до начала текущего столетия. Благодаря своей ремесленности, наша иконопись осталась самостоятельной и независимой от художественных авторитетов запада. Недостаток красоты она искупила оригинальностью древнейшего стиля христианского искусства. В этом состоит ее неоспоримое право на внимание даже и тех наций, где процветали Рафаэль, Рубенс, Пуссен. Оригинальность и свежесть в воспроизведении религиозных идей всего дороже в произведениях христианского искусства, и ежедневное наблюдение более и более убеждает в этом русскую публику, при сравнении пошлых и вялых подражаний западному искусству, которыми загромождены иконостасы в наших церквах, с энергическими очерками произведений русской иконописи, возбуждающих удивление заезжих иностранцев. Мастера с их учениками, в разных областях древней Руси, упоминаемые в Стоглаве, положили первые основы сосредоточиям иконописной деятельности, которые в некотором отношении соответствовали художественным школам запада. До тех пор была только одна школа, греческая или корсунская, надолго оставившая по себе память в греческих подписях на иконах: γιος, για, или даже русскими буквами: агиос, агиа, вместо святой, святая. Уже с XV в. эта школа начинает видоизменяться, особенно в Новгороде и Пскове под влиянием запада, в отличие от более консервативной школы Сергия Радонежского, из которой вышел знаменитый иконописец Андрей Рублев. Миниатюры в русских рукописях XV в. или мало отличаются от позднейших греческих, или отзываются порчею, свидетельствующей о некотором знакомстве мастеров с романским стилем западной Европы. Книгопечатание должно было оказать свое неотразимое действие на русское искусство уже в XVI в. Ранние из печатных книг западных, с политипажами и гравюрами стали доходить на Русь, через Новгород и Литву, и от заезжих иностранцев, между которыми были и художники по ремеслу. Западные идеи уже в XVI в. начинают проглядывать в русской иконописи и вызывать против себя противодействие со стороны приверженцев восточных преданий 3 . В XVII в., как увидим, все сильнее и сильнее обнаруживалось в русском искусстве влияние западное, и западные печатные рисунки, эти кунииты (Kunst), размножились до того, что и теперь нередко можно встретить какой-нибудь Немецкий Травник или Голландскую Библию XVI или XVII столетий с русскими подписями времен царя Алексея Михайловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть «Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв грядущей революции» Владимир Ильич Ленин (1870—1924) Андрей Иванов   00:01 17.01.2017 7699 Время на чтение 19 минут В рамках рубрики «Исторический календарь» мы продолжаем наш историко-популярный проект , посвященный приближающемуся 100-летию революции 1917 года. Проект, названный нами «Могильщики Русского царства», посвящен виновникам крушения в России самодержавной монархии профессиональным революционерам, фрондирующим аристократам, либеральным политикам; генералам, офицерам и солдатам, забывшим о своем долге, а также другим активным деятелям т.н. «освободительного движения», вольно или невольно внесшим свою лепту в торжество революции сначала Февральской, а затем и Октябрьской. Продолжает рубрику очерк, посвященный лидеру большевиков В.И. Ленину . Имя Ленина неразрывно связано с революционными событиями столетней давности. Для подавляющего большинства наших соотечественников он стал главным действующим лицом революции 1917 года, ее символом и вождем. Однако эти устоявшиеся в массовом сознании стереотипы справедливы лишь отчасти. Вне всякого сомнения, Ленин сыграл поворотную роль в нашей истории в октябре 1917 года, но его участие в свержении многовековой монархии и Февральской революции никак не позволяет поставить его в первый ряд «могильщиков русского царства». Владимир Ильич Ульянов, позже взявший себе псевдоним Ленин, родился 10 апреля 1870 года в Симбирске в семье инспектора народных училищ Ильи Николаевича Ульянова (18311886) сына бывшего крепостного крестьянина и мещанки, выслужившего себе потомственное дворянство. Матерью его была Мария Александровна, урожденная Бланк (18351916) дочь врача, имевшего немецко-еврейские корни. В. Ульянов окончил с золотой медалью Симбирскую гимназию, директором которой был Ф.М. Керенский отец будущего главы Временного правительства. В гимназические годы он был еще чужд революционных устремлений, был примерным учеником и до 16 лет принадлежал к симбирскому религиозному Обществу преподобного Сергия Радонежского. Однако, А.Ф. Керенский, учившийся в той же гимназии, утверждал, что по собственному рассказу Владимира, тот уже «в четырнадцать лет выбросил в мусорное ведро свой нательный крест».

http://ruskline.ru/history/2017/01/17/my...

