В алатырском училище о. Израиль, избравши для обучения чтению, пению и письму троих градских диаконов Афанасия Розанова, Ивана Стеклова и Николая Петрова и взявши всех их и прочих учителей и всех учеников, ходил с ними вместе в народное училище, здесь смотрителем народного училища показаны были им способы и приемы преподавания народных школ. В 1816–1818 г. академия приняла на себя все заботы о приведении устава комиссии духовных училищ в действие; в 1816–1818 г. по новому уставу в приходские и уездные училища преобразованы были русские школы в Курмыше, Симбирске, Алатыре и Чебоксарах. При этом как надзирателям, так и учителям даны были от академического правления надлежащие инструкции, почерпнутые из правил комиссии духовных училищ. Училища снабжены были пособиями, как-то книгами и прочим. И притом бедным и сиротствующим детям, по усмотрению надзирателя, с предварительного однако же к академическому правлению отношения и по назначению оного правления, учебные книги раздаваемы были даром, а отцовским детям, а именно священническим и диаконским, по положенным ценам. Местные священно-церковно-служители, по приглашению надзирателей училищ, добровольно и безмездно приняли на себя занятие учительских должностей по избранным ими учебным предметам и дали в этом письменное уверение: в симбирском училище, кроме смотрителя протоиерея Андрея Милонова, священники Феодор Троицкий, Лука Крестовский, Иван Похвалинский, Яков Архангельский, диаконы: Иван Аксаковский и Василий Лаишевский. Надзиратель алатырского училища протоиерей Иван Миловский, не находя никого из градских священников способным к учительству, рекомендовал определить помощниками себе диаконов Петрова, Стеклова и Розанова, которые, во уважение добровольного их вызова, и были утверждены в сих должностях. В курмышском училище вызвались споспешествовать общественной пользе, кроме смотрителя протоиерея Протасова, священник Иван Соловьев, диакон Михаил Крылатов и дьячек Иван Гордеев; в чебоксарском училище, кроме ректора священника Евфимия Пальмова, священники Гавриил Молчановский, Петр Зимнинский, Афанасий Воронцов и Никита Аль- пидовский. Ни надзирателям, ни учителям на первый раз никакого жалованья не назначалось, а добровольный их вызов к обучению детей и рачение вменялись им в заслугу, которые оставались на замечании высшего начальства для будущего их награждения. 6) Присутствование в консистории в качестве членов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В «Докладной записке председателю Переводческой комиссии при Братстве св. Гурия Н.И. Ильминскому » от 23 февраля 1883 года Смоленский писал: «… На татарском языке уже имеются две партитуры Макарова и Емельянова, содержащие в себе возможно полное собрание всего переведенного и уже употребляемого при богослужении на татарском языке… Такое же полное собрание всего готового материала на чувашском языке есть в рукописи у воспитанника] II класса Каз[анской] уч[ительской] семинарии – Николая Александрова, содержащей в себе пения из всенощного бдения… пения из литургии… Пения на черемисском языке, сборник которых есть у воспитанника II класса Каз[анской] уч[ительской] семинарии Ивана Фадеева, представляется таким же неполным собранием, именно: пения из всенощного бдения… пения из литургии (…) Когда составленные и совершенно исправленные партитуры будут готовы, то весьма удобно переписать их литографическими чернилами и отпечатать в числе примерно до 50-ти экземпляров. Эти партитуры полагаю весьма целесообразным разослать наиболее известным и знающим пение инородческим учителям и священникам, чтобы, применяя их на практике в школе и церкви, они могли по прошествии будущего учебного года прислать эти же партитуры со своими на ее листах замечаниями. Таким же путем следует испытать чувашскую и черемисскую партитуры в начальных школах Каз[анской] уч[ительской] семинарии, а татарскую в Каз[анской] крещено-тат[арской] школе. В будущем 1884 году упомянутые выше лица вновь соберутся в Казани, чтобы проверить все полученные