СПРАВКА Как развивалось церковное почитание Пересвета и Осляби в последние пять веков Хотя время местной канонизации святых воинов в точности не известно, о древности их почитания свидетельствуют изображения, сохранившиеся в Лицевом житии прп. Сергия (XVI в.; РГБ), в Лицевом летописном своде (2-я пол. XVI в.; РНБ), на житийной иконе прп. Сергия 1680 г. (ЯХМ. И–394), а также в ряде памятников искусства светского характера. В XVII в. имена преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби были внесены в Святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х гг. сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша» (РГБ. МДА. 201. Л. 333, день памяти не указан). Имена преподобных старцев-схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби включены в «Синодик Троице-Сергиева монастыря», где они именуются в ряду Радонежских святых (РГБ. Ф. 304/III. М., 8663). В конце XVII в. имена Александра и Андрея как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых» (Барсуков. Источники агиографии. С. IV). В 1896 г. их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»). В службе преподобному Михею Радонежскому (М., 1913) Русская Церковь прославляет их как святых воинов (3-я стихира на стиховне, 3-й тропарь 9-й песни канона). Почитание святых монахов-воинов особенно усилилось во время празднования 600-летнего юбилея Куликовской битвы, который торжественно отмечался как государством, так и Церковью. Тогда же (в 1980 г.) была написана и икона Александра и Андрея (совместно с преподобным Сергием и благоверным князем Димитрием). По благословению Святейшего Пат­риарха Пимена в 1981 году в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры был устроен и 11 июня освящен придел в честь Собора Радонежских святых, а также установлено местное празднование этих угодников Божиих 6/19 июля. Еще через месяц (9 июля 1981 г.) духовный собор лавры во главе с ее наместником архимандритом Иеронимом обратился к Святейшему Патриарху с прошением внести ­память Радонежских святых в Церковный календарь для общего почитания верующими.

http://e-vestnik.ru/church/peresvet_i_os...

Не всегда возвращение проходит гладко. Иногда приходится проявлять активность, благодаря которой, например, православные одесситы добились возвращения храма апостола Андрея Первозванного. Здание бывшего храма, где располагалась библиотека аграрного университета, передано Одесской епархии, хотя первоначально университет не спешил соблюдать соответствующее решение суда. Что касается других святынь, руководство Рязанского историко-архитектурного музея передало монашеский посох героя Куликовской битвы святого инока Пересвета в московский храм Рождества Богородицы в Старом Симонове, где находятся надгробия героев Куликовской битвы Пересвета (Александра) и Осляби (Андрея). В Сербии сыном почившего коллекционера возвращены в храм иконы, украденные 35 лет назад. А в Ярославской области престол храма, после революции служивший постаментом памятнику Ленину, возвратился в алтарь одного из храмов Николо-Бабаевского монастыря, где и находился до осквернения. Пришли в Православие В минувшем году стало известно о нескольких переходах в Православие, как отдельных личностей, так и целых общин из самых разных религий и конфессий. Мусульмане. Это, во-первых, известный югославский кинорежиссер Эмир Кустурица, рожденный и воспитанный в семье боснийских мусульман, который принял крещение с именем Неманя в черногорском монастыре Савина около г. Герцег-Нови, и даже успел уже построить храм во имя святителя Саввы Сербского. Если говорить о перешедших из ислама, можно также вспомнить, как летом принял Православие азербайджанский футболист, прибывший в Грузию на международный турнир, а осенью губернатор западногрузинской провинции Гурия Михаил Свимонишвили стал крестным отцом турецкого бизнесмена, пожелавшего не разглашать своего имени. Англикане. Роберт Ф. Ваггенер, англиканский епископ американского диоцеза Святого Креста (США), который вместе с группой прихожан был принят 5 марта в лоно Антиохийской Православной Церкви. Они образовали приход во имя Христа Спасителя в штате Вирджиния. А за полтора месяца до того в Православие перешел священник американской Епископальной Церкви Дональд Дэвид Ллойд.

