Мария Египетская из бездны порока взошла путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам. Житие преп.Марии составил св Софроний, патриарх Иерусалимский, а св. Андрей Критский , посланный Иерусалимским патриархом Феодором на VI Вселенский Собор (692 г), представил это житие преп.Марии вместе со своим каноном. Чтение канона св.Андрея и житие преп.Марии Египетской в четверг 5-й седмицы совершается Церковью со времени VI Вселенского Собора. В среду 5-й седмицы на вечерне (относящейся к четвергу), кроме обычных стихир на «Господи, воззвах», читаются еще 24 покаянные стихиры – творе­ние св. Андрея Критского . Стихиры имеют одно окончание: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя», которое поется хором. Суббота 5-й седмицы называется СУББОТОЙ АКАФИСТА, а сама служба этого дня получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В Пятую Неделю (воскресенье) Великого поста Церковь воспоминает и прославляет св.Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI вв (†530 г, память 1 апреля по старому стилю), в ее лице представляет нам образ ис­тинного покаяния и ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренне кающимся (241–243) Шестая седмица ВАИЙ В пятницу 6-й седмицы оканчивается св.Четыредесятница. В этот день на вечерне, соединяемой с Литургией Преждеосвященных Даров, в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение (до­мостроительство) Твое». Вечером в пятницу – великое повечерие. В субботу седмицы Ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря, поэтому суббота называется ЛАЗАРЕВОЙ. Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Христа Спасителя и как удостоверение в Воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника (глас 1-й): «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, (то есть удостоверяя), из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже Темже и мы, яко отроцы (еврейские) по­беды знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Чудом воскрешения Лазаря Господь Иисус Христос явил Свою Божествен­ную силу и славу и уверил Своих учеников и всех в должном быть вскоре по­сле распятия Своем Воскресении, победе над смертью и общем воскрешении умерших в последний день Страшного Суда (с.243–244).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

По устроении первого в память страдания, смерти, воскресения и обретения Креста и по освящении этого храма 13 сентября 335 года, праздник Воздвижения отнесен к 14 сентября 285 . Со времени обретения Креста у отцов Церкви, например: у св. Кирилла Иерусалимского , Амвросия Медиоланского 286 , Иоанна Златоустог о 287 и других, мы встречаем многие указания на праздник Воздвижения. Св. Кирилл в огласительном слове своем говорит: «Иисус Христос истинно распят был за грехи наши. Если вознамеришься отвергать это, обличит тебя видимое нами место – эта блаженная Голгофа, на которой собрались мы теперь ради Распятого на ней; да и вся вселенная имеет уже части Древа Крестного» 288 . Должно заметить, что до обретения Креста, когда на Голгофе стоял языческий храм, христиане при всем своем усердии не могли собираться на ней для богослужения; и следовательно, со времени обретения Креста начались богослужебные собрания на Голгофе и празднование Кресту. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, изложил некоторые песнопения на праздник Воздвижения, ныне слышимые нами в 14-й день сентября. Древле на этот праздник стекались в Иерусалим многочисленные поклонники. В V веке в числе их была преподобная Мария Египетская, которая, поклонясь Кресту Господню, скрылась от соблазнов мира в пустыню и начала спасительные подвиги собственного креста 289 . В том же веке Евагрий упоминает о Воздвижении Креста, поклонении ему и целовании его, как это издревле сохраняется доселе 290 . В веке св. Григорий Великий упоминает о празднике Воздвижения в 14-й день сентября 291 . В VII веке св. Андрей Критский в слове на Воздвижение Креста говорил: «Крест воздвигается, и все верные стекаются. Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество. Воздвигается Крест не потому только, что Христос вознесен был на нем, но и потому, что Крест, быв обретен, обличил безумие иудеев. Посему-то мы ныне и торжествуем, что в настоящий день обретена давно сокрытая святыня, – что это утаенное сокровище, быв извлечено из земли, воссияло, как злато» 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

