Православные чтут память святых воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби 20 сентября, 2015. Новостная служба Получив благословение преподобного Сергия Радонежского, они развеяли миф о непобедимости ордынцев и воодушевили русские войска 20 сентября. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобных святых воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби. Оба они происходили из знатного боярского рода. О Пересвете упоминается в древнейшем литературном памятнике, «Задонщине»: сказано, что он был «бряньский боярин». Об Ослябе говорится в «Сказании о Мамаевом побоище», что он был Любутским боярином (город Любутск входил в Брянское княжество). Предположительно, он также был родом из Брянска. Согласно преданию, Александр (Пересвет) принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. Обитель была основана по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Впоследствии Пересвет и Ослябя перешли в обитель Живоначальной Троицы. До нас не дошли сведения о том, как эти два воина оказались в Троице-Сергиевом монастыре. Известно лишь, что когда князь Дмитрий (будущий Донской) в 1380 г. приехал за благословением на битву к преподобному Сергию, они были уже его послушниками. В те времена распространен был миф о непобедимости ордынских воинов. Ходили слухи, что одолеть их в честном бою невозможно, ибо будто бы они владеют некоей мистической силой. Александр и Андрей были опытными ратниками, однако их призвание в ряды войска имело не столько военное, сколько духовное значение. Преподобный Сергий дал им вместо тленного оружия нетленное – крест Христов, нашитый на схимах. Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство». Перед началом Куликовской битвы (в день праздника Рождества Богородицы) Александр принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. «Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия и воодушевил русские войска.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-chtut-pa...

Акция «Россия духовная — Россия единая» прошла в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове 8 ноября 2005 г. 13:09 Акция «Россия духовная — Россия единая» прошла в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в Москве. Она посвящена возрождению этой святыни и приурочена к 625-летию Куликовской битвы и Дню народного единства. Акция проводилась при участии фракций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. «Наш храм особый, таких в Москве немного, — отметил его настоятель, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, прот. Владимир Силовьев. — Он был основан в 1370 году, за десять лет до Мамаева побоища, и освящен самим преподобным Сергием Радонежским. Именно сюда после битвы были перенесены тела монахов-воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби, и с тех пор их святые мощи здесь и почивают. Они оставались здесь, под спудом, когда в помещении храма располагался компрессорный цех. Существовала традиция, что все русские князья, начиная с Дмитрия Донского, а затем и цари, вплоть до последнего царя-страстотерпца Николая, приезжали сюда за благословением у святых мощей русских героев на ратные подвиги». В связи с этим вы ходе акции у мощей святых воинов-иноков Пересвета и Осляби было совершено благословение призывников в ряды Вооруженных сил на служение Отчизне. О. Владимир заметил, что в храме давно сложилась традиция благословения новобранцев, в том числе и тех, кто поедет в «горячие точки». «Наш русский народ всегда был верен православию, – отметил он. – Каждое благое дело он начинал с благословения. «Отдать душу свою за други своя» – высший подвиг. Но на это нужна сила, и именно благословение ее дает. Я заметил, что все воины, получившие его, благополучно вернулись с войны». Для новобранцев был отслужен молебен у мощей, затем состоялась панихида по погибшим воинам. Вручая призывникам памятные подарки – иконки святых воинов-иноков Пересвета и Осляби и православный молитвослов воина, настоятель храма сказал: «Каждый крещающийся называется Церковью воином. Хотелось бы, чтобы вы чувстствовали себя прежде всего воинами-защитниками Божьими, а затем уже защитниками Отечества и народа. Это взаимосвязано».

http://patriarchia.ru/db/text/56342.html

ЦВ 18 (319) сентябрь 2005 /  30 сентября 2005 г. Герои-иноки Имена преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, героев Куликовской битвы, известны всем интересующимся отечественной историей благодаря трудам русских ученых и произведениям литературы и искусства. В отличие от руководителей московского войска — святого благоверного великого князя Димитрия Ивановича Донского, князя и воеводы Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского и Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго — воины-иноки олицетворяли собой в народном сознании и национальном эпосе тысячи рядовых ратников, которые беззаветно бились на Куликовом поле с поработителями родной земли. Имена скромных монахов остались в памяти народной, их подвиг не растворился на фоне массового героизма всех участников битвы, потому что участие Пересвета и Осляби в сражении было благословлено высочайшим для русского воинства благословением преподобного Сергия Радонежского. Что известно об иноках-схимниках, об их жизни до Куликовской битвы и об их смерти? Для второй половины XIV века мы много знаем о преподобных схимонахах Александре и Андрее (имя, полученное иноком Родионом Ослябей при принятии схимы). Но учитывая, что речь идет о выдающихся героях нашего Отечества, которым нашлось место в русских летописях и народном эпосе, нам известно о них катастрофически мало. Все источники указывают на то, что они были братьями, но в каком смысле: из одного рода и одной семьи или братьями во Христе? Нам это неизвестно, хотя в отечественной исторической литературе бытуют обе версии. Преподобные братья-воины более известны нам не по именам, а по прозвищам — Пересвет и Ослябя. «Не исключено, что прозвище “Ослябя” искажено, а первоначально звучало “Ослядя” (брус, длинная жердь), и могло свидетельствовать о росте и худощавости человека. Это слово употреблялось в калужских местах, где находился древний Любутск». Источники доносят до нас мирское имя Осляби — Родион, а светского имени Пересвета мы не знаем. В схиме святые иноки получили имена Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя).