http://pravoslavie.ru/700.html

3 Описание монастыря Смч. Димитрия Солунского в г. Скопине/Под ред. А.Доброклонского//Житие. Акафист. Служба. Молитва святому великомученику Димитрию Солунскому мироточивому. Описание Свято-Димитриевского монастыря в г. Скопине. Изд-во Свято-Димитриевского монастыря, 2000. С. 119–139. См. также: Рязанские епархиальные ведомости. 1891. 2–3. Цит. по: Житие преподобномучеников Александра и Андрея Радонежских, составленное священником Валерием Мешковым. (См.: Благословение преподобного Сергия. Повествование о храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2015. С. 71.) Пересвет победил Челубея. Но почему он победил лучшего поединщика во всей Азии? На этот вопрос можно дать множество ответов, но самый правильный, по-моему, таков. Он, Пересвет, схимонах Александр, вживе еще в Лавре отпетый преподобным Сергием, ехал на поле Куликово мертвым для всего, кроме любви. Он любил, этот гигант-младенец. Он был послушен своему авве Сергию. Он не замечал трудностей месячного похода — он ждал. Ждал своего мига и дождался. Увидеть бы хоть издали этот миг торжества! Нет, не тот, что изображен на картине, а реальный. Духовный. Может быть, зритель увидит в моей картине то, что я не смог передать на холсте, и тогда цель труда моего будет достигнута. Павел Рыженко ДОСЬЕ ОслябяАндрей или Родион? В некоторых источниках преподобный Андрей Ослябя именуется Родионом. В частности, именно это имя было начертано на освященном митрополитом Платоном (Левшиным) в Старом Симонове надгробии. В то же время в Святцы Ослябя официально занесен как Андрей. В Месяцеслове Церкви Русской на букву «Р» есть имя Родион, в скобках к которому дается вариация Иродион. В переводе с греческого оно означает «геройский». Имя «Андрей» с того же языка переводится как «мужественный». Отсюда первое объяснение «перемешивания» этих имен в идентификации воина Осляби — чисто лингвистическое. Кроме того, схимонах Ослябя одно из этих имен мог получить при постриге в мантию, а второе — в великую схиму. Наконец, в 1-м томе труда С. В. Веселовского «Феодальное землевладение в северо-восточной Руси» (М.; Л., 1947. С. 416) читаем: «Повесть о Мамаевом побоище сообщает о единоборстве с татарским богатырем и смерти троицкого инока Александра Пересвета, который в миру был брянским боярином. В связи с этим упоминается брат Пересвета — Ослябя. Затем в летописях мы находим сообщение о том, что митрополит Киприан, виду большого «оскудения» Патриарха, послал, при помощи Московского и Тверского великих князей, в Константинополь «много серебра и злата в милостыню со своим чернецом Иродионом Ослебятей, который в миру был любутским боярином». Вероятно, именно из последних упомянутых историком источников со временем и возник основной массив расхождений. Как именно звали в миру Ослябю, доподлинно неизвестно. Церковная же традиция и предание нарекают его Андреем.

http://e-vestnik.ru/church/peresvet_i_os...

