24 сентября 1752 г. толпа униатов напала на митрополичье подворье, Софроний был схвачен, избит и заключен в келью под стражу. 1918 Четыре с половиной месяца провел митрополит в заточении, каждый день подвергаясь поношениям и издевательствам. Наконец перед возвращением паши Софрония выпустили, взяв с него письменное обязательство никогда не возвращаться в Халеб. В Халебской епархии опять установилось преобладание униатов. В 1754 г. в город прибыл митрополит Максим. Немногие оставшиеся православные молились в доме английского драгомана Ильяса Фахра с двумя священниками, скрывавшими свой сан от посторонних. 1919 Однако в 1755 г. губернатором Халеба стал сочувствовавший православным Рагиб-паша, при котором состоял врачом Афанасий Ипсиланти Комнин, влиятельный фанариот, автор исторического труда, ценного источника по истории сирийской унии. Комнин требовал у униатского митрополита Максима расписку Софрония о невозвращении, чтобы тот мог беспрепятственно прибыть в город. Паша возбудил судебное дело о передаче здания халебской церкви православным и доносил великому везиру о приверженности халебцев папизму. На следующий год, в октябре 1756 г., везир издал указ о ссылке Максима в Адану и возвращении епархии Софронию. Тем временем Рагиб-паша был перемещен из Халеба, а Софроний, не боец по характеру и не фанатик по складу души, наотрез отказался возвращаться в Халеб и подвергать себя новым опасностям. Покровители халебских униатов из числа султанских врачей Мустафа-эфенди и Мансур, брат Максима, использовали неприязнь султана к везиру и, угрожая смертью, парализовали деятельность вселенского патриарха и Комнина, а также способствовали возвращению из ссылки Максима в апреле 1757 года. 1920 Однако после смерти в октябре того же года султана Османа III православные опять взяли верх. Афанасий Комнин и Константинопольский синод предложили Сильвестру передать Халебскую епархию под управление вселенского патриарха. Сильвестр, который, по словам летописца, «стал очень вял и малодушен от злобы алеппинцев, потерпев от них так много в течении 30 лет», согласился. 1921 Новый митрополит Филимон, поставленный Фанаром, прибыл в Халеб в мае 1758 г. с турецким чиновником, имевшим полномочия передать Филимону церковь и арестовать Максима. Максим, впрочем, не будучи уверенным в своей безопасности, уже за много месяцев до того бежал в Ливан. 1922

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об этом стало известно Вотаниату, и Никифор III, снабдив Комнина деньгами для снаряжения армии, направил его на норманнов. Но, дойдя до Адрианополя, Алексей внезапно сделал остановку и отказался выплачивать солдатам жалованье. Обманывая их, он утверждал, что император не снабдил его необходимыми средствами. Что называется, «играя на публику», Комнин начал раздавать воинам собственные деньги и имущество, говоря: «Если бы было возможно, я обогатил бы таких замечательных и умных людей, как вы!» Естественно, он добился того, чего хотел, – солдаты были готовы отдать за него жизнь и одновременно с этим возненавидели василевса. Тогда Комнин решился на следующий, в общем-то, довольно рискованный шаг. Алексей объявил солдатам, что поедет в Константинополь, дабы при встрече с царем уговорить того выплатить солдатам жалованье. И действительно поехал. Но для того, чтобы... при встрече с Никифором III в очередной раз уверить того в своем верноподданническом чувстве. А попутно провести последнюю рекогносцировку перед решительными действиями. 8 февраля 1081 г. Комнин вернулся к войску и объявил, будто за попытку защитить интересы солдат император приказал его арестовать и предать суду (!), и только благодаря счастливой случайности ему удалось вырваться из столицы. Нетрудно догадаться, что после этого войско дружно провозгласило Алексея Комнина императором и двинулось на Константинополь 120 . Попутно Алексей направил гонцов к Дукам, и кесарь Иоанн, поспешивший к нему на помощь, оказал Комнину большую услугу, снабдив мятежников деньгами и присоединив к ним отряд наемников-угров. Когда об этом узнал Никифор III Вотаниат, он немедленно отдал приказ арестовать семейство Комнинов. Но предупрежденная Алексеем Анна Далассина, взяв