Аланский Успенский мужской монастырь, с. Хиликус, Куртатинское ущелье ЖМП 9 сентябрь 2022 /  20 сентября 2022 г. 16:00 Наследники древней Алании ЧЕМ ЖИВА ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА НА ОСЕТИНСКОЙ ЗЕМЛЕ Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа.  PDF-bepcuя. Храмы и люди В Северной Осетии большинство храмов в постсоветское время строят и восстанавливают по инициативе обычных людей, на частные пожертвования. У каждого из строителей своя судьба, но объединяет их возможность чудесным образом вопреки всем препятствиям находить силы и средства воплощать задуманное в жизнь. Белоснежный Петропавловский храм села Эльхотово, спроектированный в византийском стиле, привлекает внимание искушенного путешественника необычной колокольней.  — Она у меня долго не получалась, выглядела очень грубой, хотя проект был уже готов, — рассказывает архитектор Юлия Абисалова, невысокая, хрупкая девушка с застенчивой улыбкой.— Тогда я стала листать альбом с памятниками архитектуры и обратила внимание на колокольню храма Рождества Христова в Вифлееме, на ее абрис и пропорции. Она стала отправной точкой. Потом перечитала житие апостолов Петра и Павла, села к компьютеру за чертежи, и неожиданно все легко и быстро получилось.  Юля родилась в Нальчике, закончила архитектурно-строительный факультет Северо-Кавказского горно-металлургического института, вышла замуж и уехала во Владимирскую область. Но вскоре к ней обратились за помощью осетинские друзья братья Дзгоевы и попросили спроектировать храм. «Это моя первая работа в качестве архитектора, и мне кажется, я только для того и окончила институт, чтобы спроектировать этот храм», — говорит Юлия. 

http://e-vestnik.ru/church/nasledniki_dr...

Ап. Андрей Первозванный. Икона. 1669 г. (ГММК) Ф. Е. упоминается в числе иконописцев, участвовавших в 1657 г. в возобновленной росписи Архангельского собора Московского Кремля ( Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 104). В царской грамоте от 15 янв. 1660 г. о вызове иконописцев для завершения работ в Архангельском соборе по формулировке «Федор Евтихиев с товарыщи да брат его» ( Забелин. 1850. С. 27) Ф. Е. можно характеризовать как ведущего среди иконописцев-устюжан. Однако из грамоты Унковскому следует, что на тот период Ф. Е. жил «по городом в хоронах» и избегал вызовов в Москву, воеводе надлежало исправить положение, «тотчас» выслав иконописца из Ярославля. Это государево распоряжение от февр. вступало в противоречие с царской же грамотой от 1 марта 1660 г., в к-рой Ф. Е. по настоятельной просьбе игумена монастыря разрешалось написать иконы для Антониева Сийского мон-ря после пожара 1659 г. В итоге иконы для обители писал Богдан Зотиков. Несмотря на то что в мон-ре находилась икона «Св. Иоанн Предтеча» с дарственной надписью Ф. Е.: «Сею икону дал по себе в дом чудотворцу Антонию устюжник Федор иконник Усолец» (50-е гг. XVII в., Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), а в Сийский иконописный подлинник вошли прориси с икон его письма (см.: Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 110; Брюсова. 1985. С. 27), утверждать, что иконописец работал там, нельзя. Тем не менее в Москву Ф. Е. прибыл только в авг. 1662 г.; судя по работам, выполненным в этот 2-летний период, известно только, что он был оставлен в Ярославле до окончания написания икон для ц. прор. Илии (см. оборот царской грамоты от 10 февр. 1660 - Забелин. 1850. С. 38-39). В Ярославль после пожара 1658 г. Ф. Е. «с женою и детьми» прибыл по приглашению Скрипиных, строителей и благотворителей ц. прор. Илии, имевшей придел в честь Покрова Пресв. Богородицы, вероятнее всего, что именно для этой церкви он писал «двери царские и местные иконы и деисусы». Ряд икон местного и праздничного рядов этого храма связывают с работой Ф. Е. ( Болотцева. 1984. С. 125; Брюсова. 1985. С. 44-45).