Деяния. Т. 1. Вып. 2. С. 99-100). Патриотическая позиция Церкви в канун октябрьского переворота 1917 г. стала одним из главных оснований гонений на нее со стороны захвативших власть большевиков. Символом молитвенной памяти о воинах, принесших свои жизни на алтарь Отечества, являлось на Руси сооружение храмов и мон-рей. Александро-Невская лавра в честь Св. Троицы в С.-Петербурге была основана в память о победе в 1240 г. войска св. блгв. кн. Александра Невского над шведами. Целый ряд храмов и мон-рей возник в честь победы и в память погибших рус. воинов в Куликовской битве: ц. Рождества Пресв. Богородицы на Сенях в Московском Кремле, московский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь , Угрешский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь и др.; ц. Рождества Пресв. Богородицы в Ст. Симонове в Москве стала усыпальницей героев Куликовской битвы преподобных Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) Радонежских (пам. 6 июля в Соборе Радонежских святых); в XIX в. близ Куликова поля, в с. Монастырщине, на месте захоронения тел погибших, был возведен храм Рождества Пресв. Богородицы, а на Красном холме - храм-памятник прп. Сергия Радонежского. Бородинский во имя Нерукотворного образа Спасителя мон-рь - памятник воинам, погибшим на Бородинском поле; ц. свт. Алексия, митр. Московского, в Лейпциге - рус. воинам, павшим в «Битве народов» в 1813 г. при освобождении Германии от наполеоновских войск. Главным памятником победы России над Наполеоном является Христа Спасителя храм в Москве, стены к-рого украшают мраморные мемориальные доски с именами героев Отечественной войны 1812 г. Храмом рус. воинской славы стал после победы над Наполеоном и Казанский собор С.-Петербурга, где хранились военные трофеи и ключи от городов, освобожденных рус. войсками, и где похоронен фельдмаршал Кутузов. Памятником героям Крымской войны (1853-1856) является Владимирский собор в Севастополе, где были похоронены адмиралы М. П. Лазарев, В. А. Корнилов, В. И. Истомин, П. С. Нахимов. Александра Невского собор в Софии был сооружен в память о рус. воинах, погибших при освобождении Болгарии во время русско-тур. войны (1877-1878), а в Москве, у Ильинских ворот Китай-города,- часовня в память героев взятия Плевны. Памятником участникам величайшего в истории танкового сражения на Курской дуге во время Великой Отечественной войны является храм св. первоверховных апостолов Петра и Павла в пос. Прохоровка Белгородской обл.; в храме на беломраморных досках золотом выбиты имена павших советских воинов. Храм-памятник вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве возведен в честь победы советского народа и в память о всех погибших в Великой Отечественной войне.

http://pravenc.ru/text/155071.html

10 июля 1981 года Патриарх Пимен благословил включение памяти Радонежских святых в Месяцеслов Русской Православной Церкви. Впервые она появилась в календаре на 1983 год, однако список Собора не был опубликован ни в нем, ни в последующих изданиях календаря — вплоть до календаря на 2003 год, где был помещен дополнительный раздел «Соборы ­святых». Но до этого имена свв. Пересвета и Осляби появились в изданных Издательским отделом Московского Патриархата служебных Минеях — сначала в составе Собора Всех святых, в земле Российской просиявших (Минея. Май. Ч. 3. М., 1987. С. 368), а затем в составе Собора Радонежских святых (Минея. Июль. Ч. 1. М., 1988. С. 357). В 1987 г. по благословению Святейшего Патриарха Пимена была установлена еще одна соборная память — Собор Тульских святых. Однако в то время сентябрьская Минея была уже издана, а потому служба данному Собору, составленная приснопоминаемым архиепископом Максимом (Крохой; †2002), в эту Минею не попала. В статье, посвященной первому празднованию Собора Тульских святых (ЖМП. 1988. 2. С. 20–21), мы читаем: «Торжественно звучали песнопения, прославляющие святых тульской земли, среди которых воины-мученики, на поле Куликовом жизнь свою положившие... Особенно нужно отметить благоверного князя Димитрия Донского, схимонахов Троице-Сергиевой Лавры Александра Пересвета и Андрея Осляби и других воинов мучеников, совершивших свой подвиг на Куликовом поле». 6 октября 1999 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви была одобрена к употреблению в богослужебном обиходе служба святому князю Димитрию Донскому, подготовленная в Синодальной богослужебной комиссии (Минея дополнительная. Вып. 1. М., 2005). В этой службе, в славнике стихир «На хвалитех», кроме святого Димитрия поминаются и его сподвижники, участвовавшие в Куликовской битве: схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, «с ними же и прочии вои, за землю Русскую не пощадившии живота своего». В 2002 году издательство Тульской епархии выпустило Службу всем святым, в земле Тульстей просиявшим, — в ней также упоминаются воины-мученики, на поле Куликовом «жизни своя положившия», упоминаются также в обеих молитвах из состава этой службы при поименном перечислении наиболее почитаемых тульских святых.

http://e-vestnik.ru/church/peresvet_i_os...

