Таким образом, заявленная проблематика неизбежно нисходит со вселенского уровня на национальный  (поместный), что явно не соотносится с обозначенной идеей «местоблюстительства». Имеет ли и само исследование историко-богословский характер? Наконец, исходя из изложенной автором «точки зрения» имеет ли и само исследование историко — богословский характер? Если это так, то его должен предварять экскурс, дающий читателю развернутое  представление о богословских и исторических аспектах заявленной темы, их связи, о существующих в литературе основных подходах и трактовках. Однако в книге этого нет, а само повествование наводит  на мысль, что автор отстраняется от сугубо богословской проблематики и склонен рассматривать  заявленную тему в традиционном историческом ключе. Это вызывает новые вопросы. Безусловно, заявленный Бабкиным вопрос прямо связан с русской историей XVII b., точнее с конфликтом между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. Но его значение применительно к событиям  начала ХХ в. (как и истории России в целом) пока не доказано. Для этого стоило бы осуществить целый ряд  предварительных исследований: рассмотреть представления о соотношении светской и духовной власти,  имевшие место в среде государственных деятелей, духовенства и общественности, а также в богословской, исторической и юридической науке XIX — начала ХХ в. Неплохо было бы более четко представлять и то положение, в котором находилось «царство» в этот период,  и то, как на протяжении предшествующего времени выстраивались конкретные отношения самодержца  с церковной иерархией. Только тогда стали бы ясны мотивы того или иного поведения различных сил и лиц  этой эпохи. Подобная контекстуализация представляется трудоемкой и даже неподъемной для одного  исследователя, но это не значит, что она не нужна. К сожалению, Бабкин придерживается совершенно другого подхода: систематическое рассмотрение этих вопросов подменяется кратким пересказом в первой главе уже хорошо известных по научной литературе конкретных проектов церковных реформ 1905–1906 гг. или  взглядов некоторых представителей власти, духовенства, церковной науки (К. П. Победоносцева,  архиепископа Антония (Храповицкого), епископа Андрея (Ухтомского), Н. С. Суворова) по различным  богословским, политическим или историческим вопросам. По сути же Бабкин просто накладывает  проблематику четырехсотлетней давности на российскую ситуацию прошлого века и смотрит на события  как бы из никоновского времени — притом, что развитие науки, государства и общественности России XVII и начала ХХ в. были совершенно несоизмеримы. Все православные на земле были российскими  подданными

http://pravmir.ru/svyashhenstvo-i-carstv...

Занятно и то, что Мосс не скрывает своей симпатии к тогдашнему греческому монарху Константину, пытавшемуся (впрочем, увы, неудачно) удержать свою страну сначала от участия в Мировой войне, а затем и в анатолийской авантюре, приведшей греков к национальной катастрофе (большинство греков было изгнано с мест традиционного проживания Ататюрком). " Умеренный Константин " ему вполне импонирует… Первое падение Константинополя, Смутное время, П.Могила, Раскол, Хованщина, " статьи царевны Софьи " и прочее для Мосса как бы не существуют. Все застит отречение и затем " декларация митрополита Сергия " ! Воистину, за деревьями и лесу-то не видно! За 17-м годом - XVII века. Так, упоминая даже Андрея (кн.Ухтомского), еп.Уфимского (с.152-153) г-н Мосс ухитряется и словом(!) не обмолвиться о старой вере, о Древлеправославии и т.п., а ведь сколько слов о незыблемости Предания (в связи с исключительно календарем) у него нашлось. Не будем и дальше утомлять читателя перечислением всех несуразностей - их действительно очень много. Но у книги есть свои яркие страницы (скажем, описание смерти митрополита Хризостома Флоринского), она содержит и сообщает множество ранее неизвестных фактов. Читатели могут быть согласны или не согласны с выводами и оценками автора и редакторов, но то, что книга должна быть интересна и полезна для всех, серьезно интересующихся историей Христианства, - несомненно. Надеемся на появление не менее интересных, не менее значимых, но менее ангажированных и более научных трудов на ту же тему. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/0...