замечания и затем окончательно редактировать, и напечатать партитуры, причем считаю необходимым, чтобы корректура была сделана самими составителями… [Они] большей частию сами регентуют хорами, занимаются переводами и переложениями… даровитые и знающие… Во всех них есть горячая любовь к церковному пению и самое искреннее желание распространить пение между инородцами. Двое из них – Макаров и Емельянов доставили мне каждый по весьма объемистой, до 200 страниц, партитуре на татарском языке. Николай Александров и особенно Матвей Михайлов составили весьма много переложений, совершенно безукоризненных, на чувашском языке. Переложения Андрея Петрова (преподавателя Симбирской чувашской школы) – музыканта весьма редких способностей – уже в большинстве получили право гражданства. Мы имели кроме того бумаги покойного Василия Захаровича Малиновкина, заключающие в себе также весьма много хорошего материала на черемисском языке. Переложения Ивана Фадеева и Михаила Любимова также всегда мне казались совершенно удовлетворительными. Все эти господа учились в Каз[анской] уч[ительской] семинарии, связаны одною школою пения и одинаковым эстетическим развитием – при таких условиях, конечно, можно вполне надеяться на их усердие и готовность послужить на пользу своих братьев-инородцев» (РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 74, л. 1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В. Куликов, выборные: Новиков, Хренов, Клементьев, Аханов и Калашников. Церковь Преподобного Сергия Радонежского. при громовском детском приюте Церковь помещается в Ковенском переулке, в 3-м этаже приютского здания. Приют, для приходящих детей обоего пола, открыть 8 декабря 1845 г., на средства коммерции советника Василия Феодуловича Громова и первой жены его Феодосии Тарасьевны. На их же средства, и при содействии Косьмы Сергеевича Громова, в 1851 г. 20 февраля, учреждено здесь «сиротское отделение», для 100 постоянных пансионеров, детей бедных родителей. В 1857 году, вместо прежнего деревянного, выстроен каменный дом, освященный 15 декабря. В 1872 году, вторая супруга Василия Феодуловича – Александра Дамиановна, попечительница приюта, устроила третий каменный этаж и в нем – церковь во имя св. Сергия Радонежского (25 сентября), которая и освящена 8 декабря 1872 г. митрополитом Исидором, в присутствии великих княгинь Александры Петровны, Екатерины Михайловны и Евгении Максимилиановны и принца Петра Георгиевича Ольденбургского. Церковь вмещает до 400 человек. Иконостас дубовый, резной, в русском вкусе. Причт состоит из священника; в церкви читают и поют дети сиротского отделения. Церковь и священник содержатся на средства т. Громовой. Церковь св. Андрея Блаженного при доме призрения Тименкова-Фролова Дом призрения Тименкова-Фролова расположен на Выборгской стороне, в I участке, по набережной Большой Невы и по Симбирской улице, между зданием Исправительной тюрьмы и новым Арсеналом, среди старинного довольно обширного сада и занимает площадь, равную 5,000 кв. сажень. При постройке дома имелось в виду: 1) доставить приют престарелым и увечным лицам обоего пола, принадлежащим к С.-Петербургскому купеческому и мещанскому обществам и 2) давать призрение и воспитание сиротам и детям неимущих членов означенных обществ, для чего устроены две школы – мужская и женская, каждая на 100 человек, с шестигодичным курсом учения. Для достижения указанных целей, С.-Петербургский I гильдии купец Андрей Иванович Тименков, движимый ревностью о славе Божией и самоотверженною любовию к бедной и неимущей братии своей, пожертвовал все свое состояние, как приобретенное собственными трудами так и перешедшее к нему, частию по завещанию от друга и товарища его по торговле, покойного С.-Петербургского I гильдии купца Василия Фролова, частию же посредством дара от бывшего его хозяина, покойного С.