Евхаристия в раннехристианских апокрифах Доклад иерея Михаила Желтова на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и предание Церкви». 19 декабря, 2013 Доклад иерея Михаила Желтова на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и предание Церкви». Доклад иерея Михаила Желтова на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и предание Церкви». Иерей Михаил Желтов. Фото: mpda.ru Значение регулярных встреч для совершения Евхаристии как изначальной христианской практики, образующей центр церковной жизни, невозможно оспорить. Уже в 1-м Послании к Коринфянам апостол Павел пишет об этой практике, как о ключевом установлении: «Я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1 Кор 11. 23). Поэтому и для библеистики, и для догматики, и для литургики имеет большое значение реконструкция того, как именно Евхаристия совершалась первыми христианами. К сожалению, раннехристианские данные о практике совершения Евхаристии и ее интепретациях весьма немногочисленны. К ним относятся несколько упоминаний в книгах Нового Завета, в «Дидахе», а также буквально у части ранних авторов. Тем ценнее оказывается свидетельство раннехристианской апокрифической литературы на эту тему. Среди новозаветных апокрифов доникейского времени Евхаристия не упоминается в апокрифических Евангелиях (за исключением сугубо гностических композиций, о чем будет сказано ниже) и посланиях, но занимает заметное место в апокрифических Деяниях. Вероятно, это связано с тем, что Евхаристия понималась, прежде всего, как ядро церковного праксиса (ср. самоназвание Деяний: Praxeis), а не как элемент керигмы. Евхаристия описывается или упоминается в четырех из пяти «больших» (и одновременно древнейших: II–III вв.) апокрифических Деяний апостолов: в «Деяниях [Иуды] Фомы», «Деяниях Иоанна», «Деяниях Павла [и Феклы]» и «Деяниях Петра»; исключение составляют только «Деяния Андрея». Во всех четырех апокрифах рассказ о совершаемой тем или иным апостолом Евхаристии обязательно сопровождается упоминанием того, что он «преломил хлеб». Верность именно такой терминологии для описания евхаристического священнодействия можно объяснить тем, что авторы апокрифов стремятся подражать каноническим Деяниям апостолов (ср. Деян 2. 42, 46–47; 20. 7–12). Деяния Фомы

http://pravmir.ru/evxaristiya-v-rannexri...

Главному архитектору Москвы — о процентах, самом важном в русской культуре и храме на Ходынке Здесь никогда не построить потребительского рая. Не потому, что Россия бедная, а потому что она другая. Пробовали уже. Если вдуматься, ведь именно к обществу потребления пытались вести Россию коммунисты… взрывая храмы, убивая священников, отнимая чужое , но обещая, что скоро все у всех будет и совсем бесплатно. 10 октября, 2013 Здесь никогда не построить потребительского рая. Не потому, что Россия бедная, а потому что она другая. Пробовали уже. Если вдуматься, ведь именно к обществу потребления пытались вести Россию коммунисты… взрывая храмы, убивая священников, отнимая чужое , но обещая, что скоро все у всех будет и совсем бесплатно. Главный архитетор Москвы Сергей Кузнецов заявил, что 90 % жителей домов у парка «Ходынское поле» против возведения в этом месте храма Сергия Радонежского. Отвечает руководитель  пресс-Фонда поддержки строительства 200 храмов и  Финансово-хозяйственного управления Московской патриархии Анастасия Горшкова. Анастасия Горшкова Уже второй раз мне приходится обращаться к главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову через средства массовой информации. Хотя мы и знакомы лично. Это молодой и смелый человек, он мир повидал, типичный представитель «креативного класса», справедливо восхищающийся американскими достижениями. Их там и правда немало. Если вдуматься, мне тоже в чем-то нравится Америка. Все у них удобно, вкусно, качественно, кое-что даже красиво. Все с улыбкой и по-доброму. И если Бог судил кому-то приличный достаток, не найти лучше места, где спустить свои кровные с максимальным удовольствием. Но Москва не Нью-Йорк и не Чикаго, Сергей Олегович! Это город Дмитрия Донского, победившего более 700 лет назад самое могучее воинство своей эпохи, великой княгини Евдокии, которая невзирая на царское достоинство, была истинной матерью всем страждущим, перевязывала гнойные раны бедняков, кормила их и согревала любовью. Это город Андрея Рублева, Павла Третьякова, Пушкина, Лермонтова, Есенина и Блока. Эта земля веками взращивала могучих духом людей, для которых личное удобство и достаток никогда не были побудительным мотивом к действию. Они вошли в историю, совершая деяния во славу Бога и Родины, в горении творчества и самых разных чувств — любви, человеколюбия, сострадания, щедрости, милосердия, искания правды и смысла жизни. Не из-за денег и не ради них.

http://pravmir.ru/glavnomu-arxitektoru-m...