– Но что предпринял штаб фронта? – горячился Гучков, всё больше нарастало в нём раздражение к пассивности Рузского. Рузский – «телеграфировал и писал в Ставку». Хороший выход! Вообразил Гучков этого сухого, капризного, скользкого и вечно недовольного генерала – в Ставке, на должности начальника штаба Верховного, или даже самим Верховным, как прочили его левые в правительстве и Керенский, во всё сующийся: а куда он будет писать оттуда? Всё правительству? И всегда Рузский давал своему фронту самую пессимистическую оценку, что он наступать не может (Гурко выражал удивление, отчего ж противник не сообразил и этого фронта не прорвал), – тем более сегодня костенел. А Гучкову бы хотелось именно Северный фронт и отодвинуть от Петрограда. И для себя он выводы сделал. Последнее время он ни одного разговора ни с одним военным не вёл просто, но с постоянным внутренним примериванием: соответствует ли тот своему посту? Относительно этих трёх ему стало сегодня вполне ясно, что их надо всех снимать. Но не сразу всех трёх, у этих – имя, а Литвинова, к тому же зубра консервативного, снять завтра же. А пока – он холодно отрезал им: чтобы в борьбе за дисциплину они не рассчитывали на военно-полевые суды и тем более смертную казнь: её не может быть в свободной стране, её отменит правительство со дня на день. Прервались на обед – натянутый, с нелёгким поиском дружелюбных тем разговора, а тут ещё Болдырева тревожно вызвали от стола и сообщили, что сошёл с ума адъютант Рузского граф Гендриков и хотел застрелить Главнокомандующего. Его обезвредили, но надо было меры принимать и докладывать, и так получилось, что за обедом же. Всё расстроилось, ну времячко. Сбили Гучкова с мажорного рижского дня, с уверенности, что открыли выход спасения. Придумал послать на Северный фронт передового епископа Андрея Ухтомского, пусть он тут поагитирует. Можно уверенно сказать, что ни один военный министр России ещё не работал в такой обстановке. Но и ни один военный министр не всходил на пост, окружённый таким революционным ореолом. Ни один не всходил с такой смелой широкой программой реформ. Да, Совет давит, стихия разливается, – но в том и искусство, чтобы в этой обстановке успеть совершить реформу. Все высшие чины армии сейчас разделились для Гучкова на тех, кто сочувствует его реформе и поливановской комиссии – и кто не сочувствует и брюзжит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Более подробно проблемы переводов и богослужения, деятельности духовенства из инородных освещены в 14 . Жесткое национальное единение татар-мусульман из которого вытекают намерения политического объединения мусульман Российской империи для дальнейшего своего обособления и даже противопоставления, в основу чего ставятся религиозные и национальные основания 15 . Отсутствие надлежащей реакции членов Государственной Думы на заявления депутатов-мусульман, направленных не только против миссии православной Церкви, но и «принципов единства и неделимости Российской Империи» в целом 16 . Отсутствие осуждения со стороны общества многочисленных фактов «насильственного обращения в ислам женщин и детей в крещёно-татарских селениях» 17 . Благодушная атмосфера, даже сочувствующее отношение местных властей и русских односельчан к любому отпавшему от православия. Об этом говорится в статье «Миссионера» «Характерное отступническое дело» приводится по 202, с. 96]. 18 . Наличие симпатий крещеных, но невоцерковленных народов (в частности, «чувашей-двоеверов») к мусульманам в силу высокомерного и насмешливого отношения к ним многих представителей соседствующего русского населения приводится по 2]. 