Такую картину можно наблюдать в храме Гроба Господня ежедневно. Контраст между верой и безбожием, так ярко видимый в Иерусалиме,  стар как мир, и незачем было бы о нем  писать, если бы не одно " но " . Обе группы,  и туристов и паломников - русские, и пришли они не в музей, а ко Гробу Господню, к истокам  веры, за которую их прадеды когда-то проливали кровь, веры, которой стояла когда-то Русская земля. Сегодня же для одних Россиян Иерусалим и Святая Земля – это драгоценное место встречи со Христом, для других – еще одна " заграница " . Верующие и неверующие Россияне здесь в Иерусалиме кажутся двумя разными нациями, не похожими ни внешним видом, ни поведением, ни  восприятием. Одни едут,  что бы припасть со слезами ко Гробу Господню, другие,  выбирая из сотен туристических направлений останавливаются на  Израиле. Почему? В этом ответе на этот вопрос  и кроется надежда, на то, что все не так плохо (пока еще). Давайте поднимемся на Голгофу и понаблюдаем за группой российских туристов  еще немного: Уже хорошо знакомая нам гид с цветком  заканчивает свои объяснения (слава Богу, что мы не слышали их сначала): " Сейчас вы подходите, касаетесь рукой отверстия, в котором стоял крест. Затем ставите свечи. Внимание! Это - место смерти, и здесь вы ставите свечи только  за упокой. За здравие здесь свечи ставить нельзя. Их надо ставить слева, снаружи " .  Лишив людей таким образом возможности поставить свечи  о здравии и спасении своих близких на месте, где произошло искупление рода человеческого, и проинструктировав русских людей,  как надо прикладываться, гид удаляется  в сторону подождать пока группа " закончит " ,  а туристы старательно, как  дисциплинированные школьники, выполняют ее указания. Такое ощущение, что эти люди приехали из страны, где  просто нет храмов, и они в первый раз видят свечи, святыни, иконы. и потому нуждаются в пояснениях неверующего человека как себя здесь вести…  Но все же. Они ставят свечи, а кто-то даже неловко крестится.  Значит, не все потерянно, значит где-то глубоко (в генетическом коде?) теплиться искорка веры! Пусть в Израиль их пока  привело любопытство, желание увидеть  страну передовых технологий, лучшей в мире медицины, самых вкусных фруктов и самых больших бриллиантовых бирж.

http://radonezh.ru/analytics/zachem-nam-...

В Иерусалим мы въехали около половины седьмого утра. Храм Гроба Господня был уже открыт. Нам показали плиту Помазания, потом повели на Голгофу и, наконец, к святая святых Храма - Кувуклии. Мы с мужем уже бывали в Иерусалиме. И потому, отделившись от группы, первыми прибежали сюда. Мы так мечтали ещё раз склониться в молитве перед скорбным ложем Спасителя. И теперь не верилось, что мечта сбылась. Но Кувуклия была закрыта, и наша гид сказала, что, увы, в такую рань её не открывают. Было обидно до слёз. Мы уже собрались расходиться, как вдруг греческий монах отворил придел Ангела и жестами пригласил войти. «Видно, есть среди вас праведник, раз для вас открыли двери», - заметила гид, и мы с супругом только таинственно переглянулись. Но через минуту я поняла, для кого сегодня Господь открыл двери. Чуть в стороне от группы стояла и рыдала Лена. Я подошла к ней и спросила, что случилось. Но Лена лишь сбивчиво всхлипывала: «Ты видела? Там Она... у Неё кинжал в сердце, Ей больно!» Да. Я видела. Наверху, на Голгофе, справа от места распятия - католический