Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Западном военном округе назначен первый штатный военный священник 01.11.2011 В бригаде управления Западного военного округа появился первый штатно назначенный помощник командира бригады по работе с верующими военнослужащими - военный священник , сообщил " Интерфаксу " во вторник начальник пресс-службы Западного военного округа полковник Андрей Бобрун. С 1 ноября отец Анатолий Щербатюк приступил к новому служению под Петербургом. По словам представителя округа, помощники командиров соединений по работе с верующими военнослужащими свою деятельность в воинских частях будут осуществлять согласно канонам и традициям Русской Православной Церкви. На помощника командира по работе с верующими военнослужащими не может быть возложено выполнение задач, не совместимых со священническим служением. Отцу Анатолию 56 лет, из них 23 года он проходил военную службу сначала в Советской, а потом и в Российской армии, закончив в должности начальника штаба воинской части. Осенью 2005 года отец Анатолий рукоположен в сан иерея при храме Сергия Радонежского в городе Сертолово Ленинградской области. Отец Анатолий женат, воспитывает троих детей. Помощник командира соединения по работе с верующими в своей служебной деятельности не подменяет офицеров-воспитателей, его работа направлена на духовное воспитание военнослужащих православного вероисповедания, на удовлетворение их религиозных потребностей. Работу с военнослужащими войсковой священник проводит только в личное время военнослужащих, не вмешиваясь в их повседневную жизнедеятельность и мероприятия боевой подготовки. Также войсковой священник по поручению командира соединения или его заместителей может привлекаться к выполнению задач военно-социальной работы, а также взаимодействовать с семьями военнослужащих. Военнослужащие иных вероисповеданий также могут реализовывать свои духовные запросы в свободное от службы время. Отделом по работе с верующими военнослужащими Западного военного округа налажено взаимодействие с представителями исламского духовенства и других вероисповеданий. Священнослужители других религий, чьи услуги требуются военнослужащим, по согласованию с командованием части могут посещать военнослужащих и удовлетворять их религиозные потребности.

http://drevo-info.ru/news/11720.html

- Вы не возражаете, если мы будем снимать интервью на видео для лаврского сайта? - огорошил нас Дмитрий. Отец Моисей прочитал молитву, пригласил нас к столу, налил травяной чай в кружки. - Монастырский оздоровительный центр «Дорога к храму» был создан в год 700-летия преподобного Сергия Радонежского - в 2014-м году. Основная цель, как и всей нашей монастырской деятельности, - помощь людям. Стоит сразу отметить, что мы не занимаемся лечением больных в привычном смысле этого слова - мы рассматриваем Центр как комплементарную (дополнительную) медицину, которая, главным образом, связана с рекомендациями по приему трав и травяных сборов. Мы ни в коем случае не позиционируем себя как альтернативу тому лечению, которое больной получил ранее. В основном подсказываем, какие еще средства можно использовать помимо тех, что человек уже принимает. Если, к примеру, у человека воспаление легких, одними травами тут не обойтись, нужны антибиотики, капельницы и прочее. С помощью фитотерапии лечат даже диабет. Но нельзя забывать, что это лишь помощь. Нужно выполнять предписания врачей. Поэтому важно, что в оздоровительном Центре работают люди с высшим медицинским образованием, имеющие практический опыт лечения больных. И к тому же это верующие люди, священники. Медико-санитарную часть возглавляет игумен Тихон - опытный врач с многолетним стажем. Работают терапевты, фармакологи и другие специалисты. Наши сотрудники понимают, как болезнь развивается, в чем ее причина и следствие - на физическом и духовном уровне. Также мы помогаем людям разобраться, что с ними происходит, как им выйти из сложных жизненных ситуаций, в первую очередь связанных со здоровьем. - Сколько среди сотрудников Центра лаврских монахов? - Человек семь. Но не все врачи из нашей братии работают по специальности, многие оставили эту деятельность. Хотя врач все равно остается врачом. Особенно хочется отметить архимандрита Трифона - замечательного травника с многолетним стажем. Он помог очень многим людям не только исцелиться от болезней травами, которые собирает сам, но и мудрым пастырским советом. Сейчас он окормляет заключенных в местной зоне лишения свободы. Также с большой благодарностью скажем о монахе-травнике отце Андрее, человеке многогранных знаний в области фитотерапии. Он даже преподавал эту сложную науку в одном из учебных заведений. Отец Андрей с большой самоотдачей трудился в нашем Центре с начала его создания, но взял перерыв для углубленной монашеской жизни.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/20/odin...

