Мира не получилось, и войска продолжали двигаться навстречу друг другу. Ма май остановился у Кузьминой Рати, ждал Ягайла. 15 августа русские собрались на Девичьем поле (Коломна). После смотра войск Димитрий Иванович посетил Троице-Сергиев монастырь, принял благословение Великого Аввы и его предсказание победы с отпущением бывших бояр-схимников Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби для воодушевления русской рати. За трапезой святой Игумен предсказал гибель Мамаю, а великому князю - победу. Помолясь, исповедавшись и причастившись, русские ратники выступили 20 авгус та из Коломны и 1 сентября переправились через Оку, а 6 октября уже подошли к Дону. Корибут (в крещении Димитрий) Ольгер дович - князь Брянский, Новгород-Северс кий и Трубчевский посоветовал великому князю переправиться через Дон, чтобы удержать воинов в случае бегства. Вечером 7 сентября в походных церквях служили все нощную под праздник Рождества Богородицы. В ночь все войско переправилось через Дон, и потом переправы были уничтожены. Утром 8 сентября русское войско выст роилось в боевом порядке на Куликовом поле у впадения Непрядвы в Дон. Боевое расположение войск было такое: сторо жевой конный полк (для з авязки боя) во главе с князьями Оболенк сим Семеном Ивановичем и тарусским И ваном Константиновичем - участником съ езда князей в 1374 г. в Переславле-Зале сском; передовой (головной) полк войск, во главе - князья Димитрий и Влади мир Всеволожи. Тут были и оба схимн ика; - большой пеший собственный великого князя Димитрия Ивановича полк во глав е с князем селеховским (смоленским) Иваном Васильевичем и воеводами: моск овским тысяцким Тимофеем В.Вельям иновым, М.А. Бренком и князем Ив. Ром ан. Квашней; - правой руки конный полк с князьями: Р остовским Андреем Федоровичем и Андреем Федоровичем Стародубским и вое водой при них Ю.В. Веньяминов-Груньк а; - левой руки конный полк во главе с Бел озерским князем Федором Романович ем (потомок Феодора Ростиславича Ч ермного - князя Смоленско-Можайско-Я рославского) и князем Иваном Федоров ичем Белозерским (тоже потомок князя Ф. Р.Чермного), с Ярославским князем Василием Васильевичем (тоже потомок нашего князя) и Моложским князем Фео дором Михайловичем и воевода при них Л.И.Морозов - Мозырь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Оказывается, что он купил дом в деревне, залез на чердак и там обнаружил большой крест. Темные соседи сказали горе-мужичку, что раз такой крест найдешь, значит, кто-то «на смерть заговорил». Приходится объяснять, что ему крупно повезло, что он нашел «отцовский» крест. Когда мальчику исполнялось приблизительно 12 лет, глава семейства, отец, передавал свой крест сыну, в этом символично утверждая начальствование над родом, но начальствование не в смысле «топать ножкой, принесите-унесите», а от понятия «начало», то есть с кого начинается спрос. Так, если отец отправлялся на войну, на дальние работы, то вернувшись, он спрашивал у сына, как тот сохранил в его отсутствие семью, узнавал, кто умер, заболел, почему сын не досмотрел и не уберег. Происходило формирование будущего мужа, мужчины, умеющего нести ответственность за всю семью, с осознанием того, какая реальная ответственность его ожидает. Другая психология складывалась у подростка. У нас при храме есть прихожане, у которых кресты хранятся более 300 лет, передаваясь из поколения в поколение, от отца к сыну. Я всегда рассказываю о подвиге Александра Пересвета и Андрея Осляби, историю о двух двоюродных братьях-иноках, которых в помощь Димитрию Донскому дал преподобный Сергий Радонежский. На нашей музейной картине художник Павел Рыженко очень точно отобразил и внешний вид инока, и его внутреннее состояние. В чем же подвиг Пересвета? Как воин, он понял, как Челубея можно «достать», но для этого надо было умереть. Как приближенный к князю, он мог бы перепоручить это другому воину, но как христианин, как монах, Пересвет взял это на себя. Он снял с себя все доспехи, кольчугу, надел только схиму и, крепко зажав копье, разогнал свою лошадь. «Нанизался» на копье Челубея, «пролетел» по нему и убил монгольского воина своим копьем. Пересвет удержался на коне и вернулся в свое воинство, будучи уже убитым. И впервые по монгольскому воинству прокатились слова, что «русский Бог непобедим». У нас в этом же музейном разделе хранятся коллекционные солдатики, копии тех воинов, которые были во времена князя Димитрия Донского, сотники, тысячники, но, опять же, мы столкнулись с тем, что дети совершенно не знают, как выглядели, хотя бы приблизительно, воины той эпохи.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/08/protoi...

