Являясь военным министром Петра I, он занимался формированием регулярной армии и созданием российского военного флота, был командующим военно-морскими силами страны, начальником первой Навигацкой школы в Сухаревой башне, а также наместником Сибирским. Как талантливый дипломат и военачальник он участвовал в важнейших кампаниях петровской эпохи. По утверждению английского посла в России Витворта, Головин считался «самым честным и самым смышленым человеком во всей России». Не случайно он стал первым кавалером ордена Андрея Первозванного - главной государственной награды России. История Старого Симонова монастыря началась со строительства в 1370 года маленькой церкви в честь Рождества Богородицы. Основателем обители считается племянник и ученик преподобного Сергия Радонежского, духовник князя Дмитрия Донского Федор. Именно сюда в 1380 году св. Димитрий Донской привез с Куликова поля тела легендарных воинов-монахов Андрея Осляби и Александра Пересвета, и здесь покоятся их останки. Единственное сохранившееся до наших дней строение старого монастыря — каменный храм Рождества Богородицы, в котором сегодня почтут память Федора Головина, — был возведен в начале XVI века. В 1379 году предок Федора Головина Симон Ховра передал обители свое имение, на территории которого возник Новый Симонов монастырь. Симонов монастырь играл важнейшую роль в обороне южных подступов к Москве и обладал мощнейшими укреплениями. Территорию монастыря окружали 12 башен. В нем было шесть церквей и множество других построек. Обитель стала важным культурным центром, в котором в XVI веке жил и писал Максим Грек. В монастыре часто искали иноческой жизни представители знаменитых боярских и дворянских родов, которых впоследствии хоронили под стенами обители. После революции, в 1923 году, монастырь был закрыт. Большая часть церковных строений, в том числе самая высокая в Москве колокольня, были снесены. В 6-ю годовщину смерти Ленина взорвали Успенский собор и стены Симонова монастыря. А в 1932-1937 годах на месте большей части монастыря построили Дворец культуры ЗИЛа.

http://patriarchia.ru/db/text/132982.htm...

Артем Погосов 24 ноября 2005 г. Имена преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, героев Куликовской битвы, известны всем интересующимся отечественной историей благодаря трудам русских ученых и произведениям литературы и искусства. В отличие от руководителей московского войска — святого благоверного великого князя Димитрия Ивановича Донского, князя и воеводы Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского и Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго — воины-иноки олицетворяли собой в народном сознании и национальном эпосе тысячи рядовых ратников, которые беззаветно бились на Куликовом поле с поработителями родной земли. 30 сентября 2005 г. Один из первых воинов-десантников сразу после войны поступил в духовную семинарию. В 1947 году, после демобилизации, бывший гвардии рядовой еще в военной гимнастерке, галифе и кирзовых сапогах, с вещевым мешком за плечами приехал в Москву поступать в открывшийся Богословский институт, который находился тогда в стенах Новодевичьего монастыря. Затем были долгие годы церковного служения в различных храмах Москвы. Протоиерей Анатолий Новиков отличался особым даром организатора церковно-приходской жизни. протоиерей Владимир Новиков 30 апреля 2005 г. Еще несколько лет назад посетители Ваганьковского кладбища утром воскресного дня или под церковные праздники могли видеть двух старушек, медленно спускавшихся с подножки трамвая и направлявшихся в храм Воскресения Словущего. Они шли, опираясь друг на друга, поскольку одна была уже почти слепа, а другая из-за больных ног с трудом передвигалась без посторонней помощи. 10 сентября 2004 г. В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви признал необходимым возродить церковные суды и разработать Положение, регламентирующее их деятельность. В настоящее время это Положение разрабатывает Историко-правовая комиссия под председательством профессора МДА протоиерея Владислава Цыпина. Комиссия использует предшествующий опыт Русской Церкви и других поместных Православных Церквей, а также материалы, подготовленные Поместным Собором 1917—1918 годов. В связи с этим вновь становится актуальной дискуссия о реформе церковного суда, развернувшаяся во второй половине XIX — начале ХХ веков.

