Потом была Лубянка, где чекисты с удивлением узнали, что князь читает сокамерникам лекции по физиологии. Друзья Ухтомского объясняли, что учёного мировой величины казнить нельзя. В конце концов их упорство принесло результат, и Алексей Алексеевич по распоряжению Дзержинского был выпущен на свободу. Тайно приняв монашеский постриг, он, наконец, определился со служением: быть монахом в миру. Тогда же возглавил кафедру физиологии человека и животных в Петроградском университете. В 1923-м последовал новый арест, на этот раз за «сопротивление изъятию церковных ценностей». Проще говоря, он мешал ограбить Никольскую единоверческую церковь, старостой которой являлся. Помытарили, но снова отпустили. В те годы родилось удивительное сообщество - православное братство самых образованных людей страны, члены которого иногда называли себя «китежанами». По легенде, град Китеж невредимым скрылся в водах озера - Господь спас его от набега язычников. Новое нашествие привело в Церковь тысячи культурных людей. Ухтомский был среди них, конечно, заметной величиной. Власть всё это страшно раздражало, тем более что вера росла среди рабочих и крестьян, увлекая подчас даже коммунистов. Православие было доминантой, которая усиливалась из-за угрозы бытию русского народа. Чекисты попытались нанести удар по Церкви в начале 20-х, предав её в руки обновленцев. Но народ отверг их, и тогда была задумана новая провокация. Во главе Синода власть демонстративно поставила митрополита Сергия (Страгородского). Он был вполне достойным человеком, уступившим жестокому давлению, но многие верующие решили, что лучше умереть, чем позволить богоборцам распоряжаться в Церкви. Так произошло разделение православных на «сергиан» и «катакомбников». Сегодня эта рана затянулась, но тогда она обильно кровоточила. Архиереи «катакомбников» арестовывались один за другим. Требовались новые, и отец Алипий был тайно хиротонисан во епископа. Власть решила не обращать на это внимания. Русская школа физиологии была в то время лучшей в мире, а Алексей Ухтомский - не просто крупнейшим учёным, но и другом великого Ивана Павлова. Трогать его было нельзя. В 1935 году Алексей Алексеевич был избран академиком. При этом продолжал окормлять паству и открыто поддерживал брата - епископа Андрея (Ухтомского), арестованного в очередной раз. В 1937 году владыка Андрей, пронзительно светлый монах, был казнён. Удостоен венца, подобно своему предку - князю Василько Константиновичу Ростовскому, герою битвы на реке Сите, замученному татарами. Ещё один «китежанин» взошёл к Небу, а погибло их в те годы без счёта. Война

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Эту линию при поддержке властей энергично проводил и еп. Иоанн (Поярков). Для борьбы с «андреевской» иерархией 16 марта 1926 г., незадолго до возвращения еп. Андрея из ссылки, еп. Иоанн созвал Уфимское епископское совещание при участии своих викариев, епископов Аскинского Серафима (Афанасьева) и Байкинского Вениамина (Фролова) , а также Златоустовского еп. Николая (Ипатова). Совещание признало неканоничными все хиротонии, совершённые еп. Андреем после смерти свт. Тихона, постановило пресекать деятельность рукоположенных еп. Андреем лиц и запретило их в священнослужении. Однако еп. Питирим запрещения не признал. Он служил в кафедральной Крестовоздвиженской ц. в Уфе и (гл. обр.) в Петропавловской ц. с. Четверто-Петровского Иглинской вол. Уфимского кантона (ныне дер. Петровское Иглинского р-на, Башкортостан), но фактически до апр. 1926 г. окормлял все общины, отказавшиеся признавать Давлекановского еп. Иоанна. Епископ Нижегородской слободы участвовал в расследовании обвинений против еп. Андрея, которого подозревали в переходе в старообрядчество, в связи с чем в дек. 1926 - янв. 1927 г. он ездил в Ярославль к митр. священноисп. Агафангелу. Несмотря на непризнание «андреевцами» канонических прав на управление Церковью митр. Сергия (Страгородского), организационное размежевание с ним произошло только после издания «Декларации» 1927 г. Еп. Иоанн (Поярков) одобрил «Декларацию» и меры, принимаемые митр. Сергием для легализации органов церковного управления. Однако еп. Питирим (Ладыгин) вместе с др. сторонниками еп. Андрея (Ухтомского) «Декларацию» не поддержал и рассматривал церковную политику митр. Сергия как предательство Церкви. В связи с этим перед «андреевским» течением встал вопрос о самоуправлении (автокефалии). 16-19 окт. 1927 г. в Уфе состоялся съезд приходов, по решению которого была образована автокефальная Уфимско-Уральская епархия «непоминающих» «андреевского» течения. Главой епархии был признан еп. Андрей (Ухтомский), к тому времени вновь находившийся в ссылке, а управляющим в статусе его 1-го заместителя избран Староуфимский еп.