с собой дочерей, внуков и невесток, укрылась в храме Святой Софии. Император потребовал от нее оставить храм, но та, уцепившись за иконостас, заявила, что, только отрубив руки, ее можно вывести отсюда. Вскоре к Анне прибыла Ирина, решившая разделить с родственниками и не любящей ее свекровью все тяготы и опасности. Авторитет семейств Комнинов и Дуков был настолько высок в народе, что василевс не осмелился прибегнуть к силе. Он вступил в новые переговоры, в результате которых Анна Далассина согласилась перейти в Петрийский монастырь под гарантии безопасности со стороны царя. Теперь им оставалось только ждать завершения волнующих событий 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аколуф 86, 232, 316. Акрополь антиохийский 199, барский 154, константинопольский 227, 276, брундузийский 176, 180, корцирский 107, амасийский 330, дорилейский 329. Акруна – город 42. Аксух, великий доместик 106, сопутствует Мануилу в его подвигах против персов 50, обнаруживает робость и недобросовестную хитрость 54, посылается с флотом в Италию 110. Аксух (Алексей), протостратор, сын в. доместика, встречает Балдуина 204; командует войсками в Киликии 251, и на Дунае 288; задумывает измену и постригается в монахи 294 и сл. Аксух (Иоанн), протосеваст, поспешает на помощь Мануилу 54, сражается с гуннами 114, лишается одного глаза 138, превозносит дела царя Иоанна 140 , резко отзывается о Мануиле 141, замечает замысл Андроника 142, подвергается нападению кабана 143, встречает Балдуина 204, сопровождает Белу в Венгрию 319. Акусий, знаменитый венгерец 10. Александр, лонгобард 163. Александр, граф равеннский, изгнанный королем сицилийским и перешедший к Мануилу 71, отправляется Мануилом в Италию 149. Александр папа низлагается Фридериком и восстановляется Мануилом 253. Алексей Комнин, царь 1–3; дает привилегии венетам 312. Алексей Комнин, старший сын царя Иоанна, назначается наследником престола 23; его смерть 24. Алексей Комнин II, сын Мануила и наследник престола 2; его рождение 285. Алексей Протостратор, см. Аксух. Алексей Контостефан, см. Контостефан. Алексей внук царя Алексея. см. Вриенний (Алексей). Алеманы – германцы 76; делают насилия в пределах римской империи 77, 78; гибель их на хировакхийской долине 79; поражение их от византийского войска 83, от персов 87; теряют бодрость 88; возвращаются от Филомелиона и враждуют с галлами 91; способнее сражаться пешком, чем на конях 92; лишают наследства детей Генриха 96; знак у них к прекращению войны 98; приготовление их к нападению на римскую империю 110; помощь их гуннскому королю против римлян 241; предпринятая ими осада Анконы 320. Алиций – итальянская область 176. Аллузий, сын венгерского короля Владислава 8. Алюиз, епископ, посол Людовика VII к Мануилу 89.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Понимая, что такая война крайне невыгодна Империи, император Алексей Комнин пошел на невиданные уступки. Он наделил Владимира Мономаха титулом «царь», вручил тому скипетр, державу, а также царский венец, названный шапкой Мономаха. В обмен князь Владимир отказался от дунайских завоеваний и отвел свои войска. Лето 1116 г. ознаменовалось очередной попыткой турок во главе с Румским (Иконийским) султаном Малик-шахом опустошить Малую Азию. К несчастью, в это время болезнь ног особенно донимала Римского царя, и Алексей I искренне сожалел, что не может возглавить войско в новом походе. Как только боль чуть утихла, василевс тут же сел верхом на коня и направил армию к Кивоту, а оттуда на Лопадий. Он немного опоздал – турки узнали о приближении Византийского императора и спешно бежали, умертвив многих пленных греков. Спустившись на равнину, где располагался всего 3 дня назад турецкий лагерь, царь скорбел над телами своих подданных и приказал конному отряду преследовать врага. В результате турки были наголову разбиты, оставшиеся пленные возвращены домой, а василевс еще три месяца простоял с войском для обеспечения безопасности тех мест. Затем он снялся и вернулся в Константинополь, попутно захватив город Аэр. Но не успел царь дойти до столицы, как его догнал посланник с известием о новом нападении турок. Тут же царь во главе своей конной