Андрей Критский , свт. Беседа на четверодневного Лазаря//Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской Духовной Академии. Ч. 22. СПб., 1826. Евлогий, архиепископ Александрийский, свт. Слово в Неделю Ваий//Слова, беседы и поучения святых отцев и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Ч. 2. Составил П. Смирнов . Киев, 1904. Епифаний Кипрский , свт. Слово в Неделю Ваий. Церковная проповедь на двунадесятые праздники//Слова, беседы и поучения святых отцев и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Ч. 2. Составил П. Смирнов . Киев, 1904. Ефрем Сирин , преп. Творения. Т. 5. М., 1995. Игнатий (Брянчанинов) , еп. Аскетические опыты. СПб., 1886. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста , Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 2. Кн. 2. СПб., 1896. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста , Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 10. Кн. 2. СПб., 1905. Исихий, пресвитер Иерусалимский , прп. Слово первое на четверодневного Лазаря//Встреча. Троице-Сергиева лавра, 2008. 2 (27). Творения святаго отца нашего Кирилла, епископа Туровскаго. Киев, 1880. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), святитель. Проповеди годового круга. М., 2009. Блаженнаго Петра Хрисолога , сиречь Златослова, архиепископа града Равенны, Поучительныя слова. Т. 1–2. М., 1794. Феофан, еп. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. Афон – Москва, 1883. Пчела Почаевская. Изборник назидательных поучений и статей, составленных и списанных преподобным Иовом, игуменом Лавры Почаевской. Ч. 1. Почаев, 1884. Amphilochii Iconiensis opera. Ed. Datema C. Corpus Christianorum. Turnhout, Leuven, 1978. S. 75–92. Andreas Hierosolymitanus, Sancti. Oratio VIII//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J. P. Migne. Paris, 1865. T. 97. Epiphanius, Sancti. In die festo Palmarum//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J. P. Migne. Paris, 1864. T. 43. Eulogius, Alexandrinus Archiepiscopus. Sermo in Ramos Palmarum et in Pullum Asini//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J. P. Migne. Paris, 1863. T. 86b.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Софии в дек. 537 г. Имп. Василий I Македонянин (867-886) отреставрировал церковь, заменив деревянный свод позолоченным каменным. В 950 г. имп. Константин VII Багрянородный поместил здесь часть мощей свт. Григория Богослова. В храме также хранились мощи прп. Авксентия Вифинского и, по нек-рым сведениям, прп. Маркиана. Синаксис совершался в честь вмц. Анастасии (22 дек.), свт. Григория (25 янв.), прп. Авксентия (14 февр.) и «мириад ангелов» (11 янв.). В источниках церковь локализуется «в портиках Домнина» либо «в квартале Мавриана». Монастырь св. Андрея в Криси (Коджа-Мустафа-паша-джами) (8) (ν τ Κρσει - в суде) ( Janin. 1969. P. 28-31; M ü ller-Wiener. 1977. S. 172-176; Иванов. 2011. С. 403-408), также известен как Родофилион (Ροδοφλιον). Считается, что церковь основана в V в. сестрой имп. Феодосия II Аркадией и первоначально имела посвящение во имя ап. Андрея Первозванного. Вероятно, мон-рь сначала был мужским, но уже в кон. VIII в. был женским. В этой обители были погребены пострадавший от иконоборцев прмч. Андрей Критский († 767), в честь которого мон-рь получил 2-е посвящение, и св. Филарет Милостивый († 792), заранее купивший здесь для себя саркофаг, а также супруга последнего. По всей вероятности, эту монастырскую церковь св. Андрея, пострадавшую в ходе иконоборчества, отреставрировал имп. Василий I Македонянин. Обитель отождествляется с мон-рем «ту Канстрисиу» (το Κανστρισου), где в XII в. совершался синаксис в честь св. Андрея (19 окт.), и с меньшей вероятностью - с монастырем св. Андрея у ворот Сатурнина. Во время лат. владычества мон-рь пришел в запустение, в кон. XIII в. его восстановила Феодора Раулена, племянница имп. Михаила VIII Палеолога. Она получила от своего двоюродного брата имп. Андроника II Палеолога разрешение поместить в обители мощи свт. Арсения Авториана , к-рые позже были перенесены в Св. Софию, а также отстроила ц. во имя прмч. Андрея Критского, в перестроенном виде сохранившуюся до наст. времени. Феодора Раулена и дочь Андроника II Симонида, овдовев, приняли постриг в этом мон-ре и здесь же были впосл. похоронены. Обитель упоминается в патриарших грамотах 1371, 1400 и 1401 гг. и в хожениях рус. паломников этого времени. В кон. XV в. комплекс был превращен в мечеть Коджа-Мустафа-паша-джами, к-рая играла важную роль в жизни султанского двора на протяжении всей османской эпохи. В 1707 г. к мечети было пристроено медресе; вокруг комплекса построили неск. мавзолеев-тюрбе, в к-рых похоронены нек-рые родственники династии Османов и видные гос. деятели. Храм св. Андрея кон. XIII в. имел классическую крестово-купольную форму, с 3 апсидами и нартексом. Перестроенный в мечеть, ныне он внешне почти неотличим от др. архитектурных памятников османской эпохи. Однако интерьер здания сохранил мн. черты облика визант. времени, в т. ч. колонны и капители VI в.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