http://e-vestnik.ru/church/geroiinoki/

  разделы   рассылка  распечатать Никита Вятчанин Под напутственный звон " Пересвета " В Старом Симонове 30 призывников из Москвы и Брянска получили благословение для прохождения срочной службы Источник:  Парламентская газета В обществе должно возрождаться ощущение святости воинского долга и его гражданской сути по отношению к своей стране. На территории храма-памятника Пресвятой Богородице в Старом Симонове 30 призывников из Москвы и Брянска получили благословение для прохождения срочной службы. Возрождение старорусской традиции произошло перед мощами героев Куликовской битвы, святых преподобных иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских. Событие было приурочено к проведению духовно-патриотической акции " Россия духовная – Россия единая " , которая была организована при содействии фракций Государственной Думы. В мероприятии приняли участие представители обеих палат Федерального Собрания РФ, Министерства обороны, Правительства Москвы и администрации Брянской области. Центральным событием стал торжественный молебен, отслуженный настоятелем храма протоиереем Владимиром Силовьевым. По его словам, церковь напутствовала военнослужащих и раньше, но это не привлекало такого внимания со стороны властных структур. " Мне приходилось благословлять солдат на службу в " горячих точках " , – отметил священник. Поэтому этот обряд нельзя назвать чем-то совершенно новым для современной России. Другое дело, что сегодня слились воедино многие направления: духовность, символичность, инициатива властей. Значит, приходит понимание того, что благословение – больше чем традиция. Особенно приятно, что это происходит во вновь восстановленном храме, который еще совсем недавно был заводским цехом. Сами призывники не производили впечатления юношей, которые пришли на мероприятие из-под палки, они вели себя как люди, знакомые с церковными обрядами. Сопровождающий их подполковник Игорь Садовников сообщил, что из разных военкоматов Брянска и Москвы были отобраны по пять " лучших из лучших " . В итоге получилось по 15 ребят из каждого города. К мероприятию было приурочено еще одно событие – установление 2200-килограммового колокола " Пересвет " , специально выплавленного в дар храму-памятнику в Брянской области – на родине Пересвета и Осляби. Праздничный перезвон на восстановленной колокольне собравшиеся услышали в Старом Симонове спустя 80 лет.

http://religare.ru/2_22894.html

Архиерейский собор принял решение об общецерковном прославлении Ярослава Мудрого, Пересвета и Осляби 3 февраля, 2016. Новостная служба Принято решение об общецерковном прославлении около 30 местночтимых святых 3 февраля. ПРАВМИР. Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении около 30 местночтимых святых. Среди них – легендарные участники Куликовской битвы схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, а также благоверный князь Ярослав Мудрый. «В отношении всех этих святых имеются свидетельства об их достаточно широком почитании, многих – с глубокой древности. Оно выходит за пределы одной епархии, и потому синодальная комиссия по канонизации святых единодушно считает, что есть все основания для их общецерковного почитания», – сказал глава синодальной комиссии по канонизации епископ Троицкий Панкратий, обращаясь к участникам Архиерейского собора, сообщает РИА «Новости» . Кроме того, по сообщениям информационной службы Собора, среди канонизированных в лике святых – преподобные Амфилохий Почаевский, Корнилий Переяславский и Лаврентий Черниговский, Иона, Васса, Марк и Симеон Псково-Печерские, святители Филарет (Амфитеатров) и Геннадий, архиепископ Новгородский, старец Аристоклий (Амвросиев) и Христа ради юродивый Феофил Киевский, преподобноисповедник Кукша Одесский, благоверный князь Ростислав Мстиславич (в крещении Михаил) Киевский, великий князь Смоленский и ряд других почитаемых церковных деятелей и подвижников (см. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых). Согласно жизнеописаниям святых, преподобный Сергий Радонежский в 1380 году, благословив великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и предсказав его победу, дал ему в помощь двух иноков своей обители – Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета). Правление великого князя Киевского Ярослава (в крещении Георгия) ознаменовалось расцветом столицы Киевской Руси и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Со временем за князем Ярославом закрепилось наименование «Мудрого» как знак признания его заслуг.

http://pravmir.ru/arhiereyskiy-sobor-pri...

