У Феофана Свет подобен молнии, вспышке: шестиконечная белая звезда с золотыми ассистами буквально прорезает пространство неба, и голубые лучи, исходящие из круга за спиной Христа, поражают учеников, лежащих внизу. Небо и земля противопоставлены. Бог и «тварное», земное, существуют в столкновении, в борьбе. Феофан представляет эту разделенность как драму, а путь к ее преодолению – как самосжигание во имя близости к Богу (росписи Спаса Преображенской церкви). Голубые вспышки благодатного огня в иконе Феофана покрывают горки, пророков и учеников Христа как иллюстрация слов: «огни Его, как пламень огненный» ( Откр.1:14 ). Андрей Рублев не привносит в свою композицию какого-либо драматизма. В иконе нет контраста, нет противоборства, ибо мир, преображенный Божественным Светом, гармоничен в сути своей. Никто из персонажей рублевской иконы не устрашен явлением Божества (как в иконе Феофана). Нет в ней страшной, непреодолимой борьбы Света и тьмы, поскольку слияние с Божественным светом интерпретируется художником как обретение надмирного покоя и Божественной благодати. Иконы Феофана Грека и Андрея Рублева, при всем их различии, являются подтверждением основных воззрений исихастов, сформулированных Григорием Паламой : «Удостоившийся... света ум и соединенному с ним телу передает многие свидетельства Божественной красоты, примиряя Божественную благодать и дебелость плоти и делая плоть способной к восприятию невозможного» 168 . Разъяснение этих религиозно-философских идей дал А. Ф. Лосев : «Осияние и преображение твари возможно только потому, что есть нетварная энергия Божия, оформляющая и осмысляющая тварное естественно (ибо иначе тварь никуда и не восходила бы, но оставалась сама собой и по себе); но, с другой стороны, осияние и восхождение возможны только потому, что тварь, своими силами и за свой риск и страх, стремится приблизиться к Богу (ибо энергия лично-произволяющего Бога, сообщенная человеку, становится лично-произволяющим устроением самого человека). Человек – тварь; следовательно, он не Бог по существу и не может стать таковым. Но человеку сообщима энергия Божия, которая есть Сам Бог . Следовательно, человек есть бог – уже по причастию, стало быть, и по благодати, а не по сущности, и – может, должен стать им, то есть энергийно стать, неотлично отождествиться с Ним по смыслу, имея единственное отличие от Него – по сущности, по субстанции, по факту, по бытию» 169 . Анализируя различие воплощения исихастской эстетики Феофаном Греком и Андреем Рублевым, Н. К. Голейзовский подчеркивал, что в рублевских произведениях последовательное наложение тончайших светлых и постепенно светлеющих слоев охр создает эффект перенесения источника света вовнутрь. Свет, преображающий плоть, не пробивается сквозь телесную ткань, а равномерно излучается ею. Он исходит на окружающие предметы и сообщает им животворный радостный тон, который передается зрителю как почти физическое ощущение тепла 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Напоним, что девиз «Золотого Витязя» - «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». 26 ноября в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя будут вручены: Орден РПЦ им. Св. Преподобного Сергия Радонежского III степени - народному артисту Республики Беларусь, Вице-президенту МСФИ «Золотой Витязь» - Владимиру Васильевичу Гостюхину; Высшие награды форумов «Золотой Витязь» выдающимся мастерам в области театра, музыки, изобразительного искусства: Награды в области телевидения ПРИЗ «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ» - Всероссийской государственной телерадиокомпании ЗОЛОТОЙ ДИПЛОМ -ПЛАКЕТА - «За выдающийся вклад в развитие российского телевидения, сохранение и популяризацию духовно-нравственных ценностей, высокую облагораживающую воспитательную и просветительскую миссию» Телеканалу «Россия-Культура» Высшие награды - Золотые медали имени Юрия Левитана «За выдающийся вклад в теле-радиожурналистику» будут вручены российским военным корреспондентам Евгению Поддубному, Александру Сладкову, Андрею Медведеву (либо переданы представителям ВГТРК). НАГРАЖДЕНИЕ ЛАУРЕАТОВ ХХ МТФ «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ» ПРИЗ «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ» «За спектакль «Темные аллеи» из цикла «Метаморфозы» Центру театра и кино под руководством Никиты Михалкова Режиссеру-постановщику, народному артисту России Никите Михалкову ПРИЗ «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ» За спектакль «Война и мир» Л.Н. Толстой Государственному академическому театру им. Евгения Вахтангова ЗОЛОТОЙ ДИПЛОМ (ПЛАКЕТА) «За лучшую женскую роль» За роль Марьи Игнатьевны Перонской - народной артистке РСФСР Людмиле Максаковой Государственный академический театр им. Евгения Вахтангова ПРИЗ «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ» За кукольный спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке», А.С. Пушкин Режиссёр-постановщик, автор сценария проекта Людмила Фёдорова Тверской государственный театр кукол ЗОЛОТОЙ ДИПЛОМ (ПЛАКЕТА) за спектакль «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (ЯЛТА-45)», Л. Свенссон Постановка и музыкальное оформление - народный артист России Андрей Житинкин Государственный академический Малый театр ЗОЛОТОЙ ДИПЛОМ (ПЛАКЕТА) «За лучшую режиссуру»

