" Двухлетний опыт пребывания в Румынии был для меня очень важен. Я видел нерусское Православие (а для меня православие – вселенская религия). Кроме того, Румыния – очень религиозная страна, там сохранилось много церковных народных традиций. Самое важное, что там произошло: меня рукоположили " – говорит Андрей Кураев. В 1990 году Патриархом стал Алексий II. Ему потребовался референт, который " умеет писать " . Ректор порекомендовал отца Андрея. " Патриарх встретил меня с улыбкой: " Говорят, Вы хорошо умеете писать? " – " Нет, Ваше Святейшество, я пишу только из лености и ради экономии – чтобы не повторять десять раз одно и тоже " . Посмеялись. Характерно, что первая фраза, которую я сказал при нашей встрече, была: " Нет, Ваше Святейшество... " Патриарх позволяет с собой не соглашаться. Два последующих года пребывания в этой должности были очень для меня важны. Я знакомился с политическими и общественными деятелями, видел, из каких страстей, побуждений исходят люди, делающие политику. Нет автоматической машины истории, фантастически много зависит от поступков конкретных людей. При этом сам я никогда не стремился заниматься политикой - ту деятельность воспринимал скорее как послушание " , – рассказывает отец Андрей. Все же Андрей Кураев считает, что его призвание – педагогика. В январе 1993 года он ушел во вновь созданный православный университет деканом богословского факультета. Кроме того, вернулся и в МГУ на родную кафедру, которая теперь называется кафедрой истории религии. Его курс по православию там – один из самых посещаемых (на одного " обязательного " студента подчас приходится пятнадцать вольнослушателей). Диакон Кураев очень активно выступает в периодической печати - как он выражается, " от безысходности " . Утверждает: " Я невысокого мнения о своем публицистическом таланте, а тем более богословском. Пишу на какую-либо тему только тогда, когда вижу: никто больше этого не делает... " В 1994 г . в Институте философии РАН Андрей Кураев защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. В 1995 г . защитил кандидатскую диссертацию по богословию в Московской Духовной академии. В 1996 г . Патриархом Алексием по представлению ученого совета РПУ присвоено ученое звание профессора богословия. Решением Синода от 12 марта 2002 года включен в состав редколлегии сборника " Богословские труды " . Решением Синода от 24 декабря 2004 года включен в состав Синодальной Богословской комиссии. 15 февраля 2003 года Патриархом Алексием награжден орденом преп. Сергия Радонежского 3-й степени.

http://pravoslavie.ru/15802.html

По-видимому, в Византии это хорошо понимали. Однако Промысел звал к бескомпромиссности: решения Соборов 1341 и 1351 годов провозглашали первенство религиозного познания над политикой и даже над национальными интересами. Те, кто принимал эти решения, осознавали, что Византия как государственное образование гибнет, империя обречена; они хотели сохранить и передать нечто более важное, чем государственные институты, армия или право, они хотели передать византийское понимание богоустроенного мира. Так мистическая практика монахов-исихастов не только породила сложнейшую богословскую дискуссию, но и привела к созданию новой политической идеологии. Византия и Россия Что приняла наша страна от Византии в целом и исихазма в частности? Конечно, это известная всем идеологическая и политическая концепция " Москва – Третий Рим " . После падения Византии в 1453 году и дальнейшей экспансии османов, покоривших все православные территории на Балканах, Россия осталась единственной независимой православной страной. Удивительна смелость, если не сказать дерзость, с которой была провозглашена столь претенциозная концепция. Действительно, вспомним, что представляла собой Россия в конце XV – начале XVI века. На западе – захваченный литовскими войсками Смоленск, на юге – граница по Ельцу, 350 км от Москвы. Тем не менее лидеры этой не слишком сильной, где-то на задворках Европы расположенной страны считают возможным объявить о решении глобальной задачи – сохранении православия. Ранее, за век до того, возвышается фигура Сергия Радонежского, по мнению историков исихаста, сделавшего необычайно много и для Русской церкви, и для государства. Полагают, что идеология Сергия Радонежского сформировала новую великорусскую нацию. Примерно в то же время работали два великих русских живописца – Феофан Грек и Андрей Рублев. Историки уверены, что оба они были исихастами. Почти все русские религиозные философы XIX – начала XX века в той или иной степени развивали идеи исихастского толка. Соборность, всеединство, богочеловечество, русский космизм – эти понятия и концепции уходят корнями в средневековый исихазм. Владимир Соловьев, безусловный лидер русской философии XIX века, с новой силой возобновивший религиозную философскую дискуссию, оказал влияние на многих русских мыслителей: Булгакова, Бердяева, Флоренского, Франка, Трубецких. Соловьев предложил Достоевскому образ Алеши в " Братьях Карамазовых " .