Президент фонда Алла Зеленина предполагает долгосрочное сотрудничество с епархией. “Мы с радостью откликнулись на предложение епархии, – сказала она. – Мы связались с роддомами, отделами соцзащиты и с их помощью нашли первых участников этой акции. В роддомах от нашего фонда матерям-одиночкам или из малообеспеченных семей вручается приглашение на крещение. И для тех, кто откликнется на это приглашение, “Доброе начало” приобретает серебряные крестики и крестильные наборы. Их мы дарим на самом крещении. Надеемся, что это выльется в добрую традицию”. В этот раз было распределено 100 крестильных наборов, таинство крещения было совершено бесплатно . Помощь пострадавшим от взрыва на рынке. Фото Милосердие.Ru По благословению Святейшего Патриарха Алексия оказана помощь пострадавшим от взрыва на рынке. В конце августа по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II представители Русской Православной Церкви посетили в московских больницах пострадавших от взрыва на Черкизовском рынке. Пострадавшим розданы предметы личной гигиены, соки, вода, предметы первой необходимости. Многие просили причастить их, принести святой воды, крестики, иконки. Священники посетили всех желающих .   Возвращение Церкви храмов и святынь Монашеский посох героя Куликовской битвы святого инока Пересвета будет передан в московский храм Рождества Богородицы в Старом Симонове. Как сообщил 17 августа советник по целевым программам Роскультуры Борис Иванов, такое решение приняло руководство Рязанского историко-архитектурного музея, где хранится реликвия. Представитель Роскультуры считает, что Церкви необходимо возвращать принадлежавшие ей святыни. Восстановление храма в Старом Симонове и надгробия героев Куликовской битвы Пересвета (Александра) и Осляби (Андрея) началось по инициативе известного художника Павла Корина, напомнил настоятель храма протоиерей Владимир Силовьев. “Глядя на компрессорный цех завода “Динамо”, который разместился на месте церкви, Павел Корин грустью заметил: а куда же мы будем класть венок, когда будем праздновать 600-летие Куликовской битвы?”

http://pravoslavie.ru/4983.html

Храм является частью некогда существовавшего на этом месте первоначального Симонова монастыря. Вокруг храма располагалось монастырское кладбище. В северо-западной части трапезной под спудом покоился прах святых иноков Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби, по благословению преподобного Сергия Радонежского участвовавших в Куликовской битве. Согласно местному преданию, у алтаря в двух могилах были погребены останки 32 князей и воевод – сподвижников святого благоверного князя Димитрия Донского, павших на Куликовом поле. В память всех погребенных вблизи храма ныне установлен деревянный крест. В 1509 г. возвели существующее доныне каменное церковное здание. В середине XVII века Старый Симонов монастырь был упразднен, храм Рождества Пресвятой Богородицы стал приходским. В конце XVIII века к нему пристроили трапезную, которую в 1849–1855 гг. заменили новой, более обширной, с левым приделом преподобного Сергия Радонежского. Одновременно возвели колокольню. В конце XIX в. в ходе реставрации храм был вновь расписан, замурованные ранее окна вновь пробили, восстановили наружный каменный декор. В 1870 г. над могилами Пересвета и Осляби устроили сень – шедевр чугунного каслинского литья, – покрытую золотом и увенчанную тремя крестами, символизирующими Святую Троицу. Каменные плиты с описанием подвига иноков были заменены чугунными. В 1929 г. храм закрыли, церковная глава была уничтожена, колокольня разобрана, надгробные плиты монастырского кладбища распилены на бордюрные дорожные камни. В 1989 г. храм вернули общине верующих. 16 сентября 1989 г. были освящены приделы преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая, выстроена каменная звонница. Художник О.Б. Павлов на северной и южной стенах выполнил росписи в технике термофосфатной живописи – Рождество Пресвятой Богородицы и образ Божией Матери «Оранта». Росписи и внутреннее убранство были восстановлены. В левом приделе преподобного Сергия Радонежского над могилой святых иноков Пересвета и Осляби установили надгробие, выполненное скульптором Вячеславом Клыковым. Исторический музей вернул в храм чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери. 3 июня 1993 г. освятили главный престол в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В алтаре ныне также возобновлен придел преподобного Кирилла Белозерского.

