Троицы и у левого клироса на изображении Спасителя десницы представляют именословное перстосложение. В Вифлеемском храме в приделе великомученика Георгия, находящемся над св. пещерой, стоят две древние, мерою аршина по два иконы: Спасителя, писанная в 1567 г., и Богоматери с Предвечным Младенцем, писанная в 1569 г., – обе болгарского письма с означением времени их написания. У Спасителя и Предвечного Младенца десницы изображены с именословным перстосложением. Находятся в изданиях южнорусских и изображения троеперстно сложенной руки. Так, в следующих книгах: В книге о священстве св. Иоанна Златоустог о, напечатанной 7122 – 1614 г. во Львове, на стр. 7 изображена рука, держащая четвероконечный крест тремя перстами 43 . В Анфологионе, напечатанном 7126 – 1619 г. в Киево-Печерской лавре, на лист. 11 и 173 изображены руки, держащие четвероконечный крест также тремя перстами. В Триодионе св. Пятидесятницы, напечатанном 7139 – 1631 г. в той же лавре, на стр. 277 и 288 изображены руки так же, как и в предыдущих, держащие тремя перстами четвероконечный крест, а на стр. 76 – с перстосложением, сходственным с троеперстием. Такие же указательные руки изображены: В Беседах св. Иоанна Златоустог о на 14 посланий апостола Павла, напечатанных 7131 – 1623 г. в Киево-Печерской лавре, в предисловии (л. 5) 44 . В Беседах св. Иоанна Златоустог о на Деяния Апостольские, напечатанных 7132 – 1624 г. в той же лавре (стр. 14). В Апокалипсисе с толкованием св. Андрея Кесарийского , напечатанном там же 7133 – 1625 г. (стр. 32). В Служебнике, напечатанном там же 7184 – 1626 г., на стр. 85, 140 первого счёта и 26 (означено 214) второго счёта. В «Собрании короткой науки о артикулах веры православно-кафолической» (Катехизис Малый), напечатанном 1645 г. в Киево-Печерской лавре (л. 25 об. 26) читаем: «Пытанье: яким способом знак креста святого на собе класти маем. Отповедь: Рукою правою три палци зложивши, знак креста святого зачинай на челе, а кладучи мовь: В имя Отца; потом тыи пальце на перси, мовячи: и Сына; потом на правое раме кладучи, мовь: и Духа; потом на левое раме кладучи мовь: Святого; албо ведлуг Златоустого святого кладучи на собе крестное знамение мовь: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго; кончати тым словом, Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Апокриф представляет собой повествование о деяниях и чудесах апостола Петра, а также о заключении его в тюрьму проконсулом Эгеатом и последующем распятии на кресте. Деяния и мученичество (страсти) Петра и Павла, по оценкам ученых, могли быть написаны во II-IV вв. Переводы данных апокрифических сюжетов о Петре и Павле были известны на Руси уже в XI b. Текст, посвященный окончанию жизни Петра и Павла, несет отпечаток традиций эллинистического романа. Историю деятельности этих апостолов, изложенную в канонических «Деяниях» сдержанно и реалистично, апокриф заменяет красочным повествованием с обилием чудес. Деяния и мученичество Андрея написаны, вероятно, в к. III в. Сохранились в поздней обработке. Апокриф представляет собой повествование о последних днях жизни, деяниях и чудесах Андрея. Подробно сообщается о смерти апостола на кресте. Деяния Андрея и Варфоломея в городе парфян. Сочинение возникло, вероятно, в Египте. Коптские списки датируются IX в., на их основании были сделаны переводы на арабский и эфиопский языки. Апокриф представляет собой повествование о миссионерской деятельности апостолов Андрея и Варфоломея (Нафанаила) среди населения Парфянского царства. Деяния Варфоломея. Сочинение возникло, вероятно, в Египте, среди коптов. Полный текст сохранился в арабской и эфиопской версиях, зависящих от коптской. Автор, по всей вероятности, использовал более древние «Деяния апостола Фомы». В апокрифе рассказывается о миссионерской деятельности Варфоломея в египетском оазисе и о путешествии апостола в сопровождении Андрея в Парфию, где он принял мученическую кончину (его поместили в мешок с песком и бросили в море). Мученичество Варфоломея. Сохранились латинский и армянский тексты с этим названием. Латинское «Мученичество» приписывается Псевдо-Авдию, греческая редакция основывается на латинском оригинале. В апокрифе описана миссионерская деятельность апостола Варфоломея в Индии и его казнь по приказу царя Астиага (Астрига). 29я глава Деяний святых апостолов.  Оригинальная греческая рукопись была найдена в XVIII в. в архивах Константинополя и подарена султаном Абдул Ахметом ученому Соннини, который перевел ее на английский и издал в 1801 г.

