Едва все вышли из покоев, чтобы дать Исааку спокойно отойти в лучший мир, как ему неожиданно стало... легче. На следующий день царь почувствовал, что болезнь уходит. Он встал, прошелся по комнате и, вообще, понял, что выздоравливает. В его уме возникли сомнения в правильности ранее принятого решения, и он уже начал передумывать принимать постриг. Но все изменил интриган Пселл. Предвидя опасность, он немедленно появился близ императора и начал уговаривать того не изменять ничего из объявленного ранее. Пселл заявил Исааку I, будто на основании его слов о назначении Дуки своим преемником тот уже надел пурпурные туфли, а собранные сановники уже провозгласили Константина Римским императором – отступать некуда. Наверняка, он добавил еще что-что, сыграв на благородстве и любви императора к своим близким. А рядом с Комнином сидел патриарх Константин Лихуд, мягко, но настойчиво убеждая царя в том, что человек, принявший решение посвятить себя Богу, не может ничего внезапно изменить, если, конечно, сохранил в своей душе страх Божий 22 . Оба они отлично знали, что прямой и честный Исаак Комнин никогда не откажется от своих слов и ни за что не признается супруге, будто поступил так под влиянием чужих речей. Для них это была беспроигрышная игра... Призвали Константина X Дуку , которого публично, под слезы и плач родственников император объявил новым Римским царем. Затем Исаак I Комнин принял постриг и отправился в монастырь. Еще более года прожил Комнин в качестве монаха Студийской обители и лишь потом отдал Богу душу, терзаемый в конце дней тем, что был так легко обманут. А его супруга Екатерина и дочь Мария приняли монашеский постриг и прожили еще долгую жизнь в монастырской обители. Так свершился тихий дворцовый переворот, гибельный для Византии. По счастью, род Комнинов не угас, и через 20 лет даст великолепный плод в лице спасителя Римской империи, одного из самых выдающихся императоров Византии, Алексея Комнина. А пока царская власть рассыпалась в неумелых руках слабых представителей новой династии Дуков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А также царицу Ирину, супругу основателя династии Комнинов, ее внучку царевну Ирину и ее дочь, блестящую писательницу, автора «Алексиады» Анну Комнин. Игуменом знаменитого Преображенского монастыря в Метеорах стал Фессалоникийский деспот Иоанн Уреш Палеолог (1371-1373), в монашестве Иоасаф. Деятельным помощником императора Алексея I Комнина был монах Иоанн Дука Кесарь, дядя императора Михаила VII Парапинака . Продолжая древнюю традицию, монахами стали: св. Ирина (в монашестве Ксения), супруга императора Иоанна II Комнина (1118-1143), император Мануил I Комнин (1143-1180) , Ирина и Марфа – сестры императора Михаила VIII Палеолога (1261-1282), его внебрачная дочь преподобная Мария Монгольская (женщина необычайной судьбы!), свергнутый с престола в юности царь Иоанн IV Ласкарис (1258-1261), в монашестве Иосаф, император Андроник II Палеолог (1262-1283), его внук император Андроник III Младший (1328-1341), император Иоанн VI Кантакузен (1347-1354) и его супруга царица Елена. Незадолго до смерти сын царя Иоанна V император Иоанн VII Палеолог (1390) также принял монашеский постриг с именем Иосаф. После смерти мужа императора Иоанна VII Палеолога (1390) царица Ирина Гаттилузи (+1440), родом из Генуи, переехала на остров Лемнос и также приняла монашество с именем Елена . Перед смертью монашеский постриг принял император св. Мануил II Палеолог (1391-1425, в иночестве Матфей), его жена царица св. Елена ( Ипомония в монашестве, память 29 мая) Драгаш (1392-1425) после смерти супруга предавалась иноческим подвигам. Императрица София Монферратская (1399-1434), супруга императора Иоанна VIII Палеолога (1425-1448) через короткое время после неудачного замужества вернулась на родину и там приняла монашеский постриг, окончив свои дни в монастыре в 1434 г. Среди монахинь Иоаницкого монастыря, построенного по распоряжению императора Исаака II Ангела (1185-1195, 1203-1204), можно было встретить его дочь Ефросинью-Анну . Монахиней под конец жизни стала супруга бывшего императора Алексея III Ангела (1195-1203) Ефросинья и сам Алексей III . Монахом был император Трапезунда Михаил Великий Комнин (1344-1349), а также деспот Фессалоники Дмитрий (1246). Монахами завершили свои земные дни Сербские короли – св. Елена, св. Стефан Милутин (1282-1321) и его старший брат св. Стефан Драгутин (1276-1282) . Св. Савва, столь много сделавший для благо своей родины, приходился сыном Сербскому королю св. Стефану Немане (1217-1228) . Сам св. Стефан закончил свои дни в монастыре Хиландар на Афоне преподобным Симеоном Мироточивым, прославлена Церковью в чине преподобной и его жена Анастасия Сербская.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/15/...