гвардии помчался к Никее, но еще до его прихода полководец Михаил Стипиот дал сельджукам сражение и победил. Однако через несколько дней к Никее прибыло другое турецкое войско, еще более многочисленное, чем первое. Не мешкая, царь расположил свою армию у города Сантавариса, а также выделил сильные отряды под командованием Стипиота и Камицы, которых откомандировал в направлении Амореи. В течение лета и осени 1116 г. римская армия наголову разбила турецкие войска, победив врагов в генеральном сражении. Кратко говоря, вновь Алексей Комнин отстоял безопасность и независимость Римской державы. Оценивая труды нашего героя, следует сказать следующее. На протяжении нескольких десятилетий Алексей Комнин неизменно проявлял себя как великий государственный деятель, дипломат и полководец. Против Роберта Гвискара он заставил воевать Венецию, против Чахи – турок, печенегов поборол с помощью половцев, крестоносцев использовал против турок, а турок – против латинян. Попутно с этим он выпестовал собственную армию, где помимо наемников во множестве появились национальные отряды. Если в начале его царствования Византия не имела никакого флота, то в значительной степени победа в противостоянии с норманнами была обусловлена прекрасными кораблями, построенными Комнином. Император не только упрочил положение внутри государства, но и существенно раздвинул его границы, почти вернув их в исходное состояние, какими они были при великом Василии II. Иными словами, императора Алексея Комнина следует назвать национальным героем Византии 377 . Глава 5. Император и три женщины. Анна и Иоанн Комнины. Смерть Алексея I

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Факт вмешательства императора в дело чисто церковное может бросить тень на лояльность императора. Но в оправдание такого поступка императора нужно обратить внимание на то, что в то время патр. Евстратий, по-видимому, уже оставил престол. А новый патриарх еще не был избран. Дело же Итала вследствие народного волнения приняло серьезный оборот, угрожавший спокойствию столицы. Поэтому и нужно было, не взирая на отсутствие патриарха, предпринять меры решительные и строгие. К тому же самое вмешательство императора не было таким великим, каким оно кажется с первого раза. Обвинительные главы взяты были из синодика, прибавлено было только две новых главы, да и эти две главы были уже рассмотрены духовным судом патриарха; так что одиннадцать глав не представляли собой чего-либо нового. Церковь все это осудила уже раньше. И анафематствование не было самочинным поступком императора. Оно было только необычным повторением обряда, учиненного в необычное время в силу особых обстоятельства Имени же И. Итала и теперь не коснулись. Осудили только его философское учение. Но как же Иоанн Итал отнесся ко всему этому? Анна Комнин говорит, что он «и после этого не смирился, но многим публично говорил то же и несмотря на убеждения царя, бесчинно и варварски неистовствовал. Вполне ли справедливы ее слова или она и здесь говорит об Иоанне Итале с обычным преувеличением? А если они справедливы, то что было причиной подобного поведения? Ведь раньше Итал был сговорчивее. Что слова Анны Комнин справедливы, эго подтверждается последующим, именно, скоро последовавшим за этим анафематствованием и самого Итала. И нам кажется, причину такого поведения Итала нужно видеть в самом характере осуждения. И раньше светская власть отнеслась к нему строго. Теперь же свою строгость она простерла до того, что своею властью устроила анафематствование. Зная о снисходительном к себе отношении со стороны духовной власти, И. Итал к совершившемуся анафематствованию отнесся довольно легко. Но во всяком случае поведение его было настолько предосудительно, что вскоре и «он сам предан был отлучению». Когда это случилось, Анна Комнин не выясняет. Но, принимая во внимание, что при всенародном анафематствовании имя Итала не было упомянуто; а не было оно упомянуто потому, что самое анафематствование совершилось не по суду церкви, а по распоряжению императора и к тому же патриарха еще не было на престоле; то скорее всего первым делом нового патриарха и было окончание дела