http://e-vestnik.ru/church/page/118/

В этом году накануне Дня защитника Отечества восстановлена давняя традиция давать боевым кораблям имена святых Русской Православной Церкви. Имена героев Куликовской битвы монахов Александра Пересвета и Андрея Осляби были присвоены большим десантным кораблям Тихоокеанского флота ВМФ России. Так что наши святые воины снова в боевом строю. Господь призывает вас послужить Родине. С верой и надеждой на помощь Божию идите в войска. Тяготы военной службы потребуют от вас мужества и немалых сил, но вы не должны предаваться малодушию, не должны искать легкого пути в жизни. Верю и надеюсь, что армейская служба будет способствовать вашему физическому и духовному становлению, вашему возмужанию, обретению зрелости. Благословляю вас на ратный подвиг служения Отечеству. +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Милость Господня да пребудет с вами! СМ.ТАКЖЕ сюжеты: Служба в армии: религиозная составляющая ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 14.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 6 /Комплекс превосходства " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 11.04.2024 Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024 Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 " 07.04.2024 Щипков 303. " Незавершённый нацизм. Часть 5 /Нацизм и либерализм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 31.03.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 4/Расизм и нацизм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 28.03.2024 Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 " 24.03.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 3/Тоталитарность " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 17.03.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 2/История термина " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 14.03.2024 Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 "

http://religare.ru/2_29011.html

Видимым знаком Божия благословения стало участие в походе двух иноков: Александра Пересвета и Андрея Осляби. Схимонахи, отрекшиеся от мирской суеты и искавшие только Отечества Небесного, восприняли служение родине на поле брани как подвиг христианского самоотречения ради блага ближних. Поединок Александра Пересвета с ордынским богатырем Челубеем навсегда остался в исторической памяти народа примером доблести, мужества и беззаветного служения Отчизне. На всем протяжении битвы, которая совершалась в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 8 (21) сентября 1380 года, Преподобный Сергий, духовными очами созерцая ход сражения, поминал в своих молитвах имена павших воинов, а затем возвестил братии о победе русского оружия. На поле Куликовом ценой величайших жертв Русь не только нанесла сокрушительный удар могуществу Золотой Орды, но и спасла государства  Европы, заслонив их собою от грозного иноплеменного нашествия. Более шести веков прошло со дня Куликовского сражения. И после той великой битвы Отечество наше многократно подвергалось нашествиям врагов, но ценой героических усилий народа, отдавшего множество жизней своих сынов и дочерей, воодушевляемое великими духовными подвигами святителей и пастырей Церкви Христовой, сохраняло свою независимость и духовную целостность. Так было и во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, 60-летие победы в которой все мы праздновали в нынешнем году. Дорогие моему сердцу собратья архипастыри, пастыри, иноки и инокини, все верные чада нашей Церкви! Празднуя ныне 625-летний юбилей Куликовской битвы, вознесем нашу благодарственную молитву к Подателю всех благ Господу нашему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери за благодатную помощь и великие милости, явленные в годину испытаний, за славные победы, одержанные нашим народом. Пусть память о великих героях Руси и молитва Преподобного аввы Сергия и всех святых Земли Русской станут прочным основанием процветания Святой Матери-Церкви и всего нашего Отечества. +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

