Мобилизация 30.09.2022 10:42:27 Иерей Андрей Шеломенцев В. Носов: - Отче, благодарю, что стали первооткрывателем программы «Православие и спорт». Прошел год с момента её появления. Вы были у нас первым гостем. Год был тяжелый, но времена не выбирают. В марте я звонил вам с целью пригласить на эфир. Ваш телефон был отключен. Я догадался, где вы. Об этом и поговорим. Начнем с мобилизации. Что значит это для православного человека? О. Андрей: - Вопрос сложный и простой. Во все времена святые отцы благословляли воинов русских на брань – защита отечества считалась самым важным для мужчины. Мы помним благословение Дмитрия Донского Сергием Радонежским. Много и других примеров было. Господь сказал, что нет большей любви, как жизнь свою отдать за други своя. Я ребятам на фронте объясняю: «Умереть легко, а кто воевать будет? Мне, старику, идти защищать наши дома?» Защита отечества – это не абстрактная единица. Речь о собственном доме, семье. Военные защищают именно это отечество. Большинство ребят понимают, что задача их такова. Даже те, кто в свое время поехали служить по контракту и зарабатывать, когда приехали туда и увидели, что там происходит, осознали, что деньги – не главное. Если мы там не победим, то трудно сказать, будет ли у нас отечество вообще, судя по тому, какова обстановка в мире. Ребята, которые сегодня получают повестки — это люди лет 30. 33 года – возраст Христа. Есть несколько вещей, которые православные люди должны понимать. Первое – каждый человек в каждом моменте времени находится в лучших условиях для спасения. Эти условия для него создает Бог. Всех нас эти условия ставят в ситуацию, чтобы мы в ней правильно поступили – остались православными людьми. Получив повестку, мужчина должен задуматься: «Раз я получил повестку, то пришло мое время». Не знаю, почему такая паника поднялась в стране. Я воевал, знаю, что не все пули, мины и осколки летят в меня. Что паниковать? Война — это война, спору нет, но все же… Расскажу историю.  Женщина из княжеского знатного рода работала в госпитале медсестрой как доброволец. Она ухаживала за тяжелоранеными бойцами во время Первой мировой. Один солдат умирал от ран. Она подошла, помогла ему, села рядом и стала разговаривать, заплакала – ей стало очень жалко этого молодого умирающего воина. Этот солдат ей сказал: «Сестра, что же ты плачешь? Если бы ты знала, как сладко в России умереть, ты бы не плакала». Простой солдат, может быть, деревенский парень. Не знаю его судьбы, но он сказал такие слова!

http://radonezh.ru/2022/09/30/mobilizaci...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Андрей Кормухин показывает своим детям презентационный ролик движения «Сорок сороков» Стражник храма 15 мин., 25.05.2015 «...В оскароносном фильме «Жизнь Дэвида Гейла» есть эпизод... — наш разговор с руководителем организациии «Сорок сороков» Андреем Кормухиным принимает неожиданный оборот, — в котором главный герой, профессор университета (его играет Кевин Спейси) говорит своим студентам: “Вы должны ставить в жизни цель, которую практически не сможете достичь”. И объясняет: “Если вы поставите цель и достигнете ее, то не каждый из вас сможет справиться с той пустотой, которая возникает вскоре после того, как человек добивается желаемого”. Вот почему православный человек априори счастлив! Он ставит цель — спастись, быть с Господом, но достиг он ее или нет, в этой жизни он узнать не сможет». О том, что такое «счастливое воцерковление», почему следует бороться за строительство храмов, как это делать без агрессии и что значит быть многодетным отцом, — мы поговорили с Андреем Борисовичем Кормухиным. Кадило в портфеле — Андрей Борисович, судя по названию движения, которое Вы возглавляете, первая его задача — вернуть Москве храмы. Противники храмового строительства настаивают на том, что храмов и так несколько сотен — лучше бы строили детские сады. Что на это сказать? — Когда наши оппоненты говорят: «Неужели вы будете храмы через каждые пятьсот метров ставить?», я их всегда приглашаю на экскурсию по улице Сергия Радонежского. Она короткая, вливается в шоссе Энтузиастов, потом — в Николо-Ямскую улицу. Там есть такой пятачок, где на развилке дорог стоит большой храм преподобного Сергия, а рядом, буквально на территории одного квадратного километра, еще три или четыре огромных храма. И по воскресеньям они полны народу! Надо понимать, что, когда они строились, вокруг были не 24-этажные жилые посторойки, а 2-3-этажные особняки. А сегодня есть районы, в которых огромный жилой фонд — и нет ни одного храма...

