В Житии свт. Льва Катанского (VIII в.) основное место занимает история мага Илиодора, продавшего душу диаволу и получившего способность творить «злые» чудеса (1-й известный «фаустовский» сюжет в европ. лит-ре); фактически это новелла с весьма динамичным, местами сказочным, сюжетом. Гомилетика и гимнография, жанры, доминировавшие в визант. лит-ре «темных веков», представлены в творчестве свт. Андрея Критского, свт. Германа I , Патриарха К-польского, и прп. Иоанна Дамаскина . Перу свт. Андрея принадлежат более 20 гомилий и Великий канон . Основные черты лит. стиля этого писателя - композиционная строгость с регулярными повторами и возвращениями к ранее сказанному и отвлеченность от земных деталей. Андрей Критский употребляет мало сравнений, но зато обильно пользуется синонимическими рядами, анафорами, антитезами и т. п. Основное внимание писателя сосредоточено не на событиях, происходящих на земле, но на их таинственном смысле. В Великом каноне лит. мастерство автора проявляется, напр., в тонкости раскрытия одной и той же темы в соответствующих тропарях разных песен, что создает композиционное движение внутри статичной монументальной структуры. В творчестве Андрея Критского наиболее ярко проявляется свойственное этому периоду сближение гомилетики с гимнографией, в т. ч. и на уровне прозаического ритма. Напротив, свт. Герман в своих гомилиях рассматривает развитие исторических событий во времени. Для его произведений характерны четкая композиция и драматические ситуации, а иногда, как в гомилии на Благовещение, и диалогическая структура, с помощью к-рой автор удачно передает напряжение момента и смену чувств. Одну из своих гомилий Герман посвятил отражению араб. осады К-поля в 717-718 гг., рассказав, как заступничество Пресв. Богородицы против всяких ожиданий обратило в бегство неисчислимые вражеские полчища. Незаурядными художественными достоинствами отличается Канон прп. Марии Египетской, глубоко раскрывающий диалектику спасения как взаимодействие личного покаяния и милосердия Божия.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Другими словами, существует истинное и ложное отречение от мира. Истинное заключается в действительном подавлении в себе мирских страстей, в свободе от них, в ясном и действенно подтверждаемом усмотрении призрачности всех мирских благ. Ложное отречение состоит в фактическом пользовании жизненными благами, в рабстве перед миром и желании вместе с тем не соучаствовать действенно в жизни мира и наружно не соприкасаться с его греховностью. При таком мнимом отречении человек, стараясь воздерживаться от внешнего соучастия в грехах мира, но пользуясь его благами, грешит на самом деле больше, чем тот, кто, соучаствуя в мире и обременяя себя его греховностью, стремится в самом этом соучастии к конечному преодолению греховности» (137:118, 119). Можно сказать, что всякий грех является воплощением греховности, воплощением устремленности желаний и внимания человека ко внешнему. Будучи направлен на внешнее и во внешнее, всякий грех представляет из себя ту или иную форму самоутверждения человека в окружающем мире, способ расширения границ своего влияния и возможностей. На границе между сферой влияния человека и остальным миром обычно возникают неприятные, ему неподвластные ситуации, возникают конфликты. Но при этом увеличивается протяженность ее границ и неизбежно возрастает число возникающих конфликтов. Поскольку такое “расширение” используется для получения приятных ощущений, вредность греха не сразу делается очевидной. Святые отцы говорят, что всякий грех сладок и приятен, а плоды его горьки, отвратительны и непереносимы» (138:25, 27). По словам свт. Тихона Задонского: «Сладок человекам грех, но горьки его плоды им. Семя горькое горькие и плоды рождает (цит. по 63: 265 со ссылкой на: Творения святителя Тихона. 6е изд. 1899 г. Т. 5, с. 222). Св. Андрей Критский пишет: «Вместо Евы чувственной во мне восстала Ева мысленная — страстный плотский помысел, обольщающий приятным, но вкусу доставляющий всегда горький напиток» (Андрей Критский. Великий Канон, читаемый в понедельник первой недели Святого и Великого поста. Песнь 1).