http://patriarchia.ru/db/text/40720.html

Гарнизонный храм петербургских пожарных является одним из храмов Военного благочиния Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Для того чтобы те, кто исполняет служебный долг перед Родиной, могли молитвенно обратиться к своим святым покровителям, стараниями священников храма были собраны иконы. По благословению отца Николая Гурьянова для гарнизонного храма петербургских пожарных написаны иконы святых воинов: архангела Михаила – «вождя воинства Господня»; великомученика Георгия Победоносца; святых благоверных князей Александра Невского, Даниила Московского и Димитрия Донского; преподобного Илии Муромца; преподобных Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) Радонежских; святого праведного воина Федора Ушакова. В алтаре храма хранится старинная икона Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» (примерно XIX в.), которая была передана таможенной службой для храма МЧС. 29 июля 2012 года храм обрел еще одну икону «Неопалимая Купина» современной работы. Икона была привезена из Калининграда и изготовлена из янтаря в единственном экземпляре. Первое время пребывания в храме икона обильно мироточила. Наружные стены храма украшают мозаичные иконы Николая Чудотворца, святого благоверного великого князя Александра Невского, святых князей Бориса и Глеба, святого благоверного князя Владимира, святой равноапостольной Нины, Спаса Нерукотворного и, конечно же, Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Их выполнил художник-мозаичист Владимир Леонидович Хвостик. Все они созданы на добровольные пожертвования. В дальнейшем планируется создать образы и других святых. В сентябре 2011 года Гарнизонный храм петербургских пожарных и спасателей обрел свой голос. Накануне празднования престольного праздника в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» состоялось торжественное открытие и освящение звонницы. На ней установлены восемь колоколов. Информация: http://kupinaspb.ru/istoriya/ Комментарии и обсуждение Уже несколько лет это - не часовня, а церковь! --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=01910

На всех верных усопших изливается Христова любовь, но и души даже некрещеных не лишаются некоего утешения. Будем учиться в этот день участию в жертве Христовой любви и тому состраданию ко всем людям, которое имели святые. Как преподобный Макарий Великий, которому после того, как он силой Духа Святого вызвал душу языческого жреца, было сказано: «Когда вы приносите бескровную Жертву, мы в кромешной тьме ада начинаем видеть немного друг друга». Как преподобный Силуан Афонский, с плачем молившийся о попавших в вечные муки: «Не говори, что сам виноват, или сердце у тебя железное, но в раю железо не нужно». Как святитель Дионисий Александрийский, когда в Александрии появилась чума, призвал свою паству ухаживать равным образом за больными христианами и язычниками и погребать умерших. «Блаженны те, кто примет смерть среди этих трудов, — говорил он. — Сей род смерти — дело великого благочестия и твердой веры, ничем не ниже мученичества». Как святой мученик Уар, память которого сегодня совершает Церковь, умолял Господа помиловать Своей всепревосходящей любовью не сподобившихся святого крещения. Как святой праведный Иоанн Кронштадтский, литургийный чудотворец, тезоименитство которого сегодня, дерзновенно ходатайствовал за самых безнадежных, как бы хватаясь за ризу Христову. Как преподобномученица великая княгиня Елисавета, 150-тилетие со дня рождения которой мы отмечаем сегодня, сброшенная в Алапаевскую шахту, перед лицом смерти пела Херувимскую песнь, как за Божественной литургией, и молилась за убивающих ее крестной молитвой Спасителя: «Прости им, не знают, что творят». Как святой великомученик Димитрий Солунский, именем которого названо сегодняшнее родительское поминовение, молился о спасении родной Солуни, в которой были верующие и неверующие: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей, с ними и я спасен буду. Если погубишь, с ними и я погибну». В 1380 году, накануне Куликовской битвы, святой благоверный князь Димитрий Донской торжественно перенес из Владимира в Москву в Успенский собор главную святыню Владимирского Димитровского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В память воинов, погибших в Куликовской битве, впервые была установлена для общецерковного поминовения Димитровская родительская суббота. Первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители и во всей Русской Православной Церкви с торжественным поминовением героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби.