[Ты удивила необычайною своею жизнью всех, как чины ангельские, так и человеческие сонмы, духовно пожив и превзошедши природу; поэтому, Мария, ты, как бесплотная, шествуя стопами, перешла Иордан.] Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Умилостиви Создателя о хвалящих тя, преподобная мати, избавитися озлоблений и скорбей, окрест нападающих, да избавившеся от напастей, возвеличим непрестанно прославльшаго тя Господа. [Склони Творца на милость к восхваляющим тебя, преподобная матерь, чтобы нам избавиться от огорчений и скорбей, отовсюду нападающих на нас, чтобы, избавившись от искушений, мы непрестанно величали прославившего тебя Господа.] Припев: Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя: да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. [Андрей досточтимый, отец преблаженный, пастырь Критский, не переставай молиться за воспевающих тебя, чтобы избавиться от гнева, скорби, погибели и бесчисленных прегрешений нам всем, искренно почитающим память твою.] Слава, Троичен: Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу верно поклонимся, Троице Нераздельней, Единице по существу, яко Свету и Светом, и Животу и Животом, животворящему и просвещающему концы. [Прославим Отца, превознесем Сына, с верою поклонимся Божественному Духу, Нераздельной Троице, Единой по существу, как Свету и Светам, Жизни и Жизням, животворящему и просвещающему пределы вселенной.] И ныне, Богородичен: Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание. [Сохраняй град Свой, Пречистая Богородительница. Под Твоею защитою он царствует с верою, и от Тебя получает крепость, и при Твоем содействии неотразимо побеждает всякое бедствие, берет в плен врагов и держит их в подчинении.] Канон прочитывается полностью на утрене четверга (то есть накануне, в среду вечером) пятой недели поста, посвященной преподобной Марии Египетской. Вместе с ним на этом богослужении читается житие преподобной Марии Египетской . Эта длительная вечерняя служба в народе получила название «Мариино стояние». Канон Андрея Критского в  четверг (среду вечером) пятой недели Великого Поста

http://foma.ru/kanon-andreya-kritskogo.h...

Чудотворная икона Божией Матери, писанная знаменитым изографом Иваном Андреевым Чировым в 1464 году, находится в алтаре около жертвенника в богатой сребропозлащённой ризе. На обратной стороне иконы восстановлена древняя подпись, бывшая на самой иконе, из коей видно, что сей образ принесён в 1464 году 29 июля, что его писал в Нижнем Новгороде Иван Андреевич Чиров, а возобновлена и позлащена при настоятеле иеромонахе Гедеоне в 1750 году. Икона эта высокохудожественного письма, в греческом стиле. От этой иконы совершается много чудесных знамений. 26.08. Владимирская – во Флорищевой пустыни 95 В том же соборе Флорищевой пустыни находится и другая чудотворная икона Владимирской Божией Матери, писанная почти чрез 200 лет после первой – в 1660 году. Икона поставлена в алтаре по правую руку, около жертвенника. Размер иконы не превышает 1 аршин 7 вершков в Владимирская – во Флорищевой пустыни вышину и одного аршина в ширину. Посреди иконы изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем. На полях приписаны следующие изображения, в трёх кругах вверху: уготование престола, престол Господень и архангелы Михаил и Гавриил; на престоле пелена и Евангелие, но не видно голубя. На боковых полях в двух овалах один под другим: с левой стороны – святые Силуан и Андрей Критский ; с правой стороны – архидиакон Стефан и прп. Пимен. И, наконец, в самом низу, в трёх кругах в ряд: св. Феодор Тирон, св. Мария Египетская и св. Феврония, изображены в клеймах, фигуры почти поколенные. Рисунок этой иконы очень правилен; типы верны природе изображённых лиц, письмо оконченное, тонкое, колорит светел, краски разнообразны. Внизу помещена надпись полууставом: «В Лето от сотворения мира 7168 году, от воплощения же Бога Слова 1660 года, написан сей образ Богородицы с Предвечным Младенцем в Богоспасаемом царствующем граде Москве изографом Симоном Ушаковым с учеником его Андреем Владимировым в Гороховский уезд в лавру Успения Пресвятой Богородицы, что на Красных Флорищевых горах, на реке, глаголемой Лух, в память по своих родителях схимонахе Филарете, схимонахе Савватии, схимонахе Сергии, Татиане, Андрее и прочих, их же имена в синодик вписаны; и нас, егда преидем от сего света, просим поминати». 31.08. Положение пояса Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Служилый «дворянин московский» и «царский изограф» Симон (в крещении Пимен) Федорович Ушаков (1626-1686) глубоко почитал В. и. Из 11 сохранившихся Богородичных икон его кисти 4 - В. и. Самое раннее из известных произведений Ушакова - точный список чудотворной В. и., созданный им в 1652 г. для ц. арх. Михаила в Овчинниках в Москве (104 ´ 70 см; ГТГ). На обороте изображен Голгофский крест с орудиями Страстей; над нижней шпонкой надпись: «Лета 7160 году списана сия икона с самыя чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы Владимирския и мерой, а писал государев иконописец Симон Федоров...» Возможно, он поновлял святыню (как в последние годы поновлял мн. древние иконы) и снял с нее прорись. Письмо традиц. иконописное, но лик Богоматери с мягким живым выражением глаз имеет крупные, рельефные черты. Владимирская икона Божией Матери с Престолом уготованным и избранными святыми на полях. Симон Ушаков. 1660 г. (ГВСМЗ) Владимирская икона Божией Матери с Престолом уготованным и избранными святыми на полях. Симон Ушаков. 1660 г. (ГВСМЗ) 2 В. и. были созданы Ушаковым с учениками для Успенского собора Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., настоятелем к-рой был родственник иконописца игум. Иларион (с 1682 митрополит Суздальский). 1-я икона кисти Ушакова из пустыни не сохранилась. Она была «строгого иконописного стиля» и «прекрасного письма», украшена ризой в 1792 г. и вставлена в икону с сюжетными клеймами XVIII в. ( Георгиевский. 1896. С. 123-124). 2-я (105 ´ 70 см; ГВСМЗ) стояла в алтаре около жертвенника. Образ Богоматери в среднике, как и др. В. и. письма Ушакова, по иконографии точно повторяет древний чудотворный образ. Письмо пластически трактованных ликов выполнено по темному санкирю, крупные глаза изображены в «живоподобном натурализме». В центре верхнего поля, на «облачном» розовом фоне медальона,- «Престол уготованный с орудиями Страстей», в углах - поколенные образы архангелов в овалах. На нижнем и боковых полях в аналогичных овалах - святые: на левом - прп. Силуан и архиеп. Андрей Критский (по надписи XIX в.), на правом - архидиак. Стефан и прп. Пимен Великий, на нижнем - мч. Феодор Тирон, Мария Египетская и прп. Евфросиния Муромская. На нижнем поле - пространная надпись: «В лето… 1660 года написан сей образ… в… граде Москве изографом Симоном Ушаковым с учеником его Андреем Владимировым… в лавру Успения… в память по своих родителях схимонахе Филарете, схимонахе Савватие, схимонахе Сергие, Татиане, Андрее и прочих...»

