1913 г. на Уфимскую кафедру еп. Андрея (Ухтомского) , знакомого с Н. по совместному служению в Казани. На заведующего Уфимской епархиальной миссией возлагалась координация всего миссионерского дела в епархии. Резолюцией еп. Андрея от 1 июня 1914 г. Н. был назначен товарищем (заместителем) председателя епархиального миссионерского комитета с возложением на него всего делопроизводства по этому комитету, председателем совета епархиального братства во имя Воскресения Христова, благочинным всех мон-рей епархии. В его ведение переходило непосредственное руководство миссионерами епархии, к нему поступала вся переписка по делам миссии. Кроме того, он занимался поиском кандидатов на свободные места священников, диаконов и псаломщиков для служения в инородческих миссионерских приходах. Указом Синода от 9 янв. 1915 г. Н. был также утвержден в должности председателя Уфимского епархиального Училищного совета (до 1917). Был награжден наперсным крестом (1913), орденом св. Анны 2-й степени (1916). Начиная с апр. 1915 г. еп. Андрей ходатайствовал перед Синодом об открытии в Уфимской епархии викарной кафедры и назначении на нее епископа «ввиду необходимости для Епархиального Епископа иметь ближайшего сотрудника как в деле управления обширною Уфимскою епархиею вообще, так особенно в целях улучшения постановки миссионерского дела в епархии». Кандидатом для совершения хиротонии он предлагал Н. с наименованием его епископом Златоустовским (титулярным, по г. Златоусту Уфимской губ.) и с проживанием в уфимском Успенском мон-ре. Из-за финансовых проблем военного времени вопрос об открытии нового вик-ства в 1915-1916 гг. так и не был решен. 17 апр. 1917 г., в связи с назначением еп. Андрея в новый состав Синода и необходимостью выехать в Петроград, он вновь обратился в Синод с просьбой «сделать немедленно распоряжение дать мне викария архимандрита Николая или прислать управляющего епархией Преосвященного Пантелеймона, епископа Двинского» (РГИА. Ф. 796. Оп. 200, 1915 г. Отд. 1. Ст. 5. Д. 129. Л.

http://pravenc.ru/text/2565982.html

Недавно ко мне обратились прихожане из одного села Вятской епархии с просьбой разъяснить им, правильно ли поступает митрополит Сергий и его Синод, не отступили ли они от Православия. При этом добавили, что среди них распространяется письмо Андрея [Ухтомского] Уфимского, где митрополит Сергий и Синод именуются богоотступниками. Я, как мог, уяснил прихожанам всю ложь и неправду этого богоотступника Андрея Уфимского, который теперь, после раскола, перешёл к евангелистам. Не знаю, как прихожане вразумились. Молим Бога, да поможет Вам, о. протоиерей, уяснить колеблющимся всю неправду и ошибку. Помоги Вам, Господи. У нас в Казанской епархии все спокойно и тихо, и никто не восстаёт против митрополита Сергия. По поручению епископов Иринарха [Синеокова], Сергия и Антония [Быстрова?] прошу и молю всех протестантов оставить всякие сомнения и протесты против митрополита Сергия и его Синода. Всё канонично и разумно в действиях митрополита Сергия и его Синода и всё направляется на пользу Церкви. Если бы что-либо было неправильного в действиях митрополита Сергия и его Синода, то я бы и все мы, ссыльные, терпели бы это? Мы все сразу отложились бы от митрополита Сергия и его Синода. Но мы все спокойны и стоим за митрополита Сергия, так как все правильно и законно. Е[пископ] Захария [Лобов] и все марийские ссыльные. 26 января 1928 г. Архив составителя 20. Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия [Страгородского] и Временного при нем Патриаршего Священного Синода по делу о раздорнической деятельности епископа Уразовского Алексия [Буя] Архив составителя Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к петроградской пастве в связи с возникшим там «иосифлянским расколом» ...Начавшийся раскол и побудил митрополита Сергия сперва запретить бесчинников в священнодействии, а потом, когда они не образумились, выступить с посланием к петроградской пастве, в котором называл их «ослеплёнными своею мнимою праведностью, неспособными внимать [ни] голосу благоразумия, ни увещаниям пастырского долга», свидетельствует об увольнении их от викариатств, a паству призывает к повиновению законной канонической власти... [в изложении]

