После ареста в ночь на 13 авг. 1922 г. Екатеринбургского архиеп. Григория (Яцковского) в епархии при поддержке властей начало активно распространяться обновленчество ; раскольникам передавались лучшие храмы. Положение усугублялось недостаточной информированностью духовенства и прихожан о положении дел в РПЦ после ареста патриарха Московского и всея России свт. Тихона и образования обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). Центром борьбы с обновленчеством в Екатеринбургской епархии стал Н. Тагил. 19 дек. 1922 г. в городе состоялось экстренное собрание приходских советов Нижнетагильского у., на к-ром было принято решение учредить Н. в. Новая епископия до восстановления законной высшей церковной власти должна была действовать «на началах самоуправления» (в документах того времени самоуправляемые епархии и викариатства нередко именовались автокефальными). На собрании Нижнетагильским епископом был избран вдовый свящ. Леонид Черепанов (см. ст. Лев (Черепанов) , еп.). Представители нижнетагильских единоверческих приходов постановили учредить отдельную архиерейскую кафедру (см. ст. Кушвинское викариатство ), для замещения к-рой был избран архим. Ириней (Шульмин). От находившегося в тюрьме архиеп. Григория (Яцковского) было получено благословение на рукоположение избранных кандидатов на самоуправляемые епископии, к-рое должны были совершить архиереи, не признавшие ВЦУ. Верующие Н. Тагила обратились с просьбой совершить хиротонии для Екатеринбургской епархии к епископам, временно управлявшим Уфимской автокефальной епархией в период нахождения в заключении еп. Андрея (Ухтомского) . Свящ. Леонид в Уфе принял монашеский постриг с именем Лев, 8 февр. 1923 г. состоялась его архиерейская хиротония, которую совершили викарии Уфимской епархии Давлекановский еп. Иоанн (Поярков) и еп. Нижегородский (слободы Нижегородка г. Уфы) Петр (Гасилов) . По нек-рым сведениям, 9 февр. того же года еп. Лев (Черепанов) вместе с еп. Петром хиротонисал архим. Иринея (Шульмина) во епископа Кушвинского, викария Екатеринбургской епархии.

http://pravenc.ru/text/2565232.html

Владимира (первенствующий член Синода), архиепископов Новгородского Арсения (Стадницкого) , Литовского свт. Тихона (Белавина) , Гродненского Михаила (Ермакова) , Нижегородского сщмч. Иоакима (Левицкого) , Черниговского сщмч. Василия (Богоявленского) , протопресвитеров Александра Дернова и Георгия Шавельского с оставлением на летнюю сессию Синода Финляндского архиеп. Сергия (Страгородского) и вызовом для присутствия в Синоде экзарха Грузии архиеп. Платона (Рождественского) , Ярославского архиеп. сщмч. Агафангела (Преображенского) , Уфимского еп. Андрея (Ухтомского) , Самарского еп. Михаила (Богданова) , протопр. Успенского собора Московского Кремля Николая Любимова, прот. Александра Рождественского , членов Государственной думы прот. Александра Смирнова и прот. Феодора Филоненко (ЦВед. 1917. 16-17. С. 83). Уволенные члены Синода направили Временному правительству протест против этого акта, в к-ром признали такой способ формирования Синода не соответствующим каноническим требованиям. От их имени Киевский митр. Владимир обратился с письмом к председателю Временного правительства кн. Г. Е. Львову с просьбой прекратить произвольные увольнения и назначения членов Синода. Однако правительство не отреагировало на это заявление, и 26 апр. члены нового состава Синода собрались на 1-е заседание. Вместе с тем Временное правительство официально заявляло о своем невмешательстве в церковную жизнь. Так, 16 мая Львов указывал губ. комиссарам, что церковная жизнь определяется лишь церковными законами, часто практикуемое вмешательство в нее местных властей является недопустимым и противозаконным. Правительство также пыталось приостановить натиск на церковно-монастырскую собственность со стороны Советов рабочих и солдатских депутатов и др. светских орг-ций. Вопрос о возможном отделении Церкви от гос-ва в России активно обсуждался в обществе. Весной и в начале лета он поднимался на нек-рых съездах духовенства и мирян в Воронежской, Тверской, Орловской и др. губерниях. Большая часть духовенства придерживалась следующей позиции: «Православная Церковь не может быть отделена от государства, но должна быть свободна от всякого влияния на нее гражданского управления и управляться только церковными законами.