В целом древний грузинский И. по количеству ирмосов приблизительно в 2 раза меньше славянского и в 3 раза меньше греческого ( Метревели. 1971. С. 118). Из 403 ирмосов древнейшей редакции И. с последованиями песней не найдены греч. оригиналы для 19 ирмосов, из них 14 имеют указания на греч. тексты в груз. транскрипции (Там же. С. 117). В 3-й редакции этого типа (Кекел. А 603) из груз. 872 ирмосов греч. соответствия найдены более чем к 500, притом что эта редакция примерно в 2 раза уступает по числу ирмосов греческим И. (Hieros. Sab. 83, 599) и ближе по составу к славянским И. (Новгородскому и Хиландарскому спискам) (см.: Невмированный Ирмологий. 1982. С. 119, 121). Основными авторами ирмосов в грузинском И. являются преподобные Иоанн Дамаскин (46 канонов), Косма Маюмский (17 канонов), свт. Андрей , архиеп. Критский (15), свт. Герман, патриарх К-польский (14). Кроме того, есть ирмосы патриарха Илии (вероятно, Илии II (III) , патриарха Иерусалимского) (1 канон), мон. Елисея (1 канон), прп. Феодора Студита (2 канона), а также ирмосы канонов с определениями «синайский» (4) и «восточный» (1). В И. XIII-XV вв. (Кекел. А 85; Кут. 22, 564) состав ирмосов незначительно корректируется и стабилизируется. В XVII-XVIII вв. в связи с началом возрождения груз. гимнографии составляются обширные и краткие И. (Кекел. А 418, Н 597, А 59, А 458). Греческий Ирмологий. X–XI вв. (Ath. Lavr. B. 32. Fol. 2v – 3) Визант. списки И. представляют следующую стадию развития этого сборника после той, которая отражена в древних груз. списках. Единственным исключением является фрагмент И.- т. н. Принстонский палимпсест Garrett 24, верхний слой к-рого грузинский (986 г.), а нижний греческий (кон. VIII в.) (см.: Raasted. 1992; Jeffery. 2003). Если в грузинских И. представлен этап расширения и собирания репертуара в единый сборник, то в греческих И.- этап отбора и сокращения общего количества ирмосов, их систематизации и обобщения. Относительно полные списки греческого И. сохранились с X в. Всего от X-XV вв. известно немногим более 40 греческих И. Столь небольшое по сравнению с др. типами певч. книг палестинской традиции число списков может объясняться как вспомогательным, небогослужебным предназначением И., так и его более частым по сравнению с др. певч. книгами использованием ( Velimirovi . 2001).

