церковных гонений, византийцы на словах отказывались верить влиянию небесных светил на земную жизнь, с другой, астрология прилежно изучалась с целью «обличения» тех, кто ею занимался. Так, по крайней мере, объясняла свой пристальный интерес к этой «науке» Анна Комнина (Ann. Comn. II. P. 57-59). Михаил Пселл также пишет, что считает астрологию суетной наукой и порицает тех, кто ею занимается. Однако в своем труде «Всеобщее наставление» (R.G. T.122. Col. 687-794) и в монодии, написанной для утешения пострадавших от землетрясения в сентябре 1063 г., он полагает, что звезды и планеты воздействуют на нашу жизнь на Земле, выказывая тем самым свои глубокие герметические познания. Хотя Пселл и считает Бога Творцом всего видимого и невидимого мира, однако природа отделена от своего Творца и существует самостоятельно, независимо от Бога, подчиняясь лишь законам данным ей при сотворении вселенной.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/11/...

Иоанн I, Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей I Иоанн II, каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз) Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр I (во второй раз) Пётр, еретик Фома II, Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодот, иконоборец Анатолий I, иконоборец Иоанн VII, Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I, Порфирородный Антоний II Николай I, Мистик Евфимий I, Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февраля 6) Василий I, Скамандрин Анатолий III, Студит Николай II, Хрисоверг Сисинний II Сергий II (или Евлогий) Евстафий Алексий, Студит Михаил Кируларий Константин III, Лихуда Иоанн VIII, Ксифилин Косма I, монах Евстратий Гарид Николай III, Грамматик Иоанн IX, Агапит Лев Стопт или Ступп Михаил II, Куркуас Косма II, Антик Николай IV Феодот II Неофит I Константин IV, Лихуда Лука Хрисоверг Михаил III Харитон Феодосий I, Варадионт Василий II, Каматир Никита II, Монтан Леонтий Феотокит Досифей Георгий II, Ксифилин Иоанн X, Каматир Фома Латинянин Михаил IV, Авториян Феодор II Максим I Мануил Герман II Мефодий II (3 месяца) Мануил II Арсений Никифор II Арсений (во второй раз) Герман III (4 месяца) Иосиф I Иоанн XI Иосиф I (во второй раз) Георгий или Григорий II Афанасий I Иоанн XII Афанасий I (во второй раз) Нифонт I Иоанн XIII Глика Герасим I Иоанн XIV Исидор I Каллист I Филофей Каллист (июня 20) во второй раз Филофей (во второй раз) Макарий Нил (святой) Антоний IV Каллист II Матфей I Евфимий II Иосиф II Митрофан II Григорий III Афанасий II Патриархи Время вступления, от Рождества Христова Султаны Геннадий II

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010