Итала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основанием для его пре-тендентства был, без сомнения, тот мотив, который позднейшими, благоприятствовавшими Комниным, писателями приводится в его оправдание, 942 а именно: наследственное право на престол, в силу родства с Исааком Комнином и Дуками; Алексей Комнин был родной племянник царствовавшего Исаака Комнина и женат был на Ирине, внучке кесаря Иоанна, дочери Андроника Дуки. Для осуществления замысла Алексей Комнин, в союзе со старшим братом, Исааком, стал подготовлять почву и приобретать приверженцев при дворе, в войске и во влиятельных сферах. При дворе Комнины свили себе уютное гнездо на женской половине, под крылом жены Вотаниата, императрицы Марии, чему, без сомнения, много содействовал дед Алексея Комнина, кесарь Иоанн, пользовавшийся большим уважением и авторитетом в глазах Марии после того, как, благодаря его влиянию, Вотаниат отдал предпочтение Марии перед Евдокией. За Исаака Комнина выдана была замуж еще при Парапинаке племянница императрицы Марии, потом Алексей Комнин был усыновлен Марией. Эта двойственная связь дала возможность братьям Комниным беспрепятственно посещать Марию, проникать в ее задушевные мысли, утешать в тайных тревогах и, в свою очередь, пользоваться ее услугами. 943 Случилось тогда одно обстоятельство, в сильной степени возбудившее тревогу в Марии и много помогшее Комниным. Старик Вотаниат не имел собственного сына, 944 наследника престола, но был у него пасынок, Константин, сын императрицы Марии от первого ее мужа, Михаила Парапинака. Мария надеялась, что ее сын будет наследником престола, эту мысль поддерживали Комнины и в ее пользу говорили перед Вотаниатом. 945 Но план Вотаниата был другой. У него были родственники, Синадины, очень к нему приверженные и в свою очередь пользовавшиеся большим его расположением. Синадины первые приняли его сторону, когда он выступил соискателем престола. Вотаниат хлопотал о том, чтобы пристроить молодых Синадинов, и не без успеха: дочь Феодула Синадина, приходившуюся ему племянницей, выдал замуж за короля Угрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

В X-XI вв. в окрестностях В. вел отшельническую жизнь прп. Антоний Новый Веррийский , к-рый считается небесным покровителем города. Впосл. на месте пещеры, где он подвизался, возник скит Иоанна Предтечи, называемый также Веррийским, т. к. его история неразрывно связана с историей города. В кон. XI - нач. XII в. была образована особая Веррийская фема. С 1107 г. дукой В. был Константин Комнин, племянник имп. Алексея I (Ep. 123 - Gautier. P. 563). В письме к нему Феофилакт , архиеп. Охридский, называет Веррийскую кафедру «одной из прекрасных болгарских Церквей», но говорит о ее экономическом упадке (Ер. 16). Во 2-й пол. XII в. В. вновь была присоединена к Фессалоникийской митрополии К-польского Патриархата. Исследователи затрудняются определить, взятие какого из одноименных городов - В. Македонской или В. Фракийской - было осуществлено в 1186/87 г. братьями Петром и Иоанном Асенями ( Χιονδης. Τ. 2. Σ. 27). После захвата К-поля крестоносцами и распада Византийской империи в 1204 г. В. была включена Бонифацием Монферратским в состав лат. Фессалоникийского королевства, в В. служил католич. епископ. В 1205 г. город был захвачен болг. царем Калояном. В 1224 г. эпирский деспот Феодор Ангел Комнин Дука присоединил В. к своим владениям и она снова временно оказалась в составе Охридской архиепископии. К этому периоду относится роспись кафедрального храма Старой Митрополии. В 1246 г. В. завоевал никейский имп. Иоанн III Дука Ватац , в 1257 г.- эпирский деспот Михаил II Дука Комнин, в 1259 г.- буд. визант. имп. Михаил VIII Палеолог, и, т. о., она вошла в состав восстановленной Византийской империи (1261). При Михаиле VIII Палеологе В. была возведена в ранг архиепископии (после 1261), а с 1300 г.- митрополии. В кон. XIII в. Веррийскую кафедру занимал деятельный иерарх Антоний Малакис. На Влахернском Соборе 1285 г. он выступил с осуждением бывш. К-польского Патриарха Иоанна XI Векка и сторонников унии. Антоний Малакис известен также как заказчик иллюминованных рукописей (напр., Евангелие Athen. Ben. Vitr. 32 и Gött. Theol. 28).