http://pravenc.ru/text/2565216.html

На мой взгляд – ничего. Особенно учитывая, что несколькими строками ниже автор приводит факт «связи» митрополита Сергия с революционерами, цитируя «Владимирские епархиальные ведомости». Если архиепископ Алексий – «колоритный тип русского архиерея» – был деспотом и монархистом (это автор также отмечает), то его преемник – наоборот? Или все-таки дело в чем-то ином? Никакого анализа мы не увидим. Понимай как хочешь. Автор также упоминает имя епископа Андрея (Ухтомского), указывая, что тот также выдвигался в качестве кандидата, но затем снял свою кандидатуру в пользу митрополита Сергия. «Отказ в его пользу Андрея Уфимского был не случаен, – замечает М.И. Одинцов. – Этот епископ, также настроенный антимонархически, был верным соратником Сергия Страгородского и не колеблясь убедил своих сторонников голосовать за последнего» (стр. 123). Вот, оказывается, в чем дело – оба владыки имели общее политическое видение событий, были антимонархистами! Забегая вперед, укажу, что более о взаимоотношениях «соратников» автор не пишет, хотя владыка Андрей с годами стал активнейшим противником «сергианства» и непримиримым критиком митрополита Сергия. Как такое получилось? Ответа читатель не найдет, как и не найдет информации о позиции епископа Андрея в конце 1920-х – первой половине 1930-х годов. Помимо принципиальных моментов, необходимо отметить факт явно неудовлетворительного изложения материала. Автор часто выступает как романист, приводит обширные диалоги исторических деятелей и даже читает мысли своего героя. Описывая посещение митрополитом Сергием центра Москвы в 1918 году, автор пишет, в частности следующее: «Прочь, прочь отсюда, – застучало в голове митрополита. – Бегом из этого царства призраков». В другой раз, описывая диалог Патриарха Тихона и митрополита Сергия, автор без каких-либо ссылок на источники (а в данном случае это не помешало бы) приводит слова Святейшего, который, якобы, говорил, что в своей беседе с Лацисом и Красиковым он «даже против треклятого восьмого отдела Наркомюста вместе с окопавшимися там иудами Шпицбергом и Галкиным не высказывался. Но подишь-ты… не верят». Знакомому с историей жизни и служения Патриарха Тихона читателю также трудно поверить, что Святейший именно так разговаривал, иногда употребляя выражения типа «это вы в точку» (стр. 137).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Выборы правящего Петроградского архиерея были намечены на конец мая. Но уже в апреле «в рабочих церковных организациях Петрограда» часто называлось имя епископа Вениамина 572 . В день Вознесения, 11 мая, во всех храмах епархии прошли выборы делегатов от причтов и от прихожан на съезд, причем пассивное избирательное право получили и женщины 573 . Накануне в столице, в зале при Троицкой церкви на Стремянной улице, состоялось многолюдное собрание, имевшее целью выдвижение и обсуждение кандидатур. С призывом избрать на высокий пост владыку Вениамина выступил настоятель Сампсониевского собора протоиерей Иоанн Острогорский: «Он близок к народу, его выдвигают рабочие» 574 . Владыка был известен всюду как «человек безупречного прошлого» 575 , в его заслугу ставился также «ровный доброжелательный характер ... и усердие в богослужении» 576 . В предвыборных материалах о епископе Гдовском говорилось много теплых слов: «Он памятен нескольким поколениям питомцев столичной семинарии как добрый воспитатель-инспектор (1899–1902 г.), как простой всем доступный, любящий своих воспитанников ректор (1905–1910 г.), и, наконец, более 7-ми последних лет как викарий митрополии, избранный в это звание приснопамятным митрополитом Антонием, оценившим нравственные и умственные достоинства своего будущего помощника, близкого ему по духу и убеждениям. Широта взглядов, терпимость к иначе мыслящим, простота в обращениях ко всем, без тени лицеприятия, внепартийное положение – все эти качества митрополита Антония как бы наследовал епископ Вениамин, его помощник и сотрудник./.../Отлично зная епархию, изъездив и исходив ее вдоль и поперек, изучив настроение, нужды и потребности клириков и мирян, преосвященный Вениамин может сказать о себе словами доброго пастыря: «Я знаю Моих, и Мои знают Меня» (Иоанн X, 14)» 577 . Собор делегатов открылся 23 мая в здании Исидоровского епархиального училища, после литургии, отслуженной в училищной церкви епископом Вениамином. Из общего числа выборщиков в 1950 человек в избрании архипастыря смогло участвовать только 1587 человек. Первый день работы прошел в обсуждении кандидатов предстоящей баллотировки. Наряду с многочисленными голосами в пользу епископа Вениамина, звучали призывы избрать на столичную кафедру епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (Ухтомского; 26 декабря 1872 – † мученически 4 сентября 1937), которого особо поддерживали общественные деятели и военные. Кандидатуру епископа Андрея здесь горячо отстаивал М.В. Родзянко, председатель Государственной Думы 578 . А крайне правый депутат Думы В.М. Пуришкевич в первые дни революции даже послал в Уфу телеграмму, приветствуя владыку Андрея «с назначением на высокий ответственный пост петроградского митрополита» 579 . Политик явно поторопился, выдавая желаемое за действительное...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для противодействия новым формам обновленчества по ходатайствам приходов, выступавших против политики еп. Иоанна, еп. Андрей совместно со ссыльным Нижнетагильским еп. Львом (Черепановым) совершил в г. Теджен (ныне в Туркменистане) 3 архиерейские хиротонии. В частности, 21 июня 1925 г. во епископа Нижегородской слободы был рукоположен архим. Питирим (Ладыгин; см. ст. Петр (Ладыгин) , схиепископ). Совершение хиротоний еп. Андрей канонически обосновывал отсутствием законного правосл. церковного центра и документами высшей церковной власти, которые позволили в 1922 г. объявить автокефалию Уфимской епархии и совершить в ней ряд епископских хиротоний, впосл. признанных свт. Тихоном. Как и еп. Андрей, еп. Питирим в этот период не признавал прав Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) на управление Русской Церковью, поскольку последний являлся лишь 3-м кандидатом из названных в завещательном распоряжении патриарха архиереев, а указанные первыми Казанский митр. сщмч. Кирилл (Смирнов) и Ярославский митр. священноисп. Агафангел (Преображенский) не смогли вступить в управление Церковью из-за репрессий со стороны властей. Кроме того, еп. Питирим считал подложным предсмертное завещание патриарха свт. Тихона, подлинность которого удостоверили митрополиты Крутицкий сщмч. Петр и Уральский Тихон (Оболенский) . Тем не менее имя еп. Нижегородской слободы Питирима значилось в офиц. списках иерархов Российской Церкви на 1926 г., подписанных митр. сщмч. Петром, к-рый стремился сглаживать внутрицерковные противоречия, возникавшие после кончины патриарха. В церквах Н. с. в. за богослужением перед именем еп. Андрея (как управляющего Уфимской епархией) поминалось имя митр. Агафангела. Вступивший в управление Церковью после ареста 10 дек. 1925 г. патриаршего местоблюстителя митр. сщмч. Петра его заместитель митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) придерживался жесткой линии в отношении не признавших его прав на управление Церковью еп. Андрея (Ухтомского) и его ставленников.