http://foma.ru/strazhnik-hrama.html

На выставке «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» пройдет киномарафон Москва, 10 ноября 2014 г. С 12 по 20 ноября 2014 года в кинозале ЦВЗ «Манеж» пройдут специальные кинопоказы в рамках выставки «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи», сообщает пресс-служба Оргкомитета выставки .      Открытие киномарафона состоится 12 ноября в 15:00 в ЦВ3 «Манеж» (кинозал) по адресу пл. Манежная, 1. Для представителей СМИ в 15:30 запланированы пресс-подходы режиссеров Андрея Прошкина, Сергея Мирошниченко и актера Юрия Назарова. Организаторами кинопоказов выступили Фонд гуманитарных проектов и Молодежный центр Союза кинематографистов России. Эпоха Рюриковичей, богатая сюжетами, ставшими частью древнерусского эпоса, народных преданий и фольклорных рассказов, дала неисчерпаемый материал для кинематографистов. К теме Крещения Руси, подвигов героев, преодоления ордынского ига, борьбы с иноземными захватчиками, создания сильного и самобытного Российского государства обращались такие режиссеры, как Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Андрей Тарковский, Геннадий Васильев, Игорь Масленников, Андрей Прошкин и др. Программа кинопоказов разделена на два дня киномарафона: по четным дням (12, 14, 16, 18, 20 ноября) представлена анимация для детей, ретроспектива художественных фильмов «От далекого прошлого до наших дней», а также картины Документального экрана «К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского» и «История внутри нас». По нечетным дням (13, 15, 17, 19 ноября) будет показана ретроспектива художественных фильмов «От далекого прошлого до наших дней», фильмы Документального экрана «Личность в истории: властители, воины, полководцы» и «Фильмы цикла «Земное и небесное». Подробная программа киномарафона во вложении. Программа кинопоказов объединила художественные картины, снятые знаменитыми киностудиями: «Мосфильм», им М.Горького, «Ленфильм» и вошедшие в золотой фонд отечественного кинематографа, а также полнометражные игровые, документальные, телевизионные, научно-популярные и анимационные фильмы, представляющие огромный интерес для каждого посетителя киномарафона, увлеченного историей России. В церемонии открытия примут участие: Показы будут проходить в кинозале ЦВЗ «Манеж» с 12 по 20 ноября включительно с 10:00 до 22:00. Вход - свободный. 10 ноября 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/75029.html