ЦВ 1-2 (350-351) январь 2007 /  24 января 2007 г. Дорогой веры к миру и согласию 12-15 января, в рамках общественно-духовной акции «Дорогой веры к миру и согласию» в Абхазии находилась делегация Издательского Совета Русской Православной Церкви и Православного благотворительного фонда «Пересвет». Акция проводилась по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, руководителем делегации был председатель Издательского Совета и главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев. 11 января делегация прибыла в Адлер. На территории санатория «Мацестинская долина», где по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора будет возведен храм во имя преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби (деревянный, рубленный из кедра), члены делегации участвовали в закладке кедровой аллеи — она станет дорогой к будущему храму; такие же кедры посажены в Москве у храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, где покоятся мощи героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби. 12 января делегация выехала в Республику Абхазия. У пограничного контрольно-пропускного пункта она встретилась с представителями администрации Краснодарского края, которые привезли с собой большую (выше человеческого роста) резную деревянную икону святого благоверного князя Александра Невского — дар губернатора А.Н. Ткачева храму во имя этого святого, который будет построен в Сухуми. Икону принял благочинный и временно исполняющий обязанности Управляющего Сухумо-Абхазской епархии иерей Виссарион Аплиаа. На абхазской стороне российско-абхазской границы гостей встречал глава администрации Гагрского района Астамур Кецба. Председатель Издательского Совета протоиерей Владимир дал интервью для абхазского телевидения. В тот же день в Сухумском кафедральном соборе во имя Архангела Михаила состоялась церемония передачи Евангелия на абхазском языке, на которой присутствовали иерей Виссарион, спикер парламента Абхазии Нугзар Ашуба, вице-премьеры Леонид Лакербая, Беслан Кубрава, Александр Страничкин, министр иностранных дел Сергей Шамба, другие члены правительства, депутаты, представители общественности.

http://e-vestnik.ru/reports/dorogoj_very...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 20 сентября 2024 года 7. Пятница. Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созонта. Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского. Прмч. Макария Каневского. Сщмч. Михаила Тихоницкого, пресвитера Орловского . Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских . Прп. Макария Оптинского . Прп. Серапиона Псковского. Совершается шестеричная служба предпразднства Рождества Пресвятой Богородицы и мч. Созонта. На вечерне кафизма 15я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 1й – 3, и мученика, глас 4й – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Всечестное Твое рождество…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 8й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4й: «Всемирная радость…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. Кафизмы 19я и 20я. Малые ектении. Седальны предпразднства (по дважды). Псалом 50й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона мученика. По 3й песни – кондак и икос мученика, глас 2й; седален мученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 8й. По 6й песни – кондак и икос предпразднства, глас 3й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мученика. «Слава, и ныне» – светилен предпразднства. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры предпразднства, глас 2й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Пронареченная всех Царица…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только предпразднства.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове 21 сентября, 2009. Редакция " Правмира " Сегодня, 21 сентября (8 сентября по ст.ст.) Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. В день праздника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Сегодня Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. В день праздника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. В богослужении также участвовали епископ Бронницкий Игнатий, епископ Красногорский  Савва, настоятель храма Рождества Богородицы в Старом Симонове, благочинный Даниловского округа Москвы протоиерей Геннадий Бороздин, глава Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев и представители московского духовенства По окончании Литургии состоялся крестный ход с иконой Рождества Пресвятой Богородицы вокруг храма. Протоиерей Владимир Силовьев поблагодарил Его Святейшество за совершение богослужения в день престольного праздника. В Первосвятительском слове, обращенном к собравшимся, Святейший Патриарх Кирилл выразил благодарность отцу настоятелю за понесенные труды по возрождению храма, ставшего, по словам Его Святейшества, «воинским мемориалом общенационального значения». В память о Патриаршем богослужении Святейший Владыка передал в дар приходу икону Пресвятой Богородицы. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове отмечает в этом году свое 500-летие и 20-летие воссоздания. Симонов монастырь основан в 1370 году по благословению преподобного Сергия Радонежского его учеником и племянником — преподобным Федором, уроженцем Радонежа, принявшим постриг в Покровском Хотьковом монастыре. В 1388 году преподобный Федор стал Ростовским архиепископом. Свое название монастырь получил по имени инока Симона, в миру боярина Стефана Васильевича Ховрина, пожертвовавшего землю для монастыря. Первоначально Симонов монастырь располагался несколько ниже по Москве-реке. В 1379 году монастырь был перенесен на его нынешнее место. На старом месте осталась только приходская церковь Рождества в Старом Симонове (1509 г). Под ее колокольней во второй половине XVIII века были обнаружены могилы героев Куликовской битвы, иноков Троице-Сергиевой лавры, Александра Пересвета и Андрея Осляби.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-k...