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Перед началом избрания первенствующий член Святейшего Синода архиепископ Карталинский и Кахетинский Платон (Рож­дественский), обратившись к выборщикам, сказал, что настоящее время требует от архиерея больших нравственных, организатор­ских и административных достоинств, нужен человек сильной воли, который в минуты испытаний мог бы постоять за свои мыс­ли даже до крови. В записках первого тура оказалось одиннадцать кандидатов, из них были определены трое, набравшие наибольшее число голосов. Первое место занял епископ Вениамин, за которого было подано 699 записок. За архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) было подано 398 записок, за епископа Уфимского Андрея (Ухтомского) – 364 записки. При вторичном голосовании за епи­скопа Вениамина было подано 976, за архиепископа Сергия – 625, за епископа Андрея – 364 голоса. Свидетель событий протоиерей Евгений Кондратьев после этих выборов написал: «Революция дала Церкви если не полную свободу, то все же значительную долю свободы. Вот почему на освободившуюся Петроградскую кафедру епархия сама избра­ла своего архипастыря. Вопрос об избрании поставлен был петро­градским духовенством и мирянами еще в марте месяце, и тогда же было решено собрать для сего особый епархиальный Собор из духовенства и мирян. На Соборе участвовало более 1 900 де­путатов. И при таком множестве собравшихся порядок Собора был, можно сказать, образцовый. Все было предусмотрено даже в мелочах. Удались и предвыборные собрания, протекавшие в сравнительно спокойной обстановке. Главными кандидатами на Петроградскую кафедру намеча­лись трое – епископ Гдовский Вениамин, архиепископ Фин­ляндский Сергий и епископ Уфимский Андрей. Последний имел очень преданных ему почитателей, которые настойчиво проводи­ли его кандидатуру. Немало сторонников имел и архиепископ Сергий, человек большого ума, глубокий богослов, пастырь нежного сердца, че­ловек благороднейший, много видавший и имеющий широкий пастырский опыт. Но естественным кандидатом был епископ Вениамин. Все в Петроградской епархии его знали, любили и почитали.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЖЕГОРОДСКОЙ СЛОБОДЫ ГРАДА УФЫ ВИКАРИАТСТВО [Слободы Нижегородка града Уфы, сокращенное (неточное) название - Нижегородское вик-ство г. Уфы] (далее - Н. с. в.) Уфимской епархии, существовало с перерывами в 1923-1937 гг. Получило название по слободе на юж. окраине Уфы, где находилась деревянная 3-престольная Крестовоздвиженская ц. с кафедрой викариев. Архиереи титуловались епископами Нижегородской слободы града Уфы, слободы Нижегородка града Уфы, или (сокращенно) Нижегородскими епископами г. Уфы. С лета 1922 г. в Уфимской епархии при поддержке властей распространялось обновленчество . 19 окт. того же года был арестован Уфимский еп. Борис (Шипулин ; впосл. архиепископ). Вступивший во временное управление епархией Златоустовский викарий еп. Николай (Ипатов) уклонился в раскол. В нояб. экстренное собрание правосл. духовенства и мирян избрало временно управляющим Уфимской епархией приехавшего в Уфу по приглашению Союза приходов города еп. Андрея (Ухтомского) . В том же месяце для противостояния обновленчеству в соответствии с постановлением патриарха Московского и всея России свт. Тихона , Синода и Высшего Церковного Совета (ВЦС) от 20 нояб. 1920 г. и с посланием патриаршего заместителя Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г. еп. Андрей провозгласил Уфимскую епархию временно автокефальной (так в документах того времени нередко именовалось самоуправление). Для сохранения правосл. иерархии и обеспечения канонической преемственности управления епархией еп. Андрей в соответствии с определением Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от 15 апр. 1918 г. «О викарных епископах» и с постановлением Синода и ВЦС от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов принял решение учредить ряд вик-ств. В нояб. 1922 г. еп. Андрей вместе с возвратившимся в Церковь из раскола еп. Николаем (Ипатовым) хиротонисал Трофима (Якобчука) во епископа Бирского и Марка (Боголюбова) - во епископа Стерлитамакского. После ареста 9 дек. 1922 г. еп. Андрея епископы Трофим и Марк совершили хиротонии Аввакума (Боровкова) во епископа Староуфимского (11 дек.) и Иоанна (Пояркова ; впосл. архиепископ) во епископа Давлекановского (12 дек.).

