2-е изд. испр. и доп. М., 1901. С. 19–34; Васильевский В. Г. Хождение апостола Андрея в стране мирмидонян//Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1909. Т. 2. Вып. 2. С. 213–295; Петровский С. П. Сказание об апостольской проповеди по северо-восточному Черноморскому побережью//Зап. Имп. Одес. общества истории и древностей. 1897. Т. 20. С. 29–148; 1898. Т. 21. С. 1–184; Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 1910. Т. 2. С. 235–258; Седельников А. Древняя киевская легенда об апостоле Андрее//Slavia. Praha, 1925. T. 3: 1924–1925. C. 316–335; Погодин А. О хождении апостола Андрея в Руси//Byzantinoslavica. Praha, 1938. T. 7: 1937–1938. C. 128–148; Кузьмин А. Г. Сказание об апостоле Андрее и его место в начальной летописи//Летописи и хроники: 1973. М., 1974. С. 37–47; Мюллер Л. Древнерусское сказание о хождении апостола Андрея в Киев и Новгород//Летописи и хроники: 1973. М., 1974. С. 48–63; Чичуров И. С. «Хождение апостола Андрея» в византийской и древнерусской церковно-идеологической традиции//Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 7–23. Статья опубликована также в кн. The Legacy of Saints Kyril and Methodius to Kiev and Moscow/Ed. by A.-E. N. Tachiaos. Thessaloniki, 1992. P. 195–213; Мурьянов М. Ф. Андрей Первозванный в Повести временных лет//Палестинский сборник. Л., 1969. Вып. 19. С. 172. Нами перечислены далеко не все работы, как специально посвященные апостолу Андрею, так и затрагивающие отдельные аспекты этой темы. См. кн.: Podskalsky G. Christentum und Theologische Literatur in der Kiever Rus (988–1237). Мьпснеп, 1982. S. 11–13, где приведена обширная библиография, а также библиографические ссылки в названных выше статьях. «Вопрос о том, что могло сделать его имя актуальным для киевского княжеского дома в 30-е годы XI в., допускает, как нам кажется, такой ответ: возможность связать проповедовавшего, по канонической версии Евсевия, в Скифии апостола с древнерусскими территориями, подготовив тем самым историко-церковное обоснование (или идеологическое «обеспечение») для определенной самостоятельности Киевской кафедры (например, в поставлении собственного митрополита) по отношению к Константинопольскому патриархату».

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

Настоятель храма Сретения Господня при Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого, и.о. заведующего кафедрой теологии при НовГУ священник Евгений Зайцев рассказал о паломничестве на Святую Землю митрополита Арсения (Стадницкого). Преподаватель гуманитарного факультета Российского государственного социального университета. П.А. Кузьмин представил доклад на тему «С.С. Аверинцев: семиотический анализ библейских образов». О присутствии на Святой Земле в 1921-2021 гг. Русской Православной Церкви Заграницей рассказал в своем докладе доктор церковной истории, кандидат философских наук, преподаватель кафедры церковно-исторических и церковно-практических дисциплин Владимирской Свято-Феофановской семинарии священник Аркадий Маковецкий. Модерировал секцию проректор по лицензированию и аккредитации МДА иерей Андрей Лысевич. Дистанционная часть конференции прошла под руководством проректора по научно-богословской работе МДА протоиерея Александра Задорнова. Настоятель прихода новомучеников Церкви Русской п. Восточный Серовской епархии иерей Сергий Глинских выступил с сообщением «Секулярный мир и религиозность служителей третьей Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1863-1866 гг. Проблема нравственного церковного единства». Насельница Горненского женского монастыря Русской духовной миссии в Иерусалиме, сотрудница Миссии инокиня Екатерина (Копыл) исследовала функции святых мест Палестины в творениях палестинских отцов иерусалимского ареала V-VIII вв. Секретарь Ученого совета и старший преподаватель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии игумен Виталий (Уткин) продемонстрировал аспекты темы Святой Земли в русской публицистике периода Первой мировой войны на примере епархиальной печати. Кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры богословия и Священного Писания Ветхого и Нового Завета Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии А.В. Пикин презентовал модели поведения епископов поздней античности во время осады иноверными их кафедральных городов, в том числе на Святой Земле.

http://patriarchia.ru/db/text/5918107.ht...