Как только о решении василевса узнала царица, она, интуитивно поняв, что здесь все нечисто, с яростью набросилась на Пселла с криком: «Много обязаны мы тебе за совет! Хорошо же ты отплатил нам, убедив императора перейти к монашеской жизни!» Тот по обыкновению начал оправдываться, будто это – воля самого царя, и Исаак, к которому ворвалась Екатерина, подтвердил это. Но тут всех ждала еще большая неожиданность – Исаак I Комнин назначил императором не брата Иоанна и не его сына Алексея Комнина, а совершенно постороннего ему, более того – тайного и опасного конкурента Константина Дуку. Все были ошеломлены, но противиться последней воле «умирающего» не осмелились. Царица умоляла своего супруга пожалеть ее и детей, которым отныне придется оставить царский дворец и вести жизнь сирот, но император был непреклонен. На упреки в адрес Пселла он спокойно объявил, что жена по обычной для женщин привычке не дает ему выполнить благое намерение и слово его непреложно 20 . Почему был сделан такой неожиданный и несуразный выбор – остается только гадать. Нет сомнения, что имя Константина Дуки нашептали царю в минуту, после которой, как ему казалось, он должен был предстать пред Богом. И просто невероятно, что Лихуд и Пселл обошлись одними уговорами – очевидно, они ссылались на опасности, грозящие при другом кандидате на царство императрице и родственникам Исаака I; возможно, и даже почти наверняка, угрожали. Трудно представить, что «птенцов гнезда Керуллария» пугали такие «мелочи», как физическая расправа над несколькими людьми, пусть и царскими родственниками. И совершенно невероятно, что Исаак Комнин мог игнорировать права на императорский титул своего брата, доброго, умного и порядочного человека, без веских причин, самой ходовой из которых могла быть только смерть Иоанна и всех остальных родственников. Правда, по другой версии, Исаак I первоначально позвал к себе брата, куропалата Иоанна, и предложил тому царский венец, на что получил категоричный отказ. И только после этого Комнин распорядился передать власть Константину Дуке 21 . В принципе и такое событие могло иметь место, и оба сообщения утрачивают противоречие по отношению друг к другу, если мы допустим, что со стороны партии Лихуда – Пселла могла быть проведена предварительная беседа, обильно насыщенная угрозами, и с Иоанном Комнином.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Решением этого сомнительного органа император Алексей II Комнин был лишен царской власти (!). Но и этого Андронику I казалось мало – по его тайному приказу некоторые члены совета предложили умертвить Алексея II. Официальные мотивы этого мерзостного поступка не дошли до нас. Возможно, юного императора обвинили в тех же преступлениях, которые ранее инкриминировались его покойной матери. Беспрецедентность и мерзость этого поступка были настолько очевидны для всех присутствующих, что кто-то из наиболее совестливых членов собрания даже заявил: «Свяжем праведника; он не нужен нам, и даже смотреть на него тяжело». Мальчика отвели в охраняемую комнату, а ночью Стефан Агиохристофорит, Константин Трипсих и Феодор Дадиврин, начальник ликторов, задушили Алексея II тетивой от лука. Когда труп царя-мальчика принесли к Андронику I, тот пнул его ногой, грязно выругался, проколол иголкой ухо покойного, продел нитку и прилепил к ней воск, на который приложил свою печать. Затем по приказу узурпатора голову мальчика отрубили, а тело царственного агнца, положенное в свинцовый ящик, бросили в море 746 . Так пресеклась ветвь великого императора Мануила I Комнина, а для Римской державы наступили страшные дни. LXIII. Император Андроник I Комнин (1183–1185) Глава 1. Авантюрист и предатель Откровенно говоря, описание царствования далеко не самого блестящего по личным качествам и результатам правления Византийского