http://religare.ru/2_103360_1_21.html

     «Этот мультфильм про настоящие чувства, про то, как сложно подросткам и детям отличить ложь, зло, лесть, предательство от настоящих ценностей. Я надеюсь, нам удалось найти ту интонацию, которая позволит донести глубину, но при этом в современной форме, на современном языке. Между нашей командой, Паровозом”, лаврой и Московской духовной академией сложилась уникальная творческая атмосфера, и я надеюсь, что мы продолжим отвечать на вечные и глубокие вопросы», – делится Василий Бровко, директор по особым поручениям госкорпорации «Ростех». Получился по-хорошему необычный и очень современный мультфильм «Получился по-хорошему необычный и очень современный мультфильм. Это история как для семейного просмотра, так и для похода школьников в кино всем классом», – добавляет режиссер-постановщик Андрей Колпин. Мультфильм получился простым, может, даже очень простым, недаром ведь «6+». Но ведь и образ преподобного Сергия Радонежского, при всей необычайной глубине этого духовного гения русского народа, прост и целен. Как проста и светла «Троица» преподобного Андрея Рублева. Как это соотнести с той тяжелой, кровавой эпохой? Непостижимо, неотмирно. Духовный мир сложно показать средствами современной анимации. Но за попытку создателям фильма безусловное спасибо. Рейтинг: 9.5 Голосов: 366 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина 21 июля 2023, 21:19 Спасибо большое за такой потрясающий мультфильм!Детям безумно понравилось.Спрашивают ,что ещё похожее можно посмотреть. Анна 26 июля 2022, 17:25 Ходили с сыном на мультфильм. Не понравился. Низкопробная анимация, герои не впечатлили, мягко сказать. История Сергия Радонежского подана тоже своеобразно- детство его напоминает эпизод индийского фильма " Звёздочки на земле " про мальчика-дизлексика. В общем, ожидания не оправдались Тамара 22 июля 2022, 09:31 Согласна с Екатериной. Я тоже, посмотрев трейлер, опасаюсь показывать мультфильм своим детям. Главная героиня производит впечатление пустышки, которая сидит в телефоне, ещё и выдаёт завуалированный мат. Боюсь, моя дочь , посмотрев на такое поведение подумает: «Значит, так можно» и начнёт подражать(

http://pravoslavie.ru/147262.html

700 человек приняли участие в спортивном марафоне в поддержку возведения храма на Ходынке 24 ноября, 2014. Новостная служба Участники марафона обратились с письмом к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой поддержать строительство храма на Ходынке. 24 ноября. ПРАВМИР. Православный марафон «Сорок сороков» прошел 22 ноября в музее-заповеднике «Коломенское» в Москве. В забегах на дистанциях 1, 6, 12, 21 и 42 км приняли участие около 700 человек, — сообщает Интерфакс-Религия Перед марафоном был совершен молебен. Инициаторы не рассчитывали на такое количество бегунов, часть номеров для участников пришлось писать от руки,  — сообщил Андрей Кормухин, координатор движения «Сорок сороков», которое организовало акцию при поддержке Южного викариатства Москвы, префектуры ЮАО, музея-заповедника и общины храма в честь Сергия Радонежского на Ходынке. В марафоне среди прочих приняли участие многократная чемпионка мира по легкой атлетике Олеся Зыкина, чемпион мира по кикбоксингу Алексей Папин, чемпион Европы по боксу Владимир Носов, настоятель возрождаемого храма Сергия Радонежского на Ходынке священник Василий Биксей. Участники марафона обратились с письмом к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой поддержать строительство храма на Ходынке.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 ноября, 2014 19 ноября, 2014 4 марта, 2021 18 февраля, 2021 20 августа, 2019 9 августа, 2018 23 сентября, 2016 20 июля, 2016 20 января, 2016 20 ноября, 2014 19 ноября, 2014 4 марта, 2021 18 февраля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/700-chelovek-prinyali-...