http://pravenc.ru/text/2565216.html

Он состоялся с 22 июня по 1 июля. 700 Съезд состоялся в Н.-Новгороде. В его заседаниях принимало участие 220 депутатов. Съезд про ходил под председательством епископа Уфимского Андрея (Ухтомского). В качестве почетного гостя присутствовал управляющий Нижегородской епархией епископ Балахнинский Лаврентий (Князев). Обе приводимые телеграммы были посланы по предложению епископа Андрея. Примеч. источника. 702 Вторая часть последнего предложения отсутствует в «Миссионерском сборнике» и в «Утре России». 703 Собрание проходило под председательством викария Саратовской епархии, епископа Вольского Досифея (Протопопова). 705 В «Астраханском вестнике» сказано, что епископ Астраханский и Царевский Митрофан (Краснопольский) отказался дать свою подпись к этой телеграмме. 707 Собрание проходило в покоях архиепископа Казанского и Свияжского Иакова (Пятницкого) и с его участием. 709 Ижевский железоделательный (с 1872 г. – оружейный и сталелитейный) завод основан в 1760 г. При нем был устроен поселок, в котором в 1860 г. проживало около 22 тыс. человек. С 1918г. заводской поселок – г. Ижевск (Васина Т.А. Указ. соч. С. 122; Уральская историческая энциклопедия. С. 224225). 710 Вероятно, дата воспроизведена неточно. Число и месяц на бланке телеграммы неразборчивы, но с трудом просматривается – 7.03 714 Текст телеграммы в изложении приводится в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» (1917. 12. Отдел неофиц. С. 105). 715 По причине того, что в библиотеках страны подшивки газет за 1917 г. во многом не полны, составителю сборника долгое время не представлялась возможность проверить точность ссылки М.Г. Нечаева. Однако буквально в последний момент перед сдачей сборника в печать удалось найти нужный номер газеты. Данный документ в источнике значится не как телеграмма, а как резолюция собрания духовенства (см.: Зауральский край. Екатеринбург, 1917. 61. С. 3). 716 На собрании присутствовало 60 человек. Верх-Исетский металлургический завод основан в 1721 г. на р. Исеть. В начале XX века на заводе работало 4 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На заседании Комитета КОТ 4 мая 1901 г. было заслушано «письмо поверенного душеприказчиков А.В. Шмелевой Александровых с препровождением 1000 руб[лей] на устройство церкви в Подлужной на вечное поминовение завещательницы и мужа ее Михаила», после чего решено было приступить к возведению Вскоре архитектор И.И. Колмаков бесплатно составил план и смету «на устраиваемый храм», за что был избран членом-соревнователем КОТ. 7 ноября 1901 г. Комитет КОТ постановил представить их в Казанскую духовную консисторию В связи с замечаниями местного архиерея первоначальный проект храма, уже утвержденный Казанским губернским правлением, подвергся переработке и вновь был представлен в Однако впоследствии разного рода обстоятельства вынудили разработчиков осуществлять его неоднократную корректировку в сторону упрощения и вновь вернуться к «прежнему проекту» домовой Помимо архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (А.Д. Брянцева) и профессора А.И. Александрова (будущего епископа Чистопольского Анастасия), из известных духовных лиц наибольшее содействие в устроении храма оказал архимандрит Казанского Спасо-Преображенского миссионерского монастыря Андрей (князь А. А. Ухтомский ) (в дальнейшем – епископ Мамадышский, затем – епископ Сухумский, архиепископ Уфимский и Мензелинский). 2 октября 1902 г. Комитетом КОТ было заслушано сообщение КДК «с препровождением грамоты на постройку храма во имя Господа Иисуса Христа», после чего состоялось постановление избрать специальный Строительный Комитет (СК), председателем которого стал архимандрит Андрей (князь А. А. Ухтомский ). Помимо него, в состав СК были избраны О.В. Адамышева, Н.Н. Кожевников, Л.А. Матвеевский (в ряде источников фигурирует также как «Л.О. Матвеевский». – И.А.), П.М. Сушинцов и, как указывалось позднее, все члены Комитета Через архимандрита Андрея (князя А. А. Ухтомского ) изначально поступала «большая часть средств на постройку церкви» и многочисленные богослужебные предметы. Известно, что в начале 1906 г. владыка попросил освободить его от обязанностей председателя СК. Однако Комитет КОТ на своем заседании 3 марта 1906 г. постановил «просить о. Андрея остаться председателем Строительного