фото Алексея Реутского 21 сентября 2013 г. 16:12 В храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове освящена памятная доска о посещении храма императором Николаем II В праздник Рождества Пресвятой Богородицы, после Божественной литургии митрополит Волоколамский Иларион освятил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове памятную доску о посещении храма в 1990 году императором Николаем II. Памятная доска восстановлена Московским отделением Императорского православного палестинского общества (ИППО) к 400-летию основания Дома Романовых. «Наш храм всегда пользовался особой популярностью русского народа и власть предержащих - князей и царей, потому что является храмом воинской славы героев Куликовской битвы, состоявшейся в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы,- отметил настоятель храма протоиерей Владимир Силовьев. - Именно сюда по благословению преп.Сергия Радонежского принесли для упокоение мощи св.иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби. Здесь они покоятся и сейчас». Именно это объстоятельство послужило поводом для посещения храма 22 апреля 1900 года царственной четой - императором Николаем II и его супругой, что подробно описано в книге тогдашнего настоятеля храма протоиерея Иакова Остроумова. В ответном слове митрополит Иларион подчеркнул значения молитв Пресвятой Богородицы для сохранения мира в нашем Отечестве, отметив в частности, что Россия до сих пор сохраняет свою независимость благодаря героизму и мужеству нашего народа, к которому принадлежали и два святых инока-воина. «Таких как они было много в истории нашей страны. И даже ХХ век стал веком великого и массового героизма наших соотечественников. Потому что среди них были и те, кто восходили на Голгофу мученичества, а были миллионы тех, кто защищал свою землю с оружием в руках,- подчеркнул митрополит Иларион. - Вся наша русская земля является, как говорят, великим раскрытым перед Богом антиминсом, наполненным мощами святых. Но и вся она огромное кладбище, на котором покоятся останки наших воинов. Тех, о которых мы можем сказать словами Господа: " Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя " (Ин.15,13).

http://e-vestnik.ru/church/pamyatnaya_do...

Храм Рождества Пресвятой Бородицы в Старом Симонове отметил 500-летие ЦВ 17 (414) сентябрь 2009 /  23 сентября 2009 г. Сила исторической памяти. Храм Рождества Пресвятой Бородицы в Старом Симонове отметил 500-летие 21 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Святейшему Патриарху сослужили епископ Бронницкий Игнатий, епископ Красногорский Савва, благочинный Даниловского округа Москвы протоиерей Геннадий Бороздин, настоятель храма Рождества Богородицы в Старом Симонове, главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев, представители московского духовенства. На богослужении присутствовали глава Центральной избирательной комиссии В.Е. Чуров, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ А.А. Жаров, депутат Государственной Думы В.Р. Мединский, представители городских властей. В этом году в день престольного праздника отмечалось также 500-летие храма в Старом Симонове и 20-летие его возрождения. По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Церкви возглавил крестный ход с иконой Рождества Пресвятой Богородицы вокруг храма. После возвращения в храм протоиерей Владимир Силовьев поблагодарил Святейшего Патриарха за совершение богослужения в день престольного праздника и преподнес Предстоятелю Русской Церкви икону святых преподобных иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби, мощи которых почивают в Старом Симонове. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился с Первосвятительским словом к многочисленным верующим, собравшимся в храме. Патриарх Кирилл напомнил, что именно в день Рождества Богородицы в сентябре 1380 года русские войска одержали победу в Куликовской битве, которая стала одним из «судьбоносных моментов» в истории России. По мнению Святейшего Патриарха Кирилла храм, где были погребены герои Куликовского сражения, должен стать «мемориалом русской воинской славы, должен быть окружен прекрасным парком, замечательными сооружениями, подчеркивающими значение этого святого места». Сегодня церковь находится на территории завода, от которой отгорожена бетонным забором.

http://e-vestnik.ru/news/sila_istoriches...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010