http://pravenc.ru/text/200105.html

Блохин В. С. Раздел II. Православие на территории Закавказья Глава 7. Грузинская Православная Церковь 7.1. Возникновение грузинской Церкви. Христианство в Грузии I -V вв. Проблема автокефалии Первыми проповедниками христианства на территории Грузии (Иверии) были святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Поскольку Черноморское побережье часто служило местом ссылки многих неугодных лиц в Римской империи, то проповедь Евангелия осуществлялась здесь ссыльными представителями духовенства, в частности, одним из таких был свт. Климент, епископ Римский, сосланный императором Траяном. Свт. Климент проповедовал христианство в Херсонесе Таврическом. В последующее время христианство распространялось миссионерами, выходившими из пограничных христианских провинций (главным образом, малоазийских), а также через контакты через столкновения грузин с греками-христианами. Массовое крещение грузин произошло в 20-е гг. IV в. благодаря деятельности св. равноапостольной Нины (ум. 335), которая по праву считается просветительницей Грузии. Прибыв в Грузию, она прославила себя святой жизнью и многими чудесами. В 326 г. при царе Мириане христианство было провозглашено государственной религией страны. Мириан построил храм во имя Спаса в столице Иверии – Мцхете, и по совету св. Нины отправил послов к императору Константину Великому , прося прислать епископа и клир. Император Константин прислал в Грузию епископа Иоанна и греческие священники продолжили обращение грузин. Необходимо заметить, что вплоть до своей независимости Грузинская Церковь находилась в каноническом подчинении не Константинопольской, а Антиохийской Православной Церкви. Во второй половине IV в. с греческого языка на грузинский была переведена часть богослужебных книг. При иверском царе Вахтанге I Горгаслане (446 – 499) Грузия достигла своего могущества. В 455 г. он перенес столицу государства из Мцхеты в Тифлис и в новой столице заложил основание знаменитого Сионского Собора. С древних пор и поныне Сионский Собор является кафедральным собором Грузинского Предстоятеля. Среди святынь Собора наибольшей известностью пользуется крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы и связанный волосами просветительницы Грузии. При Вахтанге в Грузии открылось 12 епископских кафедр, и были переведены на грузинский язык книги Священного Писания Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Церковь Преподобных Отцов, в посте и молитве просиявших. Карта и ближайшие объекты Игуменское кладбище находится примерно в километре к востоку от Центральной усадьбы монастыря. К нему ведёт 300-метровая аллея сибирской пихты. Игуменское кладбище было заложено игуменом Дамаскиным (Кондратьевым) в 1876 году близ деревянной часовни во имя прп. Сергия Радонежского. Здесь похоронены все игумены Валаамского монастыря. Кладбище было заложено игуменом Дамаскиным, который был первым похоронен на нём. В 1876 году архитектором Г.И. Карповым на кладбище была возведена необычная по своей архитектуре церковь, освящённая во имя Преподобных Отцов, в посте и молитве просиявших, и колокольня, стоящая отдельно. Церковь в плане - прямоугольник с полукруглой апсидой в восточной части и точно таким же объемом притвора с закрытым крыльцом на западе. Церковь и колокольня построены из валаамского кирпича в византийском и классическом стилях и имеют сдержанное убранство. Резной золоченый иконостас церкви, фрески и иконы не сохранились. У северной алтарной стены церкви похоронен игумен Дамаскин. У южной алтарной стены - ученик и преемник Дамаскина - игумен Ионафан II (Дмитриев). Рядом с о. Дамаскиным покоятся игумены Виталий (Батраков), Пафнутий (Андреев), Павлин (схиархимандрит Павел). В настоящее время кладбище большей частью разрушено. Уцелел поставленный о. Дамаскиным памятный крест из черного гранита. Кладбищенский храм имеет очень редкое наименование «Во имя преподобных отцов в посте и подвиге просиявших», в честь монахов святой жизни. Свой престол он отмечает в масленицу, в субботу сырной седмицы. По традиции, здесь любят служить по субботам, так как суббота - день поминовения усопших. Храм, освященный игуменом Дамаскиным в 1876 году, сохранился таким, каким был прежде: выложенный из красного Валаамского кирпича, украшен полукруглым гранитным крыльцом, большими сдвоенными окнами арками. Внутри храма сохранились настенные росписи, в которых читается без малого 10 веков истории монастыря. Здесь изображен апостол Андрей Первозванный, по преданию, первый пришедший на Валаам и установивший на месте языческого капища православный крест. Основатели обители - преподобные Сергий и Герман. Рядом святые, подвизавшиеся на Валааме и ставшие основателями других скитов и монастырей: Авраамий Ростовский, Арсений Коневский, Александр Свирский. Среди икон в храме есть два образа Спасителя и Матери Божьей, которые точно повторяют личные иконы игумена Дамаскина, подаренные ему когда-то и отданные им в храм.