Какие же события произошли в этом году? Под этой датой («въ лето 6864») Рогожский летописец помещает следующее известие: «Тое же зимы на Москве вложишеть дьяволъ межи бояръ зависть и непокорьство, дьяволимъ наоучениемь и завистью оубьенъ бысть Алексий Петровичь тысятьскии месяца февраля въ 3 день, на память святаго отца Семеона Богоприемьца и Анны пророчици, въ то время егда заоутренюю благовестять, оубиение же его дивно некако и незнаемо, аки ни оть кого же, никимь же, токмо обретеся лежа на площади» 276 . Речь в данном отрывке идет о видном московском боярине Алексее Петровиче Хвосте. Историки связывают его убийство с борьбой за власть внутри столичного боярства за пост московского тысяцкого, являвшегося по сути начальником городского ополчения. Как известно, при Иване Калите московским тысяцким был Протасий Вельяминов, которого сменил на этом посту его сын Василий. Последний умер в промежуток между 1347 и 1356 г. и должность тысяцкого стала предметом борьбы, в которой Вельяминовых одолел Алексей Петрович Хвост. Однако эта победа стоила ему жизни. «Летописцы, – отмечает академик С. Б. Веселовский, – рассказывают об этом крупном московском событии как-то сбивчиво, загадочно, с недомолвками. Одни говорят, что Алексей Петрович был убит «боярскою думою», т.е. боярским заговором, другие выражаются менее определенно: «всех общею думою... яко же Андрей Боголюбивый от Кучковичь, тако и сий от своея дружины пострада» 277 . Убийство было действительно «дивно», т.к. вообще у бояр было обыкновение никуда не выходить без сопровождения вооруженных слуг, а здесь был покинут своей дружиной и убит не кто иной, как главнокомандующий Москвы и Московского княжения. Явно, что Алексей Петрович был предан и убит своими слугами, подкупленными его врагами из боярской среды. Последующие события показывают, что убийство было совершено не «всех общею думою», а боярской партией, которая встретила отпор со стороны третьей партии, настолько сильной, что эта последняя не позволила заговорщикам воспользоваться плодами своего преступления и поставила их под угрозу возмездия. Если они не были наказаны немедленно, то только потому, что великий князь был в это время в Орде» 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Теперь главные персонажи - это монстр и герой-насильник из компьютерных мультфильмов, откровенно названных самими детьми " мочилками " , " душилками " и " страшилками " . А ведь все это - трагедия, ибо дети лишаются тихого и мирного детства, его внутренней сокровенной тайны, основанной на чистоте, доброте и любви. С особой болью мы видим, как маленькие мальчики и девочки растлеваются духом под влиянием не только тех или иных продюсеров, актеров, певцов, писателей, поэтов, радио- и телеведущих с блатным грязным сленгом, но и отошедших от Бога родителей - алкоголиков, наркоманов и извращенцев. Их дети подолгу не идут домой - потому что дома обстановка еще хуже, чем в темной подворотне, - слоняются по городу, делаются беспризорными, ходят по рукам уголовников на вокзалах и в других общественных местах, страдают тяжелыми заболеваниями, быстро гибнут душой и телом. Останется ли безнаказанным, что дети, всегда близкие к Богу, насильственно отрываются от Него? Господь сказал, указывая на детей: " ...Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов и потопили его во глубине морской " . О бесновании Иногда приходит в голову мысль: что сказали бы современники преподобного Сергия Радонежского, окажись они на русской земле конца XX века? Вначале бы они подумали, что с их зрением и слухом происходит что-то неладное: вместо сурового труда и ратной жизни - сплошной поток развлечений; вместо целомудренного юношества и умудренных годами взрослых - полуобнаженные люди самых разных возрастов, в том числе и совсем преклонного; вместо чудных многоголосых народных песен неистовые звезды эстрады, скачущие в дыму и какофонии звуков. Затем православные предки взглянули бы на лотки с газетами " Я - молодой! " , " Спид-инфо " и журналами " Андрей " с " т.е " ., посмотрели бы киноафиши с переплетениями мускулов и бесстыдной наготой - и все бы поняли. И сказали бы о нашем времени одним словом: беснование. О, несомненно, многим из нас очень не понравится это слово. Любители массовой культуры, рок-звезд, кик-боксеров, киллеров, триллеров, " зубодробительных суперхитов " , хотдогов и бультерьеров будут изо всех сил доказывать, что наши православные предки и их время - это " сплошное ханжество " , застой мысли и полное отсутствие индивидуальной свободы (т.