http://pravenc.ru/text/2565216.html

Затем митрополит Антоний представил новые издания Киевских духовных школ — монографии преподавателя КДАиС Андрея Ухтомского «Епископ Кассиан (Безобразов) и его перевод Нового Завета» и выпускника КДА диакона Андрея Глущенко «Значение антропологии преподобного Максима Исповедника для современной апологетики», украиноязычный перевод «Послання Варнави», осуществленный доцентом КДА протоиереем Олегом Кожушным, очередной номер студенческого журнала «Академический летописец». С актовым докладом «Перевод Священного Писания как миссионерская деятельность» выступил ученый секретарь КДА протоиерей Ростислав Снигирев. Доклад приурочен к 1150-летию миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Преподавателей и студентов Киевских духовных школ поздравил епископ Петергофский Амвросий. Также были зачитаны поздравительные адреса ректоров духовных академий Русской Православной Церкви. Поздравления председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректора Московских духовных школ архиепископа Верейского Евгения огласил проректор по научно-богословской работе МДА протоиерей Александр Задорнов. Поздравительный адрес управляющего делами Белорусского экзархата , ректора Минских духовных школ архиепископа Новогрудского и Лидского Гурия зачитал первый помощник ректора Минской духовной академии архимандрит Никодим (Генералов). С поздравлением выступил генеральный директор Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Л. Михайлина. Затем по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополит Антоний вручил церковные ордена преподавателям и сотрудникам Киевских духовных школ, а также стипендии имени Блаженнейшего митрополита Владимира и стипендии Министерства транспорта и связи Украины имени Георгия Кирпы. В завершение собрания выступил хор студентов Киевских духовных школ под управлением архимандрита Романа (Подлубняка). На праздничной трапезе были оглашены приветствия от духовных учебных заведений Украины. По материалам официального сайта КДА Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/3357334.ht...