Arhiva În catedrala Patriarhal a oastei czceti din Novocerkassk a fost solemn srbtorit praznicul Acopermântului Preasfintei Nsctoare de Dumnezeu 16 octombrie 2018 12:13 14 октября 2018 года в городе Новочеркасске прошли торжества по случаю праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Божественную литургию в Патриаршем войсковом всеказачьем соборе Вознесения Господня совершили митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата  митрополит Рязанский и Михайловский Марк , митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , митрополит Астраханский и Камызякский Никон , архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан , архиепископ Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон , епископ Волгодонский и Сальский Корнилий , епископ Россошанский и Острогожский Андрей , епископ Великолукский и Невельский Сергий , епископ Шахтинский и Миллеровский Симон , епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен , епископ Славгородский и Каменский Всеволод , епископ Шадринский и Далматовский Владимир . Преосвященным архипастырям сослужили благочинный приходов Юго-Западного округа, секретарь митрополита Ростовского и Новочеркасского по г. Ростову-на-Дону протоиерей Иоанн Осяк, благочинный приходов Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский, настоятель Вознесенского собора протоиерей Георгий Сморкалов, ректор Донской духовной семинарии протоиерей Тимофей Фетисов, секретарь Ростовского епархиального управления иеромонах Артемий (Кузьмин), руководители епархиальных отделов Ростовской епархии , духовенство Донской митрополии . В храме присутствовали губернатор Ростовской области Василий Голубев, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Анатолий Сафронов, председатель Законодательного собрания Ростовской области Александр Ищенко, атаман Всевеликого войска Донского Виктор Гончаров, атаманы и казаки округов Всевеликого войска Донского, кадеты казачьих кадетских корпусов Ростовской области.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5285510...

7. Чернышова Маргарита Ивановна, в. н. с. Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, д. филол. н. «Начальные бога- и благо- в старославянской, древнерусской и церковно-славянской письменности». 8. Судаков Гурий Васильевич, заведующий кафедрой русского языка Вологодского государственного педагогического университета, д. филол. н. «Образ Николая Угодника в русской фразеологии». 9. Саблина Нина Павловна, чл.-корр. Петровской академии наук и искусств, к. филол. н. «Язык православного богослужения: гимнография Божественной литургии». 10. Миронова Татьяна Леонидовна, гл. н. с. РГБ, профессор, д. филол. н. «Церковно-славянский язык и проблемы национального и религиозного воспитания». 11. Бугаева Ирина Владимировна, докторант филологического факультета МПГУ, к. филол. н. «Церковно-славянские элементы в речи православных верующих». 12. Плетнева Александра Андреевна, ст. н. с. Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, к. филол. н. «К вопросу о значении церковно-славянского слова». 13. Баранкова Галина Серафимовна, ст. н. с. Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, к. филол. н. «Жанровые и языковые особенности Слов и Поучений древнерусских митрополитов и епископов». 14. Григорьев Андрей Владимирович, доцент кафедры Общего языкознания филологического факультета МПГУ, к. филол. н. «Новозаветные фразеологизмы, приписываемые Понтию Пилату». 15. Максимович Кирилл Александрович, ст. н. с. Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, к. филол. н. «Размышление над текстом Псалтири (Псалом 78: “Положиша Иерусалим яко овощное хранилище…”)». 16. Чевела Ольга Владимировна, преподаватель церковно-славянского языка Казанской Духовной семинарии, к. филол. н., дьякон Сергей Кузьмин. «Православная лингвистика: к постановке проблемы». 17. Дергачева Ирина Владимировна, заведующая кафедрой Истории и теории литературы филологического факультета ПСТГУ, д. филол. н. «Жанровые новации в современной литературе (на материале книги А. Ю. Хвалина «История прославления Царской Семьи»)».