придел. Там стоит скульптура Божией Матери, сердце Которой пронзает остриё кинжала. Богородица держится за сердце, а из Её глаз катятся слёзы. Я, помню, ещё отметила про себя, как буквально католики проиллюстрировали слова праведного Симеона, обращённые к Деве Марии: И Тебе Самой оружие пройдёт душу (Лк. 2, 35). Но я не плакала. Мне не было больно... Мне бывало страшно и стыдно у подножия Креста - это были слёзы покаяния. Бывало радостно и светло - это были слёзы умиления и благодарности Богу за возможность видеть всё это. В моих слезах всегда была моя личная боль, мой личный страх, моя личная просьба. Но мне никогда не было так больно за слёзы Той, имени Которой толком не знала Лена. Всю обратную дорогу мы говорили. Лена рассказала, что работает поваром в ресторане, что она не замужем, что впервые за границей. Она мне показалась очень искренней и... застенчивой. Мы даже обменялись телефонами и в отель вернулись почти друзьями. На следующее утро дым её сигарет на пляже не казался мне уже таким противным, а смех - громким. Несколько раз в разговоре мы возвращались к поездке в Иерусалим, и каждый раз её глаза блестели от слёз.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Стамбул. Город-предупреждение 22.08.2019 1265 Время на чтение 8 минут «А-а-ал-ла-ху-у-у э-экбе-ер...» Окна закрывать бесполезно. Пронзительные голоса муэдзинов все равно пробиваются через вентиляционное отверстие гостиничного номера. Волей-неволей слушаешь вечерний азан - мусульманский призыв к молитве. Знойный воздух раскален до предела, несмотря на вечернее время. Запах жареных каштанов дразнит проголодавшийся желудок. Звуки и запахи Стамбула обволакивают со всех сторон, погружая в какое-то трансовое состояние. Наверное, при последней осаде турками Константинополя византийцы вот так же слушали эти древние витиеватые песнопения, доносящиеся из турецкого лагеря. О чем они думали в эти моменты? Чувствовали ли, что империи гордых ромеев пришел конец? На улице не умолкает шум восточной толпы. Эти звуки гипнотизируют, манят. Только усталость от бесконечной ходьбы мешает выйти из гостиницы на улицу и смешаться с этой бурлящей стихией. Тянет вновь и вновь бродить по узким стамбульским улочкам, вдыхать аромат турецкого кофе, слушать непонятную, но чем-то завораживающую речь... Но я не для таких прогулок приехал. Точнее, не только для них. Христиане приезжают сюда искать осколки Византии. Айя-София, храм Святой Ирины, Влахерны, мозаики Хоры, Живоносный Источник, храм-мечеть Сергия и Вакха, стены Феодосия... Пыль от некогда закатившейся звезды - великой Империи... Заказываю тур «По святыням Византии» с турецким гидом. Едем на автобусе, потом загружаемся в катер и плывем по Босфору. На ломаном русском турок-мусульманин рассказывает русским туристам о евангельской истории, о Константине и Елене, о Златоусте и Василии Великом, о православной иконе, о Вселенских Соборах... Наши, в большинстве своем, ничего этого не знают. Слушают, вникают, удивляются. «Вы ходите в храм?» - спрашивает гид одну из наших женщин. «Нет» - смущаясь, отвечает она. «Почему? В храм нужно ходить, в Бога надо верить. Бог есть», - говорит гид. Я слушаю их беседу и ощущаю, что называется, «разрыв шаблона». Турок-мусульманин проповедует о Боге русским крещеным людям, которые не знают о Боге ничего... Что это, и как это назвать?

http://ruskline.ru/opp/2019/avgust/22/st...

