Лук. 1, 1.2, — Как многие предпринимали повествовать о Христе, что известно между ними по преданию от самовидцев исперва, также точно без призвания и руководства Духа Святого многие из первенствующих христиан записывали тогда по различным побуждениям, сказания о служении апостолов по воскресении Господа. Из частных апокрифических записей апостольского времени образовались впоследствии Деяния: Петра и Павла, Павла и Феклы, Андрея и Матфея, Иоанна, Филиппа, Варфоломея. Фаддея, Фомы, Деяния всех апостолов Авдия, некоего Левкия Харина и проч. (Гэр.1, 211-212). Критического какого-либо исследования апокрифических записей ап. Лука в книгах своих не делает; он только противопоставляет им положительную верную историю, после исследования или поверки того, что говорит устное предание о проповеданном самовидцами исперва и о самых самовидцах. В предисловии книги Деяний ап. Лука не повторяет мысли предисловия Евангелия своего или потому, что последнее он относил вместе и ко второй части труда; или потому, что в книге Деяний рассказывается много о таких событиях, которых очевидцем был сам Лука, как ближайший сотрудник апостола Павла, так что в истории Павловых путешествий приходилось писать: мы решили отправиться: мы прибыли и проч. (Деян.16, 10-17; 20, 5-15; 21, 1-17; 27, 1; 28, 16) и читатели, знавшие апостола Луку, не нуждались уже в особенном уверении его, после евангельского предисловия. Феофил — Лук. 1,3. Феофил, которому назначалась прежде всего книга «Деяний»; равно как и Евангелие от Луки, был христианин (Лук.1, 4) из язычников, именитый (державный — Лук. 1,3) гражданин Антиохии, родины апостола Луки. Существует предание, что Феофил в доме своем имел церковь для Антиохийских христиан. Из того, что Лука не делает никаких географических пояснений местностей Италии, упоминаемых в Деяниях (28, 12-13, 15), а местности палестинские и греческие объясняет (1, 12; 16, 12; 27, 8, 12. Ср. Лук. 1, 26; 4, 31; 24, 13), должно заключать, что Феофил не жил в Палестине и Греции, а с Италией был хорошо знаком; так что, вероятно, он был каким-нибудь начальником в Антиохии, присланным из Рима, по заведенному тогда порядку римского правления на Востоке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

В новозаветный канон входят четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), «Деяния святых апостолов» (греч. apostolos «посол, посланник»; книги Павла, Петра, Андрея, Иоанна и Псевдо-Климента, рассказывающие о чудесах, творимых апостолами после Сошествия св. Духа), семь соборных посланий апостолов: Иакова (одно), Петра (два), Иоанна (три), Иуды (одно) и четырнадцать посланий апостола Павла. Завершает Новый Завет «Откровение» («Апокалипсис» от греч. «раскрытие, проявление») Иоанна Богослова (68 н.э.), основными темами которого являются второе пришествие Иисуса Христа, его победа над Сатаной и Страшный суд. Евангелие (греч. «радостная, благая весть») от Матфея (Левия), согласно древнецерковному преданию, было написано учеником Христа, сборщиком податей (мытарём) в Капернауме, вероятно, в 6070 гг. Это наиболее обширное из канонических евангелий, рассказывающее о родословной Иисуса Христа (Христос греческий перевод арамейского «помазанник», что соответствовало древнееврейскому «мессия»), потомка царя Давида, о бегстве Марии в Египет, о рождении Иисуса в Вифлееме, его крещении и искушении в пустыне, о первых учениках (Симоне-Петре и его брате Андрее), проповедях и чудесных деяниях Иисуса, о его торжественном входе в Иерусалим, пасхальном ужине (Тайной вечере) со своими 12 учениками (апостолами), причащении хлебом и вином. Затем следует предательство Иуды, арест Иисуса «первосвященниками со старейшинами и книжниками и всем синедрионом», которые отвели его к римскому прокуратору Понтию Пилату, отпустившему Варраву, а «Иисуса, бив, предал на распятие». Заканчивается повествование распятием и смертью Иисуса, его погребением и воскресением. Основная мысль Евангелия заключается в том, что в Иисусе нашли воплощение мессианские чаяния Ветхого Завета о Спасителе. Евангелие от Марка, одного из спутников апостола Павла, а затем переводчика и писца апостола Петра, было написано предположительно ок. 6066 гг. в Риме. Оно начинается с крещения Иисуса Иоанном Крестителем в Иордане, его искушения в пустыне сатаной, призвании им первых четырёх апостолов (Симона-Петра, Андрея, Иакова, Иоанна), чудес, которые он совершает в качестве служителя Бога, выполняющего Божью волю (изгнание легиона бесов, воскрешение дочери Иаира, исцеление женщины, страдавшей от болезни 12 лет, слепого в Вифсаиде, насыщение 5000 «пятью хлебами и двумя рыбами», хождение по воде и др.). В Евангелии содержатся предсказания Христа о разрушении Иерусалима и о своей смерти, описание «Вечери Господней», предательства Иуды, распятия, погребения, воскресения и встречи учеников с воскресшим Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