императора доставляет немного удовольствия. Но закон избранного жанра обязывает нас остановиться и на этой малопривлекательной фигуре. Итак, кто же он, избранник судьбы, столь настойчиво и бесцеремонно предлагавший себя фортуне в качестве Римского царя? Андроник I Комнин, средний сын протосеваста Исаака Комнина, родился в 1124 г. и провел все детство и юность при дворе своего дяди императора Uoahha II , воспитываясь с будущим василевсом Мануилом I. Интересно, что матерью Андроника I была Русская княжна Ирина, дочь Перемышльского и Звенигородского князя Володаря Ростиславовича (1085–1124) из рода Рюриковичей – деталь, много значившая впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Может быть, он и путешествие свое предпринял слыша о славе этого преподавателя. Да если бы и не к нему он пришел, то все-таки, придя в столицу с образовательными целями, естественнее всего должен был обратиться к тому, кто лучше всех преподавал и о ком известно было, что он лучше других удовлетворяет своих слушателей. А таким в то время и был Мих. Пселл. К нему И. Итал и должен был прежде всех обратиться. А между тем по свидетельству же Анны Комнин, с чем согласны и другие, И. Итал вступил в сношения с Мих. Пселлом только впоследствии, сначала же сошелся с какими-то схоластиками и от них получил словесное образование 29 . В виду всего этого необходимо допустить одно из двух: или Итал предпочел знаменитого преподавателя каким-то неизвестным схоластикам, или же во время его появления в столице, Мих. Пселла там не было. Первое едва ли возможно; последнее же однажды было. Оно случилось в то время, когда И. Мавропод, преподаватель грамматики, и И. Ксифилин, преподаватель права, один за другим сошли с преподавательского поприща и поступили в монастыри. Будучи связан узами дружбы и взаимным обещанием, решил последовать их примеру и третий преподаватель Константин Пселл. И, исполняя обещание, он тоже оставил свою должность и тоже удалился в монастырь. Это удаление, по мнению проф. Скабаллановича, случилось пред самой смертью императора Константина Мономаха; а по мнению П.В. Безобразова, тотчас после смерти этого императора. Следовательно, Пселл оставил свою преподавательскую деятельность или пред январем или же в январе 1055 года, так как император Константин умер 11-го января 1055 года. На Олимпе Пселл, кажется, пробыл очень недолго. П.В. Безобразов утверждает, что Пселл возвратился в Константинополь при императрице Феодоре, преемнице императора Константина; хотя еще и не занимал официальной должности; а при свержении с престола имп. Михаила VI-ro Стратионика и вступлении на престол Исаака Комнин, Пселл фигурировал уже опять в качестве ипата философов. Таким образом был период, когда Пселл не занимал должности ипата философов; этот период продолжался, самое большее, со смерти императора Константина до вступление на престол Исаака Комнин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Царствие небесное», – удачно ответил кто-то. Тогда Михаил VI, взглянув на свои красные туфли-кампагии, произнес: «За них-то Михаил не продает благочестия» и скинул их, символизируя отречение (30 августа 1057). Приняв схиму, Стратиотик поселился в своем столичном доме и до самой смерти жил там как частное лицо. Исаак I Комнин (ок. 1007 – 1061, имп. в 1057 – 1059) Исаак Комнин был сыном известного при Василии Болгаробойце военачальника империи Мануила Эротика Комнина. Василий II позаботился о воспитании Исаака и его брата Иоанна и лично обучил их ратному мастерству. Наука пошла будущему императору впрок – со временем он стал одним из лучших полководцев империи. Физически он был очень развит – мчась верхом на коне, мог голыми руками поймать бегущего зайца. Храбрость в нем сочеталась с простым нравом и прямодушием. Встав во главе мятежа против