http://pravenc.ru/text/154962.html

217-225; Sotiriou G. A., Sotiriou M. G. Icones du Mont Sinaï. Athènes, 1958. Vol. 2. Pl. 62, 77; Hemmerdinger-Iliadou D. Les données archéologiques dans la version grecque des sermons de St. Ephrem le Syrien//Сан. Arch. 1962. Vol. 13. P. 29-37; Leroy J. Les manuscrits syriaques à peintures conservés dans les bibliothèques d " Europe et de l " Orient. P., 1964. Vol. 1. P. 234-241; Vol. 2. P. 61; Der Nersessian S. L " Illusration des Psautiers grecs du Moyen-âge: Londres, Add. 19. 352. P., 1970. Pl. 113; Ми j . Менолог. С. 205, 277-279, 308, 333; Weitzmann K., Forsyth G. H. The Monastery of St. Catherine at Mount Sinai: The Icons. Princeton (N. Y.), 1976. Fig. 58; Mouriki D. The Mosaics of Nea Moni on Chios. Athens, 1985. Vol. 2. Pl. 74; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 508. Ил. 287, 339; Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le Programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. P. 81, 105, 274; Petkovi S . The Lives of Hermits in the Wall Painting of the Katholikon of the Monastery at Jošanica//Byzantine East, Latin West: Art-Hist. Stud. in Honor of K. Weitzmann. Princeton (N. Y.), 1995. P. 289-295; Уральская икона. Екатеринбург, 1998. Кат. 369; Acheimastou-Potamianou M. Icons of the Byzantine Museum of Athens. Athens, 1998. Cat. 31. P. 114-117; Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 125; Комашко Н. И., Каткова С. С. Костромская икона XIII-XIX вв.: Свод рус. иконописи. М., 2004. Кат. 59; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XIII в. СПб., 2004. С. 130, 496-497. Н. В. Герасименко Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) ПАМВА (ок. 303 - 373/4), прп. Нитрийский (Египетский) (пам. 18 июля; пам. зап. 1 июля), подвижник и наставник монахов