Приветственное слово Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Саввы на торжественном приеме в Храме Христа Спасителя 26 июля 2013 г. 09:11 24 июля 2013 года в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя состоялся прием по случаю празднования 1025-летия Крещения Руси. К собравшимся обратился Предстоятель Польской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва . Ваше Святейшество, зело возлюбленный во Христе Святейший Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси! Ваши Святейшества, Ваши Блаженства, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы, высокие представители государственных властей, братья и сестры! Святая Русь, в своей полноте от Юга по Север, от Запада по Восток, сегодня переживает духовную радость, вспоминая историческое событие — 1025-летие своего Крещения в Киеве при великом равноапостольном князе Владимире. Благодаря любезному приглашению Его Святейшества Святейшего Патриарха Кирилла эту радость переживаем и все мы в престольном граде Москве, а затем торжества продолжим в Киеве и Минске. В Послании апостола Павла к Галатам читаем: «…когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного…» (Гал. 4:4). Полнота времени приходит от Бога. Приготовляют ее люди, и приходит она через людей. Полнота времени относится к икономии спасения, имея свои человеческие проявления и деяния. Относится она к общению в вере определенных народов и их входу «в полноту времени». Такую историю имеет 1025-летие Крещения Руси, да и каждого христианского народа. Согласно преданию, официальному Крещению в 988 году предшествовало пребывание святого апостола Андрея на горах Киевских и его предсказание, о чем пишет летописец Нестор: «Видите эти горы. На них возсияет благодать Божия. Будет здесь построен город и многие в нем храмы. И вступил на эти горы, благословил и поставил крест, помолившись Богу». Предсказание это исполнилось. Официальному Крещению предшествовало крещение князя Аскольда (в крещении Николая), святой княгини Ольги, а затем имело место официальное крещение святого князя Владимира в 988 году.

http://patriarchia.ru/db/text/3124991.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАННА ДЕЯНИЯ [греч. Πρξεις το γου ποστλου κα εαγγελιστο Ιωννου το Θεολγου; лат. Acta Joannis], раннехрист. апокриф, описывающий служение ап. и евангелиста Иоанна Богослова , один из древнейших памятников христианской письменности. Авторство и датировка памятника Автором И. д., вероятно, был обращенный в христианство грек-язычник, имевший неплохое образование и знавший античную лит-ру (прежде всего философию и греч. роман). Хотя жизнь ап. Иоанна, согласно церковному Преданию, была связана с Эфесом, незнание автором И. д. эфесской топографии исключает появление апокрифа в этом городе. Судя по лексике, автор И. д. мог быть египтянином. В IV-V вв. И. д. вместе с «Деяниями» апостолов Петра, Павла, Андрея и Фомы были включены в корпус, к-рый был надписан именем Левкий Харин. Возможно, так звали автора И. д. Поскольку влияние И. д. обнаруживается в др. Деяниях апостолов апокрифических , можно предположить, что текст И. д. был составлен в сер. или во 2-й пол. II в. Жанр памятника Несмотря на наличие в тексте мн. античных мотивов и образов (в частности, сближающих И. д. с греч. романом), жанр И. д. определить достаточно трудно, даже подражание каноническим Деяниям св. апостолов не является определяющим признаком. Текстология и композиция И. д. Ап. Иоанн Богослов. Миниатюра из Венского Коронационного Евангелия. Кон. VIII в. (Сокровищница Музея истории искусств, Вена. Inv. XIII 18) Ап. Иоанн Богослов. Миниатюра из Венского Коронационного Евангелия. Кон. VIII в. (Сокровищница Музея истории искусств, Вена. Inv. XIII 18) Текст целиком не сохранился, прежде всего из-за того, что был осужден Церковью. К тому же большой объем текста было неудобно копировать. В рукописи от оригинального текста сохранились лишь главы 87-105 (CANT, N 215). Главы 106-115 с описанием кончины содержатся в службе на преставление ап. Иоанна Богослова. Поздние переработки И. д. позволяют реконструировать часть текста: греч. «Деяния Иоанна» Псевдо-Прохора (V в.) - главы 18-55 и 58-86; лат. «Virtutes Iohannis» (VI в.) - главы 62-86; оба текста - главы 106-115. Последние главы реконструируются также на основании вост. переработок И. д. Кроме того, фрагменты И. д. содержатся в апокрифическом «Послании Псевдо-Тита» (ок. 400), в папирусе POxy 850 (IV в.) и в ирл. «Liber Flavus Fergusiorum» (XV в.).