http://sobory.ru/article/?object=03312

Вооруженный копьем, Александр устремился на коне к Челубею. Бились так, что казалось и тряслось само место их поединка. Татарский богатырь, пронзенный копьем, упал с коня головой к своим. Но Александр не сразу упал, что предзнаменовало нашу победу. После битвы тело Александра Пересвета привезли в Симонов монастырь Рождества Богородицы ( " Федоров " ), где после 1398 г. был рядом похоронен и Андрей Ослябя, сражавшийся с татарами храбро в 1380 г. и потом. Архимандрит Феодор стал после смерти Митяя (+1379 г.) духовником великого князя Димитрия Ивановича Донского и в 1382 г. был восприемником (крестным отцом) его сына Андрея, будущего князя Можайского и Белозерского. С 1390 года преподобный Феодор был архиепископом Ростовским (+28. XI.1394). Преподобный Сергий был крестным отцом князей Димитриевичей - Юрия, ставшего потом Звенигородским, и Петра. В советское время на территории Симонова монастыря построили трансформаторный завод. В соборном храме Рождества Богородицы размещался компрессорный цех. Теперь монастырь возвращен верующим. Мощи преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, причтенных к лику святых в 1981 г., покоятся под спудом. Кроме Недели Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Св. Троицы), память Александра Пересвета и Андрея Осляби отмечается еще в дни: 1) " Всех Московских святых " - воскресенье перед 8 сентября; 2) " Всех Тульских святых " - 22 сентября н. ст.; 3) " Всех Брянских святых " - 3 октября н. ст. (установлена 5 декабря 2003 г.); 4) " Всех Радонежских святых " -19 июля н.ст. Великий князь Димитрий Донской (+19. V.1389 г.) схоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Кроме даты кончины его - 19 мая, также дня " Всех Российских святых " , его память еще в праздники 1), 2) и 4). О всех российских воинах, положивших свои жизни на Куликовом поле, мы особо молимся в Дмитриевскую субботу (установлено Преподобным Сергием Радонежским и святым князем Димитрием Ивановичем Донским). ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (1314-1392)

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

— Очевидно, поначалу захоронения располагались вне церковных стен? — Разумеется. В те далекие времена церковь Рождества Богородицы была, конечно, деревянной. По преданию, срубил ее в 1370 году сам преподобный Сергий Радонежский, он же выкопал и знаменитый Лисий пруд, переименованный москвичами после выхода карамзинской «Бедной Лизы» в Лизин. Тогда могилы Пересвета и Осляби находились в церковном некрополе. А в 1509 году настоятель Симонова монастыря постриженик преподобного Нила Сорского архимандрит Варлаам — собеседник и духовник великого князя Василия III Иоанновича — пригласил к себе возводившего Архангельский собор Московского Кремля зодчего Алевиза Нового. Тот и построил первую в Старом Симонове каменную церковь Рождества Богородицы. Освятил ее, кстати, московский митрополит Симон, преемником которого на кафедре суждено было стать архимандриту Варлааму. Но под крышей храма захоронение окажется только в середине XIX века, когда трапезная часть расширяется по благословению митрополита Московского святителя Филарета (сам владыка в 1849 году освятил придел Николая Чудотворца, а в 1855 году — придел Сергия Радонежского). Несмотря на то что документально факт канонизации преподобных Александра и Андрея отсутствовал, их могилы всегда были местом народного поклонения и почитания. Красноречивый факт: в правление Екатерины II, которое в целом трудно назвать благоприятной для Русской Церкви эпохой, императрица выделила на сооружение надгробия сумму, на которую митрополит Платон (Левшин) смог... целиком возвести в Троице-Сергиевой лавре современное здание Варваринского келейного корпуса. Причем осталось и на надгробие: в 1794 году над могилами появилась освященная самим Высокопреосвященным Платоном белокаменная плита. Когда в 1870 году праздновался 500-летний юбилей основания Симонова монастыря и нашего храма, известный собиратель древностей и меценат Цуриков заказал над могилами Пересвета и Осляби чугунную сень каслинского литья. В 2005 году, к 625-летию Куликовской победы, мы хотели восстановить ее. Но в городе Касли (это в Челябинской области) производство по художественному литью фактически умерло. Поэтому по патриаршему благословению сень воссоздали резную, дубовую, но в точном соответствии с металлическим оригиналом.

http://e-vestnik.ru/church/peresvet_i_os...