«Убедительно просим ваших детей отойти от наших телеэкранов!» Клирик Московской епархии протоиерей Андрей Ткачев рассуждает о том, что важно для детей во время поста. – Детей нужно постить в вещах информационных, в первую очередь. Телевизор убрать на какие-то главные моменты: первая неделя, Страстная неделя, Крестопоклонная неделя. Его занавесить траурной тафтой, как Онегин занавесил полку с книжками: «И полку с пыльной их семьей задернул траурной тафтой». Нечего там смотреть. Даже то, что кажется хорошим и безвредным, как правило, ворует у человека время, силы и энергию. Детям это тем более не нужно. Когда уберем ребенка от гаджетов, тогда появится некое свободное время для того, чтобы сесть с ним и пообщаться или почитать что-либо вместе. Попытайтесь в посту общаться с детьми, гулять. Если вы дадите им, скажем, творог или сметану, молоко или сыр на бутерброд, в этом нет ничего страшного, как по мне. Если же в посту вы высвободите время для общения с ними, если вы удалите от них лишнюю информацию, это будет очень хорошо. Еще мне кажется, что по части лакомств и излишеств можно поститься смело. Молоко нужно детям, творог тоже, сыр нужен и нужен белый хлеб. А вот мороженое не нужно, и шоколад не нужен. Нанесите, пожалуйста, «чувствительный удар» по кондитерской промышленности своим кошельком. Вкус у нас, людей, испорчен. Люди не чувствуют вкуса хлеба как такового. Они чувствуют вкус хлеба только с вареньем или с маслом, или с ветчиной, и надо почувствовать вкус хлеба по существу. Если эти вещи будут сделаны в отношении детей, если у них упростится вкус, и отдохнут глаза от наших голубых телеэкранов, я думаю, что этого достаточно. Если вы еще к этому добавите посещение храма Божьего вместе или какое-то краткое чтение молитв утром или вечером, считайте, что вы умничка. Общаться с ними надо, общаться. Разговаривать, читать, говорить, настраивать теплые отношения, которые достойны имени семьи. Но не подвижничать с детьми. Подвижничество и взрослым не всем дается. Если вы захотите подражать Сергию Радонежскому, который в среду и пятницу, будучи грудным дитем, мамину грудь не брал, и захотите вот этот образ благочестия повторить на своих детях, вы страшно ошибетесь, потому что у вас ничего не получится. У вас лишь получатся попытки искалечить ребенка, но никакой святости на выходе не будет.

http://pravmir.ru/protoierej-andrej-tkac...

Первый день ХХ кинофестиваля «Радонеж» 22 ноября, ровно в 10 часов в Белом и Малом залах Дома кино на Васильевской начались показы фильмов ХХ Международного фестиваля кино и телепрограмм «Радонеж».   22 ноября, ровно в 10 часов в Белом и Малом залах Дома кино на Васильевской начались показы фильмов ХХ Международного фестиваля кино и телепрограмм «Радонеж». На первом сеансе люди немного ворчали, что пришлось пропустить Воскресное Богослужение, но такая насыщенность показов была вызвана исключительно крайне сузившимися ресурсами фестиваля. Впрочем, духовный уровень работ компенсировал этот недостаток. " Как в храме побывала " ,- сказала одна из зрительниц. В Белом зале на трех сеансах представлена программа Конкурса. В Малом – утренние сеансы отданы ретроспективе «Радонеж» - рекомендует: классика духовного кино», где представлены лучшие работы за ХХ лет. 16-часовой сеанс отдан Телевизионному конкурсу. Фильмы представляет Наталья Тонких, координатор и ведущая программ, Татьяна Мальцева, редактор, координатор и Татьяна Москвина-Ященко, программный директор. Многие авторы прибыли, можно сказать, " на перекладных " .  Из Краснодара на своей машине приехали два молодых автора – Андрей Тимощенко и Станислав Ставинов, которые представили свой дебют «Над степью», о жизни казаков и о том, как они отвечают на вызовы времени. «Это богатыри», - сказал о них Станислав. Андрей представил фильм отца, Валерия Тимощенко, одного из самых ярких авторов направления православного кино, который получил за эти годы несколько высших наград фестиваля " Радонеж " «Серебряную медаль преподобного Сергия Радонежского» и специальный приз жюри «За вклад в развитие документального кино» (18 МКФ, 2013). В этом году представлена его картина «Не стреляйте в оператора», в которой делается попытка осмыслить горький и жестокий опыт гражданских войн за последние два десятилетия после распада СССР, в том числе опыт Луганска. Операторы в горячих точках становятся живой мишенью, а их материал трактуется по-разному воюющими сторонами. Уже доступна зрителям выставка живописных работ «Ландриновый рай 2» народной артистки России, многолетнего члена жюри, Валентины Ивановны Теличкиной, чей творческий вечер начнется сегодня в 19 часов. В фойе на прилавках много прекрасной православной литературы, а главное можно купить уникальный КАТАЛОГ ХХ МКФ «РАДОНЕЖ», который в очередной раз собрала Марианна Чугунова со своими помощницами. В Каталоге помимо новых программ, собрана информация о всех фильмах, награжденных жюри за ХХ лет существования фестиваля. Татьяна Москвина-Ященко, Радонеж      

http://fest.radonezh.ru/article/news/per...