http://azbyka.ru/shemy/naibolee-izvestny...

Часто на иконах в верхнем левом углу видна часть небесных сфер с исходящими из них лучами света. В Апокалипсисе (см.: Откр.1:10–12 ) Иоанн тоже обращается назад, чтобы увидеть Того, Кто с ним говорит. В левой руке Евангелист держит свиток, а правой делает жест в направлении к писцу, записывающему его слова. Писец этот – юноша с нимбом, одетый в ярко-красный гиматий. Надпись над головой юноши указывает его имя: Прохор, один из семи диаконов (см.: Деян.6:5 ). Предание, представленное несколькими авторами, видит в нем племянника св. Стефана и спутника св. Евангелиста Иоанна 203 . Склоненный над лежащей на его коленях книгой, Прохор вписывает в нее первые слова Евангелия от Иоанна: «В начале бе Слово». Евангелист Иоанн. Левая створка Царских Врат. Москва. XVI в. Галерея Темпл. Лондон На верхнем поле иконы в полукруге находится херувимское животное, символ Евангелиста. Священномученик Ириней первый увидел в животных видения Иезекииля ( Иез.1:5–14 ) символы четырех Евангелистов 204 . Он приписал льва св. Евангелисту Иоанну, орла – св. Марку. Однако на Западе лев всегда считался символом Марка, а орел – Иоанна. В России сохранились оба предания, и в конце XVI в. орел вытесняет льва на иконах апостола Иоанна. Отпадение темных сил и сатаны от ангельского чина. Миниатюра. Апокалипсис с толкованиями Андрея Кесарийского . Вторая половина XVI в. РГБ Святой евангелист Лука Телец – символ Евангелиста Луки. Миниатюра. Евангелие Хитрово. Круг Андрея Рублева. Конец X N – начало XV в. РГБ О святом Луке, третьем Евангелисте, который написал также Деяния апостольские и позже считался первым иконописцем, так говорится в «Монархианских прологах»: «Лука был сириец из Антиохии, по профессии врач. Он стал учеником апостолов, а позже ближайшим соратником Павла, которого сопровождал вплоть до его мученической кончины. Он всегда служил Господу и умер без жены и детей в Беотии в возрасте восьмидесяти четырех лет, исполненный Духа Святого» 205 . Наша икона – часть левой створки русских Царских Врат XV или XVI в. 206 Святой Лука сидит на низком седалище перед письменным столиком, в комнате, на которую указывает архитектурный фон. Его босые ноги опираются на скамеечку. Он пишет в книге, держа ее раскрытой на коленях. Слова, которые можно прочесть, – начало Евангелия от Матфея. Это, очевидно, ошибка иконописца. Святой Лука – человек средних лет с бородой и курчавыми волосами. Обращенный к правой стороне иконы, он поворачивает лик вполоборота. Хитон его украшен золотой бахромой. Гиматий переброшен на левое плечо, чтобы освободить правую руку. Лик евангелиста выражает благоговейное внимание человека, записывающего богодухновенный текст.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

«Большие» апокрифические деяния в древности подверглись неск. обработкам. Уже с IV в. был известен особый сборник, составленный неким Левкием Харином, к-рый систематизировал разрозненные тексты апокрифических деяний и обработал их в гностическом или манихейском духе. С этим сборником был знаком Патриарх К-польский свт. Фотий (IX в.), краткие выдержки из него сохранились и в Деяниях VII Всел. Собора, осудившего этот сборник как еретический. В VI в. была составлена на лат. языке «История апостолов», приписанная Авдию, еп. Вавилонскому, где взятый за основу сборник Левкия очищен от еретических элементов. «Большие» апокрифические деяния послужили образцом и дали фактический материал для написания «малых», составленных на различных языках в более позднее время. В их числе