159 «Другой превосходный труд, написанный Лукой, – “Деяния Апостолов”; это история, относящаяся ко второму году пребывания Павла в Риме, т. е. четвертому году правления Нерона, из чего мы делаем вывод, что книга была создана именно в этом городе». 164 «Так, Матфей издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия в то время, как Петр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь . После их отшествия Марк, ученик и истолкователь Петра, предал нам письменно то, что было проповедано Петром. И Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие. Потом Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также издал Евангелие во время пребывания своего в Ефесе Азийском». 170 Knox J. Acta and the Pauline Letter Corpus//Studies in Luke-Acts, Essays in Honor of Paul Schubert/eds. L. E. Keck, J. L. Martyn. London, 1978. P. 279–287. 181 Из этого авторского замечания можно сделать вывод, что пророчество было произнесено при предшественнике Клавдия – Гае Калигуле. 183 Возможный максимализм в описании масштабов бедствия в Деян 11:28  – явление не уникальное. В метрической надписи от 163 г. по P. X. из Фригии говорится о голоде, охватившем весь мир (κοσμον παντα), хотя из текста самой надписи ясно, что «весь мир» не включал в себя соседнюю Галатию, как и в данном случае – Антиохию (см.: Левинская И.А. Деяния апостолов. Главы 9–28... С. 159). 184 The Beginnings of Christianity/eds. F.J. F. Jackson, K. Lake. Part I: The Acts of the Apostles. Vol. V/eds. Lake, Cadbury. London, 1920–1933. P. 455. 185 Gapp K. S. The Universal Famine under Claudius//Harvard Theological Review. Cambridge University Press. 1935. October. P. 258–265. 186 Мецгер Б. Новый Завет: контекст, формирование, содержание. M.: ББИ св. ап. Андрея, 2006. С. 195. 187 См. обсуждение вопроса в: Barrett C. Κ. A Critical and Exegetical Commentary. The Acts of the Apostles. Edinburgh, 1998. Vol. 1. P. 563. 192 Murphy-O’Connor P. А Critical Life. Oxford; New York, 1996. P. 15 (цит. по: Левинская KA. Деяния апостолов. Главы 9–28... C. 362).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