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/25/xi...

— Ну, собственно, что такое апология? Вопрос для меня стоит так: должен ли, скажем, христианин соглашаться с тем, как на него смотрят посторонние люди — на него, на его веру? Или же у него может быть свое, внутреннее переживание христианской веры, и, соответственно, он будет стараться объяснить его? Вот я считаю, что я не обязан соглашаться со всей этой критикой, со всеми карикатурами, которые в наш адрес выливаются. Это не означает, что вся критика — заведомо недостойная, несерьезная и так далее. Это не так. Есть серьезная критика . Но дело в том, что жизнь все-таки не сводится к этим критикуемым аспектам, да и не сводится к ответам на эту критику. Как правило, критикуются-то вещи очень и очень периферийные для церковной веры и жизни. Вот очень хотелось бы, чтобы в этих мелочах, информационно липких, прилипающих, не потерялось что-то очень важное и дорогое. Ну  и, кроме того, понимаете, мир религии — он настолько серьезен и глубок, что нельзя отдавать его на откуп двум-трем расхожим штампам, когда человек придумывает какие-то дешевые отговорки для того, чтобы закрыть для себя возможность интересоваться огромным интереснейшим миром христианства. Он может сказать: «Мне посредники для общения с Богом не нужны», и всё. Ай, как красиво звучит! И после этого — всё, значит, для тебя мир Сергия Радонежского и Андрея Рублева уже не интересен? Или: «Бог у меня в душе» . Тоже звучит красиво, но, собственно говоря, если бы эти слова — «Бог у меня в душе» — сказал Серафим Саровский в конце своего жизненного подвига, это было бы справедливо. А когда это говорит человек, который никогда в жизни ничего не сделал для того, чтобы Бог у него в душе оказался, не звал Его, никогда не произносил кровью сердца и с решимостью слова: «Боже, освяти мое сердце!», откуда Бог у него в сердце возьмется? Это же не плесень, которая сама собой появляется от того, что ты забываешь убираться. Поэтому в каком-то смысле моя книга  «Дары и анафемы» — это протест против пошлости, против расхожих, липких штампов.

http://pravmir.ru/protodiakon-andrej-kur...

Ярослав Мордовцев: «Очень волновался. Не спал почти всю ночь. Спал на стульях в аудитории. Сидел, учил, зато хорошо сдал. Думаю, что такого рода экзамены нам нужны, ведь мы не должны быть хуже светских вузов, у которых все это есть». Ярослав Мордовцев      Никита Муратов: «Мне попались те билеты, по которым я максимально помнил ответ. Поэтому сдача прошла довольно легко. Видно было, что преподаватели понимают всю сложность экзамена и также волнуются за ребят. Будущим выпускникам я пожелаю начать подготовку заблаговременно». Андрей Иванов: «Чувство благодарности. За один день проверили то, что наши дорогие преподаватели вкладывали в нас четыре года. И, конечно же, в который раз убеждаюсь, насколько сильна молитва родных! Не знаю, как бы без их молитв получилось сдать, ведь я каждый день засыпал и просыпался с мыслями и переживаниями о грядущем экзамене».      Федор Середа: «Чувствовалось напряжение. Вот, действительно, серьезное испытание! Было ощущение, что мы поступаем в магистратуру… Я хочу поблагодарить от всего сердца преподавателей, готовивших нас к этому экзамену, – всех и каждого». Михаил Алекумов: «Мне повезло. Я вытянул тот билет, который хорошо знал. Первоначально был шок от количества вопросов, предметов, потому что в этом экзамене проявляются знания шести предметов, которые преподавались нам в течение двух-трех лет. И получается, на этом экзамене мы должны были показать такие знания предметов, какие мы показывали на пяти-шести сессиях за время учебы в семинарии». Михаил Алекумов      Евгений Кахута: «Не переживал, не волновался. Абсолютно спокойное ощущение. По мере сил и возможностей, для подготовки выбирал для себя самое важное. Такие экзамены полезны, потому что заставляют поднять и актуализировать знания, которые были получены на протяжении всей учебы в семинарии». Владимир Середа: «Участие в выставках «Моя история» - «Романовы», «Рюриковичи», «XX век» во многом помогло как при подготовке, так и на самом экзамене. Мне выпал вопрос о преподобном Сергии Радонежском. Еще когда рассказывал экскурсии в Манеже, особенно подчеркивал его роль в сохранении всей страны во времена Куликовской битвы. Ведь целью Мамая было крепко сесть в Москве, он говорил, что хочет Москву сделать центром своего улуса. А это значит, что Русь стала бы мусульманской страной. И для Дмитрия Донского это был момент истины. Ведь разрозненные княжества могли и не объединиться.