е. свободы безнаказанно развращаться и развращать других).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Мы учитываем резолюции Святейшего Патриарха, в которых он дает свои указания и вносит корректировки. Например, в свое время было распоряжение строить храмы не менее, чем на 500 человек. Мы это учитываем, смотрим, как на данном участке можно осуществить это требование. Находим решение для размещения приходского дома, объединяем его с храмом или ставим отдельным строением. Есть разные схемы размещения приходских помещений. Их можно заложить в подклете, можно интегрировать со зданием храма в единый комплекс. Чтобы экономить время, часто процесс начального проектирования идет через электронную почту. Мне присылают эскизы, я даю встречные предложения и т.д. Приходится и самому рисовать. А за кем остается последнее слово в этом выборе? Это дело Вашего вкуса? Есть Общецерковный экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации, который учредили в прошлом году. В нем есть несколько рабочих групп, в том числе и по архитектуре, руководить которой Священноначалие благословило мне. Решения принимаются и в рабочем порядке, и на собраниях. После всех этапов рассмотрения проект поступает на утверждение к председателю ФХУ митрополиту Марку. Затем их рассматривает Москомархитектура. И после того, как эскизный проект утвержден, начинается разработка полного проекта, который должен пройти государственную экспертизу. И только после этого этапа должно начинаться строительство храма. Проект храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле      Попадались ли среди проектов «жемчужины»? Можете съездить на Ходынское поле и посмотреть, какой там вырос храм. Особенно советую увидеть его изнутри. На мой взгляд, очень интересный храм! Он решен в виде монолитного цельного куба, потому что вокруг очень агрессивная городская застройка. И стоит он посреди этих зданий, как крепость. А внутри, действительно, жемчужина. Он являет собой тип купольной базилики, и внутреннее пространство задумано так, что все формы движутся, перетекают одна в другую. Его архитектор Сергей Яковлевич Кузнецов уже около тридцати лет занимается церковным проектированием. Таких людей немного. В их ряду еще Андрей Альбертович Анисимов и Алексей Анатольевич Мамонов, который спроектировал изумительный храм на проезде Шакальского. Несмотря на то, что он выполнен достаточно традиционно это образец очень качественной архитектуры. А вот Кузнецов и Анисимов работают более свободно. Кстати, С.Я. Кузнецов делает все эскизы и чертежи не на компьютере, а руками, что сегодня большая редкость.

http://pravoslavie.ru/103161.html

- Гелиан Михайлович, вы упомянули, что до Университета учились в Военно-воздушной инженерной академии. А как вас туда, простите, занесло? - В 1О классе к нам в школу пришёл очень интеллигентный полковник и рассказал, что в их Академии образование лучше, чем в " штатских " вузах. А так как я тогда и сам не знал, чем мне заниматься, то и поступил на аэродромно-строительный факультет. Пути наши с аэродромным строительством расходились всё дальше и дальше. Я проводил много времени в букинистических магазинах, покупал Гумилёва-отца, Ахматову, Мандельштама, Пастернака... К счастью, меня оттуда вышибли в солдаты и отправили на лесоповал. Как только демобилизовался, пошёл в Университет. А у меня даже документы не приняли. - Почему? - Да потому, что в армии дали чудовищную характеристику: политику партии и правительства не понимает. Проработал год на стройке. Говорю, дайте мне характеристику для Университета. От меня отмахнулись: сам напиши, а мы подмахнём. Ну я и написал: политику партии и правительства понимает правильно... На историческом факультете ЛГУ я специализировался по византийско-русским связям. Стал учить греческий. Для меня даже специально пригласили преподавательницу с кафедры классической филологии - Софью Викторовну Полякову, этакую строгую Диану-охотницу: собак всегда у неё в доме было полно, ходила она в высоких сапогах. Уже со второго курса ходил в Пушкинский Дом на заседания сектора древне-русской литературы к Дмитрию Сергеевичу Лихачёву. Когда дело шло к окончанию Университета, Дмитрий Сергеевич предложил мне поступить к нему в аспирантуру, что я, конечно же, с радостью и сделал. Он сказал: " Защититесь вовремя, будете зачислены на работу в " Пушкинский Дом " . Защитился, - было это в 1968 году, и взяли меня старшим научно-техническим работником. Ну а потом защита докторской диссертации, многотомное издание памятников литературы Древней Руси, за что и удостоен вместе с коллегами Государственной премии. - И какой же век ваш самый любимый? - XIV. Это и Андрей Рублев и Дмитрий Прилуцкий, и Сергий Радонежский, и Кирилл Белозёрский.