http://pravoslavie.ru/423.html

В Донской митрополии прошли торжества по случаю празднования 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира 16 июня 2015 г. 12:50 С 12 по 15 июня 2015 года Донскую митрополию посетил постоянный член Священного Синода митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан возглавил торжества, посвященные 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира. Вместе с главой Казахстанского митрополичьего округа на празднование прибыли: архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний; его личный секретарь игумен Дионисий (Козулев), благочинный приходов города Уральска; секретарь Митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников; руководитель информационного отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов; диакон Роман Клюев; помощник митрополита Е.С. Сидоров. В аэропорту города Ростова-на-Дону митрополита Александра и архиепископа Антония с сопровождающими лицами встречали глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, секретарь Ростовской епархии иеромонах Артемий (Кузьмин), руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ростовской епархии протоиерей Андрей Мекушкин, настоятель Сретенского храма города Ростова-на-Дону иерей Алексий Осяк. По прибытии в столицу Донского края митрополит Александр и члены делегации Казахстанского митрополичьего округа посетили Иверский женский монастырь — первую обитель казачьего края, возрожденную после эпохи гонений на Православие. В обители глава Митрополичьего округа поклонился святыням, ознакомился с ходом строительных работ, пообщался с настоятельницей игуменией Рахилью (Ковалевой). 13 июня состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра и временно исполняющего обязанности губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева. Во встрече принял участие глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Arhiva La Taganrog s-au desfurat solemnitile cu prilejul zilei de pomenire a Sfântului i Dreptului Pavel de Taganrog 21 iunie 2017 12:07 20 июня 2017 года в Таганроге прошли торжества, приуроченные ко дню памяти святого праведного Павла Таганрогского. Перед началом богослужения в Никольский храм города был принесен ковчег с частицами мощей святых Древней Церкви, доставленный для поклонения верующих жителей Таганрога из кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону. Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий возглавил Божественную литургию в Никольском храме Таганрога, где покоятся мощи святого праведного Павла. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный приходов Таганрогского округа, председатель комиссии по канонизации святых Донской митрополии, настоятель Никольского храма протоиерей Алексий Лысиков, почетный настоятель храма протоиерей Александр Клюнков, ректор Донской духовной семинарии протоиерей Тимофей Фетисов, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Валерий Волощук, секретарь Ростовского епархиального управления иеромонах Артемий (Кузьмин), и.о. наместника Донского Старочеркасского мужского монастыря иеромонах Сергий (Коломиц), клирики Ростовской епархии . За богослужением молились глава администрации Таганрога Андрей Лисицкий, председатель городской Думы глава Таганрога Инна Титаренко, а также настоятельница Иверского женского монастыря г. Ростова-на-Дону игумения Рахиль (Ковалева) с сестрами обители, многочисленные прихожане и паломники. За богослужением были вознесены молитвы о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес иерей Александр Боярский. По окончании богослужения благочинный Таганрогского округа протоиерей Алексий Лысиков приветствовал владыку Меркурия и поблагодарил Его Высокопреосвященство за совместную молитву и принесение ковчега с мощами святых. В своем слове председатель комиссии по канонизации отметил, что праведный Павел Таганрогский является первым подвижником Юга России, прославленным в лике общецерковных святых.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4940382...

Местное почитание В., по-видимому, началось сразу после его кончины, имя преподобного внесено в «Описание о российских святых» (списки XVIII в.). Ист.: ЛЗАК. Т. 2. Отд. 2. С. 83-84; ВМЧ. СПб., 1868. Стб. 551-552 (Сент. 9); ПСРЛ. Т. 21. 2-я пол. Ч. 2. СПб., 1913. С. 505. Лит.: Строев. Списки иерархов. 4. С. 149; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 86-88; Леонид (Кавелин). Святая Русь. 534. С. 136; Описание о российских святых. 186. С. 72; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553. Прил. 3; АСЭИ. М., 1958. Т. 3. С. 596 (Коммент.); Ивина Л. И. Крупная вотчина Сев.-Вост. Руси конца XIV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 40-41, 50-51. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/154393.html