К этим книгам он причисляет также Апокалипсис Иоанна, констатируя при этом наличие возражений против него. 2 . Спорные («Αντιλεγμενα») – сюда относятся принимаемые многими послания Иакова, Иуды, Второе Петра, Второе и Третье Иоанна. О двух последних Евсевий замечает: «…они принадлежат либо евангелисту Иоанну, либо какому-то его тезке». 3 . Подложные или псевдоэпиграфы («νθα βιβλα») – деяния Павла, Пастырь Ермы, апокалипсис Петра, послание Варнавы, Учение апостолов (Διδαχα), евангелие евреев и Апокалипсис Иоанна. Апокалипсис Иоанна Евсевий сопровождает фразой: «…если угодно [т. е. можно отнести его и к подложным]: потому что некоторые, как мы сказали, отвергают его, а другие причисляют к общепризнанным». 4 . Еретические книги – это евангелия Петра, Фомы, Матфия и других, деяния Андрея и Иоанна и других апостолов. Об этих книгах Евсевий замечает, что они «совершенно нелепые и нечестивые», «измышления еретиков». Сомнения Евсевия относительно Иоаннова Апокалипсиса, который он относит одновременно к первой и третьей группам и сопровождает неопределённой фразой «если угодно», были сомнениями не только Евсевия, но и всего Востока. Источник их можно видеть в тех доводах Дионисия Александрийского , которые он выдвинул против подлинности этой книги, хотя сам Дионисий признавал ее каноничность. Впрочем, независимо от вопроса подлинности Апокалипсиса, т. е. происхождения его от апостола Иоанна Богослова, каноничность этой книги, её принадлежность канону Нового Завета, продолжает подвергаться сомнению и в IV веке. Так, около 350 года святитель Кирилл Иерусалимский перечисляет 26 книг Нового Завета (без Апокалипсиса); тот же список приводят 59-е правило Лаодикийского Собора и святитель Григорий Назианзин . Святитель Амфилохий Иконийский замечает, что большинство не принимают Апокалипсис. Что касается Послания евреям, то хотя сам Евсевий и не отличает его от прочих посланий апостола Павла, но в другом месте замечает, что нельзя замалчивать тот факт, «что некоторые отвергают Послание к евреям… утверждая что оно не Павлово» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Лагард (в предисловии к своему изданию «Климентин», стр. 22) и Дж. Э. Стейтц (в обширном отзыве об издании Лагарда в «Studian und Kritiken», 1867, по. III, p. 556 sqq.) проводят параллель между псевдоклиментовским описанием Симона и немецкой историей о маге Фаусте и утверждают, что второй образ произошел из первого при посредничестве «Встреч», которые были в церкви более известны, чем «Гомилии». Георгий Сабелл, около 1507 г., называл себя Faustus junior, magus secundus. Отца Климента зовут Фаустом, а два его брата, Фаустин и Фаустиниан (во «Встречах» – Фауст и Фаустин), воспитывались вместе с Симоном Волхвом и сначала были его спутниками. Образы Елены и Гомункула представлены в обеих историях, хотя и очень по–разному. Я не уверен, достаточно ли такого сходства, чтобы установить связь между двумя вымышленными и очень разными в остальных отношениях популярными историями. §115. Гностицизм. Литература Источники I. Труды гностиков (валентиновской школы в широком смысле слова): Pistis Sophia; Opus gnosticum e codice Coptico descriptum lat. vertit M. G. Schwartze, ed. J. H. Petermann. Berl. 1851. Середина III века. Рассказ о падении и раскаянии Софии и о таинстве искупления. См. также статью Köstlin, в «Tüb. Theol. Jahrbücher», 1854. Апокрифические евангелия, деяния и апокалипсисы тоже по большей части гностического происхождения, например, Деяния святого Фомы (любимого апостола гностиков), Иоанна, Петра, Павла, Филиппа, Матфея, Андрея, Павла и Феклы. Некоторые из них были переработаны католическими авторами и внесли существенный вклад в формирование учения церкви по преданиям. Они и истории о монахах – религиозные повести ранней церкви. См. сборники апокрифической литературы Н3, составители Fabricius, Thilo, Tischendorf, Max Bonnet, D. William Wright, G. Phillips, S. C. Malan, Zahn, особенно Lipsius: Die Apokryphen Apostelgeschichten und Apostellegenden (Braunschweig 1883, 2 vols.) См. также список литературы в т. I. 90 sq.; 188 sq., и в Lipsius, I. 84 sqq. II. Труды отцов церкви (в которых есть много цитат из гностических произведений): Ириней: Adv. Haereses. Основной источник, особенно о гностицизме Валентина. Ипполит: Réfutât, omnium Haeresium (Philosophumena), ed. Duncker and Schneidewin. Gott. 1859. Отчасти основывается на Иринее, отчасти на самостоятельном чтении гностических текстов. Тертуллиан : De Praescriptionibus Haereticorum; Adv. Valentin; Scorpiace; Adv. Marcionem. Последний труд – основной источник сведений о маркионитах. Климент Александрийский : Stromata. Разбросанные упоминания большой ценности. Ориген : Com. in Evang. Joh. Содержит много важной информации и выдержки из Гераклеона. Епифаний: Πανριον. Много информации, но некритически отобранной и фанатически ортодоксальной. Евсевий: Hist Eccl. Феодорит: Fabulae Haer.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