Нравственная проблематика стояла в центре большинства произведений древнерусской словесности и существенно влияла на ее характер, форму, образный строй и средства художественного выражения. В иконописи она нашла особое отражение в «житийных» иконах. Однако и более глубокая тенденция древнерусской иконописи к изображению ликов, т. е. вневременных, идеальных обликов своих персонажей, имеет, конечно, хорошо прочувствованную духовно-нравственную ориентацию. Эта обостренная нравственная ориентация древнерусской культуры в сфере эстетического сознания выражалась в целенаправленной устремленности к внутренней, духовной красоте. Для древнерусского книжника и иконописца она всегда была тем идеалом и главным критерием, которыми определялось их творчество. В основе этой устремленности, конечно, лежали фундаментальные положения византийско-православной эстетики и этики, однако формы их выражения в русской культуре были существенно иными, чем в Византии. Слишком абстрактные и отвлеченные представления о духовной красоте византийских богословов и мастеров кисти обрели на Руси под влиянием местных эстетических идеалов большую пластическую конкретность, мягкость, теплоту, красочность, а где-то и грубоватую материальность. Сравнение древнерусской иконописи, особенно происходившей из центров, удаленных от Москвы, всегда испытывавшей заметное влияние Константинополя, с византийской показывает, сколь сильно различались идеалы духовной красоты русичей и византийцев. На Руси (особенно в Новгороде, Пскове, северных землях) на них лежит яркий отпечаток местных, восходящих к дохристианским временам представлений о красоте материальной, видимой, фольклорной. В архитектуре это носило отражение в значительно большем, чем у византийцев, внимании русских зодчих к красоте экстерьера, окраске и украшению куполов, крестов, к вписанности храма в пейзаж. Духовная красота в ее чистом, или строгом православном, смысле открывалась на Руси далеко не многим. Ее истинными стяжателями были лишь наиболее одаренные подвижники (как Феодосий Печерский , Сергий Радонежский, Нил Сорский да их ближайшие ученики и последователи) и немногие высокодуховные иконописцы (такие, как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий Ферапонтовский).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