http://sobory.ru/article/?object=09052

Вартемяги. Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Софийская церковь, Подворье Иоанновского монастыря Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь святой мученицы Софии была построена в 1825-1834 г.г. архитектором Д.И. Висконти. Освящена в 1840 году. В 1870 году расширена, автор проекта архитектор А.И. Монигетти. В 1936 году закрыта, а здание переделано под клуб. В 1990 году здание возвращено епархии и в 1993 году передано под подворье Иоанновского женского монастыря в Петербурге . После реставрации действует с 1996 года. В 30 верстах от Петербурга, в 12 от станции Парголова, находится село Вартемяки, имение графа Щувалова. Местность села гористая, покрытая густым парком; через село протекает р. Охта. Вартемяки с финского языка значит „Сторожевая гора " ; может быть, здесь был когда-либо наблюдательный пункт во время войн русских со шведами. До 1840 г. здешние жители были прихожанами Парголовской церкви. Церковь построена графами Андреем и Григорием Петровичами Шуваловыми и освящена 8 августа 1840 года. Говорят, что церковь начата была еще в 1826 году. Церковь каменная, в византийском вкусе, крестообразная, с полукруглым алтарем, с одним большим куполом, в котором 8 окон, и с 4 меньшими куполами. Колокольня построена над притвором. Высота колокольни до креста 11 саж., длина церкви до солеи 4 саж. 2 арш., ширина 6 саж. три с четвертью арш., высота главного купола, с крестом, 10 саж. Купол, маленькия главы и колокольня покрыты железом, окрашены медянкою и имеют медные, позолоченные кресты. В церковь три входа. Фронтон каждого входа утвержден на 4 круглых колоннах. В 1871 г. храм исправлен усердием графа Павла Андреевича Шувалова: деревянные паперти заменены каменными, из бременского камня; церковь снаружи оштукатурена и окрашена светло-голубой клеевой краской; внутри устроены кирпичные своды, мраморный пол, а в алтаре - паркетный. Церковь внутри отличается изяществом и чистотою, какие редко можно видеть в сельских храмах. В юго-западной стороне церкви погребен строитель храма обер-камергер граф Андрей Петрович Шувалов и жена его Фекла Игнатьевна. На полу находятся две мраморные плиты с рельефными крестами и мраморными венками; над могилами - образ св. Андрея Первозванного, на полотне, в позолоченной раме, работы Павла Федоровича Плешанова; могила окружена бронзовой, позолоченой решеткой.

http://sobory.ru/article/?object=00558

Владимир Казарин: Визит Патриарха Кирилла подчеркивает единство Церкви Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Владимир Казарин: Визит Патриарха Кирилла подчеркивает единство Церкви Вице-губернатор Севастополя рассказал о подготовке к визиту Предстоятеля Русской Православной Церкви в колыбель Православия Владимир Казарин   Визит патриарха Всея Руси Кирилла на Украину   14.07.2009 327 Время на чтение 3 минуты " Мы очень рады этому событию. Для нас 2 августа - главная дата в этом году. В этот день Херсонес-Севастополь посетит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Визит этот носит исторический характер, потому что впервые за всю историю Православия у восточных славян (а она насчитывает на сегодня с момента крещения в 988 году в Херсонесе Св. князя Владимира 1021 год) Патриарх посетит колыбель нашей общей веры - Херсонес и Свято-Владимирский собор. И радостно, и грустно... Радостно, что посетит, грустно, что впервые. Даже в год празднования 1000-летия Православия в 1988 году Патриарх не приезжал в Херсонес. Вероятно, устыдившись того, что храм, при Л.Кучме восстановленный, тогда все еще стоял в руинах " , - сказал в интервью " Русской линии " вице-губернатор Севастополя, доктор филологических наук, профессор Владимир Казарин , комментируя предстоящий визит Предстоятеля Русской Православной Церкви на Украину , который состоится с 27 июля по 5 августа. " Мы рады, что теперь такой визит, наконец, станет реальностью. Мы в Севастополе храним традиции Православия: год назад поставили памятник Кириллу и Мефодию, восстановили немалое число храмов, и даже пещерные монастыри византийских времен в окрестностях Севастополя снова стали действующими обителями " , - отметил В.Казарин. " Херсонес поистине святая земля для всех восточных славян. Сюда приходил с проповедью Андрей Первозванный.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/07/14/vl...