http://pravenc.ru/text/158188.html

27 Титул „πρτιμος“ в XI в. получали, по царскому пожалованию, и простые монахи, напр., известный Михаил Пселл , монах Михаил, первый министр императора Никифора Вотаниата. Этот титул считался не ниже гражданского титула протопроедра, который занимал пятое место в византийской табели о рангах XI в. Титул „ипертима“ давал право на участие в деятельности государственного синклита (проф. Н. А. Скабаланович , Византийское государство и церковь в XI веке, стр. 158–159). Император Алексей Комнин пожаловал титул „ипертима“ венецианскому патриарху-митрополиту Доминику за услуги, оказанные ему венецианцами в борьбе с латинянами (Anna Comnena, Alexias, I, 286  12 . Bonnae). Значит, начало пожалования иерархам титула „πρτιμος“ можно относить к XI веку. 28 Относящийся к этому вопросу материал сообщает Zachariae a Lingenthal, Jus graeco-romanum, III, 60, 224, 241, 300–301, 326, 330, 341, 364 и др. (возвышение различными царями епархий). Но в 1065 г. император Константин Дука издал хрисовул о том, что царь не имеет права изменять порядок епархий (Ρλλης κα Ποτλς, V, 274–275; Zachariae a Lingenthal, III, 323–325. Ср. Cedrenus, Historiarum conpendium, II, 486. Bonuae – o пожаловании императором Poмahoм III Аргиром (1028–1034) титула „σγκελλος“ митрополитам Ефеса, Кизика и Евхаит). Император же Алексей I Комнин между 1081 и 1087 гг. издал хрисовул следующего содержания: епископии, которые издавна были возведены на степень митрополий или архиепископий, должны и впредь пользоваться тем же достоинством и основанием, и никто не должен низводить их и изменять то положение, которым они пользуются, – за исключение тех случаев, когда царь, в зависимости от времени и лиц, совершит дар в этом отношении и пожалует кого-либо из иерархов соответствующим возвышением его кафедры (Zachariae, III, 367). В 1087 г. император Алексей I Комнин издал другой хрисовул – о праве василевса, по личному побуждению (οκοθεν ρμηθες), возводить епископии в архиепископии или митрополии, ради чести города, или по вере его в церковь , или из уважения к добродетели ее предстоятеля, но с условием, чтобы современный вселенский патриарх не прежде издавал свой питтакий о возвышении той или другой епархии, как признает дарование ей царем чести согласным с божественными канонами и благословным, и совместно с синодом архиереев примет царское распоряжение и сопричислит пожалованного царем иерарха к сонму пользующихся высшею честью (Zachariae, III, 368–370).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

85]). К старости Зоя стала «нетверда рассудком», часто впадала в беспричинную ярость. Умерла она в 1050 г., перед кончиной раздав большие суммы денег неимущим. Феодора пережила и сестру, и Мономаха, отношения с которым у нее не сложились. После смерти последнего столицу империи вновь охватили смуты, группа знати решила возвести на трон наместника Болгарии Никифора, но Феодора первая успела захватить дворец. По причине тяжелого характера императрицы с ней могли ладить лишь податливые дворцовые евнухи. Патриарх Кируларий и лидер военных Исаак Комнин (будущий император) так и не смогли найти с ней общий язык. Патриарх с Феодорой конфликтовал постоянно, Комнин был смещен. Власть на деле принадлежала представителю столичной бюрократии Льву Параспон-дилу, человеку неглупому, но, как и императрица, неуживчивому, вызывавшему повсеместное недовольство. Мужа