до начала текущего столетия. Благодаря своей ремесленности наша иконопись осталась самостоятельною и независимою от художественных авторитетов Запада. Недостаток красоты она искупила оригинальностью древнейшего стиля христианского искусства. В этом состоит ее неоспоримое право на внимание даже и тех наций, где процветали Рафаэль, Рубенс, Пуссен. Оригинальность и свежесть в воспроизведении религиозных идей всего дороже в произведениях христианского искусства, и ежедневное наблюдение более и более убеждает в этом русскую публику при сравнении пошлых и вялых подражаний западному искусству, которыми загромождены иконостасы в наших церквах, с энергическими очерками произведений русской иконописи, возбуждающих удивление заезжих иностранцев. Мастера с их учениками в разных областях древней Руси, упоминаемые в «Стоглаве», положили первые основы сосредоточиям иконописной деятельности, которые в некотором отношении соответствовали художественным школам Запада. До тех пор пока была одна только школа, греческая, или корсунская, надолго оставившая по себе память в греческих подписях на иконах: ayios, ayia, или даже русскими буквами: «агиос», «агиа» вместо «святый», «святая». Уже с XV в. эта школа начинает видоизменяться, особенно в Новгороде и Пскове, под влиянием Запада, в отличие от более консервативной школы Сергия Радонежского, из которой вышел знаменитый иконописец Андрей Рублев. Миниатюры в русских рукописях XV в. или мало отличаются от позднейших греческих, или отзываются порчею, свидетельствующею о некотором знакомстве мастеров с романским стилем Западной Европы. Книгопечатание должно было оказать свое неотразимое действие на русское искусство уже в XVI в. Ранние из печатных книг западных, с политипажами и гравюрами, стали доходить на Русь, через Новгород и Литву, и от заезжих иностранцев, между которыми были и художники по ремеслу. Западные идеи уже в XVI в. начинают проглядывать в русской иконописи и вызывать против себя противодействие со стороны приверженцев восточных преданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Оказывается точным Епифаний и в той детали, что переселение Кирилла было связано и с «чястыми глады хлебными» 90 . Если обратиться к хронике природных явлений, то помимо отмеченного В. А. Кучкиным голода 1332 г., якобы единственного за все время княжения Ивана Калиты, в летописях можно найти другие подобные случаи. Летописец под 1330 г. отмечает: «того же лета бысть сухмень велика» 91 . Под 1337 г. зафиксировано: «тое же осени бысть поводь велика» 92 . Понятно, что эти природные аномалии не могли не привести к гибели значительной части урожая. При этом, судя по всему, летописец зафиксировал далеко не все из них 93 . Можно ли более точно установить дату переселения семьи Кирилла из Ростова в Радонеж? Поскольку Радонеж стал владением Андрея после подписания соглашения между братьями, необходимо выяснить время его составления. Выясняется, что договор был заключен в начале 1341 г. В дореволюционной историографии он обычно датировался 1340 или 1341 г., смотря по тому, к какому из этих годов историки относили смерть Ивана Калиты (он скончался 31 марта 1340 г., но из-за сбивчивости хронологии некоторые летописи относят это событие к 1340 г., тогда как другие – к 1341 г.). Подобная датировка грамоты основывалась на фразе соглашения, о том, что князья «целовали есмы межи собе крестъ оу отня гроба» 94 . Но во второй половине XX в. в литературе появились иные датировки этого источника. В частности, Л. В. Черепнин считал, что выражение «оу отня гроба» является не прямым указанием на то, что братья приносили клятву непосредственно у могилы отца, а просто символической фразой, которой выказывалось «уважение к памяти покойного московского князя Ивана Даниловича Калиты». Это представляется тем более обоснованным, поскольку нам известно, что Семена Гордого не было на похоронах отца – в этот момент он находился в Нижнем Новгороде. При этом Л. В. Черепнин полагал, что соглашение было заключено в конце княжения Семена – в 1350–1351 гг. Примерно к этим же выводам пришел и А. А. Зимин, предложивший датировать докончание концом 1340-х годов (до зимы 1350/51 г.) 95 . Последним по этому поводу высказался В. А. Кучкин. Он обратил внимание на то, что, несмотря на дефектность текста, в докончании сохранилась статья, согласно которой Семен в случае смерти младших братьев должен был позаботиться об их женах и детях, не лишать их земельных владений и не посягать на служивших им бояр: «...(ко)го из нас богъ отьведет, печаловати(ся княгинею его и) детми, как при ж(ивоте, так и по жив)оте, а не (обидети тобе, ни) имати ничего ото княгини и отъ детии, чимъ ны (кого благословилъ отецъ нашъ по ро)зделу. (А по животе кто из бо)яръ и слугъ иметь служити у наших княгинь (и у детии... нелюбья не) держати, (ни посягати) без исправы, но блюсти, как и своих» 96 . По мнению исследователя, этот пункт мог появиться только после того, как женился младший из братьев Андрей (это произошло летом 1345 г.) и у него появились дети, т.е. не ранее весны 1346 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  В России судьба Восточнохристианского дискурса и Православного Проекта складывалась по-своему. Начальным этапом была, разумеется, трансляция этого дискурса из Византии – и эта трансляция не была вполне идентичной, она изменила состав и пропорции явления. Характер изменений важен для нас, и чтобы описать его, необходимо рассмотреть ближе состав дискурса. Мы определили его как синтез патристики и аскетики, наиболее чисто выразившийся в установке обожения, как связующем концепте двух этих сфер, и в паламитском богословии. Однако этот элемент – главный, но не единственный; наряду с ним в православном сознании исконно присутствовала также другая религиозная установка – установка освящения, сакрализации. В ядре своем, она перешла из римской языческой религиозности в эпоху, когда христианство сделалось государственной религией, и традиционно преобладала в сферах отношения к власти и государству (культ императора и империи) , литургики и богослужения (сакральный символизм) и в отдельных других. В итоге, можно, уточняя, сказать, что основу Восточнохристианского дискурса образуют совместно парадигма Обожения и парадигма Освящения; и хотя именно первая из них является главной и стержневой для православной духовности, в реальной истории она отнюдь не всегда имела преобладание.   Для русского религиозного сознания были важны обе парадигмы. Московская Русь, где возникало православное царство, проявляла особое внимание к парадигме Освящения, и всё, с нею связанное в Византии, было хорошо известно на Руси и нашло здесь для себя почву. Главная же, исихастская линия, утвердилась на Руси еще прежде, с первых шагов русского христианства: св. Антоний Печерский (11 в.), основатель Киево-Печерской Лавры и всего русского монашества, принял постриг на Афоне и стремился следовать афонским традициям. Уже в ранней русской христианской литературе, в частности, в Киево-Печерском патерике, найдем свидетельства о творении непрестанной Иисусовой молитвы, центрального ядра исихастской практики. Исихастская духовность не просто привилась на Руси, но нашла здесь вторую родину, получила развитие и приумножение. Исихастское возрождение 14 в. захватывает, наряду с Византией, и славянские страны, оно имеет мощное влияние на Руси, и все великие деятели Русской церкви 14-15 вв. – свв. Сергий Радонежский, Андрей Рублев, Нил Сорский – по праву причисляются к руслу русского исихазма. И, несмотря на это, именно исихазм перешел из Византии на Русь существенно неполно. В своем зрелом виде он включал в себя развитое концептуальное выражение, данное в форме паламитского богословия; но эта концептуальная составляющая исихастской духовности, богословская и философская, практически не была воспринята на Руси. Исихазм стал здесь школой молитвы, стал, более того, школой жизни, жизненного стиля и поведения; однако он не стал школой мысли, познающего разума человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