http://moral.ru/dimitrovskaia/

В два последующих года нам предстоят совместные учения с Францией, Португалией, Италией, предстоят еще дальние походы в нынешнем, 2006, году. Наши моряки везде будут с гордостью демонстрировать названия своих кораблей — святые имена Пересвета и Осляби. Хорошо бы еще вернуть надписи с названием корабля на ленточки матросов…   Надежда на возрождение России Имя Пересвет без переводов понятно и современному русскому человеку, Ослябя — человек, готовый помочь немощному, ослабить его тяготы. Даже сами эти имена связаны со святостью и с возрождением России. Представитель Главкома ВМФ Игорь Дыгало и протоиерей Дмитрий Смирнов — Сегодня понятно, что надежда на возрождение России немало связана с нашим флотом, — подчеркнул, выступая на пресс-конференции, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, протоиерей Дмитрий Смирнов. — Поэтому слияние этих двух значимых для России моментов — имена святых монахов-воинов и, с другой стороны, действующие корабли флота, вызывает искреннюю радость. Вначале я скептически относился к возможности присвоения боевым кораблям имен русских святых, — военные знают, насколько неповоротлива наша бюрократическая машина. К примеру, существует проект строительства храма-памятника на Ходынском поле в честь погибших летчиков. Последние восемь лет военный летчик, выступивший инициатором его создания, собрал все бумаги, которые только возможно, за это время сформировалась будущая община храма. Но обещания властей о возведении этого храма до сих пор не выполняются… Слава Богу, что присвоение имен Пересвета и Осляби военным кораблям произошло, и я надеюсь, что это событие будет вписано золотыми буквами в историю российского флота.   Сплелись нити русской истории… В храме Рождества Богородицы в Старом Симонове, основанном преподобным Сергием Радонежским, покоятся мощи святых русской земли — Александра Пересвета и Андрея Осляби. Именно здесь шла подготовка к Куликовской битве, на которую преподобный Сергий благословил Дмитрия Донского. Через два года четверику храма будет 500 лет. Сейчас в Правительстве Москвы прорабатываются варианты организации исторического комплекса, где возможна и панорама Куликовской битвы, и ее музей. В связи с тем, что храм уже полностью восстановлен, встает вопрос об установке памятника Пересвету и Ослябе. Создано уже много проектов такого памятника, и на каком остановиться, решит специальная комиссия.

http://pravoslavie.ru/464.html

- Нам доставляет огромную радость участие в столь значимом для России торжестве, - сказал в своем слове губернатор Брянской области Николай Денин, - Святая Русь всегда была крепка соборным началом. Сообща вставали наши предки на защиту Родины, единым фронтом громили врагов. Нам особенно дороги слова преподобного Сергия Радонежского: «В единстве – сила!». И сегодня мы, потомки тех славных защитников, связаны нитью веры и единства в укреплении России. Освященный ныне колокол – это наш дар благословенной земле Московской и дар обители, где нашли упокоение герои поля Куликова. Рака с мощами преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея Осляби Праздник в Старом Симонове шел своим чередом, и, надо заметить, на нем часто звучали слова «сохранение исторической памяти» - из уст, как духовных лиц, так и мирян. Наверное, в этом действительно отражен глубинный смысл славной даты. - Самое обидное, что во времена безбожной власти в нашей стране делали все, чтобы «забыть» о национальных героях, - напомнил архиепископ Арсений. - Но вот прошли десятилетия, и то «светлое будущее», которое было обещано народу, так и не наступило. Мы живем с теми реалиями, с теми трудностями, которые есть. Но сегодня в народе пробудилась совесть, люди осознали, что нельзя быть «Иванами, не помнящими родства». И имена Александра Пересвета и Андрея Осляби знает и помнит каждый русский человек. О военно-историческом аспекте юбилейной даты говорил на празднике генерал-полковник Валерий Манилов, советник Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ: - Известно, что Куликовская битва была очень жестокой: с обеих сторон участвовало по 100-150 тысяч воинов и, по многим данным, с нашей стороны погибло до 80 тысяч человек. В течение восьми дней хоронили потом павших героев – защитников Отечества. Очень важно, что эта победа, хоть и завоеванная дорогой ценой, оказалась сигналом к объединению, восстановлению единства Руси. Конечно, победа на Куликовом поле – это победа духа, но это и победа нашего военного искусства.