себе Феодора искать отказалась и через полтора года своей ничем не примечательной автократии умерла (31 августа 1056), передав империю в слабые руки Михаила Стратиотика – креатуры Параспондила. Михаил VI Стратиотик, Исаак I Комнин Михаил VI Стратиотик (? – 1059, имп. в 1056 – 1057) Синклитик Михаил занимал при Константине Мононахе должность логофета стратиотской казны (поэтому или по причине солдатских заслуг молодости и прозвище – Стратиотик). Вступил на престол Михаил Стратиотик уже в очень преклонном возрасте, и современники наградили его второй кличкой – Старик. Группа сановников во главе со Львом Параспондилом, по чьей инициативе он и взошел на трон, поставила перед василевсом одно- единственное условие – полное подчинение им, – и Михаил согласился. Так ему было спокойнее, ибо, по словам Пселла, повиноваться Михаил VI умел куда лучше, нежели повелевать. Кто бы из придворных льстецов о чем бы ни попросил этого ничтожного василевса, последний, не имея сил отказать, удовлетворял любую просьбу, что в конечном счете привело к неразберихе и анархии. К армейским же начальникам отношение Стратиотика оказалось совершенно иным.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Ссылаясь на простоту и нераспорядительность тогдашнего архиерея, она убедила некоторых предложить ему, в виде совета, отречься от престола, так, как бы они советовали это для его же пользы. Но такая затея не укрылась от святого мужа, и он в заключение, клянясь своим именем, сказал: «не будь я Косма, если сойду с патриаршего престола, не возложив моими руками венца на Ирину“ (жену Алексея). Действительно, Косма настоял на короновании Ирины императорским венцом, чем оказал большие услуги дому Дуки, а через некоторое время (всего месяц спустя после воцарения Алексея) сам добровольно удалился с патриаршества. Сказав своему келейнику: «возьми псалтирь и следуй за мной“, он ушел в монастырь Каллия, откуда, несмотря на неоднократные приглашения, не пожелал возвратиться к церковному управлению. 23 Таким образом, в удалении Космы Алексей Комнин не принимал участия, да и вообще в отношении к этому патриарху не допущено было никакого насилия, никакой несправедливости со стороны Комнинов, которых патриарх поддержал в решительную минуту революции, убедивши Никифора Вотаниата отказаться от престола в пользу Алексея. Впрочем, при Евстратие, в 1082 г. случилось одно обстоятельство, показывающее, с каким вниманием относился император к церковной власти вообще и к высшему представителю её в частности. Алексей Комнин вел тяжелую войну с Робертом Гвискаром. Он нуждался в деньгах, а денег в государственной казне, совершенно опустошенной его предшественником, не было. Необходимо было употребить какие-нибудь необычные меры для приобретения денег, которых он просил с поля битвы у матери и у брата – севастократора Исаака. И вот, мать и брат, по словам Анны Комнин, 26 «не могли придумать, на что решиться, и обратились к древним законам и правилам о продаже церковных имуществ. Найдя, между прочим, закон, что для выкупа пленных можно продавать священные вещи св. Божиих церквей, они вознамерились немногие из священных сосудов, давно уже упраздненные и остававшиеся без употребления, как ни к чему негодные, а только подававшие повод толпе к святотатству и нечестию, перечеканить в деньги, чтобы употребить их на уплату воинам и союзникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010