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

Коминис, подготовивший издание этого канона (AHG. T. 4. P. 52-75 5)), предположил, что его автором является прп. Андрей , архиеп. Критский, а богородичны были добавлены позднее, чем и объясняется содержащийся в них акростих с именем другого автора (Ibid. P. 789). Кроме Иосифова осмогласного цикла канонов Н. сохранились еще 2 венка канонов Мирликийскому святителю: авторства свт. Фотия, патриарха К-польского (изд.: Στρατηγπουλος. 2009), и Иоанна Мавропода, митр. Евхаитского (изд.: Παναγιτου. 2009). Всего же только в визант. эпоху было написано более 50 канонов Н., древнейшими из к-рых являются канон 1-го гласа с ирмосом Δι στλου πυρς (    ), канон авторства Феофана 2-го гласа, и никольский цикл прп. Иосифа. Имена проч. визант. авторов канонов Н.: свт. Георгий , еп. Никомидийский , Николай (возможно, патриарх К-польский Николай Мистик), др. Николай, Никита Стифат, др. Никита, Иоанн Ставракий, Мануил Фил, Иосиф Апросский, патриархи К-польские Исидор Вухир и свт. Филофей Коккин, свт. Симеон, архиеп. Фессалоникийский; еще более 10 канонов не надписаны. Какие-то из этих канонов изначально предполагалось исполнять за богослужением, др. составлялись в качестве личного приношения Н. того или иного автора. Помимо канонов утрени создавались и молебные (παρακλητικο) каноны Н.: известны визант. молебные каноны авторства некоего Василия, 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа (не издан; см.: Ταμεον. Ν 324), и анонимный, составленный по образцу малого молебного канона Божией Матери, 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа (изд.: Желтов. 2010. С. 218-221). Каноны Н. продолжали составляться в поствизант. эпоху; в частности, для службы 6 дек. свой канон предложил прот. Николай Малакса, автор получившего большую известность небольшого сочинения об именословном перстосложении (канон сохр. в ркп. Marc. gr. II 140. Fol. 60-61 об.; не издан); а новые молебные каноны Н., неоднократно издававшиеся в составе брошюр-«аколуфий», были созданы еп. Аргиропольским Серафимом и Николаем Анагностом Калогером (подробную информацию об известных в наст.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

XV 4). Описание состояния первых людей: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт 2. 25) - при всей лаконичности заключает в себе глубокий смысл. Прежде всего оно говорит о том, что у прародителей, хотя они и были «одной плотью» (Быт 2. 24), отсутствовала какая бы то ни было страстность и похотливость. Однако главным было не это. Основное достоинство прародителей заключалось в том, что они «были облечены славой» ( Ephraem Syr. In Gen. 2); «высшей славой» ( Ioan. Chrysost. In Gen. XV 4). Свт. Андрей Критский в толковании на Быт 2. 25 идет еще дальше. Описывая в великопостном каноне (1-я песнь) последствия грехопадения, он указывает, что душа грешника стала «обнажена от Бога», заключая тем самым, что «высшей славой», в к-рую были облечены первые люди до падения, являлся Сам Бог. Размышление свт. Филарета о наготе Адама и Е. является своего рода итогом патристических высказываний на эту тему: «Нагота первых человеков есть такое состояние, в котором они, ходя во свете и истине, ничего не имели скрывать от Бога и своей совести… наша одежда есть памятник грехопадения; стыдливость - род покаяния, а бесстыдство - нераскаянности и закоснения» ( Филарет (Дроздов), свт. Толкование на кн. Бытия. С. 97-98). Библейское сказание о 1-й женщине послужило мн. отцам и учителям Церкви символом для осмысления христ. реальности. Чаще всего оно использовалось для сравнения Е. с Девой Марией (см. ст. Богородица ). Первым, кто, по замечанию прот. Петра Преображенского, «противопоставил Марию и Еву и их роль в домостроительстве спасения рода человеческого, тем самым дополняя противопоставление Христос - Адам, сформулированное ап. Павлом», был мч. Иустин Философ . «По пути Иустина пошли св. Ириней и другие отцы Церкви, именовавшие Богоматерь «Новой Евой»» (Раннехристианские отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988. С. 269). Для объяснения чудесного рождения Иисуса Христа от Девы свт. Кирилл Иерусалимский останавливался на происхождении 1-й женщины: «Кем рождена в начале Ева? Какая матерь зачала безматернюю? - вопрошал он и отвечал: - Писание говорит, что произошла она из ребра Адамова.