http://pravenc.ru/text/577888.html

Готовится к выпуску девятый сборник по церковному искусству «Хоругвь» Москва, 3 декабря 2004 г. Издатель предлагаемого читателю сборника – приход собора Спаса Нерукотворного Образа в Андроникове монастыре. В сборнике публикуются материалы о церковном искусстве, истории Андрониковской обители, а также уникальные материалы, посвященные древнерусскому знаменному распеву, расшифровке крюков. Готовится к выпуску сборник статей «Хоругвь» 9. В номере: К.П. Семенов-Тян-Шанский. Дмитрий Семенович Стеллецкий; Ю.А. Олсуфьев. О линейных деформациях в иконе Троицы Андрея Рублева; Л.Ф. Трускова, О.В. Никифорова. Архиепископ Владимир (Соколовский) и «Уходящая Русь» Павла Дмитриевича Корина; М.А. Климкова. «С бодростью духа и верою в успех…». О Н.Н. Третьякове; Т.Л. Миронова. Церковнославянский язык на пути православного богопознания; Б.П. Кутузов. О работе М.В. Бражникова «Многоголосие знаменных партитур». Новый сборник, а также и предыдущие выпуски можно приобрести в церковной лавке Спасского собора. Адрес Спасо-Андроникова монастыря: М. Площадь Ильича, Андроньевская площадь, д. 10. Тел.: 911-45-02 Читайте в предыдущих выпусках сборника «Хоругвь» 1–1993 Протоиерей Николай Озолин. К первой годовщине кончины Леонида Александровича Успенского; Л. Успенский. Вопрос иконостаса; Архиепископ Антоний Волынский (Храповицкий). Какие сооружать иконостасы в новых храмах; А.В. Комаровская. Владимир Алексеевич Комаровский; Молитва над начинающим учиться иконописанию; К.П. Трубецкая. Воспоминания о П.В. Истомине; Протоиерей Валентин Свенцицкий. Диалоги. Диалог девятый; Б.П. Кутузов. Об истинно церковном стиле пения; Стихира Архангелу Михаилу. 2–1994 В. Лосский. Спор о Софии; Деяния седьмого Вселенского Собора; Завещание преподобного Феодосия; М. Смирнова-Орлова. Последние дни Нилуса; О.И. Кугушева. Воспоминания; П. Флоренский. Итоги; Ф. Буслаев. Древнерусская борода; Б. Кутузов. Знаменный распев. 3–1996 Ю. Олсуфьев. Заметка о церковном пении и иконописи как видах церковного искусства в связи с учением Церкви;