19 . По неразумному усердию генерал-губернатора Сибири, воинская присяга киргизов-язычников православному Царю производилась на Коране, их признавали приверженцами ислама (к которому они вовсе не тяготели) и «для утверждения среди них мусульманства к ним назначались фанатичные татарские мурзы» с. 100]. Подобные случаи были отмечены и при принятии присяги казанскими язычниками приводится по 202, с. 96]. Эти антиправославные ситуации остались без надлежащей оценки. Анализируя документы и статьи можно выявить и другие имеющиеся проблемы миссионерского делания. Наиболее заметным событием открытия Съезда стала речь епископа Андрея (Ухтомского) произнесенная им 13 июня 1910 г. Вот главное из сказанного Владыкой Мамадышским: «Зачем мы собрались? Прежде всего молиться, умолять Господа, да изведет Он делателей на жатву Свою. Она многа, а делателей мало… Это – первая задача съезда. Вторая его задача – это всех успокоить, всем дать мир. Мы должны сделать так, чтобы все поверили нам, служителям Церкви, что она желает мира и всем хочет его дать. Есть и еще у съезда задачи, – это исправить те ошибки, какия миссия могла сделать в предшествующее время. Надобно изменить характер миссии; характер работы, но не цель; цель неизменна. Цель миссии – обезпечить Церкви мир и безопасность жизни в вере и благочестии. Жалко, что наша современная миссия утратила свой апостольский характер и стала ремеслом. Между апостольством и современной миссией – большая разница. Апостольство – это саможертвование, а наша миссия, большей частию, – одно из средств к существованию. Это грустно, но это так.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Στις αρχς Σεπτεμβρου του 2011 στην Κωνσταντινοπολη, στην κατοικα του Πατριρχη της Κωνσταντινοπολης, πραγματοποιθηκε συνντηση Προκαθημνων των τεσσρων αρχαων Πατριαρχεων της Ανατολς και του  Αρχιεπισκπου Κπρου. Αυτ το γεγονς χει προκαλσει μεταξ των αναλυτν συζητσεις για την προσπθεια αναβωσης στην Ανατολ, του θεσμο της πενταρχας. Η πλη «Bogoslov.Ru», συνεχζοντας τη συζτηση γι αυτ το θμα, προσφρει στους αναγνστες το ρθρο του καθηγητ της Θεολογικς Ακαδημας Κιβου, διδκτορα της θεολογας Αντρι Ukhtomsky.  In early September a Synaxis of the Heads of the Four Ancient Patriarchates and the Patriarchate of Cyprus was held in Istanbul at the residence of the Patriarch of Constantinople. This event triggered discussions among experts about an attempt to bring back to life the institute of the Pentarchy in the East. The website “Bogoslov.Ru”, continuing the debate on this issue, offers an article by Doctor of Theology Andrew A. Ukhtomsky, Professor of Kiev School of Theology. В начале сентября 2011 года в Стамбуле в резиденции Константинопольского патриарха состоялась встреча Предстоятелей четырех Древних Восточных Патриархатов и Кипрского архиепископа. Это событие породило среди аналитиков разговоры о попытках возрождения на Востоке института пентархии . Портал «Богослов.Ru», продолжая полемику по этому вопросу, предлагает вниманию читателей статью преподавателя Киевской духовной академии, кандидата богословия Андрея Алексеевича Ухтомского. Другие публикации на портале: 21 января 2022 10 20 января 2022 10 20 января 2020 10 28 ноября 2019 10 18 сентября 2019 10 18 сентября 2019 10 18 сентября 2019 10 18 сентября 2019 10 18 сентября 2019 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/person/2239937

В 1905-1907 гг. среди крещеных татар в Казанской епархии началась новая волна отпадения в ислам. В 1905 г. архим. Андрей (Ухтомский) основал при Г. К. б. Об-во христ. взаимопомощи для охранения православных от «иноверной кабалы». Об-во оказывало помощь (в т. ч. материальную) крещеным татарам и даже инославным, стремясь ослабить влияние мусульм. агитаторов, материально поддерживавших тех, кто переходили в ислам. В 1907 г. по поручению обер-прокурора Святейшего Синода П. П. Извольского архим. Андрей представил проект по улучшению миссионерского дела в Казанской епархии, он предлагал объединить все миссионерские учреждения с возложением ответственности за дело миссии на одно лицо. После рассмотрения проекта было принято решение об учреждении в Казанской епархии кафедры 3-го викарного епископа с присвоением ему именования «епископ Мамадышский», он вместо ректора КазДА становился заведующим миссионерскими курсами в Казани. 