http://pravenc.ru/text/180848.html

Скачать epub pdf Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, великий угодник Божий и прославленный Чудотворец, пользующийся исключительным почитанием повсюду в христианском мире и даже среди нехристианских народов, восхваляется и ублажается Церковью не только за высокую святость и чистоту своей жизни, не только за неисчислимые благодеяния, полученные и получаемые доныне верующими ради его теплых ко Господу молитв, но и за особенную пламенную ревность, проявленную им в деле защиты и охранения чистоты Святого Православия. Великий ревнитель и защитник Православия, свт. Николай являет собой в истории Вселенской Церкви замечательный пример неутомимого поборника за общехристианский мир и единение на почве богопреданного учения. Его борьба против возмутителей этого мира – еретиков – носила возвышенно-христианский характер и осуществлялась средствами, сообразными с духом евангельского учения, то есть мечом веры и духовным оружием слова. Эту божественную ревность свт. Николай явил сначала в насаждении и утверждении истинной и благочестивой веры на пажитях, очищенных от терний язычества, а затем в напряженной борьбе с ересями, в особенности же с грозной стихией арианства, силившейся поколебать коренные устои христианской веры. Как бодрый и добрый пастырь врученного ему Богом словесного стада, он прежде всего направил свои заботы на то, чтобы предохранить от заблуждения верующих паствы Ликийской. Мудрыми увещаниями, кроткими вразумлениями, более же всего «пленяющим в послушание Христово» (ср. 2Кор. 10, 5 ) примером собственной всецелой преданности Церкви он не только сохранил наиболее благоразумных из своих пасомых от увлечения пагубными внушениями лжеучителей, но, как свидетельствует св. Андрей Критский , спас от духовной гибели и целые сонмы уже «затопляемых волнами арианской ереси». Согласно всеобщему древнему церковному преданию, свт. Николай был деятельным участником Первого Вселенского Собора, собравшегося в Никее в 325 году. Здесь, соделавшись, по выражению Метафраста, «огнедохновенными устами противников Ария», он вступил в личное единоборство с самим ересиархом и своей безбоязненной обличительной речью (но отнюдь не каким-либо физическим действием) нанес смертельный удар арианской доктрине. Святая Церковь помнит об этой великой заслуге свт. Николая и в своих песнопениях и похвалах именует его «правилом веры» (тропарь), «великим столпом благочестия» (акафист, икос 2), «славной красотой отцев», «твердыней, оком и благозвучной трубой церкви» (Похв. слово св. Андрея Критского ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Андрей Рублев, иконописец (XV в.) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 4 июля в день тезоименитства со свт. Андреем, архиепископом Критским (+ 712) и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Год рождения прп. Андрея Рублева не известен, не известно и его происхождение, исторические сведения о нем скудны. Наличие у него прозвища-фамилии (Рублев) дает возможность предположить, что происходил он из образованных кругов общества, поскольку фамилии носили в ту эпоху только представители высших слоев. Принято считать, что он родился около 1360 г. Вся жизнь его связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Предание, восходящее к XVI в., видит в нем духовного сына прп. Никона Радонежского (память его 17 нояб.), по духу св. Андрей является, несомненно, учеником прп. Сергия (память его 25 сент.). Живя в высокодуховной атмосфере, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и образцами подвижнической жизни, которые находил в своем окружении. Он глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал им, что позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства. Летопись сообщает, что в 1408 г. прп. Андрей, вместе со своим старшим сопостником и соработником Даниилом Черным, принимал участие в росписи Успенского собора во Владимире. Известны и другие основные его произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Москве, икона «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора во Владимире, росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря и знаменитая православная святыня — «Святая Троица» для этого же собора, росписи и иконы в Спасо-Андрониковом монастыре.