http://pravenc.ru/text/155432.html

Подписи: Тихон, Арсений, Кирилл, Евсевий, Н. Любимов , П. Миртов , прот. А. Станиславский, П. Кулешов» 129 . О дальнейшей деятельности Союза сведений пока найти не удалось. Диакониссы Восстановление чина диаконисс было осуществлено во время гонений на Церковь в советское время и рассматривалось православными, по всей вероятности, как одна из мер по укреплению православия в условиях власти большевиков. Как обнаружила исследовательница Нина Павловна Зимина 130 , в Уфимской епархии в 1920–1921 гг. существовали диакониссы. При епископе Симоне (Шлееве), временно управлявшем Уфимской епархией, при кафедральном Воскресенском соборе г. Уфы служили две диакониссы: Агата и Анастасия. Пока неизвестно, какой епископ и в какой именно момент поставил первую диакониссу в епархии. Н. П. Зиминой удалось сделать удивительную находку: ею был обнаружен «Устав православных церковно-приходских диаконисс», составленный для Уфимской епархии. Особая ценность этой находки заключается в том, что экземпляр этого Устава находился в следственном деле епископа Аввакума (Боровкова) 131 , тайно рукоположенного в 1922 г. для сохранения православной иерархии в условиях наступления обновленчества и арестов православных иерархов. Н. П. Зимина считает, что этот устав следует рассматривать как продолжение церковного устроения епархии в соответствии с идеями епископа Андрея (Ухтомского) и его единомышленников, в русле осуществления предложений Поместного собора. Подтверждением того, что епископ Андрей был сторонником восстановления чина диаконисс, служат полученные Н. П. Зиминой сведения о поставлении им трех диаконисс во время ссылки в Ташкенте (1923–1924) Н. П. Зимина предполагает, что, поскольку Устав имеет точную датировку, он был утвержден на Епархиальном собрании духовенства и мирян, которое должно было состояться в сентябре 1922 г. Любопытно содержание «Устава православных церковно-приходских диаконисс» (см. Приложение). Он не совпадает текстуально ни с одним из известных проектов восстановления чина диаконисс, подготовленных предсоборными органами и Отделом церковной дисциплины Поместного собора 1917–1918 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Он был перепланирован в 1865 г. «художником архитектуры по садовой части» Е. Одинцовым и полностью реконструирован садовником Р. Ф. Катцером в 1911-1913 гг. Святыни В день освящения Синод пожертвовал И. с. крест с частью Креста Господня и частью мощей ап. Андрея Первозванного в бронзовом позолоченном ковчеге. Митр. Григорий (Постников) даровал в день освящения панагию с частицами мощей. 5 марта 1859 г. в И. с. по распоряжению митр. Григория был перенесен чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери . Через год на приношения верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. Описаны случаи исцелений у иконы (в мае 2002 она возвращена на прежнее место в юго-вост. части храма). В той же части собора находились утраченные в советское время Нерукотворный образ Спасителя в богатой серебряной ризе, украшенной бриллиантами, пожертвованный в память спасения царской семьи при крушении в Борках 17 окт. 1888 г.; икона вмч. Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе - дар И. с. в 1871 г. от афонского Пантелеимоновского мон-ря. С левой стороны собора находилась Корсунская икона Божией Матери, написанная в 1784 г. и подаренная И. с. 18 февр. 1894 г. дочерью надворного советника А. А. Алексеевой. В годы первой мировой войны по молитвам перед образом, поставленным в соборе Д. Л. Нарышкиным, были случаи исцелений солдат и офицеров, приезжавших из действующей армии. С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед к-рым молился основатель собора имп. Петр I. Икону украшала риза червонного золота с крупными бриллиантами, пожалованная имп. Александром II. На аналое хранился серебряный с мощами крест, такая же панагия и 2 образа прп. Исаакия Далматского: один мозаичной работы, другой - вырезанный из слоновой кости. На них прп. Исаакий был изображен как великосхимник со свитком в руке. К нач. XX в. в И. с. оставались от предыдущих соборов: Евангелия 1748, 1784, 1805 гг.; иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1726), «Знамение» (1749), Тихвинская (1765). Кроме того, в соборе на солее хранилось 4 знамени государственного подвижного ополчения 1855 г. С.-Петербурга и губернии, еще одно знамя было в ополчениях 1812 и 1855 гг. Церковная жизнь