На вершине горы, на том месте, где Господь преобразился, находится греческий православный храм. С особым волнением входили мы в него, с особым волнением пели тропарь, посвященный празднику Преображения. Выйдя из храма, я углубился в масличный сад. Вдруг ко мне подошла матушка Мария, наш гид. — Владыка, — сказала матушка, — знаете ли, где Вы стоите? — Нет. — Вы стоите на том месте, где не так давно одному старцу явилась Божия Матерь. — И что Она сказала ему? — Она сказала только одно слово: «Молитесь!» Я был сильно взволнован. Мы спели молитву «Царица моя Преблагая», а потом — величание Божией Матери. После этого мы подошли к смотровой площадке, с которой открывается такая панорама Галилеи, какой нигде больше не встретишь. Описывать ее красоту я не буду, так как это мне не по силам. Мне вспомнились слова: Фавор и Ермон о имени Твоем радуются ( Пс. 88:13 ). А где же гора Ермон? Из-за дымки мы долго не могли ее увидеть. У одного из наших спутников оказался бинокль, и в бинокль мы наконец увидели Ермон. Его вершина была покрыта снегом, и мне показалось, что это шлем бывалого воина. Просигналили «мерседесы», и через несколько минут мы были уже внизу, у подошвы Фавора. Н. К.: Владыка, есть ли трудности в обслуживании наших паломников в Палестине? Вл. Антоний: Если раньше наша Духовная миссия могла принимать сразу несколько тысяч паломников (была и гостиница, и большой штат обслуживающего персонала), то теперь сделать это невозможно — нет ни того ни другого. Ведутся переговоры с израильскими властями о возвращении нам зданий, которые Хрущев продал… за апельсины. И естественно, гиды должны быть высокообразованными, а главное, верующими. Равнодушный к святыне гид ничего, кроме вреда, не принесет. А пройти святые места в качестве туриста — это и недостойно, и не отвечает цели. Настоящий верующий гид, рассказывая о святых местах, может обновить душу человека, перевернуть ее. С помощью Божией благодати, конечно… В нашей группе было три неверующих человека. Ну если бы просто неверующих, то это было бы полбеды, а они были активно неверующими. Они и к Богу, и к Святой Земле относились скептически, мол, это — красивые картинки, красивые сказки, нас этим не прошибешь, мы люди «закаленные», всю жизнь прожили атеистами. И вот представьте себе, проходит день, другой, и наши скептики — под воздействием святынь, рассказов нашего прекрасного гида, монахини Марии из Русской духовной миссии, а самое главное, Божией благодати — начали потихоньку «размякать». И когда мы прибыли на реку Иордан, они пожелали принять Таинство Святого Крещения.

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

Настоятелем отец Митрофан прослужил 43 года, до своей кончины в 2002 году, и 10 последних лет - в сане епископа Бостонского. Дочь владыки Митрофана, Анна Митрофановна Жохова, многие годы безвозмездно трудилась в храме и певчей, и псаломщиком. Последние годы район Лонг-Айленда заселяют новые эмигранты. «Они тоже тоскуют по родине и находят ее, в том числе, и в нашем храме», - говорит отец Серафим. Протоиерей Серафим Ган Сам отец Серафим впервые побывал на своей исторической родине вместе с отцом, когда ему было 12 лет. Перед поездкой он много читал о России, а в Москве разговорился с гидом, рассказал ему, что хотел бы посмотреть в столице. Гид был удивлен знаниями мальчика и... переменил программу. Так вся туристическая группа поехала по местам, предложенным юным русским американцем. Эту маловероятную, на первый взгляд, историю рассказала мне мама отца Серафима - Елена Юрьевна Ган. «В 1986 году мы с папой туристами поехали в Советский Союз через Интурист - иначе тогда было нельзя, - рассказывает отец Серафим. - Вся группа состояла из американцев, а мы говорили между собой