http://pravenc.ru/text/376984.html

БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! Вячеслав 28 февраля 2013, 13:04 Добродетели -- это дар Божий, за который фарисей справедливо благодарит Бога, но это не сам Христос. Способность стяжать Христа в сердце своём оказалась больше у того, кто этих добродетелей не имел... Слова Спасителя о Страшном суде, где Он, обращаясь к некоторым, говорит: " ... не Твоим ли именем мы изгоняли бесов? " , а затем осуждает их, наводят меня на страшную мысль о том, что не все имеющие добродетели спасутся... Люди праведной жизни советуют нам оправдывать ближних, а в себе искать недостатки. Александра 28 февраля 2013, 12:04 Большое спасибо за статью! Прочитала с большим интересом, буду думать. Н.Н. 28 февраля 2013, 11:53 ... " Может, и фарисей так же молился вскоре после описанного Господом эпизода? Не исключено. Бог «всем хочет спастись и в разум истины прийти». Не только мытарям, но и фарисеям в том числе... " . Может, но этого никто не знает. Мы не осуждаем фарисея, как человека, но обращаем внимание на НЕДОПУСТИМОСТЬ того, КАК он приносит своё покаяние! Согласитесь, что благодарить Бога за то, что у тебя нет каких-то грехов и плакать над своими грехами - совсем ни одно и тоже! О чём, собственно, и притча. ... " Так и «спасаемся»: не имея дел одного и смирения другого, превозносимся, тем не менее, над обоими, в худшем каждому подражаем, а лучшего и не касаемся. " А вот за эти слова - низкий Вам поклон, о.Нектарий, и огромное спасибо! Этот " диагноз " не в бровь, а в глаз! Ольга 28 февраля 2013, 11:45 Но как трудно, понимая свое внешнее достоинство, зная что все делаешь правильно, сознавать вместе с тем и свое недостоинство (и откуда его берут?)- мытарю здесь проще, так может и не надо ничего делать доброго, чтобы не погибнуть от превозношения над теми, кто не делает, но оказывается ближе к Богу? Если " внешнее " не имеет значения без " внутреннего " - то это отменяет все дела, достаточно поплакать перед смертью - и в рай! Ничто так не приводит к покаянию, как чувство своей вины - фарисей живет по совести и как ему заполучить " сердце сокрушенно и смиренно " ? Мытарь перечеркнул все его дела. Если бы Андрей Критский не согрешил, у нас бы не было Великого покаянного канона, если бы Мария Египетская так не пала, то не смогла бы и так вознестись, если бы Давид не убил и не соблудил, у нас бы не было 50 псалма, а нет греха - нет и покаяния. Бедный фарисей! Хочется перефразировать Грибоедова: " Мытари блаженствуют на свете! "