http://sedmitza.ru/lib/text/437432/

  Канон Великий. – Нижний Новгород: Редакционно–издательский центр Нижегородского епархиального управления, 1994.   Канон Великий. – Новосибирск, 1996.   Канон Великий. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 2003.   Канон Великий. – СПб., 1992.   Колодец покаянных слов. – М.: Новая Святая Русь, 1998.   Пасхальный канон свт. Андрея Критского/Публ. и пер.: прот. Сергей Правдолюбов. – М., 1996.   Похвальное слово Святителю и Чудотворцу Николаю//Христианское чтение. – СПб.,  1834. – Т. IV.    Проповеди//Воскресное Чтение. – СПб., 1853.   Проповеди//Избранные слова в честь Пресвятой Богородицы. – СПб., 1868.   Проповеди//Прибавления к Церковным ведомостям. – 1898.  36.   Слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы//Христианское чтение. – СПб.,  1829. – Т. XXXIII.    Слово на всеславное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня//Христианское чтение. – СПб.,  1839. – Т. III.    Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы//Воскресное чтение. – Киев, 1853. – Т. 17.   Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы//Христианское чтение. – СПб.,  1836. – Т. III. То же: СПО.    Фрагменты сочинений//Жития святых.  – Кн. 12 – Месяц июль.    Публикуется последняя, четвертая часть перевода покаянного канона св. Андрея Критского. Продолжаем публикацию перевода покаянного канона св. Андрея Критского. Продолжаем публикацию перевода покаянного канона св. Андрея Критского. В дни начала Великого поста предлагаем вниманию читателей портала перевод на русский язык Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Части канона будут публиковаться ежедневно в течение первых четырех дней поста. Преподобный Андрей, архиепископ Критский, оставил нам богатое письменное наследие. Наиболее известным его трудом является всем знакомый покаянный канон, читаемый на Первой и Пятой седмицах Великого поста. Портал Богослов.Ru предлагает вниманию своих читателей перевод менее известного текста святого автора. Это Слово посвящено событию Усекновения главы Иоанна Предтечи. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru.

http://bogoslov.ru/person/2597470

58. Col. 537; в слав. рукописях Златоструя полной редакции слово «перст» дано не в ед. (как в греч. оригинале), а во мн. ч. (см., напр.: РГБ. МДА. 43. Л. 149.1473-1474 гг.) - этот вариант чтения использовался старообрядческими полемистами (см., напр.: Арсений Уральский. 1999. С. 55) для доказательства преимущества Д. перед единоперстием, хотя в др. слав. рукописях сочинения свт. Иоанна Златоуста в указанном месте слово «перст» переведено в ед. ч.- см., напр.: РГБ. Троиц. 92. Л. 272, XVII в.; 93. Л. 194, XVII в.; 95. Л. 66 об., XVI в.; 97. Л. 62 об., XVI в.), блж. Феодорит Кирский (PG. 82. Col. 1312, 1328; 2-е из этих повествований помещается в печатных изданиях слав. Пролога под 2 нояб. - см., напр.: Пролог. М., 1642. Л. 291), Созомен (PG. 67. Col. 1497), автор «Луга духовного» Иоанн Мосх (PG. 87ϒ. Col. 2953), прп. Андрей Критский (PG. 97. Col. 1228), блж. Иероним Стридонский (PL. 22. Col. 898), свт. Григорий Двоеслов (PL. 77. Col. 211, 301). Но единоперстие вряд ли было единственным способом совершения крестного знамения. Так, свт. Кирилл Иерусалимский, говоря об изображении креста на челе и на всем теле (PG. 33. Col. 816), употребляет слово «персты» во мн. ч.; о «перстах» во мн. ч. сказано и в слав. сборнике Маргарит, в слове, приписанном свт. Иоанну Златоусту, но написанном не ранее 431 г. (PG. 59. Col. 582; это слово цитируется защитниками Д. как свидетельство его существования при свт. Иоанне Златоусте - см., напр.: Арсений Уральский. С. 56). В ходе полемики 2-й пол. XVII - нач. XX в. по вопросу Д. как его сторонники, так и его противники нередко ссылались на те или иные раннехрист. и визант. иконографические изображения. В очень большой степени широкое использование древних христ. изображений в целях апологии Д. было вызвано тем, что в позднейшей практике, сохранявшейся на Руси до реформ патриарха Никона, и при совершении крестного знамения, и при священническом (или епископском) благословении употреблялось одно и то же Д., поэтому любые изображения Господа Иисуса Христа или святых с поднятой рукой и перстосложением, сходным с Д., воспринимались как однозначное свидетельство о Д.