Этот святой на родине имеет такое же почитание как преподобный Сергий в России. В наше недавнее время произошло чудо: в тот день, когда бомбы НАТО падали на Сербию, по иконе святого Саввы скатилась слеза. Храм Рождества Богородицы, хранитель воинской славы России, стал центром патриотического воспитания и служения Отечеству. Здесь принимают присягу и получают благословение военные моряки у гробниц своих небесных покровителей, а с 2006 года два военных десантных корабля Тихоокеанского флота вновь носят имена Пересвета и Осляби. В этом же году здесь прошла панихида по одному из создателей российского военного флота, доблестному боярину Федору Головину, далекому потомку тех самых Ховриных-Головиных, которые столь много сделали для Симонова монастыря. Первый кавалер ордена Андрея Первозданного, спасший маленького Петра I от стрелецкого бунта, он был и военным министром, и начальником первой Навигацкой школы в Сухаревой башне, с которой начиналась подготовка русских моряков. Его могила в монастырском некрополе не сохранилась. Несколько памятников есть и на территории храма. Это, во-первых, часовня во имя преподобного Кирилла Белозерского, устроенная в ознаменование его пребывания иноком обители. Рядом с памятником Пересвету и Осляби – увенчанная деревянным крестом могила священника и поэта Владимира Сидорова с удивительной светлой судьбой: чудом, явленным здесь, словно было отмечено возрождение храма. Он начинал церковным старостой храма Рождества Богородицы, потом служил в нем диаконом, а 10 января 1993 года в Преображенском соборе Новоспасского монастыря Святейший Патриарх Алексий II рукоположил диакона Владимира в сан священника. Надо верить и ждать хоть до смертного часа: Смолкнет сердце, и выпадет книга из рук, И расплещется свет ослепительный Спаса, И не будет ошибок, не будет разлук! Это были его поразительно пророческие строки. Первую неделю после рукоположения отец Владимир служил в Богоявленском соборе в Елохове, а на вторую вернулся в родной храм. Утром 27 января 1993 года он принимал исповедь, и вдруг, внезапно прервав ее, ушел в алтарь – и умер, стоя у престола и глядя на образ Спасителя.

http://pravoslavie.ru/587.html

Андрея игумена, Новгородскаго (XII) Авраамия Мирожскаго (†1158) Герасима Вологодскаго (†1178) Никиты столпника, Переяславскаго (†ок. 1186) Варлаама Хутынскаго (†1192) Кирилла игумена, Новгородскаго (†после 1196) Авраамия игумена, Ярославскаго (†после 1219) Авраамия (†до 1224) и Ефрема (XIII) Смоленских Антония Дымскаго (†1224) Константина и Космы Косинских (†ок. 1240) Елиссея Лавришевскаго (†ок. 1250) Феодора Каменскаго (†ок. 1260) Ксенофонта Робейскаго (†1262) Киприана Устюжскаго (†1276) Петра, царевича Ордынскаго (†1290) Михаила, верижника Вязниковскаго (†1333) Макария пустынника, Новгородскаго (XIII †XIV) Вассиана Крестомировскаго (нач. XIV) Сергия и Германа Валаамских (†ок. 1353†) Авраамия Галичскаго (†1375) Варлаама (†1377) и Гедеона (XIV) Серпуховских Кирилла Челмогорскаго (†1378) Сильвестра Обнорскаго (†1379) Леонтия Стромынскаго (†ок. 1380) Пахомия Нерехтскаго (†1384) Афанасия и Феодосия Череповецких (†ок. 1388) Лазаря (†1391) и Афанасия (XV) Мурманских, Олонецких Елеазара, Назария и Евмения Мурманских, Олонецких (XV) Димитрия Прилуцкаго (†1392) Сергия (†1392) и Никона (†1426), игуменов Радонежских и всея России чудотворцев Кирилла и Марии схимонахов, Радонежских (†до 1337) Стефана Московскаго (XIV †XV) Митрофана игумена-старца, Радонежскаго (†до 1392) Василия Сухаго, Радонежскаго (†до 1392) Иакова посольника, Радонежскаго (XIV) Онисима вратаря и сына его Елиссея диакона, Радонежских (XIV) Симона, архимандрита Смоленскаго, Радонежскаго († до 1392) Исаакия молчальника, Радонежскаго (†1388) Макария Радонежскаго (†после 1392) Илии келаря, Радонежскаго (†1384) Симона екклисиарха, Радонежскаго (†после 1392) Михея Радонежскаго (†1385) Нектария вестника, Радонежскаго (XIV) Александра-Пересвета (†1380) и Андрея-Осляби (XIV), схимонахов-воинов Радонежских Варфоломея и Наума, Радонежских (XIV) Иоанникия Радонежскаго (XIV) Игнатия Радонежскаго (†после 1392) Епифания Премудраго, Радонежскаго (†ок. 1418 † 1422) Мефодия Пешношскаго (†1392) Саввы (†1392) и Иакова (XIV) Стромынских