правительства Михаила Стратиотика, Исаак повел себя мудро и отважно, а в решающем сражении при Никее бился в передовых рядах своей армии. Пселл называет его «человеком дела». Воцарившись, Исаак I приказал выбить на монетах себя с мечом в руке. Комнин принялся выкорчевывать все мешающее, на его взгляд, жизни государства с невиданной энергией. Он отнимал поместья у аристократии и богатых монастырей, защищая интересы бедняков, сурово карал за дурное обращение с крестьянами, строго следил за деятельностью ремесленных коллегий, безжалостно расправлялся с казнокрадами, возрождал пришедшее было в упадок ромейское войско. Подобные действия императора быстро вызвали недовольство практически всех слоев знати – военно-землевладельческой, церковной, торгово-ремесленной, бюрократии. По мнению позднейших исследователей, «создался своеобразный исторический парадокс: вождь феодального мятежа действовал в интересах централизации византийского государственного аппарата, а столичная знать, объективно заинтересованная в этой централизации, оказывалась в оппозиции к нему» т. II, с. 279]. Первым против василевса открыто выступил Михаил Кируларий. Проявлять недовольство императором решительный патриарх начал в самой недопустимой форме: хулил его направо и налево, открыто проповедовал, что священство может быть выше царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Найдя казну пустой, Комнин не испугался наложить государственную длань на земли аристократов, наглядно продемонстрировав, что царь должен заботиться обо всех, а не только о них. Он безапелляционно взыскивал все недоимки в бюджет с их владений, не делая никаких исключений. Кроме того, Исаак Комнин без страха начал отменять старые распоряжения предыдущих императоров о дарении казенных земель, отзывая эти имения обратно в государственную казну. Попутно василевс урезал жалованье государственным чиновникам. Как можно легко догадаться, вскоре он восстановил против себя могущественные силы, которые возглавил все тот же Константинопольский патриарх Михаил Керулларий. Но если возбужденный народ вскоре притих, наглядно убедившись, что царем руководит «общее благо» Римской империи, а возвращенные средства он не употребляет на личное обогащение, то столичный архиерей был поражен «неблагодарностью» своего, как ему казалось, ставленника 5 . Увы, патриарху пришлось пережить очередное разочарование. Нет, как и обещал, император первоначально сдержал свое слово. Помимо Пселла, назначенного проэдром синклита, значительное повышение получил Константин Лихуд, ставший первым министром. Василевс также назначил кесарем Константина Дуку, как того требовал Керулларий. Теперь, случись что с Исааком, Константин имел все права на царство. И самое главное – Комнин публично отказался от прав императора в сфере церковного управления. Отныне все чиновники по церковной части назначались исключительно патриархом, и василевс решительно отстранялся от управления церковной казной и имуществом. Такие важнейшие должности в Восточной церкви, как «великий эконом» и «скевофилакс», отныне замещались кандидатами Константинопольского патриарха, чьими актами лица и назначались на данные посты. Естественно, ни о каком праве царя определять кандидатуру Константинопольского и других восточных патриархов, а также епископов и митрополитов Восточной церкви не могло быть и речи. Это имело далеко идущие последствия. Константинопольской церкви принадлежало множество земельных владений и монастырей. И отказ императора от вмешательства в церковно-имущественное управление приводил к неограниченной власти патриарха по распоряжению ими в виде пожалований своим чиновникам и выдвиженцам. В результате он, как западноевропейский сеньор, раздавал лены своим вассалам. Как следствие, царь и патриарх уравнялись в правах и статусах