http://pravoslavie.ru/93531.html

Не менее значимой представляется публикация статьи Виктора Былинина «Древнерусская духовная лирика» (альманах «Прометей», т. 16. М., 1990), посвященной «церковной поэзии, гимнографии, тому пласту нашей средневековой словесности, который и по объему своему, и по фактическому значению выделяется над всеми остальными ее видами и жанрами». Автор достаточно осторожен в своих «предварительных определениях», дабы не дразнить гусей, коих в ту пору было более чем достаточно. В 1981 году в серии «ЖЗЛ» (альманах «Прометей» тоже был ЖэЗээЛовским) вышла книга Валерия Сергеева «Андрей Рублев», переизданная 1986 и 1990 годах (общий тираж этих трех изданий – полумиллионный). Сразу же после первого издания в журнале «Наука и религия» появилась статья в лучших традициях «доносительской критики». Основной пункт обвинения состоял в том, что эту книгу можно читать с церковной паперти, она является пособием по объяснению сюжетов рублевских икон. Виктор Былинин в своей статье касался такой же табуированной темы, воссоздавая картину развития гимнографии с XI по XVII век как выдающегося явления литургической поэзии Киевской и Московской Руси. Помимо летописных сводов, многочисленных повестей и сказаний о важнейших исторических событиях и исторических личностях, на Руси издревле существовала особая форма церковных служб, посвященных памяти русским святым – княгине Ольге, князьям Борису и Глебу, князю Владимиру, Евфросинии Полоцкой, Михаилу Черниговскому, Михаилу Тверскому, Сергию Радонежскому и другим. В статье называются многие имена «забытых» поэтов-гимнографов, чьи произведения сохранились лишь в рукописных певческих сборниках. Неизданными остаются большинство из молитв и служб даже Кирилла Туровского , митрополита Киприана, Пахомия Серба, монаха Германа. Не говоря уже о том, что наука с трудом преодолевает ею же созданные жанровые расчленения на литературоведение, музыковедение, искусствоведение единого «храмового действа», о котором Павел Флоренский в известной статье 1923 года писал как о «синтезе искусств».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Международный фестиваль монастырской культуры пройдет в Ростовском кремле 9 августа, 2013. Новостная служба Главной целью мероприятия можно считать возрождение интереса к средневековой культуре и лучшим образцам музыкального искусства того времени. 9 августа. ПРАВМИР. В Ростовском кремле пройдет III международный фестиваль средневековой монастырской культуры «Ростовское действо». Он пройдет в рамках празднования 130-летия кремля с 23 по 25 августа и 30 августа. Главной целью мероприятия можно считать возрождение интереса к средневековой культуре и лучшим образцам музыкального искусства того времени, сообщает Интерфакс-Религия . Специально для фестиваля композитор Андрей Дойников написал композицию «Ростовская сюита». В дни фестиваля пройдет очередной «Собор древнейших городов России», на котором будет обсуждаться роль культурно-исторического наследия в развитии туризма, состоятся мероприятия, посвященные 700-летию преподобного Сергея Радонежского. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 10 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/mezhdunarodnyj-festiva...