http://pravoslavie.ru/2368.html

Первый, примерно на трёхметровой отметке, представляет собой серию барельефов о ключевых сражениях и операциях Великой Отечественной войны (оборона Москвы, Сталинградская битва, Курская битва и оборона Ленинграда). Выше размещены изваяния святых воинов и полководцев Отечества: иноков-ратников преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, святых благоверных князей Димитрия Донского и Александра Невского, святых равноапостольных великого князя Владимира и княгини Ольги, святого благоверного Андрея Боголюбского и преподобного Илии Муромца. Наконец, венчают этот ансамбль четыре символические фигуры евангелистов. Мемориальный комплекс с храмом Восресения Христова в парке " Патриот " - вклад современного поколения россиян, которое свидетельствует: оно помнит о прошлом и твёрдо и уверенно смотрит в будущее. Из журнала: " Журнал Московской Патриархии " . - Май/5/2019/Дмитрий Анохин/Главный храм Вооружённых сил России. Комментарии и обсуждение 19 сентября 2018 года Президент Российской Федерации В.В.Путин, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр обороны РФ С.К. Шойгу посетили Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных сил РФ «Патриот», где состоялась церемония закладки главного храма Вооруженных сил РФ в честь Воскресения Христова. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание храма. Архитекторы 2018-2020: Андрияка С. Н. – интерьеры, внутренний/внешний декор (декор); Лаврентьев А. Н. – интерьеры, внутренний/внешний декор (декор); Леонтьев М. – интерьеры, внутренний/внешний декор (иконы); Намдаков Д. Б. – интерьеры, внутренний/внешний декор (декор); Нестеренко В. И. – интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи); Смирнов Д. М.; Шабалина Д. В. – интерьеры, внутренний/внешний декор (иконы); Шанов В. Д. – интерьеры, внутренний/внешний декор (декор); Щербаков С. А. – интерьеры, внутренний/внешний декор (декор); Элоян С. Н. – интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи). --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=49250