http://pravenc.ru/text/674073.html

Les homélies festales d’Hésychius de Jérusalem. Vol. 1. Éd M. Aubineau. Brussels, 1978. Petrus Chrysologus, Sanctus. Sermones//Patrologiae cursus completus. Series Latina/Ed. J. P. Migne. Paris, 1846. T. 52/1. Литература Артамонов Ю.А., Галко В.И. Кирилл II, свт., епископ Туровский//Православная энциклопедия. Т. 34. М., 2014. Битбунов Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. Брендле Р. Иоанн Златоуст . Проповедник, епископ, мученик. М., 2006. Брок С., Ефрем (Лэш), архим., Селезнев Н.Н. Ефрем Сирин //Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008. Желтов М. , диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А. А. Вход Господень в Иерусалим//Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. Лосева О.В., Королев А.А. Лазарь, праведный//Православная энциклопедия. Т. 39. М., 2015. Лукашевич А.А. Господские праздники//Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 173–178. Лукашевич А.А. Двунадесятые праздники//Православная энциклопедия. Т. 14. М., 2007. С. 266–269. Макаров Е.Е. Лазарева суббота//Православная энциклопедия. Т. 39. М., 2015. Малков П.Ю. Православные церковные праздники. М., 2013. Марущак В., протодиак. Святитель-хирург. Житие архиепископа Войно-Ясенецкого. М., 2010. Правдолюбов Сергий, прот., Никифорова А.Ю., Лосева О.В. Андрей, свт. Критский//Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. Сидоров А.И. , Лосева О.В. Амфилохий Иконийский , святитель//Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. Скурат К.Е. , Грацианский М.В., Фокин А.Р. Амвросий Медиоланский , святитель//Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. Тертышников Георгий, архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М., 1999. Ткачев Е.В. Исихий Иерусалимский , святитель//Православная энциклопедия. Т. 27. М., 2011. Фокин А.Р. Епифаний Кипрский //Православная энциклопедия. Т. 18. М., 2008. Хондзинский Павел , свящ., Бежанидзе Г.В., Сухова Н.Ю. Игнатий (Брянчанинов) , святитель//Православная энциклопедия. Т. 21. М., 2009. Об авторе-составителе этой книги

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Предлагаю вниманию российского читателя новую работу маститого греческого богослова, протопресвитера Феодора Зисиса. Андрей Хвалин, главный редактор сайта «Имперский архив» + + + Константинополь оставляет Православное Предание и признает церковность еретиков Институт соборности никогда не прекращал действовать в жизни Церкви. И после всеми признаваемых семи Вселенских соборов, последним из которых является VII Никейский (787 г.), и после всеми признающимися как VIII и IX, то есть при свт. Фотие Великом в 879 и при свт. Григорие Паламе в 1341-1351 гг., созывались многочисленные соборы более больших или меньших составов и имевших важное соборное дело. Даже во время турецкого ига и на протяжении всего XIX столетия многочисленные соборы при неоднократном участии и патриархов Александрии, Антиохии и Иерусалима, а также и иерархов этих древнейших патриархий, давали ответы на возникавшие вопросы в жизни Церкви, в особенности в отношении прозелитизма православных верующих со стороны папских и протестантских миссионеров. Великая Константинопольская Церковь никогда не прекращала, находясь в состоянии порабощения и пленения, организовывать со всей надлежащей тщательностью и священным достоинством свое управление и богослужение. Почти что все православные государства, за исключением Святой и Великой России находились под Османским игом. Закат Османской империи и создание новых государств, а также предоставление автокефалии поместным церквам, уменьшили паству Константинопольской Церкви и ограничили ее юрисдикцию, однако это дало новую силу в новых православных странах свободно выстраивать церковную жизнь и воссиять Православной вере и жизни. Конечно же, противоречия между ними и проявления этнофилетизма, которые перерастали в некоторых случаях и в военные столкновения, препятствовали выражению единства автокефальных церквей и создавали некий образ разделенной Церкви, и это несмотря на то, что не существовало ничего такого, что разделяло бы их в вере, догматах, в богослужении и устройстве. После Балканских войн и I мировой войны политическая стабильность не была долгой, потому что последовала Октябрьская революция 1917-го года в России, которая величайшую и самую сильную православную страну и ее Церковь ввела в состояние самого жестокого гонения против христиан, заключило ее в кандалы коммунистической диктатуры и хищничества, это состояние распространилось скоро и на остальные балканские страны, кроме Греции. Затем последовала Малоазийская катастрофа 1922 г. с миллионами греков-беженцев, которые покинули отчие дома, и оголилась от своей паствы уже обессиленная из-за автокефалий «Церковь Христа бедных», которая теперь стала еще более нищей.