-Петербургского I гильдии купца Михаила Солодовникова, – всего до пяти миллионов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В этом пересказе сна все удивительно. Но более всего вот что характерно: имя Николая Мотовилова, преподобного Серафима Саровского и блаженного чудотворца Симбирского Андрея очень тесно связаны. Схватка с масонами Когда Мотовилову шел лишь семнадцатый год, завязались первые узлы в его судьбе, возникли первые серьёзные препятствия. Бес начал мстить будущему подвижнику через людей, невероятной злобой запугивая его и стараясь привести в отчаяние. Кошмаром его жизни стал известный не только в Симбирске, но и в России, и в Европе масон Μ.П. Баратаев. Характеристику этому человеку дал Император Николай I, когда отправлял в Симбирск очередного губернатора и предупреждал его о Баратаеве: «Вам известны обстоятельства, по которым я счёл нужным переменить в Симбирске губернатора Загряжского. Я им был, впрочем, доволен, но он... У него вышли какие-то дрязги с губернским предводителем , князем Баратаевым. Личность, о которой я и знать бы не хотел» 30 . Однако предоставим слово самому Мотовилову. В уже упоминавшихся записках он вспоминал события того времени не без скорби: «Вышедши из Императорского Казанского университета действительным своекоштным студентом 8 июля 1826 года и на пути богомолья в Киев лишившись родительницы моей в 20 день того же июля 1826 года и оставшись круглым сиротой 17 лет от роду, имея сестру Прасковью, пятнадцатилетнюю, я через друга матушки моей, Надежду Ивановну Саврасову, вскоре познакомился с Симбирским губернским предводителем, князем Михаилом Петровичем Баратаевым и вскоре сблизился с ним до того, что он открыл мне, что он гранд-мэтр ложи Симбирской и великий мастер иллюминатской петербургской ложи. Он пригласил меня вступить в число масонов, уверяя, что если я хочу какой-либо успех иметь в государственной службе, то, не будучи масоном, не могу того достигнуть ни под каким видом. Я отвечал, что батюшка, родитель мой, запретил мне вступать в масонство, затем, что это есть истинное антихристианство, да и сам я, будучи в университете и нашедши книгу о масонах, в этом совершенно удостоверился и даже видел необыкновенные видения, предсказавшие судьбу всей жизни моей и возвестившие мне идти против масонства, франкмасонства, иллюминатства, якобинства, карбонарства и всего, с ними тождественного и в противление Господу Богу имеющегося. Это так разозлило его, и тем более в простоте сердца ему открытое намерение моё вскоре по устройстве дел моих ехать в Санкт-Петербург для определения на службу в Собственную Его Императорского Величества канцелярию, что он поклялся мне, что я никогда и ни в чём не буду иметь успеха, потому что сетями масонских связей опутана не только Россия, но и весь мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

г) Супруга нижегородского князя Андрея Константиновича, Василисса, вскоре по смерти его, раздала все свое богатство и имение, золото и серебро, и жемчуг, и многоценные одежды, частью нищим, частью на церкви и монастыри, а сама постриглась в монашество под именем Феодоры († 1378) («П. Собр. р. лет.» 11, 219; V, 8; «Степ. кн.» 1, 487). (См. «Истор. Русской Церкви» Макария, митр. Московского, т. V, стр. 272–273). 128 Примеры милосердия из истории русского народа. Припомним здесь еще несколько примеров благотворительности из истории рус. народа, примеров такого христианского милосердия, на которое найдется сил у всех от мала до велика: а) Московский князь Василий Иванович в 1523 году засадил в тюрьму последнего из ненавистных ему удельных князей Василия Шемякина. Тогда Троицкий игумен Порфирий вздумал было походатайствовать за Шемяку, воспользовавшись приездом Василия Ивановича в Троицкий монастырь на молитву. «Если ты, князь, – сказал игумен, – приехал сюда во храм Безначальной Троицы просить молитвы за грехи свои, то сам будь милосерд над теми, кого без вины гонишь!..» За эту смелую речь Василий Иванович приказал выгнать игумена из монастыря, а потом, по доносу некоторых монахов, засадил его в тюрьму. Здесь жена темничного стража сжалилась над страдальцем, освободила его от оков и доставила Порфирию возможность бежать, но