В лесном массиве Зеленая дубрава, расположенном за правым флангом рус. войск, для нейтрализации преимуществ ордынцев был оставлен общий резерв - Засадный полк. Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», командовать им были назначены кн. Владимир Андреевич и московский боярин и воевода кн. Димитрий Боброк-Волынский. Однако более ранняя Летописная повесть прямо отмечает, что в начале сражения вел. кн. Димитрий Иоаннович «с братом своим с Володимером, изрядив полкы противу поганых», вступил с ними в бой, укрепив т. о. дух неопытных воинов, часть которых, «видевши множество рати татарьскои, устрашишася и живота отцаявшеся», а другие - «на беги обратишася» (Там же. Т. 3. С. 376). Получив сведения от разведки, Тюляк и Мамай не стали дожидаться подхода литовско-рус. войск вел. кн. Ягайло, остановившегося в Новосильском княжестве в окрестностях Одоева. Автор «Сказания...» утверждает, что Ягайло якобы не хватило всего однодневного перехода, чтобы достичь пределов Куликова поля. Однако расстояние от Одоева до места сражения в 1380 г. составляло 140 км, т. е. не менее 2-3 дней интенсивного движения. По-видимому, ставкой хана Тюляка и темника Мамая стал Красный холм. Эта местность занимала господствующую высоту между реками Курцей и Смолкой (правые притоки р. Дон). С Красного холма хорошо просматривались окрестности, что позволяло ордынцам зрительно наблюдать за перемещением русского войска. 8 сент. в 10-11 ч. началось сражение с традиционных для этой эпохи поединков. По данным Хронографа т. н. Русской редакции 1512 г. (созданного иноком Досифеем (Топорковым (Вощечниковым)) в 20-х гг. XVI в.), в них особо отличился любутский боярин Ослябя, а по сведениям более поздних редакций этого источника и «Сказания...» - его брат, бывш. брянский боярин Александр Пересвет (см. Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя) Радонежские , преподобные). В течение первых часов битвы войскам Мамая удалось разгромить Сторожевой полк. Вместе с оставшимися в живых воинами этого полка вел. князь продолжил сражаться с ордынцами в рядах ратников Великого полка.

http://pravenc.ru/text/2462231.html

В эту пору в государственной жизни Руси произошли два события, которые в определенном смысле довольно сильно повлияли на историю монашества и вывели его из состояния неопределенности. Первое имело внутриполитический характер. Великое и единое Киевское государство Ярослава переживало в XII в. политический распад из-за распрей между потомками его сыновей . Оно распалось на удельные княжества, которые уже не преследовали общерусских интересов, а пеклись о своих местных, локальных выгодах. Политический престиж Киева особенно низко пал после того, как храбрый и энергичный князь Андрей Боголюбский († 1174), внук Ярослава [] , заложил в северных непроходимых лесах, в Суздальской земле основу нового государственно-политического образования. Эта земля стала местом собирания новых государственных и общественных сил, что в конце концов привело к образованию Московского царства. Распад Киевской Руси на удельные княжества способствовал умножению числа княжеских стольных городов, вследствие чего создавались новые епархии и основывались новые городские монастыри, ибо каждый князь и каждый епископ стремился украсить свою резиденцию. Территориально этот процесс в основном развивался в северо-восточном направлении, в районе Оки и Верхней Волги; одновременно происходило интенсивное переселение русского населения с юга и юго-востока (из Рязанской земли) на северо-восток (особенно в XIV в.) . Этот процесс отчасти происходил под влиянием внешнеполитических событий, которые и составляют второй важнейший фактор в истории русского подвижничества. Политический распад Киевского государства был еще и следствием усиливавшегося проникновения кочевников с юго-востока в южнорусские степи. В X и XI вв. это были печенеги, разгром которых стоил киевским князьям и стране многих сил и крови. В середине XI в. на северном берегу Черного моря появились кочевники-тюрки куманы, которых русские называли половцами. В «Слове о полку Игореве» в поэтической форме отражена вековая борьба с этим свирепым и варварским народом, сжигавшим и опустошавшим города и села. Между прочим, эта длившаяся десятилетиями борьба повлияла на формирование мировоззрения древнерусского человека, ибо современники по-христиански видели в этом политическом и хозяйственном бедствии Божью кару «за грехи наши» .