причащения (л. 51) и о православии греческой церкви (л. 27 об. и 28), а также указание на четвероконечный крест (л. 67 об. и 68) и противосолоние (л. 171 об.). Какие еще книги полезно иметь при беседах с раскольниками? Полезно иметь: а) книги богослужебные, напечатанные при первых 5 патриархах, напр.: Евангелие, Апостол, Служебники, Иноческий Потребник с Номоканоном, Псалтирь и др.; б) писания отцов и учителей церкви в старинных переводах и изданиях, напр.: Беседы св. Иоанна Златоуста на 14 посланий св. ап. Павла, издан. в Киеве в 1623 г., Беседы его же на Деяния св. Апостол, изд. там же в 1624 г., Апокалипсис с толкованием Андрея Кесарийского , изд. там же в 1625 г., Толковый Апостол, издан в Почаеве в 1784 г., Благовестник, т. е. толкование бл. Феофилакта Болгарского на 4 евангелиста, изд. в Москве при п. Иосифе, в 1649 г., Маргарит, изд. в Москве в 1641 г., Соборник Великий, напеч. в Москве, при п. Иосифе, в 1647 г., Златоустник, напеч. в Почаеве или Вильне, Книга Ефрема Сирина , напеч. в Москве при п. Иосифе, в 1652 г., и некоторые другие; в) книги законодательного и учительного содержания, напр., Стоглав, книга Никона Черногорца, Номоканон Четии-Минеи, Пролог и т. д. Как смотрят раскольники на все перечисленные книги? На все эти книги раскольники смотрят как на писание боговдохновенное и утверждают, что в них нельзя делать ни малейшего изменения: «аще кто прибавит или убавит к ним, анафема да будет». Правилен-ли такой взгляд? Нет, не правилен. В числе поименованных книг есть книги, написанные святыми мужами – пророками и апостолами по вдохновению Святаго Духа – это книги Священного Писания, напр.: Евангелие, Апостол; есть книги, написанный св. отцами и учителями Церкви, напр.: Беседы И. Златоуста на 14 посланий св. ап. Павла и на Деяния св. Апостол, Благовестник и т. п.; наконец, есть книги, написанные лицами, не обретающимися в лике святых, напр.: Большой Катехизис, Кириллова книга, Книга о вере и др. Поэтому нужно строго отличать их друг от друга. Книги Священного Писания, внесенные в канон церковный, боговдохновенны и не должны быть изменяемы, остальные же боговдохновенностию не отличаются и могут быть изменяемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

С обеих же сторон ниже меня старцы сидели – вожди стада, возраст избранный. А служители в одеждах блистающих стояли – образы ангельской красоты» h6 (Greg. Nazianz. Carm. de se ipso 16//PG 37, 1255). 457 Касательно этого и новелла приснопамятного императора Алексея Комнина определила, чтобы каждому учителю Великой церкви выдавали 50 модиев хлеба и 3 литры монет, т. е. 216 монет (так как каждая литра содержит 72 монеты), и чтобы им предоставлялась честь стоять сразу после царских архонтов и рядом с патриархом как его представителям. Новелла также определила, чтобы из учительского звания они поступали на церковные должности. И Павел сказал, что должно оказывать сугубую честь тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим. 5:17 ). И еще говорит: Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их ( 1Фес. 5:12–13 ). И еще: Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования ( 1Кор. 9:14 ). И апостолы в «Апостольских постановлениях» (кн. 7, гл. 10) пишут следующее: «Говорящего тебе слово Божие прославляй и вспоминай о нем день и ночь, чти его не как виновника бытия, но как доставляющего тебе благобытие, ибо где учение о Боге – там присутствует Бог . Ищи каждый день встреч со святыми, чтобы утешиться их словами. Не враждуй с ними, помня Дафана и Авирона, восставших против Моисея» (Const. Ар. VII, 9//PG 1, 1005В–1005С). Об этих учителях Церкви Бог говорит через Исаию: И на стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей на весь день и на всю ночь, которые никогда не умолкнут, напоминая о Господе ( Ис. 62:6 ). Следовательно, согласно этому слову, учителя и священнопроповедники обязаны не пренебрегать своим делом, но всегда учить народ. 458 Помимо упомянутых, существуют следующие подложные книги: Откровения Адама, Ламеха, молитва Иосифа Прекрасного, Моисеевы Откровение и Завет, Псалмы Елдада и Соломона, неизвестные изречения Исаии, Откровение Софонии, Третья книга Ездры, Апокалипсисы Богородицы, Петра, Павла, Послание Варнавы, Путешествия апостолов, книга Матфея и Варнавы, Учение Климента, Деяния Павла, Учение Игнатия и Поликарпа, книги учеников Симона, Дима, Клеова и Николая, книги еретиков манихеев, Седьмое Евангелие, Семисловная агапа, Трактат о молитве, Дела гигантов, Евангелие Филиппа, Детство Христа, Деяния Андрея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