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Дело в том, что из практики последующего времени известно, что московские великие князья не давали жениться своим удельным братьям до тех пор, пока у них не рождался наследник (особенно характерн в этом плане пример Василия III, Долго не имевшего сыновей). Вероятно, нечто подобное существовало и в XIV в. Очевидно, Иван Красный смог начать планировать свою женитьбу только после того, как к этому приступил его старший брат. Свадьба Ивана Красного состоялась, как мы видели, зимой 1341 г. Что же касается матримониальных планов Семена, они оказались расстроенными. Нам остается лишь гадать – почему его помолвка так и не завершилась венчанием – то ли невеста не захотела выходить замуж при еще живой первой жене будущего супруга (хотя и постриженной в монахини), то ли слишком малым показалось московскому князю приданое. Как бы то ни было, сложилась ситуация, когда у великого князя все еще не было наследника, а у его брата мог вот-вот появиться долгожданный продолжатель московской династии. Но брак удельного князя продолжался очень недолго. Уже через год летописец помещает известие о смерти жены Ивана Красного Феодосии зимой 1342 г. Стоит заметить, что это произошло после возвращения Семена Гордого из поездки в Орду 353 . При этом укажем, что известия о смерти Феодосии нет в московском летописном своде конца XV в., отразившем великокняжеское летописание. Все это заставляет поставить вопрос – нет ли определенной связи между смертью Феодосии, пробывшей в браке с Иваном Красным всего несколько месяцев, и отсутствием у Семена Гордого наследников мужского пола? Примечательно, что повторно Иван Красный смог вступить в брак лишь через три года, причем одновременно с великим князем, равно как и их младший брат Андрей. Под 1345 г. летописец поместил известие, что они «вси трие единаго лета женишася» 354 . Для нас в этих рассуждениях важен итог – после долгих споров и проволочек, судебных разбирательств в Орде Семен Гордый все же вынужден был уступить несостоявшемуся тестю Нижний Новгород и Городец.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но вот машины миновали последние новостройки и теперь мчались по пустынной дороге так быстро, что взгляд сидевшего в салоне не успевал схватить ни столба, ни дерева, ни листвы кустарника, со свистом срывавшихся и пропадавших сзади, чтобы уступить место новым столбам и новым деревьям, которые, не позволяя себя толком разглядеть, точно так же валились в оставленное за кормой небытие. Только несколько облаков на серо-синем сентябрьском московском небе поспевали за ними. Через десять минут машины подкатили к носовой части самолета. У трапа ждала группа людей в строгих черных костюмах — все одинаковые, как грачи. Круглолицый человек в каракулевой пилотке выбрался из ЗИЛа. Куце шагая, он пожал руки провожающим, а затем неспешно поднялся по трапу, а перед тем как исчезнуть в дверях, обернулся, вскинул сцепленные руки и потряс ими, поворачиваясь направо и налево. За ним последовали еще несколько человек. Трап убрали. Грачи расселись по машинам и уехали, не дождавшись момента, когда самолет растворился в солнечном сиянии. Глава 3. Особый режим Катерина завела Гринюшку под навес остановки, в тень. Вдалеке, в перспективе между двумя рядами будто в караул вставших тополей, высился даже отсюда выглядевший величественным многоглавый собор святого Сергия Радонежского. Поговаривали, что скоро его должны снести, но Катерина в это не верила — мало ли что люди болтают! Не по-апрельски жгучее солнце заставляло все вокруг отливать золотом. Синие купола казались гораздо ярче выгорелого неба. Ташкент, апрель 1929 г. Гриша потянул ее за руку и требовательно показал пальцем. — Клеститься! — строго сказал он. — Умничка ты мой, — умилилась Катерина и, наклонившись, прошептала в ухо: — Давай подождем чуток, сейчас вон тот дядька отвернется… — Почему? — спросил Гринюшка. — А вдруг он папке расскажет! — ответила Катерина, округляя глаза, чтоб намекнуть на беду, какая в этом случае могла бы с ними обоими случиться. Они выждали и, когда дядька в белой косоворотке, дырчатой шляпе, с портфелем в руках, тоже ожидавший трамвая и в нетерпении расхаживавший вперед-назад, пошел в другую сторону, быстро и дружно перекрестились — Катерина трижды, всякий раз завершая знаменье мелким поклоном, и Гринюшка так же.

http://azbyka.ru/fiction/pobeditel/?full...