Петром офиц. списках иерархии Российской Церкви на 1926 г. (составлены в дек. 1925). Впосл. еп. Питирим не признал и прав на управление Русской Православной Церковью заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси). 16 марта 1926 г., незадолго до возвращения еп. Андрея из ссылки, еп. Иоанн (Поярков) созвал в Уфе епископское совещание с участием епископов Аскинского Серафима (Афанасьева), Байкинского Вениамина (Фролова) и Златоустовского Николая (Ипатова). Совещание признало неканоничными все хиротонии, совершённые еп. Андреем после смерти патриарха Тихона для Уфимской и Златоустовской епархий, постановило пресекать деятельность рукоположенных им лиц и запретило их в священнослужении. Еп. Питирим данное запрещение не признал. С февр. 1926 г. он проживал близ Уфы в с. Четверто-Петровское (ныне дер. Петровское Иглинского р-на Башкирии), служил в сельской Петропавловской ц., а также в принадлежавшем «андреевцам» Крестовоздвиженском храме в Уфе. Фактически до возвращения в Уфу из ссылки в апр. 1926 г. еп. Андрея (Ухтомского) еп. Питирим окормлял все общины, отказавшиеся признавать еп. Иоанна (Пояркова). За богослужениями в этих общинах «до будущего Поместного Собора» поминали имя Ярославского митр. Агафангела (Преображенского), считавшегося «андреевцами» законным патриаршим местоблюстителем. В дек. 1926 - янв. 1927 г. еп. Питирим совершил поездку в Ярославль к митр. Агафангелу. На вопрос о том, кого следует поминать за богослужением, митр. Агафангел, по словам еп. Питирима, сказал, что «он свои полномочия слагает и передает их митрополитам Кириллу [Смирнову] и Петру Крутицкому». В янв. 1927 г. еп. Питирим был арестован по обвинению в устроении в с. Четверто-Петровское нелегального мон-ря; вскоре его освободили. В авг. того же года он вновь был арестован в одном из селений за непредоставление документа сельсовету о разрешении служить литургию и за «контрреволюционную проповедь». Доставлен в Башкирский облотдел ОГПУ.

http://pravenc.ru/text/2580312.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Из истории создания Покровской просветительной крещёно-татарской женской общины Мамадышского уезда Казанской губернии К столетию основания 05.04.2008 632 Время на чтение 10 минут В своей речи 17 августа 1911 г. на общем собрании " Братства Святителя Гурия " (БСГ), во время прощального чествования известного миссионера - продолжателя дела Н.И.Ильминского, епископа Мамадышского Андрея (Ухтомского) , отбывающего из Казани к месту нового назначения - на кафедру в Сухум, архиепископ Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий) особо выделил в ряду его заслуг создание двух кряшенских (крещёно-татарских) монашеских обителей: мужского Трехсвятительского скита при Казанском Спасо-Преображенском миссионерском монастыре в Лаишевском уезде (с 1911 г. - отдельного Трехсвятительского крещёно-татарского монастыря) и женской Покровской просветительной крещёно-татарской община в Мамадышском уезде (основанной в 1908 г. и официально учреждённой указом Святейшего Правительствующего Синода в феврале 1911 г.). " Это - две самые драгоценные жемчужины в том венце правды, который уготовит и воздаст ему в своё время Господь - Праведный Судия " , - сказал о них казанский архиерей. В архивных и печатных источниках сохранилось немало свидетельств о жизнедеятельности этих обителей, оказавшейся, к сожалению, в силу известных революционных обстоятельств, очень недолгой. Тем важнее для исследователей и широкой кряшенской общественности становится изучение каждого её эпизода, которое позволит в дальнейшем восстановить полную историческую картину. Учитывая, что в этом году исполняется сто лет с момента основания Покровской просветительной крещёно-татарской женской общины, представляется дополнительный повод для более детального упоминания об этом событии. Несмотря на домыслы советских " историков " и современных татарских националистов, целей христианизации татар-мусульман община не преследовала. Думать об этом в условиях наблюдавшегося в то время массового отпадения " крещёных татар " в ислам было, по меньшей мере, наивно, что прекрасно понимали все здравомыслящие миссионеры. Главной задачей общины было укрепить в христианстве тех, кто ещё не попал под влияние мусульманских проповедников, активно действовавших в кряшенской среде. По признанию самого епископа Андрея, община была основана " в центре тех селений, которые наиболее подвержены татаризации " , " только в целях охраны ещё оставшихся в православии крещёных татар Казанской епархии от перехода в магометанство " . [ 1 ]

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/05/...