XI. К. на Деяния св. апостолов, соборные Послания и Послания ап. Павла из Христинопольского (Городисского) Апостола (ЛИМ. N 39 (основная часть кодекса); Киев. НБ НАНУ. М. VIII. 3/22. (8 листов); Bucur. Acad. Romana. Slav. 760, ок. сер. XII в.,- окончание Послания к Евреям, с конца гл. 8, и начало Послания Иакова; переписана на Волыни). Толкованиями сопровождаются в основном соборные Послания и Послания ап. Павла, на текст Деяний даются лишь краткие схолии. Катена представляет собой редкий (если не единственный) для слав. письменности случай рамочного расположения текста. Леммированные отрывки толкований помещены на 3 полях рукописи, к-рые занимают треть листа. Среди толкователей упоминаются: святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский; Аполлинарий Лаодикийский, Дидим Слепец, Севир Антиохийский, пресвитер Аммоний, преподобные Исихий Иерусалимский, Максим Исповедник, Феодор Студит и др. Иногда леммы указывают на конкретное сочинение, из к-рого заимствован фрагмент: «Севирово о покаянии на спасение», «Севирово от слова», «Исихиево от псалма», «св. Василия к Созопольскому епископу» и др. Оригиналом слав. катены была греч. катена, не похожая ни на один из известных типов. Текст Апостола по этому списку опубликован Э. Калужняцким в 1896 г. без толкований. В 2008 г. Христинопольский Апостол был отреставрирован, специалистами Львовского исторического музея были сделаны его бумажная (факсимиле) и электронная копии ( Яcihobcьka. 2010). XII. Толковый Апостол. Включает 4 разновидности текстов, связанных между собой: 1) толкования на соборные Послания и Послания ап. Павла, близкие к катене пресв. Андрея, изданной Крамером. Оригиналом слав. перевода послужили поздние греч. катены XII в. разных типов. Древнейшая рукопись (ГИМ. Син. греч. 7), неполного состава, содержащая Послания ап. Павла к Римлянам, 1-е и 2-е послания к Коринфянам, Послания к Галатам и к Ефесянам, была написана в 1220 г. в Ростове. Полные пергаменные рукописи, содержащие все Послания, как ап. Павла, так и соборные: РНБ. Погод. 30 (до 1390 г.) и РНБ. F.n.I.24 (1-я пол. XV в.). Имеется разновидность этой катены, в к-рой апостольский текст делится на богослужебные зачала, соответственно сгруппированы и толкования. Эта разновидность представлена, напр., в 2 рус. списках XV в. (РГБ. Унд. 21 и РНБ. Солов. 24/24 - Алексеев А. 1999. С. 38). Отрывок из толкования на Послание ап. Иакова, принадлежащий свт. Иоанну Златоусту, включен в Пролог краткой редакции под 10 нояб. с заглавием «Слово Иоанна Златоуста о милостыни» (один из ранних списков - БАН. 4. 9. 21, 1-я пол.- сер. XIV в.);