Так я ждал в то время и в те годы, желая, чтобы кто-нибудь значительнее и разумнее меня написал о Сергии, а я бы пошел поклониться ему, чтобы и меня он поучил и вразумил. Но, расспросив, я услышал и точно узнал, что никто и нигде так и не собрался написать о старце; и когда я вспоминал или слышал об этом, то недоумевал и размышлял: почему тихая, чудная и добродетельная жизнь преподобного оставалась не описанной столь долгое время? Я несколько лет пребывал как бы в безделье и в размышлении, недоумевая, скорбя в печали, удивляясь умом, побеждаемый желанием. Наконец меня объяло непреодолимое желание хотя бы как-то начать писать, пусть немногое из многого, о жизни преподобного старца». Андрей Молчанов Замечательный образец древнерусского красноречия – хотя и в переводе на современный русский! Нам иногда кажется, что в старину время тянулось медленно и однообразно – а Епифаний Премудрый поспешал не торопясь и считал, что 26 лет – это позорно долгий срок для появления первого жития игумена всея Руси. 26 лет – как мало в масштабе многовековой истории! Но для нас 26 лет – огромный срок, в который вмещается многое. И Епифаний Премудрый чувствовал это куда острее нас, ведь подвижники насыщенно проживали каждую минуту.  Вообще, когда погружаешься в мир Древней Руси – появляется ощущение родства с далёким прошлым нашей Родины. Мы сверяем часы с подвижниками и героями того времени – и понимаем, что это живые люди, во многом – такие же, как мы. Только им ведомо было больше – через молитву, через подвиг аскезы. А кем является Сергий Радонежский для России сегодня – во времена, когда святых «заслоняют» герои газетных полос, идолы шоу-бизнеса, новейшие идеологи?..  Я бы не стал вообще размышлять на тему, будто Сергий Радонежский принадлежит нынешней, сегодняшней России. Это – некорректно по той причине, что в значительной степени Сергий, наравне с князем Владимиром или Ярославом Мудрым и есть та самая Русь, которая была, есть и будет. Не сиюминутная, а вечная! И такая продолжительность русской истории является для нас скорее предметом восхищения, изучения и сбережения, чем поводом искать аналогии.

http://pravmir.ru/strana-prepodobnogo-se...

То и другое весьма предусмотрительно упрочивалось словами духовной грамоты Ивана Даниловича: «приказываю сыном своим отчину свою Москву» – словами, выражающими постоянное убеждение собирателя русской земли, что собирание это – и, разумеется, к Москве – не может быть ни продолжаемо, ни осуществляемо, если не связать дальнейшую судьбу Москвы с материальными интересами не одного лица, а целой группы лиц, крепкой единством видов и побуждений. По обеспечении, таким образом, политической будущности Москвы, собиратель русской земли, тою же духовную грамотою, безобидно поделил собранные участки «сыном своим», из которых Семен получил: Можайск, Коломну со всеми волостями, Городенку, Мезыню, Песочну, Похряне Устьмерьску, Брошевую, Гвоздну, Левичин, Скулнев, Канев, Гжелю, Горетову, Горки и многия селы, Иван – Звенигород, Кремичну, Рузу, Фомильское, Суходол, Угож, Ростовьци, Тростну, Нечугу и некоторые слободы и села, Андрей – Серпухов, Лопастну, Северьску, Нивну, Голичичи, Щитов, Перемышль, Тухачев и села. Остальные прикупы и примыслы Калиты – «Сурожик, Мушкина гора, Радонежское, Бели, Воря, Черноголовль, на Вори свободка Софроновская, Вохна Дейково Раменье, Данилещева свободка, Машев, Селпа, Гуслиця, Раменье, что было за княгинею, да села: Михайловское, Луциньское, село у озера, Радонежское, Дейгунинское, Тыловское, Ротож, Протасьевское, Аристовские, Лопастенское, Михайловское на Яузе, Б (2) селе Коломенскии» – назначались в удел «княгини с меншими детьми» (дочерьми), хотя княгиня, жена Калиты, по именем Елена, умерла еще в 1332 г., и тогда же погребена в Москве, у Спаса на Бору. Все движимое, вещевое, имуществ Ивана Даниловича Калиты – также перечислено и распределено в его духовной грамоте, которая, поэтому, до ныне остается любопытным памятником домашнего быта московских великих князей 16 века. «А при своем животе, пишет Калита, дал есмь сыну своему Семену 4 чепи золоты, 3 поясы золоты, 2 чаши золоты с женчюги, блюдце золото, с женчюгом с каменьем, 2 чума (черпальца) золота большая, а ис судов ис серебреных дал есмь ему 3 блюда серебрьна… А из золота дал есмь сыну своему Ивану: 4 чепи золоты, пояс золот больший с женчюгом с каменьем, пояс золот с капторгами (?), пояс сердоничен золотом окован, 2 овкача (род кубков) золоты, 2 чашки круглыи злоты, блюдо серебрьно ездниньское, 2 блюдци меншии… А из золота дал есмь сыну своему Андрею: 4 чепи золоты, пояс золот Фрязский с жемчугом с каменьем, пояс золот скрюком на червчате шелку, пояс золот Царевский, 2 чары золоты, 2 чума золота меншая, а из блюд блюдо серебрьно, а два малая… А что золото княгини моее Оленино, а то есмь дал дчери своей Фетиньи 14 обручи и ожерелье матери ее, монисто новое, что есмь сковал, а чело и гривну, то есмь дал при собе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Так мистическая практика монахов-исихастов не только породила сложнейшую богословскую дискуссию, но и привела к созданию новой политической идеологии. Византия и Россия Что приняла наша страна от Византии в целом и исихазма в частности? Конечно, это известная всем идеологическая и политическая концепция " Москва – Третий Рим " . После падения Византии в 1453 году и дальнейшей экспансии османов, покоривших все православные территории на Балканах, Россия осталась единственной независимой православной страной. Удивительна смелость, если не сказать дерзость, с которой была провозглашена столь претенциозная концепция. Действительно, вспомним, что представляла собой Россия в конце XV – начале XVI века. На западе – захваченный литовскими войсками Смоленск, на юге – граница по Ельцу, 350 км от Москвы. Тем не менее лидеры этой не слишком сильной, где-то на задворках Европы расположенной страны считают возможным объявить о решении глобальной задачи – сохранении православия. Ранее, за век до того, возвышается фигура Сергия Радонежского, по мнению историков исихаста, сделавшего необычайно много и для Русской церкви, и для государства. Полагают, что идеология Сергия Радонежского сформировала новую великорусскую нацию. Примерно в то же время работали два великих русских живописца – Феофан Грек и Андрей Рублев. Историки уверены, что оба они были исихастами. Почти все русские религиозные философы XIX – начала XX века в той или иной степени развивали идеи исихастского толка. Соборность, всеединство, богочеловечество, русский космизм – эти понятия и концепции уходят корнями в средневековый исихазм. Владимир Соловьев, безусловный лидер русской философии XIX века, с новой силой возобновивший религиозную философскую дискуссию, оказал влияние на многих русских мыслителей: Булгакова, Бердяева, Флоренского, Франка, Трубецких. Соловьев предложил Достоевскому образ Алеши в " Братьях Карамазовых " . Раз уж речь зашла о " Братьях Карамазовых " , необходимо вспомнить старца Зосиму из этого романа, в его проповедях очевидно звучат исихастские мотивы: " Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие божеской любви и есть верх любви на земле. Любите всё создание божие, и целое и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну божию постигнешь в вещах " .