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/24/...

Лит.: Д. Кад je Teoдocuje писао Живот и Службу св. Петра Београд, 1934. Год. 9. 4. С. 371-382; Boj evi М. Ko je pisao sv. Petra Koriškoga?//Glasnik Jugoslovenskog profesorskog društva. Beograd, 1939. God. 20. Knj. 2. S. 130-134; он же М. Н.). Св. Петар Коришки и манастир. 1940; Л. Култови лица код Срба и Македонаца. Смедерево, 1965. С. 81-85; Brown P. The Cult of the Saints: Its Rise and Function in the Latin Christianity. L., 1981; Popovi D. The Cult of St. Petar of Koriša//Balcanica. Beograd, 1997. Knj. 28. S. 181-212; Манастир Црна Pujeka и св. Петар Коришки: Науч. скуп. Приштина, 1998; З. Демонска у Teoдocujeboм «Жumujy св. Петра Коришког»//Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд, 1999. 28/1. С. 143-153; Д. Npojekцuja митарстава у Жumujy Петра Коришког//Црквене cmyдuje. Ниш, 2004. Год. 1. Бр. 1. С. 121-129; Прп. Петар Коришки. Колашин, 2005; Д. Прп. Петар Коришки. Београд, 2007; Шпадиер И. Об одном серб. анахоретском житии и особенностях его композиции//Библеистика: Славистика. Русистика: К 70-летию зав. каф. библеистики проф. А. А. Алексеева/СПбГУ. СПб., 2011. С. 370-384; она же. Афонское наследие: Мон-рь Хиландар и древнесерб. лит-ра. Београд, 2015. С. 62-68. И. Шпадиер, М. М. Р. Рубрики: Ключевые слова: ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей))

http://pravenc.ru/text/2580404.html

Константин не приглашал на первый Собор и языческих философов?.. Свт.Спиридон Тримифунтский Чудотворец ведь языческого философа-перипатетика обратил ко Христу (см. житие http://www.pravoslavie.ru/43730.html): " ...Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за сим старцем, устами которого говорил Сам Бог " . А это даже не присутствие только, а непосредственное участие в Соборе. Конечно, невозможно с точностью утверждать, что это происходило именно на Соборе, а не на каком-нибудь межсоборном, " вне стен Собора " общении... Но тем не менее -- это участие до какой-то степени. В этом пункте (о присутствии инославных) лично я бы не сильно смущался -- если дело ограничилось бы только присутствием, наблюдением. В остальном, что ж -- мы привыкли доверять себе, уповать на свои силы... Сейчас, видимо, время особо обновить упование на Бога и веру в Церковь, осознать эту проблему в себе: головой размышлять мы вроде бы научились, а умения ввериться Богу, положиться на Его Промысел (и в мире, и особо в Церкви) ещё нет, или слабо... Наверное, таким опытом " обрасти " наша задача сейчас (и для себя, и для тех, кто после нас), потому что одними богословскими знаниями " сыт не будешь " (кстати, свт. Спиридон на I Соборе это хорошо показал). Яшин Андрей 4 июля 2016, 20:33 Вопрос о «местах в диптихе» не состоит в том, что каждая церковь старается стать повыше. Вопрос о месте в диптихе состоит в том, что Константинополь в настоящее время решает предоставлять автокефалию или нет. Так Грузинская православная церковь имеет автокефалию еще с апостольских времен, а занимает в диптихе 9-ое место, в следствии того, что Константинополь только относительно недавно признал ее автокефалию. И диспут идет именно о том как должно признавать автокефалию, а не о том почетно ли стоять последним или нет. И в связи стем, что только Константинополь берет на себя единоличное право признания автокефалии в ущербном положении остается Американская православная церковь, которой русская дала автокефалию, а Константинополь не признает, из-за того что держит в США свои митрополии (или наоборот США держит у себя митрополии Константинополя). Лидия Вяткина 4 июля 2016, 13:12 Здравствуйте. Благодарю вас за публикацию этой беседы. Для меня она оказалась очень полезной Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/95000.html