http://pravenc.ru/text/674760.html

Утром приехали в Самарканд, но найти пароконного извозчика для дальнейшего пути в Пенджикент оказалось почти невозможным: ни один не соглашался ехать, потому что все боялись нападения басмачей. Наконец нашелся один смельчак, который решился нас везти. Мы долго ехали. На полдороге мы остановились в чайхане отдохнуть и покормить лошадей. Две последние ночи я не спал ни минуты и там, как только лег на деревянный помост, на котором пьют чай узбеки, в тот же миг точно в бездну провалился, заснул мертвым сном. Я спал только 3/4 часа, но сон укрепил меня, и я совершенно отдохнул. С Божией помощью мы доехали благополучно. Преосвященные Даниил и Василий встретили нас с любовью. Прочитав письмо епископа Андрея Ухтомского, решили назначить на завтра Литургию для совершения хиротонии и немедленно отслужить вечерню и утреню в маленькой церкви Святителя Николая Мирликийского, без звона и при запертых дверях. С епископами жил ссыльный московский священник протоиерей Свенцицкий[ 21 ], известный церковный писатель, который тоже присутствовал при моем посвящении. На вечерне и Литургии читали и пели мои спутники и протоиерей Свенцицкий. Преосвященных Даниила и Василия смущало то обстоятельство, что я не был архимандритом, а только иеромонахом, и не было наречения меня в сан епископа. Однако недолго колебались, вспомнили ряд примеров посвящения во епископа иеромонахов и успокоились. На следующее утро все мы отправились в церковь. Заперли за собой дверь и не звонили, а сразу начали службу и в начале Литургии совершили хиротонию. При хиротонии посвящаемый склоняется над престолом, а архиерей держит над его головой раскрытое Евангелие. В этот важный момент хиротонии, когда читали совершительную молитву Таинства священства, я пришел в такое глубокое волнение, что всем телом дрожал, и потом архиереи говорили, что подобного волнения не видели никогда. Из церкви Преосвященные Даниил и Василий и протоиерей Свенцицкий вернулись домой несколько раньше, чем я, и встретили меня архиерейским приветствием: " Тон деспотин ке архиереа имон. . . " Архиереем я стал 18/31 мая 1923 года. В Ташкент мы вернулись на следующий день вполне благополучно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/910/...

27, 31, 36//ПС. 1911. Прил. Июнь. С. 95-97, 108-109, 129-130; То же, за 1910 г. 26//ПС. 1912. Февр. Прил. С. 103-104; То же, 54//Там же. Окт. С. 194; То же, за 1911 г. 30//Там же. 1913. Апр. С. 144; Протоколы заседаний... за 1911 г. Отзывы [П. П. Пономарев (С. 104-106), В. А. Никольский (С. 107-108)]. 1913. Нояб. С. 104-108; Адрес-календарь и справ. кн. Казанской губ. на 1915 г. Каз., 1914. С. 297; Адрес-календарь Уфимской губ. на 1916 г. Уфа, 1916. С. 62, 69; Адрес-календарь Уфимской епархии на 1917 г. Уфа, 1917. С. 39, 61, 68; Православный календарь на 1926 г./Изд. Правосл. Уфимской Архиерейской каф. Уфа, С. 36; То же, на 1927 г. Уфа, С. 32; То же, на 1928 г. Уфа, С. 42; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 320-321; Зеленогорский М. Л. Жизнь и деятельность архиеп. Андрея (кн. Ухтомского). М., 1991. С. 92, 94, 97, 101-105, 128-131, 134-135, 182-184, 192, 193, 208, 238, 253-256, 286; Дорога к храму: История религиозных учреждений г. Уфы. Уфа, 1993. С. 30; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 63-65; Польский. Кн. 2. С. 253; Акты свт. Тихона. С. 292, 312, 513-514, 588, 622, 952, 975; Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 384-385; ЖМП, 1931-1935. С. 14, 49, 67, 156; Священный Собор Правосл. Рос. Церкви, 1917-1918: Обзор деяний. М., 2002. 1-я сессия. С. 160, 360; 2001. 2-я сессия. С. 75, 126, 194, 196, 370, 388, 486; Зимина Н. П. Путь на Голгофу: Жизнеописание и духовное наследие сщмч. Симона, еп. Охтенского. М., 2005. Т. 1. С. 84, 262, 292, 318, 319, 320, 329, 347-348, 394, 396, 400, 403; Т. 2. С. 372-373; она же. Стояние в вере: Временная автокефалия Уфимской правосл. епархии в период заключения Святейшего Патриарха Тихона (нояб. 1922 г.- авг. 1923 г.)//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2007. Вып. 3(24). С. 79-117; она же. «Церковь - это душа нашего народа...»: Страницы жизни Александра Ницы, члена Поместного Собора 1917-1918 гг. от Уфимской епархии. М., 2008. С. 90, 160. Н. П. Зимина Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/469532.html