http://pravoslavie.ru/59834.html

В 1625 г. постригся в киево-печерской лавре в монахи, в следующем году сделан архимандритом, а в 1631 г., с согласия Владислава IV, во Львове посвящен в митрополита киевского. Защищая православие от нападений со стороны католичества, он писал много разных сочинений против католиков, а также позаботился об улучшении проповедничества церковного. Митрополит Петр Могила содействовал развитию церковной проповеди: распространением творений отеческих в переводах на южно-славянский язык, как в отдельных изданиях, так и в сборниках, учреждением коллегии, где обращено было особенно внимание на искусство составлять проповеди и проповедничество вообще (учреждение большой и малой Инструкции), изданием требника, где помещено семь учений и собственными проповедями. Признавая причиною упадка православия и успехов унии недостаток просвещенных пастырей и учителей церкви, П. Могила постарался устроить школу для образования юношества, и для приготовления учителей послал в заграничные коллегии и академии благонадежных молодых людей. Но пока это могло сделаться, чтобы доставить и не учившимся пастырям возможность бороться с иезуитами, посредством проповеди, он восстановил существовавшее в лавре братство ученых монахов, задачею которого было исправление богослужебных книг и перевод свято-отеческих писаний. Вместе с этим восстановил должность проповедника, существовавшую при лавре и других более знатных монастырях и церквах. Трудами братства составлялись сборники поучений и были предлагаемы П. Могилою пастырям в руководство для церковного назидания. Таких сборников дошло до нас достаточно; в них заключаются поучения разных отцев и учителей церкви. Напр., в «Сборнике слов на праздники владычни, богородицы, апостолов и всех святых, начинающиеся с сентября месяца на целое годище», помещены поучения: Златоуста, Василия в., Григория нисск., Григория неокесар., Епифания кипр., Кирилла алекс., Ефрема Сир., Андрея критск., Иоанна Дам., Феофилакта болгар., Астерия амас., Тарасия константинопольского и др.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Муч. Авдона, Сенниса, Олимпия, Максима. 31 Предпраздн. происхождения честнаго Креста. Св. прав. Евдокима. Апостол. Евангелие. Мчц. Иулитты. М. август 1+ Происхождение честн. древ честн. Креста. Если храм всемилост. Спаса: Апостол. Евангелие. (Парем. особенные.) Ап. и Ев. см. 7-го Мая. – 7-ми муч. Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Алима, и др. и матере их Соломонии и учит. Елеазара. Апостол. Евангелие. 2 Перенес. мощей первомч., архид. Стефана, Никодима, Гамалиила и Авива. Апостол. Евангелие. – Блаж. Василия, Моск. чуд. Сл. Препод. или Мученика. 3. Пр. Исаакия, Далмата и Фавста. Преп. Космы отшельника. – Пр. Антония Римлянина, Новгор. чудотв. Сл. Препод. 4. 7-ми отрок, иже во Ефесе, Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана и др. – Пр. мчц. Евдокии. 5 Предпр. Преображения Господня и Мч. Евсигния. Ап. и Ев. дне и завтрашний рядов., под зачало. С.мч. Фавия, папы. Мч. Понтия. Св. прав. Нонны, матери Григория Богослова . х 6 Преображение Господне. Апостол. Евангелие. (Парем. особен.) 7. Пр. мч. Дометия, Персиянина. Апостол. Евангелие. Муч. Марина воина и Астерия. Преп. Пимена Печерск., многоболезненного. Пр. Ора. 8. Св. Емилиана, испов., еп. Кизического. Пр. Григория Синад. Св. Мирона, чуд., еп. Критск. Явление чуд. иконы пресвятой Богородицы Толгской. х 9+ Ап. Матфия, причтенн. к 12-ти. Апостол. Евангелие. (Парем. общ.) Муч. Иулиана, Маркиана и проч. 10 Муч. и архид. Лаврентия, Сикста папы и др. с ними. 11. Муч. и архид. Евпла. Мчц. Сусанны дев. и др. Преп. Феодора и Василия Печер. 12. Муч. Фотия и Аникиты. С.мч. Александра, еп. Команск. 13. Пр. Максима испов.Бл. Максима. Мч. Ипполита, Конкордии и др. И отдание праздн. Преображения. 14. Предпр. Успения пресв. Богор. Прор. Михея. – Пренес. мощей Пр. Феодосия Печерск. 15 Успение пресвятой Богородицы. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Богород.) з54:57: (общ. Богор.). х 16+ Пренес. Нерукотворенн. Образа. Апостол. Евангелие. (Парем. особ.) Мч. Диомида врача. Преп. Херемона. 17. Муч. Мирона, пресв. Мч. Патрокла. Пр. Алипия, Печерск.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

—75— человеческого рассудка и все сказано на родном для них языке рассудка, логики и философии. Автор как бы великодушно сам ради них спускается «до кладенцов хананейских мыслей» (см. канон Андр. Критск.), из которых люди рассудка думают черпать и пить воду истины, и показывает, что истина не в этих кладенцах, a в камени веры Христе, из Которого текут реки воды живой и токи премудрости, источаемые верой. Как Феодицея, книга о. Павла может удовлетворить самый требовательный вкус, изощренный в философии и богословии. Раскрывается вся премирная глубина христианства, его необходимость для человека, освещается светом христианства и уясняется им высший смысл жизни и бытия мира и все: и частное, и основное в христианстве с необыкновенной ясностью выявляется в своем высшем смысле и единстве. Не знаю, – есть ли на Западе что-либо подобное, но в русской литературе подобного опыта феодицеи нет, и в этом смысле книга о. Павла явление исключительное. По нашему мнению она прекрасно дополняет то, что сказано в книге проф. Несмелова «Наука о человеке», но в другом плане исполнения. Как труд богословско-философский, книга автора от начала до конца православна. Автор ниспровергает господство в жизни рассудка и его претензии на монополию истины, утверждает необходимость христианской веры, утверждает догматы, утверждает духовный подвиг, утверждает и защищает церковь , открывает ложь ересей древних и новых по их существу, осуждает «новое религиозное сознание» современной интеллигенции, хлыстовство, хилиазм, культ плоти; исповедуя грех, как причину зла, он в благодати Св. Духа «утверждает силу препобеждающую грех и обновляющую тварь. По нашему мнению у автора в тех немногих словах обращения к читателю, в коих он касается отличия православия от католичества и протестантства, сказано для понимания православия гораздо более, чем в специальной статье одного профессора, напечатанной специально в американском журнале для уяснения этого вопроса. Книга о. Павла высоко научная; трудно сказать, в какой области научного знания автор не проявил себя

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010