Иванчина­Писарева). 59 Слово Бог дважды написано Краевским с маленькой буквы, и Иванчин-Писарев, написав ее также, подчеркнул первую букву, желая обратить внимание своего корреспондента на безнравственность издателя «Отечественных Записок». 60 Агрономический инструмент вроде винта, для вырывания корней дурных трав (примеч. Иванчина­Писарева). 61 Выражение: «Que diable allais-tu faire dans cette galère?» часто повторяется в 9-й сцене 2-го акта пьесы Мольера «Les fourberies de Scapin» (Поделки Скапена). 62 Это опять относится к моим упрекам, зачем журналы лишь перебраниваются, а не занимают публику полезным и приятным, как некогда Карамзин. Если же мои «Черниговские» пришли к нему до 12­го марта (число письма), то это, может быть, относится и к его замышляемой статье против меня (примеч. Иванчина­Писарева). 63 Польское выражение «padam do nog» – т. e «земно кланяюсь»; Иванчин-Писарев, вероятно, полагал, что Краевский – поляк. 65 Одною из причин недовольства Иванчина-Писарева на Белинского было, вероятно, то, что он, судя по фамилии, считал его поляком, как и Краевского. 66 «Канон преподобному отцу нашему Дионисию, архимандриту Сергиевы Лавры, Радонежскому чудотворцу, с присовокуплением жития его», М. 1808 г., стр. 62, Житие, в главе: «Об освобождении из заточения Святого Святейшим Филаретом, Патриархом Московским и Святейшим Феофаном, Патриархом Иерусалимским»; место это читается так: «Слышано бо бысть Восточным Церквам, како бедне Великая Россия от змиевого гонения, от Папы Римского изблеванною скверною водою, Ростригою и Сигизмундом, нарекаемыми Царевичами, ядовитыми сими гады, уже 14 лет страждет». Святой Дионисий умер 10-го мая 1633 г.; был архимандритом Троицко-Сергиевой Лавры. 67 Список «Знаменитых мужей, изшедших из обители Симоновской» напечатан, в виде прибавления, на стр. 111–123-й «Вечера в Симонове». 68 Андрей Николаевич Муравьев (род. в 1806, ум. в 1874 г.), автор «Путешествия к Святым местам», выдержавшего множество изданий, был в это время чиновником за обер-прокурорским столом в Синоде; известен своею ревностью к православной церкви и ее догматам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Сравнение древнерусской иконописи, особенно происходившей из центров, удаленных от Москвы, всегда испытывавшей заметное влияние Константинополя, с византийской показывает, сколь сильно различались идеалы духовной красоты русичей и византийцев. На Руси (особенно в Новгороде, Пскове, северных землях) они подверглись сильному влиянию местных, восходящих к дохристианским временам представлений о красоте материальной, видимой, фольклорной. В архитектуре это отражалось в значительно большем, чем у византийцев, внимании русских зодчих к красоте экстерьера, окраске и украшению куполов, крестов, к вписанности храма в пейзаж. Духовная красота в ее чистом, или строгом православном, смысле открывалась на Руси далеко не многим. Ее истинными стяжателями были лишь наиболее одаренные подвижники (как Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Нил Сорский да их ближайшие ученики и последователи) и немногие высокодуховные иконописцы (такие как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий Ферапонтовский). Большинство же православных русичей привлекала не сама по себе духовная красота, но ее выраженность в чувственно воспринимаемых предметах, то есть в красоте видимой, и прежде всего в красоте искусства. Красота, благообразие, стройность (чинность) в творении, человеке, церковном искусстве достаточно устойчиво понимались в Древней Руси как символы святости, благочестия, вообще духовных ценностей. Хотя, как и во всем христианском мире, в этом плане существовала и обратная, правда, не очень распространенная, тенденция. В кругах ригористически настроенных подвижников видимая красота, особенно рукотворная, осуждалась как возбудитель греховности, и, напротив, безобразный внешний вид мог служить символом духовных ценностей, святости, благочестия (в случаях с мучениками за веру, аскетами, юродивыми). Для эстетического сознания Древней Руси характерно чувство возвышенного. С особой остротой оно было развито у подвижников, практиковавших аскетический образ жизни. Далеко не случайно П. Флоренский считал их главным эстетическим субъектом, а аскетику в прямом смысле слова — православной эстетикой, резонно напоминая, что и сами аскеты называли свой образ жизни «искусством из искусств», «художеством из художеств». Чувство возвышенного возникало у подвижников при созерцании духовного света, в моменты откровения духовных сфер в видениях, знамениях, чудесах, сопровождавших жизнь древних стяжателей божественных истин. Нередко мистический опыт подвижников находил выражение в искусстве — особенно в гимнографии и в живописи. Многие иконописцы жили в монастырях, сами монашествовали, общались с высокодуховными братьями и опыт мистических откровений умели выразить художественными средствами своего искусства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=184...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010