http://religare.ru/2_103360.html

Скончался композитор Вячеслав Овчинников — автор музыки к фильмам «Андрей Рублев» и «Война и мир» 5 февраля, 2019. Новостная служба Похороны пройдут 8 февраля на Троекуровском кладбище 5 февраля. ПРАВМИР. Композитор Вячеслав Овчинников умер вечером 4 февраля. Известный композитор умер в возрасте 82 лет, передает ТАСС . Точная причина смерти не называется, но известно, что 20 января его госпитализировали с инсультом. Похороны пройдут 8 февраля в 13:00 на Троекуровском кладбище. Утром в этот день состоится отпевание в одном из московских храмов. Гражданская панихида не планируется. Вячеслав Овчинников родился 29 мая 1936 года в Воронеже. Окончил Музыкальное училище имени П. И. Чайковского. Его руководителем в аспирантуре был Тихон Хренников, дирижированию Овчинников учился у Лео Гинзбурга. Среди известных сочинений композитора — опера «На заре туманной юности», балеты, оратории «Времена года», «Гимны Отечеству», «Сергей Радонежский», а также четыре симфонии и шесть сюит для оркестра. Он также написал музыку к кинофильмам «Война и мир», «Андрей Рублев», «Они сражались за Родину», «Иваново детство», «Борис Годунов», «Дворянское гнездо», «Земля». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 февраля, 2023 29 января, 2023 17 июля, 2013 4 апреля, 2012 29 декабря, 2016 16 февраля, 2024 2 ноября, 2023 28 октября, 2023 25 апреля, 2023 11 февраля, 2023 29 января, 2023 17 июля, 2013 4 апреля, 2012 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/skonchalsya-kompozitor...