4 окт. 1907 г. архим. Андрей был хиротонисан во епископа Мамадышского. Будучи председателем Совета Г. К. б., еп. Андрей 4 февр. 1909 г. создал и возглавил кружок сестер - сотрудниц братства. При кружке с дек. 1909 по дек. 1911 г. в Казани издавался миссионерский ж. «Сотрудник братства святителя Гурия», редактором (а затем редактором-издателем) к-рого являлся архиерей. Это издание освещало миссионерскую деятельность в Казанской и смежных с ней епархиях. Менее масштабной была деятельность братства по борьбе со старообрядчеством. Эта задача не ставилась как приоритетная, старообрядчество не было широко распространено в поволжских губерниях. 14 нояб. 1869 г. при братстве для этих целей был учрежден специальный отдел. В его обязанности входило прежде всего проведение собеседований со старообрядцами и издание полемической лит-ры. Однако активность на этом направлении стала проявляться лишь с 1901 г. с созданием по инициативе архим. Андрея (Ухтомского) противораскольнического отделения с собственным членством и бюджетом. Собеседования и публичные беседы со старообрядцами в поволжских губерниях с момента учреждения братства вели его члены.

http://pravenc.ru/text/168396.html

Л. Д. 238, т. 1. причём показаниями Гурьева установлено, что в пакеты, содержавшие в себе будто бы официальную переписку с заграничными автокефальными Церквами по деловым вопросам церковного управления, «вкладывались собственноручные письма бывшего Патриарха». Jl. Д. 7– 12, т. 4. Иллюстрацией того, какой характер носила эта личная переписка Тихона с «автокефальными Церквами», могут служить имеющиеся в распоряжении следствия, с одной стороны, письма Антония [Храповицкого] из-за границы, где этот тихоновский корреспондент сообщает о своей работе с Врангелем, и письма самого Тихона – с другой, в которых он пишет о том, что Л. Д. 127, т. 4. «опричники расстреливают нас, как куропаток: за епископом Макарием [Гневушевым], Варсонофием [Лебедевым], о. Восторговым, сей участи подверглись (по слухам) А. Андрюшин, [епископ] Ефрем [Кузнецов] и Варжанский А., может быть, их участь лучше, чем нас, оставшихся. Теперь многие из нас бегут к вам, но вы к нам погодите...» Какого характера была эта связь, ещё более ясно доказывается писанием другого черносотенного церковного деятеля, члена Собора, епископа Андрея Уфимского, бывшего князя Ухтомского, набрасывающего из-за фронта целую программу деятельности «тихоновцев» внутри России. Л. Д. 197, т. 4. Глубоко проникнутый идеями борьбы с Советской властью, особенно укрепившимися в нем, несомненно, под влиянием его участия в «соборных» работах под руководством бывшего Патриарха Тихона, епископ Уфимский Андрей [Ухтомский], член Сибирского Соборного совещания 1918–1919 гг., бывший заведующий духовенством армии Колчака Л. Д. 208, т. 4. и деятельнейший сподвижник черного адмирала по формированию «крестовых дружин» и «проповеднических отрядов», в своих черносотенных листках, кощунственно присвоивших себе название «За родную землю», откровенно выбалтывает за рубежом Советской России планы «тихоновцев». Л. Д. 209, т. 4. «Русский народ, жестоко обманутый большевиками, – пишет бывший князь, – и их проклятыми Совдепами, должен быстро сформироваться около своих приходских советов, вполне демократических организаций, наиболее близких для русского народа» и требует, чтобы в это «церковно-народное общество» непременно вошли и русская интеллигенция, и русская буржуазия. В своей статье 4 журнала «Народ – хозяин» от 5 октября 1918 г. Ухтомский спрашивает:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