по-русски. Гид заинтересовался, начал с нами разговаривать и тут я сказал ему, что мне хотелось бы увидеть. И тогда он действительно переменил программу. Мне хотелось первым делом посмотреть храмы, исторические места, связанные с дореволюционной Россией. Тогда это было почти невозможно, но в музеи, где хранились иконы, нам удалось попасть. Помню, что гида звали Михаил - по сей день с благодарностью его вспоминаю. Он мне в автобусе тихонько сказал: «Мы только что видели икону Архангела Михаила - это мой Небесный покровитель. Кто знает, может быть, он был верующим человеком, и это подвигло его на то, чтобы изменить программу». Из Москвы Серафим вернулся взрослым человеком. «Я понял, что все, что меня заставляли делать: говорить по-русски, изучать русскую литературу - имеет глубокий смысл, - продолжает отец Серафим. - А в церковь я ходить всегда любил и уже тогда мечтал стать священником. Меня перестало интересовать общение с американскими сверстниками в школе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Так именно свет первичен в православной иконе… Знаете, в комитете комсомола МГУ я был ответственным за атеистическое воспитание студентов. Но я честно признаюсь: это направление работы я завалил. Я организовал только три мероприятия: концерт рок-группы «Воскресение» в подшефном ПТУ, экскурсию в Спасо-Андроников монастырь в музей иконописи; экскурсию в зал иконописи Третьяковской галереи. Так вот, в Третьяковке был следующий эпизод: гид водит группу преподавателей и студентов с кафедры «научного атеизма» по залу, показывает на дивную икону XII века Николая Чудотворца и говорит: «А знаете, что необычно на этой иконе? Это первая икона, на которой иконописец придал греческому святому чисто русские черты лица». А затем гид оборачивается к нам, озирает нашу группу, показывает на меня пальцем и говорит: «Вот у этого юноши в старости точно такое же лицо будет». Штирлиц был на грани провала… Но главное не это. С той поры всякий раз, когда смотрю на себя в зеркало, я вспоминаю этот эпизод и нахожу повод для покаяния: «Андрюша, какая же сволочь из тебя выросла!». Икона – это мечта Бога о человеке, икона являет нам, какими бы Бог хотел нас видеть. И когда ты сравниваешь этот замысел Бога о нас, дар Бога, приуготовленный для нас, с реальностью, вот тут-то и возникает нотка покаяния. Покаяние рождается из первичного светлого ощущения призвания: ты мог бы быть иным. Поистине, покаяние – это трепет души перед вратами рая. А без предощущения рая и покаяние будет разрушительным… Люди видят нашу показную нерастворенную скорбь – и потому обходят наши храмы стороной. Мы в меньшинстве потому, что люди не хотят перенимать наши лица и наши глаза. Чтобы не отпугивать детей, нужно прежде всего восстановить нормальную православную жизнь. Такую жизнь, чтобы все остальные нам просто завидовали: «ну, почему они такие радостные?»… Я проповедую церковную контрреволюцию – возврат к серафимову Православию, к Православию радости. Нужна серафимова Контр-революция. Нам нужно восстановление право-славия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Но вот показалось из-за облаков солнце, – сквозь красные ситцевые занавеси озарило оно всю церковь и словно вся прелесть, вся радость Италии вспыхнула вокруг нас…». И – «здесь я служил мою первую рождественскую мессу», – словно слышит в это мгновение благочестивый путник вчерашние слова Пия X... и представляется ему эта первая месса, – он словно видит молодого capellano, – дон Джузеппе служил тогда за больного старшего викария, – он словно слышит его голос, возглашающий: – gloria in excelsis? Deo, слава в вышних Богу, – голос папы Пия X, замечательно красивый в молодости и удивительно сохранившийся и в старости, voce pastosa, как называли