призвал в ожидании Поместного Собора объединиться всем верующим епархии (т. е. православным и обновленцам) буд. Собора. Регистрация Епархиального совета не способствовала объединению и ликвидации обновленческой Уфимской епархии, но, напротив, обострила борьбу обновленцев против И. В то же время деятельность И., направленная на достижение легализации путем компромисса с гражданской властью, привела к разделению среди православных в епархии. Декларация И. вызвала резко негативную реакцию находившегося в ссылке архиеп. Андрея (Ухтомского), который оставался избранным временно управляющим Уфимской епархии и в таком качестве поминался за богослужением во всех правосл. храмах после имени остававшегося формально правящим архиереем еп. Бориса (Шипулина). Архиеп. Андрей расценил политику И. как скрытое обновленчество («полуобновленчество»), еще более опасное, чем обновленчество открытое. К кон. 1924 г. в епархии произошел раскол: одни поддерживали линию И., другие - сторонников позиции, к-рую занимал архиеп. Андрей (андреевское течение). После кончины Патриарха Тихона по распоряжению И. во всех храмах Уфимской епархии совершались заупокойные литургии и панихиды, а в Православном календаре на 1926 год, изданном Уфимской архиерейской кафедрой, была напечатана большая ст. «Памяти в Бозе почившего Святейшего Патриарха Тихона», в к-рой отмечались многочисленные заслуги свт. Тихона перед Церковью. 6 июля 1925 г. права И. на временное управление Уфимской епархией были подтверждены Патриаршим Местоблюстителем митр. сщмч. Петром (Полянским) . После ареста в кон. 1925 г. Местоблюстителя митр. Петра И. признал полномочия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). Находившийся в ссылке архиеп. Андрей совместно с Нижнетагильским еп. Львом (Черепановым) совершил ряд архиерейских хиротоний викариев для Уфимской епархии. 16 марта 1926 г. И. созвал в Уфе епископское совещание «по вопросу о поставлениях, совершенных после смерти Патриарха Тихона для Уфимской и Златоустовской епархий архиепископом Андреем (Ухтомским) совместно с епископом Нижнетагильским Львом (Черепановым)».

http://pravenc.ru/text/469532.html

На Соборе 1919 г. была образована Черноморская и Новороссийская епархия, правящим епископом стал Сергий. С 1920 г. в эмиграции, жил в сербском монастыре Привина Глава в ведении заграничного ВВЦУ. II. Клирики Беловидов Петр Иванович (1869–1940), протопресвитер, – на Соборе член III отдела – «О церковной дисциплине». Родился в Ставропольской губернии. К 1900 г. священник Троицкого собора в Ставрополе, преподаватель в епархиальном женском училище, член Императорского православного палестинского общества и Ставропольского церковного Андреевско-Владимирского братства. Позднее настоятель приходов в Карсе и Новороссийске, благочинный 1-го Черноморского благочиннического округа. Два его сына погибли в рядах Белой армии. Эмигрировал в Югославию. Участник Русского Всезаграничного Церковного Собора 1921 г. В 1924–1940 гг. – настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы в г. Белграде (подворье Московской Патриархии), протопресвитер. Законоучитель в 1-й русско-сербской гимназии в Белграде. 234   Востоков Владимир Игнатьевич (1868–1957), протопресвитер, – на Соборе член I отдела – «Об организации Временного высшего церковного управления» и 1-й комиссии – «По составлению грамот и воззваний», общественный деятель, проповедник, публицист, издатель. Член Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. Родился в Московской губернии в семье сельского священника. Окончил Коломенское духовное училище в 1882 г. и Московскую духовную семинарию в 1888 г. В 1891 г. рукоположен в сан священника в Успенском соборе Московского Кремля. С 1891 г. служил в сельских храмах Московской епархии. В 1905 г. назначен епархиальным миссионером и настоятелем Князь-Владимирского храма при Московском епархиальном доме. В 1906 г. после конфликта с о. Иоанном Восторговым по поводу участия священников в деятельности политических партий переведен в храм Петра и Павла на Якиманке. Издавал журнал «Отклики на жизнь». Член Московского религиозно-философского общества и Русского монархического собрания. А. Д. Самарин пригласил его стать законоучителем для своих детей. В 1912 г. великая княгиня Елизавета Федоровна предложила ему место лектора при Марфо-Мариинской общине милосердия. После выступления против Распутина покинул Москву. По распоряжению В. К. Саблера переведен в Коломну, лишен благословения на выпуск журнала и взят под негласный надзор Охранного отделения. Приняв приглашение епископа Андрея (Ухтомского), в 1916 г. приехал в Уфу, где продолжил издание журнала. В 1917 г. возвращен митрополитом Московским Тихоном (Беллавиным) в Москву настоятелем храма Космы и Дамиана на Таганке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на заявления революционного обер-прокурора об освобождении Церкви, себя Львов считал " облеченным всеми прерогативами прежней царской власти в церковных делах " , о чем прямо и заявил Синоду. Таким образом, самодержавная опека сменялась революционным диктатом. Однако методы Львова оказались гораздо более резкими, чем у его предшественников, а вмешательство в дела Церкви – грубым и бесцеремонным. Практически сразу он отправил на покой петроградского митрополита Питирима (Окнова) и предложил уйти московскому митрополиту Макарию (Невскому), мотивировав такой шаг близостью владыки Распутину. Несмотря на протест Синода, святитель был уволен. Львов единолично назначил в состав Синода активных сторонников церковного реформирования – епископов Андрея (Ухтомского) и Владимира (Путяту). Затем обер-прокурор потребовал от Синода подготовить новый закон о церковном управлении, причем требовал внести в него принцип выборности иерархии и отмены " кастовости " в Церкви. После отказа Синода он был распущен. Подобранному лично обер-прокурором новому составу Синода Львов объяснил свою революционную логику так: " Обер-прокурорская власть всеми силами стремится к полной свободе церкви... но в настоящий момент переустройства всей церковной жизни на новых началах свободного самоопределения... он (обер-прокурор. – Ф. Г.]... не может не вмешиваться в жизнь церкви, т. е. не проявлять здесь даже, пожалуй, некоторого самовластия... Епископат в церкви православной потерял почти всякий кредит, а между тем он не хочет вовсе отказываться от мысли, что свобода церковной жизни должна выражаться в полном самовластии только именно одного епископата... " После этого Львов пообещал передать всю полноту церковной власти лишь Поместному собору, воспринимая его как некое представительство " церковных низов " . На том же заседании Синода обер-прокурор активно поддержал направленное в Синод ходатайство " московского исполнительного комитета объединенного духовенства " о созыве Всероссийского съезда духовенства и мирян без участия епископата и монашествующих.