Порфирий, увидев, что сторож, не найдя его в тюрьме, хотел зарезаться, боясь гнева князя, подбежал к сторожу и говорит: «Не убивай себя, я цел, делай со мной, что хочешь!». И узник остался в тюрьме, пока его не помиловали («История», Костомарова). б) В одной из наших деревень Симбирской губернии (пишет историк Карамзин) жил Флор Силин, трудолюбивый крестьянин, который всегда лучше других обрабатывал землю, всегда более других собирал хлеба, и никогда не продавал всего, что собирал, почему на гумне его стояло всегда несколько запасных скирдов. Пришел худой год, и все жители той деревни обнищали,– все, кроме осторожного Флора Силина. Но вместо того, чтобы продавать хлеб по дорогой цене и, пользуясь случаем, разбогатеть вдруг, он созвал беднейших из жителей своих и сказал им: «Послушайте, братцы! Вам теперь нужда в хлебе, а у меня еще много; пойдем ко мне на гумно, пособите мне обмолотить скирды четыре, и возьмите себе, сколько вам надобно на весь год».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

К расходной же сумме, без вычета 20% в запасный капитал, отнесены следующие суммы: а) полученные от графа С.В. Орлова-Давыдова из жертвуемых им ежегодно на содержание одного студента Академии 220 руб. б) пожертвованные преосвященнейшим Дионисием, епископом Уфимским 300 р. и лицом, не пожелавшим наименовать себя 475 р. как переданные в распоряжение о. ректора Академии и полностью внесенные за содержание недостаточных студентов Академии, итого 775 р.; в) пожертвованные студентами Академии в пользу недостаточных товарищей их для уплаты за содержание последних 277 р. 73 к. и также полностью израсходованные для сей цели; г) полученные от данного с тою же целью 6 декабря отчетного года музыкально-драматического вечера 193 р. 27 к., также полностью израсходованные на сие дело; д) полученные от Тифлисского Братства св. Андрея Первозванного, для заимообразной выдачи студенту Е. Маминайшвилли в уплату за его содержание в Академии 50 р.; е) полученные по истекшим купонам от бумаг Братства проценты, за вычетом 5% государственного налога, в количестве 2.115 р. 20 к. и ж) возвращенный долг в количестве 50 р. Кроме того, к числу не подлежавших ни обращение в запасный капитал, ни вычету 20% в оный относятся и суммы, полученные при обращении процентных бумаг в наличные деньги, как переходящие и составляющие 1.000 р. процентными бумагами и 358 р. 70 к. наличными деньгами. Наиболее значительные пожертвования в 1893 году были следующие: от Высокопреосвященнейших Иоанникия, митрополита Киевского и Галицкого 200 р. и Ионафана, архиепископа Ярославского и Ростовского 500 р. (процент- —6— ными бумагами); от преосвященнейшего Дионисия епископа Уфимского и Мензелинского 300 р.; от преосвященнейших Варсонофия епископа Симбирского и Сызранского, Никанора епископа Архангельского и Холмогорского, Николая епископа Алеутского и Аляскинского, Агафодора епископа Сухумского, Иоанна, епископа Сумского, Иакова епископа Чигиринского и Агафангела епископа Кирепского, по 100 р. от каждого (от последнего из них 50 р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда я имел счастие подойти к Его Императорскому Величеству, то Государь изволил мне сказать: что это значит, Мотовилов, что при жизни моей ты сам вызывался мне служить, а теперь уже и я сам тебя зову-зову, да всё не дозовусь. Неужели и ты, подражая другим, вздумал нам тоже изменить?! Я спокойно сказал: нет, Ваше Императорское Величество, но мне и не говорил никто, чтоб Вы изволили меня требовать. А, – сказал Государь, вот, не справедлив ли мой спор с вами, обращаясь к окружающим его, – что вы лжёте на Мотовилова, будто бы он забыл меня и мой Императорский Дом, Святую Церковь и нашу Святую Русскую Землю? Ну, спасибо, что как раз немедленно явился, я знал тебя и твердо верил, что не ошибаюсь в тебе. – Как только это выговорить изволил Государь Император, то как раз наискосок от этого места, возле Собора Покрова Божией Матери, заколебалась земля над усыпальницею последнего нашего Симбирского