с именем ап. Иоанна связаны «Деяния Иоанна» Прохора (VI в.), широко распространенные в визант. мире, сир. соч. «История Иоанна», лат. произведение «Добродетели и мученичество Иоанна». Апостолам Петру и Павлу посвящены лат. «Мученичество Петра и Павла» Псевдо-Лина, «Деяния Петра и Павла» Псевдо-Марцелла, «Мученичество Петра и Павла» Псевдо-Егезиппа, сир. «Учение Петра» и «История Петра», слав. «Житие Петра». С именем ап. Петра связаны и т. н. Псевдо-Климентины , приписываемые Клименту Римскому . В этом сочинении, дошедшем в лат. переводе Руфина , частично в сир. версии и частично по-гречески представлена обработка цикла рассказов о Петре, написанная в форме автобиографии автора сочинения. С ап. Андреем связана группа известных текстов, существующих на греч., лат., копт., эфиоп., сир., арм., груз. и слав. языках: «Андрея и Матфия деяния» , «Деяния Андрея и Варфоломея», «Петра и Андрея деяния» , «Павла и Андрея деяния» , «Андрея и Филимона деяния» . С именем ап. Варфоломея связаны копт. «Деяния Варфоломея», лат. и арм. «Мученичество Варфоломея», греч. «Деяния Варфоломея и Варнавы». С именем ап. Филиппа - «Деяния Филиппа» (греч., арм., груз., слав. тексты), сир. «История Филиппа», копт. «Деяния Филиппа и Петра». С именем Фаддея - «Деяния Фаддея» (греч. и копт. версии). Апокрифические деяния были положены в основу принятых Церковью преданий о жизни и деятельности всех апостолов . Христ. иконография заимствовала из этих деяний описания изображения и характерных черт апостолов.

http://pravenc.ru/text/75608.html

39. И когда они рассказывали им все, что видели, явились три человека, выходящие из гроба, и двое поддерживали третьего, а за ними следовал крест. 40. Головы этих двоих доставали до небес, но голова того, которого они вели, была превыше небес. 41. И услышали они голос с неба, воскликнувший: «Проповедал ли Ты тем, кто спит?» 42. И слышен был ответ с креста: «Да». В заключение скажем, что, если сравнить предыдущие, весьма употребительные апокрифические евангелия (и расходящиеся с ними образцы из Наг–Хаммади; см. гл. IV. 1, 4), то можно оценить разницу между характером канонических Евангелий и почти банальным содержанием большинства апокрифов II и III веков. Хотя некоторые из них претендовали на апостольское авторство, а два канонических Евангелия не носили апостольских имен (из числа 12), эти четыре, и только они, покоились на прочном основании. Причина, возможно, в том, что именно их признали достоверными, причем достоверными в двух смыслах. Во–первых, события, о которых в них рассказывается, повсеместно оценивались как подлинные; во–вторых, толкование этих событий было признано истинно апостольским. Даже Евангелие от Петра и Евангелие от Фомы, сохраняющие следы независимого предания, и богословски и исторически малосостоятельны перед лицом четырех повествований, которые только и признаны каноническими 396 . II. Апокрифические Деяния Из–за того что в канонических Деяниях упомянута миссионерская деятельность только немногих апостолов, авторы II и последующих веков считали нужным составлять другие Деяния 397 , повествующие о делах, совершенных, по преданию, другими апостолами. К ним относятся: Деяния Андрея, Деяния Фомы, Деяния Филиппа, Деяния Андрея и Матфея, Деяния Варфоломея, Деяния Фаддея, Деяния Варнавы и др. Некоторых авторов вдохновляли имена даже тех апостолов, которые упоминаются в канонических Деяниях, только речь идет о других их делах. Таковы, например, Деяния Павла, Деяния Иоанна и Деяния Петра. Эти несколько Деяний, содержание которых практически не имеет исторических оснований, в некотором отношении напоминают греко–римские романы того времени, в которых обычные непристойности заменены нравоучениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Е. Н. Мещерская в книге «Деяния Иуды Фомы» (Мещерская Е. Н. Деяния Иуды Фомы. М., 1990) пишет: «Все эти сочинения датируются весьма приблизительно – II–III вв. н.