и, даже более того, положение последнего стало несопоставимо выше на практике, чем императора. По существу, в Византийской империи возникло два центра власти 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конечно, Асень с радостью принял это предварительное предложение, пообещав взамен отвоевать у Фессалоникийского царства в пользу латинян Адрианополь, а для гарантии обручил Балдуина II со своей дочерью Еленой. Этот союз мог стать губительным для никейцев, мечтавших о воскресении Византии. И, по их счастью, под влиянием Римского папы регентом малолетнего императора был избран другой человек – прославленный герой Иоанн де Бриенн 104 . В ответ разгневанный Болгарский царь вступил в союз с Фессалоникийским царем и укрепил его брачными узами, женив Мануила, брата Феодора Ангела Комнина Дуки, на Марии, своей побочной дочери. Однако вскоре эпирцы начали откровенно тяготиться этой «дружбой», поскольку, как выяснилось, они и болгары претендовали на одни и те же земли Фракии, а в перспективе – и на Константинополь. Весной 1230 г. царь Фессалии выступил с войском против болгар, и в апреле этого же года нынешние враги и вчерашние друзья встретились у селения Клокотницы между Адрианополем и Филиппополем. Асень приказал прибить к копью расторгнутый Феодором договор и во главе 1 тысячи половцев смело напал на противника, буквально разметав его. Поражение Феодора Комнина Ангела Дуки было полным, более того, он сам попал в плен и был ослеплен. После этого болгары без труда заняли Адрианополь, Македонию и почти всю Албанию. Отдадим должное Иоанну II Асеню: он был милостив к побежденным византийцам и ничуть не ухудшил их положения новыми податями и налогами. Новым правителем Эпирского (Фессалоникийского) царства стал брат ослепленного царя Мануил Комнин Дука (1230–1237, 1239–1241), женатый на Марии, незаконнорожденной дочери Uoahha II Асеня. Теперь Второе Болгарское царство проявилось во всем блеске своей славы: оно имело границу по трем морям и включало в себя кроме дунайской Болгарии Белград и Браничев, Ниш и Вельбуж, Фракию, Адрианополь, Македонию и Албанию. Супруга Сербского короля приходилась сестрой Асеню, во главе Фессалоникийского царства, вернее его остатков, стоял зять Болгарского царя Мануил 105 . Сам Феодор Ангел Комнин Дука по причине ослепления уже не мог являться императором, хотя все еще исподволь участвовал в Балканской политике. Конечно, у Мануила был уже " не тот» титул, каким владел Феодор Ангел Комнин Дука, а бледная тень былого величия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь и светская власть в разных странах с кон. XI в. активно боролись с широко распространившейся ересью. Алексей I Комнин принимал суровые меры ради обращения богомилов в Православие, сажал их в темницы, переселял в отдаленные районы империи, а одного из их учителей старца Василия сжег на костре. Эту политику продолжили Иоанн II Комнин и Мануил I Комнин , проведя неск. церковных Соборов против богомилов (1140, 1143, 1156-1157), а затем и Патриарх Герман II (1222-1240). В Сербии против них боролся св. Стефан Неманя (антибогомильский Собор в Расе между 1172 и 1180), в Болгарии - Петр и Борил (антибогомильский Собор в Тырнове, 1211). Католич. церковь и венг. короли (вассалом к-рых была Босния) неоднократно предпринимали против боснийских богомилов крестовые походы начиная с 20-х гг. XIII в. Однако богомильская ересь не была уничтожена и в XIII-XIV вв. представляла серьезную угрозу для правосл. Церкви, о чем свидетельствуют соборные постановления. В XIV в. она распространилась на Афоне (проповедники Иосиф и Георгий) и вновь оживилась в Болгарии, где церковный Собор 1359/60 г. в Тырнове осудил богомильских проповедников Кирилла Босоту и его ученика Стефана и изгнал из страны. Папы в своих посланиях в XIV - сер. XV в. неоднократно