- Гелиан Михайлович, вы упомянули, что до Университета учились в Военно-воздушной инженерной академии. А как вас туда, простите, занесло? - В 10 классе к нам в школу пришёл очень интеллигентный полковник и рассказал, что в их Академии образование лучше, чем в «штатских» вузах. А так как я тогда и сам не знал, чем мне заниматься, то и поступил на аэродромно-строительный факультет. Пути наши  с аэродромным строительством расходились всё дальше и дальше. Я проводил много времени в букинистических магазинах, покупал Гумилёва-отца, Ахматову, Мандельштама, Пастернака… К счастью, меня оттуда вышибли в солдаты и отправили на лесоповал. Как только демобилизовался, пошёл в Университет. А у меня даже документы не приняли. - Почему? - Да потому, что в армии дали чудовищную характеристику: политику партии и правительства не понимает. Проработал год на стройке. Говорю, дайте мне характеристику для Университета. От меня отмахнулись: сам напиши, а мы подмахнём. Ну я и написал: политику партии и правительства понимает правильно… На историческом факультете ЛГУ я специализировался по византийско-русским связям. Стал учить греческий. Для меня даже специально пригласили преподавательницу с кафедры классической филологии – Софью Викторовну Полякову, этакую строгую Диану-охотницу: собак всегда у неё в доме было полно, ходила она в высоких сапогах. Уже со второго курса ходил в Пушкинский Дом на заседания сектора древне-русской литературы к Дмитрию Сергеевичу Лихачёву. Когда дело шло к окончанию Университета, Дмитрий Сергеевич предложил мне поступить к нему в аспирантуру, что я, конечно же, с радостью и сделал. Он сказал: «Защититесь вовремя, будете зачислены на работу в «Пушкинский Дом». Защитился, - было это в 1968 году, и взяли меня старшим научно-техническим работником. Ну а потом защита докторской диссертации, многотомное издание памятников литературы Древней Руси, за что вместе с коллегами и удостоен Государственной премии. - И какой же век ваш самый любимый? - XIV. Это и Андрей Рублёв и Дмитрий Прилуцкий, и Сергий Радонежский, и Кирилл Белозёрский.

http://radonezh.ru/analytics/krestoobraz...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010