  Телеграмма генералу Корнилову. Редакция «Утра России», отражая патриотическую тревогу, горит желанием отдать все силы достижению святой цели победы и просит вас, любимого армией вождя, дать нам возможность обратиться вашим именем к миллионам читателей с призывом: Отечество в опасности! враг у ворот!   У епископа Андрея Ухтомского. «Сейчас выезжаю на Северный фронт, меня вызывает Гучков телеграммой. Надо спасти родину, озарённую ярким светом свободы. Я ехал три дня по России. Русь святая сейчас великолепна в своём величии. Она знает, что грозный враг при дверях, и молится. А на улицах Петрограда многое мне не понравилось. Нет, не так нужно праздновать великие дни свободы.»   ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ПОЕЗДКИ НА ФРОНТ. Прибывшие из поездки по Рижскому фронту депутаты Ефремов и Макогон… Настроение армии не оставляет желать лучшего. Офицеры и солдаты клянутся в дальнейшем проливать свою кровь. Какое вдумчивое понимание момента! Какое спокойное сознание своего достоинства. На защиту интересов дисциплины стали сами солдаты. Как они теперь подходят с рапортом, как стоят на часах! – гвардейцы! Праздничный энтузиазм слился с будничным экстазом.   … член ГД Дзюбинский заявил: Я только что вернулся с фронта. Повсюду мы видели полное единение офицеров с солдатами. Только теперь, говорили солдаты, мы поняли, за что мы боремся. Напрасно из Петрограда нас тревожат разными листками. Мы умрём все до единого, но не допустим немца.   … При старом режиме между офицерами и солдатами была пропасть… Офицер, избавленный от полицейской роли, станет вождём на поле битвы. Если подвиги совершали прежде рабы – то что же теперь совершат свободные люди! («Новое время»)   ХЛЕБ ВЕЗУТ! Известия с мест всё более отрадны…   Норма реквизиции хлеба у землевладельцев с посевной площадью более 70 дес. На продовольствие до нового урожая оставляется по 1,25 пуда на душу в месяц… Для ярового посева… Для рабочих лошадей…   Речи к народу… Но, согласитесь, правительство не с улицы пришло и не вчера познакомилось с государственными вопросами… Бросается в глаза их длинная заслуженность на общественной работе. О таланте подождём говорить, пока не выяснятся успехи. Прежде чрезвычайно трудно было сочувствовать власти, при смрадном происхождении правительства… В нашей несчастной стране, доведенной самодержавием до политической одичалости…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Ныне, в конце XX века, в России возрождается чисто русский феномен массового паломничества во Святую Землю и сама собой назревает потребность «богословия Святой Земли» – размышления о том, чем она является для самого существа веры, какое место занимает в психологии Православия. Такое богословие – жизненно необходимый материал для впечатлений самих паломников и их слушателей. К разряду такого богословия относятся тексты выступлений отца Пимена. В одном из номеров Владикавказского епархиального журнала появляется его публикация «О честности» – выборка из большой статьи профессора И. Янжула «Экономическое значение честности» и собственные, в дополнение к ней размышления 100 . Отец Пимен открыл читателю основополагающее значение этой добродетели для всего общественного устройства. Он разумеет честность, как исполнение обещанного; честность как уважение к чужой собственности, к чужим правам и к существующим законам. По его словам, ложь и обман играют слишком большую роль в русской жизни – в экономической, бытовой, школьной семейной – и грозят уничтожить и парализовать все благо от производимых в России реформ. «Многие считают чуть ли не за прямую заслугу обмануть правительство, воспользоваться и злоупотребить казенными средствами, недобросовестно выполнить казенную работу... общественное мнение будто и не замечает, оно скорее накажет за неолиберальные мнения, чем за бесчестность. Случаям же мелкой бытовой нечестности не придается значения». Отец Пимен твердо