http://sedmitza.ru/lib/text/436447/

Думается, наш оппонент не до конца понимает, что тренер добросовестно выполнил свою задачу – НАУЧИЛ мальчика. Стоять за себя, не позволять к себе прикасаться чужакам (в т.ч. щипать, и т.д.). При этом провёл разбор и поставил мальчика в пример товарищам по секции за смелость, т.к. юный борец – ключевое! – решился провести бросок и болевой приём после нападения противника! Решимость ещё надо воспитать. Наш оппонент, как нам представляется, незаслуженно обижает тренера, и при этом ещё и апеллирует к русским святым. Тренер сказал предельно просто, мальчишеским языком, с учётом психологии малолетнего ученика. Только для того, чтобы тот понял главное – за себя стоять можно и должно. Если у человека отсутствует самолюбие (не путать с гордыней!!!), и он не может и не желает постоять за себя, каким образом он постоит за других в экстремальной ситуации? За девочку, которой несёт портфель из школы, физически немощного сверстника-«ботаника», за свою семью, свой народ, страну?! Герои Александр Пересвет и Андрей Ослябя – Куликовской брани ратники духовные, –по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышли на бой на Куликовом поле. Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этого сражения. Это была битва сил света и сил тьмы, что отнюдьне образное выражение. Мы учили в школе по истории: 8 сентября 1380 г. Куликовская битва, знаменовавшая собой начало освобождения Руси от ордынского ига, началась споединка двух богатырей - русского монаха-воина Пересвета и отборного ордынского бойца Челубея. Челубей, вообще-то, был лучший поединщик Азии, не абы как. Возможно, технически он был подготовлен и лучше Пересвета. Но… «И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались» . Результаты поединка известны. Скоротечная конная схватка, в результате которой погибли оба воина, но деталь: великан Челубей немедленно вылетел из седла, а смертельно раненый Пересвет на какие-то секунды (вряд ли – минуты!) в седле удержался, направив коня к боевым порядкамрусского воинства. Исход схватки символизирует исход всей битвы: огромные потери для обеих армий, почти " боевая ничья " . Почти... Ценой огромных усилий (и засадного полка Боброка) русским удалось добиться победы. В битве - но ещё не в войне. Тем не менее, значение Куликовской битвы переоценить невозможно.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/29/ch...