Святыни: особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери (находилась в Историческом музее), резная Влахернская икона Божией Матери, святые мощи преподобного Александра Пересвета и Андрея Осляби (под спудом). www.starosimonovo.ru На территории храма находится мраморный памятник святым Пересвету и Осляби работы скульптора В. М. Клыкова, ранее находившийся в трапезной. Автор надгробия - московский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. На задней стороне черного обелиска прикреплена большая бронзовая доска со словами из " Задонщины " : " Положили вы головы свои за святые церкви, за землю за русскую и за веру за христианскую " . Звонница рядом с церковью сооружена в 1991 г. При храме действует воскресная школа, работает приходская Старосимоновская библиотека. На церковной территории находятся часовня во имя преподобного Кирилла Белозерского, памятный камень в честь знаменательного события 1397 года (явления Кириллу Богородицы), а также символическая могила композитора Александра Алябьева. Место реального захоронения Алябьева находится недалеко от церкви Рождества Богородицы, под зданием ДК ЗИЛ. Поэтому памятный крест решили установить здесь, у стен одного из древнейших московских храмов, где располагался известный московский некрополь. На дорожке, ведущей к храму, вдоль бетонного забора выставлены обломки могильных плит, от просто старинных до белокаменных древнерусских. В стену церкви вмурованы осколки разбитых в 1930-е гг. колоколов. На колокольне, воссозданной в 2006 году, установлен колокол «Пересвет» — дар Брянской области. Задуманный и заложенный храм Успения Богородицы в Ново-Симоновском монастыре по тяжелым обстоятельствам того времени не мог быть сооружен скоро, он строился 26 лет. Заложенный в 1379 году, он был окончен и освящен в 1404 году. Все время, пока он строился, иноки, переселившиеся на жительство в новое место, не могли прервать своего общения с прежним храмом Рождества Богородицы и постоянно должны были ходить к Богослужению в этот храм. По окончании постройки Успенского храма церковь Рождества Богородицы сделалась скитскою, около нее ютились монастырские службы, да несколько небольших келий тех немногих старцев, которые не пожелали покинуть своего первоначального места уединения.

http://sobory.ru/article/?object=03312

Дорогой владыка, благодаря Вас за посещение нашего храма в день его престольного праздника, мы просим Владычицу Деву Богородицу хранить Вас на всех сложных, ответственных путях Вашего служения и во всей Вашей жизни». На память о посещении Старосимоновского храма о. Владимир Силовьев подарил митрополиту Илариону икону Божией Матери. Затем митрополит Иларион обратился к присутствующим со словом: «Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Владимир, отец благочинный, дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Рождество Пресвятой Богородицы, которое является престольным праздником этого святого храма, — первый великий праздник церковного года. Мы знаем, что церковный год начинается с сентября, и первый двунадесятый праздник — это Рождество Пресвятой Богородицы, а последний — Ее Успение. В течение литургического года перед нашим духовным взором проходит вся жизнь Пресвятой Богородицы, от Ее рождения до Ее блаженного Успения. Мы каждый день и в храме, и вне храма в нашей домашней или келейной молитве возносим молитву Пресвятой Богородице как " Честнейшей херувим и Славнейший без сравнения серафим " . Мы знаем, что Пресвятая Богородица была Богом предизбрана для того, чтобы стать вместилищем Невместимого, чтобы стать мостом, приводящим смертных к бессмертию, чтобы стать дверью для нас, грешных, в Небесное Царство. Всякий праздник, сопряженный с именем Пресвятой Богородицы, является для нас источником великой радости, потому что в такие дни мы чувствуем особую близость к нам Матери Божией, которая является нашей Небесной Заступницей, Которая защищает и покрывает честным Своим омофором каждого из нас от всякого зла, Которая многократно избавляла от опасностей наше возлюбленное Отечество. В этом храме, где под спудом покоятся мощи двух схимонахов, двух героев нашего Отечества святых Александра Пересвета и Андрея Осляби, мы с особой силой ощущаем это предстательство Божией Матери и Ее молитву за наш благочестивый русский народ. Мы знаем, что в трудные исторические времена, когда стоял вопрос, быть или не быть нашему Отечеству, Пресвятая Богородица вдохновляла наших воинов на ратные подвиги. Мы знаем, что в эти переломные моменты Господь давал нашему Отечеству тех людей, которые не щадили своей жизни для блага своей земли, которые отдавали жизнь за своих близких. Такими были Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которые по благословению своего аввы, игумена земли Русской, преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, несмотря на то, что были облечены в иноческие одежды, вышил на ратный подвиг, сразились с врагом, отдали свою жизнь за народ, Отечество и веру. Сегодня мы их прославляем вместе с Пресвятой Богородицей как наших небесных заступников и молитвенников за землю Русскую.