От кремля шествие прошло приблизительно тем же маршрутом, что и в прошлый раз, — бронзовый Александр II, женский монастырь, где паломникам предложили обед, и назад на пристань. О.Илиодор вновь ехал в пролетке. На прощанье он произнес последнюю проповедь, закончив провозглашением многолетия верующим и анафемы «клятвопреступникам, богохульникам, крамольникам проклятым». В 6 час. вечера пароход отошел. За 11 дней, разделивших первое и второе посещение илиодоровцами Казани, город не смягчился по отношению к ним. То же отсутствие местного духовенства. Губернатор не встретился ни случайно, ни намеренно. По-видимому, в собор паломники вошли наравне с прочими богомольцами, и отперт он был не ради гостей, а по дневному времени. Толпа собралась бы и в прошлый раз, будь она извещена заранее и не случись грозы. О.Илиодор пребывал здесь почти в таком же гневе, как в Арзамасе, и, несмотря на поздний час, предъявлял духовенству ту же претензию: спит. Все чаще он провозглашал по разным поводам анафему. Вообще чувствуется, что градус раздражения о.Илиодора повышался по мере спуска парохода вниз по Волге. Описывая обе казанские высадки о.Илиодора, И.Е.Алексеев связывает последовавший затем перевод преосв.Андрея (Ухтомского) из Казани с нежеланием этого епископа содействовать илиодоровским паломникам. Перевод был Высочайше утвержден 25 июля.1911, то есть на следующий день после второго проезда илиодоровцев. Кроме того, Сергей Труфанов писал, что преосв.Андрей проигнорировал просьбу Григория Распутина приготовить паломникам обед и «даже сбежал» от них . Однако если бы перемещения преосвященных зависели от их отношения к илиодоровским паломникам, то первыми поплатились бы не викарии, а правящие архиереи попутных епархий, особенно недруг о.Илиодора казанский архиеп.Иаков, который сейчас тоже «сбежал» на дачу. Вышеописанные события либо случайно совпали с переводом еп.Андрея, либо стали последней каплей в какой-то совсем другой истории. Казань стала последним из попутных городов, где упоминаются иконы в руках паломников. Далее очевидцы в один голос свидетельствовали, что илиодоровская толпа ходит без святынь.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/03/...

Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей Андрей был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников российских. К тому же, в настоящее время он одновременно признан «Русской Православной Церковью истинных православных христиан» основателем «самой многочисленной ветви ИПЦ» (так называемых «андреевцев»), от которого в настоящее время «сохраняется апостольское преемство катакомбной иерархии». Судя по «тяжести» формальных аргументов, приводимых в пользу каждого из утверждений о «конфессиональной самоидентификации» епископа Андрея (считавшего себя, кстати сказать, до самой своей мученической смерти уфимским архиереем, каковым он был назначен ещё в 1913 г.), окончательно прояснить ситуацию в этом вопросе вряд ли уже кому-либо удастся. Единственное, по моему мнению, можно утверждать с уверенностью – до конца своих дней он оставался истинным христианским пастырем, не испытывавшим никаких сомнений в своей принадлежности к русскому православию. В постсоветские годы статьи об архиепископе Андрее были помещены во многих словарях и энциклопедиях: в частности, в изданиях «Политические деятели России 1917: Биографический словарь» (1993 г.), «Башкортостан: Краткая энциклопедия» (1996 г.) и в первом томе «Татарской энциклопедии» (2002 г.). Однако в них не имеется никаких упоминаний о его общественно-политической деятельности до февраля 1917 г., что, учитывая открытый и достаточно широко освещённый в тогдашней прессе характер последней, является весьма странным. Дабы хоть как-то восполнить этот пробел, позволю себе в контексте краткой дореволюционной биографии епископа Андрея акцентировать внимание на ряде малоизвестных фактов из казанских периодов его жизнедеятельности. «Я пошёл служить Духу...» Будущий епископ Андрей – в миру Александр Алексеевич Ухтомский – родился 26 декабря 1872 г. в родовом имении – селе Вослома Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье председателя уездной земской управы Алексея Николаевича Ухтомского (ранее состоявшего на военно-морской службе и непродолжительное время работавшего в Канцелярии Ярославского губернатора).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010