Первоначально, как отмечает К.М. Герасимова, до ассимиляции буддизмом, в функцию гневных защитников не входила защита религии; «верующие обращались к ним в поисках защиты от нечистой силы, поскольку ее вмешательством объяснялись всевозможные бедствия в природе и жизни людей. В буддийском и особенно в ламаистском культе к древней функции подавления нечистой силы добавилась задача защиты религии от инаковерующих и неверующих, поэтому к древним представлениям о причинах и носителях зла, мешающих обыденному житейскому благополучию, добавилось представление о «врагах религии " ». В их число входят те, «… кто критикует учение ваджраяны, вызывает беспорядки и притесняет духовенство, … в ламаистских письменных обрядниках мотив обеспечения счастья людей ставится в зависимость … и от степени процветания буддийской религии и духовенства» 18 . (Данным посылом отчасти обьясняется характер выступлений сторонников Далай-ламы XIV в связи с отказом МИДа во вьездной визе в Россию. Далай-лама является одним из носителей живой тантрической традиции, посвящение в которую невозможно без непосредственного визуально-вербального контакта с учителем). В системе тибетского буддизма дается обоснование допустимости смешения этико-философского учения «чистого» буддизма с «варварской» обрядностью небуддийских культов. Этой задаче, по мнению К.М. Герасимовой, служила догма о трех формах бытия Будды или его трех телах. Во-первых, дхармакая – безличный абсолют, неявленная в материальных формах трансцендентальная духовная сущность всего сущего в мире. Далее самбхогакая – явление божества в телесной форме, наделенной всеми внешними признаками красоты в небесной области Аканишта. И третье – нирманакая, явление божества в материальных формах земного мира. Эта догма о различных формах проявления трансцендентальной природы будд и бодхисатв дает возможность объявить любой культ, любое небуддийское божество воплощением дхармакаи. Нечто подобное по отношению к христианству пытается предпринять Далай-лама XIV в своей книге «The Good Heart: A Buddhist Perspective on Teachings of Jessus» 19 . В качестве бодхисатв – «борцов» за «желтую веру» – уже введены наиболее чтимые в православии образы святых. В Бурятии реализуется установка на воспитание лам из числа прибалтийских и русских юношей при Иволгинском и Верхне-Березовском дацанах, где хувараки (учащиеся) вычитывают по сто тысяч «сокровенных мантр» Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому , Архангелу Михаилу, Пресвятой Богородице (вошедшей в пантеон в качестве «зеленой тары» – защитницы веры…) 20 . Таким образом, этносоциальная сфера приложения активизирующейся миссионерской деятельности ламаизма расширяется, дабы «привести на путь спасения христианских варваров, еще погруженных в глубину пропасти религиозного невежества» 21 . При этом необходимо учитывать, что культ «больших» срунма стандартизирован.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сладость бо словесную Давидъ вкусив, удивляяся, къ Богу глаголет: «Коль сладка грътани моему словеса твоя, паче меда устомь моим!» (408). Андрей Рублев не оставил после себя исповеди, подобной епифаниевской, но высочайший артистизм, с которым выражена главная идея в его «Троице», позволяет предположить, что он боролся с самим собой за каждую линию, форму, силуэт, оттенок цвета в поисках божественной гармонии, с не меньшей страстью и напряжением всех духовных сил, чем Епифаний за каждое слово. Сила и непреходящая значимость древнерусского искусства, как я уже сказал, в его софийности – удивительной способности его творцов смотреть на жизнь под углом зрения вечности и, прозревая в жизненных явлениях сущностные основы бытия, выражать их в цвете, слове, звуке. Древнерусское искусство действительно прекрасно и возвышенно своей софийностью, которой оно привлекает к себе и человека XX столетия, но особо остро которую ощущали люди средневековой Руси. Красоту культового искусства уже автор «Повести временных лет» (начало XII в.) непосредственно связывал с Богом. Неописуемая красота храмового действа в Константинополе выступала в его глазах главным доказательством божественного присутствия, соответственно, – истинности византийской веры. Магия слова Древнерусские книжники и иконописцы конца XIV-XV в. понимали свое творчество как священнодейство. Не случайно Епифаний в «Житии Сергия Радонежского» возводит словесное искусство почти до таинства Евхаристии: «Приидите ж ако да причастимся словесы». Само «Житие» как литературный жанр он осмысливает в качестве духовной трапезы, предназначенной для насыщения читателей. По Епифанию, писала О. Ф. Коновалова, «литературное произведение – это трапеза, празднество, ликование, а значит, и отношение к литературе должно быть особым, как к чему-то свыше предложенному для спасения читателя, для его духовного насыщения» 44 . Столь высокое понимание смысла и значения словесного искусства основывалось на глубокой философии слова, восходящей еще к античным и библейским временам и проникшей на Русь в период «второго Южнославянского влияния».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из главных показателем НКО-«иностранного агента» - финансирование из-за рубежа. На тему иностранного капитала в деятельности «Стрелки» информацией не располагаю. И всё же некоторые аналогии напрашиваются сами собой. Не являются ли подобного рода институты неким подобием «агентов влияния»? Если не по формальному принципу (участие иностранного капитала), то по смыслу (ориентир на иностранные «прогрессивные» идеи)… Говоря о своих программах, институт констатирует: «В 2012 году заглавным проектом летней программы «Стрелки» стал проект под названием «Agents of Change»« (агенты перемен, то есть). …Конечно, публично институтом в этом вопросе речь ведётся об изменении окружающей среды оригинальными идеями, использовании каких-то новых знаний и т.д., но сам факт принятия в официальную терминологию института понятия «агентов перемен» серьезно настораживает. Всё это наталкивает на смутное подозрение (конечно, только подозрение, ничего более) о некоей первичной стадии вербовки настоящих агентов влияния. Ельцинский олигарх Александр Мамут и его институт «Стрелка» имеют отношение и к проекту создания «домов новой культуры», или ДНК-центров, призванных вместо традиционной русской культуры, основанной на Православии, навязать нашему народу… «культуру меньшинств». Как сообщает в той же статье Андрей Сошенко, «одним из инициатором и активным организатором ДНК-проекта был… Владислав Сурков. «Поручение» или «отмашку» по реализации данной «инновации» дал Дмитрий Медведев . А начало всему этому т.н. ДНК-проекту положил другой проект - «Культурный альянс», связанный с именем скандального галериста и осквернителя нравственности и духовности Марата Гельмана. Что нам ждать от этих людей на земле преподобного Сергия Радонежского, основавшего святую обитель, вокруг которой вырос и Сергиев Посад? Вопрос риторический. Но губернатору Воробьёву и депутату Госдумы Пахомову всё нравится... А Сергей Пахомов, ещё будучи главой района, не скрывал своего восторга от дегенеративно-вырожденческого «творчества» режиссёра Демахина.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/26/ze...