http://pravenc.ru/text/171503.html

Германом, патриархом Константинопольским (ум. 740 г.), и 4 стихиры на «Господи, воззвах» («В Мирех пожив...» и следующие). На рубеже VII и VIII столетий произошло событие, оставившее после себя яркий след в дальнейшем песненном творчестве в честь свт. Николая. Город Миры посетил выдающийся проповедник того времени св. Андрей, архиепископ Критский (составитель Великого покаянного канона), и произнес там, в соборном храме, похвальное слово святителю и чудотворцу Николаю. Эта вдохновенная речь, полностью сохранившаяся во многих рукописях, 5 составляет поистине великую драгоценность. Будучи творением прославленного витии, она не только блещет и искрится перлами дивной красоты в неподражаемом изяществе своих художественных оборотов и ораторских приемов, но и запечатлена, по замечанию архиеп. Филарета (Гумилевского) , как и прочие творения св. Андрея Критского , характером «основательного знания и богатства учености». Желая прославить пред многочисленным собранием верующих города Мир их высокого Покровителя, св. Андрей, без сомнения, предварительно ознакомился с письменным и устным преданием о нем, сохранявшимся в Мирликийской церкви того времени. Именно это непосредственное знакомство с местным преданием явилось причиной того, что «Слово» св. Андрея ярко живописует духовный облик свт. Николая, его богоподражательный нрав, подвижничество, добродетели и архипастырские труды. «Человек Божий, верный раб, строитель Таин Христовых, муж желаний духовных! – начинает свое слово св. Андрей. – Прими в дар приносимое тебе от нас слово. Вмени оное в благодарность за те милости, кои ты являешь нам в чудном и теплом своем предстательстве. Мы именуем тебя столпом и утверждением Церкви, светилом мира... Никакая добродетель не была чуждой тебе, превосходнейший из пастырей, Николай. Ибо все преславные добродетели ты вложил в душу свою, как влагают золото и драгоценные камни в сокровищницу, за что едва ли не все, живущие под солнцем, прославляют тебя... Какой добродетели святых не поревновал ты? Кому из них не последовал с величайшим преуспеянием? Или лучше, с каким мужем добродетели ты не сравнялся через подражание?» Сделав такое вступление, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

С 80-х годов верующие начали приходить в истерзанный безбожниками храм и молиться в нем. Постепенно внутри и снаружи Успенского храма были сделаны необходимые ремонтные работы, и богослужение в храме было возобновлено. При археологических раскопках было обнаружено место захоронения основателя монастыря — инока Феогноста Шаровки. В январе 2016 года в обитель прибыли сестры из Свято-Никольского Черноостровского монастыря. В том же году община приобрела статус подворья. В настоящее время на источнике у склона холма оборудована часовня-купальня в честь прор. Илии. В Успенском храме находится уникальная святыня – образ Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо», к которому множество верующих приходит со своими скорбями и просьбами. Немногочисленные сестры ежедневно молятся за всех, кто просит молитвенной помощи. Богослужение с литургией совершается 3 раза в неделю. Святыни [ править править код ] В Успенском храме Шаровкина монастыря Вы имеете возможность помолиться перед разными святынями. Главная почитаемая икона Божиекй Матери – «Благодатное небо», к которой приезжают помолиться из разных уголков страны. В крест - Голгофу вставлены небольшие частицы Животворящего Древа Креста Господня и камня с Голгофы. В двух мощевиках находятся частицы следующих мощей: ап. Андрей, ап. Филипп, ап.Павел, ап. Тимофей, свт. Спиридон Тримифунтский, первомч. архидиак. Стефан, вмч. и Поб. Георгий, прпмч. Андрей Критский, сщмч. Игнатий Богоносец,вмц. Варвара, мч. Вонифатий, мц. Ирина, мц. Наталия, мц. Иустина, свт. Василий Великий, свт. Нектарий Эгинский, прав. Олимпиада диаконисса, прав. Анна, прп. Иоанн Лествичник. В большой иконе святителя и Чудотворца Николая с житием находится и крохотная частица его мощей. Икона вмц. Екатерины с частицей ее мощей привезена со св. горы Синай из монастыря в. Екатерины. В Успенском приделе находятся икона с мощами св.патр Тихона, икона прп. Паисия Святогорца с частицей его пояса, иконы царственных мучеников и вел.кн. Елисаветы с землей с места их убиения, икона трех святителей с частицами их мощей, икона прп. Сергия Радонежского с частицей его мощей. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Шаровкин_Успен...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010