Андрей 19 апреля 2022, 23:01 Я, в общем-то еще не сделал даже взмаха бритвой Оккама. Если Вы, о. Владимир, сами пишете, что «Святая Русь… существует как содружество святых и вообще всех русскоязычных христиан» - то этим самым Вы же и отказываете преп. Сергию Радонежскому в принадлежности к Святой Руси (ибо русскоязычным в нашем понимании его назвать нельзя). И это не придирки к словам. Менталитет у народов может быть разный, но менталитет и культура динамичны, они никогда не существуют в завершенном виде. Понятно, что святой человек освящается со всеми своими идентичностями, в т.ч. этническими, ментальными и культурными. Но вряд ли менталитет человека эпохи преп. Сергия будет близок менталитету современного россиянина. Андрей 19 апреля 2022, 22:32 Пример Небесной Сербии тоже на мой взгляд неудачен, т.к. именно Косовская легенда во многом послужила становлению сербского национализма в конце XIX – начале XX вв. Сами по себе «Небесная Сербия» и «Святая Русь» может быть и могут существовать как некие отвлеченные идеалы, но когда носители этих идеалов начинают руководствоваться ими в принятии политических решений, то тут уже не скажешь, что эти идеи имеют только культурное и историософское, но не политическое измерение. Когда же идею начинают эксплуатировать в пропагандистских целях, формируя у нации определенное представление о своем месте в мире и в истории - рождается политическая идеология. Юрий 19 апреля 2022, 22:22 У нас как минимум половина прихожан излагают ровно то, что в этой декларации описано. Буквально сегодня в очередной раз слышал ровно те цитаты из декларации, что приводятся в статье. Андрей 19 апреля 2022, 21:39 Протод. Владимиру 17.04.22. Уважаемый о. Владимир, я не утверждал, что в Вашей статье присутствует политизация. Я лишь сказал, что любая культурная идея может быть использована в политических целях. Национал-социализм - чисто немецкая идеология, но корни её уходят в эпоху романтизма и связаны с представлением о немецком " национальном духе " (тот же призыв к духовному единству). От вроде бы безобидной философии Гердера до газовых камер путь довольно большой. Но Германия смогла его пройти. Если идея " Русского мира " в Вашем личном понимании чисто культурная, это не значит, что её нельзя политизировать. И это не гарантирует отсутствие политической составляющей в головах других её носителей.

http://pravoslavie.ru/145690.html

И сосредоточение Феофана Грека на несколько странном изображении, где все обычное многоцветие полихромных фресок сведено к двум цветам – охре и белилам. Но этими двумя цветами он обозначает все в мире: Божественное и человеческое, плоть и дух, тварное и нетварное, эти энергии, которые как молнии вонзаются в тела подвижников, преображают их, сияют в их глазах и т.д. Такой живописи до Феофана Грека на Руси не было. Само его явление даже отразилось и в летописи, и в частной переписке. Один из учеников Сергия Радонежского – известный писатель Епифаний Премудрый писал своем тверскому другу епископу Кириллу о том, что встретился в Москве с Феофаном Греком и увидел, насколько этот человек был свободен в своем творчестве, насколько интересен, каким он был великим богословом. В это время Феофан Грек писал фрески в Благовещенском соборе Московского Кремля и с лесов беседовал с народом. И когда тот же Епифаний попросил его рассказать про Софию Царьградскую, а это всегда было пределом мечтаний любого русского человека – добраться до Иерусалима и до Константинополя, увидеть своими глазами Софию, Феофан Грек взял и на белой стене нарисовал углем этот храм. Епифаний описывает его так, как будто перед нами маэстро эпохи Возрождения. Это говорит о том, что византийские мастера не уступали в своей технике, рисунке и живописи мастерам Возрождения, что они были свободны. Как сообщает Епифаний о Феофане Греке, писал тот, не взирая на образцы, то есть аль прим, сразу на стене, без каких-то подготовительных прорисей и т.п. Действительно, это был мастер, маэстро. Кстати, именно в Москве, в Благовещенском соборе он повстречается с другим великим художником – Андреем Рублевым. Как говорит нам летопись, в 1305 году по заказу великого князя этот храм расписывают три мастера: Феофан Грек, Прохор с Городца и чернец Андрей Рублев. То есть два великих мастера встречаются здесь. И глядя на их работы, мы видим, насколько это разные мастера. Это еще раз к вопросу о том, что единые каноны иконописи, иконографии, православного искусства никогда нельзя воспринимать как рамки, которые не дают человеку возможности проявить свой художественный талант. В Москве работали рядом два мастера: Феофан Грек, Андрей Рублев, и мы видим, насколько они разные. Если Феофан Грек – темпераментен, если он проповедник, дает нам возможность увидеть действие Божественных энергий, то Андрей Рублев, который назван чернецом, то есть простым монахом (он даже не был иеромонахом), смиренно пишет тихие образы. Образы, полные молитвы, полные света, который течет как елей, а не работает вспышками, как у Феофана Грека. Где краски, которые сплавляются со светом, образы, которые полны какого-то внутреннего созерцания и благоговения.

http://academy.foma.ru/2017/01/28

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010