В этом смысле появление первой генерации советских кинематографистов выглядит наиболее органичным. Их приход был ответом на призыв души и сердца. Это была не только удивительная, но и естественная по тем временам акция — в наше время многие не хотят понимать ее истинный смысл. Он заключается в том, что классическое советское кино делалось юношами, почти мальчиками, умевшими, однако, здраво оценивать смысл своих поступков и нести за них ответственность. Тем не менее, достаточно поучительным оказался ВГИКовский путь, исподволь подготавливающий мою сегодняшнюю оценку опыта, на котором мы учились. Как сказал Гессе в своей «Игре в бисер»: «Истина должна быть пережита, а не преподана. Готовься к битвам!» Движение становится истинным, то есть способным превратить традицию в общественную энергию, лишь тогда, когда судьба этой традиции, тенденция ее развития и движения совпадают с объективной логикой (пусть даже обгоняя ее) развития общества. В этой связи стоит еще раз упомянуть здесь и о «Рублеве», которому в качестве эпиграфа вполне могла бы быть предпослана только что приведенная фраза из Гессе. По существу концепция характера Андрея Рублева выстраивается по схеме возвращения «на круги своя», которая, надеюсь, возникает в фильме достаточно непроизвольно из более или менее естественно и органично воссоздаваемого на экране «свободного» течения жизни. История жизни Рублева для нас, по существу, история преподанной, навязанной концепции, которая, сгорев в атмосфере живой действительности, восстает из пепла как совершенно новая, только что открытая истина. Воспитываясь в Троице-Сергиевой лавре под крылом Сергия Радонежского, нетронутый жизнью Андрей усвоил основной девиз: любовь, единство, братство. Во время междоусобных смут, братоубийственных столкновений и под пятой татар лозунг этот, инспирированный действительностью и политической прозорливостью Сергия, выражал необходимость объединения, централизации перед лицом татаро-монгольского ига как единственную возможность выжить, чтобы завоевать национальное и религиозное достоинство и независимость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Инна К. 19 сентября 2012, 15:07 Тем, кто считает эту статью слишком суровой. Тут ведь ясно все сказано: нужна адекватность. Ну, а как именно поступить - тут каждый должен решать сам. Возьми кощунника за шиворот и выведи из храма или просто встань на его дороге, схвати за руку. Не так силен физически - скажи словами. Если ты можешь мирно и с любовью объяснить кощунникам их неправоту - объясняй. Не дано тебе мирно и разумно говорить - зови охрану. Все мы - разные и реагировать будем по-разному. Только не стой столбом! Серега 19 сентября 2012, 14:49 Валентина Петровна, а Вы свои слова: " ...вошел в доверие, а теперь так незаметненько вилы в руки народу сует, идите, мол, действуйте, хватит быть мягкотелыми... " с осуждением за это -- кому адресуете? Уже ли не Сергию Радонежскому? Ась??!! Он по-Вашему неправ был, говоря именно это?!?! Ну, знаете, это уже запредельно! Лично меня после чтения такого язвительного комментария уже не смущает необходимость взяться не только за вилы, чтобы прекратить и съемки оскорбительных видео, и неуместные танцы, и поучения неучей в адрес учителей, и прочие выдумки какие еще будут придуманы... Уж если находятся " товарищи " , которые иных аргументов кроме страха за свою шкуру понимать не хотят -- как пожелаете! Если так ставится вопрос: жить в Содоме или погибнуть в драке с его устроителями, то возникает вопрос встречный: стоит ли цепляться за жизнь, если жить предстоит в Содоме? Константин-белорус 19 сентября 2012, 13:26 Спаси Господи! Отец Андрей. За написанное. Ваша цитата: " Безнаказанность подобных выходок рождает вовсе не смирение и раскаяние в делателях беззаконий, а только распаляет их и движет далее по наклонной – к выходкам еще более кощунственным. " . Согласен полностью с " распаляет их и движет далее по наклонной – к выходкам еще более кощунственным " Житие мучеников мы все читали... Однако не согласен с " Безнаказанность подобных выходок " Вопрос - кому наказывать? Церкви? Уже есть опыт сжигания раскольников? Инквизиция та же самая.

http://pravoslavie.ru/56119.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010