Hola 20 июня 2016, 00:23 Спасибо за статью! Чтобы спасти остатки Симонова монастыря нужны нечеловеческие усилия и финансы. Нужны усилия властей и Церкви А в идеале восстановить, отстроить заново монастырь Евгений 19 июня 2016, 21:17 Большое спасибо за статью. Автор еще не упомянул о захоронении в этом монастыре двух самых известных русских иноков - сражавшихся на Куликовом поле: Святых Александра Пересвета и Андрея Осляби. Ирина 19 июня 2016, 01:57 Огромное спасибо за статью!Много раз,бывая в Москве,проходила мимо развалин монастыря.Очень хотеллось узнать,что же это.Эта стать послужила ответо на мои вопросы. Дмитрий 18 июня 2016, 21:56 Спаси Христос!!! Бог даст, в следующем году отпраздную 60-летие... Но помню - как вчера - мальчишками лазали на фабрику удочек, воровали бамбуковые удилища. А фабрика располагалась за стенами Симонова монастыря. Потом, уже чуть постарше, с противогазной сумкой через плечо, а в сумке - стамеска и молоток - лазал в том числе и по стенам Симонова монастыря, искал кирпичи с " печатями " (каждая мастерская ставила на кирпич собственное клеймо). Если мне не изменяет память, из стены Симонова вытащил кирпич с клеймом: лев в круге. Все было передано в класс истории родной лефортовской школы, исчезло вместе со временем. Но помню - как влекли к себе Симонов монастырь, Крутицкое подворье, Новодевичий. Влекли необъяснимо для пионерского ума... С Троицей Святой всех братьев и сестер! Роман 18 июня 2016, 18:58 Храм действительно замечательный,с любовью сохраняются настенные фрагменты старинных настенных икон.Есть особо почитаемая прихожанами икона Б.М.Дай Бог что Патриархия совместно с мэрией приняла участие в восстановлении утраченной обители в целом. Lisa 18 июня 2016, 00:58 Огромное спасибо за рассказ! Это невероятно, ведь история нашей страны - это кладезь бесконечных трагедий и подвигов, созиданий и разрушений. Спасибо вам, уважаемый Никита! В такие моменты хочется горы свернуть, чтоб помочь всем этим людям. Хочется приложить свои усилия для возрождения таких святынь. А еще я думаю об этих глухонемых слепых людях. Как можно помочь и что нужно делать, подскажите пожалуйста?

http://pravoslavie.ru/94333.html

В образе преп. Сергия (1320 - 1392) воскресает православная святость во всей ее полноте, во всем ее свете. От ухода в пустыню, через физическую аскезу, самораспятие, смирение к последним озарениям Фаворским Светом, к «вкушению» Царства Небесного, преп. Сергий повторяет и путь всех великих свидетелей Православия с первых его веков. «Национально-утилитарный» подход к Церкви запомнил в его житии больше всего благословение им Димитрия Донского на Куликовскую битву и с ним - двух монахов - Пересвета и Осляби. «Социологи» и «экономисты» настаивают на колонизаторском и просветительном значении огромной сети монастырей, основанных его учениками и продолжателями. Но, конечно, не это главное в нем, а тот «абсолютизм» христианства, тот образ совершенного преображения человека Духом Святым, устремление к горнему, к высшему, «жизнь в Боге». Это сделало преп. Сергия средоточием русского Православия в темные годы его истории, проложило столько дорог к Троице-Сергиевской Лавре. Всё подлинное, всё живое в Русской Церкви того времени так или иначе связано с преп. Сергием. Он сам ничего не написал. Но о его влиянии, о содержании, воплощенного им учения ничто не свидетельствует с такой убедительностью и силой, как иконы преп. Андрея Рублева, открытые не так давно - после веков забвения. Его «Троица» - есть совершеннейшее произведение религиозного искусства, действительное «умозрение в красках», по словам кн. Трубецкого. Вообще в храмостроительстве, в иконе, русский церковный опыт выражает и воплощает себя в те века больше, чем в словесном, богословском творчестве. И они свидетельствуют с «какой-то вещественной бесспорностью о сложности и глубине, о подлинном изяществе древне-русского духовного опыта, о творческой мощи русского духа» (Флоровский). Обитель преп. Сергия очень скоро становится рассадником монашества для всей северной России. За полтора века в ней было создано до 180 обителей, явлено великое множество святых. Монастырь становится - в эпоху тьмы и варварства - центром духовного влияния на всё общество, тем полюсом народной жизни, в котором народное сознание обретает утешение, наставление, помощь а, главное, убеждается в наличии абсолютных ценностей, прикасается к святыне.

http://sedmitza.ru/lib/text/436732/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010