Христа ради юродивого, Андрея Ильича, и он из-под крышки чугунной памятника своего вышел, из гроба воскресший, и, творя свое обычное юродство, переваливаясь с боку на бок в своей пестро-красной рубашке и произнося обычные слова «А-а-а-а», стал подходить прямо к Его Императорскому Величеству. А Государь, изволивши встать и сложивши три перста первые правой руки православно христианским сложением перстов и перекрестившись правильно, а не по-махательному, горстью, обычному некоторых примеру, изволил сказать: ну, Слава Богу, эти двое (значит и меня в числе Христа ради юродивых считая) ныне во всем помогут. И лишь только он изволил Всемилостивейше выговорить эту монаршую речь, как докладывают Его Величеству, что от Его Императорского Величества Благочестивейше Царствующего Императора Александра Николаевича к нему прибыл фельдъегерь с депешами, и подают ему четыре мои рукописи, наполовину листа свернутые и четырех цветов: белого, розово-красного, голубого и зелёного, шелковыми широкими лентами крестообразно перевязанные, и Государь, на меня оборотясь, изволил мне сказать: а это твои бумаги, ты знаешь их сущность, а я, как тебе сказывал некогда, и ещё лучше твоего их знаю, с рассказов о них Великого Старца Серафима, и Сам займусь с Сыном моим разбором их, ну, а ты начинай же действовать, как тебе Великий Старец Серафим в пользу нашу действовать заповедал...»

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

На случай, если ректор Литовской семинарии архимандрит Александр возведён будет в сан епископа, – покорнейше прошу посредства вашего сиятельства, чтобы ректором Литовской семинарии назначен был ректор Симбирской семинарии архимандрит Иосиф, рекомендуемый мне с хорошей стороны преосвященным Рижским. Г. исправляющему должность обер-прокурора Святейшего Синода князю Урусову, от 8 октября за 1555, о последовавшем переведении в по-августианские здания Виленского духовного уездного училища Известно вашему сиятельству, что в Православное духовное ведомство поступили из Римско-католического по-академические и по-августианские здания в Вильно с закрытым костёлом. Костёл переделан ещё прежде в Православную церковь , которая освящена мною в 1858 году во имя святого апостола Андрея Первозванного. Прочие здания переделывались и приспособлялись, в прошлом и настоящем году, для помещения Виленского уездного духовного училища. Это новое устройство, слава Богу, уже кончено, и училище переведено ныне в новое его помещение. Засим прежние здания, занимавшиеся сим училищем, уже очищены и готовы под помещение предположенного в Вильно училища для девиц духовного звания. Долгом поставляю уведомить о сём вас, милостивый государь, имея честь быть. Г. исправляющему должность обер-прокурора Святейшего Синода князю Урусову, от 21 октября за 1709, относительно траурного богослужения по случаю кончины Государыни Императрицы Александры Феодоровны, и неполучения о том указа из Святейшего Синода В 18 день сего октября за 7155, г. Виленский гражданский губернатор уведомил меня о полученной им телеграфной депеше от г. министра внутренних дел, что Государь Император , по случаю опасной болезни Августейшей родительницы своей, Её Императорского Величества вдовствующей Императрицы Александры Феодоровны , Высочайше повелеть соизволил: совершать по церквам дневные молебствия об исцелении Августейшей больной. По существующему порядку, общественные молебствия совершаются в епархиях вследствие указов из Святейшего Синода; да и самая телеграмма не довольно определительна. Посему я не решился делать официального распоряжения об отслужении молебствий, а только словесно приказал, чтобы во всех Виленских церквах принесены были молитвословия об исцелении больной.