Скачать epub pdf Примечание составителей сборника Ниже помещается канон свт. Андрея Критского (+740) на Св. Пасху, имевший общецерковное употребление с IX века, рано переведенный на славянский язык и исполнявшийся за богослужением в Русской Православной Церкви до XIV-XV вв. наряду с общеизвестным каноном прп. Иоанна Дамаскина . Изменение Устава повлекло за собой вытеснение этого сочинения свт. Андрея из богослужебной практики и книг. В основу настоящей публикации положено издание канона по двум славянским рукописям XI и XIII вв., выполненное прот. Сергием Правдолюбовым : «Пасхальный канон святителя Андрея Критского ». М., 1996. Редакция ограничилась некоторыми поправками в изложении канона по-церковнославянски. Песнь 1: Ирмос: Песнь победную поим вси Богу, сотворшему дивная чудеса мышцею высокою и спасшему Израиля, яко прославися. Христос воскресе из мертвых. Зиждитель и Избавитель мой на древе висит, и на судищи стоит, и Бог страждет, безстрастен сый, и терпит вся досаждения нас ради, да мы спасемся. Егоже трепещут Ангели, волею распинается и погребается, и связует смерть, и терпит вся нас ради, и Страстию страсти убивает, Безстрастный стражда. На Кресте распинался, солнце омрачил еси в полудни, Господи, и месяц яко в сени постави, и солнце потаи лучи, и потом свет возсия. Велия дела Твоя, и дивны муки, Христе Боже наш. Страшна же чудеса Твоего Воскресения: Крестом бо ад разруши и гробы истощи. Свыше сошед Ангел, камень от Гроба отвали, и на нем седя, мироносицам вопияше: не требует мира, ни плача Воскресый из мертвых. Что плачетеся со Пречистою, что ужасаетеся? Воскресе Господь: шедше рцыте апостолом скоро, – Ангел женам плачущимся глаголаше. Со Петром тецем и Иоанном ко гробу и видим ризу, идеже лежит, и убрус иже бе на главе Иисуса Воскресшаго. Омертвеша стражие сущии пред Гробом: Христос востал есть, и иудее мятутся, земля же веселится и небо играется светло и вси роди земнии. Светло празднующе веселимся: Пастырь пожреся, Агнец предлагается, Христос востал есть, всем просветившимся воскресением Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Прп. Иоанн Дамаскин (VIII в.), основываясь, возможно, на местных палестинских преданиях, писал, что И. был сыном Варпанфира из рода царя Давида и приходился свойственником Иакову, отцу св. Иосифа Обручника , мужу Девы Марии ( Ioan. Damasc. De fide orth. IV 14//PG. 94. Col. 1154). Визант. писатель-агиограф Епифаний Монах (1-я пол.- сер. IX в.), приводя те же сведения, дополнительно сообщает, что А. была дочерью «Матфама [Ματθμ], священника из Вифлеема» и что до рождения Марии, названной в честь одной из сестер А., она прожила с И. 50 лет ( Epiphanius Monachus. Sermo de vita Sanctissime Deiparae. 3//PG. 120. Col. 190с). Также Епифаний указывает на то, что 2-я сестра А.- Сови (Σωβ) была матерью прав. Елисаветы , матери св. Иоанна Предтечи (Ibid.; ср.: Niceph. Callist. Hist. eccl. II. 3//PG. 145. Col. 760). И., по словам Епифания, умер 80 лет от роду, а А.- 2 годами позже в Иерусалиме в возрасте 82 лет ( Epiphanius Monachus. Sermo de vita Sanctissime Deiparae. 4//PG. 120. Col. 192b). Встреча у Золотых ворот. Рождество Пресв. Богородицы. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница (Сербия). Ок. 1314 г. Встреча у Золотых ворот. Рождество Пресв. Богородицы. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница (Сербия). Ок. 1314 г. Праведные Иоаким и Анна. Роспись подпружных арок ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г. Праведные Иоаким и Анна. Роспись подпружных арок ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г. И. и А. в творениях св. отцов и учителей Церкви стали примером твердой веры и упования на Бога. Прп. Андрей Критский, восхваляя веру И. и А., говорит, что они «...сетовали о том, что не имели преемника рода своего, тем не менее искра надежды еще не погасла в них совершенно: оба они воссылали молитву к Богу о даровании им чада для продолжения семени их,- оба подражая услышанной некогда молитве Анны (матери прор. Самуила.- П. Л.)... И не оставляли они своих усилий, пока не получили желаемого» ( Andr. Caes. In Beatae Mariae Natalem. Or. 1//PG. 97. Col. 815). Повествование об И. и А. содержится в «Толковании на Шестоднев», составленном между 375 и 400 гг. и ошибочно приписываемом Евстафию , еп. Антиохийскому (Commentarius in hexameron [Sp.]//PG. 18. Р. 771-774). К преданиям об И. и А. также обращались в проповедях и др. христ. авторы: свт. Иоанн Златоуст (De nativitate Mariae Deiparae//CPG, N 4915), свт. Епифаний Кипрский (Homilia de conceptione Annae [georgice]//CPG, N 3803; см. также приписываемый ему труд: Homilia in laudes s. Mariae deipare [Sp.]//CPG, N 3771), К-польский патриарх Герман I (Homilia in praesentationem s. deipare//CPG, N 8007-8008), прп. Григорий Никомидийский (Homilia de conceptione//CPG, N 8224).