5. Не внушает доверия технология распределения бюджетных средств экспертами, удовлетворяющими свои местечковые интересы и реализующими проекты, далёкие от сути Основ государственной культурной политики. Решения принимаемые Минкультуры и Фондом кино по господдержке проектов не должны проходить без экспертизы Общественного Совета, как в прочем, и решения о финансировании всех остальных департаментов министерства. 6. Не смотря на оптимистические речи чиновников Министерства и благополучных рыночников-кинорежиссёров и продюсеров, заверяющих государственную власть, СМИ и общество о растущем благополучии нашего кинопроизводства и кинопроката, в завершении года Российского кино, можно констатировать катастрофическое состояние Отечественного Кинематографа. Катастрофа прежде всего духовная. Кинематограф, как Киноискусство предаётся повсеместно. Коллеги, вынужденные выживать в американизированной киноиндустрии, ринулись в сторону «доходного промысла» и «эффектной пустоты». (Определение И.А. Ильина). Чиновники, продюсеры, режиссёры, прокатчики с придыханием произносят вожделенное слово «блокбастер», не понимая значения этого заморского словечка, не ведая того, что они разносят по России сленг английских лётчиков, времён Второй Мировой Войны, прозвавших так бомбу особой разрушающей силы, уничтожающей целые кварталы. (block - квартал, baster - разрушать). Ответственный чиновник Минкультуры, не шутя, предлагал недавно одному режиссёру сделать «блокбастер» о Сергии Радонежском. Власть, чиновники, режиссёры, продюсеры и прокатчики ориентированы на рыночный «успех в первый уикенд». К слову у великого фильма «Андрей Рублёв», вошедшего в десятку «лучших фильмов всех времён и народов» не было успеха в «первый уикенд». С момента создания фильма прошло 50 лет и мы видим, что он побил все кассовые рекорды. Только на этом фильме народ открывал свою историю, житие святого, древнерусскую живопись, воцерковлялся и укреплял своё самосознание. Успех культуры в России нужно измерять не «первым уикендом», а Вечностью.

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/16/...

В Казани университет закрыт за то, что студенты поколотили инспектора. В академии там ещё возник раздор между Ректором и другими членами Правления по поводу представления, сделанного Ректором об увольнении от должности профессора Зефирова 265 . Зефиров на экзамене сказал архиерею, что он не обязан отвечать за студентов. За сие увольняется, а прочие члены Правления дали своё мнение. После отъезда Наследника инспектор академии 266 напился от радости и восплясал буквально. Не ектения читается у нас, но на ектении прошение известное: ещё молимся – о еже милостиву и благоуветливу быти..., то, что читается во время литии. Спрашивал я отца наместника. Говорит, что он сделал это по просьбе многих. Из журналов на следующий год выпишите День, издаваемый Аксаковым и ещё один из толстых: Время или Современник.1861 r., ноября 6. Антоний Радонежский 267 назначен в Симонов, Варлаам Пензенский 268 , говорят, в Новый Иерусалим; Никодима 269 в Красноярск. У нас предполагают издавать отдельно прибавления от перевода отцев, чтобы не стеснять желающих приобретать то или другое. Говорят, у Михайлова 270 захватили список лиц, назначенных к смерти, во главе которых будто стоит Строганов; есть в нём и духовные лица. Думаю впрочем, что более дурных слухов распускают неблагонамеренные люди, чтобы волновать умы и мнения. Соломон не терпит Урусова. Он говорит, что если Урусов будет обер-прокурором, то начнётся царство юбок, которые будут командовать церковью. 1861 г., ноября 13. Дело Петербургских студентов решено строго. Они разделены на четыре категории. 15 человек первой присуждены в каторжную работу; второй – без выслуги в солдаты или военные писцы, 3-й – исключены из университета; 4-й – вменить в наказание нахождение под арестом. В деле нашли политический характер. Студенты Московские прощены потому, что они действовали из-за вещественного интереса по глупости. Исключены только трое депутатов, ездивших в Петербург подавать просьбу Государю: Шипов, граф Сальяс, сын Евгении Тур и Покровский. Сказано, что по причине молодости они так легко наказываются. Михайлов, говорят, отравился.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