http://pravoslavie.ru/12054.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Апокрифы АГРАФА слова и речения Господа Иисуса Христа, встречающиеся в новозаветных книгах и сочинениях раннехристианских писателей, не зафиксированные в канонических Евангелиях ДВЕНАДЦАТИ ПАТРИАРХОВ ЗАВЕЩАНИЯ раннехрист. апокриф, составленный на основе библейских и постбиблейских иудейских преданий о ветхозаветных патриархах ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ АПОКРИФИЧЕСКИЕ раннехрист. и средневек. лит. произведения, описывающие проповедническую деятельность и (не всегда) кончину апостола (одного или нескольких) от 12 или от 70 ЕВАНГЕЛИЯ АПОКРИФИЧЕСКИЕ раннехрист. и средневек. сочинения, повествующие о земном служении, об учении и о послепасхальных явлениях Иисуса Христа, но не входящие в канон НЗ и отвергаемые Церковью как недостоверные ввиду сомнительного (неапостольского) или еретического происхождения ЕНОХА ПЕРВАЯ КНИГА [др. название - эфиопская книга Еноха], принятое в научной лит-ре название апокрифического текста, посвященного ветхозаветному прав. Еноху и сохранившегося только в эфиоп. версии ЕНОХА ВТОРАЯ КНИГА [др. названия - Славянский апокалипсис Еноха, «Книга тайн Еноха»], принятое в научной лит-ре название апокрифической книги, посвященной ветхозаветному прав. Еноху и сохранившейся только в слав. переводе «ЗОРОВАВЕЛЯ БЛАЖЕННОГО СЛОВО» ветхозаветный апокриф, компилятивный переводной древнерус. памятник, отражающий русско-евр. лит. связи домонг. времени ИАКОВА ПРОТОЕВАНГЕЛИЕ раннехристианский апокриф о жизни Пресв. Богородицы и Рождестве относящийся к жанру Евангелий детства ИЕЗЕКИИЛЯ АПОКРИФ утерянное ныне сочинение (или ряд сочинений), к-рое представляло собой дополнение к канонической Иезекииля пророка книге или подражание ей МОЛИТВЫ АПОКРИФИЧЕСКИЕ 1) молитвы и чинопоследования, не использующиеся в церковном богослужении, носящие магический характер и отражающие т. н. народные верования (суеверия) 2) принятое в научной лит-ре общее наименование псевдоэпиграфических молитв, сохранившихся в памятниках II в. до Р. Х - IV в. по Р. Х. ПАВЛА И АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ условное название раннехрист. апокрифа, к-рый частично сохранился на саидском диалекте коптского языка