э. Обычно самым ранним по времени (150–160 гг. н.э.) сочинением этого круга считаются «Деяния Иоанна». Они повествуют о чудесах и проповедях Иоанна в Малой Азии, стремясь связать их с последними днями и смертью Иисуса Христа. «Деяния Павла» также, видимо, довольно ранние по происхождению. Их датируют от 160 до 190 гг. н.э. «Деяния» включают три раздела: рассказ о Павле и Фекле, знатной иконийской девушке, которая под влиянием проповеди Павла стала христианкой и его спутницей в миссионерских путешествиях, рассказ о сношениях Павла с общиной Коринфа и мученичество Павла. «Деяния Петра» написаны позднее, однако тоже в пределах II в. В произведении повествуется о борьбе Петра в Риме с ересью Симона Волхва, о заговоре против него язычников, о том, что, узнав о расправе с христианами, он покидает Рим, но затем, раскаявшись, возвращается и претерпевает мученическую смерть. «Деяния Петра» интересны тем, что они имеют, скорее всего, какое-то восточное происхождение. «Деяния Андрея», по-видимому, наиболее поздние по времени своего происхождения (ок. 260 г. н.э.), рассказывают о проповеди его среди каннибалов, чудесах и завершаются также мученичеством» (сс. 87–88). «Деяния Иуды Фомы» были созданы в первой половине III в. н. э. …» (с. 127). 15 Монтанизм – малоазийское еретическое движение II в., отличавшееся крайней степенью напряженности эсхатологического ожидания и связанного с этим аскетизма. Основатель движения, Монтан, проповедовал о свершившемся пришествии Святого Духа-Параклета (греч. Утешителя) и об установленном им «новом» апостольстве, представителями которого и считали себя монтанисты. Монтан положил начало движению «нового пророчества». 16 Оливье Клеман, православный французский богослов и историк Церкви, отмечает, что «Соломоновы оды» датируются приблизительно первой половиной II в. Они несомненно были написаны по-гречески и сложились в сирийских христианских общинах. «Оды Соломона» – не гностический и не поздне-иудейский текст, как предполагали некоторые исследователи, но свидетельство христианской мистики, близкой по духу Евангелию и Посланиям апостола Иоанна». ( Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. М., 1994, с. 364). Читать далее Источник: Малков П.Ю. Реферат: «Новозаветные апокрифы»//Альфа и Омега. 1994. 3. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/pe...

Гомилии кафедральные Севира Даниил Юноша, апокриф Декрет Геласия Деяния (акты) апокрифические Аддая (см. также Учение Аддая) Иоанна Матфея и Андрея Павла и Феклы (см. также Деяния Феклы) Павла Петра (см. также Учение Петра) Филиппа Фомы Деяния апостолов, комментарий Деяния апостола Фомы Деяния Гурия и Шамуны Деяния Феклы (История Феклы) – см. также Деяния Павла и Феклы Диатессарон Дидаскалия Евангелие Двенадцати апостолов Евангелие Детства – см. Евангелие Фомы Евангелие от Матфея, комментарий на Евангелие Фомы Израильтянина Евангелия Кьюртоновские – см. Переводы Св. Писания Евсевиевы каноны Екклесиаст Жемчужина Жизнеописание Нестория Жизнь Авраама Житие Авраама Кидунаи Житие Антония ( Афанасия Великого ) Житие Ахудэммеха Житие Ефрема Сирина Житие Иакова Бурдеаны Житие Иоанна бар Афтоньи Житие Map Авы Старшего