Воронежская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание Православие в Воронежской области [ править править код ] Православие издревле является основой духовной культуры Воронежской области и всего Черноземья. Предание гласит, что Андрей Первозванный – покровитель России – побывал в этих краях, когда посещал «скифские земли». В селе Костомарово (Воронежская область) действует один из древнейших монастырей России – Костомаровский Спасский монастырь. Археологи говорят о том, что история христианства на этих землях длится более 8 веков. Уже на рубеже XII и XIII ст. здесь существовали селища, исповедовавшие эту религию. В XV веке новый толчок к развитию православия придали греческие иноки, которые пришли сюда в поисках уединённого места, где можно беспрепятственно исповедовать свою религию. Греческие монахи начали основывать здесь пещерные монастыри. Строительство пограничной крепости Воронеж началось в 1586 году. Это сооружение использовалось казаками и служивыми людьми для оказания надёжного отпора как польско-литовским захватчикам, так и татарским налётчикам. В этот относительно спокойный регион стали собираться люди. В числе объектов инфраструктуры они возводили здесь храмы и обители. Регион процветал, население увеличивалось и всё шло к тому, чтобы южная часть Рязанской епархии (в неё входил Воронеж) через время стала отдельной митрополией. Случилось это 2 апреля 1682 года. Первым епископом стал Митрофан, назначенный Патриархом Иокимом. Именно Митрофану, бывшему наставнику Унженского Макарьевского монастыря, суждено было стать первым святителем Воронежа. Через 10 лет усилиями святителя Митрофана Воронежская епархия достигала Азова. Митрофан сыграл одну из ключевых ролей в становлении Российского флота. Азовская кампания 1695-1696 годов показала, что для ведения войны против османов России необходим мощнейший флот. Есть документы, которые свидетельствуют, что Митрофан неоднократно жертвовал средства на создание кораблей. Несмотря на своё положение, архипастырь остался в истории как человек исключительной скромности. Кроме того отмечается его смелость. Будучи наставником Петра I, он не боялся высказывать своих убеждений, даже если они противоречили позиции царя. Своей жизнью святитель подал высокий пример искреннего служения Богу и Отечеству. В 1703 году Митрофан скончался. Это событие совпало с визитом Петра I в Воронеж. Царь участвовал в похоронной церемонии, лично неся гроб епископа. В назидание своей пастве Митрофан оставил «Духовное завещание». Именно с этой книгой он изображён на одной из икон. Сегодня Святитель Митрофан – покровитель Воронежского края.

http://azbyka.ru/palomnik/Воронежская_об...