http://religare.ru/2_97075.html

Колокольня Воскресенской церкви, построенная в стиле позднего барокко, вызывает особый интерес. В первую очередь тем, что её архитектором был Степан Андреевич Воротилов - удивительнейший зодчий своего времени. Степан Андреевич был архитектором-самоучкой. Он родился в 1741 году в посаде Большие Соли, который славился своими резчиками, каменщиками и художниками. Его отец был небогатым мещанином, и сначала Степан вместе с ним занимался рыбалкой, учился на портного и кузнеца. А потом поступил в артель каменщиков и начал постигать новое для себя мастерство. Кроме того, он полностью самостоятельно обучился рисованию и черчению, а лет в тридцать начал изучать геометрию и алгебру, а также архитектуру. Воротилов возвёл немало замечательных храмов и архитектурных комплексов, однако вскоре его имя было незаслуженно забыто. Даже собор Костромского кремля исследователи приписывали то Д. Ухтомскому, то Б. Растрелли. А ведь он приводил в восторг современников. Исследователь русского зодчества Г. Лукомский отмечал, что " колокольня, построенная при соборе тем же зодчим С. Воротиловым, представляющая издали фантастическое зрелище своим нагромождением арок, колонн и всяких украшений. Вблизи она ещё более потрясает своею грандиозностью. Внушительные марши лестниц, ведущих к ней, дают колокольне хорошее основание, а зимой, занесённые наполовину снегом, марши ступеней лестницы создают плавный переход от земли к самому сооружению, так что после метели колокольня кажется как бы вырастающей из массы снега " . Интересная деталь: строительство комплекса обошлось в 12 тысяч рублей, а зодчему за работу выдали премию - 15 рублей! Первой работой мастера считается перестройка колокольни Рождественской церкви в родных Больших Солях. Потом был проект двухэтажного Воскресенского храма с колокольней в Нерехте. Вот как их описывает С. В. Демидов в статье " Архитектор С. А. Воротилов " : " Сочные рамочные наличники с " ушами " и " слезками " , многообломные профилированные карнизы, спаренные пилястры, полихромная лепнина в интерьере и пышная резьба иконостаса с иконами работы талантливого живописца Андрея Денисова сделали здание одним из красивейших в городе.

http://sobory.ru/article/?object=00642

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010