http://pravoslavie.ru/363.html

– Всегда ли исторический образ Сергия Радонежского трактовали так почтительно, как в наше время? – Разумеется, в антирелигиозной пропаганде в 20–30-е годы и позже, в хрущёвские времена, было немало позорных, страшных перегибов. Вспоминать об этом не хочется, но и забывать нельзя. Но память о Куликовской битве не перечёркивали даже в самые ультрареволюционные годы. Если о Российской империи XIX века писали почти сплошь критически, то о временах более отдалённых можно было рассуждать объективнее. Сергия прославляли как борца за единое, централизованное государство. Эти ценности в советские времена не отрицали, напротив, их возводили на пьедестал. Второй аспект – борьба с иноземными захватчиками. В Золотой орде в те годы не всё было гладко, поход Мамая был организован на фоне борьбы за власть, в которой этот воинственный темник (и в течение многих лет – фактический правитель государства) преследовал честолюбивые цели. Когда нам говорят, что Мамай не представлял серьёзной военно-политической силы – это попытки принизить значение победы Сергия Радонежского и Дмитрия Донского. Победы, на которой многое строится в многовековой истории России. – Как удалось игумену и князю объединить русские земли, погрязшие в междоусобице? – В те времена первенство Москвы было вовсе не очевидно. За него приходилось бороться. Московские князья – Даниловичи – политически переиграли конкурентов, постепенно научились использовать в своих целях ордынцев, а если нужно, оказывать им сопротивление. На мой взгляд, обстоятельная, целеустремлённая деятельность князей московских и русских митрополитов в XIV–XV веках достойна особенно внимательного изучения. Это удивительно плодотворная деятельность, устремлённая в будущее. Они отдавали силы для того, чтобы Русь в XVI веке стала сильной державой, в геополитическом плане – преемницей Золотой Орды. Тогда царство Московское подчиняет Казань и Астрахань, прорывается к Балтике. А фундамент этого взлёта заложен во времена Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и воеводы Боброка. Во времена воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби.

http://pravoslavie.ru/72315.html

В документах, относящихся к 1390-1393 гг., встречаются упоминания «чернеца Андрея Ослябя» в числе бояр митр. всея Руси Киприана , «чернец Родион Ослябя» назван в числе послов от вел. князя в Царьград в 1398 г., а его сын Акинф - в числе бояр у свт. Фотия , митр. Киевского, в 1425 г. ( Арсений, иером. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878. Ч. 2. С. 30). Кроме того, в летописных списках убиенных на Куликовом поле и в синодиках обыкновенно приводится имя лишь одного Ал. Но все это лишь косвенно может свидетельствовать о том, что Ан. остался жив после Куликовской битвы и служил у Московских митрополитов. Др. объяснение упоминаний Осляби в документах после 1380 г. может заключаться в том, что его род, вероятно, традиционно нес службу у Московских митрополитов и потому имена представителей рода - Андрей (Адриан?), Родион, Иакинф (Иаков?) - встречаются на протяжении неск. десятилетий. Ал. и Ан. вместе погребены в приделе ц. в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Первоначально они были похоронены у церкви, затем над их останками были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 г. вновь сооружены и в XIX в. обустроены приделом ц. Рождества Богородицы. В 1928 г. церковь была закрыта и оказалась на территории завода «Динамо», надгробия были уничтожены. После открытия храма в 1989 г. надгробия восстановлены. Посох прп. Александра (Пересвета) (РГИАМЗ) Посох прп. Александра (Пересвета) (РГИАМЗ) В наст. время в исторической экспозиции РГИАМЗ находится посох, по преданию принадлежавший Ал. Он сделан из цельного яблоневого дерева (в XIX в. посох был урезан; совр. размеры: высота - 138 см, окружность - 16 см). До передачи в музей посох хранился в алтаре соборной ц. Димитриевского мон-ря близ г. Скопина (Рязанской обл.). Мон-рь находился в 45 верстах от Куликова поля и был посвящен вмч. Димитрию Солунскому - небесному покровителю св. блгв. кн. Димитрия Донского (точная дата основания мон-ря неизвестна). Согласно монастырскому преданию, Ал. по дороге на битву остановился в келье отшельника, жившего на месте буд. мон-ря. Облачившись в воинские доспехи, Ал. отдал отшельнику свой дорожный посох.

http://pravenc.ru/text/64384.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010