http://patriarchia.ru/db/text/3251376.ht...

Так, благодаря совместным усилиям и с помощью Божией, на некогда пустой территории перед фасадом здания 11-й пожарной части на Лесном проспекте появилось место, где можно приклонить главу сразу перед всеми павшими в огне. На памятных досках мемориала золотом высечены имена более чем двух тысяч сотрудников гарнизона, погибших при исполнении служебного долга в годы блокады Ленинграда, а также в послевоенное время. Жемчужиной комплекса стал Храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Его торжественное освящение состоялось 27 июня 2003 года и было приурочено к 200-летнему юбилею создания профессиональной пожарной охраны города на Неве. Благоукрашение храма продолжается и поныне. Проведены работы по оформлению внутреннего убранства, уже выполнены роспись стен алтарной части, подкупольное пространство украсил образ Святого Духа в окружении ликов святых ветхозаветных пророков. На стенах храма изображены образы Пресвятой Богородицы «Оранта» (что значит «Молящаяся»), святых апостолов и евангелистов. Гарнизонный Храм петербургских пожарных является одним из храмов Военного благочиния Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Для того чтобы те, кто исполняет служебный долг перед Родиной, могли молитвенно обратиться к своим святым покровителям, стараниями священников храма были собраны иконы. Осуществить этот замысел и подарить иконы гарнизонному храму решился прихожанин храма офицер-подводник Николай Семенович Чесноков. Он обратился к художникам Елене и Владимиру Агеевым, которые, приехав на остров Залета испросить благословения у священника Николая Гурьянова на написание икон, так навсегда и остались проживать на этом острове. Отец Николай Гурьянов почил в 2002 году, а художники по его святым молитвам усердно трудятся, создавая образы святых. Так были написаны для гарнизонного храма петербургских пожарных иконы святых воинов: архангела Михаила — «вождя воинства Господня»; великомученика Георгия Победоносца; святых благоверных князей Александра Невского, Даниила Московского и Димитрия Донского; преподобного Илии Муромца; преподобных Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) Радонежских; святого праведного воина Федора Ушакова.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм-часовня_и...

Воин-схимник Андрей участвовал в исторической битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Возможно, что он пал в бою. Но по другой версии он остался в живых и служил Всероссийским митрополитам. В документах 1390-1393 годов встречаются упоминания «чернеца Андрея Ослябя» в числе бояр митрополита всея Руси святителя Киприана. Тело преподобного Андрея Осляби было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове», рядом с телом преподобного Александра Пересвета. Подвиг Пересвета стали сразу прославлять в повествованиях о Куликовской битве, но об Ослябе древнейшие известные рассказы умалчивают. Его имени нет ни в большинстве летописных списков убиенных на Куликовом поле, ни в синодиках павших. Лишь «Задонщина», изображающая иноков-воинов как былинных богатырей, говорит о смерти в битве не только Александра Пересвета, но и Андрея Осляби, а также его сына Иакова. О смерти в битве Пересвета и Осляби говорит и «Повесть о Мамаевом побоище». Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. Со временем над останками преподобных были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом. В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и восстановлены только после возрождения храма в 1989 году, по инициативе известного художника П. Д. Корина. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано. В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-chtut-pa...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010