http://pravenc.ru/text/1681377.html

В книге св. Ипполита приводятся молитвы на освящение даров с призыванием Св. Духа (Епиклезисом), который явился потом одним из главных предметов спора между Востоком и Западом. (Последний считает, что пресуществление совершается словами Спасителя, а не чрез освящение даров Св. Духом). После причащения следовали благодарственные молитвы и отпуст. Очень подробно изложены чинопоследования таинства священства. Вот что говорит св. Ипполит об избрании и поставлении епископа: «Епископом да поставят того, кто избран всем народом. Когда имя его назовут, и он будет принят всеми, народ да соберется со священниками и епископами в воскресенье. С согласия всех, епископы да возложат на него руки, а священники только да присутствуют, не принимая-участия. Да молчат все и молятся о сошествии Св. Духа. Один из епископов, по просьбе других, да прочтет молитву». Священника рукополагает епископ с участием пресвитеров, а диакона один епископ, так как диакон предназначен для служения епископу и помощи ему в управлении. Иподиаконы и чтецы избираются епископом, но не рукополагаются. Исповедники веры имеют честь, равную священникам и диаконам, но уступают епископам. Кроме чина литургии и посвящений, св. Ипполит приводит молитвы на освящение елея, меда и плодов. В отношении жизни Церкви «Апостольское Предание» дает указания о посте, молитве, отношении к вдовам, праздновании Пасхи и Пятидесятницы. Подробно излагается подготовка к крещению, которая должна длиться три года, и сам чин крещения и миропомазания. Благодаря книге св. Ипполита, у нас есть точные данные о литургической жизни римской общины, которая служила в начале третьего века примером для других христианских церквей. Апокрифы Наряду с книгами Священного Писания, вошедшими в канон, во 2 и 3 веке в христианской среде было распространено много книг, в которых повествовалось о жизни Спасителя и о проповеди апостолов. Часть этих книг заключала рассказы, не соответствовавшие церковной традиции, и была составлена еретиками. Другие были написаны благочестивыми людьми и заключали в себе повествование о событиях, не попавших в книги Св. Писания, но согласных с церковной традицией. Церковь дала этим книгам название апокрифов. Наиболее распространенными апокрифами, которые допускались как благочестивое чтение, были рассказы о детстве Христа – из Евангелия Фомы, повествование о сошествии во ад Спасителя – из Никодимова Евангелия, рассказы о жизни Богоматери – из Первоевангелия Иакова и Хождение Богородицы по мукам – из Апокалипсиса Петра, Деяния Павла и Феклы и Деяния Андрея. Отношение церкви к римской власти

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

…Всемирная смерть: техническая лжекультура, проще сказать, растленная житуха манит тебя, человек, что собачку кусочком, лженаукой, выхолощенным искусством, всякой самоубийственной техникой. И ты скачешь перед житухой задом и передом, глаз не сводишь с кусочка того, мнится тебе — он сладок. И забыл ты, человек, где дом Отчий, заблудяся, не видишь, где зло и где добро, где гибель, где спасение. Чутьё твоё, собаченька, враг-от спортил. Куси, куси его! Чужой, чужой он. Хвати его, чтоб помнил, да дуй в подворотню дома Отчего! Истинно-от хозяин не даст в обиду… Тропари Великого Канона, помню я, бывало, чтёт иерей в тон певаемым ирмосам, чтёт с некиим умилённым роспевом. Получалась музыкальная цельность. Сего на Мефимонах у Петра и Павла не было вполне. …Удивительное всё-таки было: Андрей Критянин, поэт эллинистической эпохи… VI век И вот в середине XX века, в России, толпа народа в большинстве случаев простого, народа рабочего, мастерового в течение двух предвесенних дней жизни теснятся, часами стоят, внимая чтению поэмы критского философа-поэта. И так слушает Русь эти поэмы из года в год уже тысячу лет. И внялась в них, напечатлела на сердце, вывела отсюда свои идеалы. В наши дни упадка художественно-словесной культуры, в дни одичания языка любопытно видеть толпы простых, плохо одетых женщин, тщащихся понять, во всяком случае не пропустить ни одного слова, ни одного стиха и строфы. А ведь у Андрея Критского так много аллегорий античного порядка. Много и, хотя и самого высокого порядка, но… риторики. Это там, где поэт, напр , призывает душу обозреть деяния библейских героев, деяния добрые и злые, и резюмирует: вот этому праведнику ты, душе, не подражала, а этому злодею поревновала. И это частность. Неисчётного умиления исполнен канон. Слёзы покаяния, слёзы восторга, слёзы любви, гнев праведный и орлиный полёт молитвы — всё выкристаллизова в алмазе слова. Эту красоту художественного слова и глубину содержания и оценил русский народ. (Во владимирских, в суздальских деревнях в чистый понедельник масленицу смывали. Молодые ребята пойдут по домам, где есть девицы, ухватят барышню и снегом ей лицо — ну мыть! Визгу, смеху — котора прячется, не даётся, той и под подол снегу набьют.) 7 марта. Вторник. 1-я седмица

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010