http://pravenc.ru/rubrics/121040.html

В конце мая состоится всеукраинский Крестный ход со списком чудотворной иконы Божией Матери «Киккская» 8 мая 2007 г. 20:11 По благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира с 24 по 31 мая при поддержке меценатов благотворительного Фонда «Biдpoджehhя Укра©ни — живодайне джерело» и организацией паломнического отдела «Метеора» состоится всеукраинский Крестный ход со списком иконы Божией Материи «Киккская». Всеукраинский международный Крестный ход приурочен к празднованию 15-летия Харьковского Собора Украинской Православной Церкви. 24 мая в Киево-Печерской лавре пройдет молебен для путешествующих, который возглавит епископ Бориспольский Антоний, викарий Киевской митрополии. Затем паломники отправятся в аэропорт «Борисполь» и вылетят на Кипр, где торжественно будут встречены кипрским духовенством с паствою. От украинской делегации будет передан в дар Киккскому монастырю список иконы преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В Киккском монастыре будет совершено торжественное богослужение, после которого состоится торжественная передача украинскому народу копии с чудотворной иконы Божией Матери, написанной апостолом Лукой. Далее со святыней паломники обойдут Кипрский остров, посетят многие храмы и монастыри, которые связаны с преданием о пребывании здесь Божией Матери и святых апостолов Павла, Варнавы, Марка и Андрея Первозванного. Паломники смогут побывать в местах, связанных с эпохой зарождения христианства — у колонны бичевания апостола Павла (Деяния апостолов, глава 13), в катакомбном храме св. Соломонии (I в.), а также посетить ставропигиальные монастыри Кипра — Киккоса, Махера и Св. Неофита Затворника, монастыри Троодитиса, и др. После прибытия в Киев в Киево-Печерской лавре будет совершено торжественное богослужение при сослужении духовенства Кипрской Православной Церкви . После непродолжительного пребывания в городе Киеве международный Крестный ход обойдет многие епархии Украинской Православной Церкви и вернется в Обуховский Спасо-Преображенский монастырь — постоянное место пребывания списка Киккской иконы Богородицы. Желающие принять участие в Крестном ходе могут направлять заявки до 21 мая по тел. +38(044) 360-23-73/+38 (067) 556-20-02. «Украина Православная» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/237592.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Рубрикатор: Священное Писание (Библия) Священное Писание (Библия) НИЛ АНКИРСКИЙ [Нил аскет, Нил монах; в слав. традиции - Нил Постник, Нил Черноризец, Нил Чернец] (сер. IV - после 430), прп. (пам. 12 нояб., под именем прп.Нила Синайского), автор корпуса аскетических и экзегетических сочинений, отождествляемый в Византии (примерно с IX в.) с прп. Нилом Синайским, автором «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» НИМРОД согласно библейской «таблице народов» (Быт 19) (см. в ст. Бытие), предок людей, населявших Месопотамию; в ислам. традиции считается нечестивым царем-богоборцем и врагом Ибрахима (Авраама) НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества ОБРАЗЦОВ Павел Евфимьевич (Ефимович) (1840 - 1895), протоиерей, магистр богословия, правосл. богослов, библеист ОЛБРАЙТ Уильям Фоксуэлл (1891 - 1971), амер. востоковед, эпиграфист, филолог, один из основоположников археологии библейской и археологического направления географии библейской ОРИГЕН (II-III вв.), христ. богослов и экзегет; церковный учитель и проповедник, пресвитер; представитель Александрийской богословской школы; в правосл. Церкви Поместными и Вселенскими Соборами посмертно предан анафеме как еретик ОРЛОВ Василий Сергеевич (1857-1907), регент Синодального хора, преподаватель и директор Синодального училища церковного пения ОСИЯ ветхозаветный прор. (пам. 17 окт.), согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг малых пророков ПАВЛА И АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ условное название раннехрист. апокрифа, к-рый частично сохранился на саидском диалекте коптского языка ПАВСКИЙ Герасим Петрович (1787-1863), прот., доктор богословия, библеист, филолог, проф. СПбДА и С.-Петербургского имп. ун-та, действительный член Императорской СПбА ПАЛЕСТИНА историческая область на древнем Ближ. Востоке, у юго-вост. побережья Средиземного м.; регион, с к-рым связано большинство событий библейской истории ПАЛЕЯ название неск. древнерус. энциклопедических компиляций, повествующих о древнейших событиях истории человечества в изложении начальных книг ВЗ ПАСХАЗИЙ РАДБЕРТ († между 856 и 865, аббатство Корби), св. Римско-католической Церкви (пам. 26 апр.), аббат мон-ря Корби, католич. богослов, экзегет, автор 1-го на лат. языке трактата о таинстве Евхаристии ПЕЛЛИКАН [наст. фамилия Кюршнер] Конрад (1478 - 1556), нем. теолог, гебраист, экзегет, деятель нем. и швейц. Реформации ПЕТР первоверховный апостол (пам. 29 июня, 16 янв.), миссионер; согласно христ. традиции, автор 2 Посланий, вошедших в состав канона НЗ

http://pravenc.ru/rubrics/121016_19.html

относят тексты, возникшие после 300 г., не столь объемные и менее значимые по сравнению с большими Д. а. а. В этих текстах описываются отдельные деяния, проповедь и/или мученическая кончина одного из апостолов от 12 (но не Петра, Павла, Иоанна, Андрея и Фомы) или наиболее значительного от 70, или же 2 апостолов: «старшего», преимущественно одного из тех 5 апостолов, о к-рых повествуют большие Д. а. а., или, возможно, кого-либо из апостолов от 12, и «младшего». Малые Д. а. а. были написаны в основном по-гречески, но сохранились зачастую лишь в переводах. Их можно разделить на 2 группы. К 1-й принадлежат деяния одного апостола от 12 или от 70: «Деяния Филиппа» (CANT, N 250), «Деяния Варфоломея» (CANT, N 258), «Деяния Матфея» (CANT, N 267), «Деяния Иакова Зеведеева» (сохр. лишь переработки - CANT, N 272-273), «Деяния Иакова, брата Господня» (сохр. лишь переработки - CANT, N 274-278), «Деяния Матфия» (CANT, N 280), «Деяния Симона Кананита» (CANT, N 282), «Деяния Варнавы» (CANT, N 285), «Деяния Марка» (CANT, N 277-278), «Деяния Луки» (сохр. лишь переработки - CANT, N 290-294), «Деяния Тимофея» (сохр. лишь переработки - CANT, N 295-297), «Деяния Тита» (CANT, N 298), «Деяния Фаддея» (CANT, N 299) и «Деяния Стефана» (CANT, N 300-301). Как правило, они построены по схеме больших Д. а. а.: распределение жребиев - проповедь - мученическая кончина. Ко 2-й группе относятся совместные деяния 2 апостолов (или апостола и его спутника): «Деяния Петра и Павла» (сохр. различные варианты - CANT, N 192-194, 197, 201, 203, 206), «Деяния Андрея и Матфия» (CANT, N 236), «Деяния Петра и Андрея» (CANT, N 237), «Деяния Андрея и Варфоломея» (CANT, N 236), «Деяния Андрея и Павла» (CANT, N 237), «Деяния Андрея и Филимона» (CANT, N 238), «Деяния Варфоломея и Варнавы» (CANT, N 264), «Деяния Симона и Феонои» (CANT, N 283) и «Деяния Симона и Иуды» (CANT, N 284). Для этих Д. а. а. (за исключением «Деяний Петра и Павла») характерны фантастические элементы, роднящие их с античным приключенческим романом: экзотические страны и народы (Персия, парфяне, людоеды и т. п.), сказочные существа (говорящие животные, собакоголовые люди), невероятные приключения (чудесные путешествия, превращения существ). Если большие Д. а. а. отличает географическая конкретность, то в малых действие происходит где-то на краю ойкумены или в вымышленной стране. Содержание малых Д. а. а.