констатирует без восстановления честности нынешняя русская культура будет недолговечной. Он предлагает начать со школы, с такой постановки обучения, которое не понуждало бы ко лжи учеников, к выкручиванию, списыванию, начетничеству. Корни честности он видит в сочувствии, социальной симпатии ко всем людям. В ардонский год отец Пимен осознал значимость еще одной проблемы, которую в то время и позже поднимали видные иерархи Русской Церкви. В книге митрополита Вениамина (Федченкова) «О вере, неверии и сомнении» много внимания уделено рассуждению о том, что причиной поражения Церкви и белого движения в гражданской войне послужило «хладнокровие», отсутствие жара душевного, вдохновения у большинства их сторонников. Эта тема нашла себя и в выступлениях известного церковного деятеля епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (Ухтомского), в частности, в 1914 году писавшего о потребности Русской Церкви в миссионерском горении. Архимандрит Пимен поднял тему пастырской вдохновенности как главного условия успеха в пастырском деле на епархиальном собрании во Владикавказе в сентябре 1911 года. Это качество определяет психологию церковного служения, показывает его слабость или силу. При этом божественное горение в душе может ослабевать или даже гаснуть на время, но тем крепче становится сознание важности его присутствия, тем сильнее понимание необходимости его для Церкви в целом. Обратимся к тексту доклада:

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Чему нам учиться, раз уж учиться нужно постоянно? Начать нужно с того, что близко, рядом с нами. Есть латинская пословица: «Научись делать то, что ты умеешь, и тебе откроется то, чего ты не умеешь». Научись, например, слушать не перебивая. Вроде бы слушать мы все умеем, но на самом деле этому нужно учиться всю жизнь. Научись есть, не переедая, научись смотреть и видеть, а не просто смотреть. Научись думать, научись говорить. Протоиерей Андрей Ткачев Сила и золото молчания Научиться говорить – интересная задача. Видели в кино: когда человека ранят, а он разговаривает, ему говорят: молчи, не трать силы. Говорение физически очень затратно. Молчун сильнее говоруна. Говоря, человек задействует множество групп мышц – не только лицевых, но и брюшных, и спинных, и диафрагмы. Физиолог Алексей Ухтомский, брат епископа священномученика Андрея (Ухтомского), жил в блокадном Ленинграде. Он исследовал голод на себе и на людях Ленинграда. Организм во время долгого неядения перестраивается на вложенный Богом механизм: второстепенные органы отдают свою энергию первостепенным. Первыми отказываются работать мышцы лица, поэтому у голодающих такие бесцветные лица и даже отвисает челюсть. Вся внутренняя сила отдается сердцу, печени, легким. Даже энергию и жизненные силы можно сохранить, если правильно говорить и правильно молчать. Не скажешь лишнего – сохранишь жизненные силы. Сколько говорит человек в день и за жизнь? Я узнавал статистику: если у человека не специальная «говорливая профессия», вроде преподавателя или журналиста, то он говорит примерно час в день и наговаривает примерно 15 тысяч слов. А молчуны обходятся, выговаривая 500 слов в день: «да, нет, скоро, хорошо». Кстати, миф о болтливости женщин разрушен: мужчины говорят столько же, хотя, может быть, качество разговоров другое. За 50-60 лет активной жизни человек наговаривает примерно тысячу томов по четыреста страниц. Слова наши слышны – представим, что всё это кто-то вынужден читать. А Евангелие говорит о том, что о всяком праздном слове мы дадим ответ в день Суда. Тысячи томов осуждения для каждого болтуна: человек будет судим по книгам, написанным его же языком. Мы уже написали за жизнь по нескольку сот бесполезных книг, которые жутко читать. Протоиерей Андрей Ткачев

http://pravmir.ru/protoierey-andrey-tkac...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010