обвиняли боснийских королей и их вельмож в покровительстве еретикам. Только в правление кор. Стефана Томаша (1443-1461) монахи-францисканцы принудительно обратили боснийских богомилов в католичество. По мнению ряда исследователей, в XIV в. Б. проникло и на Русь, оказав влияние на ересь стригольников , однако в силу крайней скудости источников эти предположения не выходят за рамки гипотезы. Лишь после завоевания Балканского п-ова турками богомильство стало постепенно исчезать, т. к. главный противник богомилов - христ. Церковь - уже не была господствующей. Последние свидетельства о Б. относятся к XVII в. Часть болг. богомилов наряду с др. еретиками-дуалистами в XVII в. перешла в католичество и сохранилась как отдельная этническая группа с характерным названием «павликиане». Районами наиболее активного распространения Б. (и др. дуалистических ересей) на Балканах в ср. века были Юж. Болгария и Босния, где наряду с Албанией в эпоху тур. владычества происходил массовый переход местного населения в ислам. Большинство богомилов тогда приняло ислам - отсюда широкое распространение мусульманства в Боснии и частично в Болгарии (в Родопах).

http://pravenc.ru/text/Богомильство.html

Казалось бы, теперь царю можно было уйти на покой. Однако в последние годы жизни Алексея I осложнились отношения внутри царственной семьи, доставив императору много неприятностей. От брака с Ириной Комнин имел трех сыновей и четырех дочерей – Иоанна, Андроника, Исаака, Анну, Марию, Евдокию и Феодору. Безусловно, старшая дочь и сын Иоанн были любимцами царя, особенно Анна – не случайно она получила великолепное образование и была помолвлена с Константином Порфирородным Дукой, со временем, согласно договору между Марией Аланской и Алексеем Комнином, должным стать новым Римским императором. Уже с первых дней появления девочки на свет в 1083 г. у всех создалось впечатление о наличии какой-то особой духовной связи между ней и царственным отцом. О рождении Анны сохранился рассказ, будто ее мать в отсутствие мужа почувствовала начало родовых схваток, но, перекрестив живот, сказала: «Подожди, милое дитя, пока не вернется твой отец». И действительно, дочь родилась через 3 дня, когда василевс вернулся из похода в столицу. Уже девочкой Анна росла в царских покоях, и ее лоб украшала диадема. Она с младых ногтей знала, что ей уготован высший жребий, и с полным сознанием своего долга готовилась стать Римской императрицей 378 . Однако ее любимый избранник, о котором Анна не могла говорить без слез восхищения до самой смерти, наступившей в 1148 г., умер в 1094 г. Анну выдали в 1097 г. замуж за аристократа Никифора Вриенния. И когда у Алексея I Комнина родился наследник Иоанн Комнин, право на Римское царство у Анны исчезло. Это был тяжелейший удар для честолюбивой женщины-ученого, остро ощущавшей свое нравственное и интеллектуальное превосходство над братом, которого откровенно возненавидела. Любовь к дочери никогда не иссякала в душе царя. Но как человек традиционных политических воззрений, император при выборе преемника своей власти остановился на сыне Иоанне. В 1090 г. он объявил его, трехлетнего мальчика, наследником престола и разрешил носить пурпурную обувь. Вскоре и довольно неожиданно для себя царь встретил серьезное сопротивление со стороны близких ему людей. Смерть любимого человека не убила в Анне Комнин стремления стать Римской царицей, и она активно продвигала идею наделить царским саном своего мужа, кесаря Никифора Вриенния. Царская семья разделилась – на стороне Анны оказался брат Андроник, другой брат, Исаак, всецело поддерживал Иоанна. Главное – за Анну активно боролись два любящих и властных сердца – императрица Ирина и бабушка, Анна Далассина, всегда имевшая на сына огромное влияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010