его Итальянцы... «Di Carrara, signore, di Carrara!» внезапно прозаически будит размечтавшегося Камилла Делэг его «гид». Этот гид никто иной, как теперешний священник церкви, монсиньор Дзиллиото. Он указывает писателю на мраморный бюст с надписью в честь бывшего викария Томболо. Они выходят из храма вместе. На маленькой площадке перед ним собрались жители селения. Иностранец, при- —188— бывший к ним от их папы, сейчас же делается их другом. Они рассказывают ему об юных годах Джузеппе Сарто, он говорит им о теперешнем папе Пии X, старичке, одетом во все белое, в глубине таинственного римского дворца... многие из них знали его лично, многих из них даже крестил он, всех же – утешал, ободрял, всем помогал. «Era tanto dravo! tanto виопо! – он был так хорош, так добр!» – говорят они, – но одно наименование особенно часто срывается со всех уст... «Poreretto», – говорят они, – «бедняжечка!» – это слово, равно приложимое и к малым, и к великим мира сего, имеет в устах Итальянца особое значение, – особую, исключающую всякую непочтительность, всякую фамильярность, глубокую нежность, связанную с сожалением... И это слово очень подходит здесь к Пию X, – говорит К. Делэг. Убогое жилище, труды, лишения... вот что видит здесь посетивший Томболо и бывшее жилище могущественного главы Римской Церкви! Монсеньор Дзилиотто показывает и свои приходские книги. Многие странички их исписаны знакомым К. Делэгу тонким почерком. 13-го июня 1867 года подписался в последний раз своим родным именем Джузеппе Сарто, – именем, которое теперь уже не принадлежит ему... «Poderetto, poderetto!».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Начнем с того, что климат Израиля очень отличается от нашего. Там нет как такой как у нас зимы, а значит, нет снега. Святую землю можно назвать страной камня и скудной растительностью, так она представилось мне в моей поездке в феврале месяце. Наш гид Рафаил, православный еврей, говорит, что летом здесь намного жарче и зеленой травы совсем не видно, особенно в пустыне. Вылетая на самолете, из морозной Москвы и приземляясь на место, где в это время стоит жара, диву даешься этой климатической разнице. Поездка была очень насыщенная, предполагалось посетить множество святых мест, связанных с библейскими событиями. Наш самолет приземлился ночью, в аэропорту «Бен Гурион» города Тель-Авива. Тель-Авив — современный город с большими небоскребами на берегу Средиземного моря. Здесь нас ждал автобус, мы и сели в него всей паломнической группой и отправились в город Назарет, где прошло детство Иисуса Христа в семье Иосифа Обручника и Матери Божьей. Мы приехали в отель, там нас ждал гид нашей группы Рафаил. Разместившись по своим комнатам, мы должны были отдохнуть перед нашим путешествием. Всю ночь мы слышали пение каких-то дивных птиц, ощущение было как будто ты в какой-то сказке. Позавтракав утром, мы отправились в храм Благовещения, где бьет источник Богородицы. Здесь архангел Гавриил принес радостную весть Деве Марии о том, что она станет Матерью Мессии Спасителя мира. Греческий православный храм Благовещения построен над источником, из которого Матерь Божия набирала воду. Недалеко находится католический собор, построенный над останками домика Иосифа Марии и мастерской праведного Иосифа. Погода была великолепная, солнце светило прямо по-летнему. Мы спустились к источнику, умылись, попили, набрали воды и, сев в автобус, направились в Кану Галилейскую, на место где Господь совершил первое чудо – претворил воду в вино на браке апостола Симона Кананита. Греческий храм Георгия Победоносца располагается на предполагаемом месте дома Симона Кананита. Сохранились каменные водоносы первого века.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjashhe...