http://pravenc.ru/text/468935.html

стороны (см., напр., ее толкование свт. Софронием I , Патриархом Иерусалимским, в послании Сергию I , Патриарху К-польскому - PG. 87. Col. 3177BC), вплоть до осуждения варианта, к-рый предпочли монофелиты, на Латеранском Соборе (649). Андрей Кесарийский (563-614) трижды ссылался на «А.» в «Толковании на Апокалипсис» в связи с учением об ангелах (PG. 106. Col. 257B, 305C, 356D). В VIII в. прп. Иоанн Дамаскин на основании «А.» строит ангелологию, учение о непостижимости Бога и о Божественных именах, несомненно, в рамках более широкого богословского синтеза; он цитирует почти все сочинения Дионисия в своих основных трудах. Сочинение Германа I, Патриарха К-польского (715-730), «Сказание о Церкви и рассмотрение таинств», вдохновленное идеями «Церковной иерархии», стало образцом символического понимания литургии в Византии. Христологическое учение «А.» защищал игумен Анастасий Синаит († после 700) в своих полемико-богословских сочинениях (Hodegos 13//PG. 89. Col. 213D - 216D; Hod. 24//PG. Col. 305D). «А.» были известны прп. Андрею Критскому (ок. 660-740), особенное внимание он уделял эпизоду участия Дионисия в погребении Божией Матери (напр., DN III 2:1-14 цит. в: In Dormit.//PG. 97. Col. 1060C - 1064B). Прп. Феодор Студит (759-826) ссылался на «А.» в посланиях в защиту иконопочитания, находя в них основание символизма священных изображений; в Послании 165 он защищает институт монашества, указав на то, что уже в «Церковной иерархии» о нем говорится как об одном из 6 таинств ( Phot. Bibl. 1). Свт. Фотий, Патриарх К-польский, дважды упоминает «А.» в «Библиотеке», в самом начале к-рой излагается содержание книги некоего священника Феодора с 4 аргументами в защиту подлинности «А.» ( Phot. Bibl. 1), и неск. раз ссылается на него в «Амфилохиях» (PG. 101. Col. 697С, 900C). От X в. сохранились 2 противоположные оценки «А.»: сомнение в их подлинности, высказанное Арефой , архиеп. Кесарийским, имп. Льву VI Мудрому , и справка из лексикона «Суда» о том, что «Прокл делал заимствования из Дионисия, хотя и чисто формальные» (Πρκλος θεωρμασι πολλκις το μακαρου Διονυσου κχρηται κα ατας δ ξηρας τας λξεσι - Suda. 1170). Уверенность в зависимости Прокла от Дионисия была общим местом: неск. позже визант. гуманист Михаил Пселл писал, что Дионисий до Прокла изложил учение о возвращении всего существующего к Богу «более ясным образом» (σαφστερον) (De omnifaria doctrina. 74//PG. 122. Col. 733B).

http://pravenc.ru/text/ Ареопагитик ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010