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

27 дек. 1922 г. в Уфе было созвано чрезвычайное епархиальное собрание духовенства и мирян. Несмотря на давление со стороны властей большинство присутствовавших на собрании поддержало автокефальных епископов и просило И. ввиду ареста еп. Андрея принять на себя временное управление Уфимской епархией. Прибывший на заседание И. заявил о согласии взять на себя временное руководство епархией при условии, если новый состав Епархиального совета откажется от признания обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). Состоявший в основном из обновленцев президиум собрания объявил заседание закрытым, однако в тот же день совет Союза приходских советов постановил до возвращения в Уфу канонического правящего архиерея передать временное управление епархией 4 викарным епископам. Епископы Стерлитамакский Марк, Бирский Трофим и Староуфимский Аввакум вместе с И. приняли решение, что каждый будет управлять своей частью Уфимской епархии, И. было поручено председательствовать в «составившемся малом соборе епископов» и постоянно пребывать в Уфе. Для управления епархией организовали канцелярию. Вместе с собором автокефальных архиереев И. продолжил осуществлять меры по защите Православия, выработанные еп. Андреем на основе ряда постановлений высшей церковной власти, разрешавших архиереям временное самостоятельное управление епархиями в случае отсутствия канонического центра или невозможности связи с ним. И. сыграл важную роль в противодействии обновленческому расколу в Уфимской епархии и на Урале: он совершал епископские хиротонии, учреждал новые вик-ства, создавал и сохранял системы управления правосл. приходами епархии, выступал с воззваниями против обновленцев. В связи с продолжавшимися арестами православных архиереев И. и др. Уфимские викарии провели в 1-й пол. 1923 г. ряд епископских хиротоний, в т. ч. на викарные кафедры др. епархий. Вскоре после ареста Староуфимского еп. Аввакума для восполнения числа епископов И. и Бирский еп. Трофим хиротонисали иером. Петра (Гасилова) во епископа Нижегородского (по слободе Нижегородка на окраине Уфы). В нач. февр. 1923 г. по просьбе православных приходов, поддержанной находившимся в заключении Екатеринбургским архиеп. Григорием (Яцковским) , И. совместно с Нижегородским еп. Петром совершили хиротонии иером. Льва (Черепанова) во епископа Нижнетагильского и архим. Иринея (Шульмина) во епископа Кушвинского - викариев Екатеринбургской епархии. По благословению еп. Андрея (Ухтомского) И. совместно с Аскинским еп. Серафимом (Афанасьевым), ранее хиротонисанным Бирским еп. Трофимом (Якобчуком), совершил тайную хиротонию иером. Иерофея (Афонина) во епископа Тайгинского, викария Томской епархии.

http://pravenc.ru/text/469532.html

В ссылке владыка Аввакум встречался со святителем Афанасием (Сахаровым), о чем упомянуто последним в его автобиографической летописи “Этапы и даты моей жизни”: “Г. Усть-Сысольск — июль 1923 [г.] — июль 1924 [г.]. Епископ Староуфимский Аввакум” . Память о своем собрате-соузнике святитель-исповедник хранил до конца своей жизни. В письме к Л. И. Ракину (16.09.1957 г.) он писал: “Помню и я мать Агнию. Приветствую ее с новым для меня именем Хотел бы знать, какие она имеет последние сведения о владыке Аввакуме. С любовью вспоминаю всех, кто тогда, больше тридцати лет тому назад, составлял наше усть-сысольское братство, умиляюсь воспоминаниями о нашем молитвенном общении” . Отбыв трехлетний срок, преосвященный Аввакум в июле 1926 г. вернулся в Уфу. Продолжались церковные нестроения как в стране, так и в Уфимской епархии. Сохранялась активность обновленцев. В декабре 1925 г. возник новый раскол: архиепископ Григорий (Яцковский) в целях захвата церковной власти создал самочинный  Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС). Уфимская епархия, кроме того, переживала трудности, в связи с действиями архиепископа Андрея (Ухтомского), сближавшими его со старообрядцами. Духовенство Уфимской епархии разделилось в отношении к запрещению архиепископа Андрея в служении, о чем 13/26 апреля 1926 г. уфимской пастве сообщил заместитель патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий. Епископ Аввакум, поставленный временно управляющим Уфимской епархией, провел в Уфе с 3/16 по 6/19 октября 1927 г. Съезд православных староцерковников. На нем присутствовали представители епархии: священнослужители, монашествующие и православные миряне. В первый же день на пленарном заседании, проходившем в церкви св. праведного Симеона Верхотурского почетным председателем был избран Владыка Аввакум. (ПФА РАН, ф. 749, оп. 3, д. 25, л. 90). Для рассмотрения поступивших на съезд докладов была образована предсъездная комиссия. За несколько дней до начала съезда епископ Аввакум получил письмо от викария уфимской епархии Питирима (впоследствии – схиепископ Петр) (Ладыгина): “Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка, благословите.