http://pravenc.ru/text/171796.html

Сохранившийся в более или менее оригинальном виде текст «Деяний Фомы» позволяет определить лит. характер больших Д. а. а. и отнести их к разновидности позднеантичного романа и философской аретологии, из к-рых заимствовали множество мотивов (напр., опасности на море, путешествие на край ойкумены, семейная драма) и композиционных приемов (напр., принцип «симметричной композиции»). Однако романную составляющую ( S ö der. 1932) не следует переоценивать: все внешние действия и поступки героев являются некой материальной оболочкой духовных интенций, о чем свидетельствует увеличение доли текста, отведенной речам, в ущерб действию ближе к развязке Д. а. а. Многие из таких «поучительных» эпизодов, напр. полиморфические явления Христа или поощрения к расторжению браков, осуждались церковными писателями за еретический характер. Отношение к каноническим Деяниям святых апостолов Большие Д. а. а., по-видимому, испытали некоторое (в т. ч. жанровое) влияние канонических Деяний святых апостолов , откуда были позаимствованы отдельные формальные элементы композиции, такие как рассказы о собрании апостолов в Иерусалиме перед отправлением на проповедь, о путешествии апостола по Средиземноморью и др., а также богословские установки (напр., христоцентричность), но различий здесь больше, чем сходств ( Bovon. 2003). Д. а. а. содержат крайне мало цитат и аллюзий на Свящ. Писание, учение, к-рое автор деяний влагает в уста того или иного апостола претендует на равный, если не на больший, авторитет, чем есть у канонического. Переработки и редактирование Д. а. а. Вскоре после создания больших Д. а. а. стали исправлять их богословское содержание, чтобы сохранить предание об апостоле, или стилистику текста. Только «Деяния Фомы» остались практически без изменений, сохранив первоначальный текст. Результатом такой переработки могли стать либо новое изложение, в к-ром опущены все «сложные» места (напр., пересказ Григория Турского или «Деяния Иоанна» Псевдо-Прохора - CANT, N 218), либо сюжет, разделенный на части (напр., Мученичества ап. Андрея) или радикально измененный (т. н. Псевдо-Климентины - CANT, N 209)). В IX-XI вв. отдельные крупные писатели (напр., Никита Давид Пафлагон) создали «сглаженные» редакции больших Д. а. а., некоторые редакции вошли в крупные собрания Минологиев (напр., блж. Симеона Метафраста). Епифанием Монахом (815-843) «Деяния Андрея» были переработаны в Житие согласно агиографическим канонам средневизант. эпохи. Многочисленные редакции больших Д. а. а. возникли на вост. почве (напр., вост. «Деяния Петра» - CANT, N 199-207). Подробнее об этом см. статьи Андрея деяния , Иоанна деяния , Павла деяния , Петра деяния , Фомы деяния . К малым Д. а. а.

http://pravenc.ru/text/171796.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010