Выставка «Церковное искусство Чувашии» откроется в День Крещения Руси в Чебоксарах 27 июля 2021 г. 14:07 28 июля 2021 года, в День Крещения Руси, по благословению митрополита Чебоксарского и Чувашского Савватия в Чувашском государственном художественном музее (ЧГХМ) откроется выставка «Церковное искусство Чувашии». Выставка приурочена к 800-летию святого благоверного князя Александра Невского. Экспозицию составили более 150 произведений 40 авторов из Москвы, Чебоксар, Новочебоксарска, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Алатыря, Цивильска, Канаша, поселка Ишлеи. Наиболее широко представлены канонические иконы. Иконописные школы в республике за последние 30 лет получили широкое распространение. По благословению приснопамятного митрополита Варнавы (Кедрова) своими навыками делились мастера иконописи Нина Степанова, матушка Елена Соколова, Галина Кавказова, Марина Ермолаева, Татьяна Матвеева. С их произведениями и работами их учеников и соратников можно познакомиться на выставке. Специально к этому событию Марина Ермолаева, Андрей Максимов, Галина Агатеева, Наталья Щербакова и Елена Пискунова расписали царские врата, которые могут занять место в храме. Мария Фролова, недавно приехавшая в Чувашию из Улан-Удэ, представляет Тобольскую школу письма. Ее венчальные иконы украшены тонкой чеканкой по золоту. Представительницы Курской иконописной школы Екатерина Зезюлинская, Татьяна Яковлева и Анастасии Песчинская писали иконостас для подворья мужского монастыря в Большом Сундыре. Иконы академического письма показали также члены Союза художников Чувашии, выпускники мастерской церковно-исторической живописи Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Раиса Друганкина и Иван Александров. В ряду с монументальными проектами Ивана Александров, организатора и идейного вдохновителя выставки, выставили свои планшеты (эскизы храмовых росписей) Александр Кузьмин, Юрий Андреев и Владимир Шабалин. С двухтысячных годов реставрировали и выполняли монастырские заказы Елена Ефремова и Ксения Якимова. На выставке экспонируется одна из их последних реставрационных работ — значительный по размерам образ конца XIX века «Неопалимая Купина».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИНЦОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Клинцовской и Трубчевской епархии Брянской митрополии), г. Клинцы Брянской обл. Открыт решением Синода РПЦ от 27 дек. 2005 г. Расположен на высоком берегу р. Московка. Первоначально на месте К. м. находился старообрядческий деревянный храм в честь Вознесения Господня (1778-1780), возведенный выходцами из Стародубья. В 1850 г. при входе на Вознесенское кладбище была построена деревянная часовня для почитаемого прихожанами образа свт. Николая Чудотворца. На кладбище погребены первые поселенцы, родоначальники города, купцы, основатели первых типографий и фабрик, священнослужители, почетные граждане Д. О. Зубов, П. М. Поляков, Ф. М. Синельников, А. Н. Барышникова и др. В 1845-1847 гг. Вознесенский приход стал единоверческим. Вместо обветшавшей деревянной была построена 2-этажная каменная часовня; 1 авг. 1913 г. «поставлен крест на новой св. Николы часовне при Вознесенской церкви» (ГАБО. Ф. 251. Оп. 1. Д. 92). В 1930 г. храм был закрыт, впосл. приходские здания разрушены. С 1934 г. Никольская часовня использовалась под производственные нужды. 29 сент. 1972 г., после пожара в единственном правосл. приходе г. Клинцы, местные власти передали верующим здание часовни. Ее переоборудовали под храм, 1-м настоятелем к-рого стал свящ. Андрей Жамойтин (1929-1995). К основной, бесстолпной части храма (с узкими окнами, 8-скатной кровлей и луковичной главой на цилиндрическом световом барабане), выдержанной в формах новгородско-псковской архитектуры XIV-XV вв., с разных сторон примыкают деревянный входной тамбур с главкой, прямоугольная апсида и боковые пристройки, одна из которых имеет отдельный вход с крыльцом и лестницу на хоры. С 1994 по 2005 г. Никольский храм являлся подворьем Свенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . 7 сент. 2005 г. по благословению Брянского еп. Феофилакта (Моисеева) была образована жен. община. Решением Синода от 27 дек. 2005 г. подворье было преобразовано в жен. обитель во имя свт. Николая Чудотворца, настоятельницей назначена мон. Зосима (Полковник), ранее проживавшая в Одрине во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-ре . Лит.: СПАМИР: Брянская обл. М., 1998; Перекрестов Р. И. Прошлое и настоящее Свято-Никольской ц. в Клинцах//Труд (Клинцы). 2001. 16 авг.; Кровко В. Клинцам - 300 лет: Ист.-краевед. очерк. Клинцы, 2004. Иером. Диомид (Кузьмин) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841433.html

На сороковой день после авиакатастрофы в Ростове-на-Дону в часовне аэропорта совершена панихида Москва, 28 апреля 2016 г. 27 апреля 2016 года, на сороковой день после крушения самолета Boeing 737-800 в аэропорту Ростова-на-Дону, глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил панихиду по погибшим в результате авиакатастрофы, сообщает Патриархия.ru . Заупокойное богослужение состоялось в часовне Архистратига Божия Михаила аэропорта. За панихидой молились глава администрации Первомайского района Ростова-на-Дону Константин Солонский, директор ростовского аэропорта Олег Цепилов, настоятель часовни Архистратига Божиего Михаила протоиерей Андрей Мекушкин, благочинный Восточного округа протоиерей Димитрий Осяк, секретарь Ростовского епархиального управления иеромонах Артемий (Кузьмин), руководитель протокола главы Донской митрополии иерей Владимир Осяк, родственники погибших в авиакатастрофе, представители авиакомпании FlyDubai. Перед началом панихиды митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий обратился к молящимся с архипастырским словом: «На 40-й день после кончины душа человеческая возносится к Престолу Божию. В этот день мы должны творить особую молитву об усопших. Но это важно и для нас — тех, кто находится здесь, на земле, чтобы мы не теряли никогда память. Ведь за многими своими делами, жизненной суетой мы иногда забываем о сродниках своих почивших, о близких нам людях. Память о них должна быть светлой, ведь мы знаем, что Господь воскрес из мертвых. Потому мы сегодня с надеждой, любовью и молитвой обращаемся к Господу, чтобы Он простил прегрешения всех тех, кто погиб в этой катастрофе. Мы не знаем, почему так должно было произойти, но мы уповаем на милость Божию, Господь любит всех, милует всех и дарует нам жизнь вечную. Об этом мы сегодня помолимся». Ночью 19 марта в аэропорту Ростова-на-Дону при повторном заходе на посадку в сложных метеоусловиях потерпел крушение самолет Boeing 737-800 авиакомпании FlyDubai, выполнявший рейс из Дубая. На борту самолета находились 62 человека — 55 пассажиров и 7 членов экипажа. Все они погибли. 28 апреля 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/92941.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010