of might we call on thee” (The Rig Veda 7.32,23); “Eager for booty, craving strength and horses, we-singers stir Indra, the strong, for  friendship, who gives the wives we seek, whose succour fails not, to hasten, like a pitcher to the fountain” (The Rig Veda 4.17,16). “Nous croyons des temoins qui se sont fait egorger” (Pascal B. Pensées. 3 rd ed. Moscow, 1905. p. 235) Translator’s commentary: 1.  All footnotes, except 3, 4, and 11, contain information from Wikipedia, the Free Encyclopedia. 2.  All scriptural quotations are taken from The King James Version Bible. 3.  The translated excerpt from Herodotus’ The Histories is taken from English translation by G. C. Macaulay ( London and NY: Macmillan, 1890), available online from The Internet Sacred Text Archive at http://www.sacred-texts.com/index.htm 4.  The excerpt from Augustine’s The City of God is taken from the translation by Marcus Dods.  http://www.newadvent.org/fathers/1201.htmFrom Nicene and Post-Nicene Fathers, First Series, Vol. 2. Edited by Philip Schaff. (Buffalo, NY: Christian Literature Publishing Co., 1887.) Revised and edited for New Advent by Kevin Knight. 5.  The translated excerpts from The Rig Veda are quoted from the English translation by Ralph T.H. Griffith, 1896, available online  from he Internet Sacred Text Archive at ——————————– “ Andrei Rublev (Russian: Андрей Рублёв, also transliterated Andrey Rublyov , . . born in the 1360s, died 1427 or January 29, 1430) is considered to be the greatest medieval Russian painter of Orthodox icons and frescoes.” “Venerable Sergius of Radonezh (Сергий Радонежский, Sergii Radonezhsky)—also translated as Sergey Radonezhsky or Serge of Radonezh was a spiritual leader and monastic reformer of medieval Russia. . . He is one of the Russian Orthodox Church’s most highly-venerated saints.” Dialectical:   “of, pertaining to, or of the nature of logical argumentation” (Dictionary.com). Antinomic: based on “a contradiction between two statements, both apparently obtained by correct reasoning” (Dictionary.com).

http://pravmir.com/what-does-it-mean-to-...

Юлия 22 августа 2013, 10:13 Отец Андрей, как Вы все правильно говорите всегда. Всегда читаю Ваши статьи и зачитываюсь книгами.Спасибо!!! Храни Вас Господь и Вашу семью. Елена 22 августа 2013, 09:27 Православие - это не мужская и не женская религия, это Богооткровенная религия . Татьяна 22 августа 2013, 08:34 15:35Кайпини Атоллов: Безотцовщина - следствие войн и политики советов,уравнявших мужское с женским,уничтожение и изгнание лучших(они лежат где-нибудь под Парижем). Кто определяет " лучших " и " худших " - начинаешь понимать простых немецких солдат из армии Гитлера? (конкретно случай когда вели на расстрел детей с учительницей и она попросила за одну очень талантливо рисующую девочку - расстреляли всех) Лучшие должны жить, а худшие пусть помрут? А образ Божий? А может среди остальных Сергий Радонежский, а рисовал плохо? Защищать своих детей надо, а не оставлять " доброму дяде " на милость победителей??? Спаси Бог. Виктор 22 августа 2013, 07:12 извиняюсь за вчерашнее высказывание.за собой заметил чем больше я молюсь тем больше выкидываю разных фортелей что за слово такое фортель? думы лезут о земном.сейчас анализируя свои поступки-становится печально.оставил много молитв.решился делами исправлять свои страсти.туго все продвигается.одна только страсть плотская а сколько лет ушло чтобы хоть как то ослабить её. можно ли использовать такой образ мыслей ? в руки твои Боже предаю дух мой .и подчиняться всяким обстоятельствам .думая что Господь попечется обо всем .и все обстоятельства происходящие есть как раз и самое нужное.а сейчас помолюсь за вас .ГОСПОДИ СПАСИ И СОХРАНИ ВАС ПОДАЙ ВАМ ПОМОЩИ.ИЗБАВЬ ОТ памятозлобия ,неразумия,нерадения,страстей ненужных.И МИЛОСТИЮ СВОЕЮ ВВЕДИ В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ Теща 22 августа 2013, 06:23 2 Ирина - Ирине ( и всем сестрам во Христе ): Дорогие женщины! Не женское это дело - вести споры и полемизировать, мы этого делать не умеем, потому как по природе очень эмоциональны и несдержанны, но в данном случае не могу удержаться,.... Ирина! И Вам спасибо за этот комментарий.

http://pravoslavie.ru/63530.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010