http://pravoslavie.ru/1597.html

На заседании Комитета КОТ 4 мая 1901 г. было заслушано «письмо поверенного душеприказчиков А.В.Шмелёвой Александровых с препровождением 1000 руб[лей] на устройство церкви в Подлужной на вечное поминовение завещательницы и мужа её Михаила», после чего решено было приступить к возведению храма.(15) Вскоре архитектор И.И.Колмаков бесплатно составил план и смету «на устраиваемый храм», за что был избран членом-соревнователем КОТ. 7 ноября 1901 г. Комитет КОТ постановил представить их в Казанскую духовную консисторию (КДК).(16) В связи с замечаниями местного архиерея первоначальный проект храма, уже утверждённый Казанским губернским правлением, подвергся переработке и вновь был представлен в КДК.(17) Однако впоследствии разного рода обстоятельства вынудили разработчиков осуществлять его неоднократную корректировку в сторону упрощения и вновь вернуться к «прежнему проекту» домовой церкви.(18) Помимо архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (А.Д.Брянцева) и профессора А.И.Александрова (будущего епископа Чистопольского Анастасия), из известных духовных лиц наибольшее содействие в устроении храма оказал архимандрит Казанского Спасо-Преображенского миссионерского монастыря Андрей (князь А.А.Ухтомский) (в дальнейшем - епископ Мамадышский, затем - епископ Сухумский, архиепископ Уфимский и Мензелинский). 2 октября 1902 г. Комитетом КОТ было заслушано сообщение КДК «с препровождением грамоты на постройку храма во имя Господа Иисуса Христа», после чего состоялось постановление избрать специальный Строительный Комитет (СК), председателем которого стал архимандрит Андрей (князь А.А.Ухтомский). Помимо него, в состав СК были избраны О.В.Адамышева, Н.Н.Кожевников, Л.А.Матвеевский,(19) П.М.Сушинцов и, как указывалось позднее, все члены Комитета КОТ.(20) Через архимандрита Андрея (князя А.А.Ухтомского) изначально поступала «большая часть средств на постройку церкви» и многочисленные богослужебные предметы. Известно, что в начале 1906 г. владыка попросил освободить его от обязанностей председателя СК. Однако Комитет КОТ на своём заседании 3 марта 1906 г. постановил «просить о. Андрея остаться председателем Строительного Комитета».(21)

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/22/...

Однако, к сожалению, по большому счёту, все эти призыв так и остался не услышанным, а чаяния – напрасными... Роковое назначение 25 июля 1911 г. Император Николай II утвердил доклад СПС «о бытии Преосвященному Андрею, Епископу Мамадышскому, третьему викарию Казанской епархии, Епископом Сухумским», о чём синодальным указом от 29 июля того же года – с соответствующими указаниями – было доведено до сведения архиепископа Казанского и Свияжского Иакова (Пятницкого). Сам епископ Андрей был склонен усматривать в этом происки неких «тайных сил», под которыми, судя по всему, небезосновательно подразумевал Г.Е.Распутина. При этом есть причины предполагать, что непосредственным поводом к его переводу на кавказские задворки Российской Империи послужило демонстративное нежелание владыки подчиниться телеграфному «распоряжению» Г.Е.Распутина по части организации «должного» приёма в Казани паломников, совершавших во главе с иеромонахом Илиодором (Труфановым) паломничество из Царицына в Саров (13 июля 1911 г.), а затем – и обратно (24 июля 1911 г.). Столь неожиданное назначение и оставление Казани, об обстоятельствах которого я достаточно подробно писал в своей статье «Смиренный бунтарь (к вопросу о мировоззрении архиепископа Андрея/князя Ухтомского/)» 93 , стало настоящим испытанием для него и рикошетом ударило и по редактировавшемуся владыкой изданию. Первый номер журнала с новым названием – СПМ вместо СБСГ – 32 от 7 августа 1911 г.) вышел с коротким эмоциональным обращением «От редактора», в котором говорилось: «Дорогие читатели! Изучив Казанский Край, быт крещёных татар, вотяков, черемис, чуваш; отдав служению приволжских инородцев все свои силы, я оказался переведённым в Сухум – просвещать Абхазию. Простите, братие! Желаю вам успехов в ваших трудах. Желаю, чтобы вам не было так больно, как мне». В вышедшем накануне отъезда епископа Андрея в Сухум очередном номере СПМ было опубликовано его «Слово, произнесённое 7-го Августа 1911 года» 35 от 28 августа 1911 г.), где особо выделялся призыв: «Братие, церковь не забывайте!».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010