vk fb tw ok @ g+ lj Северный храм Георгиевский храм некогда был кафедральным собором Аланской епархии. vk fb tw ok @ g+ lj Алтарь Георгиевского храма vk fb tw ok @ g+ lj В Георгиевском храме Эль-Тюбю: следы Византии «Каменная церковь длиной в 4 сажени есть в округе Чегем у села Улу-Ельт», – писал в своем «Путешествии по России и Кавказским горам» Иоганн-Антон Гильденштедт; выдержки из его сочинения были напечатаны по-русски под названием «Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа». К этой церкви мы из Тырныауза и едем – наш путь лежит в аул Эль-Тюбю, больше известный под своим русским названием Верхний Чегем. Пеосле Чегемских водопадов дорога резче устремляется вверх, и наша машина становится единственной, стремящейся вперед: чужие тут не ходят, а если и ходят, то очень редко. vk fb tw ok @ g+ lj Чегемское ущелье Знаменитые Чегемские водопады и вместе с ними туристы остались позади. Мы приближаемся к цели нашего путешествия – горному аулу Эль-Тюбю. vk fb tw ok @ g+ lj Древний могильник Это место называют «Городом мертвых». Могильники относят к XII-XVII векам. vk fb tw ok @ g+ lj Башня в ущелье Эль-Тюбю Необычная для здешних мест постройка – подобные ей тысячелетние башни стоят по другую сторону Главного Кавказского хребта, в православной Сванетии. vk fb tw ok @ g+ lj В поисках византийского храма Наш первый собеседник остался очень недоволен расспросами о том, где находятся развалины церкви: «Здесь никогда не было христиан! Никогда!» На фото: отец Игорь идет на другую сторону речки, где ждет его местный «гид» vk fb tw ok @ g+ lj Вид на ущелье Сочетание оранжевого и зеленого – характерная особенность местного пейзажа vk fb tw ok @ g+ lj Паломница у горной реки Матушка Валентина, супруга отца Петра из Нальчика, с иконой Моздокской иконой Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj На мосту через речку «Гид» старательно избегал слова «церковь», но объяснил, где находится «башня с крестом» vk fb tw ok @ g+ lj Молебен в развалинах древнего храма «Башня с крестом» оказалась развалинами маленького византийского храма с кладкой, в отличие от балкарских построек, скрепленной раствором.

http://pravoslavie.ru/63367.html

См.: ’Ρλλη к α Πτλη. Σνταγμα τν θεων к α ερν καννων. T. II. Σ. 656. 286 Joannis antiocheni oratio de disciplina monastica et de monasteriis laicis non tradendis. Cap. 7//PG. T. CXXII. Col. 1128. 289 Ψελλς πιτφιοι λγοι// Σθας . Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη. T. IV. Σ. 402; Сно niat . De Isaacio Angelo. Lib. III. Cap. 2. 290 Напр., основатель Македонской династии – Василий Македонянин происходил из крестьянского сословия. 291 Михаил III, Никифор Фока, Иоанн Цимисхий, Роман III Аргир, Алексей II Комнин, Андроник II Комнин, Алексей IV Ангел, Алексей V Мурзуфл. 293 Феодора, мать Михаила III, Роман Лакапин, Стефан и Константин, его сыновья, Михаил VI Стратиотик, Исаак Комнин, Евдокия, жена Романа Диогена, Михаил VII Парапинак, Никифор Вотаниат; императрицы Зоя и Феодора вступили на трон из монастыря, куда первая была заключена Михаилом Калафатом, а вторая – самой Зоей; Константин XI Порфирогенет, сын императрицы Евдокии, был пострижен и заключен в монастырь Никифором Вотаниатом, но при Алексее Комнине освобожден из заключения. 294 Василий Македонянин, Лев Философ, Александр, Константин Порфирогенет, Христофор, Роман II Младший, Василий Болгаробойца, Константин VIII, Михаил IV Пафлагон, Константин IX Мономах, Константин X Дука, Андроник I, сын его; Алексей, Иоанн и Мануил Комнины. 295 Κα ττε πρτον βλεψε (Константин Порфирогенет) τν γραν τν βασιλεαν, ς κρην χρυσοσπταλον, ς μαργαροφοροσαν, ς βροχτωνα στιλπνν, ς τρυφερευομνην/Constantini Manassis Compendium chronicum. P. 239. Bonnae. 297 «Вступающие в монастырскую жизнь считаются как бы “мертвыми для мирской жизни”», – говорит Зонара в толковании на 6-е правило Двукратного собора//’ Ρλλη κα Πτλη. Σνταγμα. T. II. Σ.668. 299 Theophanis Continuati (далее – Continuatus) Chronographia. Т. III. P. 400; Cedrenus. Historiarum compendium. T. II. P. 110–111. 302 Anonymus. Vita s. Nicolai Studitae//PG. T. CV. Col. 901, 904; Vita s. Methodii//PG. T. C. Col. 1266. 303 Joannis magnae Dei ecclesiae diaconi et oratoris sermo in vitam s. patris nostri Josephi Hymnographi//PG. T. CV. Coi. 927.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010