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Необходимость созыва миссионерского съезда по вопросам организации и ведения внешней миссии в Казани была определена на IV Всероссийском миссионерском съезде 62 в Киеве в 1908 г. Киевский съезд выразил серьезную озабоченность слабому противостоянию православия активизировавшемуся мусульманскому влиянию в Российской империи. Первый миссионерский Съезд по внешней миссии был созван по благословению Св Синода и проходил в г. Казани с 13 по 26 июня 1910 г. в зале Дворянского собрания. Съезд этот был епархиальным (локальным, но по существу – межрегиональным), к тому же не по «внутренней», а по «внешней» миссии, но его материалы представляют интерес для настоящего исследования, поскольку привнесли новое видение по ряду проблем православной миссии, а его решения внесли новые аспекты в ее дальнейшее развитие. Почетным Председателем был избран митр. Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) , который в то время являлся и председателем Православного Миссионерского общества. Председателем Съезда, реально руководившим его работой, стал Никандр (Каменский, †27 ноября 1910), архиеп. Казанский и Свияжский В работе Съезда приняли участие около 200 63 делегатов из 22 епархий Восточно-Европейской части Российской империи, Западной Сибири, Туркестана и Кавказа. В частности, из Самарской, Симбирской, Саратовской, Омской, Пермской и Уфимской епархий было представлено 135 делегатов. Учитывая, что ведущей в противомусульманской миссии на Съезде была Казанская миссионерская школа, а ее «острием» была школа «мамадышская», укажем, что «мамадышцев» присутствовало 5 чел., включая Преосвященного Андрея (Ухтомского), епископа Мамадышского. На съезде присутствовали несколько учеников выдающегося казанского миссионера проф. Н.И. Ильминского , также видные миссионеры – Е.А. Малов, М.А. Машанов , Н.П. Остроумов , историк – проф. П.В. Знаменский (биограф проф. Ильминского). Статистические данные, характеризующие состав делегатов Съезда приведены в табл. 11 и 12. Таблица 11. Состав 64 Первого Казанского миссионерского съезда по внешней миссии 1910 г. по священному сану, чел.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Определили: 1) По вниманию к достоинству устных и письменных ответов, данных лицами, державшими поверочные испытания для поступления в состав нового (LX) академического курса, ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении принять в число студентов I курса Академии: 1) Россейкина Федора, присланного из Симбирской сем., Смирнова Николая, присланного из Вифанской сем., Никольского Александра , присл. из Нижегород. сем., Шафранова Николая, присланного из Курской сем., 5) Дверницкого Арсения, вол., студ. Московского Унив., Левитова Василия, волонтера из Рязанской семинарии, Бориса Антона, волонтера из Холмской семинарии, Адамова Ивана, присланного из Одесской семинарии, Лебедева Ивана, волонтера из Вифанской семинарии, 10) Каэласа Александра, волонтера из Рижской семин., Новочадова Владимира , присланного из Тамбовской сем., Златоустова Павла, волонтера из Костромской семин., Успенского Константина, присланного из Ярослав. сем. Булыгина Сергея, волонтера из Вифанской семинарии, 15) Шмелева Алексея, присланного из Рязанской семин., Дьяченко Николая, волонтера из Московской семин., Палицына Ивана, присланного из Воронежской семин., Никитского Владимира, присланного из Московской сем., Попцева Михаила, волонтера из Вятской семинарии, 20) Лясковского Николая, волонтера из Черкасской гимн., Громцева Николая, присланного из Новгородской сем., Рождественского Димитрия, свящ., вол. из Тамбовск. сем., Демьянова Григория, присланного из Орловской сем., Явойского Ивана, волонтера из Новгородской семин., 25) Беляева Ивана , присланного из Владимирской семин., —246— Иванова Петра, волонтера из Вифанской семин., Благоволина Федора, волонтера из Владимирской сем., Чистякова Ивана, волонтера из Калужской семин., Тихонравова Сергея, волонтера из Вифанской семин., 30) Федоровского Михаила, волонтера из Воронежской сем., Протопопова Виктора, волонтера из Уфимской семин., Стоянова Ивана, волонтера из Кишиневской семин., Белявского Андрея, присланного из Смоленской сем., Грандилевского Александра, вол. из Архангельск. сем.,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010