католикоса Житие Петра Ивера Житие Раббан-Хормизда Житие Савришо католикоса Житие Севира Антиохийского Житие Симеона Столпника Житие Филоксена Маббугского Житие Map Ахи Завет Господа Нашего Иисуса Христа – см. Testamentm Domini Завещание Адама Завещание Ефрема Сирина Законы гражданские римских императоров Изгарад История Ахикара (Хикара) – см. История Сеннахерима История Бет-Селоха и его мучеников История Ишосаврана История Константина Великого и его сыновей и т. д. История Map Мари История монахов, или Книга Начальников (Фомы Маргского) История обретения Креста История палестинских мучеников (Евсевия) История Преблагословенной Девы Марии История Сенахирима, его визиря Ахикара (Хикара) и т. д. История Феклы – см. Деяния Феклы Исход, комментарий Катену (анонимная) Катена Севира монаха Калила и Димна Каноны апостолов Книга Адама и Евы Книга Гераклида– см. Книга торговли Гераклида Книга законов стран Книга Иерофея Книга Мучеников (Маруты Майферкатского) Книга Начальников (см. также История монахов Фомы Маргского) Книга подсвечника святилища Книга предстоятелей Книга пророка Иова Книга пророка Исайи Книга Пчелы Книга степеней Книга Судей Книга торговли Гераклида Книга халифов

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Конечно же, «Деяния Павла» – не богословский трактат, но и здесь присутствует ряд богословских воззрений, зачастую даже вступающих между собой в противоречие. Особо значима проповедь плотского воздержания, а также благовестие грядущего воскресения мертвых, занимающее главное место в «Третьем Послании к Коринфянам». Но в целом богословская система «Деяний» достаточно далека от подлинной проповеди самого Павла; следует отметить также, что в «Деяниях Павла» отвергаются учения гностицизма и докетизма: Христос здесь – истинный Господь, и не только для христианской общины, но и для всего мира, Владыка жизни и смерти, – в этом и заключен основной пафос «Деяний Павла». Следующий публикуемый в книге памятник – «Деяния Андрея» – упоминается у Евсевия и в Манихейской Псалтыри (IV в.). По мнению авторов, наличие в этом памятнике гностических идей крайне сомнительно. Главная тема произведения – отказ от мира, который по сути своей преходящ и иллюзорен. Крест здесь является символом всеохватывающего «небесного логоса»; ему присваивается функция некоего объединяющего принципа, обнимающего собой весь космос. В «Деяниях» все же присутствует некая доля энкратических тенденций, однако здесь значительно более заметно влияние стоического учения о логосе, а также идей платоников. Отмечается, что несмотря на некоторое соприкосновение литературной формы «Деяний Андрея» с типично гностическими формами выражения мысли, в целом характер памятника гораздо более близок учениям эллинистической философии. Заметно здесь и соприкосновение с богословским учением Татиана. «Деяния Андрея» созданы в Греции во второй половине II столетия, причем не позднее 190 г. «Деяния Фомы» – пятый по счету апокриф из корпуса дошедших до нас древнейших псевдоапостольских «Деяний». Произведение это упоминается у Епифания и Августина. Оно было распространено в манихейской среде 12 , хотя имело хождение и в традиционных христианских кругах. «Деяния» первоначально написаны на сирийском языке, представляют собой памятник эллинстической литературы (в рамках ее ориенталистских тенденций) и отражают при этом гностические взгляды местных христианских общин. «Деяния Фомы» содержат многочисленные отрывки из литургических текстов, проповеди, гимны.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/pe...