Глава I. Первые проявления христианства на земле Русской. – Аскольд и Дир. – Святая княгиня Ольга. – Первые мученики – Варяги. – Святой равноапостольный князь Владимир. – Святые страстотерпцы Борис и Глеб. – Преподобный Ефрем Новоторжский. «Духовное возрождение целого народа, как и одного человека, совершается не одинаково, – говорит один недавно почивший знаменитый архипастырь, 1 – в ином народе оно совершается ранее, в другом позднее, в одном быстро, в другом медленно». Преподобный Нестор повествует, что апостол Андрей из Синопы через Корсунь или Херсон, доходил берегом Днепра до Киевских гор, благословил их и водрузил там крест, сказав: «На сих горах воссияет благодать Божия». Оттуда он отправился на север, до берегов Волхова и озера Ильменя, а оттуда в Рим. 2 Но в летописи Нестора не упомянуто, чтобы путешествие Первозванного Апостола оставило по себе следы на почве Киевской Руси. Известия о частных обращениях жителей южной Руси к христианству начинаются с IV века. Блаженный Иероним писал: «Гунны изучают псалтирь; хладная Скифия согревается огнем веры истинной; войска рыжих и белокурых Гетов или Даков носят за собой походные храмы». Из этих слов видно, что под именем холодной Скифии нужно разуметь ту, которая простиралась от левого берега Дуная до Дона, где, по свидетельству древних, еще с I века по Р. Х. обитали славяне. 3 У Гетов, или Готфов, живших в нынешней Бессарабии вместе со славянами, еще при Константине Великом образовалась епархия. О распространении веры между Готфами и Скифами более всех заботился святой Иоанн Златоуст . Он посылал миссионеров к скифам, жившим за Дунаем, и для Готфов посвятил епископа Унилу. Но Гунны, Авары и Болгары, одни за другими, опустошали Скифию, и христианство , еще слабое между скифами, пожиналось войною или гонением язычества. На севере Русской земли, где славяне, жившие при впадении Волхова в озеро Ильмень, призвали к себе на княжение Рюрика с братьями (около 862 года), почти не было слухов о христианстве. Двое из сподвижников Рюрика, Аскольд и Дир, отправились из Новгорода искать счастья в Царьград.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Грозный и великий для Руси XIV век. Именно он становится поворотным для порабощенного государства, век жизни и неустанной деятельности Преподобного Сергия Радонежского — одного из величайших подвижников, основателя Троице Сергиевой лавры и советчика князя Дмитрия Донского. Смиренность и кротость, никогда не оставлявшие Сергия, сослужили великую службу его Родине. О духовном подвиге монашества, о молитвенниках, спасителях и вдохновителях русской земли рассказывает Владимир Заманский. Скачать фильм (90 Мб) ; Посмотреть все фильмы из серии Скачать фильм(90 Мб)   Скачать третий фильм из серии «Земное и небесное». (нажмите на ссылку правой кнопкой мыши и сохраните сохранить видеофайл (размер 90 МБ) на свой жесткий диск.) С благословения Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси впервые снят телевизионный сериал о тысячелетней истории Русской Православной Церкви. До сих пор остаются малоизвестными бесценный многовековой опыт жизни православного общества, духовные подвиги великих правителей, всеми почитаемых святых и отдельных верующих людей, которые своим скромным, но искренним служением Добру защищали нравственное достоинство Отечества. В сериале представлены события от явления Андрея Первозванного на русскую землю до расстрела царской семьи в Ипатьевском доме, от сражения на Куликовом поле до боев на Курской дуге, от эпохи великого раскола до застенков ГУЛАГа. Историческому размаху повествования соответствует и география съемок — от украино-белорусских земель до Дальнего Востока (Киево-Печерская Лавра, Валаам, Соловецкий монастырь, Великий Новгород и другие), включая центры Православия во Франции, Эстонии, Турции. В каждой серии проекта доктором церковной истории, профессором, Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II дана емкая и лаконичная характеристика эпохи, поворотных событий описываемого времени, отмечена их неразрывная связь с современной жизнью. В сериале принимают участие священнослужители (протоиерей Валентин Асмус, диакон Андрей Кураев, отец Дамаскин), известные историки церкви, богословы, светские исследователи, чьи комментарии предают сценарию особую глубину и достоверность.

http://pravmir.ru/zemnoe-i-nebesnoe-film...

Грузинская Православная Церковь: Патриарх, народ, святые (+Видео) Я был совершенно потрясен. Впервые я слышал, чтобы тост говорился не только за священника, но и за его матушку. Какое теплое, глубокое и человечное отношение к простым людям! Он видел меня в первый раз, не знаю, увидимся ли еще — и такое тепло, радушие, внимание, широта человеческая… 11 октября, 2012 Я был совершенно потрясен. Впервые я слышал, чтобы тост говорился не только за священника, но и за его матушку. Какое теплое, глубокое и человечное отношение к простым людям! Он видел меня в первый раз, не знаю, увидимся ли еще — и такое тепло, радушие, внимание, широта человеческая… О Грузинской Православной Церкви Содержание статьи Прихожане храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря совершили паломническую поездку в Грузию. Паломничество возглавил настоятель храма и председатель редакционного совета портала «Православие и мир» протоиерей Александр Ильяшенко. Своими впечатлениями о Грузинской Православной Церкви он делится с читателями ПРАВМИРа. Грузинская Православная Церковь Колхида, Иверия, Грузия В августе этого года прихожане моего храма организовали паломническую поездку в Грузию, и я принял в ней участие. Я поражен увиденным и пережитым. Грузия — страна древней культуры, одно из первых христианских государств в мире. Первой христианство в качестве государственной религии приняла Армения, второй — Византия, третьей, также b IV beke — Грузия. Иверия (древнее название Грузии) была уделом Пресвятой Богородицы. Господь судил Ей иное служение. Пречистая в Грузии не была, но здесь провел много времени, проповедуя христианство, апостол Андрей Первозванный, и проповедь его была воспринята, поэтому среди грузинских христианских святынь есть и очень древние. Сделаю шаг назад. В детстве мы читали греческие мифы, в том числе и миф об аргонавтах, а миф — это некоторое осмысление истории. Колхида, в которую отправлялись аргонавты за золотым руном — это территория современной Грузии. Дело в том, что древние колхи (грузины) добывали золото, используя для промывки золотого песка овечьи шкуры. Греки хотели узнать секрет добычи золота, поэтому, как описывается в мифе, поплыли в Колхиду, достигли современного Кутаиси и похитили золотое руно.

http://pravmir.ru/gruziya-pravoslavnaya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010