Одни к сему присовокупляют, что она умерла, от другой казни; а другие, что она всегда была избавляема сперва от огня, потом и от волов, к которым была привязана. О сей Фекле упоминают весьма многие Отцы Церкви. Далее, приписывали Петру, кроме евангелия, еще четыре сочинения: Деяния, Проповедь, Апокалипсис, Суд; также учение Петра, или апостолов. У Манихеев были деяния Св. Павла, где апостолы говорят, что души людей и животных одного свойства, и те же апостолы творят чудеса, заставляя говорить собак и овец. Известны еще деяния Св. Андрея (у Енкратитов, Апостоликов и Оригенистов); деяния Св. Иоанна (у Енкратитов); деяния Св. Филиппа и Фомы (у Апостоликов); деяния апостолов вообще (у Евионеев); восхищение или вознесение Св. Павла (у Каионитов – гностическое сочинение); памятные записки апостолов (составленные прискиллианистами); описание путешествий апостольских; книги о смерти и успении Богоматери, приписываемые Св. Иоанну; послания Иисуса Христа к Петру, в которых предлагаются наставления апостолам, как творить чудеса. Наконец есть подложные апокалипсисы Св. Петра, Св. Павла, Св. Фомы, Св. Стефана. Показав сочинения, какие в древности приписываемы были кому-либо из апостолов в особенности, должно упомянуть и о таких произведениях, которые приписываются целому обществу апостолов; это суть: символ апостольский и правила апостольские. Под именем символа апостольского разумеют сокращенное изложение существенных членов веры, составленное будто бы от слова до слова самими апостолами. Не отрицая того, что члены веры, в оном излагаемые, действительно были преподаваемы апостолами в свое время верующим, можно сомневаться в том, чтобы им принадлежала и самая буква оного символа. К сему подают повод: 1) Молчание о сем Св. Луки, который, упоминая о соборе апостольском, на котором поставлены были правила касательно соблюдения обрядового закона Моисеева, конечно упомянул бы в своей книге о том соборе, на котором, по уверению Руфина, они составили этот символ – как о событии, гораздо важнейшем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Столь же древними (написаны до кон. II в.) были и «Деяния Павла». Содержание произведения восстанавливается по различным текстам (на греч. и копт. языках). Начинался рассказ с описания видения ап. Павлу на пути в Дамаск, далее следовали рассказ о его пребывании в Эфесе и Антиохии, история знатной девушки Феклы из г. Иконий, к-рая претерпела самые разные гонения и мучения, но многих просветила и обратила в христианство. Из Эфеса, где Павел проповедует в доме Акилы и Прискиллы , он отправляется в Филиппы, откуда пишет 3-е Послание к Коринфянам. После посещения Коринфа он отбыл в Рим, где и претерпел мученическую смерть при имп. Нероне . «Деяния Павла» во мн. Вост. Церквах входили в число канонических текстов. На их авторитет ссылается, напр., Ориген при изложении учения о Логосе (De princ. I 2. 3). К оригинальной греч. версии восходят переводы на лат., сир., слав. и араб. языки. Вид древнейшего текста «Деяний Петра» определить сложно. Предполагается, что это были совместные «Деяния Павла и Петра», написанные как бы в продолжение канонических Деяний. В сохранившихся отрывках (древнейший лат. текст III-IV вв.- «Акты Верчелли») рассказ начинается с отъезда ап. Павла из Рима в Испанию. Ему на смену в Рим прибывает ап. Петр , к-рый вступает в длительную борьбу с Симоном Волхвом. Петр совершает множество чудес: заставляет говорить собаку, оживляет рыбу, воскрешает умерших, разоблачает мошенничества Симона и окончательно одерживает над ним победу в субботних прениях о Божественности Христа на рим. форуме. Затем следовал рассказ о бегстве Петра из Рима из-за начавшихся гонений. В дороге ему является Господь, и, ободренный Им, Петр возвращается в Рим, чтобы принять мученическую смерть. Перед казнью он произносит проповедь, раскрывающую символический смысл креста. Сохранился папирусный текст на копт. языке, в к-ром читается рассказ об исцелении Петром единым словом собственной дочери, разбитой параличом. Первоначальный текст «Деяний андрея» (II в.) также полностью не сохранился, и их содержание восстанавливается по разноязычным (лат., греч., копт., арм.) фрагментам. Нек-рые ученые полагают, что они могли быть составлены в Ахайе. 1-я часть «Деяний» - описание путешествия апостола, когда, обходя сев. и юж. побережье Чёрного м., он совершает чудеса и успешно проповедует в М. Азии, а затем прибывает в Грецию. Во 2-й части рассказывается о деятельности Андрея в Ахайе. В Патрах его приговаривают к мученической смерти через распятие, и апостол завершает подвиги благовестия, произнеся перед смертью поэтическое обращение ко кресту (см. «Андрея деяния» ).

http://pravenc.ru/text/75608.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010